ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
48
Элла ПАМФИЛОВА:
«НАМ НУЖНО
СООБЩ
ЕСТВО
ЛИЧНОСТЕЙ»
Элла Александровна ПАМ-
ФИЛОВА родилась в малень-
ком узбекском городке Ал-
малык, куда трагическая
судьба занесла ее русских
предков. Маленькая умница
и труженица прекрасно учи-
лась в школе, окончив ее с
золотой медалью, потом
столь же успешно в Москов-
ском энергетическом инсти-
туте. По окончании работала
инженером-технологом на
заводе, была активной об-
щественницей: возглавляла
заводской профком. Много
ли женщин с похожей судь-
бой проживает в России.
Но, видно, слишком яркой
была эта незаурядная лич-
ность, слишком большой
творческий и интеллектуаль-
ный потенциал таился за
очаровательной внешностью
этой изящной и хрупкой кра-
савицы, слишком неравно-
душное к людским бедам
сердечко билось в ее груди
(не зря ее называют народ-
ной заступницей). Вероятно,
все это да еще неустанный
труд, к которому Элла была
привычна с раннего детства,
и стало двигателем ее уни-
кальной карьеры и вполне
заслуженной, поистине ми-
ровой известности женщи-
ны-политика, пользующейся
к тому же огромным довери-
ем среди россиян.
ем были Ваши родители.
– Мама – бухгалтером, кас-
сиром. Отец – водителем. Он
ушел на войну мальчишкой
16-ти лет, дошел до Берлина. Вернулся,
имея не только военные впечатления:
он увидел другой мир, пройдя через
всю Европу. У него осталась после этого
страсть к культуре, самообразованию,
познанию. Отец был очень эрудирован-
ным человеком, много читал и приучил
к чтению меня. У него был прекрасный
врожденный вкус. Он много знал, его
все интересовало. И мне эту жажду по-
знания, любовь к книгам привил.
– В школе Вы были активной де-
вочкой.
– Да, у меня натура такая – не могу
быть равнодушной к тому, что проис-
ходит вокруг меня. А если тебя что-то
задевает, ты невольно оказываешься в
центре событий. Я жила в маленьком
южном городе, где люди нараспашку
открыты друг другу, живут одной семь-
ей, очень дружно.
Вручение Э. Памфиловой
Золотого Почетного знака
«Общественное признание»
Вручение Э. Памфиловой
Золотого Почетного знака
«Общественное признание»
pg_0002
49
А вот ее краткий послужной
список, ступени роста за-
водского инженера. В 1989
году избрана народным де-
путатом СССР, членом Вер-
ховного Совета СССР. Была
членом Комитета по эколо-
гии и рациональному ис-
пользованию природных
ресурсов, Комиссии по
борьбе с коррупцией и сек-
ретарем Комиссии по во-
просам привилегий и льгот.
С ноября 1991 года по фев-
раль 1994-го – министр со-
циальной защиты населе-
ния России. В 1993 году из-
брана депутатом Государ-
ственной думы. Работала
в Комитете по труду и соци-
альной политике. Одновре-
менно возглавляла на об-
щественных началах Совет
по социальной политике
при президенте России.
В 1995 году снова избрана
в Госдуму. Входила в депу-
татскую группу «Российские
регионы», межфракцион-
ные объединения «Анти-
НАТО» и «Границы России»,
работала в Комитете по бе-
зопасности. Элла Памфило-
ва является инициатором
создания Общероссийского
общественного движения
«За здоровую Россию».
В 1998 году вместе со свои-
ми единомышленниками
создала Общероссийское
общественно-политическое
движение «За гражданское
достоинство». Его кредо –
предотвратить духовный
распад и физическую де-
градацию населения Рос-
сии, поддержать наиболее
активных, дееспособных,
творческих людей в их дея-
тельности по возрождению
и процветанию страны.
Кавалер Золотого Почетно-
го знака «Общественное
признание».
– Давайте окунемся в Ваше сего-
дня: от чего у Вас душа болит, чем
Вы живете.
– Спрашивают: в чем заключается
счастье человека, когда он ощущает се-
бя счастливым. Я думаю, тогда, когда
он начинает понимать свое предназна-
чение, зачем он пришел в этот мир. Не-
которые могут всю жизнь прожить и не
понять этого. У них все может быть
благополучно, а ощущения радости
нет. Я интуитивно чувствовала это и ис-
кала себя, свое место. Когда я стала
министром социальной защиты, на ме-
ня обрушилось столько людского горя!
Вся изнанка, вся боль людская... Никто
не шел с радостью, только с горем. К
тому же я сделала министерство откры-
тым, и сама вела прием, и заместители
принимали посетителей. Для многих
ему надо помочь. Я поняла, что мое
предназначение – помогать тем, у кого
есть какая-то частичка живой души и
хоть какая-то надежда на оздоровле-
ние, не только физическое, но и душев-
ное. Это работа долгосрочная, результа-
тов которой ты можешь не увидеть. Я
это знаю, и меня это не огорчает. Моя
задача – поддержать. Если говорить о
сегодняшнем дне, что у нас самое тяже-
лое. Дети. Ребенком надо заниматься,
когда его потенциальная мама еще в
школе учится. Потому что как сформи-
руется мировоззрение мамы и папы, их
физическое и духовное здоровье, какой
они будут вести образ жизни – все это
они заложат в своего будущего ребенка.
Мне хочется изменить приоритеты, я
все время об этом говорю. Мы не закла-
дываем здоровую основу, а постоянно
несчастных мы были последней надеж-
дой и не могли отпускать таких людей
ни с чем, должны были помочь, под-
сказать выход, хотя бы выслушать, что-
бы человек понимал, что он кому-то
нужен. Это был очень сложный период.
Мучило чувство вины и отчаяния из-за
того, что так много страдающих людей,
а я не могу всем помочь.
– И что произошло дальше.
– Много у меня было и разочарова-
ний, и проблем, и сложностей. Только
через несколько лет я поняла, что нель-
зя всем подряд помогать. Многих по-
мощь развращает, лишает инициативы,
превращает в пассивных иждивенцев.
Это очень опасное состояние, когда че-
ловек не борется за свое существова-
ние, не ищет выход, а пассивно погло-
щает то, что ему дают. Помогать надо
прежде для того, чтобы побудить чело-
века что-то делать самому, не сдавать-
ся. А если это удалось и ты видишь, что
человек начинает карабкаться, изо всех
сил преодолевать трудности – вот тут
бьемся с негативными последствиями.
У нас на это уходят все средства, все си-
лы и не хватает на государственном, на
общественном уровне времени хоть на
минуту остановиться и посмотреть со
стороны на этот бесконечный тупико-
вый процесс. Хоть раз остановиться!
И заложить правильную основу нашего
бытия. Тем более сейчас. То, о чем я го-
ворила пять, семь лет назад, сегодня
становится истиной. Когда я говорила,
что надо заниматься человеком, разви-
тием личности, что это даже экономи-
чески рентабельно, тогда это не вос-
принималось. Меня не слышали. Нет,
мы сейчас в эйфории построим рыноч-
ную экономику, у нас будет много де-
нег, а потом займемся всем остальным.
Но так не бывает. Это очень узкий, пло-
ский подход. Сейчас это осознали, но
сколько времени потеряли! Увидели
демографические проблемы, а мы еще
6–7 лет назад криком кричали о том,
что качество генофонда плохое, что
с таким качеством мы через 20–30 лет
В Чечне
В Чечне
pg_0003
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
50
станем обществом немощных деби-
лов. Мы били тревогу по этому поводу,
но нас не слышали. Не нужно было ни-
каких материальных затрат, надо было
только изменить приоритеты.
– Как Вы думаете, почему так
происходит.
– У нас в обществе не сложилась си-
стема ценностей, система цели. На осно-
ве наших традиций, истории, опыта мы
не сформировали ориентиры и не осо-
знали в новой, стремительно развиваю-
щейся ситуации, на фоне хаотичных ка-
таклизмов (я не могу назвать это рефор-
мами), себя как народ, как нацию. Мы
никак не можем сформировать прием-
лемую для России стратегию развития. У
нас идут процессы духовного, физиче-
ского распада, деградации параллельно
с процессами самоосознания, чего-то
созидания и т. д. Получается 50 на 50.
Пока в хаосе. А мы должны сделать ка-
кой-то прорыв, во всем этом хаосе оп-
ределить золотой стержень – мировоз-
зренческий, духовный, нравственный.
Осознать себя как народ: что нас объ-
единяет, таких разных. Что есть такое
важное и главное в нас, что позволит
нам гордиться собой и своей страной.
Мы же долгое время занимались само-
уничижением. Произошел огромный
перепад: мы считали себя гражданами
великой страны, великим народом,
а потом – мы стали такие-сякие, ни к че-
му не пригодные, а вот на Западе как все
хорошо... С нашей историей, с нашей
культурой и вдруг мы стали себя топтать
сами! Это самое ужасное, потому что,
когда ты сам себя топчешь, значит, себя
не уважаешь. Вы посмотрите, какое в
обществе равнодушие и озлобленность,
черствость и агрессивность по отноше-
нию друг к другу. Мы перестали уважать
себя и друг друга, и в результате нас как
страну, как народ перестали уважать.
– Это продолжается и сегодня.
– Сейчас тенденция немножко ме-
няется, феномен Путина играет свою
роль. Люди цепляются за любую соло-
минку, и когда они видят консолидиру-
ющую фигуру, человека, который пы-
тается что-то сделать, у них возрожда-
ется надежда. Люди постепенно стали
обретать себя, свое достоинство. Для
нас это самое главное – обрести свое
достоинство, самоуважение, поверить
в себя, в свои силы, в того, кто рядом,
помочь друг другу. А когда ты начина-
ешь уважать себя, то и других уважа-
ешь. Для нас это задача номер один.
Чтобы наше апатичное, ленивое, бес-
форменное общество превратилось
в сообщество личностей, уважающих
себя. Тогда и нас как народ, как обще-
ство и как страну будут уважать другие.
Но у нас пока нет на это общественной
воли. Нам очень важно сформировать
ее и мобилизовать личную и общест-
венную волю на самосохранение и раз-
витие. Только волевое общество может
сформировать сильное государство,
сильное в том смысле, что государство
станет механизмом защиты общества.
Только волевое общество может со-
брать страну и заставить себя уважать.
Мы постоянно ищем каких-то внешних
врагов – и те виноваты, и эти, то Запад,
то Восток, но враг сидит в нас самих.
Мое мировоззрение именно в этом.
Мы ссылаемся на Запад, а там образ
жизни, связанный с системой потреб-
ления, выбивания из человека денег,
оставляет лишь видимость демократи-
ческого общества. На самом деле нет
там никакой свободы прессы, есть
только разные точки зрения хозяев из-
даний. Все заорганизовано, монополи-
зировано, все работает на огромные
корпорации, занимающиеся выкачива-
нием денег из человека. Сначала тебя
кормят беспрерывно рекламируемыми
попкорнами и гамбургерами, потом
пугают болезнями из-за избыточного
веса и выкачивают 4 миллиарда долла-
ров в год на средства для похудения, в
результате чего окончательно разруша-
ют здоровье, – и начинается новая ста-
дия: выкачиваются деньги на лечение,
на лекарства. Тратятся огромные сред-
ства на рекламу, которые потом закла-
дываются в стоимость рекламируемых
товаров. Человека беспрерывно потро-
шат, как курицу, причем не только ма-
териально, но и морально. Мы должны
перестать бездумно копировать то, что
предлагают все эти западные и восточ-
ные «специалисты», надо исходить из
того, что мы сами хотим.
– Чего же нам не хватает.
– Я считаю, что для нас самое глав-
ное – человеческое развитие. Быть не
толпой, которой можно манипулиро-
вать, удобной для власти и послуш-
ной: захотел – загнал ее в одно поли-
тическое стойло, захотел – в другое. Это
очень опасно, в том числе и для власть
предержащих, потому что такая толпа
сегодня тебя возвеличивает, а завтра
эта же толпа, превратившись в лениво
лежащего на печи Емелю, скажет: мы
тебя назначили щукой, ну-ка лови нам
золотую рыбку. А если не справляешься
– мы тебя зажарим на костре. Сегодня
возвеличили, а завтра выбросили и за-
топтали. Толпа может быть до опреде-
ленного момента послушной, но может
быть и агрессивной, и жестокой,
и опасной, поскольку она бездумна.
Значит, нельзя превращать народ в тол-
пу. Нам нужно сообщество личностей.
С учительницей из Чечни
З. Магомаевой и группой
ребят – участников
спектакля «Пришло время»
На одной
из конференций,
организованной
Независимой
организацией
«Гражданское
общество»
pg_0004
51
продолжается. Власти стало с нами
легче разговаривать. Поэтому она про-
тянула руку. Власть поняла, что наш
опыт и энтузиазм чего-то стоят. Россия
богата людьми, которые делают уни-
кальные вещи, мы просто не умеем по-
давать себя, как на Западе. У нас в ка-
кой-то Тьмутаракани такой уникаль-
ный опыт может обнаружиться, какого
нигде в мире нет.
По поводу того, что общество не го-
тово... Да, большая часть общества
у нас аморфна, пассивна, безынициа-
тивна, ленива, люди не верят в себя,
рассуждают: от меня ничего не зави-
сит, я ничего не могу изменить. Не на-
до ориентироваться на большинство,
всегда наиболее активное, продвину-
тое, ответственное меньшинство дви-
гает общество и меняет его качество.
и государства. У нас всегда государство
давило, подминало под себя общество.
Но мы должны понять, что государство
– это только общественный механизм,
что страна нормальна только тогда, ког-
да общество выступает за формирова-
ние системы ценностей, системы целей.
Важно и то, как оно под эти цели выст-
раивает государственную систему
и власть. Мы должны к этому прийти.
Пока до этого далеко, но хорошо уже
то, что власть осознала это и сделала
шаг навстречу обществу. Теперь важно
создать благоприятную почву для раз-
вития гражданской инициативы, граж-
данской ответственности. Это зависит
от власти, но это зависит и от общества,
от того, как оно будет отстаивать свои
интересы. Люди должны понять, что
гражданское общество – это не что-то
У нас долгие годы царила система
коллективной безответственности, по-
том государство стремительно сброси-
ло с себя все социальные обязательства
перед людьми. Общество не было к это-
му готово. Мы привыкли к тому, что го-
сударство за нас решало наши пробле-
мы. Общество оказалось не готово взять
на себя ответственность за себя же. Эту
задачу взяла на себя наиболее активная
часть населения. Стали множиться об-
щественные организации. В обществе
пошли процессы осознания своей роли.
Ситуация стала постепенно меняться.
– Но как все-таки далека от со-
вершенства наша Россия! Что же на-
до сделать такое, чтобы, не кривя
душой, назвать, наконец, свою
страну, если не абсолютно цивили-
зованной, то хотя бы нормальной.
– Страна может быть нормальной,
когда в ней соблюден баланс интере-
сов личности, семьи, общества и госу-
дарства. А это предполагает и ответст-
венность личности, общества, семьи
отстраненное от конкретного человека.
Оно касается каждого. Сейчас прово-
дится эксперимент в связи с жилищно-
коммунальной реформой. Разве это не
касается каждого гражданина. Чем за-
кончится этот эксперимент, каковы бу-
дут последствия реформы. Это зависит
от активности общественности, то есть
от каждого конкретного человека. Ре-
форма образования, судебная, военная
и т. д. – это тоже касается каждого. Мы
будем иметь то, что будем иметь. И как
бы нам снова не пришлось жаловаться,
что все реформы бьют людей по хребту.
А если люди самоорганизуются и заявят
свою волю – они обязательно будут ус-
лышаны. Общество должно корректи-
ровать действия чиновников на каж-
дом уровне. Вот что значит ответствен-
ное общество, которое не пускает на са-
мотек и не отдает в руки чиновников
свою судьбу и свою жизнь. Я думаю,
что мы к этому придем. Мы уже идем
к этому, правда, пока очень медленно.
Беседу вела Раиса ФИРСТОВА
Оно диктует другое качество жизни,
другое мировоззрение. Вот наша зада-
ча. Сообщество ответственных личнос-
тей дает ответственное общество, от-
ветственное государство. Вся политика
должна быть другая. Политика, кото-
рая не сбивает людей с ног, не плодит
из здоровых молодых мужиков соци-
альных инвалидов, выбивая их из жиз-
ни. А наоборот, помогает, как говорит-
ся, инвалиду без ног встать на ноги. Вот
чем я занимаюсь, к чему стремлюсь.
– После состоявшегося осенью
прошлого года Гражданского фору-
ма заговорили о том, что власть
протянула руку обществу. Рассуж-
дают, готово оно ее принять или не
готово. А Вы как думаете.
– Еще до этого форума, весной 2001
года, движение «Гражданское достоин-
ство» провело беспрецедентное по сво-
им масштабам мероприятие: Всерос-
сийскую конференцию неправительст-
венных организаций «Гражданское об-
щество – детям России». Все регионы
были представлены, 1200 человек, око-
ло 700 организаций со всей России, ко-
торые занимаются образованием, эко-
логией, реабилитацией, охраной здо-
ровья, краеведением, патриотическим
воспитанием и т.д. Собрали энтузиас-
тов, которые работают с детьми. И вот
чем я особенно горжусь из того, что нам
удалось сделать. Многие организации
между собой конкурируют, не находят
общий язык и точки соприкосновения.
А на этой конференции все работали,
как говорится, голова к голове. Люди
стали находить общий язык, стали до-
говариваться по проблемам, которые
их всех волнуют, в интересах детей, ра-
ди которых они трудятся. Люди поняли:
да, есть много того, что нас разъединя-
ет, но есть немало и того, что объединя-
ет, а главное – общая тревога и общая
боль из-за того, что происходит с деть-
ми. Наши дети терпят социальное бед-
ствие! Что-то надо делать. Мы стали
вырабатывать согласованную позицию
все вместе. Эта конференция послужи-
ла очень мощным толчком к тому, что-
бы все увидели размеры этой пробле-
мы. В отличие от других организаций,
которые работают в этих сферах, нам
удалось, не выстраиваясь в какую-то
вертикаль, не создавая жесткую орга-
низацию, наладить взаимодействие
400 с лишним организаций. Мы созда-
ли координационный совет, свой сайт
в Интернете, мы обмениваемся инфор-
мацией, у нас идет взаимодействие на
разных уровнях – по горизонтали, по
вертикали. Вот что нам удалось сде-
лать. Шаг за шагом мы все вместе ре-
шали, что нужно сделать, какие меры
предпринять, чтобы изменить ситуа-
цию с детьми. И эта системная работа
В храме