24
22 апреля 2002 года в Зеркальном зале
Современного Гуманитарного универси-
тета в рамках долгосрочного проекта по
сохранению и приумножению интеллек-
туального потенциала страны «XXI век.
Образование. Интеллект. Информацион-
ное общество» прошел Всероссийский
общественный симпозиум «Граждан-
ское общество и проблемы развития ин-
форматизационно-телекоммуникацион-
ных технологий». Организовали и прове-
ли это мероприятие Независимая органи-
зация «Гражданское общество», Нацио-
нальный фонд «Общественное призна-
ние» и Современный Гуманитарный уни-
верситет при активном участии и под-
держке Министерства образования РФ.
Темы, которые были затронуты на симпозиуме, без преуве-
личения можно назвать одними из наиболее актуальных для
нашего общества, поскольку совершенно очевидно, что в со-
временном мире развитие систем коммуникаций, в том числе и
в системе образования, позволяющих людям преодолевать гра-
ницы общения, являются обязательным условием существова-
ния и развития гражданского общества.
Целью проведенного в СГУ Всероссийского общественного
симпозиума было содействие развитию информатизационно-
телекоммуникационных технологий в системе российского
образования, популяризация отечественных разработок и все-
го российского научного потенциала в этой сфере, в том числе
и для привлечения в Россию зарубежных инвестиций, форми-
рование более благоприятного образа нашей страны как ис-
точника высококвалифицированных кадров в области инфор-
мационных технологий», поддержка и помощь российским
вузам в деле внедрения современных технологий в систему
отечественного образования.
В мероприятии приняли участие и выступили министр обра-
зования РФ В.М. Филиппов, руководители профильных комите-
тов Совета Федерации и Государственной думы Федерального
Собрания РФ, ректоры высших учебных заведений, директора на-
учно-исследовательских институтов, лидеры общественных и не-
правительственных организаций, известные ученые и социологи.
Участники симпозиума смогли ознакомиться с опытом ра-
боты российских высших учебных заведений в области исполь-
зования информационных технологий, в частности в области
дистанционного обучения, на примере ведущих российских ин-
ститутов и университетов, таких как Современный Гуманитар-
ный университет, Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики, МВТУ им. Н.Э. Баумана,
Томский государственный университет и многих других.
Перед началом работы симпозиума ректор Современного
Гуманитарного университета профессор Михаил Карпенко
продемонстрировал гостям достижения, которых этому учебно-
му заведению удалось добиться за десятилетие своего сущест-
вования. И здесь действительно есть, чем гордиться. На сего-
дняшний день университет является крупнейшим негосударст-
венным высшим учебным заведением России, он имеет 240
учебных центров в нашей стране и 45 учебных центров в стра-
нах СНГ и дальнего зарубежья, в которых обучаются более 110
тысяч студентов. Современный Гуманитарный университет
использует в учебном процессе спутниковое образовательное
телевидение, а с сентября 2000 года в университете задейство-
ван собственный спутниковый телепорт.
Выступая перед участниками симпозиума, ректор СГУ отме-
тил: «Сегодня система образования в России получила серьез-
ный дополнительный импульс от внедрения в образователь-
ные процессы информационных технологий и телекоммуника-
ций, а отрасль образования стала лидером в использовании
подобных современных технологий. Мы должны перешагнуть
границы России. Образовательный потенциал, который накоп-
лен в нашей стране за десятилетия, если не сказать за столетия,
должен быть открыт для всего мира. Благодаря телекоммуни-
кациям и информационным технологиям мы должны дать воз-
можность не просто всему миру, а в первую очередь странам с
низким образовательным цензом, воспользоваться нашими
достижениями в области науки и образования – и на сего-
дняшний день это одна из наших основных задач».
Но все же основной темой симпозиума была проблема
развития информационных и телекоммуникационных техно-
логий в России и их роль в становлении гражданского общест-
ва в нашей стране. И здесь совершенно очевидно, что без ак-
тивного взаимодействия общественных организаций, граж-
данских объединений, коммерческих структур, государства,
образовательных и научных центров невозможно прийти к
декларируемым целям и решить сложнейшие задачи, стоящие
перед всеми нами в этой сфере.
Открывая симпозиум, председатель Правления Независи-
мой организации «Гражданское общество» и Национального
фонда «Общественное признание» Сергей Абакумов по этому
поводу отметил: «Одним из самых важнейших результатов рас-
пространения информационных и коммуникационных техноло-
гий и проникновения их во все сферы общественной жизни яв-
ляется создание технологических предпосылок для развития
гражданского общества за счет реального обеспечения прав
граждан на свободный и оперативный доступ к информации, в
том числе, и через глобальную сеть Интернет. К сожалению, Рос-
сия, несмотря на сравнительно высокие темпы развития инфор-
мационных технологий в последнее десятилетие, в силу различ-
ных причин не смогла обеспечить сокращение разрыва с промы-
шленно-развитыми странами в уровне информатизации систе-
мы народного образования, экономики и в целом всего общест-
ва. Тем не менее процессы информатизации уже активно идут
ГРАЖ
ДАНСКОЕ ОБЩ
ЕСТВО
И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ