24
22 апреля 2002 года в Зеркальном зале
Современного Гуманитарного универси-
тета в рамках долгосрочного проекта по
сохранению и приумножению интеллек-
туального потенциала страны «XXI век.
Образование. Интеллект. Информацион-
ное общество» прошел Всероссийский
общественный симпозиум «Граждан-
ское общество и проблемы развития ин-
форматизационно-телекоммуникацион-
ных технологий». Организовали и прове-
ли это мероприятие Независимая органи-
зация «Гражданское общество», Нацио-
нальный фонд «Общественное призна-
ние» и Современный Гуманитарный уни-
верситет при активном участии и под-
держке Министерства образования РФ.
Темы, которые были затронуты на симпозиуме, без преуве-
личения можно назвать одними из наиболее актуальных для
нашего общества, поскольку совершенно очевидно, что в со-
временном мире развитие систем коммуникаций, в том числе и
в системе образования, позволяющих людям преодолевать гра-
ницы общения, являются обязательным условием существова-
ния и развития гражданского общества.
Целью проведенного в СГУ Всероссийского общественного
симпозиума было содействие развитию информатизационно-
телекоммуникационных технологий в системе российского
образования, популяризация отечественных разработок и все-
го российского научного потенциала в этой сфере, в том числе
и для привлечения в Россию зарубежных инвестиций, форми-
рование более благоприятного образа нашей страны как ис-
точника высококвалифицированных кадров в области инфор-
мационных технологий», поддержка и помощь российским
вузам в деле внедрения современных технологий в систему
отечественного образования.
В мероприятии приняли участие и выступили министр обра-
зования РФ В.М. Филиппов, руководители профильных комите-
тов Совета Федерации и Государственной думы Федерального
Собрания РФ, ректоры высших учебных заведений, директора на-
учно-исследовательских институтов, лидеры общественных и не-
правительственных организаций, известные ученые и социологи.
Участники симпозиума смогли ознакомиться с опытом ра-
боты российских высших учебных заведений в области исполь-
зования информационных технологий, в частности в области
дистанционного обучения, на примере ведущих российских ин-
ститутов и университетов, таких как Современный Гуманитар-
ный университет, Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики, МВТУ им. Н.Э. Баумана,
Томский государственный университет и многих других.
Перед началом работы симпозиума ректор Современного
Гуманитарного университета профессор Михаил Карпенко
продемонстрировал гостям достижения, которых этому учебно-
му заведению удалось добиться за десятилетие своего сущест-
вования. И здесь действительно есть, чем гордиться. На сего-
дняшний день университет является крупнейшим негосударст-
венным высшим учебным заведением России, он имеет 240
учебных центров в нашей стране и 45 учебных центров в стра-
нах СНГ и дальнего зарубежья, в которых обучаются более 110
тысяч студентов. Современный Гуманитарный университет
использует в учебном процессе спутниковое образовательное
телевидение, а с сентября 2000 года в университете задейство-
ван собственный спутниковый телепорт.
Выступая перед участниками симпозиума, ректор СГУ отме-
тил: «Сегодня система образования в России получила серьез-
ный дополнительный импульс от внедрения в образователь-
ные процессы информационных технологий и телекоммуника-
ций, а отрасль образования стала лидером в использовании
подобных современных технологий. Мы должны перешагнуть
границы России. Образовательный потенциал, который накоп-
лен в нашей стране за десятилетия, если не сказать за столетия,
должен быть открыт для всего мира. Благодаря телекоммуни-
кациям и информационным технологиям мы должны дать воз-
можность не просто всему миру, а в первую очередь странам с
низким образовательным цензом, воспользоваться нашими
достижениями в области науки и образования – и на сего-
дняшний день это одна из наших основных задач».
Но все же основной темой симпозиума была проблема
развития информационных и телекоммуникационных техно-
логий в России и их роль в становлении гражданского общест-
ва в нашей стране. И здесь совершенно очевидно, что без ак-
тивного взаимодействия общественных организаций, граж-
данских объединений, коммерческих структур, государства,
образовательных и научных центров невозможно прийти к
декларируемым целям и решить сложнейшие задачи, стоящие
перед всеми нами в этой сфере.
Открывая симпозиум, председатель Правления Независи-
мой организации «Гражданское общество» и Национального
фонда «Общественное признание» Сергей Абакумов по этому
поводу отметил: «Одним из самых важнейших результатов рас-
пространения информационных и коммуникационных техноло-
гий и проникновения их во все сферы общественной жизни яв-
ляется создание технологических предпосылок для развития
гражданского общества за счет реального обеспечения прав
граждан на свободный и оперативный доступ к информации, в
том числе, и через глобальную сеть Интернет. К сожалению, Рос-
сия, несмотря на сравнительно высокие темпы развития инфор-
мационных технологий в последнее десятилетие, в силу различ-
ных причин не смогла обеспечить сокращение разрыва с промы-
шленно-развитыми странами в уровне информатизации систе-
мы народного образования, экономики и в целом всего общест-
ва. Тем не менее процессы информатизации уже активно идут
ГРАЖ
ДАНСКОЕ ОБЩ
ЕСТВО
И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИ
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ
pg_0002
25
практически во всех общественных и государственных областях
и сферах, включая и систему российского образования.
И в связи с этим одной из главных задач, осуществляемой
Независимой организацией «Гражданское общество» долго-
срочного проекта по сохранению и приумножению интеллекту-
ального потенциала страны «XXI век. Образование. Интеллект.
Информационное общество» и, в частности, проводимого в его
рамках нынешнего общественного симпозиума «Гражданское
общество и проблемы развития информатизационно-телеком-
муникационных технологий», является объединение усилий
общественных и гражданских организаций, представителей
культурной, деловой и интеллектуальной элиты общества со
всеми ветвями власти в создании реальных механизмов взаи-
модействия и выработке практических рекомендаций и соот-
ветствующих совместных программ по всемерному развитию и
внедрению не на словах, а на деле, на федеральном и регио-
нальном уровне информационных и телекоммуникационных
технологий в систему российского образования».
С основным докладом на симпозиуме выступил министр об-
разования Российской Федерации Владимир Филиппов, кста-
ти, недавно избранный членом Президиума Независимой орга-
низации «Гражданское общество». Его выступление было до-
вольно эмоциональным, но при этом совершенно конкретным:
«Прежде всего, именно государство заинтересовано в развитии
отрасли информационных технологий и телекоммуникаций, и в
последнее время оно начало уделять этой сфере все большее
внимание. Более того, со стороны власти уже предпринимаются
совершенно конкретные действия в направлении развития вы-
соких информационных технологий в России. Так, относительно
недавно была принята федеральная целевая программа «Элек-
тронная Россия (2002–2010 годы)», которая на данный момент
является одним из наиболее цельных документов в области
внедрения и массового распространения информационных и
коммуникационных технологий, обеспечения прав на свобод-
ный поиск, получение, передачу, производство и распростране-
ние информации, расширения подготовки специалистов по ин-
формационным и коммуникационным технологиям и квалифи-
цированных пользователей.
Сейчас нам необходимо сосредоточиться на пяти наиболее
принципиальных направлениях программы. Первое – собствен-
но компьютеризация школ и вузов по всей стране, второе – по-
вышение квалификации преподавателей, третье – создание
сетей распространения информации, четвертое – создание и со-
вершенствование электронного образовательного продукта и
пятое – создание ресурсных центров, но ресурсных центров не
только ремонтных, а ресурсных еще и с точки зрения организа-
ционной, с точки зрения повышения квалификации, методичес-
кой работы и так далее. И надо сказать, что на этом пути нам уже
многое удалось сделать. На сегодняшний день мы завершили
программу компьютеризации сельских школ. Сейчас сельские
школы имеют то, чего нет у девяноста процентов московских
школ – современные «Пентиумы» четвертого поколения, трид-
цать си-ди-ромовских дисков с программами по физике, химии,
математике, истории и так далее. В этом году мы проведем по-
добную работу по компьютеризации городских и поселковых
школ. Одновременно мы объявили конкурс на так называемую
асимметричную трансляцию сигнала со спутника на все россий-
ские школы, в соответствии с которой мы начнем транслировать
электронные образовательные продукты, которые будут вклю-
чать в себя энциклопедии; справочники для учителей, справоч-
ный и учебный материал для учащихся и многое, многое другое.
В этом году данная программа начнет реализовываться. Но, ко-
нечно же, мы не сможем охватить сразу все и всех. В идеале на-
шей основной задачей является налаживание устойчивой обрат-
ной связи, чтобы школы и другие образовательные учреждения
в свою очередь сами выходили на нас, заказывали себе нужный
учебный материал, работали через нашу систему в Интернете и
так далее. Кроме того, мы также объявили конкурс на создание
электронного образовательного продукта по всем дисциплинам
школьного учебного плана: по физике, химии, математике, био-
логии, истории и др. Причем это должен быть не просто учебный
материал, это должен быть еще и рабочий материал для учаще-
гося, и методический материал для учителя. Более того, все ла-
бораторные работы уже в этом году будут также сделаны в рам-
ках электронного образовательного продукта. Так что работа в
этом направлении ведется, причем весьма активно».
Перед собравшимися также выступил член Президиума Не-
зависимой организации «Гражданское общество», председа-
тель Комитета Совета Федерации по науке и образованию Вла-
димир Никитов: «Прежде всего, хочу сказать, что тема сего-
дняшнего симпозиума очень актуальна и чрезвычайно важна
не только для развития образования, а, как здесь уже было от-
мечено, и для развития гражданского общества в нашей стра-
не. И здесь уже многое делается, в том числе и высшими орга-
нами законодательной власти России. Например, Совет Феде-
рации, который я сегодня здесь представляю, уделяет вопро-
сам развития современных телекоммуникационных техноло-
гий и дистанционного образования большое внимание. Ровно
год назад нами были проведены парламентские слушания
«Дистанционное обучение: проблемы и перспективы разви-
тия», где были выработаны серьезные рекомендации, которые
уже воплощаются в жизнь. В частности, теперь российское за-
конодательство предоставляет образовательному учреждению
право на самостоятельный выбор методик обучения и не со-
держит записи о том, какие используются формы и технологии
ведения образовательного процесса. Однако в результате на
практике при применении дистанционных технологий в обра-
зовательном процессе возникает целый комплекс правовых
проблем, связанных с авторскими правами преподавателей и
образовательных учреждений на лекционные курсы, реализа-
цию установленных прав студентов и слушателей, оформление
трудовых отношений между преподавателями и образователь-
ными учреждениями, ответственностью образовательных уч-
реждений за качество предоставляемого образования, а также
соответствие Государственным образовательным стандартам.
В результате отсутствия законодательного регулирования воз-
никают разные проблемы. И здесь задача законодателей за-
ключается в том, чтобы в кратчайшие сроки все эти противоре-
чия преодолеть. И ряд законопроектов, поправок к действу-
ющему законодательству, в частности, к Закону об образова-
нии и Закону о высшем послевузовском образовании, уже вне-
сены в Государственную думу. И мы сегодня работаем над тем,
чтобы в кратчайшие сроки эти поправки прошли.
ОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
pg_0003
Но, возвращаясь к самой идее дистанционного образова-
ния, я хочу сказать, что, безусловно, дистанционное образова-
ние решает целый ряд важнейших задач, которые стоят перед
Российской Федерацией.
Сегодня мы вместе с Министерством образования активно
занимаемся реформой российского образования. И в этой свя-
зи на данный момент есть целый ряд конкретных вопросов.
В частности, недавно прошло заседание общественного экс-
пертного совета по обсуждению возможных вариантов Госу-
дарственного стандарта образования. И когда стандарт будет
принят, его нужно будет в кратчайшие сроки довести до всех
преподавателей по всей стране. Как не с помощью дистанцион-
ного образования это сделать в кратчайшие сроки.!
И еще один очень важный момент. Сегодня этот обществен-
ный симпозиум проводит организация под названием «Граж-
данское общество». Гражданское общество — это то, что мы хо-
тели бы видеть в России; то, в чем мы нуждаемся и о чем мы
много говорим. Но, может быть, не очень много делаем. Я ду-
маю, что у дистанционной системы обучения есть очень боль-
шие возможности для создания гражданского общества. Ведь,
что такое гражданское общество. Это, в первую очередь, интел-
лект; это, в первую очередь, образование; это, в первую оче-
редь, высокий уровень самосознания всех граждан, и ко всему
этому можно тоже прийти с помощью дистанционного образо-
вания. Когда мы говорим о том, что с помощью дистанционно-
го образования можно давать не только среднее, но и высшее
образование, то мы должны иметь в виду, что это образование
могут получать и люди, проходящие службу в армии, и даже
люди, содержащиеся в местах лишения свободы. Все это – тоже
проявления гражданского общества».
Академик Евгений Велихов обратил особое внимание на
высокую роль информационных технологий как в науке, так и в
образовательном процессе;
Он сказал: «Прежде всего хочу отметить, что на меня произве-
ло большое впечатление то, что коротко удалось посмотреть в Со-
временном Гуманитарном университете. Все увиденное мной –
это действительно серьезные достижения при довольно скром-
ных ресурсах, это огромное дело и очень хорошее начало.
Школьники и студенты могут общаться между собой, учиться,
находясь и в разных регионах страны, и мира. Это одна сторона,
другая сторона — это наука. Например, сегодня идут переговоры
между Японией, Европой, Канадой и Россией о строительстве
экспериментального образца термоядерного реактора, которое
мы собираемся начать через год-два. Так вот, самое интересное
то, что проект этого реактора был полностью выполнен в Сети.
Мы начинали этот проект 10 лет назад, и уже тогда все делалось
электронным образом: один центр работал в Японии, один в
Америке, один в Европе и два в России. Все эти центры были
связаны Интернетом, работа шла 24 часа в сутки, и в результате
был создан фактически виртуальный реактор, и теоретически
возможно сразу перейти к строительству не экспериментальной,
а уже окончательной станции. Вот наглядный пример примене-
ния высоких информационных технологий».
На симпозиуме также выступили ректоры ряда ведущих рос-
сийских университетов. В частности, ректор Московского госу-
дарственного университета международных отношений про-
фессор Анатолий Торкунов так осветил обсуждаемую тему:
«Важно даже не то, что мы сегодня здесь говорим, гораздо важ-
нее побывать в стенах Современного Гуманитарного универси-
тета, посмотреть, как он работает, встретиться с его руководст-
вом и в живом общении понять, что у нас в России действитель-
но сегодня складываются центры, которые очень преданно,
очень самозабвенно и с большим интересом занимаются про-
блемами информационных технологий и дистанционного обу-
чения. Тем более что, в общем-то, в России к этим проблемам
мы подошли совсем недавно, и поэтому таких наработок, какие
существуют в зарубежных университетах, у нас сегодня пока нет.
Наш университет также идет по пути активного привлечения
в учебный процесс новейших информационных технологий.
Например, нашими специалистами было создано два интерак-
тивных учебника по истории международных отношений и по
политологии, и сегодня они очень широко используются рос-
сийскими вузами. Мы считаем, что это действительно серьез-
ное достижение. Эти учебники не только сопоставимы, но и
конкурентоспособны с западными аналогами.
Еще я хотел бы сказать, что сейчас мы работаем над дистант-
ными программами, которые могли бы обеспечить повышение
квалификации для некоторых нефте- и газодобывающих райо-
нов. На сегодня мы имеет договоренность с рядом регионов и с
рядом компаний о том, чтобы вести для них дистантные про-
граммы по юриспруденции, экономике, менеджменту и так да-
лее, в том числе используя опыт и возможности, которые есть на
местах, те возможности, которые мы создаем совместно».
Ректор Московского государственного университета эконо-
мики, статистики и информатики, профессор, академик Вла-
димир Тихомиров отметил: «Весьма знаково, что наш симпо-
зиум проходит в стенах Современного Гуманитарного универ-
ситета, поскольку этот университет достаточно продвинут в об-
суждаемых сегодня вопросах и имеет довольно внушительные,
а иногда даже ошеломляющие результаты.
В целом дистанционное обучение и привлечение новей-
ших информационных технологий – это революционный про-
рыв в области образования. Приведу один пример: 13 лет на-
зад был создан Индийский открытый университет в Дели, рек-
тором которого стал Абдул Хан, возглавляющий сегодня Де-
партамент коммуникаций ЮНЕСКО. Что они сделали. С помо-
щью дистанционных технологий стали обучать программис-
тов по специальным программам, но используя и активно во-
влекая все новые и новые информационные технологии. Се-
годня в значительной степени благодаря этому университету
Индия вышла по доходности оффшорного программирования
на первое место в мире. В открытом университете Индии обу-
чается 800 тысяч студентов.
Что же касается нашей страны, то университет Михаила Пе-
тровича Карпенко – это университет, обладающий такими ин-
тересными технологиями, которые при определенной заинте-
ресованности и возможностях могут быть переданы как в част-
ный, так и в государственный сектор образования. Это, безус-
ловно, прорыв.
И я очень хотел бы поблагодарить всех устроителей этого
симпозиума, и особенно хотел бы высказать слова благодарно-
сти Владимиру Михайловичу Филиппову, за то, что за послед-
ние годы удалось начать в российском обществе серьезные
дискуссии по проблемам российского образования и в контек-
сте его содержания, в контексте технологий, и в контексте, ко-
нечно, его финансирования. Сегодня появились надежды дей-
ствительно серьезно продвинуться вперед».
Довольно интересным в контексте обсуждавшихся про-
блем было выступление ректора Томского государственного
университета профессора Георгия Майера: «Мы живем в
удивительное время. На наших глазах человеческая циви-
лизация вступает в новое качество. Многие говорят – соци-
ологи, философы — о том, что современное общество уже
вступило в постиндустриальную стадию, многие говорят об
этом обществе как об информационном. Определяющими
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ
26
Ректор СГУ М. Карпенко знакомит
участников симпозиума с новыми
учебными технологиями
Ректор СГУ М. Карпенко знакомит
участников симпозиума с новыми
учебными технологиями
pg_0004
факторами развития общества становятся знание и инфор-
мация, по такому признаку уже сегодня строятся экономики
развитых стран. Я уверен, что в процессах развития исклю-
чительно важную роль играют средства компьютерных теле-
коммуникаций. Я думаю, что компьютерные телекоммуни-
кации в существенной мере влияют на интеграцию универ-
ситетского сообщества в России, на интеграцию универси-
тетского и академического секторов науки.
Я думаю, что важнейшей задачей применения информаци-
онных технологий, компьютерных телекоммуникаций является
построение гражданского общества, потому что наличие пра-
вильной информации плюс гражданское мужество – это и есть
основные составляющие гражданского общества».
На симпозиуме выступил и ректор Московского педагогиче-
ского университета, одного из старейших вузов с огромными
добрыми традициями, Виктор Матросов: «Я скажу со своей
позиции, с позиции ректора педагогического университета. Се-
годня очень сильно изменилась ситуация в ведении занятий
учителями с точки зрения использования информационных тех-
нологий. Однако то, что мы имеем сегодня в плане подготовки
учителей в столицах – в Москве и Санкт-Петербурге, и то, что у
нас происходит в глубинке, – это огромная дистанция, дистан-
ция всех тех возможностей, которые реально существуют. По-
этому именно здесь дистанционное образование, безусловно,
имеет колоссальное значение, в том числе и при подготовке
учителя нового типа. Я думаю, что мы сможем решить все те во-
просы, которые сейчас стоят по разгрузке учебного плана, по
насыщению содержанием новой школы, которую мы должны
создавать, и нового учителя, которого мы должны готовить в
будущем и настоящем».
Политолог, директор Института политических исследова-
ний, один из руководителей Интернет-издания «Страна.ру»
Сергей Марков также высказал свое мнение по обсуждав-
шейся проблеме: «Затронутая сегодня тема действительно
очень серьезна и важна для всей России, для всего россий-
ского общества. И сегодня, когда мы го-
ворим об образовании, мы должны ду-
мать не только о школьниках и студен-
тах, а вообще о достаточно широком
классе занятых в народном хозяйстве
людей, поскольку одна из острейших
проблем, с которой столкнется Россия в
ближайшие годы, – это проблема пере-
квалификации. Вы знаете, что у нас есть
безработица и она будет расти. Но она
будет расти в старых отраслях экономи-
ки, тогда как в новейших отраслях на-
блюдается колоссальный дефицит кад-
ров. С этой проблемой уже сейчас
столкнулись большинство развитых
стран: в Соединенных Штатах, во Фран-
ции, в Германии и многих других стра-
нах колоссальная диспропорция между
теми специальностями, которые есть, и
теми, которые нужны. И мне кажется,
что здесь у России есть уникальный
шанс, поскольку у нас специалисты, как
правило, довольно широкого профиля,
и они относительно легко могут пере-
квалифицироваться, но такую возмож-
ность им надо дать. И здесь, я уверен,
дистанционная система образования,
высокие информационные технологии
могут сыграть огромную роль, тем са-
мым одновременно дав мощный толчок
развитию экономики и значительно
снизив количество безработных. Кроме
того, многомиллионные тиражи разно-
го рода учебников зачастую не успевают
за быстро развивающейся наукой, и в
этой ситуации только Интернет и другие
коммуникационные технологии могут
обеспечить всю полноту и своевременность получения как
учебной, так и любой другой информации. Все это очень важ-
ные проблемы, решать которые необходимо более интенсив-
но и совместно всем обществом, в том числе привлекая об-
щественные, негосударственные, коммерческие и некоммер-
ческие структуры».
Участники симпозиума выразили надежду на то, что общими
усилиями всего российского общества и российского государст-
ва возможно достичь названных целей и решить все те задачи,
которые стоят сегодня перед Россией в довольно актуальной и
по-настоящему значимой в условиях современного мира сфере
информатизационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе симпозиума была проведена торжественная цере-
мония вручения Высшей общественной награды России Золо-
того Почетного знака «Общественное признание» в номина-
ции «Наука и образование».
За большой личный вклад в развитие фундаментальной
мировой и отечественной науки, создание и осуществление
крупнейших научно-исследовательских проектов в области
ядерной физики, публикацию всемирно признанных научных
трудов и исследований, плодотворную педагогическую, обще-
ственную и просветительскую деятельность, активную граж-
данскую позицию Золотым Почетным знаком «Общественное
признание» был награжден директор Института Курчатова
академик Евгений Велихов.
Ректор Томского государственного университета Георгий
Майер за большой личный вклад в организацию и развитие
современной системы подготовки и обучения высококвали-
фицированных специалистов, внедрение в образовательный
процесс новых информационных технологий, плодотворную
общественно-просветительскую деятельность, в том числе по
проблемам защиты окружающей среды, активную граждан-
скую позицию был также удостоен Золотым Почетным знаком
«Общественное признание».
За большой личный вклад в развитие высшего педагогиче-
ского образования, плодотворную деятельность по методиче-
скому обобщению и распространению передового педагоги-
ческого опыта, многолетнюю и действенную научно-просвети-
тельскую работу, активную гражданскую позицию Золотой По-
четный знак «Общественное признание» вручили ректору
Московского педагогического университета Виктору Матросову.
Высшей общественной наградой России Золотым Почетным
знаком «Общественное признание» за большой личный вклад в
развитие и модернизацию российского образования, успешное
осуществление соответствующих федеральных правительст-
венных программ, участие в разработке российских законов по
совершенствованию народного образования, плодотворную
общественную и просветительскую деятельность, публикацию
целого ряда крупных научных монографий, исследований и
статей, целенаправленную работу по углублению диалога и со-
трудничества возглавляемого министерства и институтами
гражданского общества был награжден Министр образования
Российской Федерации Владимир Филиппов. Выступая с ответ-
ным словом, Владимир Михайлович поблагодарил Независи-
мую организацию «Гражданское общество» и Национальный
фонд «Общественное признание» за признание результатов его
работы и отметил, что довольно симптоматично и весьма хоро-
ший показатель для гражданского общества в России то, что ми-
нистр федерального правительства получает столь высокую об-
щественную награду последним. «И мне, – подчеркнул Влади-
мир Филиппов, – это особенно приятно».
По итогам Всероссийского общественного симпозиума
«Гражданское общество и проблемы развития информатизаци-
онно-телекоммуникационных технологий» участниками меро-
приятия была принята резолюция, обращенная к представите-
лям всех ветвей власти как федерального, так и регионального
уровня, лидерам общественных организаций и гражданских
объединений, руководителям средств массовой информации,
представителям отечественного бизнеса:
«Участники Всероссийского общественного симпозиума, ор-
ганизованного Независимой организацией «Гражданское обще-
ство», Национальным фондом «Общественное признание»
27
С. Марков
С. Марков
Г. Майер
В. Матросов
pg_0005
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ
28
и Современным Гуманитарным университетом при участии и
поддержке Министерства образования РФ в рамках осуще-
ствляемого совместного долгосрочного проекта по сохране-
нию и приумножению интеллектуального потенциала страны
«XXI век. Образование. Интеллект. Информационное общест-
во» констатируют, что развитие и широкое применение ин-
формационных и коммуникационных технологий является
глобальной тенденцией мирового развития и НТР последних
десятилетий. Применение современных технологий обработ-
ки и передачи информации и прежде всего в системе образо-
вания имеет решающее значение как для повышения конку-
рентоспособности экономики, расширения возможностей ее
интеграции в мировую систему хозяйства, так и для повыше-
ния эффективности процессов государственного управления
на всех уровнях власти, местного самоуправления, в государ-
ственном и негосударственном секторах экономики.
Не менее важным результатом распространения информацион-
ных и коммуникационных технологий и проникновения их во все
сферы общественной жизни является создание технологических
предпосылок для развития гражданского общества за счет ре-
ального обеспечения прав граждан на свободный и оператив-
ный доступ к информации через глобальную сеть Интернет.
Необходимо отметить, что процессы информатизации уже
активно идут практически во всех общественных и государст-
венных областях и сферах, включая систему отечественного
образования. Опыт работы многих российских вузов в облас-
ти использования информационных технологий, в частности,
в области дистанционного обучения, уже довольно богат.
Среди институтов и университетов России, добившихся здесь
ощутимых результатов, такие научные и образовательные
центры, как Московский государственный университет эконо-
мики, статистики и информатики. Современный государст-
венный университет, МВТУ им. Н.Э. Баумана, Московский
технический университет связи и информатики. Томский го-
сударственный университет, Томский политехнический уни-
верситет. Тамбовский государственный технический универ-
ситет и многие другие.
Дистанционное образование и информатизационные тех-
нологии существенно повышают возможности по реализации
конституционного права каждого гражданина на образова-
ние, предусмотренное статьей 43 Конституции Российской
Федерации, так как они фактически доставляют образова-
тельные услуги каждому гражданину на место его учебы, ра-
боты и проживания.
Информатизационные технологии позволяют индивидуа-
лизировать образовательный процесс в соответствии со спо-
собностями и интересами ученика или студента. С этой точки
зрения они выступают как важнейшие условия гуманизации
образования.
Общественные организации и гражданские объединения, в
свою очередь, должны стимулировать процесс внедрения со-
временных информационных технологий в систему российско-
го образования.
Необходимо налаживать активное взаимодействие об-
щественных структур с образовательными и научными цент-
рами в целях широкой популяризации научного потенциала
России в этой сфере во всем мире в целях формирования бо-
лее благоприятного образа нашей страны как источника вы-
сококвалифицированных кадров в области информатизаци-
онных технологий.
Гражданским некоммерческим объединениям, а также
отечественному бизнес-сообществу следует более активно и
целенаправленно поддерживать российские вузы в целом и
отдельных ученых и специалистов в частности, в том числе и
материально, посредством учреждения общественных бла-
готворительных премий и грантов, оказания конкретной фи-
нансовой помощи образовательным учреждениям и прежде
всего для внедрения информатизационных технологий в ре-
гиональных вузах и сельских школах. Общественным орга-
низациям и гражданским союзам необходимо оказывать не-
посредственное воздействие на государственную власть пу-
тем организации широких публичных дискуссий и граждан-
ских дебатов, привлечения электронных и печатных СМИ с
целью формирования соответствующего общественного
мнения по данным вопросам, проведения общественных
экспертиз принимаемых законодательных актов и целевых
федеральных программ в области образования и совместно
со всеми институтами гражданского общества решать слож-
нейшие проблемы, которые стоят перед нашими вузами и
университетами, в том числе и в области внедрения высоких
информационных технологий. Их развитие в системе народ-
ного образования должно стать особой заботой государст-
ва. Опыт почти всех европейских стран показывает, что госу-
дарство оплачивает использование информационных сетей
университетами, преподавателями и студентами. Сетевые
информационные ресурсы фактически становятся глобаль-
ной мировой библиотекой. К сожалению, подобной практи-
ки мы не наблюдаем в России. По-прежнему огромные
деньги вкладываются в «железо», то есть компьютеры и са-
ми сети, а не в программные продукты. Отсутствуют сетевые
базы данных и знаний. В этих условиях Россия становится
неинтересной и непривлекательной для зарубежных партне-
ров. Выражаем уверенность, что такое положение может
быть исправлено в рамках целевой федеральной програм-
мы «Электронная Россия 2002–2010», реализация которой
предусматривает активное содействие процессу создания
центров общественного доступа к информации и телеком-
муникационным ресурсам, проведению в жизнь планов по
подключению к 2005 году к Интернету всех российских
вузов, а к 2010 году и всех средних общеобразовательных
учебных заведений, внедрению развернутой системы про-
фессиональной подготовки и переподготовки специалистов
в сфере информатизационно-телекоммуникационных тех-
нологий и многое другое.
Участники Всероссийского общественного симпозиума
обращаются ко всем ветвям власти и прежде всего к прави-
тельству РФ в лице министерств образования, связи, эконо-
мического развития и торговли, профильным комитетам
верхней и нижней палат Федерального Собрания РФ, а также
ко всем общественным, коммерческим и некоммерческим на-
учно-образовательным организациям и гражданским объ-
единениям, электронным и печатным СМИ объединить свои
усилия и установить на практике реальный диалог и сотруд-
ничество в очень важном деле для нашего Отечества, его под-
растающего поколения, молодежи, студентов и профессор-
ско-преподавательского состава — всемерного развития и ре-
ального внедрения на федеральном и региональном уровнях
информатизационно-телекоммуникационных технологий в
систему российского образования.
От успешной реализации этих наших совместных це-
лей и задач во многом зависит, станет ли Россия в
XXI веке страной с традиционно высоким интеллекту-
альным, научным и образовательным потенциалом и
информационно открытым демократическим граждан-
ским обществом.
Вручение Золотого Почетного
знака «Общественное признание»
академику Е. Велихову
pg_0006
Открытое акционерное общество «Роснефть-Даг-
нефть» ведет разведку и разработку нефтяных и га-
зовых месторождений на территории Республики
Дагестан.
В процессе разработки в настоящее время находятся 41 ме-
сторождение. Эксплуатационный фонд составляет 145 сква-
жин, из них 91 – действующие.
Ежегодные объемы добычи нефти с конденсатом в среднем
составляют около 350-380 тысяч тонн, газа - более 750 мил-
лионов кубометров.
Основными месторождениями, которые сегодня активно
разрабатываются ОАО «Роснефть-Дагнефть» являются Ди-
митровское нефтегазоконденсатное месторождение с еже-
годными объемами добычи 650–700 миллионов кубомет-
ров газа и 27 тысяч тонн нефти и газового конденсата, и
нефтяное месторождение Озерное, в районе Южносухо-
кумска, где добывается около 50 процентов всей нефти в
Республике Дагестан.
У нас великолепные перспективы развития.
Мы интенсивно работаем над освоением шельфа Каспий-
ского моря, потенциальные ресурсы которого составляют
более 500 миллионов тонн нефти (именно здесь расположе-
но месторождение Ичхе-море, с разведанными запасами в
8 миллионов тонн нефти и 17 миллиардов кубометров газа);
Мы приступили к восстановлению бездействующих нефтя-
ных скважин в равнинном Дагестане;
У нас внедряются самые современные технологии добычи
углеводородов;
ОАО «Роснефть-Дагнефть» приступило к бурению наклон-
ных и горизонтальных скважин под невыработанные участ-
ки нефтяных месторождений Махачкала, Тарки и Избербаш;
Мы начали бурение новых газовых скважин на месторождении
Димитровском, где промышленные запасы газа составляют более
41 миллиарда кубометров (ежегодная добыча газа здесь может
быть доведена до 1 миллиарда кубометров);
Мы создали мощную корпоративную систему, которая бу-
дет контролировать все процессы – от добычи до перера-
ботки и реализации высококачественной продукции;
ОАО «Роснефть-Дагнефть» проводит последовательную
социальную политику в регионе.
Успехи нефтяников Дагестана и в дальнейшем будут
способствовать развитию экономики и процветанию
Республики Дагестан и России в целом.
Мы открыты для сотрудничества со всеми заинтере-
сованными в реализации наших целей партнерами и
организациями. Ждем Ваших предложений...
Успехи нефтяников Дагестана и в дальнейшем будут
способствовать развитию экономики и процветанию
Республики Дагестан и России в целом.
Мы открыты для сотрудничества со всеми заинтере-
сованными в реализации наших целей партнерами и
организациями. Ждем Ваших предложений...
Телефон: (8722) 68-02-59, 68-03-56,
67-46-82, 67-85-28, 67-93-49
Факс: 67-58-55, 68-03-56
Телетайп: 175152 НЕФТЬ
E-mail: dagneft@dinet.ru
367008, Республика Дагестан,
г. Махачкала, ул. Танкаева, 75
Телефон: (8722) 68-02-59, 68-03-56,
67-46-82, 67-85-28, 67-93-49
Факс: 67-58-55, 68-03-56
Телетайп: 175152 НЕФТЬ
E-mail: dagneft@dinet.ru
367008, Республика Дагестан,
г. Махачкала, ул. Танкаева, 75
ОАО «РОСНЕФТЬ-ДАГНЕФТЬ»
ОАО «РОСНЕФТЬ-ДАГНЕФТЬ»