ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
30
ВЛАСТИ
НЕОБХОДИМ
ГРАЖДАНСКИЙ
КОНТРОЛЬ»
«
Павел
КРАШЕНИННИКОВ:
С Павлом КРАШЕНИННИКОВЫМ встретились
и провели беседу главный редактор журнала
«Признание» Сергей АБАКУМОВ и редактор
отдела общественно-политических проблем
журнала Леонид ВОЛЧАНИНОВ.
законодательных актов, правил игры, которые как раз и
должны регулировать деятельность и государства, и обще-
ства. Поэтому перспективы данной организации, я имею в
виду Национальный Гражданский Комитет, очень хорошие,
тем более что те, кто там работает, – это достаточно влия-
тельные и разумные люди. Мне кажется, что результат мо-
жет быть неплохой, во всяком случае, я на это надеюсь.
С.А.: Вы уже частично ответили на этот вопрос, но
тем не менее считаете ли Вы целесообразным прове-
дение предварительных общественных экспертиз по
подготавливаемым законопроектам, в частности, в
рамках упомянутого Национального Гражданского Ко-
митета по основным направлениям его деятельности,
т.е. по осуществлению гражданского контроля и экс-
пертизы законодательных актов и правительственных
С. АБАКУМОВ: Павел Владимирович, прежде всего
позвольте выразить Вам признательность за то, что Вы
дали согласие войти в состав Президиума Националь-
ного Гражданского Комитета по взаимодействию с
правоохранительными, законодательными и судеб-
ными органами, созданного по итогам прошедшего в
конце прошлого года Гражданского Форума. Что Вы
думаете о возможностях этой вновь созданной обще-
ственной организации, насколько вообще нужны по-
добного рода объединения, насколько реальным мо-
жет быть взаимодействие институтов гражданского
общества с перечисленными выше государственными
структурами, насколько Вы лично, будучи представи-
телем этой власти, принимаете во внимание позиции
общественных организаций и гражданских объедине-
ний в своей работе.
П. КРАШЕНИННИКОВ: Сразу надо сказать, что граждан-
ское общество у нас только формируется, создаются его ин-
ституты, которые весьма разнообразны. И, конечно, на мой
взгляд, существенным недостатком в прошлом было то, что
не хватало взаимодействия общественных организаций,
всех тех структур, которые мы называем институтами граж-
данского общества, с правоохранительной системой, – эта
система жила сама по себе, общество жило само по себе.
Сталкивались они только тогда, когда возникал какой-либо
конфликт и когда требовалось какое-то репрессивное вме-
шательство. И поэтому, по моему глубокому убеждению, та-
кое общение весьма полезно, оно полезно, например, при
ликвидации незаконного вмешательства государства в лич-
ную жизнь граждан, в жизнь общественных организаций, с
одной стороны, с другой стороны, полезно при подготовке
pg_0002
31
Павел Владимирович КРАШЕНИННИКОВ
Родился 21 июня 1964 в г. Полевской Сверд-
ловской области в семье служащих.
В 1983 Павел Крашенинников окончил Магни-
тогорский строительный техникум.
Службу в армии проходил в авиационной ча-
сти в Воронеже.
В 1989 г. окончил Свердловский юридический
институт (СЮИ) по специальности «Правове-
дение», а в 1991 аспирантуру.
Кандидат юридических наук. Доктор юриди-
ческих наук.
С 1989 по 1993 гг. преподавал гражданское и
жилищное право в СЮИ.
С 1990 по 1992-й был экспертом Верховного
Совета РСФСР и почти одновременно (с 1992
по 1993-й) был членом Инновационного ко-
митета Свердловской области.
С 1993 г. перешел на работу в Москву на долж-
ность заместителя начальника Управления
жилищной политики Госстроя РФ, а с октября
1993 г. по апрель 1994 г. работал в должности
начальника Управления гражданского зако-
нодательства Министерства юстиции РФ.
С апреля 1994 г. по май 1996 г. Павел Владими-
рович Крашенинников – начальник Управле-
ния гражданского и экономического законо-
дательства Минюста. С 28 мая 1996 г. – замес-
титель председателя Госкомитета РФ по анти-
монопольной политике. С 28 января 1997 г. –
статс-секретарь – заместитель председателя
Государственного комитета по антимоно-
польной политике. С августа 1997 г. – первый
заместитель министра юстиции РФ.
30 марта 1998 г. – был назначен министром
юстиции РФ, а 30 апреля 1998 г. был утверж-
ден в должности министра.
С ноября 1998 г. – заместитель руководителя
Представительства правительства РФ в Феде-
ральном собрании и Конституционном суде РФ.
18 ноября 1998 г. был включен в состав Совета
безопасности РФ.
17 августа 1999 г. был освобожден от должнос-
ти министра юстиции РФ.
После отставки Павел Крашенинников возгла-
вил Российскую школу частного права.
19 декабря 1999 г. был избран депутатом Госу-
дарственной думы РФ третьего созыва.
Председатель Комитета Государственной ду-
мы по законодательству.
18 апреля 2000 г. возглавил независимую об-
щественную комиссию по Чечне.
Автор более 70 печатных работ.
Государственный советник юстиции I-го
класса.
Награжден медалью А. Ф. Кони.
Женат (жена Екатерина – экономист), имеет
двух детей (сын Михаил и дочь Мария).
программ, связанных с деятельностью силовых струк-
тур, совершенствованию уголовного и гражданского
законодательства, реформированию правоохрани-
тельной и судебной системы и т.п. Тем более, как Вы
помните, Президент России Владимир Путин, высту-
пая на Гражданском Форуме, особо отметил, что не-
обходимо вырабатывать механизмы постоянного ди-
алога и взаимодействия гражданских и государствен-
ных институтов в области национальной безопасно-
сти, проведения судебной реформы с целью сделать
деятельность правоохранительных и судебных орга-
нов более прозрачной для общества.
П.К.: На мой взгляд, это очевидно. Во-первых, для доку-
ментов и законопроектов, которые принимаются для обще-
ства и устанавливают те самые правила игры в обществе и
государстве, обязательно должна проводиться подобного
рода экспертиза (очень плохо, когда кулуарно, ведомст-
венно документ готовится, потом опубликовывается, и об-
щество неожиданно узнает, что, к примеру, его права где-
то пересмотрены). Во-вторых, без консультаций с теми
людьми, чья жизнь впоследствии будет регулироваться
этими законами, невозможно себе представить существо-
вание ни нормального общества, ни нормального государ-
ства. При этом надо понимать, что ведомственные интере-
сы не всегда совпадают с общественными интересами и по-
этому здесь, конечно же, необходимо такое взаимодейст-
вие. И в послании Президента как раз было сказано то же
самое. Мне кажется, что такой опыт надо развивать. И мы,
в свою очередь, когда рассматриваем в комитете по зако-
нодательству какие-либо законопроекты, особенно когда
речь идет об уголовно-исполнительной системе, о каких-
то процедурных проблемах (например, при рассмотрении
статей уголовно-процессуального кодекса), стараемся в
максимальной степени общаться с различного рода обще-
ственными организациями, принимать во внимание их
точку зрения. И я уверен в том, что подобные тенденции
должны получить не только локальное развитие, но и при-
обрести более глобальный и прозрачный характер.
Л. ВОЛЧАНИНОВ: Павел Владимирович, 18 апреля
прозвучало уже упомянутое Вами очередное посла-
ние Президента Российской Федерации. Как Вы его
оцениваете, оправдало ли оно Ваши ожидания.
П.К.: Содержание послания я оцениваю довольно по-
ложительно. Однако особенно меня интересовал тот блок
тем послания, которым я непосредственно занимаюсь.
В первую очередь речь идет о судебно-правовой реформе
(и здесь Президентом было сказано, что у нас наконец-то
появилось цивилизованное наследственное право, а это
то, чем я занимаюсь уже больше десяти лет), о новом уго-
ловно-процессуальном кодексе, о том законе, который мы
рассматривали 19 апреля, – это поправки к УПК по поводу
санкций на арест, чтобы эти санкции передать из прокура-
туры в суд. Для меня в послании совершенно неоспорим
был тезис о том, что с коррупцией нужно бороться эконо-
мическими методами, а не только с помощью уголовного
кодекса, хотя еще пару лет назад это выглядело, как какая-
то совершенно непонятная вещь, все говорили, что с кор-
рупцией нужно бороться преимущественно с помощью
УК, надо наказывать, надо сажать, надо привлекать и так
далее, не учитывая, что корни подобных преступлений на-
ходятся в экономических законодательных актах; и вот
сейчас об этом говорится на самом высоком уровне, и
вряд ли это теперь будет кем-то оспариваться (во всяком
случае, уже далеко не всеми).
pg_0003
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
32
Также в послании мне понравилось то, что был задан
вектор военной реформы. Здесь имели место серьезные
дискуссии. Некоторые общественные организации, поли-
тические партии, в том числе СПС, выступали с одних пози-
ций, другие им оппонировали. Но теперь Президент четко
и ясно сказал, что здесь дискуссии неуместны, реформу на-
до проводить, в том числе сокращать срок службы, вво-
дить альтернативную службу, постепенно переходить на
контрактную основу и т.д.
Л.В.: Кстати, по поводу альтернативной службы. Как
Вы оцениваете принятый недавно в первом чтении
Думой правительственный вариант законопроекта об
альтернативной службе. Как известно, комитет по за-
конодательству рекомендовал к принятию Госдумой с
учетом всех внесенных ранее поправок именно этот
вариант законопроекта, однако фракция СПС отказа-
лась за него голосовать. Вы, как член фракции, как мо-
жете прокомментировать эту ситуацию.
П.К.: Здесь картина такая. У фракции, конечно, есть оп-
ределенные политические мотивы, но с точки зрения про-
фессиональной все члены фракции, входящие в комитет по
законодательству, проголосовали за этот законопроект.
При этом надо обратить внимание на условия, которые мы
поставили в заключении (например, по сроку мы предло-
жили не четыре года, а кратность полтора по отношению к
сроку воинской службы, то есть на данный момент это три
года, а если срок воинской службы изменится, то, соответ-
ственно, изменится и срок альтернативной службы; кроме
того, мы настаиваем на том, что убеждения нельзя доказы-
вать какими-то справками, убеждения – это внутреннее со-
стояние человека); мы уже, например, убедили правитель-
ство в том, что проходящий альтернативную службу моло-
дой человек может одновременно учиться. И хотя остаются
еще вопросы для обсуждения, в целом же законопроект по-
лучился вполне приемлемым и согласованным.
Л.В.: В начале года Президент Путин объявил о на-
мерении перехода российских Вооруженных сил на
профессиональную основу. Что Вы думаете по этому
поводу, какие Вы видите реальные механизмы и пер-
спективы перевода нашей армии на контракт. Рабо-
таете ли над этим вопросом Вы.
П.К.: Как известно, у СПС есть свой вариант военной ре-
формы. Мы считаем, что в России необходимо ввести систе-
му, когда в армию будут призываться молодые люди сроком
не более чем на полгода, а по окончании этого периода че-
ловек должен сам выбрать, оставаться ему на контракт или
же уходить в запас в качестве резервиста. Более того, у меня
есть довольно позитивный опыт перевода вооруженных
формирований на профессиональную основу, я имею в ви-
ду перевод на контрактную основу личного состава Главного
управления исполнения наказаний. Будучи министром юс-
тиции, передо мной встала такая задача, решение которой, в
конечном счете, усилило не только органы юстиции, но и
всю нашу правоохранительную систему в целом.
Российская армия с каждым днем все больше и больше
лишается своей боеспособности, а государство уже просто
не в состоянии нести расходы на подобные Вооруженные
силы. Поэтому у нас просто нет другого выхода, кроме как
вводить другие условия комплектования и содержания
войск; рано или поздно это произойдет, вопрос лишь во
времени, и я считаю, что лучше это время не упускать, а то
потом будет многократно сложнее и болезненнее прово-
дить какие-либо преобразования. Совершенно очевидно,
что при реализации предлагаемой нами концепции реша-
ется целый ряд хронических проблем: например, не надо
будет постоянно переобучать вновь приходящих солдат,
будет лучше сохраняться материальная часть, хотя бы по-
тому, что к ней будут просто бережней относиться, и даже
чисто денежные затраты в конечном счете окажутся мень-
ше, чем на обучение и содержание срочников.
Л.В.: Вопрос об отмене смертной казни. В начале
марта Вы заявили, что депутаты пока не поддержива-
ют эту идею, и поэтому комитет по законодательству
отложил вынесение на рассмотрение Госдумы вопрос
о ратификации Протокола №6, который предусматри-
вает отмену смертной казни. Скажите, а когда, по Ва-
шим прогнозам, депутаты будут готовы к решению
данного вопроса и как, на Ваш взгляд, объясняется
А с учетом переговоров с правительством, с Министерством
обороны, мы видим, что можно, наконец, принять закон, кото-
рый будет реально работать, поэтому я, как председатель ко-
митета, не считаю для себя возможным еще раз гробить тему
альтернативной службы, она и так уже больше десяти лет на-
ходится в стадии разговоров, поэтому нужно продвигаться
вперед, этого ждут и призывники, и их родители. Это в конце
концов уменьшит почву для коррупции при призыве.
П. Крашенинников
выступает с докладом
на заседании Госдумы
Можно говорить о проекте де-
путата нашей фракции Семенова,
этот проект достаточно либера-
лен. Но надо понимать, что ре-
ально государство на предложен-
ные им меры пойти не может. По-
добный проект был принят в Гру-
зии, но он саботируется прави-
тельством в течение уже многих
лет, соответствующие подзакон-
ные акты не были приняты, и в
итоге альтернативной службы там
просто нет. Поэтому надо исхо-
дить из того, что мы действитель-
но можем сделать, и у нас для
дальнейшей работы над законо-
проектом сейчас есть все возмож-
ности. И если закон останется в та-
ком виде ко второму чтению, то,
конечно же, комитет не будет его
рекомендовать к принятию.
pg_0004
33
процентов уголовных и гражданских дел, то есть в этом пла-
не там нет практически серьезных проблем. Я разговаривал
с некоторыми председателями судов субъектов Федерации,
и они разделяют мою точку зрения.
Однако особенно большие проблемы могут возникнуть в
тех регионах, где эти самые мировые суды еще практически
не заработали. Там, где их нет, например, на севере Сверд-
ловской области, будут огромные трудности, будет огром-
ная нагрузка на субъект. Сейчас, конечно же, мы внесем со-
ответствующие поправки, в том числе и в бюджет, с тем, что-
бы эта система реально заработала. И не надо забывать, что
то, о чем мы говорим, – это конституционная норма, и мы
должны сделать все, чтобы ее исполнить.
Л.В.: Павел Владимирович, как Вы отнеслись к пере-
смотру пакетного соглашения (лишению КПРФ предсе-
дательства в 7 комитетах, их добровольный уход из еще
двух комитетов) и к скандальной ситуации вокруг так и
несостоявшегося переизбрания председателя Госдумы.
П.К.: Дело в том, что Союз правых сил в пакетном соглаше-
нии не участвовал, наше отношение к пакетному соглашению
«Единства» и КПРФ известно; с нами сидели, договаривались,
но затем вышли и передоговорились. Поэтому я считаю, что
сейчас все произошло правильно, депутаты КПРФ сами себя
подвесили еще тогда, в начале работы этой Думы, а сейчас
просто оказались жертвой своей же собственной интриги.
А что касается спикера Селезнева, то к нему нет никаких пре-
тензий, он ведет заседания палаты очень хорошо, а какие там
внутренние отношения в ЦК Компартии Российской Федера-
ции, мне не очень интересно. Думаю, что если бы Геннадий
Николаевич ушел, то начался бы новый виток различных об-
суждений, и мы не смогли бы принять целый ряд очень важ-
ных и нужных законов (тот же УПК, тот же закон об альтерна-
тивной гражданской службы и так далее, и так далее).
Л.В.: Вы будете участвовать в следующих выборах.
П.К.: Я еще не решил, до них надо еще дожить.
в результате за них проголосовало гораздо меньше – не бо-
лее сорока тысяч человек. Чувства граждан, конечно, понят-
ны, но такая игра на популизме, как видно, результатов зача-
стую не приносит. Надо осознать, что, только когда государ-
ство чувствует свое бессилие, оно приносит жертвы в виде
казни преступников, при этом, как известно, не всегда имен-
но преступники подвергаются такому наказанию, и чаще все-
го это делается вместо реальной борьбы с преступностью.
Что касается принятия закона, то, по большому счету, для
проведения соответствующего решения не хватает относи-
тельно небольшого числа голосов, и я думаю, что в совершен-
но обозримом будущем мы все-таки сможем законодательно
закрепить эту норму. Кроме того, очень серьезно можно было
бы приблизить решение вопроса, если бы еще Администра-
ция Президента заняла здесь более активную позицию.
Л.В.: Павел Владимирович, вопрос по поводу уже
упомянутого Вами УПК, считаете ли Вы, что хватит и
финансовых, и организационных, и других ресурсов
для того, чтобы решение Конституционного суда о
введении судебного порядка ареста подозреваемых с
1 июля 2002 года реально заработало и действительно
выполнялось на практике.
П.К.: Соответствующие поправки уже приняты Государ-
ственной думой. Конечно же, есть организационные, техни-
ческие, финансовые, кадровые проблемы, но могу сказать,
что с точки зрения территорий Российской Федерации у нас
очень разная ситуация. Там, где мировые судьи уже зарабо-
тали в полном объеме, они взяли на себя до пятидесяти
очевидное противоречие между совершенно одно-
значной позицией Путина и позицией, как известно,
пропрезидентского большинства Думы.
П.К.: Во-первых, не все центристы против законода-
тельного закрепления отмены смертной казни. Из центри-
стов против выступает прежде всего депутатская группа
«Народный депутат», позиция которой обусловлена глав-
ным образом популистскими соображениями. С коммуни-
стами все и так понятно.
Во-вторых, считается, что подавляющее большинство на-
селения выступает активно против отмены смертной казни,
однако опыт некоторых региональных выборов показывает,
что это не совсем так. Например, на последних выборах в об-
ластную Думу в Свердловской области одна из партий актив-
но пропагандировала отмену моратория на смертную казнь
(фактически это был их основной лозунг), в ходе предвыбор-
ной кампании они организовали сбор подписей за отмену
этого моратория и собрали около 70 тысяч подписей. Однако
С Сергеем Степашиным
С Юрием Органовым, заместителем
начальника Главного управления судебного
департамента при Верховном суде РФ
С Юрием Органовым, заместителем
начальника Главного управления судебного
департамента при Верховном суде РФ