ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
48
Валерий НИКУЛИН:
«М
Ы
ПРЕДСТАВЛЯЕМ
ИНТЕРЕСЫ ВСЕГО
РОССИЙСКОГО
БИЗНЕСА»
«Одна из основных
причин отсутствия
экономического
прорыва –
пробуксовка
реформы
естественных
монополий».
– Валерий Афанасьевич, каково
Ваше отношение к развитию сферы
малого и среднего бизнеса и виде-
ние его развития.
– Проблема развития малого и
среднего бизнеса возникла сразу после
перехода на новые условия рыночной
экономики. Это действительно очень
серьезная тема. С нее начинается ры-
ночная экономика. На мой взгляд, пе-
реход к рыночной экономике надо бы-
ло осуществлять начиная с малого и
среднего бизнеса и лишь после того как
эта сфера встала бы на ноги, перехо-
дить к более серьезным проблемам.
Для примера – Китай, Вьетнам, где ре-
формирование начиналось с того, что
государство передало в частные руки
сферу торговли, бытового обслужива-
ния, то есть среду формирования ма-
лого бизнеса. И только после того, как
появились люди, которые поняли, что
такое бизнес, почувствовали вкус и
правила игры, эти страны начали пере-
ходить к реформированию более круп-
ных, тяжелых и емких отраслей произ-
водства. И это более правильный путь.
Мы же, наоборот, начали с того, что
стали делить емкие отрасли на части,
не редко разрушая технологическую
цепочку, которая была восстановлена
уже согласно новым условиям, но вре-
мя было потеряно. Только после разде-
ления крупных отраслей мы пошли по
пути реформирования сферы торгов-
ли, бытового обслуживания и т.д. И по-
этому есть серьезная разница между
тем, как идет становление рыночной
экономики у нас в стране и в том же Ки-
тае. Они значительно опережают нас.
Тем не менее мы пришли к тому, что и
Президент, и правительство, и Дума
очень много внимания уделяют тому,
чтобы помочь становлению малого и
среднего бизнеса. Это связано с вы-
ступлениями Президента, рядом сове-
щаний, которые он провел. Сейчас го-
товятся законодательные документы по
этим вопросам. Мы, естественно, не
стоим в стороне от этих процессов.
Сейчас создан ряд структур, которые
призваны консолидировать малый и
средний бизнес, например «Опора», но
мы в РСПП не ставим разделительных
черт между малым, средним, крупным
бизнесом. Мы организация, которая
представляет бизнес-сообщество и от-
ражаем интересы всего бизнеса, кото-
рый есть в России.
– Что сделано РСПП в этом на-
правлении.
– На бюро РСПП мы рассмотрели
вопросы, связанные с малым и сред-
ним бизнесом, создана комиссия
РСПП, которая занимается проблема-
ми его становления и развития. Нами
pg_0002
49
подготовлен ряд документов в прави-
тельство, в Госдуму по этим направле-
ниям. Недавно на бюро РСПП рассмат-
ривались вопросы по реформе нало-
говой системы и, в частности, большой
раздел поправок в законы, представ-
ленных в Думу. Были внесены весомые
поправки в законопроект «О государ-
ственной поддержке малого предпри-
нимательства». Кроме того, для этого
круга бизнесменов мы проводим се-
минары, встречи, помогаем в решении
конкретных вопросов, которые у них
возникают и с которыми они к нам
приходят. Мы считаем, что это одна из
крупных задач, которую РСПП успешно
решает.
– РСПП нередко представляет
свои программы реформ. Становят-
ся ли эти программы, предложения
реальными законами и постановле-
ниями правительства.
– Да, конечно. В прошлом году ра-
ботало восемь рабочих групп РСПП,
которые занимались подготовкой це-
лого ряда документов, относящихся к
законодательству. Рекомендованные
нами поправки были хорошо воспри-
няты в Думе. Мы, в частности, вносили
большой пакет наших замечаний и
предложений по налоговому законода-
тельству, и я считаю, что нам удалось
сделать большой прорыв, особенно
после бесплодных согласований про-
шлых лет. Все наши предложения по
реформированию налогового законо-
дательства были приняты. К примеру,
подоходный налог 13 процентов – это
наша программа. Мы вносили очень
серьезный пакет документов по судеб-
ной реформе и по проекту арбитраж-
но-процессуального кодекса. Удалось
добиться решения председателя Вер-
ховного суда об исключении практики
производства судами общей юрисдик-
ции дел, подведомственных арбит-
ражным судам, а также о запрете су-
дам общей юрисдикции выносить
обеспечительные запреты на проведе-
ние собраний акционеров. И еще це-
лый ряд других поправок. Внесены се-
рьезные поправки по банковской ре-
форме, которые рассматривались на
комиссии по предпринимательству при
правительстве. Они получили очень
широкий общественный резонанс.
– Несколько рабочих групп
РСПП разрабатывает программы
по реформированию естественных
монополий. Как обстоят дела с эти-
ми проблемами.
различных комиссий при Президенте,
правительстве, которые сегодня опре-
деляют направления деятельности эко-
номики. Здесь мы также можем выска-
заться и внести свои предложения. У нас
работает большая группа депутатов в
Государственной думе, через которых
мы тоже влияем на формирование эко-
номической политики России.
– Бюро РСПП встречается с пре-
зидентом каждый квартал. Как
проходят эти встречи и какой они
имеют результат.
– Сложилась такая ситуация, когда
нет серьезного прорыва в реформиро-
вании экономики. Проценты роста, ко-
торые мы называем, не говорят о том,
что есть серьезные изменения в рефор-
мировании экономики. Я думаю, что од-
на из основных причин отсутствия тако-
го прорыва, это то, что мы не приступи-
ли к реформе естественных монополий.
Реформирование МПС, РАО «ЕЭС» и
РАО «ГАЗПРОМ» – одна из главенствую-
щих задач в этом году. Документы ре-
формы выработаны и согласованы с
правительством. Но поскольку по преж-
нему осталось много спорных вопросов
в подходах к реформированию естест-
венных монополий, наши разработки,
пока не получили реального действия.
Если мы не сделаем этих шагов, не будет
модернизации всей экономики России.
– Как осуществляется взаимо-
действие между РСПП как общест-
венной организации бизнесменов
и властными структурами.
– У нас 13 человек из бюро и Правле-
ния РСПП являются членами Совета по
предпринимательству при правительст-
ве и они влияют на формирование по-
литики, которая исходит от этого органа.
Примерно 26 человек являются членами
– Формат каждой встречи пример-
но таков: Президент начинает встречу с
выслушивания предложений, которые
исходят от бизнес-сообщества. Мы к
этим встречам серьезно и основатель-
но готовимся, определяем круг вопро-
сов. И, как правило, по ним принима-
ются решения и поручения. Обычно на
встречах присутствует глава прави-
тельства Михаил Касьянов, ему тут же
Президент дает конкретные поруче-
ния, исходя из повестки заседания. Эти
поручения в дальнейшем находят свой
путь решения в правительстве. На сле-
дующей встрече мы обязательно ин-
формируем Президента, что по таким-
то поручениям приняты решения и по-
лучены такие-то результаты, а по ка-
ким-то нет. Выясняются причины, по-
чему не выполнено поручение: то ли
мы некорректно поставили вопрос, то
ли правительство неспособно решить
в том виде, в каком поручение было
сформулировано. В частности, ряд до-
кументов, которые я называл выше,
получили свою жизнь в результате то-
го, что мы их рассматривали у Прези-
дента. Вопросы банковской, налого-
вой, пенсионной реформ, валютного
регулирования рассматривались на
85-летие часовни, воздвигнутой в честь русских
воинов, погибших в Первую мировую войну.
Словения. 2001 г.
85-летие часовни, воздвигнутой в честь русских
воинов, погибших в Первую мировую войну.
Словения. 2001 г.
На выставке
«Технологии из России»
с А. Вольским. 1994 г.
На выставке
«Технологии из России»
с А. Вольским. 1994 г.
pg_0003
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
50
этих встречах и по ним были даны по-
ручения. Например, в свое время было
много споров по пенсионной рефор-
ме. Были разные варианты ее решения.
Мы предложили и обсудили на оче-
редной встрече наш проект реформы с
Президентом, и он был принят.
– Каковы функции РСПП как об-
щественной организации, пред-
ставляющей интересы промыш-
ленников России.
– Одна из основных наших функций
это лоббизм – в хорошем понимании
этого слова. Он присутствует в любой
стране, и если нет цивилизованного
лоббизма, который формирует РСПП,
то присутствует теневой. Кроме этого
есть и другие функции, например ра-
ботодательская. И у нас в стране и на
международном уровне мы представ-
ляем российских бизнесменов-работо-
дателей. Это очень серьезная функция,
характерная как для нашего централь-
ного офиса, так и для региональных
представительств. Центр представляет
интересы в правительстве, а регионы,
соответственно, в своих региональных
органах власти. Это зафиксировано и в
нашем названии, мы называемся Рос-
сийский союз промышленников и
предпринимателей, а в скобочках по-
сле – «работодателей». Другой боль-
шой блок это международные функ-
ции, которые мы выполняем. РСПП за-
ключил соглашения более чем с 80 со-
юзами промышленников в других стра-
нах. С ними ведется очень активная ра-
бота. Сейчас ни один приезд высшего
руководства других стран не проходит
без встречи в Российском союзе про-
мышленников и предпринимателей.
В этом году мы приняли у себя несколь-
ко президентов, глав правительств, ко-
торые приезжали в Россию с деловыми
визитами. У них были достаточно пло-
дотворные, на мой взгляд, встречи
с нашими бизнесменами, где обсужда-
лись возможности сотрудничества.
– Один из сложных моментов в
истории РСПП связан с приходом
магнатов, которых раньше назы-
вали олигархами. Как прижились
структуры и люди.
– Это был один из переломных мо-
ментов в нашей деятельности. Мы
очень много пересматривали, в том
числе и уставные позиции. Не буду
скрывать, что по многим вопросам у
нас были разные подходы к решению
целого ряда проблем. Довольно долго
шла притирка, но сейчас мы нашли
взаимопонимание по большинству
тем. Довольно остро проходит обсуж-
дение тех или иных вопросов на бюро,
но мы находим общие решения, общие
позиции, и, в общем-то, это дает не-
плохие результаты. Ведь к нам пришли
очень умные люди, с хорошей подго-
товкой и опытом, они привнесли много
положительного в деятельность РСПП.
– Почему РСПП стал участником
телекоммуникационного проекта
«Медиа-социум».
– Началось-то все c того момента,
когда была создана телекомпания
TV-6. Мы посмотрели, что в состав уч-
редителей-акционеров вошли 7 чле-
нов бюро РСПП и 5 членов правления.
Естественно, встал вопрос, почему
нам не взять проект под крыло РСПП.
И тогда было принято известное ре-
шение, что РСПП будет активно помо-
гать в подготовке к конкурсу. В ходе
этой работы и возникла идея созда-
ния «Медиа-социума». В этом плане
нас поддержала Торгово-промыш-
ленная палата, Евгений Максимович
Примаков очень активно включился в
эту работу. А результат известен: кон-
курс мы выиграли и сейчас готовимся
к началу работы телеканала.
– Анализ структуры «Медиа-со-
циума» позволяет выделить его за-
дачи: это, во-первых, наличие у
РСПП своего электронного СМИ и,
во-вторых, это артподготовка к пар-
ламентским и президентским выбо-
рам, как Вы это прокомментируете.
– Со средствами массовой инфор-
мации мы работали и работаем очень
активно, фактически со всеми телека-
налами, есть ряд газет, журналов, по-
стоянно интересующихся деятельнос-
тью РСПП и отдельных лидеров Союза.
У нас есть собственные средства массо-
вой информации как в центре, так и на
местах, с которыми мы постоянно ра-
ботаем. В появлении еще одной струк-
туры, которая будет помогать нам в ре-
шении наших проблем, я ничего плохо-
го не вижу. Что касается подготовки к
выборам, то для решения своих устав-
ных задач мы часто обращаемся и со-
трудничаем со всеми органами власти:
с президентскими структурами, прави-
тельством, Государственной думой.
Нет ничего плохого, если в будущем
парламенте будет дружественная нам
группа или фракция. Мы еще конкрет-
но не рассматривали вопрос по пред-
стоящим выборам, но обязательно в
какой-то форме будем участвовать.
Или с нашей «Объединенной промыш-
ленной партией», или с кем-то будем
входить в блоки. Решение примет бюро
и правление. Разумеется, телеканал, с
которым мы находимся в таких близ-
ких партнерских отношениях, должен
нам помогать, и мы имеем право рас-
считывать на его помощь.
– Как, на Ваш взгляд, должны
строиться отношения между влас-
тью и гражданским обществом.
– Прежде всего, что мы вкладываем
в понятие «гражданское общество».
Оно должно отражать характер соци-
альной активности населения в самых
разнообразных формах. Это самоорга-
низующиеся институты, независимые от
госорганов. На мой взгляд, они являют-
ся основным критерием раздела между
государством и обществом в социаль-
ной сфере. Гражданское общество объ-
единяет частные и общественные инте-
ресы граждан. У нас сейчас появляется
масса различных ассоциаций, объеди-
нений, комитетов, которые по-своему
структурируют общество. В частности,
На выставке
«Технологии из России»
На выставке
«Технологии из России»
На международной выставке
«Технологии из России». Шэньян. 2002 г.
На международной выставке
«Технологии из России». Шэньян. 2002 г.
pg_0004
51
Валерий Афанасьевич
НИКУЛИН,
вице-президент Российского
союза промышленников
и предпринимателей
Родился 9 марта 1949 года.
Окончил Киевский институт
инженеров гражданской авиа-
ции, Академию общественных
наук. Доктор философских на-
ук. Был на комсомольских,
партийных должностях. Воз-
главлял Главное управление
Всесоюзного пионерского ла-
геря «Артек», управление де-
лами ЦК ВЛКСМ. Работал пер-
вым заместителем Председа-
теля Совета Министров Крым-
ской АССР, начальником Фи-
нансово-хозяйственного уп-
равления Аппарата Президен-
та СССР, заместителем началь-
ника главного управления ох-
раны. Весной 1992 года был
приглашен Аркадием Воль-
ским на должность вице-пре-
зидента Российского союза
промышленников и предпри-
нимателей (работодателей).
Член Президиума Независи-
мой организации «Граждан-
ское общество», Правления и
Совета Попечителей Москов-
ского Английского клуба. На-
гражден двумя орденами
«Знак Почета», медалями, от-
мечен благодарностью Прези-
дента Российской Федерации.
Кавалер Золотого Почетного
знака «Общественное призна-
ние».
РСПП является одной из структурных
единиц пока только зарождающегося,
как я считаю, гражданского общества в
России. Наша организация является до-
бровольным общественным объедине-
нием, представляющим интересы рабо-
тодателей – промышленников и пред-
принимателей России. Формировались
мы, что называется «снизу», то есть со
всех регионов поступали заявления с
просьбой о принятии в Союз. Мы не
только не испытываем вмешательства
государства в нашу деятельность, а, на-
оборот, развиваемся самостоятельно и
предлагаем обществу законы такого
директора завода и крупного бизнес-
мена, и каждый со своими проблема-
ми. Вникая в их проблемы, становишь-
ся информационно богатым, понима-
ешь, чем живет наше бизнес-сообще-
ство. А если удается помогать, то чувст-
вуешь удовлетворение от своей рабо-
ты. Подготовка к решению важных го-
сударственных задач в значительной
степени наполняет духовно и интеллек-
туально. У нас хороший коллектив. Ар-
кадий Иванович Вольский – опытный
руководитель, большой государствен-
ный, политический, общественный де-
ятель. Но вместе с тем человек, кото-
рый очень тонко и близко понимает как
большие государственные проблемы,
так и личные. Он позволяет себя чувст-
вовать свободным в организации соб-
ственной работы, никогда не диктует,
обозначая задачу, дает возможность
самому подумать, как ее решить.
– Чем Вы увлекаетесь помимо
работы.
– Какого-то определенного хобби
у меня нет. Я никогда не увлекался ка-
ким-то отдельным видом спорта, но
вместе с тем хорошие результаты
имел фактически по всем видам и сей-
час стараюсь держать форму. Я не стал
музыкантом, но играю понемногу поч-
ти на всех инструментах. Играл на ду-
ховых инструментах, в эстрадном ор-
кестре. Как и все, собирал марки.
В детстве и юности, в Белеве, очень
модно было собирать этикетки, и ме-
ня это не обошло. В последнее время
люблю играть в большой теннис и, как
говорят друзья, неплохо получается.
Ценю друзей и дружбу.
Беседовал Павел ЛОБАНОВ
развития. И надо сказать, что государ-
ство прислушивается к нашему коллек-
тивному общественному мнению.
Власть может делегировать часть своих
функций общественным формирова-
ниям, но отношения эти могут разви-
ваться лишь при демократическом
строе. Это понятие тесно связано с право-
вым государством, над чем нам всем, –
и государству, и гражданскому общест-
ву – надо еще серьезно работать.
– На каких основах должно
строиться гражданское общество
в России.
– Процесс формирования граждан-
ского общества в России идет довольно
активно. Когда гражданское общество
достигнет стабильности, уже не будет
необходимости выстраивать особые
отношения с государством. Конечно,
основами являются демократия и ста-
бильная экономика, создание нор-
мальных политических и социальных
условий. Нужна правовая защищен-
ность граждан. Власть обязана обеспе-
чивать и проводить в жизнь интересы
общества. Мы должны прийти к свое-
образному синтезу механизмов власти
и самодеятельности, что и придало бы
нам общественную стабильность, столь
желанную всеми слоями населения. Ра-
зумеется, гражданское общество не
может быть совершенным. Главное,
чтобы всегда присутствовал фактор
гражданской активности снизу. Нужно
вспомнить слова, прозвучавшие на
прошедшем Гражданском форуме, о
том, что некоторые общественные объ-
единения сформированы «по вертика-
ли» и поэтому не имеют перспективы. Я
считаю, что многие вопросы сегодня
граждане могут решать самостоятель-
но, без обращения к государственным
институтам, и это есть главная основа
нашего гражданского общества – его
самостоятельность.
– Какие вопросы Вы ведете как
вице-президент.
– Координирую деятельность ком-
мерческих структур при РСПП, на мне
замкнуты внутренние все наши вопро-
сы, то есть управление делами, кадры,
сервис, научно-техническая политика,
и, как остальные вице-президенты, я
участвую в работе комиссий, комите-
тов. В моем ведении находится также
выставочная деятельность. Кстати, в
апреле этого года в Китае мы с успе-
хом провели очередную, уже седьмую
по счету международную выставку
«Технологии из России».
– Чем Вас привлекает работа в
РСПП.
– Работа нравится благодаря широ-
кому кругу общения. К нам идут начи-
ная от частного предпринимателя до
Востоковед В. Никулин
с деловым партнером из Бахрейна