ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
60
Давид Федорович ТУХМАНОВ,
композитор, заслуженный деятель искусств
России, лауреат премии Московского и Ленин-
ского комсомола, народный артист России.
Родился 20 июля 1940 года в Москве. Автор
популярнейших советских песен, определив-
ших во многом музыкальные вкусы семидеся-
тых: «Я люблю тебя, Россия», «Родина моя»,
«Мой адрес Советский Союз», «Как прекрасен
этот мир», «День Победы», ставшей официаль-
ным гимном фронтовиков. Автор музыки
к многочисленным кино- и телефильмам. Сов-
местно с поэтом Юрием Энтиным создал боль-
шое количество произведений для детей. Автор
выходившего рекордными для своего жанра
тиражами и выдержавшего многочисленные
переиздания альбома «По волне моей памяти».
С 1990 по 2000 год жил и работал в Германии,
в основном в Кельне. С 2000 года постоянно
проживает в Москве. Кавалер Золотого
Почетного знака «Общественное признание».
Недавно замечательный композитор побывал
в редакции журнала «Признание» и ответил на
несколько вопросов нашего корреспондента.
В СТОРОНЕ
ОТ МЭЙНСТРИМА,
или
опыт сохранения
индивидуальности
pg_0002
61
авид Федорович, в 2000-м,
в год своего 60-летия Вы
приехали из Германии,
чтобы дать два юбилей-
ных концерта, и с тех пор
практически безвыездно живете в
Москве. Можно ли это считать воз-
вращением.
– Вообще-то я никогда не был эми-
грантом, не менял гражданство и все
эти десять лет постоянно бывал здесь,
много работал. Но если уж очень хочет-
ся, то можно это назвать и возвраще-
нием. Конечно, если бы в России не
произошли удивительные перемены,
не было бы такой динамичной жизни,
то, может быть, и не было бы для меня
интересной работы, не было бы плодо-
творных встреч... Одно время мне во-
обще казалось, что люди потеряли вкус
к традиционной песенной культуре,
всех потянуло на необычное, новень-
кое, а то, что я писал и пишу, никому не
понадобится. Правда, сегодня я пони-
маю, что это не так, любовь к мелодии,
к пению у русских людей в крови, они
охотно слушают и новые, и старые пес-
ни. И из того, что я сделал, многое ис-
полняется и продолжает жить своей
жизнью.
– Так, значит, все-таки отъезд
был.
– Мне часто задают один и тот же
вопрос. Почему. Вот, у вас так хорошо
шли дела и почему вдруг вы уехали.
Ну, во-первых, отъезд произошел по
причинам личного характера, связан-
ным с некоторыми семейными обстоя-
тельствами, а во-вторых, это не было
эмиграцией. Просто я долгое время
пробыл за границей. Может быть, это и
хорошо в какой-то степени, потому что,
пожив за пределами России, я обога-
тил свой жизненный опыт, получил
больше впечатлений, знаний о тех сто-
ронах жизни, о которых в Советском
Союзе мы судили понаслышке. Жизнь
наша тогда сильно отличалась от жиз-
ни на Западе, и многим, а творческим
людям особенно, было просто интерес-
но посмотреть, как там у них.
– То есть для Вас это была некая
попытка «переменить участь».
– Да, именно так, вы совершенно
правильно говорите. Слово экспери-
мент, возможно, здесь неуместно, но
некий опыт над собой произведен был.
А с 94-го года я стал частенько при-
езжать в Россию. С Юрием Энтиным,
замечательным автором, мы занялись
большими программами для детей.
Кстати, и он наведывался в Германию –
в Кельне у меня студия, могу и сейчас
там трудиться, просто работу организо-
вывать, конечно, удобнее уже здесь.
Детский проект возник у нас не-
сколько лет назад. Это сейчас на офи-
циальном правительственном уровне
заговорили о разработке культурных
программ для детей. А тогда были
уничтожены чуть ли не все источники
детской музыки. «Союзмультфильм»
очень пострадал, детских хоров почти
не стало, прекратился выпуск новых
детских записей... И мы решили со-
здать такие циклы, чтобы произведе-
ния, которые туда вошли, можно было
бы использовать по-разному: и в хоро-
вых репертуарах, и как сюжеты для
мультяшек, и как номера в театральных
представлениях, детских концертных
программах и шоу. Существуют они и
на дисках. Мы записали много вещей в
исполнении известнейших певцов и
артистов театра. Я могу назвать такие
имена, как Армен Джигарханян, Ната-
лья Гундарева, Валерий Золотухин,
Михаил Боярский, Людмила Гурченко
– все они замечательно исполнили
произведения из «Детских картинок».
На прошедшем недавно большом дет-
ском празднике в Кремлевском двор-
це, который назывался «Незнайка в
Кремле», прозвучали 8 или 9 номеров
из наших программ в исполнении та-
ких артистов, как Филипп Киркоров и
Аркадий Укупник.
– Раньше Вы очень мало писали
для детей, ну а всеобщего призна-
ния, гиперпопулярности достигли в
жанре песни. А каковы же Ваши ны-
нешние творческие пристрастия.
– Сейчас мне очень интересен те-
атр, меня привлекают крупные музы-
кальные формы. Одна из последних
работ – музыка для спектакля Людми-
лы Гурченко «Мадлен, спокойно»; мно-
го оригинальных, новых сочинений на
очень хорошие стихи замечательных
поэтов. Кроме того, в последнее время
я решил реализовать свои возможнос-
ти в классике. Образование у меня бы-
ло очень хорошее: я заканчивал Гне-
синку по классу композиции. Но работа
в поп-музыке, в песне очень увлекала,
занимала все время. А тогда жанр этот
был как-то очень востребован, да и я
был помоложе, охвачен азартом ...
– А под классикой что Вы подра-
зумеваете. Инструментальную сим-
фоническую, камерную музыку.
– В основном ораториально-хоро-
вую. Я сейчас написал большое сочи-
нение, которое в конце мая будет ис-
полняться на празднике славянской
письменности в Новосибирске. Это
оратория, абсолютно академическое
произведение. Хор, оркестр, солисты.
Называется «Легенда о Ермаке». Тексты
подобраны из разных источников.
С Президентом РФ В. Путиным во время
торжественной церемонии присвоения
звания «Народный артист России». 2001 г.
С Президентом РФ В. Путиным во время
торжественной церемонии присвоения
звания «Народный артист России». 2001 г.
pg_0003
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
62
Строки из поэмы «Ермак» Л. Мартыно-
ва. Есть даже кусочки из «Экклезиаста».
И использована, как цитата, разумеет-
ся, тема знаменитой песни на стихи Ры-
леева «Ревела буря».
– Десять лет, проведенные в Гер-
мании, позволили Вам по-новому
взглянуть на Россию.
– Вы знаете, очень хорошо сказал
Михаил Жванецкий, по-моему, эта
фраза ему принадлежит: «Мы часто
чувствуем себя эмигрантами в своей
собственной стране». Видимо, он
имел в виду, что сейчас страна стала
совершенно другой, многое настолько
непривычно и тяжело, особенно лю-
дям, перешедшим середину жизни, по
крайней мере. Молодые, полные
энергии, мы направляли ее на то, что-
бы найти свое место, утвердиться
именно в тех условиях, что были даны.
И это лучшие годы жизни. Которые
уже никто не может вернуть. Да, дей-
ствительно, сейчас здесь бурная, ди-
намичная жизнь, она, наверное, хоро-
ша для того, чтобы начинать. Но ведь
когда начинали мы, нам в голову не
могло прийти, что нужно, скажем, го-
товить себе обеспечение на старость.
Мы, люди свободных профессий, еще
как-то с этим справляемся, а боль-
шинство людей пожилых, которые
столкнулись с возрастными проблема-
ми, у них никакого выхода нет, потому
что молодые-то годы не вернуть, и
здоровье, и энергию...
Когда я уезжал в 90-м перемены
только начинались, и атмосфера была
очень неприятная, очень тяжелая. С од-
ной стороны, чувствовалось давление
партийно-государственной машины,
которая уже вовсю буксовала, давала
сбои, а с другой стороны, нарождался
какой-то класс, скажем, торговых лю-
дей спекулятивного толка... Ну а потом
уже все стало так, как мы это видим и
знаем сейчас.
Тем не менее нынешняя Москва
творчески весьма богата, это очень сто-
личный город – здесь всему найдется
место. Прежде всего поражает расцвет
театральной жизни: много новых кол-
лективов, много известных актеров,
которые свои театры создали самого
разного толка, направлений. Вот я
раньше мало интересовался авангард-
ным театром. Мне, честно говоря, это
было не очень близко. И потом, часто
за авангардизмом люди прячут недо-
статок таланта, и не только у нас, а во-
обще, и в Европе, в Германии, напри-
мер. Спекулируют на необычной фор-
ме, а за этим ни таланта, ничего нет. Ну
а здесь я даже в этой области нашел
для себя очень интересные вещи. Мне
очень нравится театр режиссера По-
гребничко, я посмотрел там несколько
спектаклей... Продолжается в Москве
бурная филармоническая жизнь. Мас-
са концертов и больших, и маленьких.
Да и в эстраде больше движения.
– А нет ли у Вас каких-то нос-
тальгических чувств по отношению
к Союзу.
– Вы знаете, все очень непросто.
Что-то хорошее утрачено, не все так
плохо было. Что-то мешало, от многого
удалось освободиться, но главное, ко-
нечно, тоска, ностальгия по молодым
годам, и не надо ее подменять полити-
кой. В Советском Союзе не было такой
очевидной национальной розни, как
сегодня. Теракты... Спрашивается, ка-
кова цена. Судить сложно. Я боюсь
– Я понимаю только одно, что в об-
щественном устройстве эффективно
действуют не люди, а некие системы,
которые должны каким-то образом
возникнуть, как-то сложиться. Часто
один человек не в состоянии что-то из-
менить даже на каком-то узком участ-
ке. И, конечно, должно пройти очень
много времени, прежде чем изменятся
имеющиеся ныне ментальные стерео-
типы. И если говорить о влиянии на
этот процесс государства или какой-то
крупной общественной организации,
то прежде всего оно должно выражать-
ся в поддержке фундаментальных об-
ластей человеческой интеллектуальной
деятельности. Я имею в виду культуру,
науку. А также и религию. Эта область
вникать в это. И вообще считаю, что
много о политике не нужно рассуж-
дать, потому что наша информация не-
полна. Мы получаем то, что прошло че-
рез телевидение, газеты, радио. Дру-
гой информации у нас немного. И я
очень хорошо понимаю, что техноло-
гия СМИ весьма существенно искажает
и эту, доходящую до нас. Остается
только гадать, в пользу какой точки
зрения допущен крен. Правда, русским
читать между строк – не привыкать.
Нам-то как раз легче вылавливать ин-
формацию, чем европейцам, которые
вообще все, что идет с экрана, за чис-
тую монету принимают.
– Журнал «Признание» последо-
вательно выступает за построение
гражданского общества в России.
Каким гражданское общество ви-
дится Вам, каковы его перспективы
в нашей стране.
духовной жизни, которая до сих пор в
результате длительной атеистической
пропаганды воспринимается нами ис-
каженно. Необходимо вкладывать
большие средства и усилия в образо-
вание, воспитание новых поколений
начиная с самого раннего возраста.
Вкладывать в то, что является нашим
будущим. Необходимы затраты, сего-
дня! Образование ведь по наследству
не передается.
И нужна некая единая организу-
ющая большая идея. Некая идеология.
А ее нет, она не сформировалась.
Я считаю, что без руководящей идеоло-
гии гражданское общество не выживет,
оно не сможет противостоять внутрен-
ним противоречиям. Демократия, как
результат, вещь очень хорошая, и мы,
конечно же, хотим, чтобы все в нашей
жизни было хорошо: чтоб люди соблю-
дали законы и чтобы у них первым
На юбилейных торжествах
в концертном зале «Россия». 2000 г.
На юбилейных торжествах
в концертном зале «Россия». 2000 г.
pg_0004
63
не надо изобретать, достаточно ему
следовать, соблюдай десять заповедей
– уже будет неплохо. К сожалению,
идеология в нашем обществе не сфор-
мировалась. Часто хорошие патриоти-
ческие лозунги оказываются на воору-
жении людей, примкнувших к фашист-
ским, экстремистским политическим
группировкам. Патриотизм использу-
ется для отрицания или принижения
других народов. А Россия страна мно-
гонациональная. И волей-неволей
приходишь к выводу, а может, не так
уж и глупо было, не идиот был тот, кто
придумал дружбу народов.
– Да, с ней легко и радостно, как с
вашей песней «Я, ты, он, она»...
– Вот, кстати говоря, с этой песней
связана хоть и маленькая, но все-таки
история. Как-то мы были в гостях у Ро-
берта Рождественского, и он показал
недавно выпущенную детскую книжеч-
ку – такая забавная, в виде матрешки.
Оригинально изданная книжка-игруш-
ка с его стихами. И там я нашел эту счи-
талку. Слова мне понравились, и я при-
думал песню. Но коротенького стиха
хватило только на припев, и тогда я по-
просил Роберта дописать на готовую
мелодию стихи для куплетов, и таким
образом получилась эта песня. К моему
юбилейному концерту нам с Софией
Ротару пришлось ее делать заново, и
запись, а заодно и новую аранжировку.
И вообще к концерту я делал практиче-
ски все заново. Потому что многие ста-
рые записи плохо звучали, многие ис-
портились, осыпались. И когда Ротару
запела эту песню с детьми на сцене,
мне было очень приятно наблюдать за
реакцией зала. Казалось бы, какая-то
советская бодрая агитка, но я вижу, что
публика как бы отметает все наслоения
и просто воспринимает слова песни в
их первоначальном смысле. И у людей
радость на глазах, со слезами... Я убеж-
ден, песни, где есть подлинные эмо-
ции, радость, например, где живут
фундаментальные человеческие чувст-
ва, при любых обстоятельствах про-
должают воздействовать на публику.
Ну а потом, даже если это агитка.
Пусть, не надо нам ни «вместе целая
страна», ни «я, ты, он, она», ни дружбы
народов. Ничего этого нет, и не надо!
Но получается, что образовавшийся ва-
куум ничем не заполняется и что мы по-
лучили взамен. Давайте посмотрим.
Развлекаловки – сколько хочешь, по-
веселиться можно, ночных клубов –
сколько хочешь, со всеми вытекающи-
ми последствиями. По улице Горького,
по Тверской, не так давно пройти было
нельзя, через проституток, как сквозь
строй, продирались. Это цена, которую
приходится платить за то, что мы назы-
ваем свободой. Хотя, честно говоря, я
очень скептически отношусь к этому
понятию. Я считаю – это миф. Никто не
свободен никогда и ни в чем.
– А отсутствие цензуры, свобода
совести.
– Свобода совести – пожалуй,
единственное, что может быть реаль-
ным. Я просто хочу сопоставить то, что
было позитивным и хорошим, с тем,
что мы имеем сегодня. Действительно,
сегодня можно говорить все, что хо-
чешь. Нет страха, прежних опасений.
Нас, кстати, воспитывали очень зажа-
тыми, скованными в общении, целые
поколения такими вырастали... Сло-
вом, все не однозначно.
– Да, перестройка это не просто
лозунг. Обретая свободу, приходит-
ся именно перестраиваться, соци-
альные перемены требуют перемен
психологических. Ну а смена дина-
мических стереотипов – довольно
болезненный процесс...
– Я должен сказать, что все время у
меня был какой-то свой модуль, види-
мо, в силу специфики профессии, кото-
рая достаточно изолирована от всяких
там трудовых коллективов. Профессия
индивидуального, а может быть, даже
кустарного свойства. Поэтому я себя
всегда ощущал аутсайдером что ли. Не
то что бы социальным, а как бы в сто-
роне от общего потока, от мэйнстрима.
И надо сказать, что это состояние у ме-
ня по сию пору не проходит. Я и сего-
дня, в общем-то, занимаюсь тем, что
отстаиваю свою индивидуальность,
свою личность от внешних посяга-
тельств. Но нынешний натиск карди-
нально отличается от прежнего. Он ры-
ночный. Потому что цензура рынка то-
же существует. И похлеще той, преж-
ней, будет. Но и от нее себя можно от-
делить, если не ставить цель зарабо-
тать миллионы. А ведь они тоже могут
быть целью, даже и в искусстве. Но это
уже иные принципы работы, иные при-
оритеты. А так, в конце концов, найдет-
ся какой-нибудь способ с минималь-
ными потерями обеспечить себя необ-
ходимым, почувствовать, что свободен
от бытовых, житейских проблем, и не
заниматься коммерцией. И считать се-
бя свободным. А значит, и быть сво-
бодным. Правда, это не так-то просто
психологически. Совсем не просто.
– Советская власть легко пре-
доставляла такую свободу людям
искусства. Например, неопублико-
ванные рукописи Михаила Булга-
кова десятилетиями копились в
красной этажерке. А прожиточный
минимум обеспечивался пожало-
ванной с царского плеча должнос-
тью в Художественном театре,
побуждением, первым движением бы-
ло эти законы соблюдать. А не гово-
рить, что закон – это телеграфный
столб, который можно просто обойти.
Пожив в Германии, я далек от того, что-
бы идеализировать эту страну, но там
правила и законы соблюдаются. И это
значительно облегчает жизнь, скажем
так. На бытовом уровне, на уровне де-
ловых отношений. Просто привычка
делать друг другу удобно: соблюдать
законы и правила. Почему в России чи-
новничество занимается поборами.
Оказывается, в России это было всегда,
а не только при советской власти. Так
что построение гражданского общества
процесс долгий и одним движением,
правильным законом, мудрой дирек-
тивой мало что можно сделать.
– А какая идеология, по-вашему,
способна пробудить общественное
сознание.
– Это слово-то такое, оно сегодня
дискредитировано, к сожалению. Но я
представляю, что самым правильным
было бы, если бы эта идеология каким-
то образом сформировалась естест-
венным образом, вследствие возник-
шей потребности. Мы так боимся идео-
логического радикализма и экстремиз-
ма, что руками и ногами открещиваем-
ся от одного упоминания о руководя-
щей идее. Потому что видели и видим
не самые удачные примеры. Однако
без идеологии нельзя. Она могла бы
сформироваться на религиозной осно-
ве, но, к сожалению, различные рели-
гии противостоят друг другу, хотя Бог
один. Но и плыть по течению, признав
полное поражение, не стараться найти
идеалов для себя, для общества, было
бы неправильно. В конце концов, су-
ществует моральный кодекс, который
pg_0005
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
64
зарплатой консультанта-либрет-
тиста в Большом.
– Вот видите, даже такой светлей-
ший для меня человек, как Булгаков, не
избежал подобной участи. Жизнь, ок-
ружение, житейские заботы и тревоги,
сиюминутные, насущные проблемы за-
ставляют человека метаться. Я стара-
юсь и, во всяком случае, надеюсь, что
так получается, противопоставлять се-
бя давлению извне, отстаивать свою
позицию. Оказывается, сегодня это да-
же труднее, чем тогда. Раньше доста-
точно было выключить какой-то клапан
и отстраниться от всего. Да, это была
большая шарашка, но забыл про нее,
выключился, и все, и живешь своей
жизнью. Такой интрузии, такого втор-
жения, как сегодня, в сферу духовной
жизни не было. А сейчас: бесконечная
реклама с экрана, сомнительная про-
паганда, навязывание приоритетов,
амбициозность, игры эти бесконечные.
Экран – мощное средство воздействия,
с ним справиться трудно. Когда мне го-
ворят, не нравится – не смотри, выклю-
чи, – это большое лукавство. Значит,
вы меня лишаете телевизора. Я хочу
смотреть, но то, что хочу. Нет, они мне
начинают рейтинги там какие-то свои
устраивать. Говорить, что вот их много,
тогда, значит, это правильно, а если ты
один... И это тоже лукавство, потому
что сто человек могут быть глупее од-
ного. Прессинг в духовной сфере сего-
дня очень велик. Причем он гораздо
более изощрен, чем раньше. С преж-
ним легче было конфронтировать,
он был примитивен и расшифровы-
вался одним щелчком. Щелчок, и
все. Посмеялись, забыли, и нет этого.
Мы к этому даже привыкли. Научи-
лись не то что бы мириться, а
скорее научились с этим
обращаться. И так
было для многих
кругов интелли-
генции, я бы да-
же сказал внут-
ренних дисси-
дентов. Я если и
мог бы себя при-
числить к дисси-
дентам, то не к
внешним, а к
тем, кто отстаи-
вал свою собст-
венную духов-
ную сферу, не
вступая в кон-
фликт с ветряны-
ми мельницами.
– А кроме ры-
ночного прессин-
га что-нибудь
еще мешает
творчеству. Возможно, отсутствие
денег для реализации какого-ни-
будь проекта.
– Мне ничего не мешает. Я просто не
ставлю перед собой задач коммерче-
ского плана. Да, для начинающих авто-
ров это, наверное, весьма существен-
ная проблема. Они себя еще утвержда-
ют, им нужно заработать имя, получить
известность, признание. Меня же ком-
мерческие задачи не интересуют, ведь я
же не продюсер и самопродюсерством
не занимаюсь. Я выполняю заказы.
Я выступаю как композитор, автор. Вот
сейчас я буду выполнять заказ для юно-
шеских Олимпийских игр, которые бу-
дут в Москве в июне. Много музыки для
огромного праздника.
– А песни какие-нибудь будут.
– Возможно, будет и пара песен.
А главное, много специфической музы-
ки, которая требуется для этого дейст-
ва: и марши, и сопровождение ко вся-
ким фейерверкам. Музыка несколько
прикладного характера. А вообще-то
меня больше всего интересует театр,
музыкальный театр, в частности.
– И какие же с ним у Вас связаны
творческие планы, если не секрет,
конечно.
– Об этом я не хочу говорить зара-
нее, а о другой, завершенной работе
расскажу. Весь последний год я был
очень увлечен ею, но какая ее ждет
судьба, сказать не
берусь... Я имею в
виду цикл баллад
и романсов на
стихи Бориса По-
плавского. Это
русский поэт па-
рижской эмигра-
ции 20-х–30-х годов. Умер очень мо-
лодым, ему, по-моему, и сорока лет не
было. Одно время был совершенно за-
быт, но в последние годы стали появ-
ляться сборники, и теперь напечатано
практически все, что от него осталось.
Мне показалась, что его поэзия очень
хороша для музыки. Сначала я решил,
что творчество Поплавского близко к
декадентству, к поэзии Северянина. Но
это было лишь самое первое впечатле-
ние. Когда я стал пробовать работать с
музыкой, я обнаружил там совершенно
иной, какой-то очень драматургичный
слой. К тому же поэзия Северянина
крепко привязана и образным строем,
и лексикой к своей эпохе, а эти стихи
звучат как-то очень современно. И как у
гениальных или очень талантливых по-
этов в его стихах есть прозрения, откро-
вения, встречаются и поистине проро-
ческие строки. Я сделал целую музы-
кальную программу. Это программа со-
льная и требует не только пения, но и
актерского мастерства. Она уже написа-
на, а исполнителя я пока не знаю, не ви-
жу. Иногда я сам исполняю фрагменты
из нее на авторских вечерах, публике,
кажется, нравится. Ну, а там видно бу-
дет. Это абсолютно свободная работа.
Она хороша именно тем, что совсем ни
от чего не зависит. А если человек име-
ет возможность заниматься тем, что
ему нравится, это прекрасно. Конечно,
если бы какие-то государственные или
общественные институты поощряли бы
грантами творческих людей, создавали
возможности молодым авторам для
творческой независимой работы, это
был бы самый лучший стимул для разви-
тия культуры. Кстати, ценна не только
материальная, но и моральная под-
держка. Не так давно я был награжден
Золотым Почетным знаком «Обществен-
ное признание», и, знаете, этот симпа-
тичный знак я постоянно с удовольстви-
ем ношу. Раньше никогда в жизни ника-
ких значков не носил на пиджаках. А этот
ношу. Он красивый. И мне очень прият-
но, что такая нужная, влиятельная орга-
низация меня отметила. Ведь признание
так необходимо творческому человеку.
Мы же ведь для людей работаем.
Беседовал
Никита ПАВЛОВСКИЙ