КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
46
О школе и учителях сегодня говорят все. Раду-
ет, что наше общество всерьез задумалось о
том, как сделать образование современным.
Ближайшие планы впечатляют. Обновление
содержания общего среднего образования на
всех ступенях и принятие соответствующих
образовательных стандартов. Введение обу-
чения компьютерным технологиям и иност-
ранному языку со второго класса. Профиль-
ное обучение в старшем звене школы. А глав-
ное – реальный поворот к личности, развитие
которой – главная задача школы. Решать все
эти и многие другие задачи предстоит учите-
лям. Готовы ли они к этому. Смогут ли рабо-
тать по-новому в условиях, прямо скажем,
мало для этого благоприятных. И что нужно
изменить уже сейчас в подготовке тех, кто за-
втра придет в школьные классы.
Стремление найти ответы на эти вопросы
привело меня в крупнейший педагогический
вуз страны – Московский педагогический го-
сударственный университет. Разговор с рек-
тором МПГУ, председателем Совета по педа-
гогическому образованию при Минобразо-
вании России В.Л. МАТРОСОВЫМ я начала с
трудного вопроса.
– Виктор Леонидович, учителей в последнее время
критикуют довольно часто: они и консервативны, и не
находят контакта с современными детьми, и снизился
уровень общей культуры педагогов – перечень можно
продолжить. Естественно, что и в адрес педагогическо-
го образования тоже звучит критика. Как Вы относитесь
к мнению о том, что педагогическое образование гото-
вит учителя вчерашнего дня.
– Тезис об отставании педагогического образования от
потребностей современной школы мы слышим уже лет де-
сять. Но задумаемся: как раз в эти годы в школе произо-
шел настоящий прорыв, появилось множество учебных
заведений нового типа (лицеев, гимназий, частных школ и
т.д.), в практику вошли альтернативные программы и
учебники, реальностью стали компьютерные технологии.
Позволю задать вопрос: а кто подготовил учителей, кото-
рые создали все эти авторские программы, прокладываю-
щие новые пути к сердцу и уму школьника. В каких вузах
обучались блестящие педагоги – участники конкурсов
«Учитель года». Ежегодно число их растет, а значит, все
больше учителей осознают и стараются реализовать свои
способности к творческому поиску. Я убежден, что знаний
и опыта, энтузиазма и подвижничества российскому учи-
телю не занимать! Попутно замечу: хотелось бы, чтобы об
этом больше знало наше общество. Ну не парадокс ли: о
проблемах образования знают все, а вот о реальной жиз-
ни и работе педагогов, об их творчестве – очень немно-
гие. А ведь для педагогов очень важно, чтобы их труд за-
метили. Это мощнейший стимул! А настоящий учитель
всегда недоволен собой, всегда в поиске. Так что далеко
не все у нас так уж плохо. Хотя недостатков тоже достаточ-
но. Но категоричное утверждение о том, что (цитирую)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ