КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
46
О школе и учителях сегодня говорят все. Раду-
ет, что наше общество всерьез задумалось о
том, как сделать образование современным.
Ближайшие планы впечатляют. Обновление
содержания общего среднего образования на
всех ступенях и принятие соответствующих
образовательных стандартов. Введение обу-
чения компьютерным технологиям и иност-
ранному языку со второго класса. Профиль-
ное обучение в старшем звене школы. А глав-
ное – реальный поворот к личности, развитие
которой – главная задача школы. Решать все
эти и многие другие задачи предстоит учите-
лям. Готовы ли они к этому. Смогут ли рабо-
тать по-новому в условиях, прямо скажем,
мало для этого благоприятных. И что нужно
изменить уже сейчас в подготовке тех, кто за-
втра придет в школьные классы.
Стремление найти ответы на эти вопросы
привело меня в крупнейший педагогический
вуз страны – Московский педагогический го-
сударственный университет. Разговор с рек-
тором МПГУ, председателем Совета по педа-
гогическому образованию при Минобразо-
вании России В.Л. МАТРОСОВЫМ я начала с
трудного вопроса.
– Виктор Леонидович, учителей в последнее время
критикуют довольно часто: они и консервативны, и не
находят контакта с современными детьми, и снизился
уровень общей культуры педагогов – перечень можно
продолжить. Естественно, что и в адрес педагогическо-
го образования тоже звучит критика. Как Вы относитесь
к мнению о том, что педагогическое образование гото-
вит учителя вчерашнего дня.
– Тезис об отставании педагогического образования от
потребностей современной школы мы слышим уже лет де-
сять. Но задумаемся: как раз в эти годы в школе произо-
шел настоящий прорыв, появилось множество учебных
заведений нового типа (лицеев, гимназий, частных школ и
т.д.), в практику вошли альтернативные программы и
учебники, реальностью стали компьютерные технологии.
Позволю задать вопрос: а кто подготовил учителей, кото-
рые создали все эти авторские программы, прокладываю-
щие новые пути к сердцу и уму школьника. В каких вузах
обучались блестящие педагоги – участники конкурсов
«Учитель года». Ежегодно число их растет, а значит, все
больше учителей осознают и стараются реализовать свои
способности к творческому поиску. Я убежден, что знаний
и опыта, энтузиазма и подвижничества российскому учи-
телю не занимать! Попутно замечу: хотелось бы, чтобы об
этом больше знало наше общество. Ну не парадокс ли: о
проблемах образования знают все, а вот о реальной жиз-
ни и работе педагогов, об их творчестве – очень немно-
гие. А ведь для педагогов очень важно, чтобы их труд за-
метили. Это мощнейший стимул! А настоящий учитель
всегда недоволен собой, всегда в поиске. Так что далеко
не все у нас так уж плохо. Хотя недостатков тоже достаточ-
но. Но категоричное утверждение о том, что (цитирую)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ
pg_0002
47
«педагогическое образование в его существующем виде
является тормозом развития школы», на мой взгляд, в
корне неверно. Да и малопродуктивно.
– Поясните, пожалуйста, свою мысль.
– Как известно, истина всегда конкретна. Поэтому гово-
рить надо не об учителях вообще и не о педагогическом
образовании вообще, а о конкретных вещах. Например, об
устаревшей материальной базе педагогических вузов, на
которой современного педагога не подготовишь. О том,
что библиотеки педвузов не укомплектованы необходимой
литературой, включая школьные учебники. Что из Класси-
фикатора (Перечня) специальностей педагогического об-
разования исключен ряд специальностей: экономика, пси-
хология, экология... А это значит, что мы не можем гото-
вить учителей по самым актуальным направлениям дея-
тельности. О том, что педагогическое образование не сде-
лает качественного скачка на основе только собственных,
внутренних ресурсов, как было в предыдущие годы. Нужны
целевые вложения в подготовку и переподготовку педаго-
гов – и на уровне федерации, и на региональном уровне.
– Я знаю, что Вы возглавляли рабочую группу по
подготовке документа, связанного с определением
перспектив системы педагогического образования. Рас-
скажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
– Действительно, документ такой был создан и принят
Министерством образования в январе 2001 г. Он называется
«Программа развития системы непрерывного педагогичес-
кого образования России до 2010 г». Наш университет высту-
пил здесь основным разработчиком. Заметьте: мы занялись
этим в опережающем порядке, до решений правительства о
модернизации образования. В программе дана объективная
характеристика современного состояния системы педагоги-
ческого образования, ее достижений, недостатков и всего
комплекса проблем, которые мешают подготовке педагогов.
– И какие же это проблемы.
– Они сосредоточены в следующих областях: содержа-
ние и качество подготовки специалистов; кадровое и мате-
риально-техническое обеспечение образовательных учреж-
дений; научное сопровождение подготовки педагогических
кадров; нормативно-правовая база; социальная сфера; уп-
равление системой. Определив эти проблемы, мы смогли
показать основные направления развития педагогического
образования на ближайшее десятилетие и предложить сис-
тему мероприятий по каждому из этих направлений.
– Прошел год после принятия программы. Нуждает-
ся ли она в уточнениях сейчас, в контексте начавшейся
модернизации.
– Думаю, что такая необходимость есть. Нужно прорабо-
тать концептуально стратегию подготовки педагогических
кадров с учетом перспективных задач общенациональной
образовательной политики России. И показать, как конкрет-
но мы будем решать эти задачи на каждой ступени образо-
вания. Мы договорились с министром В.М.Филипповым о
такой работе. Не могу не сказать самых добрых слов в адрес
нашего министра. Благодаря ему педагогическое образова-
ние действительно стало одним из приоритетов деятельнос-
ти министерства. Не сомневаемся, что это правильно: мы ра-
ботаем на школу, а значит, на будущее страны.
– Хочу задать ряд вопросов, связанных с проблема-
ми содержания образования, профессиональной ком-
петентности педагога. Из чего, на Ваш взгляд, склады-
вается понятие профессионализма учителя.
– В нем три составляющих: фундаментальные научные
знания в области предмета, психологии и педагогики; ме-
тодические умения и навыки и высокая общая культура.
Виктор Леонидович МАТРОСОВ,
ректор Московского государственного
педагогического университета
Родился в 1950 г., окончил МГПИ по специально-
сти «математика» в 1972 г., доктор физико-ма-
тематических наук, профессор; научные инте-
ресы: математическая логика, теория алгорит-
мов, дискретная математика; член-корреспон-
дент РАН, действительный член РАО, Междуна-
родной академии наук высшей школы, Нью-
Йоркской академии наук, Международной ака-
демии информатизации и др.; председатель
Совета по педагогическому образованию при
Минобразования России, член коллегии Минис-
терства по аттестационным и аккредитацион-
ным вопросам, председатель экспертной ко-
миссии по присуждению премий Президента и
Правительства РФ в области образования; член
Всемирной ассоциации Президентов универси-
тетов. Награжден орденом «Знак Почета», кава-
лер Золотого Почетного знака «Общественное
признание»; женат, имеет сына и дочь.
Встреча с Ю.М. Лужковым
С Президентом РФ В.В. Путиным
pg_0003
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
48
Кстати, нередко приходится встречаться с противопостав-
лением предметной подготовки учителя и его компетентно-
сти. Но что такое компетентность учителя без основатель-
ных знаний. Учитель обучает и воспитывает прежде всего
через предмет. Сегодня звучат утверждения об устаревании
предметной, «наукоцентристской» организации содержа-
ния образования. Но именно предметное обучение закла-
дывает основу системы знаний как фундамента будущих ус-
пехов личности. При этом вряд ли профессиональный педа-
гог станет оспаривать суждение, что образование – это не
простое накопление знаний. Лучшие учителя всегда стреми-
лись использовать свои уроки, все формы общения с уче-
никами так, чтобы формировать умение мыслить самостоя-
тельно, аналитически, критически, чтобы развивать лич-
ность подрастающего человека. Но это по самой своей сути
чрезвычайно сложная и тонкая сфера, в которой школа в
целом – и средняя, и высшая – часто недорабатывает.
– Не могли бы Вы рассказать, как участвует ваш вуз в
тех переменах, которые происходят в школе.
– По ряду принципиальных позиций мы не просто участву-
ем, но работали и работаем на опережение. К примеру, сей-
час идет эксперимент по отработке нового содержания и
структуры общего среднего образования. А ведь у истоков на-
учного проектирования концепции обновления стояли ученые
МПГУ совместно с РАО. Всем
хорошо известен Федераль-
ный центр тестирования, а он
в течение 15 лет работал на ба-
зе нашего университета.
МПГУ одним из первых в экс-
периментальном порядке от-
рабатывал подходы к едино-
му экзамену, но мы заявили в
этом вопросе особую пози-
цию, поскольку засчитывали
выпускные экзамены в школе
как вступительные лишь уча-
щимся аккредитованных школ
и педагогических классов, у
которых есть мотивация для
получения педагогической
профессии.
— Как может педагоги-
ческий вуз реагировать на
текущие и перспективные
потребности региона.
– В первую очередь, реа-
лизуя спектр образовательных
программ. К примеру, у нас ведется подготовка учителей по
всем педагогическим специальностям, в том числе и по та-
ким новым, как безопасность жизнедеятельности, культуро-
логия. А подготовку учителей информатики мы начали уже
около 10 лет назад. Впервые создана целенаправленная под-
готовка преподавателей педагогики. До 2000 г. такой педаго-
гической специальности в Классификаторе не существовало.
Надеемся, что ее введение стимулирует развитие педагоги-
ческой науки и позволит обеспечить образовательные уч-
реждения всех уровней и ступеней специалистами с базовым
образованием в области педагогики. Один из старейших фа-
культетов университета – филологический, на котором рабо-
тает около 60 докторов наук, – ввел в дополнение к специ-
альности русский язык и литература целый ряд новых специ-
альностей и специализаций. Так, учитывая особую ситуацию
в многоязычной и многоконфессиональной Москве, мы даем
студентам углубленные знания в области русской православ-
ной культуры, русского языка как иностранного. На новом
этапе возрождена комплексная историко-филологическая
подготовка учителей, а для школ с углубленным этнокультур-
ным компонентом ведется подготовка учителей родного язы-
ка и литературы (например, татарского). Будущие педагоги
дошкольных образовательных учреждений получают допол-
нительную подготовку по иностранному языку, музыкально-
му образованию, физической культуре. Гибкая система спе-
циализаций позволяет развивать подготовку в области граж-
дановедения, менеджмента в образовании, семейного обу-
чения и воспитания, экологического воспитания, компьютер-
ной графики, дизайна игрушки, конструирования школьной
мебели и т.д. И конечно, наши ученые активно участвуют в
разработке учебников, пособий и другой учебно-методичес-
кой документации для школ и вузов.
– Ну, в МПГУ всегда было высокое качество образо-
вания, потому туда так активно идут абитуриенты. А
как дела в других педагогических вузах. И, кстати,
сколько их сейчас в России.
– В недавнем прошлом педагогических вузов было 103, а
сейчас – 81. Остальные изменили свой статус, как это произо-
шло со Ставропольским, Брянским, Костромским, Южно-Са-
халинским, Магнитогорским, Елецким и другими вузами. А
часть фактически исчезла, вошла в структуру новых учебных
заведений. Если же в целом подсчитать, сколько образова-
С Ж. Алферовым
Спорт – одна из составляющих
в воспитании гармонической личности
Спорт – одна из составляющих
в воспитании гармонической личности
pg_0004
шие для нее!) годы накопила значительный потенциал разви-
тия. Обобщить этот опыт и использовать его на этапе модер-
низации – одна из наших главных задач.
– Недавно Вы получили высшую общественную на-
граду России – Золотой Почетный знак «Общественное
признание». Расскажите, пожалуйста, когда Вам пред-
ложили участвовать в работе Независимой организа-
ции «Гражданское общество», Вы с готовностью приня-
ли это предложение. И если да, то почему.
– Я хочу отметить, что многое в подходе к обучению, а
значит, реально и перемены в стране должны будут претво-
рять в жизнь сегодняшние студенты – выпускники нашего
университета. Поэтому я как специалист, как учитель просто
не могу оставаться вне процесса становления у нас граждан-
ского общества. Ведь кто, как ни люди, объединяющие
представителей самых разных сфер деятельности, смогут
сконцентрировать свои усилия на всестороннем решении
проблем, стоящих сегодня перед Россией.
Елена ГРИГОРЬЕВА
в научном и материальном
плане. Но есть и свои досто-
инства. Хотя бы то, что зачас-
тую институты являются в
своих регионах центрами об-
разования и культуры, тесно
связаны со своим регионом и
для него, и в первую оче-
редь, для сельской школы,
готовят учителей. Но так же,
как университеты, институты
обязаны выполнить требова-
ния государственных образо-
вательных стандартов и ли-
цензионные нормативы. Не-
давно по линии Учебно-ме-
тодического объединения
мы побывали в Санкт-Петер-
бурге, Екатеринбурге, Каре-
лии, Южно-Сахалинске. Мо-
гу уверенно сказать: система
педагогического образова-
ния за последние (тяжелей-
тельных учреждений (от колледжа до системы повышения
квалификации) готовят и переподготавливают учителей, то их
число приблизится к 160. Как видим, система довольно мощ-
ная и разветвленная. Конечно, качество подготовки учителей
в разных вузах различное. Более высокое – в Москве и Санкт-
Петербурге, где есть для этого кадровая и материальная база.
Но не только в столицах есть прекрасные вузы. Хорошо рабо-
тают Волгоградский, Ростовский, Ярославский, Владимир-
ский, Тульский педагогический университеты. Орловский
университет, хоть и стал классическим, по- прежнему играет
ведущую роль в разработке проблем подготовки учителей для
сельской школы. Конечно, у нас есть серьезная озабоченность
по поводу качества образования. Это, в первую очередь, от-
носится к многочисленным филиалам, негосударственным и
ведомственным вузам. Был у нас, к примеру, случай, когда
просили разрешения открыть подготовку учителей чуть ли не
по всем остродефицитным специальностям на базе филиала
отраслевого вуза в маленьком поселке Московской области...
– Разрешили.
– Нет, конечно, мы не дали такого согласия. О каком ка-
честве в этом случае может идти речь.
– Несколько лет назад педагогические вузы почти
сплошь стали университетами. Остались ли в вашей си-
стеме институты. И чем отличается образование, полу-
чаемое в тех и других.
– В вашем вопросе есть доля иронии. Я согласен, что мас-
совый «поход» вузов (причем не только педагогических) в
университеты был известной данью времени. Но самые силь-
ные, ряд которых я уже назвал, стали университетами по пра-
ву. Если давать краткую характеристику, то университет – это
многопрофильное учебное заведение, в котором обучение
неотделимо от активной научной деятельности по фундамен-
тальным и прикладным направлениям науки. В эту научную
деятельность обязательно включены студенты. Университет
отличается высококвалифицированным профессорско-пре-
подавательским составом, где значительна доля докторов и
кандидатов наук. Здесь ведется не только обучение студен-
тов, но и подготовка научно-педагогических кадров, работа-
ет аспирантура, докторантура, диссертационные советы, со-
здаются учебники и т.д. И весь этот мощный потенциал – не-
пременное условие высокого качества образования. Педаго-
гические институты в нашей системе тоже сохранились, к
примеру, Марийский, Бирский, Елабужский, Армавирский,
Соликамский. Они расположены, как правило, в небольших
городах, и у них, конечно, меньше возможностей, особенно
Во время вручения высшей общественной награды
России – Золотого Почетного знака «Общественное
признание» с министром образования РФ
В. Филипповым и председателем Комитета Совета
Федерации по науке, культуре, образованию
здравоохранению и экологии В. Никитовым
С сыном и дочерью
С сыном и дочерью