В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
24
«Я
ЗА
М
ЕЧ
А
Ю
П
Р
Е
К
Р
А
С
Н
О
Е
»
Т
О
Л
Ь
К
О
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ:
pg_0002
Кремль), потому
что искусство –
это важнейший в
жизни, в челове-
ческих взаимо-
отношениях фак-
тор. Потому у
меня есть такой проект – создать му-
зей искусства и спорта, чтобы разви-
вать в молодых людях патриотизм,
чтобы они, например, знали, какими
были Хомич, Бобров, Яшин. По себе
знаю, насколько это все важно для
молодежи. Когда я был маленьким,
помню, московское «Динамо» выиг-
рало у англичан. Как я тогда был
горд, как будто сам забивал мяч!
25
– Церетели один. И тогда и сейчас.
Все творческие люди, которые любят
свою профессию, этим живут на протя-
жении всей своей жизни. В независи-
мости от того, что происходит лично у
меня, что происходит вокруг меня, я
замечаю только прекрасное. Напри-
мер, сегодня хороший день, ярко све-
тит солнце, мы улыбаемся, мы встре-
чаемся, ведем беседу – и это прекрас-
но. У меня вообще такой характер, что
я не оглядываюсь назад, не смотрю,
что было вчера, что я сделал. Для меня
главная задача – это чтобы сегодняш-
ний день был полезен и для меня, и
для всех, кто меня окружает. У меня не
возникает чувства самодовольства и
ложной гордости за то, что я создал, в
том числе и вчера. Я по натуре худож-
ник ищущий, который не останавлива-
ется на достигнутом и не стоит на од-
ном месте. Я уверен, что еще не рас-
тратил всю свою энергию, и мне еще
рано отложить кисть и поставить точку
в моем творчестве.
– Зураб Константинович, учиты-
вая многочисленные просьбы и
письма наших читателей, мы от-
крываем в журнале новую руб-
рику «В гостях у мастера», в кото-
рой будем постоянно публико-
вать материалы по итогам встреч
и бесед главного редактора жур-
нала с выдающимися деятелями
культуры, науки и спорта.
Нам с Вами выпала честь открыть
эту интереснейшую рубрику.
И, откровенно скажу, что выбор
редакции пал на Вас не случайно,
ибо Ваша творческая деятель-
ность и смелые авторские работы
вызывают порой в обществе оже-
сточенные споры, дискуссии и
столкновения мнений. Ваши ар-
хитектурные и художественные
проекты, как и все Ваше творче-
ство, имеет многочисленных пре-
данных поклонников и массу все-
возможных оппонентов, но то,
что оно неординарно и талантли-
во и, может быть, чуть-чуть опе-
режает время является фактом
безусловным и неоспоримым.
За свою нелегкую творческую
жизнь Вы были удостоены очень
многих званий и наград (все их
сложно перечислить даже в Ва-
шей «объективке», с которой мы
знакомим наших читателей).
Я помню нашу первую встречу
в 1974 году в Тбилиси, когда мно-
гие самые удачные и всемирно
известные работы были у Вас
впереди, но мне еще тогда за-
помнился яркий, беспокойный
и азартный блеск в Ваших глазах,
когда Вы рассказывали о новых
творческих проектах.
Скажите, Зураб Церетели начала
70-х годов прошлого века и Це-
ретели сегодняшний, начала века
XXI, успешный, обремененный
отечественными и зарубежными
титулами и званиями – это два
разных человека. Два разных ху-
дожника. Отразились ли на Ва-
шем творчестве и Вашем миро-
воззрении те глобальные истори-
ческие перемены, разломы и по-
трясения, произошедшие на ру-
беже веков в истории нашей
страны и всего мира в целом.
чем в кресле депутата, тем более что в
этом качестве я не мог себя найти, а за-
нимаясь живописью, я оставляю на
холсте настоящую правду, то, что я
чувствую, то, чем я живу. Мы будем
более полезны государству и общест-
ву, когда мы будем что-то создавать
именно в своей профессии.
Вы знаете, глаза художника ост-
рые, и я многое замечал из того, что
происходило в нашей стране за по-
следние десять лет. Почему мы бук-
совали. Потому что нельзя создать
чего-то толковое только через тео-
рию. Нужны хозяйственники, прак-
тичные люди, профессионалы в сво-
ем деле. Теория – это важно, но не
самое главное. Как, например, в ис-
кусстве вначале возникает идея, по-
том на практике ты воплощаешь ее в
макет. Вот такой подход надо ис-
пользовать везде. Более того, надо
действовать через культуру, через
искусство (так был построен Санкт-
Петербург, так был построен
Вы понимаете, еще так много на
Земле остается неизученного: ни при-
роду, ни образы, ни внутренний харак-
тер людей еще полностью не изучили.
Это огромнейшая палитра, и чтобы все
это почувствовать и передать на хол-
сте, в гипсе или в пластилине прихо-
дится много работать, так что времени
не остается думать о чем-то другом.
Поэтому я стараюсь, чтобы у меня в го-
лове не было мусора. Например, я был
депутатом и СССР, и Грузии, но когда
почувствовал, что начинаю меняться,
реже беру в руки кисть, я отказался от
своего депутатства, снял с себя депу-
татский значок и сказал, что буду го-
раздо полезней в своей профессии,
Зураб Церетели
с главным
редактором
журнала
«Признание»
Сергеем
Абакумовым
pg_0003
тую историю России, этнографические
влияния, археологические моменты –
это все одно целое. Нам необходимо
развиваться в этом направлении. На се-
годняшний день мы имеем два музея,
хотим создать еще третий. И это дейст-
вительно необходимость. Я вижу, что
сейчас у нас талантливейшее поколе-
ние, рождается очень много новых те-
чений, очень много научных творческих
трудов, идут новые искания в искусстве,
и всему этому надо дать возможность
развиваться. Поэтому мы сейчас не
просто хотели бы открыть третий музей
в Москве, но также и филиалы наших
музеев, как в регионах нашей страны,
так и в столицах других стран, напри-
мер, в Тбилиси, в Париже, в Нью-Йорке
и так далее. Тогда наши новые имена
станут известны и в России, и во всем
мире, а это сильный толчок для разви-
тия отечественного искусства.
Что касается меня, то со своей
энергией третий
музей я обязатель-
но доведу до кон-
ца, надо ускорить
процесс, надо по-
мочь людям созда-
вать новые центры
отечественного ис-
кусства по всему
миру, чтобы была
одна цельная «ка-
русель». Ведь кро-
ме всего прочего
это еще и огромная
экономия средств,
в том числе и на
рекламе.
Меня настора-
живает ситуация,
когда я вижу, что,
например, в Англии
нашим молодым
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
26
И такие моменты нельзя забывать.
Тогда была очень правильно постав-
лена информация о тех же спортсме-
нах. Например, рассказывали про
Хомича, чем он занимался утром,
как тренировался, даже во что он
одевался. И такие детали, такие тон-
кости создают определенный здоро-
вый образ, и это очень важно. И по-
этому спорт, искусство, даже туризм
должны быть вместе, вместе разви-
ваться.
– Зураб Константинович, то
есть Вы хотите сказать, что Ваш
взгляд на окружающий мир со
временем не изменился. И в своей
работе Вы всегда руководствова-
лись и продолжаете руководство-
ваться одним принципом – видеть
вокруг прекрасное и запечатле-
вать это на холсте, в камне, в
бронзе и т.д., надеясь, что красота
спасет мир.
сутствовать искусство, знания и спорт.
Это благородное дело. С его помо-
щью мы сможем привлечь внимание
молодежи, воспитывать таким обра-
зом у молодых людей чувство патрио-
тизма, что сегодня в нашей стране,
без преувеличения скажу, является
наиважнейшей задачей. Например,
когда я бываю в Америке, я вижу, что
практически в каждом дворе стоят на-
циональные флаги, когда где-то зву-
чит их гимн, то все встают. И это не
показуха, а выражение искренних
чувств американцев к своей Родине.
Очень хочется, чтобы такое же было и
у нас. И здесь очень важна роль ис-
кусства. Ведь авторитет России в мире
всегда держался на высоком уровне
нашего искусства, нашей науки, на-
шего спорта, и это надо развивать.
Однако тема искусства и спорта –
это еще не все, если глубже посмотреть
на проблему, надо еще учесть и бога-
– Безусловно, и это еще до нас
сказали. В самой идее создания музея
спорта и искусства заложено очень
много. Я вижу здесь библиотеки, я
вижу, что наши грамотные искусство-
веды и спортсмены могут читать там
свои лекции, там может быть пред-
ставлена сама история и искусства, и
спорта, а отсюда само собой будет
видна и история России, которую, к
сожалению, не все знают, тем более в
молодежной среде. И все это будет
довольно предметно, и, я думаю,
очень интересно. Кроме того, весьма
важно, что данную идею можно ска-
зать двумя руками поддержали и Ле-
онид Тягачев, и Вячеслав Фетисов, и
многие другие. Мы хотели бы создать
этот музей в усадьбе Казакова, кото-
рая сейчас находится в ужасном со-
стоянии, там огромный дворик, в ко-
тором должны, на мой взгляд, при-
На открытии
Зала церковных
Соборов Храма
Христа
Спасителя.
2001 г.
Борис и Наина
Ельцины пере-
дают Биллу
Клинтону модель
скульптуры
Зураба Церетели
«Рождение
Нового Света».
Белый дом.
Вашингтон 1994 г.
pg_0004
музее темы искус-
ства и спорта. Это
даст еще боль-
шую возможность
для развития на-
ших талантов
именно на Родине
и для Родины.
Кроме того, у меня есть давняя
идея создания для детей русского Дис-
нейленда. Необходимо, однако, чтобы
были выделены деньги из бюджета,
чтобы инвесторы видели, что у нас есть
заинтересованность, что мы серьезно
относимся к подобному проекту. А для
наших детей это очень важно. Они
должны помнить, что такое радость,
что такое добрый и искренний смех.
– Было ли когда-нибудь такое,
чтобы Вы решали изменить собст-
венные творческие планы и задум-
ки в связи с критикой общественно-
сти или Ваших коллег по цеху. И
чье мнение для Вас дороже: власти
27
ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович
С 1997 г. – президент Российской ака-
демии художеств. С 1996 г. – прези-
дент Московского международного
фонда содействия ЮНЕСКО, посол
Доброй воли ЮНЕСКО. С 1999 г. ди-
ректор Московского музея современ-
ного искусства. С 1978 г. – народный
художник Грузии. С 1979 г. – народ-
ный художник СССР. С 1994 г. – на-
родный художник России. С 1991 г.
имеет дипломатический ранг Чрезвы-
чайного и Полномочного посла Рос-
сийской Федерации. В 2000 г. был
удостоен звания лауреата националь-
ной премии «Человек года» и «Чело-
век десятилетия» Русского Биографи-
ческого института. С 1999 г. Герой
труда (бывш. Герой социалистическо-
го труда).
Лауреат Ленинской премии (1976 г.);
дважды лауреат Государственной
премии СССР (1978 г., 1983 г.); лау-
реат Государственной премии России
(1996 г.).
Кроме того, лауреат премии Пикассо
(1994 г.); обладатель титула «Человек
года» Американского Биографическо-
го института (1996 г.); лауреат Приза
современного искусства 2000 «Меж-
дународное признание» – «Золотая
рука» (Франция).
Кавалер орденов «Дружбы народов»
(1994 г.) и «За заслуги перед Отече-
ством» III степени. Награжден меда-
лью Вермей – высшей наградой го-
рода Парижа (1998 г.) и «Большой
бронзовой медалью города Парижа»
(1998 год) за выдающийся вклад в
культуру и искусство и сближение
народов России и Грузии с Франци-
ей. Кавалер Почетного Креста «Ком-
батан волонтер» Ассоциации ветера-
нов французского сопротивления
(2000 г.).
Действительный член Российской
академии художеств (1989 г.), Гру-
зинской академии наук (1996 г.),
Академии мировой элиты (1997 г.).
Действительный член, а с 1992 г. ви-
це-президент Академии творчества
(наука, культура, общественная дея-
тельность) России. Действительный
член и вице-президент Российской
академии информатики (1998 г.).
Член-корреспондент Королевской
академии изящных искусств Сан-
Фернандо в Мадриде (Испания –
1998 г.). Иностранный член-коррес-
пондент Академии изящных искусств
Франции (2002 г.).
художникам платят 1000–1800 долла-
ров, и они сидят и честно работают
каждый месяц, а через несколько лет
начинают возникать новые имена, но-
вые русские фамилии, но юридически
они уже англичане. Как случалось у нас
уже неоднократно в области балета, в
области театрального искусства. Наши
великие соотечественники, например,
Баланчин или Нуриев, создали свои
имена и свои школы за рубежом, в ча-
стности, в Америке, но формально по
паспорту они уже американцы.
Когда наши художники за бесценок
продавали свои картины, их скупали
за рубежом, и только некоторые по-
лотна, в основном за счет энтузиазма и
преданности своему делу наших му-
зейных работников, остались на Роди-
не. Все же какое-то богатство у нас
есть, что-то мы сумели сохранить, но,
к сожалению, большинство шедевров
уже за границей. И поэтому я не на-
прасно задумал объединить в одном
Зураб Церетели
знакомит
Юрия Лужкова
с проектом
детского Парка
чудес в Нижних
Мневниках.
Москва. 1994 г.
pg_0005
(любого, даже самого высокого
уровня), представителей художест-
венной, творческой элиты или про-
стых сограждан. Имеет ли право
художник вообще оглядываться на
чьи-либо суждения.
– Безусловно, мнение обществен-
ности – это важнейший фактор, но го-
раздо важнее – это мнение професси-
онала. Например, когда великий ху-
дожник Сикейрос приезжал ко мне в
Адлер, сидел и наблюдал, как я рабо-
тал, высказывал свое мнение, то оно,
безусловно, поднимало мой тонус.
Когда я окончил Академию и состоя-
лась моя профессиональная выставка,
Коненков посмотрел мои работы и вы-
сказал свое профессиональное сужде-
ние, и для меня это было также очень
важно. Еще я общался с Шагалом, с
Пикассо, Дали и, конечно же, их суж-
дения относительно моего творчества
представляли для меня огромнейший
интерес.
Однако самый
важнейший фактор –
это то, как тебя вос-
питывают, кто твои
домашние, кто твои
мама и папа, кто дед,
кто бабушка. Это
имеет огромное зна-
чение. Кроме того,
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
28
довел все до конца, затем я продол-
жил работу в нашем представительст-
ве в ООН, где мы вместе с Райновским
(который был тогда нашим представи-
телем в Организации объединенных
наций) и его энергичной и красивой
супругой Татьяной Александровной
поменяли весь первый этаж. Там не
было туалета, мы его сделали, не было
гардероба, мы и его создали, в прием-
ной я сделал огромный витраж, пове-
сил панно, из эмали сделал символы
всех пятнадцати республик. То есть
провели огромную работу. Затем я
вернулся, и замминистра культуры Чи-
халин передал мне постановление,
подписанное Брежневым, о присвое-
нии мне звания народного художника
СССР. Приятно, что описали факт. Ко-
нечно, приятно. Еще пример, сущест-
вовали премии, которые тогда очень
сложно было получить, и для меня
опять же было очень радостно иметь
ленинскую премию, несколько госу-
дарственных советских, а затем и рос-
сийских премий. И люди, которые го-
лосовали за присвоение мне таких вы-
соких наград – все они были знатоки,
это были такие мастера, как великий
Герасимов, как Кулиджанов, как Пли-
сецкая и так далее, то есть это были из-
вестные люди, которые внесли свой
неоценимый вклад не только в отече-
ственное, но и в мировое искусство.
весьма важно, кто твои педагоги. Я сча-
стлив и для меня большая честь, что у
меня были такие педагоги, как Шухаев,
как Шарлемань, как Шебуев и многие
другие. Это титаны, это художники, для
которых искусство для искусства. Такой
у них был внутренний лозунг, но громко
они об этом не говорили, потому что в
СССР был другой лозунг – «Искусство
для народа». Я понял, что они постави-
ли меня на правильные рельсы.
Поэтому, безусловно, официаль-
ное признание важно, но это не самое
главное. Например, в Америке я поста-
вил две скульптуры. Первая – для фон-
да Кеннеди Шрайвер при проведении
специальной олимпиады для больных
детей и вторая композиция – Проме-
тей – для Государственного универси-
тета изящных искусств города Брок-
порт в штате Нью-Йорк, где я когда-то
преподавал живопись. Много работал,
Близкий друг
художника -
Владимир
Высоцкий
Монумент
«Трагедия
народов».
Бронза. 1996 г.
pg_0006
– Безусловно,
в первую очередь
это мои педагоги,
которые воспита-
ли немало талан-
тов и создали
уникальную шко-
лу. Они научили
нас не терять вре-
мя, трудиться, рисовать, работать, они
поставили нас на правильные рельсы.
Это такие известные художники, как
Шухаев, Чебуев, Шарлемань и другие.
Это такие художники, которые пра-
вильно вели преподавание. Я благода-
рен своим педагогам, что они научили
меня мыслить и воплощать задуман-
ное до конца.
Для меня всегда были примером
такие гиганты как, например, Клодт,
Микеланджело, то есть все те худож-
ники, которые все делали сами, сами
ходили на карьеры, сами выбирали
мрамор, изучали его, смотрели, где
может быть трещина, а где нет.
Мне всегда было интересно твор-
чество Малевича, ведь Малевич – это
не только черный квадрат. В своих
работах он открывает внутренний
мир, внутреннее состояние человека,
29
Мозаичная
композиция
в бассейне
на игровой
площадке.
Смальта, бетон.
Детский курорт-
ный городок.
Адлер. 1973 г.
И они знали, что я никогда не выпол-
нял политический заказ, не писал по-
литические картины и не рисовал пор-
треты, например, членов Политбюро.
Более того, в Ульяновске я как-то сде-
лал огромный бассейн с сюжетами
морского дна, после чего на меня на-
пали, ругали, как ты можешь в ленин-
ском городе размещать рыбок. Я тогда
спросил, а что надо было делать. Мне
ответили: революцию, Ленина и тому
подобное. Я удивился. Как. Под во-
дой. Революция, Ленин. И тогда они
замолчали. То есть существовала
идеология, которая диктовала некие
принципы, в том числе и в искусстве,
были чисто политические моменты. Но
тем не менее были и талантливые лю-
ди, которые создавали талантливые
произведения.
– Скажите, творчество кого из
Ваших коллег – художников и
скульпторов, как современных, так
и мастеров прошлых эпох, – Вам
наиболее близко. Есть ли у Вас ку-
миры, мастера, перед которыми Вы
приклоняетесь и творчество кото-
рых Вам наиболее близко.
Профессор Брокпортского универси-
тета изящных искусств (штат Нью-
Йорк, США – 1979 г.). Профессор
Тбилисской Академии художеств
(1981 г.). Профессор (аттестация в
России – 1998 г.).
Главный художник Олимпийских игр
в Москве в 1980 г. Главный художник
МИД СССР (1970–80-е гг.).
Зураб Константинович Церетели
родился 4 января 1934 г. в Тбилиси.
В 1958 году закончил Тбилисскую
Академию художеств, факультет
живописи.
С конца 1960-х гг. Зураб Церетели на-
чал активно работать в области мону-
ментального искусства, принесшего
ему известность и признание.
Сегодня монументальные работы ху-
дожника находятся в 14 странах мира:
в России, Грузии, на Украине, в Бра-
зилии, Испании, Франции, Португа-
лии, Японии, Великобритании, США,
Сирии, Турции, Уругвае, Израиле.
Много и активно работая над круп-
ными монументальными проектами,
художник не оставляет поиск своего
стиля в станковой живописи, работа-
ет во всех ее жанрах (всего более
6000 живописных работ). Он строит
образную систему своих произведе-
ний на основе эмоционального воз-
действия колорита, экспериментирует
в живописной технике и форме. Его
портретная галерея составляет более
1,5 тысяч полотен, представляя изве-
стных современных деятелей культу-
ры и науки. В его портретах выступа-
ет, прежде всего, острая характер-
ность внешнего облика персонажа.
Многофигурные композиции часто
представляют метафорические обра-
зы. Это картины-раздумья, поэтиче-
ские иносказания. Родство с приро-
дой и ее стихиями особенно присуще
его пейзажам и натюрмортам, в кото-
рых царит ощущение радости и от-
крытости миру.
pg_0007
вится, некоторым не нравится, и это
нормально, так и должно быть, каж-
дый имеет право на свое мнение.
– Нередко можно слышать опре-
деленную критику в Ваш адрес, да-
же когда Ваши проекты еще на
уровне идей. В связи с этим Вы ни-
когда не отступаете от своих твор-
ческих планов. Или все-таки ка-
кая-то критика, какие-то выступле-
ния в прессе могут заставить Вас
смутиться или заставить задумать-
ся о необходимости воплощения
своих проектов.
– Нет, конечно же, нет. Я знаю, что
я делаю. Всем мил не будешь. Сколь-
ко людей, столько и мнений. Кроме
того, есть еще нападки чисто полити-
ческого характера, через которые я
прошел. И в этой ситуации я всегда
вспоминаю слова Сальвадора Дали,
который как- то мне сказал: «Почему-
то в последнее время меня не ругают,
что-то забыли!». Я тогда не понимал
этого, у нас была совершенно другая
эпоха. Если человек знает, что он де-
лает, то только он сам себе судья. Вот
посмотрите, передо
мной лежат газета и
журнал, в которых
про меня опублико-
ваны совершенно
замечательные ста-
тьи, но ведь их же
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
например, его автопортрет, портрет
его супруги, это целая большая школа.
И не только для меня, но и для всех
нас его творчество – это большая цен-
ность.
– Зураб Константинович, скажи-
те, что Вы считаете своим самым
большим успехом. Какая Ваша ра-
бота, может быть, ряд работ или
какой-то проект доставили Вам на-
ибольшее творческое удовлетворе-
ние.
– Вы знаете, у меня такой харак-
тер, что я не смотрю, что было вчера,
я никогда не могу сделать работу, а
потом ходить вокруг нее и восхи-
щаться. Я, как уже сказал, по натуре
человек ищущий и стараюсь творить
каждый день, делать новые и новые
работы. Вот сейчас, например, я смо-
трю на репродукцию моего памятника
Колумбу в Испании, и думаю, что эта
работа мне удалась, тем более что я
неоднократно слышал самые добрые
отзывы и слова благодарности от са-
мих испанцев, чувствуется, что они
полюбили эту скульптуру, и это для
меня большая радость. Допустим, на
скульптурную композицию «Добро
побеждает зло», которая стоит в Нью-
Йорке перед зданием ООН, я тоже по-
лучаю хорошие отзывы, и мне это, бе-
зусловно, приятно. Мне нравятся и
многие мои работы в России, ведь я
появился в Москве не сегодня, как ду-
мают некоторые, я работаю здесь уже
не один десяток лет. Например, чувст-
во творческого удовлетворения я по-
лучаю от моей работы в гостиницах
«Измайлово», «Спорт», моей работы
«Четыре времени года», моих работ
на Манежной площади, на Цветном
бульваре и от многих других. И хоро-
ших отзывов на все это я получаю ни-
чуть не меньше, чем негативных,
ведь, понятно, что у каждого худож-
ника свои зрители, некоторым нра-
никто не читает, а в основном обра-
щают внимание на разные скандаль-
ные сказки, которые про меня выду-
мывают.
– Слышал, что мэр Москвы Луж-
ков и Вы предложили американ-
цам, в частности, президенту США
Джорджу Бушу, мэру Нью-Йорка
Майклу Блумбергу и сенатору Хил-
лари Клинтон проект по созданию
мемориала на месте разрушенных
двух башен ВТЦ в Нью-Йорке.
Гиво. 2002 г.
Исаак и
Моисей. 1991 г.
pg_0008
Получили ли Вы от
них какой-нибудь
ответ. И если все
же предложение
будет принято, ка-
ким будет этот ме-
мориал.
– Вы знаете, когда произошла эта
страшная трагедия, на всех нас она,
конечно, очень сильно подействова-
ла. И у Юрия Михайловича родилась
уникальная идея предложить свой
31
своеобразный монумент на месте
разрушенных башен. Мы поработали
и сделали несколько вариантов, кото-
рые сразу же предложили американ-
цам, тем более имея в виду то, что
Россия первая отреагировала на этот
ужасающий теракт. Суть идеи заклю-
чалась в том, что если Россия и Аме-
рика объединяться для общей борь-
бы с терроризмом, то слезы и радость
у нас должны быть общими. Все это
мы предложили и Сенату США, и пре-
зиденту Бушу, когда он приезжал в
Москву (я лично передал ему в Крем-
ле все проекты, все письменные объ-
яснения наших задумок). Там пока
идут архитектурные, планировочные
искания, и пока они еще не приняли
окончательного решения, что же все-
таки будет на месте Всемирного тор-
гового центра, возможно, даже баш-
ни ВТЦ будут восстановлены. То есть
все зависит от самих американцев, от
того, что они хотят. Недавно было
проведено обсуждение шести проек-
тов, однако, окончательный выбор
еще не сделан. И свой проект я пока
еще не показываю широкой общест-
венности, пусть вначале наши амери-
канские коллеги примут принципи-
альное решение, а я, в свою очередь,
буду рад поучаствовать в конкурсе.
(Продолжение в следующем номере)
В 1973 г. он, воссоздав технику перего-
родчатой эмали, усовершенствовал ее
технологические и колористические
возможности (расширил шкалу цвета,
сделал возможным использование
эмали в монументальном искусстве,
то есть для работ, устанавливаемых в
природной среде). В этой технике им
создано около тысячи станковых ком-
позиций и монументальных панно.
Зураб Церетели является участником
всех крупных художественных выста-
вок России и Грузии. Большие персо-
нальные выставки художника состоя-
лись в США (Нью-Йорк), Франции
(Париж), Турции (Анкара, Стамбул).
В октябре–ноябре 1998 года в Москве
с большим успехом прошла персо-
нальная выставка художника (живо-
пись, скульптура, графика, эмаль),
получившая широкий отклик и высо-
кую оценку творчества в СМИ (опуб-
ликовано более 100 статей и интервью
в газетах и журналах, сюжетов по те-
левидению и радио).
Зураб Церетели – выдающийся му-
зейный деятель международного
масштаба. В конце 1999 г. он создал
первый в России Московский музей
современного искусства и передал
ему собственную коллекцию, содер-
жащую несколько тысяч произведе-
ний нового искусства, возрождая
в сегодняшней России меценатские
традиции поддержки искусства.
В Москве в 2001 году он создал сов-
сем иной музей, «Галерею искусств»,
посвященный сохранению классиче-
ских традиций мировой художест-
венной культуры.
Зураб Церетели ни на секунду не оста-
навливается в своей гигантской твор-
ческой и общественной международ-
ной деятельности. Он постоянно во
многих странах представляет свои
проекты, цель которых – объединить
на основе культуры, добра, разума
людей разных политических взглядов,
национальностей, религиозных кон-
фессий.
Из серии
«Испания»
1989 г.
Сон. 2002 г.
Зураб Церетели
за работой
в мастерской
на Большой
Грузинской
улице.
Москва. 2002 г.