КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
60
Д
И
Р
Е
К
Т
О
Р
С
Ч
А
С
Т
Л
И
В
Ы
Й
СА
М
Ы
Й
Сознаюсь, я шла на встречу с одним из
первых в Москве Народным учителем
России, кавалером орденов «Трудового
Красного Знамени» и «Почета», высшей
общественной награды России – Золото-
го Почетного знака «Общественное при-
знание», лауреатом премии мэрии
г. Москвы в области образования, пред-
седателем Большого жюри Московского
и членом жюри Российского конкурса
«Учитель года», членом Совета старейшин
при мэрии г. Москвы М.А. КОМЛЕВОЙ
с глубоким личным интересом. Имя Ма-
рии Андреевны мне знакомо с детства.
О ней, вернее об ее 199-й школе, одной
из первых школ «с биологическим укло-
ном», тогда ходили легенды. Действи-
тельно, обычная средняя школа, с кото-
рой с удовольствием сотрудничали све-
тила отечественной науки: директор Ин-
ститута космических исследований РАН
академик Сагдеев, академики Овчинни-
ков, Валиев, Дубинин. Уже тогда, в сере-
дине 70-х, в 199-й был, словно в ВУЗ,
конкурс при поступлении... В чем секрет
подобного успеха. Ответ на этот вопрос
мне дала сама Мария Андреевна.
«Нам необыкновенно повезло. Наш район всегда был
знаменит тем, что там располагались самые лучшие в мире
научно-исследовательские институты, разработки которых
реально были «впереди планеты всей». Николай Петрович
Дубинин, академик Юрий Анатольевич Овчинников – все
эти люди постоянно помогали нашей школе. А добились мы
этого довольно просто. У нас работал удивительный, к сожа-
лению, рано умерший учитель биологии Борис Алексеевич
Миркулов – «БАМ», как называли его ребята. И он, так же
как и я, как и остальные учителя прекрасно видел, как тесны
для детей рамки традиционного «от и до» стандартного об-
разования. Надо было искать новые решения. И что же мы
сделали. Да просто оглянулись вокруг и поняли, какое не-
востребованное интеллектуальное богатство нас окружает.
Оставалось лишь его взять, протянуть первыми руку. И вот
мы вместе с БАМом пошли к академику Овчинникову и ска-
зали: «Юрий Анатольевич, мы вас не подведем! Мы вас даже
прославим! У нас такие дети! Помогите нам организовать их
участие в научно-исследовательской, экспериментальной
работе». И он прислал своих аспирантов, которые у нас ста-
ли вести кружки и факультативы. Потом нам оказали под-
держку и другие академики.
В результате выиграли дети. Сейчас наших учеников
много в самых разных университетах мира: и в Дейтройте,
и в Сорбонне, и в Кембридже... Правда сегодняшнее поло-
жение научной интеллигенции у нас крайне тяжелое, но я
часто говорю ребятам: есть возможность, конечно, поез-
жайте, поучитесь, обогатитесь знаниями, у вас будет язы-
ковая среда, но обязательно возвращайтесь. Пока вернулся
только один Андрей Быстрицкий. Он работает в Институте
молекулярной биологии, получая при этом очень скромную
зарплату. У многих наших учителей она гораздо выше, за
счет того, что они имеют гранты Сореса, премии москов-
ской мэрии...