КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
60
Д
И
Р
Е
К
Т
О
Р
С
Ч
А
С
Т
Л
И
В
Ы
Й
СА
М
Ы
Й
Сознаюсь, я шла на встречу с одним из
первых в Москве Народным учителем
России, кавалером орденов «Трудового
Красного Знамени» и «Почета», высшей
общественной награды России – Золото-
го Почетного знака «Общественное при-
знание», лауреатом премии мэрии
г. Москвы в области образования, пред-
седателем Большого жюри Московского
и членом жюри Российского конкурса
«Учитель года», членом Совета старейшин
при мэрии г. Москвы М.А. КОМЛЕВОЙ
с глубоким личным интересом. Имя Ма-
рии Андреевны мне знакомо с детства.
О ней, вернее об ее 199-й школе, одной
из первых школ «с биологическим укло-
ном», тогда ходили легенды. Действи-
тельно, обычная средняя школа, с кото-
рой с удовольствием сотрудничали све-
тила отечественной науки: директор Ин-
ститута космических исследований РАН
академик Сагдеев, академики Овчинни-
ков, Валиев, Дубинин. Уже тогда, в сере-
дине 70-х, в 199-й был, словно в ВУЗ,
конкурс при поступлении... В чем секрет
подобного успеха. Ответ на этот вопрос
мне дала сама Мария Андреевна.
«Нам необыкновенно повезло. Наш район всегда был
знаменит тем, что там располагались самые лучшие в мире
научно-исследовательские институты, разработки которых
реально были «впереди планеты всей». Николай Петрович
Дубинин, академик Юрий Анатольевич Овчинников – все
эти люди постоянно помогали нашей школе. А добились мы
этого довольно просто. У нас работал удивительный, к сожа-
лению, рано умерший учитель биологии Борис Алексеевич
Миркулов – «БАМ», как называли его ребята. И он, так же
как и я, как и остальные учителя прекрасно видел, как тесны
для детей рамки традиционного «от и до» стандартного об-
разования. Надо было искать новые решения. И что же мы
сделали. Да просто оглянулись вокруг и поняли, какое не-
востребованное интеллектуальное богатство нас окружает.
Оставалось лишь его взять, протянуть первыми руку. И вот
мы вместе с БАМом пошли к академику Овчинникову и ска-
зали: «Юрий Анатольевич, мы вас не подведем! Мы вас даже
прославим! У нас такие дети! Помогите нам организовать их
участие в научно-исследовательской, экспериментальной
работе». И он прислал своих аспирантов, которые у нас ста-
ли вести кружки и факультативы. Потом нам оказали под-
держку и другие академики.
В результате выиграли дети. Сейчас наших учеников
много в самых разных университетах мира: и в Дейтройте,
и в Сорбонне, и в Кембридже... Правда сегодняшнее поло-
жение научной интеллигенции у нас крайне тяжелое, но я
часто говорю ребятам: есть возможность, конечно, поез-
жайте, поучитесь, обогатитесь знаниями, у вас будет язы-
ковая среда, но обязательно возвращайтесь. Пока вернулся
только один Андрей Быстрицкий. Он работает в Институте
молекулярной биологии, получая при этом очень скромную
зарплату. У многих наших учителей она гораздо выше, за
счет того, что они имеют гранты Сореса, премии москов-
ской мэрии...
pg_0002
дов по всему Советскому Союзу. Среди объектов строительства
были и Прилуки – небольшой городок на Украине. И Александр
Павлович Комлев тогда твердо и честно сказал: «Перед Прилука-
ми я в величайшем долгу. Отступая в 1941 году, мы взрывали все,
что можно было взорвать: водонапорные башни, железнодорож-
ные пути, вокзал»... И свой долг перед разрушенным городом
Комлев, как мог, выполнил. Сейчас в Прилуках работает прекрас-
ный завод, выпускающий «белкозин» – белковую оболочку для
колбасных изделий, медицинских препаратов. Тысячи прилукцев
имеют там достойную и хорошо оплачиваемую работу.
Но не даром говорится, посеешь характер – пожнешь судь-
бу. И никто на свете, никакой самый замечательный муж не
смог бы ничего сделать, если бы сама Мария Андреевна не ока-
залась от природы удивительно ярким и активным человеком.
Немного биографии: Мария родилась в семье военного.
Окончила школу № 9 г. Шадринска. Шадринск – Зауралье. Во-
рота Сибири. Город со старинными культурными традициями.
Знаменит тем, что еще в ХIХ веке туда было сослано много де-
кабристов. Все раннее детство Марии прошло среди дивной
природы, на берегах тогда чистейшей реки Исети, притока Та-
бола. Отец Марии Андреевны, Андрей Федорович Емшанов,
был кадровым офицером. В 1941 году ушел на фронт. Попал в
«мясорубку» под Ржевом, где был тяжело ранен, но продолжал
воевать. В 1945 году брал Штеттин. В мае этого же года его тя-
жело контузило. Домой он вернулся героем. И это было заме-
чательно. Ведь так важно для детей иметь перед собой пример
отца, которым можно гордиться.
«Еще мне очень повезло со школой, – вспоминает Мария
Андреевна, – там тогда были такие учителя! Необыкновенные!
Ефросиния Александровна Фролова – учительница литературы,
Викторин Павлович Бирюков – учитель химии, Зинаида Алексе-
евна Вологодская – преподаватель физики и астрономии.
А Анастасия Петровна Хомякова – наша учительница математи-
ки! Не скажу, что математика для меня
была легким предметом, но я у нее все
всегда понимала. И сдавала все на пятерки.
61
Я очень переживаю за Институт биоорганической химии
имени Ю.А. Шемякина-Овчинникова. Еще при жизни Юрия
Анатольевича, он был тогда вице-призедентом Российской
академии наук и курировал группу НИИ биологического про-
филя, там была создана замечательная база, мощнейший кол-
лектив. А сейчас. Пустые коридоры... Я была участницей сим-
позиума «Гражданское общество и безопасность России»,
организованного Независимой организацией «Гражданское
общество» и МГИМО(У) МИД РФ, так вот, на мой взгляд, безо-
пасность России сегодня подрывается тем, что мы готовим за
свои, притом хорошие деньги, научные кадры для всего мира.
Это прекрасно понимает и Президент. Перед заседанием
Госсовета по вопросам безопасности Владимир Владимирович
пригласил в Кремль небольшую группу педагогов. В том числе и
меня. Среди приглашенных тогда был и Виктор Антонович Са-
довничий, не только как ректор МГУ, но и как председатель рек-
торов российских ВУЗов, и бывший заместитель министра обо-
роны, депутат Андрей Кокошин. Беседа получилась очень инте-
ресной и полезной. Особенно мне запомнилась министр обра-
зования Карелии. Ее волновала судьба сельской школы. Она го-
ворила о том, что закрывать школу в селе, даже если там учится
5–6 человек, нельзя. Закроется школа – погибнет село. Она вы-
двинула тезис о том, что деревенские школы должны работать
еще и во вторую смену, чтобы оставшаяся молодежь могла при-
общаться к дедовским ремеслам. Она с сожалением говорила:
«Избу срубить некому, русскую печь сложить некому».
Несколько лет назад я побывала за границей, в Нешской
коммуне (название района в Швеции). И там меня потрясли
производственные школьные мастерские, где и краснодерев-
щиков готовят, и портных, и мастеров швейного дела, а во вто-
рой половине дня переучиваются, доучиваются и взрослые лю-
ди, получая новую специальность.
На встрече с Владимиром Владимировичем в результате
обсуждения все пришли к мысли, что, в первую очередь, кор-
ректировки требует содержание образования. Ведь последний
системный пересмотр содержания образования был в 1964 го-
ду. А за сорок лет наука, общественное сознание, при всех со-
временных трудностях, все равно ушли вперед, и содержание
школьных программ требует основательной переработки. Но
если все это механически вносить в курс обучения, обязатель-
но возникнет дикая перегрузка. Есть проблемы и с кадрами
учителей. Педагоги сейчас слишком заняты, они первым делом
стараются обеспечить свои семьи и не всегда способны усле-
дить за новинками в области знаний. «Поэтому, – считает Ма-
рия Андреевна, – нашим обычным средним школам необходи-
мо установить контакты с научно-исследовательскими институ-
тами, работающими, как говорили раньше, «на переднем крае
науки». Тут-то как раз и может оказаться полезным сорокалет-
ний опыт 199-й школы по созданию таких связей».
Что же помогло Комлевой состояться в жизни. Как она в
довольно сложное и, как мы сейчас понимаем, отнюдь не са-
мое благоприятное для свободного педагогического творчест-
ва время плодотворно и успешно реализовывала свои проек-
ты, продвигала новые идеи, привлекая лучших ученых, шаг за
шагом создавая собственную, совершенно уникальную школу.
Почему именно она смогла сделать то, чего не смогли другие.
Что помогало ей не скатиться до унылого шаблона средненько-
го руководителя.
Из разговора с Марией Андреевной я поняла – очень важ-
но, что ее удивительный азарт, ее неисчерпаемая энергия опи-
ралась на полную и мудрую поддержку дома. Муж Марии Ан-
дреевны – Александр Павлович Комлев был не просто хоро-
шим человеком, не только яркой, уникальной личностью. Вот
как говорит о нем сама Мария Андреевна: «Про Александра
должен идти особый разговор. Именно ему я обязана тем, что
состоялась»...
Каким же он был, Александр Комлев, человек, которому Ма-
рия Андреевна обязана своим успехом. Вот один только штрих.
В 60–70-е годы он руководил Всесоюзным объединением Мин-
мясомолпрома СССР. В его обязанности входило в том числе и
строительство новых уникальных предприятий отрасли. В то вре-
мя как раз создавались площадки для строительства новых заво-
С мужем
во время отпуска
в Кисловодске
pg_0003
КАВАЛЕР ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
62
А Надежда Борисовна Семенова – директор школы! Она препо-
давала у нас географию. А Дмитрий Петрович Курочкин – учи-
тель физкультуры! У меня со спортом дела обстояли неважно. Ну
не спортивный я человек, но, помню, мне надо было пробежать
три километра. Лыжня пролегала в лесу. Я сказала: «Дмитрий
Петрович, я не могу!» А тогда только что кончилась война, шел
49-й год, Дмитрий Петрович – солдат Великой Отечественной,
он твердо усвоил, что если поставлена задача, ее надо выпол-
нить! В мое время было модно давать иностранные имена, и я по
паспорту – Матильда. Мида. И Дмитрий Петрович тогда сказал:
«Мида, ты обязана преодолеть эту дистанцию». Мне казалось,
что без лыж легче пройти, что они только мешают. Встала, прова-
лилась, девчонки меня ругают... Но я смогла. Я прошла. И этот
опыт преодоления себя стал очень важным в моей жизни.
Но и, конечно я, как многие, в юности мечтала. Мечтала об
Уральском университете. Хотела быть юристом. Но судьба
сложилась иначе. Мама сказала: «Дочка, отец плохо себя чув-
ствует, он ограничен в движении, мне без тебя не справиться».
И я осталась в Шадринске. Поступила в Пединститут. Вскоре
Шадринск ввели в состав Курганской области и мой педагоги-
ческий институт перевели в Курган, где у меня не было ника-
ких родственников, никого... И я поехала в Пермь, потому что
там была возможность жить у родни на квартире».
В 1953 году Мария Андреевна окончила с отличием инсти-
тут и получила распределение в Шадринск. Стала работать в
школе рабочей молодежи. Детей тогда было мало, многих мо-
лодых людей унесла война... и двадцатилетняя девочка оказа-
лась учителем людей, часть из которых годилась ей в отцы.
«Захожу в класс – а там майоры, полковники». После Великой
Отечественной многие ветераны спешили завершить свое, пре-
рванное войной, образование. Но Мария рвалась учить ребя-
тишек. А тогда как раз был призыв комсомола к молодым вра-
чам, учителям идти работать на село. И Марии Андреевне
предложили: «Езжай, работай. Мы тебя можем даже директо-
ром направить»...
Так Матильда Емшанова в 23 года ста-
ла директором семилетней школы в селе
Житниково Чашинского района Курган-
ской области. «Школа размещалась в че-
тырех зданиях, – рассказывает Мария Ан-
дреевна, – самое большое – поповский
дом. Но какие там были педагоги! Рядом
со мной работала завуч – Агния Алексеев-
на Пантелеева. Ее муж был директор детского дома. И у нас це-
лые классы были детдомовские. Вообще Евгений Степанович
Пантелеев достоин отдельного рассказа. Это был человек нео-
быкновенный, преданный своему делу. Кстати, его сын Олежка
теперь представляет Курганскую область в Совете Федерации»...
Тогда, работая в Житникове, молодая учительница поняла,
что Россия стоит на сельской интеллигенции. Врач, учитель –
это именно те люди, которые шли в деревню по призванию,
служить простым людям. Часть специалистов были выходцами
из села. Но, окончив институт, они возвращались на свою ма-
лую родину. И там, вопреки всему, порой терпя гонения и ре-
прессии, несли свет добра и правды деревенским ребятишкам.
«Село, как я уже говорила, – продолжает Комлева, – назы-
валось Житниково, а там учителем русского языка и литерату-
ры работал местный житель Агап Васильевич Житников. Нина
Мартыновна, его жена, вела немецкий язык и рисование.
Очень интеллигентная была семья. Про Агапа Васильевича ти-
хонько рассказывали, что он «сидел за Есенина». Такой тогда
был период нашей истории»...
Судя по всему, Мария Комлева всегда была лидером. И ро-
ли директора для нее было недостаточно. Вскоре она возглави-
ла районное отделение Всесоюзного общества «Знание». Од-
нажды ее послали в Москву на заседание правления президи-
ума этого общества. Ехала вместе с Яковом Давыдовичем Ви-
тебским – талантливейшим хирургом, светилом в своем деле.
«Я должна была рассказать о деятельности правления Чашин-
ского района,– вспоминает Мария Андреевна.– Заседание
Первый класс
А.К. Спиридоно-
вой. Май 1957 г.
Большинство
учеников –
воспитанники
Детского дома в
селе Житниково
pg_0004
63
возглавлял академик Иван Иванович Артоболевский. Он очень
внимательно следил за регламентом: «У вас три минуты на со-
общение». Я вышла, стою на трибуне, все шушукаются. У меня
учительская привычка, я не могу говорить, когда меня не слу-
шают. Они шумят, я стою, они продолжают разговаривать, я
молчу. Но вскоре зал с удивлением затих: «чего это она стоит и
не выступает.». Тогда я при полной тишине громко сказала:
«Я из села, которое принято в народе называть глубинкой...». Су-
дя по всему, выступила Мария Андреевна тогда очень удачно.
«Во всяком случае, когда я сказала, что у меня заканчивается
время, а рассказывать еще можно довольно долго, со всех сто-
рон закричали: «Продолжайте, продолжайте, нам интересно!».
В то время в Житникове был заброшенный барак. И Мария
решила, что если сделать ремонт, его можно использовать под
школьные мастерские. Но средств на все это не было. И тогда
она поехала в Курган за поддержкой. Встала ни свет ни заря,
добиралась на грузовом поезде. А тогда народным депутатом
был Александр Павлович Комлев. С вокзала Мария пошла в
облисполком. Но Александр Павлович, как назло, целый день
просидел на бюро обкома партии. И лишь вечером Мария Ан-
дреевна попала к нему в кабинет. И начала свою речь так:
«Александр Павлович, я – одна из ваших многочисленных из-
бирателей и просителей...». А он вместо того, чтобы самому
вникнуть в суть дела, взял и пригласил своего помощника – за-
ведующего сектором материальных фондов, бросив ему на хо-
ду: «Займитесь товарищем».
«Я не мытая, не причесанная, с ночи добиралась, боялась
отойти от двери кабинета, а тут меня пытаются спровадить, – и
сейчас волнуется Мария Андреевна. – Я встала и говорю:
«Александр Павлович, если вы не можете ничего решить, то я
знаю куда идти». А напротив стояло здание обкома партии. Тут,
в свою очередь, Комлев возмутился: «Кому мы доверяем шко-
лы! Как вы себя ведете. Вы что воевали.»... Мне так стыдно ста-
ло перед этим человеком! Я знала, что он был на фронте, его
ранило, он поборол туберкулез и вернулся в строй, потом учил-
ся... Я слезно попросила прощения. И тогда Комлев мне сказал:
«Вы совершенно правы. Запомните, еще в
царской России учителям, врачам, школам
и больницам люди считали за честь помо-
гать всем, чем только возможно. Поэтому
открывайте дверь ногой к любому началь-
нику. Ваше дело правое...».
Так постепенно, шаг за шагом, как и по-
лагается в настоящем служебном романе,
Мария Андреевна и Александр Павлович
поняли, что не могут жить друг без друга.
В результате через несколько лет Александр
Комлев женился на Марии Андреевне. Это
была счастливая семья. Но они не замкну-
лись в собственном мире и каждый день,
каждый миг ощущали избранность своего
дела. Учительство для них было больше,
чем профессия. Они относились к ней, как к
некой особой миссии.
Когда Александра Павловича перевели на работу в Москву,
с ним поехала и Мария Андреевна. Приехав, сразу начала ис-
кать работу. Ей предложили пойти директором школы. «И вот в
1966 году я приняла 102-ю школу, в которой был 101 неуспева-
ющий, 1000 проблем и учились дети, оказавшиеся ненужными
ни в одной другой школе»
А на первом же педсовете Мария сказала: «Я хочу задать
вам один вопрос: чем урок физики или математики в москов-
ской школе в районе, где расположено немало научных цент-
ров столицы отличается от аналогичных уроков, скажем, в Пон-
кинской МТС Курганской области. И сама же дала на него от-
вет: вокруг живут директора, академики, доктора наук, а мы не
используем такие возможности. Это же преступление!». И на-
чалось налаживание контактов, в результате чего 102-я школа
стала стремительно развиваться.
Но прошло время, и Марию Андреевну ее коллеги – директо-
ра других школ, уговорили пойти работать в РОНО Севастополь-
ского района. «Хотим, чтобы у нас был порядочный и умный ру-
ководитель». Но чиновничья служба оказалась совсем не для нее.
Хотелось живого дела, работы с детьми. И тогда она приняла
199-ю школу. Ей понадобилось почти 25 лет, чтобы 199-я стала
тем, чем она является теперь. «Это не школа, а остров сокровищ.
А главные наши сокровища – удивительные педагоги». О своих
учителях Мария Андреевна может говорить сутками. «Работя-
щие, талантливые, штучный товар. У нас девять заслуженных
учителей РФ, семь учителей имеют гранты Фонда Сороса. Наши
дети, как правило, сразу поступают в выбранные ими институты».
...Я долго сидела в уютном, со вкусом обставленном кабине-
те, слушала рассказ Марии Андреевны, и все время ловила се-
бя на том, что все-таки не могу до конца понять, как она, чело-
век, чьи убеждения, чей жизненный опыт сложились совсем
при иных, отличных от сегодняшних обстоятельствах, смогла
так гладко вписаться в реалии современного мира. И вот как она
мне это объяснила: «У Джека Уэлча, топ-менеджера компании
«Дженерал Электрик» есть книга – «31 условие лидерства в ХХI
веке». Я вообще-то скептически отношусь к советам типа советов
Карнеги, но, понимаете, читая Уэлча, я
поняла, что, как и он, я по натуре деловой
лидер. Это – мое личное свойство. А в на-
стоящий момент лидер может себя про-
явить в полной мере, то есть наконец-то
пришло время социально активных лю-
дей, способных рисковать, творить, вы-
давать идеи. Я бы даже сказала авантю-
ристов в самом прекрасном смысле этого
слова, тех, кто не боится взять на свои
плечи ответственность за нестандартное
решение различных вопросов. И еще...
я свято верю, что Россия, как великая дер-
жава, обязательно встанет на ноги.
И я очень надеюсь, что завтра и мои уче-
ники будут ее обустраивать».
Елена ГРИГОРЬЕВА
С народным
учителем СССР,
почетным
гражданином
г. Москвы
Л.И. Мильгра-
мом
С вице-мэром
П.Н. Аксеновым