200 ЛЕТ МВД РОССИИ
14
– В этом году празднуется 200-ле-
тие МВД России, и Вы являетесь пред-
седателем Оргкомитета. Одним из
центральных мероприятий была
Юбилейная научно-практическая
конференция «МВД России – 200 лет.
История, развитие, перспективы» в
Санкт-Петербурге, на которой Ми-
нистр МВД Б.В. Грызлов выступил с но-
выми принципиальными предложе-
ниями по возможному реформирова-
нию ведомства, чтобы борьбу с наи-
более опасными преступлениями от-
делить от охраны правопорядка и
профилактики правонарушений. Ка-
ковы, по-вашему, практические итоги
и результаты данной конференции и
какие еще состоявшиеся крупные ме-
роприятия и акции, посвященные
юбилейной дате (конкурсы, фестива-
ли, художественные выставки и дру-
гие мероприятия) Вы считаете наибо-
лее значимыми.
– 200-летие МВД России стало для
Министерства временем подведения
итогов и постановки новых задач. Это,
кстати, в первую очередь было отражено
в докладе, с которым Министр внутрен-
них дел выступил в день 200-летия МВД
на научно-практической конференции
в Санкт-Петербурге. Было проанализи-
ровано сегодняшнее состояние Минис-
терства, определены его приоритетные
цели и задачи, обсуждены ключевые
проблемы, среди которых – структурные
реформы, укрепление кадрового потен-
циала, выработка механизмов возвра-
щения доверия населения. Намеченные
перспективы развития Министерства,
всегда являвшегося стержнем государст-
венной власти в России, и есть главный
практический результат конференции.
Готовясь к торжествам, мы ставили
цель, чтобы мероприятия способствовали
осознанию каждым сотрудником МВД за-
дач и своего личного участия. Среди про-
шедших мероприятий – международные
спортивные соревнования в Брянске, Все-
российский фестиваль авторской песни
«Милосердие белых ночей» в Петербурге,
агитационный автопробег «Моя милиция –
от границы до границы» по маршруту
Санкт-Петербург – Владивосток, восхож-
дение наших спортсменов на вершину го-
ры Эльбрус. Состоялся культурно-пропа-
гандистский тур по городам Поволжья
Академического ансамбля песни и пляски
внутренних войск МВД России. 20 сентяб-
ря, в день образования МВД России, от-
крылась научно-практическая конферен-
ция в Петербурге.
В память о подвиге наших сотрудни-
ков их именами в различных городах на-
званы 42 улицы, открыто 98 памятников,
музеев, скульптур, мемориалов, памят-
ных досок. По истории органов внутрен-
них дел выпущено 157 книг и брошюр, со-
здано 62 видеофильма. Проведен Всерос-
сийский конкурс «Щит и перо» на лучшее
освещение в СМИ милицейской тематики.
Наши коллективы художественной само-
деятельности приняли участие в телефес-
тивале «Виктория», состоялось открытие
памятника погибшим сотрудникам
«В
ЕРН
У
ТЬ
Владимир ВАСИЛЬЕВ:
Д
О
В
Е
Р
И
Е
Л
Ю
Д
Е
Й
»
pg_0002
15
на нее. За два века наше ведомство ни-
когда не было забыто ни прессой, ни об-
щественным мнением. Умение работать
в условиях ограниченного финансирова-
ния, к сожалению, тоже стало традицией.
Но самое главное, что сотрудники ор-
ганов внутренних дел пронесли через сто-
летия своей истории, – это принципы вер-
ности долгу, профессионализма, понима-
ния службы как служения обществу.
– На прошедшем в конце прошло-
го года Первом российском Граждан-
ском форуме, Президент России
В.В. Путин особо отметил необходи-
мость повышения роли общественно-
го мнения и в целом взаимодействия
гражданских объединений и неправи-
тельственных организаций с силовы-
ми структурами. В ходе Гражданского
форума состоялось несколько встреч
его участников с руководителями пра-
воохранительных и судебных органов
при участии представителей прези-
дентской администрации, в ходе ко-
торых, в частности, было принято ре-
шение о создании Национального
Гражданского Комитета по взаимо-
действию с правоохранительными,
законодательными и судебными ор-
ганами, в состав Президиума которого
вошли представители всех ветвей
власти, в том числе статс-секретари
силовых ведомств, авторитетные го-
сударственные и политические деяте-
ли, руководители реально действу-
ющих общественных организаций.
На Ваш взгляд, деятельность дан-
ного НГК сможет помочь в данном
случае Вашему ведомству более ши-
роко освещать общественности рабо-
ту органов внутренних дел, сделать ее
более прозрачной, использовать об-
щественные экспертизы при приня-
тии законодательных актов в правоо-
хранительной сфере.
Чем конкретно могут помочь вли-
ятельные общественные объедине-
ния в таком важном деле, как подня-
тие имиджа и авторитета сотрудника
МВД, простого милиционера.
– Главной задачей – и это не раз от-
мечено министром – для нас является
органов внутренних дел в Москве. Про-
грамма торжеств завершилась празднич-
ным концертом в Государственном Крем-
левском Дворце в День милиции.
– Какие исторические традиции со-
хранились в деятельности Министер-
ства внутренних дел.
– Прежде всего хочу подчеркнуть,
что традиции МВД объединяют и доре-
волюционный, и советский, и сегодняш-
ний этапы нашего развития. Хотя функ-
ции органов внутренних дел за два века
изменялись, центральной оставалась ра-
бота с населением. Для нас опора на ве-
ковые традиции очень важна.
Нам предстоит многое возродить: это
связано, прежде всего, с расширением
социальных функций МВД, в том числе
и на уровне местного самоуправления.
Круг задач дореволюционного Минис-
терства в социальной сфере был очень
широк, и сегодня МВД вновь возвращает-
ся к исполнению некоторых из них.
Вспомним и о такой традиции, как готов-
ность воспринимать критику и реагировать
Владимир Абдуалиевич
ВАСИЛЬЕВ
Родился в 1949 г. в городе Клин
Московской области. Окончил
школу милиции, Академию МВД.
Работал в органах милиции в
Москве, прошел путь от следова-
теля до заместителя начальника
управления ОБХСС. В 1996 г. на-
значен первым заместителем на-
чальника ГУВД Москвы, затем за-
местителем начальника Главного
штаба МВД РФ. С апреля 1997 г. –
первый заместитель министра
внутренних дел, начальник Глав-
ного управления по борьбе с ор-
ганизованной преступностью
МВД РФ. В 1998–1999 гг. – первый
заместитель министра внутренних
дел РФ. В 1999–2001 гг. – замести-
тель секретаря Совета безопасно-
сти РФ.
доверие населения. На это направлены
усилия МВД по укреплению учетно-ре-
гистрационной дисциплины, по прове-
дению социально значимых профилак-
тических мероприятий, по достижению
информационной открытости. Показа-
тельно, что общественные объединения,
представленные в Национальном Граж-
данском Комитете, стремятся к тем же
целям, так сказать, «с другой стороны».
Очень важно сформировать механизмы
взаимодействия на всех уровнях – от на-
иболее приближенного к населению до
уровня руководящих структур.
Сейчас важно наладить постоянный
диалог, и МВД России сотрудничает со
всеми ответственными силами. Но нель-
зя не учитывать, что длительное время
система МВД вынуждена была работать
без поддержки гражданских объедине-
ний и неправительственных организа-
ций, когда нас зачастую воспринимали
только как защитников старого порядка,
подлежащего слому. Думаю, что нам все
еще мешает накопившееся взаимное не-
доверие и восприятие друг друга только
как оппонентов.
На сегодня Вы совершенно верно ста-
вите вопрос о повышении эффективнос-
ти нашего взаимодействия в интересах
общества и государства. Для этого и со-
здан Национальный Гражданский Коми-
тет по взаимодействию с правоохрани-
тельными, законодательными и судеб-
ными органами. Его президиум также яв-
ляется механизмом, который позволяет
наладить такое взаимодействие.
В деле поднятия авторитета МВД об-
щественные объединения могут оказы-
вать и уже оказывают помощь, критикуя
недостатки и поддерживая принципи-
альную позицию наших сотрудников
и ведомства в целом.
– Независимая организация «Граж-
данское общество» и Национальный
фонд «Общественное признание» в те-
чение уже шести лет проводят Граж-
данскую благотворительную акцию
«Мужество и милосердие» в поддержку
военнослужащих, сотрудников МВД и
специальных служб, в том числе участ-
ников антитеррористической операции
Б.В. Грызлов,
В.А. Васильев
с коллегами
на встрече с
журналистами
pg_0003
200 ЛЕТ МВД РОССИИ
16
на Северном Кавказе (подобная акция,
посвященная 200-летию МВД состоя-
лась 28 октября с.г. в «Президент-оте-
ле»). В ходе этих акций, в которых при-
няли участие известные всей стране
люди, видные общественные, государ-
ственные и политические деятели, из-
вестные представители отечественного
бизнеса, выражается общественная со-
лидарность и моральная поддержка
нашим ребятам, достойно выполняю-
щим свой воинский и гражданский
долг, наиболее отличившимся бойцам
и офицерам вручаются высокие награ-
ды «Общественное признание», а так-
же оказывается адресная благотвори-
тельная помощь конкретным госпита-
лям, раненым и семьям погибших вои-
нов. Такие акции регулярно проводятся
не только в Москве или в Санкт-Петер-
бурге, но и непосредственно в Чечне, в
расположении частей внутренних войск
МВД, ОМОНа, погранзаставах. Как Вы
считаете, что еще можно сделать, что-
бы в нашем гражданском обществе ре-
альная поддержка и помощь военно-
служащим и сотрудникам МВД и спец-
служб, защищающим наших близких,
родителей и детей от кровавых терак-
тов, расползания оружия и наркотиков
по всей России действительно стала по-
четным делом. Какова здесь, по Ваше-
му мнению, роль электронных и печат-
ных СМИ. Насколько объективно в це-
лом они освещают деятельность орга-
нов МВД. Что бы Вы могли рекомендо-
вать и пожелать журналистам.
– Вы затронули еще одну принципи-
альную тему взаимодействия МВД и об-
щественных организаций. Хочется через
ваше издание поблагодарить всех, кто
оказывает такую помощь и поддержку во
всех регионах, во всех городах. Даже про-
стое выражение солидарности с теми, кто
сейчас выполняет свой служебный долг в
исключительно сложных условиях, – се-
рьезная поддержка для нас. И очень мно-
го для нас значит оказание помощи ране-
ным сотрудникам и военнослужащим,
госпиталям, семьям погибших воинов и
нашим ветеранам, о которой вы говори-
те.Проведение постоянно действующих
– Процесс законодательного регулиро-
вания деятельности органов внутренних дел
развивается в последние годы очень дина-
мично. В числе ответов на острейшие угро-
зы, которые приобрели высокую общест-
венную значимость – разработанные зако-
нопроекты «О предупреждении наркома-
нии и токсикомании», «О противодействии
коррупции», «О беженцах», «О вынужден-
ных переселенцах». Подготовлены поправ-
ки к законам «О борьбе с терроризмом»,
«О противодействии легализации (отмы-
ванию) доходов, полученных преступным
путем», «О наркотических средствах и пси-
хотропных веществах», «Об оружии».
гражданских благотворительных акций
«Мужество и милосердие» – само по себе
дело благородное, и оно служит приме-
ром и помогает еще большему количеству
наших граждан и объединений во всех
уголках страны участвовать в очень нуж-
ной патриотической поддержке сотрудни-
ков наших правоохранительных органов.
Отвечая на вторую часть вопроса, хо-
чу подчеркнуть, что интерес к деятельно-
сти правоохранительных органов всегда
был присущ прессе. Прежде всего пото-
му, что проблемы борьбы с преступнос-
тью действительно актуальны для людей,
это та проблема, за которой следят все.
Так обстоит дело в любой стране, и Рос-
сия не исключение.
Мы это понимаем и приветствуем же-
лание журналистов разобраться в право-
охранительной проблематике. Органы
внутренних дел сегодня нуждаются и в
критике, впрочем, как и все правоохра-
нительные органы. Руководство МВД
публично ставит вопросы и о недостатках
в деятельности системы, и информирует
о конкретных механизмах их устранения.
По моему мнению, сегодня в целом
СМИ объективно и оперативно освещают
события. Пожелать бы хотелось преодолеть
тенденциозность, явное преобладание кри-
минальной негативной составляющей ин-
формационного потока, особенно в то вре-
мя и в тех передачах, которые смотрят дети.
– Закон и правопорядок. Как Вы
оцениваете нынешнее положение дел
в законодательстве, какие из законов
находятся в стадии «разработки».
Интенсивный законотворческий про-
цесс позволяет нам в большей степени
соответствовать происходящим в обще-
стве изменениям, но и вызывает чувство
определенной обеспокоенности.
В большинстве случаев вступление
в силу нового закона или поправки к не-
му влечет целый ряд изменений и до-
полнений в подзаконные акты, ведомст-
венные приказы и инструкции, вносит
коррективы в ранее поставленные зада-
чи, оказывает непосредственное влия-
ние на характер и условия работы со-
трудников органов внутренних дел.
Например, на деятельность основ-
ных подразделений МВД России серьез-
но повлияли вступившее в силу в июле
2002 года новое уголовно-процессуаль-
ное законодательство и новый Кодекс
Российской Федерации об администра-
тивных правонарушениях. Прошедший
короткий период исполнения требова-
ний нового законодательства показал,
что необходимы дополнительные фи-
нансовые и кадровые ресурсы для ук-
репления конвойных подразделений,
обеспечения органов предварительного
следствия и дознания автотранспортом,
горюче-смазочными материалами, орг-
техникой, что не было предусмотрено в
бюджете этого года. Выявились некото-
рые внутренние противоречия нового
законодательства и несовершенство его
отдельных норм, что ставит вопрос о
внесении поправок в принятые кодексы.
Процесс совершенствования законо-
дательства, регулирующего правоохра-
Подписание
документов
в рамкках
международной
встречи
руководителей
МВД стран СНГ
(Минск)
На встрече
с детьми
сотрудников
МВД
pg_0004
17
нительную деятельность, непрерывен,
но очень важно, чтобы законотворчес-
кие инициативы были не только востре-
бованы обществом, но и обеспечены ма-
териально, организационно, кадрово.
Здесь особенно важно обеспечить посте-
пенность преобразований и сохранение
работоспособности действующей систе-
мы охраны общественного порядка
и борьбы с преступностью.
– Современное материально-тех-
ническое обеспечение деятельности
правоохранительных органов, какие
вопросы необходимо решить в этом
плане.
– Проблемы материально-техничес-
кого обеспечения связаны, прежде всего,
с недостаточным финансированием.
Среди этих проблем – недостаточная,
всего шестидесятипроцентная, укомплек-
тованность подразделений основными
видами техники, недофинансирование
научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ и многие другие.
Приведу пример. Уже на нескольких
совещаниях у министра рассматривался
вопрос качественного совершенствова-
ния работы ГИБДД. Очевидно и под-
тверждается мировым опытом, что бес-
контактный контроль и выявление нару-
шителей с помощью технических средств
дает наибольший результат и устраняет
саму конфликтность между автовладель-
цем и человеком в форме. Но приступить
к решению этой проблемы не позволяет
отсутствие средств.
Сегодня МВД России вырабатывает
механизмы, позволяющие направлять те
ресурсы, которые имеются, на решение
первостепенных задач министерства, но
этот вариант решения не может быть ос-
новным и длительным.
Поэтому мы ставим задачи: в первую
очередь удержать показатели обеспе-
ченности на достаточном уровне и по-
следующего постепенного повышения
их. Мобилизация внутренних ресурсов,
использование мощностей подведомст-
венных предприятий становится одним
из путей решения проблемы. Мы плани-
руем расширение на собственной базе
выпуска специального автотранспорта,
средств связи и специальной электрони-
ки и другой специальной техники. Сего-
дня МВД России ведет активную разра-
ботку и внедрение новых образцов во-
оружения и экипировки для антитерро-
ристических подразделений.
Но вопрос финансирования нашей
деятельности в полном объеме остается
по-прежнему актуальным.
– Уровень подготовки кадров, кто
и как становится сотрудником МВД.
Какие новые требования предъявля-
ются сотрудникам МВД.
– У нас существует масштабная и по-
тенциально эффективная система подбо-
ра и подготовки кадров, но ее сильно де-
формирует то обстоятельство, что уро-
вень подготовки уже оказался значитель-
но снижен: мы потеряли очень многих
опытных сотрудников. Для примера ска-
жу, что Центральный аппарат министерст-
ва за последние годы обновился более
чем на 50 %. И вновь пришедшие сотруд-
ники в большинстве случаев не обладали
той квалификацией, которая позволила
бы компенсировать уход профессионалов.
Не секрет, что многие из методов и
форм обучения устарели, ибо были ори-
ентированы на подготовку милиционера,
действующего в совсем других, чем ны-
не, условиях. Адекватный уровень под-
готовки курсантов наших вузов может
стать гарантией качества кадрового со-
става МВД в ближайшие годы. Поэтому
мы расширяем юридическую подготовку,
подготовку специалистов для подразде-
лений по борьбе с преступлениями в
сфере высоких технологий, транснацио-
нальной преступностью, терроризмом.
В целом перспективу повышения ка-
чества наших кадров мы связываем с по-
вышением нравственности и социально-
правового статуса сотрудника органов
внутренних дел и военнослужащего вну-
тренних войск.
Из новых требований остановлюсь
на правовой подготовленности. Сегодня
большинство судебных исков в системе
– от подчиненных к руководителю, до 60
% из них удовлетворяются судами.
Можно представить, сколь значитель-
ный ущерб мы несем от недостаточной
юридической и управленческой подго-
товки наших офицеров. Неграмотное
должностное лицо слишком дорого об-
ходится в правовом государстве.
– Сотрудничество МВД России
с аналогичными ведомствами СНГ
и другими странами. Отношения
с Интерполом. Как развивается такое
сотрудничество, какие есть достиже-
ния и проблемы.
– Сотрудничество с нашими зарубеж-
ными коллегами – необходимый элемент
работы МВД России сегодня. Одним из при-
оритетов здесь является сотрудничество с
министерствами внутренних дел стран СНГ.
Только в текущем году при участии право-
охранительных органов пяти стран Содру-
жества и Литвы мы провели 10 специаль-
ных антинаркотических операций «Канал».
Показателем роста эффективности на-
шего взаимодействия может служить увели-
чение числа разысканных и экстрадирован-
ных преступников. Только за 9 месяцев это-
го года по России было разыскано 533 чел.,
экстрадировано 401 чел., а за аналогичный
период прошлого года – 386 и 259 чел.
В 1995 году эти цифры составили всего 16
и 11 чел. В целом же по странам СНГ и При-
балтики за 9 месяцев этого года было разы-
скано 2062 чел., экстрадировано 1652,
в то время как в 1995 году – только 177 и 116.
МВД России установило контакты
с более чем 60 государствами дальнего
зарубежья. Укрепляется взаимодействие с
Интерполом, второй крупнейшей после
ООН международной организацией, в ря-
дах которой 179 государств. Это прежде
всего глобальная система оперативного
обмена информацией о преступлениях,
преступниках и подозреваемых.
В числе наиболее заметных результа-
тов работы Интерпола – розыск и выдача
преступников, скрывающихся от уголов-
ного преследования, а также возврат
культурных ценностей, похищенных
в России и незаконно вывезенных за ру-
беж. Среди примеров – возвращение ма-
териалов из петербургского историческо-
го архива, картин из грозненского музея.
Помимо рамок Интерпола МВД Рос-
сии активно взаимодействует и согласо-
вывает свои позиции с партнерами
в формате Европола и других междуна-
родных организаций.
– Чеченская проблема. Что пред-
принимается для укрепления органов
внутренних дел в республике.
– Важнейшее направление деятельно-
сти МВД России в Чеченской Республике –
это создание там постоянных органов вну-
тренних дел. Подготовка местных кадров,
которые бы смогли квалифицированно
выполнять задачи по поддержанию пра-
вопорядка, – одна из главных задач сего-
дня. Ранее в районах республики были
образованы временные органы внутрен-
них дел, комплектуемые из сотрудников
МВД, ГУВД, УВД других субъектов Россий-
ской Федерации. По мере готовности к са-
мостоятельному функционированию про-
исходила постепенная передача функций
от временных к постоянным ОВД.
В настоящее время самостоятельно
действуют территориальные органы внут-
ренних дел, сформированные на постоян-
ной основе, в 12 районах республики и го-
рода Грозного, а также городской отдел
внутренних дел в городе Аргуне. В подав-
ляющем большинстве это мужественные,
преданные долгу и закону сотрудники.
Вручение
«Хрустальной
перчатки»
президенту
Федерации
кикбоксинга
МВД
В. Васильеву
pg_0005
200 ЛЕТ МВД РОССИИ
18
10 ноября министром подписан при-
каз № 1088 «О создании Министерства
внутренних дел Чеченской Республики»,
предусматривающий реорганизацию Уп-
равления внутренних дел МВД России по
Чеченской Республике в МВД Чеченской
Республики. Приказом утверждено штат-
ное расписание МВД республики, штат-
ное расписание ОМОН при МВД респуб-
лики, лимит финансируемой из феде-
рального бюджета численности органов,
подразделений и учреждений внутрен-
них дел МВД Чеченской Республики.
В настоящее время проводятся предусмо-
тренные приказом министра мероприя-
тия, призванные обеспечить создание
полноценно работающего республикан-
ского Министерства внутренних дел.
проводим в том числе по линии Интер-
пола, проверяя данные о группах боеви-
ков из международных террористичес-
ких организаций, о каналах поступления
финансовой помощи террористам.
В этом году при участии представите-
лей МВД России на территории Киргизии,
Казахстана, Таджикистана были проведе-
ны совместные контртеррористические
мероприятия «Юг-Антитеррор–2002», в
которых были задействованы и подразде-
ления Коллективных сил быстрого реаги-
рования Центральноазиатского региона.
В рамках этих мероприятий в пригранич-
ных районах государств Центральной
Азии проводилась специальная операция
«Граница–заслон», в ходе которой, в ча-
стности, было задержано более тысячи
В целях скорейшего и, главное, каче-
ственного укомплектования органов
внутренних дел Чеченской Республики
МВД России прилагает усилия по отбору
кандидатов из числа местного населения
и привлечению опытных специалистов
из других регионов России. Работа ос-
ложняется необходимостью тщательно-
го отбора, с тем чтобы исключить про-
никновение агентуры боевиков в мили-
цейские коллективы.
– Отдельная тема – проблема тер-
роризма, что нового предпринимает-
ся для решения задач в этом направ-
лении.
– В 2002 году МВД совместно с други-
ми правоохранительными органами со-
средоточило усилия прежде всего на
борьбе с терроризмом и иными тяжкими
преступлениями в Северо-Кавказском ре-
гионе. Среди раскрытых терактов, в част-
ности, взрыв на демонстрации 9 мая в Ка-
спийске и взрыв на Центральном рынке
Владикавказа, исполнители которых арес-
тованы. В Дагестане раскрыто 15 терактов.
На территории Чечни в текущем году
только сотрудниками органов внутренних
дел задержано свыше 170 лидеров и уча-
стников бандформирований, предотвра-
щено 7 попыток террористических актов.
Мы реализуем совместные меропри-
ятия с коллегами из зарубежных стран,
прежде всего из стран СНГ, ведь терро-
ризм – угроза, общая для всех. Ключе-
вое значение имеет международный об-
мен информацией, который мы сейчас
лиц, находившихся в межгосударствен-
ном розыске, а также пресечены факты
незаконного оборота наркотиков, изъяты
сотни единиц огнестрельного оружия.
Как статс-секретарь хочу отметить:
МВД России считает необходимым даль-
нейшее совершенствование правовой ба-
зы противодействия терроризму и прини-
мает активное участие в разработке соот-
ветствующих федеральных законов. Будет
активизироваться и международное со-
трудничество. Так, планируется подписа-
ние соглашения о сотрудничестве с Евро-
полом. Мы убеждены в необходимости
применения единых стандартов по борьбе
с терроризмом в любых регионах мира.
– Президент страны сегодня особое
внимание уделяет проблемам неле-
гальной и трудовой миграции, которы-
ми в соответствии в том числе и с новы-
ми законодательными актами должен
заниматься целый ряд государственных
ведомств. Каковы новые функции МВД
в борьбе с нелегальной миграцией.
– Регулирование миграционных про-
цессов нельзя свести просто к учетно-ре-
гистрационной деятельности. Это более
широкий и исключительно важный для
российского общества вопрос. Неконтро-
лируемая миграция обладает потенциа-
лом социальной напряженности, и наша
задача – снизить этот потенциал. Тем бо-
лее что миграционная ситуация чрезвы-
чайно остра на Северном Кавказе, где она
уже долгое время вносила свой вклад
в запутанный клубок противоречий.
На выставке
в Академии МВД,
посвященной
проблемам
восстановления
мирной жизни
в Чеченской
Республике
с А.И. Александ-
ровым
На выставке
спецтехники в
подразделениях
УВД г. Ярославля
pg_0006
Эффективность реализации МВД
России утвержденного Плана мероприя-
тий по борьбе с незаконной миграцией
повысилась с вступлением в силу феде-
рального закона «О правовом положе-
нии иностранных граждан в Российской
Федерации», которым четко определен
правовой статус находящихся на терри-
тории страны иностранцев. Для учета
иностранцев вводится специальная миг-
рационная карта, бланк которой и поря-
док его использования утверждены сов-
местным приказом шести федеральных
органов исполнительной власти. До кон-
ца текущего года этими бланками будут
обеспечены все органы, уполномоченные
к их выдаче и оформлению.
Проводится масштабная работа по
совершенствованию всего миграционно-
го законодательства, в том числе предус-
матривающего ответственность за совер-
шаемые в этой сфере правонарушения.
В частности, планируется внесение до-
полнений в уголовное законодательство
по установлению ответственности за ор-
ганизацию незаконной миграции. Не сек-
рет, что сегодняшняя наша открытость
позволяет преступникам всех мастей и в
том числе террористам легко проникать
в страну. Находясь фактически на неле-
гальном положении, они избирают ис-
точником своего существования преступ-
ный промысел, а полученные доходы
идут на финансирование организованной
преступной деятельности. В результате
в ряде регионов на них приходится нема-
лая доля совершенных преступлений.
Среди мер по ограничению неконтро-
лируемого притока в страну нежелатель-
ных иностранцев – сокращение перечня
документов, по которым иностранец мо-
жет въехать в Россию, количество которых
сейчас доходит до 15. Усилится контроль за
выдачей въездных виз, создается единая
база данных учета иностранных граждан.
Другой важный и очень заметный об-
ществу аспект миграционных проблем –
трудовая миграция из стран ближнего
и дальнего зарубежья. Ее упорядочение –
первоочередная задача и, соответственно,
область применения конкретных мер.
Введены квоты на приглашение иностран-
ных граждан для осуществления трудовой
деятельности на территории Российской
Федерации (на 2003 год предусмотрено
выделение более 530 тыс. приглашений).
Кроме того, принимаются меры по лега-
лизации тех лиц, которые уже находятся
и работают в стране. Зарегистрировав-
шийся в установленном порядке, полу-
чивший разрешение на трудовую дея-
тельность, заплативший пошлину и нало-
ги иностранный работник получит те же
социальные гарантии, что и гражданин
России, а работодатель обязан будет за-
ключить с ним трудовой договор.
К сожалению, невнимание к миграци-
онным проблемам было слишком дли-
тельным. В результате сегодня нам прихо-
дится проводить мероприятия по высылке
на родину незаконно проживающих в Рос-
сии иностранных граждан. Те изменения,
о которых я сейчас сказал, в будущем поз-
волят контролировать миграционные по-
токи, действовать профилактически.
– Расскажите, пожалуйста, о Ва-
шем личном пути в МВД, как пришли
в органы, основные этапы службы,
что запомнилось более всего.
– В милицию пришел случайно. Роди-
тели – учителя, в роду в «органах» никто
не работал. После армии поступил в Чер-
кизовскую среднюю школу милиции;
подготовку, полученную там, считаю ба-
зовой. Начал службу в Бауманском РУВД,
из которого через 13 лет перешел с долж-
ности начальника отдела БХСС на «Пет-
ровку, 38». Около десяти лет в столичном
главке занимал должности начальника
отдела, заместителя начальника управ-
ления БХСС, а затем, после перерыва,
первого заместителя начальника ГУВД.
На последнем месте службы в МВД
работал главным инспектором, замести-
телем начальника штаба, первым замес-
тителем начальника главка по борьбе с
оргпреступностью, первым заместителем
министра. После двухлетнего откоманди-
рования на должность заместителя секре-
таря Совета безопасности назначен заме-
стителем министра – статс-секретарем.
Имею ученую степень кандидата
юридических наук.
Наиболее запомнились годы на Пет-
ровке и в МВД, когда довелось решать за-
дачи локализации криминала в экономи-
ке: на тогда еще колхозных рынках города
Москвы, в ходе операции «Циклон» на
«АвтоВАЗе», в сфере производства и сбы-
та алкоголя. Суть состояла в отходе от
традиционного выявления большого чис-
ла преступлений на одних и тех же объек-
тах к плановой работе по разрушению сис-
темы преступного промысла – устранение
причин и условий, удары по «штабам».
– Мы знаем, что у Вас чрезвычайно
напряженный и загруженный график,
как Вы проводите редкие свободные
часы, есть ли у Вас хобби. Часто ли
удается уделять время и внимание се-
мье. Расскажите, если можно, чем за-
нимаются Ваши домочадцы.
– Свободное время – редкость,
и сложно его планировать. Признателен
семье и близким за терпение и поддержку.
В разном возрасте разные предпо-
чтения, сейчас – природа. Лет пятнад-
цать ежегодно провожу отпуск на Сели-
гере с семьей в кругу друзей.
Внимание семье, как мне кажется,
уделяю недостаточно, но домашние меня
понимают. Моя жена – бухгалтер, дочь –
служащая в банке, зять – коммерсант.
– Владимир Анатольевич, что бы
Вы хотели пожелать читателям нашего
общественно-аналитического журна-
ла «Признание», а также Вашим кол-
легам и всем сотрудникам органов
внутренних дел в новом 2003 году.
– Прежде всего, всем нашим со-
гражданам я бы искренне пожелал ми-
ра, благополучия и процветания. Ну
а если вернуться к теме возврата дове-
рия к нашей работе и к каждому из нас,
то мне бы хотелось пожелать, чтобы на-
ши сотрудники были более доброжела-
тельными и более заинтересованными
в решении вопросов каждого конкрет-
ного гражданина, с которым они сталки-
ваются, выполняя свои служебные обя-
занности. Я также искренне надеюсь
и желаю, чтобы те граждане, которых
мы защищаем, не переносили свой лич-
ный, порой отрицательный опыт обще-
ния с некоторыми нашими сотрудника-
ми, на всю систему. Мне кажется, что
при таком отношении друг к другу у нас
есть надежда на то, что доверие, о кото-
ром мы говорим, будет восстановлено.
– Большое спасибо, Владимир Ана-
тольевич. Желаем также успехов Вам
и Вашим близким в новом 2003 году.
Материал подготовил
Павел ЧИКАНОВ
19
На открытии
международной
художественной
выставки,
посвященной
200-летнему
юбилею МВД