АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
4
Редакция журнала «Признание» про-
должает публикацию материалов в
рубрике «Авторитетный собеседник».
В предыдущих номерах героями за-
главной журнальной рубрики были
председатель Совета Федерации РФ
Е.С. Строев, Святейший Патриарх Мос-
ковский и Всея Руси Алексий II, пред-
седатель Правительства РФ М.М. Ка-
сьянов, председатель Государствен-
ной думы РФ Г.Н. Селезнев, народный
художник СССР И.С. Глазунов, предсе-
датель отдела внешних церковных
связей Московского Патриархата, ми-
трополит Смоленский и Калининград-
ский Кирилл, полномочный предста-
витель Президента в Центральном фе-
деральном округе Г.С. Полтавченко,
директор Федеральной пограничной
службы РФ генерал-полковник
К.В. Тоцкий, мэр г. Москвы Ю.М. Луж-
ков, первый заместитель председате-
ля Совета Федерации, сопредседатель
Президиума Независимой организа-
ции «Гражданское общество» и Наци-
онального фонда «Общественное при-
знание» В.П. Горегляд. В этом номере
на вопросы главного редактора изда-
ния С.А. АБАКУМОВА отвечает замес-
титель Председателя Правительства
Российской Федерации Валентина
Ивановна МАТВИЕНКО.
Валентина МАТВИЕНКО:
В ТОЙ СФЕРЕ, КОТОРОЙ ЗАНИМАЕШЬСЯ
«
ГЛАВНО
Е – БЫ
ТЬ
ПРО
Ф
ЕССИ
О
НА
ЛО
М
»
pg_0002
5
Валентина Ивановна МАТВИЕНКО,
заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации
Родилась 7 апреля 1949 г. в г. Шепетовка Хмель-
ницкой области Украинской ССР. В 1972 г. окончила
Ленинградский химико-фармацевтический инсти-
тут, в 1985 г. – Академию общественных наук при
ЦК КПСС, в 1991 г. – курсы усовершенствования ру-
ководящих дипломатических работников при дип-
ломатической академии МИД СССР.
До 1989 г. работала заместителем председателя ис-
полкома Ленинградского городского Совета народ-
ных депутатов по вопросам культуры и образова-
ния.
1989–1991 гг. – председатель Комитета Верховного
Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, ма-
теринства и детства.
1989–1992 гг. – избиралась народным депутатом
Верховного Совета СССР.
1991–1994 гг. – Чрезвычайный и Полномочный По-
сол СССР, Российской Федерации в Республике
Мальта.
1995–1997 гг. – директор Департамента по связям с
субъектами Федерации, парламентом и общест-
венно-политическими организациями МИД РФ.
С октября 1997 г. – Чрезвычайный и Полномочный
Посол Российской Федерации в Греческой респуб-
лике.
24 сентября 1998 года Указом Президента РФ на-
значена заместителем Председателя Правительства
Российской Федерации. В правительстве Евгения
Примакова Валентине Матвиенко было поручено
курировать блок социальных вопросов.
5 февраля 1999 г. стала первой женщиной – обла-
дательницей диплома, медали и мантии РВМА.
После отставки правительства Е. Примакова в мае
1999 г. – и.о. заместителя Председателя Правитель-
ства РФ.
25 мая 1999 г. Указом Президента РФ назначена за-
местителем Председателя Правительства РФ.
После отставки правительства Сергея Степашина в
августе 1999 г. – и.о. вице-премьера.
19 августа 1999 г. назначена вице-премьером в пра-
вительстве Владимира Путина.
В марте 2000 г. Валентина Матвиенко заявила о
своем решении баллотироваться на пост губерна-
тора Санкт-Петербурга, однако через месяц отказа-
лась от участия в избирательной кампании.
В мае 2000 г. при формировании нового прави-
тельства сохранила за собой пост вице-премьера
по социальному блоку.
Награждена орденами «За заслуги перед Отечест-
вом» третьей степени (апрель 1999 г.), Трудового
Красного Знамени (1982), «Знак Почета» (1976) и
медалью Почетный доктор Российской военно-ме-
дицинской академии (РВМА).
Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и
Полномочного Посла. Владеет немецким и англий-
ским языками.
Замужем, имеет сына.
– Валентина Ивановна, недавно, в ходе Ярмарки
социальных и культурных проектов и экспертной
конференции «Год после Гражданского Форума – что
дальше.», проводившихся в рамках Тольяттинского
диалога в Приволжском Федеральном округе, Вам
была вручена высшая общественная награда России
Золотой Почетный знак «Общественное признание»,
в том числе и «за большой и реальный личный вклад
в становление и развитие гражданского общества в
России, углубление диалога и взаимодействия обще-
ственных организаций и гражданских объединений
со всеми ветвями власти».
В связи с этим два вопроса: насколько для Вас и, по
Вашему мнению, в целом для наших сограждан в се-
годняшнее нелегкое время важны моральные и ду-
ховные стимулы, оценка обществом конкретного и
самоотверженного труда каждого человека, его лич-
ного вклада в любых сферах деятельности для улуч-
шения жизни россиян и всей нашей страны.
– Откровенно говоря, вручение мне Золотого Почетного
знака «Общественное признание» было для меня неожи-
данностью, но, не скрою, очень приятной. Для любого чело-
века, к какой бы социальной группе и профессиональному
главными ценностями в жизни. Признание заслуг и твоего
труда обществом – это высочайшая честь, и я рада, что по-
степенно в стране формируется такой институт, в котором
Кавалерами Золотого Почетного знака «Общественное
признание» становятся не только высочайшие профессио-
налы во всех сферах деятельности, чей труд имеет
большую общественную и социальную значимость, не
только общепризнанные моральные авторитеты, такие, как
Святейший Патриарх Алексий II, руководители обществен-
ных предпринимательских объединений А.И. Вольский,
Е.М. Примаков, легендарные спортсмены В. А. Третьяк и
А.А. Карелин, выдающиеся ученые и деятели культуры
Ж.И. Алферов, Е.П.Велихов, Н.С. Михалков, А.А. Калягин,
Л.М. Гурченко и многие другие, но также и истинные по-
движники своего дела, пока еще не очень известные
В.И. Матвиенко
и С.А. Абакумов
на торжественном
закрытии
«Тольяттинского
диалога»
сообществу он ни принадлежал,
важна общественная оценка его ра-
боты. На мой взгляд, моральные и
духовные стимулы особенно акту-
альны сегодня. К счастью, не для
всех «Золотой телец» и сколачива-
ние больших состояний являются
pg_0003
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
6
широкой общественности – лучшие учителя и медицинские
работники, руководители областных музеев, театров
и библиотек, отечественные предприниматели и архитек-
торы, сотрудники правоохранительных органов и т.д.
из многих регионов России. Все эти замечательные люди
имеют активную гражданскую позицию, их всемерно надо
поддерживать и на них опираться при проведении важных
для страны социально-экономических преобразований.
– И второе. Для наших общественных организаций –
Национального фонда «Общественное признание»
и Независимой организации «Гражданское общест-
во» – и для меня лично успешное проведение первого
российского Гражданского форума, в подготовке ко-
торого вы приняли самое активное участие, стало
знаковым событием. Чем для Вас лично и, может
быть, для представителей всех ветвей власти стал
Гражданский форум. Оправдал ли он Ваши ожида-
ния, ведь помните, какие неоднозначные оценки да-
вались в ходе его подготовки, проведения и итогов.
– Отвечая на Ваш вопрос, хочу еще раз отметить, что
сильное процветающее и демократическое государство
не может существовать без развитых институтов граждан-
ского общества, не может эффективно проводить глубо-
кие социально-экономические реформы без поддержки
своих граждан и общества в целом. В то же время сильное
и развитое гражданское общество не может существовать
без сильного правового государства, способного защи-
тить своих граждан от внутренних и внешних угроз, про-
водить эффективную социально-ориентированную поли-
тику. И не только для НПО, но и представителей всех вет-
вей власти Гражданский форум стал важнейшим событи-
ем, на котором вырабатывались пути установления ре-
ального диалога и партнерских взаимоотношений госу-
дарства и общества. Осознавая, что гражданское общест-
во еще никому не удавалось создать «сверху» и в то же
время то, что эффективность такого диалога во многом
еще зависит именно от власти, Президент страны
не было в истории России. В заключительных выступлени-
ях координаторов проблемных дискуссий были подведе-
ны итоги двухдневной работы Форума, доложены резуль-
таты встреч и договоренностей с соответствующими ми-
нистерствами и ведомствами о создании конкретных ме-
ханизмов и структур взаимодействия общественных орга-
низаций, гражданских объединений с представителями
всех ветвей власти в виде смешанных общественно-госу-
дарственных экспертных Советов и рабочих групп, обще-
ственных информационных, исследовательских и обра-
зовательных центров или иных общественных организа-
ций на региональных и межрегиональном уровнях, граж-
данских Комитетов по взаимодействию с правоохрани-
тельными органами, Советов по внешней политике и др.
В заключительном выступлении на закрытии Граждан-
ского форума председатель Правительства России
М.М. Касьянов также особо подчеркнул тезис о необхо-
димости формирования каналов эффективного взаимо-
действия государства и общественности.
В частности, он отметил, что механизмом выборов в
органы государственной власти ограничиваться нельзя,
требуются дополнительные постоянно действующие инст-
рументы и совместные структуры для того, чтобы дово-
дить мнение и волю общества до власти не раз в четыре
года, а на регулярной основе.
– Валентина Ивановна, чуть больше года прошло
после Первого Российского Гражданского форума.
По Вашему мнению, каковы его итоги в свете станов-
ления и развития институтов гражданского общества
и их взаимодействия с государством. Не возникло ли
у обеих сторон чувства эйфории, а затем определен-
ной уверенности и успокоенности в том, что диалог
и сотрудничество будут налаживаться как-то сами
собой или, наоборот, отдельные представители влас-
ти решили «под шумок» возглавить процесс развития
гражданского общества старыми и испытанными ад-
министративными методами.
В.В. Путин на Форуме заявил о готовности пойти на необ-
ходимые организационные и, если потребуется, законода-
тельные меры с целью обеспечить эффективную обратную
связь общества с госаппаратом. Обсуждением прежде
всего этих вопросов и занимались участники Форума сов-
местно с представителями властных структур в рамках 21-й
проблемной дискуссии, более 70-ти круглых столов и на
32-х переговорных площадках. Такого еще действительно
С Днем
рождения
Валентину
Ивановну
поздравляет
С.В. Степашин
pg_0004
7
ские объединения на федеральном и региональном
уровне, оказались готовы к реальному диалогу. Тому
есть несколько объективных и субъективных причин.
Во-первых, не стоит забывать, что гражданское общество
у нас в стране еще достаточно молодое и находится в ста-
дии своего становления, а отношения и взаимодействие
его институтов с властью только начали отстраиваться,
и их нельзя форсировать Указом Президента или поста-
новлением Правительства. Во-вторых, в отдельных реги-
онах (об этом говорилось на одном из заседаний в рам-
ках Тольяттинского диалога) общественные организации
находятся в сильнейшей зависимости от власти, от ее по-
зиции и настроения; позиция же эта предельно проста
и десятилетиями апробирована – деятельность и актив-
ность гражданских объединений должна контролиро-
ваться этой же самой властью. Такого рода примеры
можно провести, в частности, по Удмуртии, где Прези-
дент республики издал Указ о создании Совета общест-
венных организаций, где все руководящие функции взял
на себя и частично передал своим сотрудникам. Удмурд-
ские общественники называют этот документ «карман-
ным указом по созданию гражданского общества».
В результате все общественные организации разде-
лились на «свои» (для власти) и «чужие». Таким обра-
зом, здесь происходит не консолидация, а разобщение
общества.
И третье: некоторые НПО, ожидавшие от Гражданско-
го форума получения должностей неких начальников,
портфелей, льгот или, по крайней мере, солидных денеж-
ных грантов, не получив ожидаемого, снова впали в со-
стояние пассивного ожидания или под флагом Граждан-
ского форума направили свою активность на выбивание
денег уже в своих региональных и местных органах влас-
ти на неведомо какие общественные программы и цели.
Надо иметь в виду, что в стране формально зарегистри-
ровано более 300 тысяч общественных организаций
и среди них могут находиться некоторые структуры в виде
фондов с громкими названиями, решающие, прежде все-
го, свои личные вопросы и проблемы.
Но все же для меня главным является то, что после
Гражданского форума, который прошел ровно год назад,
взаимоотношения власти и общественных неправительст-
венных организаций изменились. В большинстве своем
власть перестала отталкивать общественные организа-
ции, которые делают в стране очень много полезного,
особенно в социальной сфере. Сегодня за редким исклю-
чением руководители общественных организаций стали
полноправными участниками обсуждения важнейших для
страны социально-экономических программ и реформ.
Здесь, на мой взгляд, очень удачной формой взаимодей-
ствия стал «Тольяттинский диалог» и проведение эксперт-
ной конференции «Год после Форума – что дальше.»
– Уверена, что определенный
прорыв, и прежде всего в сознании
представителей власти и граждан-
ского общества о необходимости ди-
алога и сотрудничества, все же состо-
ялся. Во всяком случае, Правительст-
во определенную часть пути со своей
стороны уже проделало. Я имею в ви-
ду прежде всего распоряжение Пре-
мьера М.М. Касьянова о необходи-
мости обновления и создания новых
экспертных и общественных Советов
с участием НПО при большинстве
министерств и ведомств; эта работа
продолжается, но не во всех государ-
ственных структурах одинаково опе-
ративно и эффективно. Конечно же,
мы сегодня не можем сказать, что все
представители органов власти в цен-
тре и на местах, как, впрочем, и об-
щественные организации и граждан-
С губернатором
В.Е. Позгалевым
при посещении
детского дома
в г. Вологде
Выступление
Президента РФ
В.В. Путина
на Первом
Российском
Гражданском
форуме
pg_0005
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
8
общественных структур и перего-
ворных площадок по взаимодей-
ствию гражданских институтов
и органов власти следует, что
и в центе, и в регионах, как любил
в рамках Ярмарки социальных и культурных проектов,
которая успешно проводится в Приволжском федераль-
ном округе уже три года по инициативе Сергея Кириенко.
На этот раз ее участниками стали не только авторы обще-
ственно-значимых проектов и представители бюджетных
организаций и органов исполнительной и законодатель-
ной власти всех уровней, но и ведущие аналитики, экс-
перты, социологи и политологи, лидеры общественных
организаций и гражданских объединений из регионов
и федерального центра. Хочу еще раз поблагодарить
Сергея Владиленовича Кириенко за блестящую организа-
цию этой Ярмарки, которая стала механизмом, позволя-
ющим, с одной стороны, поддерживать гражданские
инициативы, а с другой – это хорошая возможность для
всех уровней власти находить конкретные пути взаимо-
действия со всем спектром общественных организаций,
без реальной поддержки и помощи которых невозможна
реализация политики государства в социальной сфере.
Заслуживает внимания и поддержки создание по ито-
гам Форума Национального Гражданского Комитета по
взаимодействию с правоохранительными, законода-
тельными и судебными органами, Национального граж-
данского Совета по внешней политике, проведение об-
щероссийских и межрегиональных общественных кон-
ференций «Регионы России на пути к гражданскому об-
ществу», прошедшие в Новосибирске и многих других
областях и городах страны, создание на местах межреги-
ональных общественных организаций по взаимодейст-
вию институтов гражданского общества и государства.
– Валентина Ивановна, из Вашего анализа нынеш-
него этапа взаимоотношений государства и граждан-
ского общества и приведенных Вами многочислен-
ных конкретных примеров создания механизмов,
говорить Михаил Сергеевич Горбачев, «процесс по-
шел». На Ваш взгляд, не пора ли задуматься о начале
подготовки следующего Гражданского форума.
– Что же касается проведения очередного второго Граж-
данского Форума, то я считаю, что в первую очередь необ-
ходимо определиться самим гражданским объединениям и
общественным организациям как в центре, так и на местах.
Что касается власти, то готова подтвердить на стра-
ницах Вашего журнала:
Государство готово к продолжению диалога с граж-
данским обществом в любое время и в любом формате.
Другое дело, что, на мой взгляд, может, было бы целе-
сообразно, используя богатый потенциал членов Оргко-
митета Форума, по моему мнению, рановато распущен-
ного, провести по итогам года очередной анализ и ин-
вентаризацию реально действующих НПО, появившихся
после Гражданского форума новых организаций, про-
должить курс на консолидацию и объединение общест-
венных структур на региональном уровне по различным
направлениям их деятельности.
И, кстати, вспомнила выступление Глеба Павловского на
Форуме, в котором он совершенно справедливо отметил,
что если удалось собрать Гражданский форум по вопросам
взаимодействия с властью, то что мешает собрать его и по
вопросам урегулирования в Чечне или по проблемам взаи-
модействия гражданского общества и государства по обес-
печению национальной и общественной безопасности, пра-
вам человека и т.д. Наверное, стоит подумать и над этим.
Посещение
ростовского
военного
госпиталя
pg_0006
9
форма участия в предвыборных кампаниях ей ближе ис-
ходя из конкретных условий и своих программ и уставов.
Напомню только, что наш Президент, и на это обрати-
ло внимание большинство участников Гражданского фо-
рума, в своем выступлении совсем не случайно отметил,
что власть, как исполнительная, так и законодательная,
очень нуждается в притоке современных мыслящих лю-
дей из негосударственных структур и что идея создания
информативной базы, своего рода общероссийского кад-
рового фонда, заслуживает самого серьезного внимания.
Понимая, что сам по себе предвыборный потенциал
большинства гражданских и некоммерческих организа-
ций пока еще недостаточно высок, полагаю, что им на-
до стараться использовать все первые три указанных в
вопросе варианта. Уверена, что в целом лидерам ре-
ально действующих общественных объединений необ-
ходимо участвовать и побеждать на выборах в законо-
дательные органы власти всех уровней, там они смогут
эффективнее, не теряя связь со своими организациями,
номандатным округам.
* Организация диалога, заклю-
чение общественного договора
с партиями и кандидатами, чьи
предвыборные цели и программы
соответствуют задачам конкрет-
ных общественных организаций.
* Неучастие в выборах.
(Данные вопросы были сформу-
лированы по итогам дискуссии в
рамках «Тольяттинского диалога»
на «Переговорной площадке: НКО
– выборы», которую проводил Ди-
ректор фонда эффективной поли-
тики Глеб Павловский и директор
Института политических исследо-
ваний Сергей Марков).
– Полагаю, что каждая некоммер-
ческая организация, общественное
объединение или гражданский союз
сами для себя должны решить, какая
– Общественно-аналитический журнал «При-
знание», особенно в период грядущих предвыбор-
ных кампаний, проводит специальный социологи-
ческий опрос среди членов Независимой организа-
ции «Гражданское общество» и Национального
фонда «Общественное признание» и их региональ-
ных отделений, а также Кавалеров Золотого Почет-
ного знака «Общественное признание» из 72 регио-
нов страны (всего около 700 респондентов). Нам ва-
жен и интересен Ваш ответ на один из предложен-
ных вопросов данного социологического исследо-
вания, результаты которого будут опубликованы
в новогоднем номере журнала: каковы, по Вашему
мнению, оптимальные формы участия обществен-
ных организаций в выборах 2003 года.
* Вступление в блок с одной из партий для обра-
зования избирательного объединения и участия в
выборах по партийным спискам.
* Выдвижение и поддержка кандидатов по од-
Председатель
Правительства
РФ М. Касьянов
и его
заместитель
В. Матвиенко
в гостях у
И. Глазунова
Во время
поездки
в Республику
Адыгея
pg_0007
На
заключительном
заседании
Первого
Российского
Гражданского
форума
На встрече
с деятелями
культуры
и искусства
реализовывать свои общественные и социальные проекты.
– После прошлогоднего Гражданского форума
много говорилось о роли молодежных организаций
и объединений, их участия в развитии гражданско-
го общества в России. Опыт такой самоотвержен-
ной и бескорыстной работы лидеров гражданских
молодежных союзов из многих российских регио-
нов обобщен в серии из пяти сборников под общим
названием «Молодежь на службе обществу», из-
данной президентом Института проблем граждан-
ского общества Марией Слободской, как Вы помни-
те, тоже членом оргкомитета Гражданского фору-
ма. Валентина Ивановна, скажите, по каким вооб-
ще критериям выбираются молодежные общест-
венные движения, которым государство оказывает
финансовую помощь. Не станет ли фактором, оп-
ределяющим в дальнейшем право организаций на
такую помощь, лояльность к властям.
– Сразу скажу, что ни о каком «заигрывании» с обще-
ственными объединениями в целях лояльного отноше-
ния к государственной власти не может быть и речи.
Механизм государственной поддержки детских и моло-
дежных общественных объединений определяется Фе-
деральным законом «О государственной поддержке
детских и молодежных общественных объединений».
Министерством образования ежегодно проводятся кон-
курсы программ и проектов детских и молодежных ор-
ганизаций по основным направлениям федеральной це-
левой программы «Молодежь России». В этом году госу-
дарственную поддержку получили более 50 таких про-
грамм. Конечно, наряду с крупными общероссийскими
организациями, такими, как Российский Союз молоде-
жи, «Детские и молодежные социальные инициативы»,
«Союз детских организаций «Юная Россия» есть и не-
большие, чьи ресурсы достаточно ограниченны и кото-
рым бывает трудно пробиться на федеральный уровень.
Но не надо забывать о том, что программы поддержки
молодежных организаций есть практически во всех
субъектах Федерации, и на региональном уровне такие
организации вполне могут рассчитывать на помощь.
– Некоторое время назад Правительство приня-
ло федеральную программу «Молодежь России».
В рамках этой программы сейчас реализуется це-
лый ряд подпрограмм, затрагивающих самые раз-
ные стороны жизни нашей молодежи. Это, напри-
мер, «Молодой семье – доступное жилье», «Под-
держка студенческой молодежи и молодежного
движения», «Создание условий для эффективной
реализации потенциала молодежи в процессе со-
циально-экономических преобразований в стране»
и другие. Как Вы думаете, когда следует ждать ре-
альных изменений в молодежной политике.
– На самом деле и сегодня делается достаточно много,
другое дело, что не всегда молодые люди должным обра-
зом информированы о том, что, например, в их городе
или районе открылась биржа труда или центр занятости
молодежи, строятся объекты МЖК, реализуется програм-
ма поддержки молодежного предпринимательства.
Вообще, я думаю, что молодежи не надо ничего
ждать, а нужно взять решение своих проблем – на
уровне учебного заведения, микрорайона, города –
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
pg_0008
11
в собственные руки. У молодых людей достаточно для
этого сил, инициативы, знаний, и, если добавить к этому
активную жизненную позицию, все обязательно получит-
ся. Наивно думать, что вот Правительство разработает хо-
рошую программу, выделит необходимые средства и все
проблемы решатся сами собой. Без заинтересованного,
неформального отношения самих молодых людей, без их
энергичной поддержки, без стремления к созиданию все
самые замечательные программы останутся на бумаге.
– Наверное, в нашем обществе нет ни одного рав-
нодушного к проблеме детской беспризорности, по-
явление которой в значительной степени обусловлено
падением жизненного уровня в семьях россиян за по-
следнее десятилетие. Президент России поручил Вам
организовать работу по ликвидации этой националь-
ной беды – борьбу с беспризорностью. Какую помощь
оказывает Вам общественность. И как Вы оцениваете
предварительные результаты совместных усилий.
– Беспризорность и безнадзорность – одна из самых
тревожных проблем современной России. Сегодня
в стране около миллиона беспризорных детей и цифра
эта весьма приблизительна, потому что государственные
органы, к сожалению, пока не контролируют в полной
мере эту проблему. Правительство разработало целую
систему профилактики, включающую комплекс мер со-
циальной, медицинской, психологический и педагоги-
ческой помощи. Уже три года федеральная целевая про-
грамма профилактики безнадзорности и правонаруше-
ний финансируется в полном объеме. Это позволяет нам
создавать достаточное количество социальных приютов,
социально-реабилитационных центров для несовер-
шеннолетних, центры помощи семье и детям, привле-
кать к работе в них квалифицированных специалистов,
оснащать учреждения современным оборудованием.
В этом году в полную силу начала работать Межве-
домственная комиссия по делам несовершеннолетних
при Правительстве. Мы сумели добиться действитель-
ной работоспособности механизмов межведомствен-
ной координации в деятельности многочисленных ор-
ганов власти, в той или иной степени занимающихся
безнадзорными детьми.
Для более успешной работы по профилактике без-
надзорности необходимо совершенствование законо-
дательной базы. Это относится и к самому закону об
основах системы профилактики безнадзорности,
и к дальнейшему регулированию деятельности комис-
сий по делам несовершеннолетних, и к защите прав не-
совершеннолетних, и к усилению ответственности роди-
телей за воспитание, образование и содержание детей.
На последнем моменте мне хотелось бы остановиться
особо. Сегодня много говорят о том, что Правительство
должно бороться с безнадзорностью, забывая, что сам
факт наличия такого огромного количества брошенных
детей свидетельствует в первую очередь о безответст-
венном отношении самих родителей к своим обязаннос-
тям, их безразличии к судьбе собственного ребенка. Ко-
нечно, обделенному родительским вниманием малень-
кому человеку государство обязано создать все необхо-
димые условия для достойной жизни, дать возможность
получить хорошее образование, интересную работу,
обеспечить жильем, но основной груз ответственности
за будущее ребенка лежит все-таки на семье.
К сожалению, у нас еще не сложилась атмосфера все-
общего внимания к проблеме безнадзорности, и здесь,
как мне кажется, много могли бы сделать именно общест-
венные организации. Конечно, и сегодня в регионах есть
интересные и очень полезные начинания. В Мордовской,
Смоленской, Костромской областях организованы рейды
по выявлению семей, находящихся в социально опасном
положении. В них принимают участие и представители об-
щественности. В Ульяновской области открыли большое
число общественных приемных, с участием специалистов
и хорошо отлаженным механизмом их работы. Тем не ме-
нее, я считаю, что общественные организации пока не до
конца используют свой большой потенциал. Они могли бы
вести точечную работу с неблагополучными семьями, вме-
сте с органами власти оказывать им адресную помощь.
У обер-
бургамистра
Дюссельдорфа
И. Эрвина
В православном
храме
pg_0009
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
12
– Вы одна из немногих женщин, работающих во
власти. Как Вы себя чувствуете среди мужчин.
– Абсолютно нормально. Вы знаете, я никогда не
чувствовала своей ущербности или, скажем, какого-то
дискриминационного отношения к себе потому, что я
женщина. Меня в первую очередь воспринимают как ру-
ководителя, как коллегу, а уж потом как женщину. Мне
не делают никаких скидок, я работаю наравне с други-
ми, поэтому имею моральное право требовать такой же
отдачи от подчиненных. Самое главное – быть профес-
сионалом в той сфере, которой занимаешься. Это очень
важно. Если ты понимаешь, что делаешь, если работа-
ешь с коллективом и можешь давать какие-то указания,
принимать решения профессионально, не уступая кол-
легам-мужчинам, тогда ты чувствуешь себя на месте.
На правительственном уровне я всегда высказываю
свою точку зрения и пытаюсь отстаивать ее до послед-
него. Бывают случаи, когда я просто не визирую доку-
менты, если с ними не согласна, и оставляю свое, так
сказать, частное мнение по тому или иному вопросу.
Как правило, мне удается убедить коллег в своей пра-
воте, тем более что мое мнение опирается на оценки
профессионалов. Если же мне не удалось убедить, зна-
чит, моих аргументов было недостаточно, и тогда уже
практика расставляет акценты. В любом случае, все ре-
шает уровень профессионализма, степень компетент-
ности, а не принадлежность к слабому полу.
Прием граждан
в Доме
правительства
После встречи
в редакции
журнала
«Аргументы
и факты»
– Детская безнадзорность – следствие ухудши-
вшегося в последнее десятилетие положения жен-
щины в нашем обществе. Ведь в большинстве се-
мей к ее заботе о воспитании детей добавилась
еще и необходимость любой ценой обеспечить до-
статок в доме. Вместе с тем очевидно, что огром-
ный потенциал россиянки не востребован, и наше
общество еще не воспринимает женщин и мужчин
как равноправных партнеров в производстве, биз-
несе, науке, политике. Что Вы об этом думаете.
– Я бы не стала впрямую увязывать положение жен-
щины в обществе с ростом беспризорности и безнадзор-
ности, но то, что сегодня нашим женщинам не позавиду-
ешь, это точно. Выживание семьи, как всегда, во многом
на их плечах. Достойное положение женщины в общест-
ве – это показатель его благополучия. И не случайно од-
ним из направлений государственной политики в соци-
альной сфере провозглашено улучшение положения
женщин. В Правительстве работает комиссия, которая
вплотную занимается проблемами «слабого пола». В ее
составе кроме представителей министерств и ведомств,
депутатов Госдумы еще и ученые, и члены различных об-
щественных организаций. Важнейшими задачами мы
считаем соблюдение прав женщин и обеспечение равных
прав и возможностей обоих полов, в том числе и в трудо-
вой деятельности. Вы совершенно правы: к сожалению,
пока в нашем обществе недооцениваются возможности
женщины. Между тем образовательный уровень наших
женщин более высокий по сравнению с мужчинами, но
женщина – это дети, дополнительные обязанности по до-
му. Самый активный возраст вхождения в карьеру, как
правило, совпадает с декретным отпуском. Период при-
мерно с 23 до 30 лет женщины посвящают детям, на вре-
мя уходят из активной жизни. Потом им приходится до-
гонять мужчин, которые за это время энергично продви-
гаются по служебной лестнице. Наше общество по своей
ментальности пока еще не готово воспринимать женщин
и мужчин как равных партнеров, хотя, на мой взгляд, за
последние годы в общественном сознании уже произо-
шел определенный перелом: и в бизнесе, и в промыш-
ленности, и в науке, и в политике появилось много та-
лантливых, ярких женщин. Тем не менее нам предстоит
еще долгий путь к реальному равенству с мужчинами.
pg_0010
13
– Скажите, Валентина Ивановна, о чем Вы мечта-
ли в юности, какие строили планы.
– Мои детство и юность были самыми обычными
для всего послевоенного поколения. Ни о какой карье-
ре я, конечно же, не мечтала. Училась в самой обычной
школе, училась всегда на «отлично», во всем старалась
быть первой. Очень много читала, обожала театр, лю-
била спорт, занималась танцами. Сколько себя помню,
всегда была заводилой, таким неформальным лиде-
ром среди сверстников, уже тогда мне нравилось быть
в гуще людей, событий.
Я хотела стать фармацевтом, мечтала создавать новые
лекарства, которые лечили бы все болезни. Поэтому по-
сле школы окончила с красным дипломом фармацевтиче-
ское отделение медицинского училища, а потом поступи-
ла в Ленинградский химико-фармацевтический институт.
Много занималась научной работой, мечтала об аспиран-
туре, но жизнь распорядилась иначе – сразу после сту-
денческой скамьи я оказалась на руководящей работе.
– Валентина Ивановна, Вы всегда были очень
привлекательной и элегантной женщиной, но в по-
следнее время, и этого нельзя не отметить, заметно
похорошели и как-то еще более преобразились. Об-
щественное мнение это сязывает с намечающимся
улучшением дел в социальной сфере, что благопри-
ятно сказывается на Вашем настроении. Так ли это
на самом деле или есть какая-то другая причина.
– Позитивные результаты работы приносят удовле-
творение любому человеку, создают положительный на-
строй, хорошее настроение. Конечно, проблем в соци-
альной сфере еще много, но, по-моему, напряжение в
обществе спало. Наступила относительная стабильность.
Это почувствовали люди, у которых появилось больше
доверия к власти. Все это дает энергию, оптимизм, жела-
ние сделать больше. Ну и кроме того, за годы работы у
меня уже выработалась привычка не забывать о своей
внешности, потому что нельзя расслабляться, когда ты
все время на виду. Поддерживать и форму, и настроение
очень помогает спорт. Раз в неделю стараюсь обязатель-
но найти время и позаниматься в тренажерном зале, по-
плавать в бассейне, расслабиться в сауне. Каждое утро,
даже если нахожусь в командировке, обязательно делаю
зарядку, редко, но все же выбираюсь поиграть в теннис.
– Исполнения каких желаний и целей Вы лично
ждете от 2003 года и что бы Вы хотели пожелать
читателям нашего журнала и всем россиянам
в Новом году.
– Вы знаете, я думаю, что надежды и пожелания на-
кануне этого светлого праздника у всех примерно оди-
наковы, независимо от того, политик ты или банкир, сту-
дент или домохозяйка. Всем людям хочется, чтобы на-
ступающий год был лучше, чем прежний, чтобы был здо-
ров сам, здоровы родные и близкие, чтобы сбывались
надежды, чтоб было побольше радостей и поменьше не-
приятностей. Пусть для всех читателей журнала «При-
знание» новый год будет удачным и благополучным.
Лыжня России,
г. Яхрома,
2002 г.
После вручения
высшей
общественной
награды
Золотого
Почетного
знака
«Общественное
признание»