ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
70
На обсуждение участников конференции были вынесены
вопросы взаимодействия государства с религиозными объе-
динениями в сфере духовно-нравственного, правового и па-
триотического воспитания и образования, изучения духов-
ной культуры и этики в светской школе и теологического об-
разования в высших учебных заведениях. Крайне заинтере-
совано обсуждались меры по предотвращению проявлений
религиозного экстремизма и межрелигиозных конфликтов,
в числе которых воспитание терпимости и уважение к пред-
ставителям наций и народов, имеющих различное вероиспо-
ведание. По общему мнению выступивших на конференции,
религиозное образование может осуществляться при обяза-
тельном учете свободного волеизъявления детей, их родите-
лей и не противоречит светскому характеру российской сис-
темы образования. Кроме того, была отмечена необходи-
мость государственной поддержки религиозного образова-
ния, совершенствования законодательной базы для партнер-
ства государства и религиозных объединений в сфере обра-
зования и воспитания. Была отмечена насущная необходи-
мость совместного решения проблем детской беспризорнос-
ти, борьбы с распространением наркотиков, пропаганды на-
силия и жестокости, сексуальной эксплуатации детей.
В частности, открывший форум полномочный представи-
тель Президента России в Центральном федеральном округе,
член Президиума Независимой организации «Гражданское
общество», сопредседатель конференции Георгий Полтавчен-
ко отметил, что духовная составляющая – это основа нашего
общества, наша страна только благодаря этому стала по-на-
стоящему великой державой. За последние годы роль религии
в сознании россиян чрезвычайно выросла и укрепилась. Од-
нако наряду с увеличением роли религии в обществе мы до
сих пор имеем большую мировоззренческую неопределен-
ность, что, в свою очередь, ведет к углублению таких серьез-
нейших проблем, как безнадзорность, распространение пор-
нографии, расширение пропаганды насилия и так далее. Без-
духовность и безнравственность – вот основа этих проблем, и
их решение – совместная задача государства и религиозных
организаций. Только лишь экономическими и силовыми ры-
чагами не построишь цивилизованное государство, необхо-
димо развивать институты гражданского общества и, в част-
ности, необходимо поддерживать и укреплять религиозные
организации. Нужно выделять больше времени на занятиях в
школах духовно-нравственному и патриотическому образо-
ванию, и подавляющая часть населения поддерживает эту
идею, что совершенно не противоречит принципу светского
общества. Еще одной важной задачей взаимодействия госу-
дарственных и религиозных институтов является усиление
Духовные
ценности –
основа
наш
его
общ
ества
В Москве и Сергиевом Посаде
прошла научно-практическая
конференция «Взаимодействие
государства и религиозных объ-
единений в сфере образования».
Ее организаторами выступили
полномочные представители
Президента России в Централь-
ном, Приволжском и Южном фе-
деральных округах Георгий
Полтавченко, Сергей Кириенко и
Виктор Казанцев, Министерство
образования Российской Феде-
рации, Комитет по делам обще-
ственных объединений и религи-
озных организаций Государст-
венной думы Российской Феде-
рации и Межрелигиозный совет
России. В работе конференции
приняли участие представители
практически всех традиционных
религий России, а также руково-
дители и представители многих
авторитетных общественных ор-
ганизаций и СМИ, в том числе
председатель Независимой орга-
низации «Гражданское общест-
во» и Национального фонда «Об-
щественное признание» Сергей
Абакумов и спецкорреспондент
журнала «Признание».
pg_0002
блемы и выработать по ним конкрет-
ные предложения и рекомендации.
В частности, он отметил, что стратеги-
ческие цели деятельности Российского
государства и Русской православной
церкви (как, впрочем, и других тради-
ционных для нашей страны конфессий)
в сфере образования, направленные на
духовно-нравственное просвещение
населения, развитие институтов гражданского общества и ук-
репления российской государственности, полностью совпада-
ют. Взаимодействие религиозных организаций и государства
в сфере образования должно включать совместное решение
задач духовно-нравственного воспитания молодежи; подго-
товку специалистов в сфере изучения религии и религиозной
культуры в образовательных учреждениях разных типов
и профессионального религиозного образования; участие
в широком спектре социально значимых проектов, особенно
ориентированных на детей, подростков и молодежи, парт-
нерство органов государственной власти и религиозных орга-
низаций в преодолении детской безнадзорности и распрост-
ранении наркотиков, защите детей от пропаганды насилия и
жестокости. Кроме того, митрополит подчеркнул, что продол-
жают оставаться актуальными вопросы поддержания меж-
конфессионального диалога, предупреждение проявлений
религиозного экстремизма, обеспечение интересов нацио-
нальной безопасности в духовной сфере жизни российского
общества. В связи с этим важными задачами взаимодействия
71
мер по противодействию экстремизму. В России никогда не было
и нет межрелигиозных противоречий. Россия всегда была стра-
ной, где уважали другие народы и другие религии. Важно и то,
что представители различных конфессий взаимодействуют друг с
другом, нередко выступают посредниками в решении различных
проблем в обществе. В независимости от убеждений, националь-
ности и вероисповедания все мы, в конечном счете, работаем
на одну цель – процветание России и благополучие ее граждан.
Своего коллегу поддержал полномочный представитель
Президента России в Приволжском федеральном округе, вто-
рой сопредседатель конференции Сергей Кириенко, высту-
пивший на форуме с докладом, суть которого заключалась в
следующем. Россия не отказывается от светского характера го-
сударства. Но необходимо определиться с понятием «светское
государство». Есть, например, такая точка зрения, что светское
государство – это государство, где открыто пропагандируется
атеизм, другой подход – это государство, безразличное к ми-
ровоззрениям, которые существуют в обществе. По мнению
Сергея Владиленовича, светское государство – это государст-
во, равноприближенное ко всем основным конфессиям и ре-
лигиям. Проблемы духовной безопасности – это первоочеред-
ной вопрос для государства и религиозных институтов. К со-
жалению, у большинства россиян атеистические основы зало-
жены подспудно, сказывается более чем 70-летнее наследие
Советского Союза. Наши учебные курсы продолжают пропове-
довать основы атеистического мировоззрения. И поэтому необ-
ходимо обратить внимание в первую очередь на образование.
Образование – это не только деньги, это зона совместной ответ-
ственности государства и общества, его институтов, в том числе
и религиозных. Необходимо расширять светское религиозное
образование, то есть расширять религиозную просветительскую
и воспитательную деятельность в средних и высших учебных за-
ведениях. Наличие, например, теологических факультетов и ка-
федр в светских вузах – это очень важно и нужно, поскольку
очевидно, что необходимо повышать в этой области уровень
компетентности общества. С другой стороны, для государства не
менее важно взаимодействовать с религиозными организация-
ми и в области конфессионального образования, то есть в обла-
сти подготовки священнослужителей. Ведь проблема того, что,
например, основные центры подготовки кадров в исламе, од-
ной из основных российских религий, находятся за пределами
нашей страны, не может не волновать государство. В связи
с этим нужно принять государственный стандарт и для конфес-
сионального образования. И не стоит забывать, что уникальное
богатство России – это наличие множества людей с разной ре-
лигиозной и национальной принадлежностью и многовековой
опыт их добрососедских отношений.
Выступивший на конференции председатель Отдела внеш-
них церковных связей Московского Патриархата митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл поблагодарил орга-
низаторов и участников форума за возможность обсудить
столь серьезные и актуальные для всего нашего общества про-
Президиум
конференции
«Взаимодействие
государства
и религиозных
объединений
в сфере
образования»
pg_0003
ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ
государства и религиозных организаций, в том числе и Русской
православной церкви, является выработка мер раннего преду-
преждения межрелигиозных конфликтов, воспитание терпимо-
сти и уважения к представителям различных вероисповеданий.
11 октября конференция продолжила свою работу в Сер-
гиевом Посаде, в Троице-Сергиевой Лавре, где состоялась
встреча членов Президиума конференции с профессорско-
преподавательским составом и студентами Московских ду-
ховных академий и семинарий. По итогам работы форума
участниками конференции были выработаны и приняты сле-
дующие рекомендации.
Российская система образования имеет объективные воз-
можности максимально способствовать реализации прав
граждан на получение образования в соответствии с ценностя-
ми своей национальной культуры, в том числе традиционной
религии, в полном соответствии с требованиями действующе-
го законодательства, с учетом интересов религиозных органи-
заций. Обеспечить необходимые условия развития религиоз-
ного образования могут образовательные структуры религи-
озных конфессий совместно с государством. Министерству
образования Российской Федерации необходимо оказывать
поддержку негосударственным образовательным програм-
мам и проектам, служа-
щим укреплению тради-
ционной духовной куль-
туры народов России.
В целях повышения ка-
чества подготовки кадров
священнослужителей про-
сить религиозные органи-
зации разработать и внед-
рить в практику религиоз-
ного духовного (профес-
сионального) образова-
ния внутренние конфесси-
ональные образователь-
ные стандарты, систему
аттестации научных и педагогических кадров, получить госу-
дарственную регистрацию и лицензирование духовных учебных
заведений профессионального религиозного образования.
Министерству образования Российской Федерации рассмо-
треть вопрос о возможности сертификации духовных учебных
заведений (профессионального религиозного образования)
с выделением в их образовательной программе светского ком-
понента и выдачи ими дипломов государственного образца.
Рассмотреть вопрос о внесении в «Перечень специальнос-
тей научных работников» специальности «Теология» и откры-
тии в Высшей аттестационной комиссии Российской Федера-
ции соответствующего специализированного Совета.
Одним из путей повышения духовно-нравственного потен-
циала обучения и воспитания в светской школе является раз-
витие этнокультурного компонента общего образования, на-
правленного на приобщение учащихся к ценностям нацио-
нальной культуры, в том числе к ценностям традиционной ре-
лигии (этноконфессиональное образование и духовно-нрав-
ственное воспитание). Органам управления образования
субъектов Российской Федерации рекомендуется использо-
вать опыт Республики Марий Эл и Москвы по развитию этно-
культурного компонента в системе общего образования.
На данном этапе необходимо совершенствование законо-
дательной базы для широкого партнерства государства и рели-
гиозных организаций в сфере образования. При доработке
и подготовке нормативно-правовых актов важно учитывать по-
зицию религиозных организаций, их законные интересы, а так-
же привлекать представителей религиозных организаций
к участию в разработке нормативно-правовых актов.
Рекомендовать государственным органам управления об-
разования в субъектах Российской Федерации включать в ре-
гиональный компонент образования учебные предметы и кур-
сы, направленные на приобщение школьников к общезначи-
мым ценностям традиционной религиозной культуры народов
России. Одновременно необходимо совершенствовать регио-
нальное законодательство в целях максимального использова-
ния возможностей традиционных конфессий в развитии ду-
ховного потенциала светской школы, ее образовательных,
в том числе воспитательных, возможностей.
В настоящее время продолжает развиваться процесс депо-
пуляции населения России, сформировалась кризисная демо-
графическая ситуация. В этих условиях социальное партнерст-
во государства и традиционных религиозных организаций на-
родов России имеет важное значение. Участники конференции
рекомендуют министерствам образования и культуры, соот-
ветствующим органам управления субъектов Российской Фе-
дерации спланировать и осуществить конкретные меры, на-
правленные на воспитание у детей и молодежи уважительного
отношения к институту семьи, ориентации на создание в буду-
щем устойчивой многодетной семьи, традиционные духовно-
нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений.
Материал подготовил Леонид ВОЛЧАНИНОВ
Митрополит
Кирилл
С. Кириенко
Г. Полтавченко
Перед
началом
конференции
pg_0004
Метро «Китай-город», Славянская площадь, Лубянский проезд, дом 27.
Телефон: (095) 921 5960
САЛОН КРАСОТЫ