ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
14
– Виктор Алексеевич, Вы были избраны сопред-
седателем созданного по итогам прошедшего в кон-
це позапрошлого года Гражданского форума Обще-
российской общественной организации «Нацио-
нальный гражданский комитет по взаимодействию
с правоохранительными, законодательными и су-
дебными органами». На данный момент Комитет ве-
дет довольно активную работу по налаживанию ме-
ханизмов взаимодействия между властью и общест-
венными институтами. Как Вы считаете, насколько
деятельность подобных организаций может быть
эффективной и полезной как для государства, так
и для общества.
– Безусловно, деятельность и упомянутого вами Ко-
митета и других подобных организаций на сегодняшний
день крайне важна для нашего государства. Эффектив-
ность же работы таких структур можно оценивать только
П
Р
ЕСТИ
Ж
Р
О
Д
И
Н
Ы
»
«ПРЕСТИЖ
АРМ
ИИ –
Виктор ОЗЕРОВ:
pg_0002
15
го года. А участие этой структуры в такой постоянно дей-
ствующей благотворительной акции, как «Мужество и
Милосердие» не просто оправдывает само существова-
ние Комитета, но и подтверждает эффективность его дея-
тельности.
Другими словами, создание такой структуры, как На-
циональный гражданский комитет, – это очень важный
шаг на пути расширения диалога власти и общества в Рос-
сии. И я думаю, что те цели, которые ставит перед собой
данная организация, и постепенная их реализация дадут
хороший результат для построения диалога между влас-
тью и обществом.
– Ваш комитет рассматривает законопроекты, вы-
ступает с законодательными инициативами. Скажи-
те, насколько для Вас принципиально учитывать об-
щественное мнение, может быть, рекомендации ка-
ких-либо общественных организаций.
лишь по конкретным результатам их деятельности. Взять,
к примеру, Национальный гражданский комитет по взаи-
модействию с правоохранительными, законодательными
и судебными органами. То, что в состав этой структуры
входят люди, обладающие в своих областях профессио-
нальной деятельности (как на государственной службе,
так и в сфере общественной) немалым весом – это, несо-
мненно, уже большой плюс, и не только для этой структу-
ры, но и для всего российского общества. Кроме того,
данная организация уже проводит в жизнь всероссийские
общественно значимые инициативы, свидетелями одной
из которых мы были в «Президент-отеле» 20 февраля это-
– Конечно, общественное мнение принципиально и
для нас, и, на мой взгляд, для всех наших силовых струк-
тур. Без объединения усилий власти и общества невоз-
можно решение ни одной проблемы, особенно решения
тех задач, которые ставятся перед силовыми ведомствами
и спецслужбами. Кроме того, на мой взгляд, совершенно
необходим общественный контроль над деятельностью
силовых структур. Общество должно знать, кто и как от
его имени решает важнейшие проблемы безопасности.
– Виктор Алексеевич, Вы неоднократно высказыва-
лись на тему притязаний со стороны Японии на четыре
острова Курильской гряды. Скажите, на Ваш взгляд,
Виктор Алексеевич ОЗЕРОВ
Представитель Законодательной Думы Хабаровского
края в Совете Федерации Федерального Собрания РФ,
председатель Комитета по обороне, безопасности
Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Родился 5 января 1958 г. в Абакане. Окончил Новосибир-
ское высшее военно-политическое училище в 1979 г. и Во-
енно-политическую Академию им. В.И. Ленина в 1989 г.
1979–1982 г. – заместитель командира роты по политиче-
ской части.
1982–1984 гг. – заместитель командира отдельного баталь-
она по политической части в Южной группе войск.
1984–1985 гг. – заместитель командира учебного дивизио-
на по политической части в Прикарпатском военном округе.
1989–1991 гг. – заместитель командира воинской части по
политчасти.
С ноября 1991 г. – председатель Вяземского районного со-
вета (Хабаровский край).
31 марта 1994 г. избран председателем Хабаровской крае-
вой Думы.
В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации второго
созыва. Член Комитета Совета Федерации по вопросам бе-
зопасности и обороны.
18 декабря 1997 г. вновь избран председателем Законода-
тельной Думы Хабаровского края.
15 декабря 2001 г. избран представителем Законодатель-
ной Думы Хабаровского края в Совете Федерации Феде-
рального Собрания РФ. Срок окончания полномочий – де-
кабрь 2005 г. Председатель Комитета по обороне и безо-
пасности. Член Комиссии по регламенту и организации
парламентской деятельности, Комиссии по делам молоде-
жи и спорту.
Имеет сына и дочь.
Рабочая
поездка
в Чеченскую
Республику
С премьер-
министром
Японии
pg_0003
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
16
лам как основному средству обороны, в том числе от ак-
ций международного терроризма.
Что касается России, то теракты, совершаемые на тер-
ритории нашей страны, с течением времени приобретают
все более опасные формы и угрожающие масштабы. Чис-
ло пострадавших исчисляется уже не десяткими, а десят-
ками сотен человек. Сегодня терроризм представляет ре-
альную угрозу национальной безопасности России, ее об-
щественному и государственному устройству. Террористы
все чаще используют профессиональные знания специа-
листов различного профиля. Для борьбы со всем этим,
кроме уже имеющихся средств, на мой взгляд, необходи-
мо создать национальную систему борьбы с террориз-
мом. По моему глубокому убеждению, решение этой про-
блемы невозможно без объединения усилий органов го-
сударственной власти, организаций и широкой общест-
венности в разработке и реализации комплекса мер поли-
тического, правового, экономического характера.
Безусловно, что в первоначальном порядке должна
быть выработана стратегия деятельности по приоритет-
ным направлениям и конкретные меры, обеспечивающие
бескомпромиссную борьбу с различными формами тер-
роризма. Решению проблем, связанных с предупрежде-
нием, выявлением и пресечением терактов, могли бы
способствовать такие меры, как развитие правовой базы
по борьбе с терроризмом, учитывающей современную
ситуацию, и интеграция ее в международную правовую
базу; проведение скоординированной политики, обеспе-
чивающей своевременное выявление, устранение и ней-
трализацию факторов, способствующих зарождению и
распространению терроризма; кроме того, необходимо
совершенствовать систему оперативного обмена ин-
формацией о террористических организациях, укре-
пить структуры, участвующие в антитеррористической
деятельности, и предоставить им соответствующие
В целом же, сдвиги в позиции России по этой острей-
шей в наших межгосударственных отношениях проблеме
за последние 10 лет были существенными. Наша страна
перестала безоговорочно называть острова российскими.
Был официально признан территориальный спор, ослаб-
лено российское военное присутствие на островах, сами
же острова были открыты для японских инвестиций и
многостороннего сотрудничества.
В свою очередь японская позиция эволюционировала
в сторону сближения позиций и совместных действий в
мире без тесного увязывания их с территориальным спо-
ром. В правительстве и правящей партии Японии наме-
тился раскол, причем не только по проблеме погранично-
го размежевания, но в целом по вопросу об отношениях с
Россией. Одна группа (ее можно условно назвать, как
«традиционалисты») отстаивает прежний жесткий и бес-
компромиссный подход, другая («модернисты») полага-
ет, что в изменившемся мире отношения с Россией приоб-
рели самостоятельную ценность и не должны страдать из-
за возможности полного удовлетворения японских терри-
ториальных требований.
– Виктор Алексеевич, на протяжении уже не одно-
го года во всем мире остро стоит вопрос о проблеме
международного терроризма. Скажите, пожалуйста,
какими должны быть меры противодействия этому
явлению, и каково, на Ваш взгляд, место России в
процессе борьбы с этим международным злом.
– Об угрозе международного терроризма и необходи-
мости борьбы с ним сказано уже очень много. Я же хотел бы
отметить такой довольно важный нюанс как то, что в дейст-
виях международного терроризма наряду с совершением
циничных преступлений против мирных граждан все боль-
ше проявляется курс на установление контроля над террито-
риями с богатейшими запасами энергоносителей, ценней-
шими и уникальными видами полезных ископаемых, а так-
же на осуществление настойчивых попыток оказания влия-
ния на происходящие политические процессы в различных
государствах мира. И это очень опасные тенденции.
Бесспорной также является идея о том, что борьба с
международным терроризмом – это не монополия спец-
служб и правоохранительных органов. Это забота всего
гражданского общества, всех органов государственной
власти и управления. И вот как раз здесь весьма важно су-
ществование таких структур, как Национальный граждан-
ский комитет, деятельность которых связана с обеспече-
нием взаимодействия общества и власти. Особое место в
этой системе должно быть определено Вооруженным си-
может быть все-таки стоит найти приемлемые для
обеих сторон условия и передать эти острова японцам.
– Я уверен, что, конечно же, приемлемые для обеих сто-
рон пути решения этого сложнейшего вопроса искать необ-
ходимо. Вопрос лишь в том, что считать приемлемым реше-
нием для нашей страны. Позиция России заключается в том,
что необходимо всячески стремиться к улучшению отноше-
ний с Японией, пусть даже не всегда экономически или по-
литически мотивированных. Затем, акцентируя внимание на
проблеме отсутствия мирного договора с Японией, при лю-
бых соглашениях нам никак нельзя идти далее уступки двух
островов, и то при совершенно определенных условиях.
На заседании
Президиума НГК,
Независимой
организации
«Гражданское
общество»
и Национального
фонда
«Общественное
признание»
pg_0004
17
Уже приняты и вступили в силу основополагающие
федеральные законы по вопросам военного строительст-
ва, в том числе обороны, военного и чрезвычайного поло-
жения, воинской обязанности и военной службы, соци-
альной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с
военной службы, и членов их семей, мобилизации и мо-
билизационной подготовки, международного военно-
технического сотрудничества и другие. Однако, к большо-
му сожалению, до настоящего времени мы так и не научи-
лись аккумулировать опыт силовых ведомств, парламен-
та, субъектов РФ, в целом российского общества в облас-
ти военного строительства и военной реформы.
С расширением задач и функций военной системы го-
сударства спектр направлений правового обеспечения со-
временного этапа военного строительства закономерно
расширяется. Одним из важнейших компонентов системы
законодательного обеспечения военного строительства
является совершенствование нормативной правовой ос-
новы прохождения военной службы по призыву, расши-
рения его ресурсной базы и обеспечения возможности со-
кращения сроков военной службы. В данном контексте за-
конодателям предстоит внести изменения в нормативные
правовые акты, регламентирующие подготовку граждан к
военной службе, особенно в части, касающейся получе-
ния начальных знаний в области обороны и безопаснос-
ти, в т.ч. в образовательных учреждениях.
полномочия, необходимо проводить моделирование
возможных сценариев развития ситуаций. Перечень всех
этих мер, конечно же, можно продолжить. Они носят не
только общегосударственный характер, но имеют огром-
ное значение и с точки зрения объединения усилий ми-
ровой общественности в борьбе с этим злом.
Совершенно очевидно, что для успешной борьбы с
международным терроризмом национального законода-
тельства недостаточно, необходимы некие единые подхо-
ды и нормативно-правовые документы межгосударствен-
ного уровня. И здесь очень важно, чтобы в борьбе с тер-
роризмом не возникало двойных стандартов. Позиция
России заключается в том, что в противодействии между-
народному терроризму и связанным с ним угрозам безо-
пасности ведущую и координирующую роль должны иг-
рать ООН и ее Совет Безопасности, и эффективность
предпринимаемых мер напрямую зависит от коллектив-
ных усилий государств – участников ООН.
В свою очередь, для решения вышеперечисленных
проблем при нашем комитете был создан специальный
Экспертный совет. И я надеюсь, что его работа и его экс-
пертные оценки будут способствовать достижению по-
ставленных перед советом целей.
– Виктор Алексеевич, что Вы думаете о ходе воен-
ной реформы и военного строительства. По-моему,
очень много на эту тему говорится и значительно
меньше делается.
– Понимаете, вопрос военной реформы в современ-
ной России – это, прежде всего, вопрос военного строи-
тельства. Мы должны понять, какая армия и для чего нам
нужна, какие задачи перед ней ставятся.
Чтобы осуществлять выверенную политику военного
строительства, в первую очередь необходимо выработать
ясный алгоритм действий. И, на мой взгляд, этот алгоритм
должен иметь строгий вектор направленности и включать в
себя такие сегменты, как мониторинг военных угроз Рос-
сийской Федерации, определения уровня и степени ответ-
ных действий на угрозы, всесторонний план военного стро-
ительства, который имел бы четкое правовое обеспечение.
Проблемы совершенствования правовых основ воен-
ного строительства всегда были и остаются в центре вни-
мания Комитета Совета Федерации по обороне и безо-
пасности. Более 70 процентов рассмотренных Комитетом
и в дальнейшем одобренных Советом Федерации зако-
нов касаются проблем военного строительства.
На Втором
Международном
Форуме-
выставке
«Бывшим
военнослужащим,
сотрудникам
правоохранитель-
ных органов –
социальную
поддержку»
pg_0005
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ЛИДЕРЫ
18
взгляд, центр социальной политики по отношению к воинам
армии и флота необходимо перенести из столицы в воен-
ные городки и гарнизоны. В этой связи Федеральному Со-
бранию предстоит серьезная работа по обсуждению и при-
нятию законов, регламентирующих «социальный пакет» во-
еннослужащих. Результатом этой работы должны быть не
популистские и поспешные решения, ломающие судьбы ты-
сяч российских граждан, а законодательное закрепление
реальных социальных гарантий военнослужащим и членам
их семей. Жизненно необходимо, чтобы Федеральное Со-
брание четко обозначило и законодательно реализовало
приоритетное отношение государства к «человеку в пого-
нах» и в целом к Вооруженным силам как социально значи-
мому институту укрепления государственных основ России.
Проблем здесь более чем достаточно. К примеру, про-
цесс реализации программы обеспечения жильем военно-
служащих свидетельствует о необходимости изменения ее
концепции и конкретных механизмов реализации, поиска
новых подходов к разрешению жилищной проблемы в ус-
ловиях проводимых в стране социально-экономических
преобразований. В настоящее время подготовлены и со-
гласовываются с федеральными орга-
нами исполнительной власти проекты
концепции федерального закона о пе-
реходе к накопительной системе
обеспечения жильем военнослужа-
щих. Новая система потребует приня-
тия других нормативных правовых ак-
тов, которые установят организацион-
ные, правовые и финансовые основы
ее функционирования. Основной це-
лью перехода к такой системе являет-
ся своевременное обеспечение жиль-
ем для постоянного проживания во-
еннослужащих.
– Важнейшая составляющая на-
циональной безопасности страны и
консолидации российского общества
– это патриотическое воспитание мо-
лодежи. Я знаю, что Вы вплотную за-
нимаетесь этой проблемой. Не ка-
жется ли Вам, что сегодня российская
о необходимости правового регули-
рования военной службы женщин.
Соответствующие законодательные
акты по данным вопросам уже прора-
батываются.
Объективно нуждается в совер-
шенствовании нормативная правовая
база системы военного образования.
Среди перспективных задач законода-
телей – регулирование вопросов воен-
ной подготовки студентов вузов, обу-
чающихся на платной основе, введе-
ния новой формы контракта со студен-
тами гражданских вузов на обучение
по программам офицеров запаса на
военных кафедрах и 5 лет обязатель-
ной военной службы по контракту.
Приоритетом государственной по-
литики в области обороны и безопас-
ности является правовое обеспечение
высокого престижа службы в Воору-
женных силах и социального статуса
военнослужащих, обеспечивающего
качественное выполнение возложен-
ных на них обязанностей. На наш
Предметом особой заботы законодателей должна
стать объективно необходимая правовая регламентация
сокращения категорий граждан, пользующихся отсрочка-
ми от призыва на военную службу. Решение данной зада-
чи позволит улучшить укомплектованность войск, расши-
рить базу призыва и мобилизационных ресурсов страны,
а также создаст благоприятные условия для сокращения
срока военной службы по призыву.
В связи утверждением нового принципа комплектова-
ния Вооруженных сил, прохождением военной службы по
контракту целесообразно внести ряд изменений в сущест-
вующее законодательство. Ждут конкретизации положе-
ния Жилищного кодекса в отношении обеспечения жиль-
ем военнослужащих. Не первый день на повестке дня –
социальные гарантии военнослужащим при поступлении
в гражданские образовательные учреждения. Здесь воен-
нослужащие, проходящие военную службу по контракту,
вправе ожидать преимущества перед «обычным студен-
том» – иметь право на внеконкурсное поступление в вузы,
бесплатное обучение, первоочередное прохождение под-
готовки и повышение квалификации. Не следует забывать
На встрече
с ветеранами
pg_0006
19
молодежь совершенно непатриотична и что необхо-
димо предпринять, чтобы исправить положение.
– Да, действительно, сегодня, к большому сожале-
нию, в общественном сознании получили широкое рас-
пространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, не-
мотивированная агрессивность, неуважительное отноше-
ние к государству и социальным институтам. Появляется
устойчивая тенденция падения престижа военной и госу-
дарственной службы. Эти выводы, сделанные в государ-
ственной программе «Патриотическое воспитание граж-
дан Российской Федерации на 2001–2005 годы», еще и
еще раз подтверждают необходимость решения на уров-
не острейших проблем системы воспитания патриотизма
как главного источника крепости духа.
Однако идея патриотизма всегда занимала особое ме-
сто не только в духовной жизни российского общества, но
и в таких важнейших сферах его деятельности, какими яв-
ляются идеология, политика, культура, экономика и за-
щита отечества.
В феврале 2001 г. Правительство России утвердило
уже упомянутую мной государственную программу «Пат-
риотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2001–2005 годы», которая предполагает развитие пат-
риотического воспитания граждан РФ на основе форми-
рования патриотических чувств, а также обеспечение ре-
шения задач по консолидации общества. Координацию
деятельности по реализации программы осуществляет
правительственная комиссия по социальным вопросам
военнослужащих, граждан уволенных с военной службы
и членов их семей. Главными исполнителями мероприя-
тий программы являются Минобразования РФ, Минкуль-
туры РФ, Минобороны РФ и Российский государственный
военный историко-культурный центр при Правительстве
РФ. Ориентировочный общий объем финансирования
программы составляет 177,95 млн рублей.
События последних десяти лет наглядно показали, что
к проблеме патриотической идеи нельзя подходить с по-
зиции пропагандистских лозунгов. Нужно категорично от-
казаться от привычных стереотипов или однозначности
при освещении сущности патриотизма. При всем много-
образии и неоднозначности различных оценок эта
проблема требует в первую очередь изучения с точки зре-
ния исторических традиций, преемственности.
Сегодня необходимо учитывать это, так как в россий-
ском обществе порой явно, а иногда и скрыто сквозит
пренебрежение к патриотическим побуждениям, велени-
ям долга защиты Отечества. Некоторые деятели считают
это как явление отжившее, древнее, которое может быть
пригодно только как использование в качестве традици-
онных бутафорий и декораций.
– Виктор Алексеевич, за последние годы в области
обеспечения национальной безопасности накопи-
лось множество неразрешенных проблем, скажите,
что это за проблемы и каковы, на Ваш взгляд, пути
решения проблем законодательного обеспечения
национальной безопасности России.
– Действительно, за последние годы накопилось мно-
жество проблем в области обеспечения национальной
безопасности нашей страны. Особенно я хотел бы выде-
лить наиболее острые на сегодняшний день.
Во-первых, это несовершенство системы националь-
ной безопасности в вопросах теоретического обоснова-
ния и формализации. К примеру, формулировка самого
термина «национальная безопасность» не имеет четкого
определения и требует значительного уточнения. Так, в
Законе РФ «О безопасности», принятом в 1992 г., термин
«национальная безопасность» трактуется, как «состояние
защищенности жизненно важных интересов личности,
общества, государства от внутренних и внешних угроз».
Однако многим специалистам эта сугубо юридическая
формулировка не ясна. Для обеспечения широкого по-
нимания термина необходимо учесть направления
и средства практического обеспечения национальной
безопасности.
Следующей проблемой является то, что силовые
структуры, которые несут основной груз ответственности
за обеспечение национальной безопасности Российской
Федерации, продолжают оставаться «заложниками» не-
совершенного законодательно-правового обеспечения
своей деятельности. Поэтому назрела объективная по-
требность в разработке нового закона «О Вооруженных
силах», в котором должна быть четко определена единая
структура военной организации, ее функции и средства.
Следствием несовершенства законодательно-правовой
базы, определяющей деятельность силовых структур, яв-
ляется тот факт, что проводимая сегодня военная рефор-
ма реализуется иногда популистскими методами. В зако-
не должны быть разработаны принципы создания воин-
ских формирований, предназначенных для решения ан-
титеррористических задач. В нем должны содержаться
положения, регламентирующие участие войск в операци-
ях на территории России и в борьбе с международным
терроризмом. Кроме того, следовало бы определить пра-
вомочность применения группировок Вооруженных сил;
право Президента страны на применение войск и органов
для ликвидации вооруженных конфликтов на территории
Российской Федерации; роль СМИ в информационном
обеспечении антитеррористических операций и др.
Остро нуждается в совершенствовании Закон «Об обо-
роне». В нем, прежде всего, следовало бы уточнить уп-
равляющие и координирующие функции различных орга-
низационных структур в оперативном управлении Воору-
женными силами. С учетом проведения антитеррористи-
ческих операций требуется внести изменения и в Закон
«О чрезвычайном положении».
Анализ современных тенденций в обеспечении нацио-
нальной безопасности показывает, что военная составляю-
щая сегодня становится в большей степени сдерживающим
фактором, поэтому проблемы национальной безопасности
требуют особого законодательного сопровождения.
– Скажите, какова Ваша оценка недавних измене-
ний в силовом блоке правительства, я имею в виду уп-
разднение ФАПСИ, ФСНП, функции которой перешли
МВД, укрупнения ФСБ за счет части ФАПСИ и ФПС, со-
здание Госкомитета по контролю за оборотом нарко-
тических и психотропных веществ и, наконец, Госко-
митета по государственному оборонному заказу.
– На протяжении уже не одного года многие совер-
шенно справедливо обращали внимание на то, что необ-
ходимо избавиться от дублирования в работе спецслужб.
И то, что это наконец произошло – очень позитивный мо-
мент. Слишком много ведомств занимались одним и тем
же и при этом без особых успехов.
То, что создан самостоятельный федеральный орган –
Госкомитет по контролю за наркотиками, – также весьма
важный и позитивный фактор, поскольку, как мы знаем,
основным источником финансирования международного
терроризма является именно наркобизнес, и этой пробле-
мой сегодня необходимо заниматься гораздо серьезнее.
Что касается создания Госкомитета по государственно-
му оборонному заказу, то и об этом также неоднократно
говорилось, в том числе и на заседаниях Правительства и
Совета безопасности. Государственный заказчик по обыч-
ным вооружениям должен быть один, решение это – взве-
шенное и поддержанное всеми силовыми структурами.
Беседовал Леонид ВОЛЧАНИНОВ