31
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
– Одним из наиболее значимых
событий ушедшего 2002-го года
можно считать Всероссийскую пе-
репись населения. Владимир Юрье-
вич, Вы являлись одним из основ-
ных организаторов и координато-
ров этой беспрецедентной в новей-
шей российской истории акции.
Скажите, сейчас, по прошествии оп-
ределенного времени, необходи-
мого для всестороннего анализа
полученных данных, насколько ре-
альными и объективными кажутся
Вам ее результаты, ведь, насколько
я понимаю, не все граждане России
по субъективным или объективным
причинам сумели принять участие в
переписи.
– Действительно, состоявшаяся пе-
репись являлась и является не только
важнейшим событием ушедшего года,
но и, я думаю, ближайшего десятиле-
тия, до следующей переписи. Она про-
водилась впервые в новых историчес-
ких условиях и в новом государстве.
Разница между РСФСР, как республи-
кой в составе Союза, и Российской Фе-
дерацией, как независимым и суверен-
ным государством, очень большая. По-
этому, действительно, перепись –
очень важное событие, так как дает воз-
можность нам осмыслить себя гражда-
нами одной родины, одного государст-
ва. Она вооружит науку, ученых и прак-
тиков на будущие годы для анализа,
прогнозирования экономического
Владимир ЗОРИН:
Д
ЕРЖ
А
ВА
.
Д
О
СТО
И
Н
СТВО
.
Д
О
СТА
ТО
К
»
«
pg_0002
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Владимир Юрьевич ЗОРИН
Родился 9 апреля 1948 г. в г. Винни-
це Украинской ССР.
После окончания в 1970 г. Ташкент-
ского института народного хозяйст-
ва преподавал экономику на кафе-
дре планирования народного хо-
зяйства.
Работал в комсомольских, пар-
тийных, советских органах Уз-
бекской ССР, был вторым секре-
тарем Каракалпакского обкома
партии.
В 1986–1993 гг. избирался народ-
ным депутатом Верховного Совета
Узбекской ССР, являлся членом ко-
митетов по бюджету и финансам,
по правам человека. В 1991 г. окон-
чил Академию общественных наук
при ЦК КПСС.
С 1991 г. – заместитель постоянно-
го представителя Узбекистана в
Москве.
В 1991–1993 гг. являлся координа-
тором по связям со странами СНГ
исполкома Международного дви-
жения демократических реформ.
С 1993 г. работал экспертом, кон-
сультантом по вопросам финансов,
региональной политики и инвести-
ций в коммерческих структурах в
Москве, преподавал историю в
школе.
В 1995–1996 гг. – заместитель, за-
тем первый заместитель руково-
дителя территориального управ-
ления федеральных органов ис-
полнительной власти в Чеченской
Республике (г. Грозный).
На выборах в 1995 г. избран депу-
татом Государственной думы Фе-
дерального Собрания Российской
Федерации.
развития, распределения финансов,
ресурсов и определения приоритетов.
И несмотря на то, что некоторые поли-
тические силы пытались использовать
перепись в своих целях, можно с уве-
ренностью сказать, что им это не уда-
лось. Перепись прошла в основном как
общегражданское мероприятие, как
способ выражения своей общеграж-
данской позиции. И я в целом удовле-
творен ее итогами. Если говорить об
объективности полученных данных, то
они мне видятся вполне реальными, по
крайней мере, таковыми они должны
быть с учетом тех сил и средств, кото-
рые были затрачены на ее проведение.
Что же касается учета тех лиц, которые
по тем или иным причинам не были ох-
вачены мероприятиями переписи, то у
Госкомстата России есть и применяют-
ся специальные научно-обоснованные
методики, позволяющие вносить соот-
ветствующие поправки и коррективы
при подготовке итоговых документов.
Не буду вдаваться в технические по-
дробности, но в ходе переписи Госком-
статом России проводились контроль-
ные мероприятия, позволявшие обес-
печивать полноту учета населения.
Даже если человек принял решение от-
казаться от предоставления сведений о
себе и не идет на сотрудничество с пе-
реписчиками, как житель нашей стра-
ны он все равно будет учтен, однако
без развернутых данных о нем, кото-
рые предполагалось узнать при обра-
ботке информации, полученной из пе-
реписного листа.
Перед началом переписи мой офис
был завален письмами о необходимо-
сти учреждения новых народов, таких
как волжские булгары, печенеги и т.д.
Но жизнь показывает, что народы ут-
верждать нельзя ни правительством,
ни кем-то другим – это продукт истори-
ческого развития, только господь Бог
и история могут создавать новые наро-
ды. В данном случае перепись послужи-
ла инструментом выявления таких эт-
нических групп, что тоже немаловажно.
Сейчас с уверенностью можно ска-
зать, что численность населения стра-
ны точно изменилась, изменилась
и ведущая десятка народов. Это связа-
но и с миграционными процессами
(к примеру, немцы мигрировали в Гер-
манию, евреи в Израиль и т.д., их чис-
ленность уменьшится, но увеличится
С Президентом
Российской
Федерации
В. В. Путиным
и губернатором
Оренбургской
области
А. А. Черныше-
вым
Фестиваль
культур народов
Северного
Кавказа.
Элиста. 2002 г.
pg_0003
33
С 1996 по 1999 гг. – председатель
Комитета Государственной думы по
делам национальностей, член Госу-
дарственной Комиссии Российской
Федерации по урегулированию
кризиса в Чеченской республике и
по проблемам Северного Кавказа,
был одним из руководителей пере-
говорного процесса в г.Назрани.
Являясь членом межпарламентской
ассамблеи ОБСЕ, участвовал в каче-
стве наблюдателя на парламентских
выборах в Боснии и Герцеговине, в
Албании, принимал участие в изуче-
нии кризисной ситуации в Югосла-
вии (октябрь 1998 г.).
Избирался заместителем руководи-
теля исполкома ВОПД «НДР», чле-
ном президиума политсовета пар-
тии «Единство».
В 2000–2001 гг. – заместитель Пол-
номочного представителя Прези-
дента Российской Федерации в
Приволжском федеральном округе
(г. Нижний Новгород).
С 6 декабря 2001 г. – министр Рос-
сийской Федерации.
Кандидат исторических наук, член
Международной академии инфор-
матизации при ООН. Является авто-
ром книг «Чечня: кремнистый путь к
миру» (М., 1997 г.), «Дневник не для
себя (1989–1999 гг.)» (М., 1999 г.),
«Российская Федерация: проблемы
формирования этно-культурной по-
литики» (М., 2002 г.), соавтором книг
«Национальная политика России: ис-
тория и современность» (М., 1997 г.),
«Русский народ в национальной по-
литике. ХХ век» (М., 1998 г.), ответст-
венным редактором монографий
«Национальный вопрос в Государст-
венных думах России» (М., 1999 г.),
«Народы и конфессии Приволжского
федерального округа» (М., 2001 г.).
Женат, имеет дочь и троих сыновей.
численность армян, они, наоборот,
приезжали в Российскую Федерацию).
Уже сейчас при переписи в труднодос-
тупных районах имеются интересные
факты: так, в семье, где отец – эвенк, а
мать – русская и семеро детей, они за-
писали себя так: трое детей русские,
трое эвенки, а один украинец, навер-
ное, чтобы было необидно.
Но главное в переписи, как я уже
говорил, это то, что только она в усло-
виях, когда в паспортах перестали ука-
зывать национальность, может опре-
делить национальный состав страны.
Только она поможет скоординировать
национальную политику государства в
зависимости от национального соста-
ва, уточнить этническое лицо россия-
нина, а потом и всю демографическую,
социально-экономическую политику
государства. Но самое важное, что
можно констатировать, подведя хотя
бы предварительные итоги, это то, что
нас более 145 миллионов – Россия бы-
ла и остается в десятке крупнейших
стран мира по численности населения.
– Чеченская республика была, по-
жалуй, одним из наиболее сложных
и важных районов проведения Все-
российской переписи населения. Тем
не менее руководство республики
доложило в федеральный центр об
ее успешном проведении. Расскажи-
те, в чем заключалась специфика ра-
боты (переписи) в Чечне, насколько
столь неожиданные, если не сенса-
ционные полученные данные отра-
жают реальную демографическую
обстановку в республике, а также на-
сколько ее результаты учитывались
при принятии решения о проведении
референдума в Чечне.
– Специфика заключалась, прежде
всего, в том, что перепись проводи-
лась в этой республике в условиях осу-
ществления контртеррористической
операции и восстановления социаль-
но-экономических условий жизни.
Сложность внутриполитической и эко-
номической обстановки, безусловно,
отразились на ходе нашего мероприя-
тия. В дни переписи я находился в Се-
верной Осетии, так там основной про-
блемой для переписчиков было то, что
их везде оставляли попить чаю по кав-
казской традиции. В Чечне, конечно,
тоже всех приглашали к столу, но здесь
надо было учитывать такой важный
элемент, как безопасность. Существо-
вала реальная угроза срыва переписи
со стороны террористов. Так что быть
переписчиком в Чеченской республике
было нелегко: надо было обладать на-
стоящим гражданским мужеством. По-
этому, учитывая все условия, перепись
проводилась не недели, как по всей
нашей стране, а в течение двух дней,
очень оперативно, с учетом фактора
более короткого рабочего дня, и по-
этому потребовала более хорошей ор-
ганизации населения. Я сразу же дол-
жен сказать, что так называемые сен-
сационные результаты переписи, о ко-
торых Вы упомянули, содержат только
одну сенсацию. Она состоит в том, что
чеченцы у нас стали одним из десяти
крупнейших народов страны, а их об-
щая численность превысила миллион
человек. Это очень важный показа-
тель. Прежде всего, из него следует
вывод о том, что чеченский народ
очень хотел, чтобы федеральные влас-
ти учитывали его реальные интересы.
А они состоят в том, чтобы жить в сво-
ей родной республике, жить дома и в
мирных условиях. Поэтому на террито-
рии Чечни переписались беженцы с
прилежащих республик, и в первую
очередь – находившиеся на террито-
рии Ингушетии. Очень часто главами
семейств переписывались даже те, кто
находился в отъезде. Это, прежде все-
го, говорит о том, что чеченский народ
не мыслит себя, во-первых, вне Рос-
сии, а во-вторых, вне ее экономическо-
го поля. Практически перепись была
первым шагом в деле консолидации,
объединения чеченского общества,
Л.Н. Глебова,
С.А. Абакумов
и С.В. Кириенко
на вручении
Золотого
Почетного знака
«Общественное
признание»
В.Ю. Зорину и
генеральному
директору
«Лукойл-Волга-
нефтепродукт»
В.Н. Воробьеву
(первый слева)
pg_0004
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
34
разобщенного десятилетним кризи-
сом. Вторым этапом стал референдум.
– Как министр по делам нацио-
нальностей Вы всецело развиваете
и пропагандируете идею единого
национального самосознания, ос-
новывая ее на принципе «единства
в многообразии», что предполага-
ет не только поощрение самоиден-
тификации многочисленных наро-
дов и этнических групп, населяю-
щих территорию России, но и не-
обходимость интеграции всего
российского общества по принципу
«я – русский, я – калмык, я – ава-
рец, я – удмурт, но я – россиянин».
Идея очень правильная, если не
сказать идеальная, но на практике
мы больше сталкиваемся с непо-
ниманием или агрессивностью по
отношению к носителям отличной
от нашей национальности или ве-
ры, очевидно также то, что в мас-
совом сознании существует деле-
ние всего общества на категории,
противопоставление которых по
типу «русский – кавказец», «моск-
вич – приезжий», «православный –
мусульманин» и т.д. приводит
к возникновению межнациональных,
межрелигиозных и других конфлик-
тов. В чем, по Вашему мнению, за-
ключается суть подобных конфликтов
и что должно предпринимать госу-
дарство для того, чтобы не допустить
реального раскола общества.
– Полностью разделяю Ваше заме-
чание о практической стороне жизни,
когда «приходится сталкиваться с не-
пониманием или агрессивностью по
отношениям к носителям отличной от
нашей национальности и веры». На
мой взгляд, социальные корни этого
явления лежат глубоко, а связаны они
во многом, конечно же, с экономичес-
ким положением общества, формиру-
ющим в итоге и национальное самосо-
знание. Но следует помнить еще о том,
что этнические и религиозные пробле-
мы, или, как мы сейчас чаще говорим,
этноконфессиональный фактор, всегда
присутствовал в жизни нашего госу-
дарства, с момента его образования.
Если взять даже «Русскую правду» Яро-
слава Мудрого, то там специально бы-
ла прописана равная ответственность
перед законом и выходцев с севера, и
выходцев с юга тогдашней России: и
половца, и вятича, и русича, и варяга.
Как мы видим, этноконфессиональный
фактор присутствовал всегда. В про-
блемы или конфликты он превращался
только тогда, когда власть не учитыва-
ла интересы конкретных этнических
или конфессиональных групп. Поэтому
необходимо вовремя понимать эти ин-
тересы и объединять их. Как раз в этих
целях у нас в стране осуществляется
конфессиональный мониторинг ран-
него предупреждения конфликтов.
Кстати, многие из них остались нам как
наследие советского прошлого. Ведь,
посмотрите: большая часть конфлик-
тов – это последствия репрессивных
действий в отношении целых народов
со стороны государства. И поэтому од-
на из основных наших задач состоит в
том, чтобы ликвидировать последст-
вия этих репрессий и реабилитировать
как политически, так и экономически
пострадавшие народы. Еще одной за-
дачей, стоящей перед нами, является
воспитание культуры межнациональ-
ного общения. Наверное, дело не в
религии, национальном различии, а
в большем внимании к этой пробле-
ме, поиске новых и совершенство-
вании существующих форм и мето-
дов работы в многонациональных
С омоновцами
в Чечне
Встреча
с имамами
Мордовии
pg_0005
35
сообществах, поиске консенсуса и диа-
лога как в отношении между народами,
так и в отношении между конфессиями.
Вот первое, что я хотел сказать.
А второе состоит в том, что у нашей
страны имеется богатый опыт не только
сосуществования и взаимодействия
различных конфессий, но и целых ци-
вилизаций. Примером может служить
Поволжье. Это регион, где практически
встречаются христианский мир право-
славия, исламский, финно-угорский,
тюркский мир, и они гармонично сосу-
ществует, взаимно обогащая культуру.
Поэтому, заботясь о развитии каждой
культуры, ее особенностей, мы не
должны забывать о том, что нас объ-
единяет. А объединяет нас очень мно-
гое. Мне довелось работать заместите-
лем Полномочного представителя Пре-
зидента РФ в Приволжском автоном-
ном округе Сергея Владиленовича Ки-
риенко. Там мы выпустили справочник
«Народы и конфессии Поволжья», в ко-
тором, в частности, были такие разде-
лы, как, например, «Спортивные игры»,
«Обряды и традиции», «Пища». И мы
узнали очень много интересного о том,
сколько у нас есть общих традиций, да-
же в пище. Оказывается, знаменитые
сибирские пельмени – это изобретение
коми-пермяцкого народа, и «пелмен»
переводится на русский язык как «ухо
из теста». Я уже не говорю о татарских
беляшах, которые присутствуют во всей
нашей кухне и т.д. Поэтому для того,
чтобы мы лучше осознавали себя рос-
сиянами, нам нужно чаще вспоминать
о том, что нас объединяет. Все народы
нашей страны – коллективисты, они
всегда были готовы помогать друг дру-
гу в трудные моменты истории, объ-
единялись при решении общих задач.
И поэтому, я думаю, что в историческом
аспекте, лозунг «Единство многообра-
зия» имеет большое будущее. В этой
связи, я хочу процитировать Дмитрия
Ивановича Менделеева, который ска-
зал: «Земля кругла, выхода из нее нет;
но развитие на шаре, несмотря на его
замкнутость, идет. Стало понятно, что с
враждой не уйдешь далеко. Погибнет
весь быт. Надо держаться вместе и по-
могать друг другу». Он был убежден,
что «свет объединения должен рассе-
ять мрак розни и подозрения». Вот ка-
кие исторические традиции есть у на-
шего народа. И очень важно, чтобы
ООН, Совет Европы, ОБСЕ, мировое со-
общество в целом больше узнавали о
наличии у нас богатого позитивного
опыта межнационального и межкон-
фессионального сотрудничества.
Именно тогда у России будет имидж са-
моопределяющегося государства с
многоэтническим составом населения,
в котором обеспечиваются индивиду-
альные и коллективные права по всем
международным стандартам.
– Сейчас понятие «экстремист» в
большинстве случаев в массовом
сознании ассоциируется с конкрет-
ной религией или конфессией. Ка-
ким образом, по Вашему мнению,
можно преодолеть подобные рели-
гиозно-национальные предрассуд-
ки. Насколько необходимо орга-
нам государственной власти со-
трудничать с религиозными и об-
щинами, и диаспорами в решении
этих и других вопросов.
– Ну, во-первых, я являюсь катего-
рическим противником того, чтобы ка-
кие-либо этнические группы или рели-
гии причислялись к экстремистским.
Это абсолютно неприемлемо и недопу-
стимо, потому что я не знаю ни одной
такой религии, которая бы проповедо-
вала экстремизм. Возьмите ислам – это
религия мира и добра; возьмите пра-
вославие – это религия сотрудничест-
ва, поддержки человека и его величия;
буддизм, иудаизм – нигде Вы этого не
найдете. Государство своими действи-
ями должно способствовать, как отме-
чал Президент Российской Федерации
В.В. Путин, выступая на III Всемирном
конгрессе татар в Казани в августе
2002 года, поиску консенсуса как меж-
ду обществом и религией, так и непо-
средственно между конфессиями. В
этой связи большую роль играет со-
трудничество государства с института-
ми гражданского общества в противо-
действии экстремистской деятельнос-
ти. Одними административными и ре-
прессивными методами эту проблему
не решить. Поэтому, конечно, и испол-
нительная, и законодательная власть
С секретарем
Совета безопас-
ности РФ
В. Б. Рушайло
и Президентом
Татарстана
М.Ш. Шаймие-
вым
Во время
интервью
pg_0006
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
36
власти с политическими, общест-
венными и религиозными объеди-
нениями для достижения межна-
ционального и межконфессиональ-
ного согласия. В этой связи ответьте:
с какими общественными органи-
зациями и объединениями Вы со-
трудничаете и насколько необхо-
димо государственной власти взаи-
модействие с различными институ-
тами гражданского общества при
реализации обозначенных целей.
– Всего около 20 министерств и ве-
домств в нашей стране так или иначе
занимаются вопросами национальной
политики. Но без взаимного общения
государства и общества невозможно
развитие отношений. Одним из при-
оритетных направлений в моей работе
является взаимодействие с обществен-
ными организациями: это прежде всего
Консультативный Совет федеральных
национально-культурных автономий
при Правительстве Российской Феде-
рации. Он является основной перего-
ворной площадкой между Правитель-
ством Российской Федерации и обще-
ственными национальными организа-
циями, где происходят обсуждения на-
сущных и перспективных вопросов раз-
вития межнациональных отношений.
Представители общественных органи-
заций входят в состав Правительствен-
ной комиссии по миграционной поли-
тике, которую я возглавляю. По нашему
мнению, с решением проблем этнокон-
фессионального сотрудничества в об-
ществе тесно смыкается проблема ста-
новления открытого гражданского об-
щества в многонациональной России,
которая невозможна без формирова-
ния, например, установок толерантнос-
ти. Сегодня решение любого вопроса,
будь то межнациональные отношения
или бизнес, невозможно без консуль-
таций с институтами гражданского об-
щества: общественными организация-
ми и объединениями, политическими и
общественными деятелями и т.д. На
мой взгляд, в этом и заключается залог
стабильности. Гражданский форум, ко-
торый прошел почти два года назад, не
был формальностью, а отражал веле-
ние времени и реальную практику на-
шей повседневной деятельности.
– В интервью нашему журналу,
подводя итоги Гражданского фору-
ма, митрополит Кирилл особо от-
метил, что «религиозные объеди-
нения являются важнейшими эле-
ментами гражданского общества»,
с которыми государство должно на-
ладить равноправный конструктив-
ный диалог. Я знаю, что Вы являе-
тесь сторонником создания некоего
органа, который бы занимался во-
просами взаимодействия государ-
ства с различными религиозными
объединениями и конфессиями.
Расскажите, каким Вам видится этот
орган, кто может войти в его состав,
каковы будут его цели и задачи.
– Я считаю, что, конечно, нам такой
орган нужен. Его следует создать при
Правительстве Российской Федерации.
Может быть, это будет Госкомитет или
какой-то научно-исследовательский
центр по межнациональным, межкон-
фессиональным отношениям и сотруд-
ничеству. Но такой орган может созда-
ваться только с учетом мнений самих
этих организаций, это должен быть
продукт взаимных консультаций. Пока
единой точки зрения по этому вопросу
нет. Но как первый шаг я бы предложил
создать центр этнонационального мо-
ниторинга межнациональных и меж-
конфессиональных отношений и ран-
него предупреждения конфликтов, ко-
торый бы отслеживал ситуацию, скла-
должны плотно работать с религиоз-
ными объединениями, другими обще-
ственными организациями в решении
этих вопросов. Подобный опыт совме-
стной работы у нас имеется. Например,
деятельность Координационного цент-
ра мусульман Северного Кавказа
(муфтий Ингушетии – М. Албогачиев),
который предпринимает огромные
усилия по устранению противоречий
внутри мусульманского российского
движения, выстраивает отношения
конфессий с государством таким обра-
зом, чтобы можно было идти по пути
диалога, сотрудничества власти и ре-
лигиозных объединений.
– Одним из вопросов Вашего ве-
дения является координация взаи-
модействия органов исполнительной
С Президентом
Республики Саха
(Якутия)
В. Штыровым
Подписание
совместного
заявления
руководителями
Республик
Ингушетия и
Северная Осетия
- Алания.
Октябрь 2002 г.
pg_0007
«В моих руках
семейные
предания»
дывающуюся у нас на этом поле, с тем,
чтобы этноконфессиональный фактор
всегда оставался только фактором, а не
становился проблемой.
– Независимая ассоциация
«Гражданское общество» с другими
гражданскими объединениями на
своих общественных конференциях
и симпозиумах старается вырабо-
тать единую национальную идею,
которая могла бы объединить (спло-
тить) всех наших сограждан и стать
залогом стабильности и реализации
огромного потенциала России. К
этой работе мы хотим привлечь ве-
дущих политологов, социологов и
экспертов, ученых обществоведов,
лидеров общественного мнения, из-
вестных политических и государст-
венных деятелей. Знаю, что это
очень непросто сделать, тем более в
достаточно краткой и доступной
форме, ясной и понятной для боль-
шинства наших сограждан, тем не
менее, Владимир Юрьевич, какую
формулировку национальной идее
могли бы предложить Вы.
– Убежден, что российская нацио-
нальная идея должна основываться на
взаимодействии, межнациональном и
межконфессиональном сотрудничест-
ве народов, населяющих нашу страну,
во имя устойчивого и стабильного раз-
вития России в XXI веке, а если сфор-
мулировать кратко – это «Держава.
Достоинство. Достаток».
– Давно обсуждается возмож-
ность введения православного об-
разования в российских школах.
Стоит ли преподавать только пра-
вославие в образовательных уч-
реждениях многонациональной
страны, где широко представлены
практически все мировые религии и
конфессии, какова Ваша личная по-
зиция по этому вопросу.
– Сразу хочу сказать, что религиоз-
ное невежество является питательной
средой для экстремизма и радикализ-
ма. И поэтому в обществе остро стоит
задача изучения основ религиоведе-
ния. Именно в этом деле свою роль мо-
жет и должна сыграть школа. Вы абсо-
лютно правы, что эта работа может ве-
стись и строиться только с учетом мно-
гоконфессионального характера наше-
го государства. Школьник и его роди-
тели должны иметь право выбора, что
и как им изучать. Но для всех желаю-
щих познавать религиоведение созда-
вать соответствующие условия нужно
обязательно. Тогда любой человек,
изучающий этот предмет, будет иметь
возможность подробнее остановиться
на том, что его больше интересует: на
православии, исламе, иудаизме и т.д.
Мы должны сделать все, чтобы изуче-
ние религиоведения было фактором,
не разъединяющим, а объединяющим
наш народ и общегражданскую рос-
сийскую нацию. Поэтому, я сторонник
того, чтобы православие преподава-
лось не отдельным обязательным
предметом, а в рамках курса религио-
ведения на факультативной основе.
– Владимир Юрьевич, изучая
Вашу «объективку» мое внимание
сразу же привлек тот факт, что по-
мимо важной государственной и
общественной деятельности Вы
также занимаетесь написанием
книг для детей, расскажите, пожа-
луйста, об этой стороне жизни фе-
дерального министра.
– Я этим специально не занимаюсь.
Думаю то, что я пишу, нельзя назвать
литературой. Скажем, это семейный
фольклор. Расскажу, как это происхо-
дит. Когда-то мои дети – а у меня их
четверо – были маленькими. Просили:
«Ну, папа, расскажи сказку». Один раз
им прочитаешь сказку «О попе и работ-
нике его Балде» или «Конек-горбунок»,
другой раз прочитаешь, третий раз. А
потом они говорят: «Мы это знаем».
Тогда и начинаешь им рассказывать эти
сказки с сюжетами из фольклора се-
мьи. Героями некоторых событий они
бывают сами. Вот так и рождаются та-
кие чисто семейные предания, леген-
ды. А потом я стал их записывать. Дру-
зья прочитали эти сказки, и один из них
отнес их на радио, а потом в журнал.
Смотрю, начали их печатать. Но я еще
раз хочу сказать, что называть меня пи-
сателем не очень правильно. Это про-
сто семейный фольклор. Ну, а если он
нравится еще кому-то – мы очень рады.
Некоторые сказки я просил записывать
самих детей, а потом мы вместе их об-
рабатывали – получалось очень инте-
ресно. Дочка писала стихи, а старший
сын даже печатался в журналах.
– И в завершении беседы не
могли бы Вы немного рассказать о
своей семье, ведь не каждый чело-
век может похвастаться тремя сы-
новьями и дочкой! Как Вы проводи-
те свое свободное время, конечно,
если при таком загруженном гра-
фике оно у Вас остается.
– Один сын у меня сейчас проходит
службу во внутренних войсках, сейчас мы
все с нетерпением ожидаем дембельско-
го приказа. Другой работает, а младший
еще школьник, заканчивает школу. Дочка
замужем, есть внук – Максим.
Времени действительно остается
очень мало. Но мы все обязательно со-
бираемся по семейным праздникам. У
нас даже есть своя традиция: общие
праздники мы отмечаем походом в те-
атр с друзьями. Недавно ходили на ба-
лет в Большой театр на «Тщетную пре-
досторожность». Вот так мы проводим
праздники. Еще очень любим путеше-
ствовать по России. Последний раз,
вместе с семьей нашего хорошего дру-
га Сергея Новикова (олимпийского
чемпиона по дзюдо), мы отправились
в Великий Устюг, на родину Деда Мо-
роза, и встречали там Новый год. На
дворе – минус тридцать. Мы катались
на тройке, с горки на лыжах и, конеч-
но, подняли по-русски чарку водки, за-
кусив ее хрустящим огурцом.
Павел АБАКУМОВ