ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
58
ИСТОКИ
Говорят, что таланту помогать не
надо, он сам себе дорогу пробьет. И
жизнь Владимира Девятова – блестя-
щее тому подтверждение. Если бы
ему в детстве или в юности кто-то ска-
зал, что его ожидает карьера выдаю-
щегося певца, – никогда бы не пове-
рил. И все же, он как будто чувство-
вал свое предназначение. Не сразу к
нему пришло осознание, что приро-
дой ему дан бесценный дар – хруп-
кий и сложный инструмент – замеча-
тельный голос. В течение долгих лет
он учится владеть и управлять им. Как
бы трудно ни приходилось, не пода-
ется соблазну разменять талант на
Б
РА
В
О
,
М
А
Э
С
Т
Р
О
-
Б
РА
В
О
!
ГО
Л
О
С
,
pg_0002
59
А это уже наверняка гены, ведь корни-
то у него крестьянские: деды и прадеды
по отцовской линии родом из Тамбов-
ской губернии, а по материнской – из
Подмосковной глубинки. Сам же он
вырос на столичном асфальте, в мос-
ковской коммуналке. Комнату получал
еще дед, который работал на заводе
им. Войкова. В компании отчаянных
заводских сорванцов и прошло, по его
выражению, «хулиганское детство» – он
был далеко не пай-мальчиком.
Музыкальные способности роди-
тели в нем увидели рано. Но попытки
развить их, заставить его заниматься
музыкой у сына восторга явно не вы-
зывали: не «пацанское» это дело, счи-
тал он, корпеть над нотной грамотой,
когда друзья под окнами целыми
днями гоняют в футбол.
Но мальчишка мог часами слу-
шать отцовскую игру на аккордеоне.
Вечерами в доме Девятовых часто
разование он, в конце концов, все же
«вымучил», за что благодарен роди-
телям. Вначале это были частные уро-
ки. Через «не хочу». Потом музыкаль-
ная школа по классу аккордеона. При
всей своей музыкальности он был
редкий «сачок». Уроков не учил, но
успевал хорошо, исключительно бла-
годаря природному дарованию.
И оно очень скоро заявило о себе.
В 70-е годы в страну хлынул поток ме-
лодий с Запада. Несмотря на все идео-
логические преграды того времени,
молодежь находила возможность слу-
шать «Битлз» и другие модные зару-
бежные ансамбли. Володя ими тоже
бредил. Вокруг четырнадцатилетнего
подростка сформировалась команда
мальчишек, влюбленных в рок. Из них
сколотил он школьный ансамбль. Его
оглушительному успеху среди сверст-
ников немало способствовал реперту-
ар – популярные тогда мелодии дво-
доллары и рубли. Он, как мастер, в
руки которого попал редкой красоты
бесценный алмаз, грань за гранью
терпеливо и бережно вытачивает из
него совершенной формы и чистой
воды прекрасный бриллиант.
Ему было дано постичь загадочную
глубину, особое очарование, удаль,
широту и задушевность русской песни
и чистую душу народа, ее сложившего.
ровых песен. По радио они, конечно,
не звучали, но зато их пела улица.
Кто знает, быть может, именно
тогда впервые и почувствовал буду-
щий Тенор России счастье дарить сча-
стье другим, ощутив в себе божью ис-
кру таланта. Но наверняка можно ска-
зать одно: с тех пор музыка и пенье
стали его жизнью. И чем бы он ни за-
нимался, они неотступно были рядом.
звучала «живая» музыка, для души и
идущая от сердца. Это были удиви-
тельные мгновенья, память о которых
и сейчас живет в нем. А еще в семье
любили слушать музыку по радио.
Для этого сделали дорогое приобре-
тение – приемник «Дружба». Володя
вырос под песни Шульженко, Леме-
шева, Шаляпина, Козловского.
Свое начальное музыкальное об-
Владимир Сергеевич ДЕВЯТОВ
Родился в Москве в 1955 году. Окончил
военную академию и несколько лет
служил по специальности в оборонном
НИИ Москвы, развивая свои музы-
кальные способности в любительских
творческих коллективах. В 1983 году он
поступает в Музыкально-педагогичес-
кий институт им. Гнесиных на факуль-
тет сольного народного пения по клас-
су заслуженного деятеля искусств Рос-
сии, профессора Л.В. Шаминой.
Первые творческие успехи и призна-
ние пришли к Владимиру Девятову
еще в студенчестве. В 1985 году он со-
здает ансамбль народных инструмен-
тов «Русские напевы» и становится Ла-
уреатом XII Всемирного фестиваля мо-
лодежи и студентов в Москве, Между-
народного фестиваля в Тбилиси и
III Всероссийского конкурса исполни-
телей народной песни в Краснодаре.
Десятилетие 1985–1995 гг. было для
него периодом профессионального
формирования и общественного при-
знания, как одного из самых ярких ис-
полнителей русской народной песни и
старинного романса у нас в стране и за
ее пределами, как обладателя блиста-
тельного тенора, представителя наци-
ональной вокальной школы. В это вре-
мя сольные программы Владимира
Девятова прозвучали в самых пре-
стижных столичных залах, на концерт-
ных площадках различных регионов
России, показаны по ведущим телека-
налам России. Его голос полюбился
слушателям «Радио России», «Маяк»,
«Москва», «Эхо Москвы» и других ра-
диостанций. Поклонники русской пес-
ни и романса в Германии, Бельгии,
Е.М. Девятова
с внуками
Мишей
и Володей
на крыльце
своего дома.
1959 г.
Володя
и Миша
Девятовы
с двоюродным
братом Сашей.
1963 г.
На сцене
Театра Эстрады
с Борисом
Бруновым
pg_0003
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
60
ВОЛШЕБНАЯ СИЛА
ИСКУССТВА
В Военной академии химзащиты,
куда поступил после десятилетки,
сразу стал душой самодеятельного
ансамбля, который с мелодиями «а ля
запад» восторженно принимали на
студенческих тусовках, всевозмож-
ных вечерах и вечеринках. Но судьбе
было угодно свести Девятого с рус-
ской песней. Случилось так, что
же стали снимать на телевидении,
крутить по радио. Тогда с этим было
и проще, и сложнее: для популярно-
сти необходимы был лишь талант.
Закончив учебу, долгое время он
ищет работу на эстраде. Безуспеш-
но. Поэтому службу во ВНИИ не
бросает. Она все-таки кормит. Хотя
песня покоя не дает. В отпуск с ан-
самблем выезжает на «чес» по Кост-
ромской области, поскольку там, в
филармонии, удалось получить
ставку. Условия гастролей были же-
сткие: районные городишки с ма-
ленькими, неухоженными гостини-
цами, 5–6 концертов в день «живь-
ем», без фонограмм и микрофонов,
потому что в клубах ничего такого
просто не было. Первый концерт – в
восемь утра, последний – в шесть
вечера. И так месяцами.
Чтобы поступить в Москонцерт,
заручился поддержкой Ивана Нико-
лаевича Суржикова, с семьей которо-
го его и теперь связывает большая
дружба. Но ставки в столице так и не
дождался. В 88-м году вышло разре-
шение создавать хозрасчетные кон-
цертные коллективы. И он, не разду-
мывая, с солидной зарплаты ушел на
рядом в клубе репетировал ансамбль
«Добры молодцы», исполнявший на-
родные песни в эстрадной обработке.
Володю они просто заворожили, и его
ансамбль включил их в свой реперту-
ар. Так впервые Девятов исполнил на
эстраде русскую народную песню...
В 23 года он закончил академию.
Казалось бы, настала пара остепенить-
ся, осваивать выбранную профессию.
Но куда там! В голове – одна музыка.
Нашел М. Л. Коробкову – педагога эс-
традно-джазового пения в училище
Гнесиных. Она прослушала его и резю-
мировала: «Материал хороший. Да-
вай, поступай к нам». Неожиданно
еще и направила в оркестр Леонида
Осиповича Утесова. С восторгом он
принял оба предложения. Но то, увы,
были пустые хлопоты. Родители, отно-
сившиеся к музыцированию Володи,
как к затянувшемуся юношескому ув-
лечению, категорически настояли на
том, чтобы их непутевый и уже жена-
тый сын выбросил из головы музы-
кальную блажь и принялся бы за на-
стоящее дело. Володя уступил и «взял-
ся за ум». Правда, не надолго.
Впрочем, родителям тогда не в чем
было его упрекнуть: карьеру в обо-
ронке он-таки сделал: дослужился до
высоких чинов. Но химзащита в его
лице хорошего специалиста все же
потеряла. Виной тому была случайная
встреча в 80-м году с Владимиром Ви-
нокуром. Тот, прослушав Девятого,
был категоричен: «Ты должен учиться
на отделении сольного народного пе-
ния в институте Гнесиных!»
Студентом он снова стал в 27 лет. На
этот раз без отрыва от работы. Его педа-
гог Л.В. Шамина сказала тогда: «Володя,
ты мой первый, «экспериментальный
мужик»: никогда раньше не занималась
подготовкой мужчин – вокалистов-на-
родников. Не было ни желающих, ни та-
лантов. Ты – единственный». А их у нас,
кстати, и сегодня – раз-два и обчелся.
Учился Девятов в женском звезд-
ном окружении: с Людой Николае-
вой, Надей Бабкиной, Людой Рюми-
ной, Надей Кадышевой. Когда при-
шел первый успех и слава постуча-
лась в двери, ему уже было за 30. То
была победа на Всероссийском кон-
курсе исполнителей народной песни
в Краснодаре. Там он был со своим
новорожденным, собранным в по-
жарном порядке ансамблем «Рус-
ские напевы», с которым выступает
и теперь. На конкурсе состоялся его
первый профессиональный выход
на широкую публику. Восходящую
эстрадную звезду, лауреата, сразу
«вольные хлеба». «Народные напе-
вы» сами стали организовывать гаст-
роли и очень много ездить за рубеж,
что обеспечило, наконец-то, безбед-
ную жизнь.
До 94-го года Девятов пел только
русские народные песни, но однажды
его со страшной силой вдруг потянуло
к романсу, который как бы высво-
бождал в нем накопившуюся в глуби-
не души силу чувств. Но все это было
прелюдией к очень сложному с точки
зрения профессионализма и психо-
логии шагу – выходу на оперную сце-
ну – высшему пилотажу исполнитель-
ского искусства.
На эстраде
с «Русскими
напевами»
и на оперной
сцене
pg_0004
61
Дании, Австралии, Австрии, Израиле,
Таиланде были также покорены его ис-
полнением. Именно тогда начинается
сотрудничество Владимира Девятова с
МГКО «Москонцерт» и в системе Ко-
митета по культуре Правительства
Москвы: он дает концерты в трудовых
коллективах и общественных органи-
зациях столицы, а также в Севастопо-
ле, Таллинне, Нарве, Алма-Ате.
В 1995 году Владимиру Сергеевичу
Девятову присвоено почетное звание
«Заслуженный артист Российской Фе-
дерации». Такова высокая государст-
венная оценка его творческой дея-
тельности за десятилетие. В том же го-
ду международное признание его та-
ланта было отмечено званием «Почет-
ный магистр искусств Международ-
ной академии наук Сан-Марино». Все
это послужило новым импульсом к
работе. И Владимир Девятов значи-
тельно расширяет свои творческие ус-
тремления, активизирует обществен-
ную деятельность. Очень серьезным
творческим проектом Девятова стала
подготовленная им программа ро-
мансов русских композиторов – Глин-
ки, Чайковского, Римского-Корсако-
ва, Рахманинова. Она стала не только
успехом, но и большой профессио-
нальной школой для певца. Техничес-
кие возможности голоса и необыкно-
венное богатство тембра позволяют
Девятову петь практически все, что
дано петь тенору. И это он блестяще
продемонстрировал в сентябре 1998
года, впервые выйдя на сцену мос-
ковского театра «Новая опера» Евге-
ния Колобова. В премьерном спектак-
ле «Борис Годунов» он исполнил пар-
тию Шуйского, в премьере «Демона»
– партию князя Синодала. В опере
Д. Верди «Двое Фоскари» Девятов
поет партию Яко-
по, признан-
ную одной их
самых слож-
ных в миро-
вом теноровом
репертуаре.
глубок, благороден, аристократичен.
К тому же он убедительный драмати-
ческий актер: то неистов, то филосо-
фичен, то пронзительно грустен.
Но и это, как говорится, еще не все.
У него всегда наготове ворох свежих
идей и смелых проектов. В созданном
им Центре русской культуры и искус-
ства воплотилась многогранность его
интересов и устремлений. Деятель-
ность этого человека по нынешним
временам является чем-то исключи-
тельным, поэтому наш с ним разговор
затронул больные струны культурной
жизни Отечества, его духовности.
Итак, занавес опустился, и самое
время заглянуть в гримерную артиста...
ЗА КУЛИСАМИ
И В СВЕТЕ РАМПЫ
– Позвольте, Владимир Сергее-
вич, «интимный» вопрос: легко ли
Вам поется в опере.
– Сейчас да. Но к этому надо было
прийти, освоить специальную техноло-
гию – бельканто. Итальянцы – гении в
этом, они ее и придумали. Все наши вы-
дающиеся певцы прошли школу у них.
Сейчас эта роскошь по карману едини-
цам. А у нас специалистов настоящих
очень мало. Потому-то в России, с ее
богатой голосовой природой, хорошей
школы нет. Ее крайне необходимо со-
здавать. Это делает наш Центр со мно-
гими другими людьми, кто понимает,
что без школы русское исполнитель-
ское искусство с мировой сцены уйдет.
Карьера Владимира Девятова –
явление уникальное. Пожалуй, он
единственный известный исполнитель
русской народной песни и романса,
рискнувший выйти на оперные под-
мостки. Определяющими факторами
стали богатые вокальные данные пев-
ца и неодолимое влечение к мировой
музыкальной классике.
Те, кто привык видеть Владимира
Девятова в расшитой узорами русской
рубахе, были удивлены его новому
облику на сцене «Новой оперы» Евге-
ния Колобова. Случается, оперные мэ-
тры спускаются со своего поднебесья
на эстраду. Но дорога «наоборот»
практически не знает прецедентов.
Девятову подвластны все вокальные
жанры – фольклорная и эстрадная
песня, классический романс, любая
теноровая партия из мирового опер-
ного репертуара. Тембр его голоса
Тост
«за процветание
отечественного
песенного
искусства»
с Юрием
Саульским
С Надеждой
Бабкиной
Владимира
Девятова
связывает
дружба еще
со студенчества
pg_0005
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
62
– И это одна из задач Вашего
Центра.
– Да. Но мы занимаемся еще и
конкретными, «негромкими» делами –
организуем благотворительные кон-
церты, выставки полотен художников
из глубинки, проводим музыкальные
праздники для детей, военнослужа-
щих, ветеранов труда всюду, где
только возможно. В общем, вносим
по мере скромных сил свою толику на
поприще, которое нам кажется важ-
ным в смысле сохранения националь-
ной духовности.
В исполнении Владимира Девятова
звучат также фрагменты партий Ман-
рико («Трубадур»), Макдуф («Мак-
бет»), Рикардо («Бал-маскарад»). В
его репертуаре – партии Канио из
оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» , Бе-
рендея из оперы Н.Римского-Корса-
кова «Снегурочка», Князя из оперы
А. Даргомыжского «Русалка».
С 1995 года действует созданный по
инициативе Владимира Девятова
при поддержке Правительства Моск-
вы Центр русской культуры и искусст-
ва. А четыре года спустя он учредил
здесь школу искусств, культуры и
шоу-бизнеса. В Международной
школе вокального мастерства Центра
молодые певцы – студенты музы-
кальных вузов и оперные артисты из
различных регионов России совер-
шенствуют свой профессионализм в
мастер-классах не только ведущих
московских оперных специалистов,
но и Нью-Йоркского театра «Метро-
политен Опера».
Кроме того, Центр организует бла-
готворительные концерты, художе-
ственные выставки, поддерживает
молодых музыкантов, проводит
просветительскую работу с подрас-
тающим поколением. Владимир
Сергеевич со своим коллективом ак-
тивно участвует в гражданских бла-
готворительных акциях «Мужество
и милосердие», которые регулярно
проводит Независимая организация
«Гражданское общество», членом
Президиума которой он является с
момента ее образования, выступая с
концертами в Чечне, перед ранены-
ми военнослужащими в больницах
и госпиталях. В апреле 1999 г. Вла-
димир Девятов награжден почетным
знаком Национального фонда «Об-
щественное признание» за «боль-
шой личный вклад в развитие рус-
ской музыкальной культуры, по-
движническую деятельность и высо-
кое достижение в деле эстетическо-
го воспитания молодежи».
Сегодня прекрасный певец, которо-
го людская молва нарекла поэтичес-
ким именем «Маэстро-Голос» нахо-
дится в самом рассвете творческих
сил. Он сформировавшийся мастер,
и главные его успехи еще впереди.
К этому относится и патронирова-
ние творческой молодежи в разных
начинаниях. Мы традиционно участву-
ем в проведении фольклорного фес-
тиваля музыкальных учебных заведе-
ний России и открытого конкурса мо-
лодых исполнителей народной песни
имени Ольги Ковалевой, оказывая
оргкомитетам всяческое содействие.
Наиболее достойные, с нашей точки
зрения, юноши и девушки получают от
Центра денежные премии. Мы не ос-
тавляем без внимания одаренных
оперных певцов, берущих разбег.
– Как представляется, без спон-
соров Вам при таких масштабах
никак не обойтись. Легко ли вы на-
ходите людей, готовых вложить
деньги в благие дела.
– Не сказал бы. Но не оскудела еще
окончательно земля русская мецената-
ми. Мало того, волшебная сила искусст-
ва проявляется и в том, что руку помощи
нам порою протягивают деловые люди,
которые до недавнего времени были
далеки от оперы, недавно открывшие
для себя мир серьезной музыки.
– Остается сожалеть о том, что
для подавляющего большинства
нашей публики этот мир все еще
закрыт...
– Меня это тоже очень беспокоит.
Поэтому мы с Георгием Гараняном,
одним из лучших наших аранжиров-
щиков, недавно осуществили чрезвы-
чайно любопытный, на наш взгляд,
музыкальный проект: задумали упро-
стить оперу, адаптировать ее для не-
искушенного слушателя. В пробной
записи мы постарались дать популяр-
ные во всем мире классические и эст-
радные шедевры, которые не могут ни
волновать: «Аве Мария» Шуберта,
«Би май лав», «Вернись в Сорренто» и
наши шлягеры разных лет. Здесь же
первая и единственная пока вокаль-
ная версия иллюстрации Г. Свиридова
к пушкинской «Метели» на стихи Де-
ниса Давыдова. И все это под боль-
шой «живой» оркестр и биг бэнд в
блестящей аранжировке. Это приятно
поражает слух. Сейчас ведь экономят
на музыкальном сопровождении.
– Скоро ли у нас появится эта
новинка.
– Вот в этом есть большие сомне-
ния. Мне предлагают выложить не
один десяток тысяч долларов только
за так называемый промоушн. За рас-
крутку, проще говоря. Все-то у нас по-
ставлено с ног на голову. Так что не
исключаю, что диск вначале выйдет
за рубежом, где к нему уже проявля-
ют большой интерес.
– Нет пророка в своем отечест-
ве. И титул «Маэстро Голос» Вы по-
лучили за границей, в Китае. Как
там принимали русские песни.
Владимир
Девятов
с Александрой
Пахмутовой
С Георгием
Гараняном
в работе
над песней.
Этот творческий
процесс долгий
и кропотливый
pg_0006
63
раскрученных «звезд» выступить без
фонограммы и прочих электронных
«костылей». Их инфаркт хватит.
– А что в других странах разве
не так.
– Это карается по закону, как на-
дувательство или печатание фальши-
вых денег. Такова сложившаяся прак-
тика во всем цивилизованном мире.
Иосиф Давыдович Кобзон пытался
провести через Думу поправку к зако-
ну, запрещающую использовать фо-
нограмму. Не прошло.
– Не хотелось бы завершать бе-
седу на столь печальной ноте. Ка-
ковы ваши творческие планы.
– Продвигать молодые таланты,
пропагандировать русскую народную
песню и оперное искусство. А еще – петь!
Как можно больше и как можно чаще.
Светлана СИГАЛЕВА
Редакция журнала «Признание»
присоединяется к многочисленным
поздравлениям в связи с присуждени-
ем высокого звания народного артиста
РФ В.С. Девятову – замечательному
певцу и неравнодушному к нацио-
нальной культуре человеку.
– Если я скажу, что огромный, за-
битый до отказа стадион был в пол-
ном восторге, это, верно, прозвучит
не скромно. Но так оно и было. Осо-
бенно, когда я затянул «Подмосков-
ные вечера». Песню там знают от ма-
ла до велика. Не уверен, что в России
сегодня так знают слова «Вечеров».
Еще я исполнял «Калинку» и «Катю-
шу». Работал, естественно, вживую.
Вообще под фонограмму в Китае не
споешь, не поймут. Из наших эстрад-
ных «богов» там мало бы кто выжил.
Не страна, а смерть халтурщикам.
– А почему в России народная
песня в таком загоне.
– Потому что нет системы, нет под-
держки на правительственном уровне
и у деловых людей. Мы, например,
обращались от имени своего центра к
руководству телеканала «Культура» с
предложением уделять внимание на-
родному творчеству, но нас мягко от-
шили. Во всем, что связано с нацио-
нальной культурой, нам отказывают.
Не наш формат, говорят. А инициати-
ва, не поддерживаемая сверху, обре-
чена. Посмотрите, на ТВ культура хо-
дит в пасынках. У нас нет ни одной по-
священной народной песни прилич-
ной передачи, кроме той, что ушла
вместе с покойным Заволокиным.
И на радио для этого жанра давно
поставлен шлагбаум. Доходит до па-
радокса. Русскую народную песню не-
возможно услышать на «Русском ра-
дио»! А песня – это без всякого пре-
увеличения – душа народа. Ее любят.
И под баян поют. Особенно, когда хо-
рошо за столом посидят. А если без
иронии – на этом интересе народном
все, собственно, еще как-то и держит-
ся. Больше не на чем. Очень много,
несмотря на развалившуюся систему,
существует интересных самодеятель-
ных коллективов в отдаленных сель-
ских клубах. Народ живет этими пес-
нями, потому что они – его песни. Но
никакой государственной политики в
этой области не проводится. Отсюда
все беды. У нас же до сих пор нет даже
национальной идеи. А народная пес-
ня – одно из звеньев этой идеи.
– И в итоге получаем мы, те, кого
именуют «уважаемая публика», сур-
рогат вместо подлинного искусства...
– Публика у нас, увы, доверчива,
обмануть ее очень просто. Дельцы от
шоу-бизнеса этим пользуются, цинично
заявляют: «пипел схавает». А в россий-
ской глубинке интерес к своим песням
еще не угас. Вообще, мне кажется, рус-
ская песня – самый современный жанр.
На концертах мы не раз убеждались,
что песни эти знают и поют с удовольст-
вием и мои ровесники, и совсем моло-
дые люди. Даже дети горланят частуш-
ки с удовольствием – видно, есть что-то
в крови такое, что с модой не проходит.
Но пока у нас деньги определяют
все. У кого они есть, тот и поет. Отсю-
да в эфире столько бездарностей. По-
пробуйте вытащить отдельных наших
Среди
почитателей
его таланта –
В.Б. Рушайло
На сцене –
народный
артист России