ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ
38
Национальный Гражданский Комитет по взаимодей-
ствию с правоохранительными, законодательными и су-
дебными органами при поддержке и участии Совета Бе-
зопасности РФ, Министерства иностранных дел РФ, Ми-
нистерства внутренних дел РФ, Независимой организа-
ции «Гражданское общество» и Национального фонда
«Общественное признание» провели в Круглом зале
«Президент-отеля» Всероссийский общественный сим-
позиум «Национальная безопасность России: проблемы
нелегальной миграции и этническая преступность. Реа-
лии и тенденции. Роль институтов гражданского общест-
ва». На Симпозиуме присутствовали члены Президиума
НГК по взаимодействию с правоохранительными, зако-
нодательными и судебными органами, Независимой ор-
ганизации «Гражданское общество», представители ру-
ководства силовых ведомств и правоохранительных ор-
ганов, Правительства РФ, Совета Федерации и Государ-
ственной думы РФ.
Как отметили участники Симпозиума, современная
миграционная ситуация в России, являясь следствием
сложной социально-экономической обстановки, свиде-
тельствует о том, что для достижения социального про-
цветания и экономического прогресса требуются твер-
дая воля государства и внимание всего российского об-
щества к достижению в стране прочного правопорядка
и законности в области регулирования миграционных
процессов.
Иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из
стран со сложной общественно-политической, экономи-
ческой и санитарно-эпидемиологической обстановкой,
носит масштабный характер. Количество въехавших в
Россию иностранных граждан постоянно превышает коли-
чество выехавших граждан, причем в приграничных рай-
онах интенсивно формируются иностранные общины. В
своем выступлении министр РФ, председатель прави-
тельственной комиссии по миграционной политике
В.Ю. Зорин привел следующие данные официальной ста-
тистики: за последние 10 лет, начиная с 1992 года, у нас
выехало из страны 3,5 миллиона человек, а въехало – бо-
лее 7,5 миллионов человек. За эти годы внутри государст-
ва переместилось 27 миллионов человек, или каждый
четвертый житель. Эти впечатляющие цифры говорят о
том, что, действительно, мы стали страной очень высокой
миграции и миграционной притягательности для наших
соседей. Если в 93–94-е годы – это, в основном, были бе-
женцы и вынужденные переселенцы, то с 1998 по 2003гг.
– это уже трудовая миграция. Причем, количество бежен-
цев и вынужденных переселенцев резко сокращаются по
стране, а трудовая миграция, только зарегистрированная,
за последнее время ежегодно растет в 1,8–2 раза. У нас,
по отдельным данным аналитиков, 3/4 части мигрантов
находятся за пределами видимости, и лишь 1/4 часть за-
регистрирована и является участником юридических и со-
циально-экономических процессов.
«Почему проблема с нелегальной миграцией встала
особенно остро именно сейчас. – продолжил далее ми-
нистр.– Тут повинны прежде всего общемировые про-
цессы: рост терроризма, экстремизма, наркотраффики и
т.д. А нелегальная миграция составляет для этого благо-
датную почву, потому что нелегальный мигрант находит-
ся не только вне контроля государства, но и вне его защи-
ты, и может быть легкой добычей недобросовестных ра-
ботодателей или криминалитета. Именно поэтому у нас в
стране сейчас осуществляется масштабная реформа миг-
рационной политики. 1 марта распоряжением Председа-
теля Правительства утверждена Концепция регулирова-
ния миграционных процессов в нашей стране, потому что
мы нуждаемся в миграции, особенно на рынке трудовой
силы в целом ряде отраслей, например, в строительстве,
сфере обслуживания. По данным Минтруда, если мы се-
годня перекроем все границы для мигрантов, то у нас об-
щественный транспорт в городе Москве перестанет хо-
дить, потому что в основном там используется иностран-
ная рабочая сила, и встанут многие направления строи-
тельных работ. И поэтому, я бы хотел это подчеркнуть,
утвержденная концепция строится на следующих прин-
ципах: защиты прав и свобод человека на основе закон-
ности и неуклонного соблюдения норм международного
права; защиты национальных интересов и обеспечения
К
А
К
А
Я
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Н
У
Ж
Н
А
Р
О
ССИ
И
.
Сколько сегодня в России мигран-
тов, точно не знает никто. Счет
идет не на тысячи – на миллионы.
За последние 10–12 лет миграци-
онные процессы стали проблемой,
угрожающей национальной безо-
пасности страны. В соответствии с
планом перспективной работы эта
злободневная актуальная пробле-
ма выносится на заседания Нацио-
нального Гражданского Комитета
по взаимодействию с правоохра-
нительными, законодательными
и судебными органами.
pg_0002
39
торые могли бы решить многие проблемы. Из-за того, что
они по стольку лет согласовываются у нас в правительст-
венных структурах, эти люди не получают пенсии, за ними
не признают тот трудовой стаж, который они себе зарабо-
тали. Мы до конца с вами не знаем, сколько же на самом
деле у нас из Чеченской республики, после всех событий
там произошедших, переехали в Российскую Федерацию
русскоязычных граждан. Эти цифры, наверное, просто не
поддаются никакой статистике. На территории Москвы
пытались ввести миграционные карты. Хотелось бы, что-
бы они, действительно, дали результат, но такой, чтобы
эти нововведения не унижали людей. Но не поймите ме-
ня неправильно: действительно, Россия не может быть
страной, в которую хочется приехать всем и каждому, по-
рой даже скрываясь от правосудия. Мы тоже должны ког-
да-то очиститься от преступности, наркотиков, торговли
оружием. Полагаю, что Закон о миграционной политике в
Российской Федерации как раз должны разработать и
внести через представителей, обладающих правом зако-
нодательной инициативы, именно общественные инсти-
туты, которые, как никто другой, сталкиваются с этими
проблемами, как никто другой, знают их».
Проясняя ситуацию с выдачей миграционных карт,
первый заместитель руководителя департамента мигра-
ционной службы Министерства внутренних дел Россий-
ской Федерации И.Б. Юнаш подчеркнул, что «сегодня
больших проблем с их выдачей на границе нет. Были
проблемы выдачи миграционной карты тем, кто уже на-
ходился на территории Российской Федерации. Мы
подготовили на основании анализа этой ситуации соот-
ветствующие указания и направили их в субъекты Феде-
рации. Сегодня перед нашей службой стоит задача не
ограничивать никакими условиями выдачу миграцион-
ляющих трудовую деятельность, что приводит к наруше-
нию их трудовых и социальных прав. В Российской Феде-
рации это создает угрозу национальному рынку труда и
благоприятствует развитию теневой экономики.
Сопредседатель Наблюдательного Совета НГК по вза-
имодействию с правоохранительными, законодательны-
ми и судебными органами, первый заместитель предсе-
дателя Государственной думы РФ Л.К. Слиска заострила
вопрос, касающийся наших соотечественников, который
напрямую связан с миграцией. «Да, распалось большое
государство, – сказала Любовь Константиновна, – кто-то
успел вернуться в Россию, кто-то хочет это сделать сей-
час. Но на деле получается так, что мы нечестно себя ве-
дем по отношению к соотечественникам: ведь годами без
движения лежат межправительственные соглашения, ко-
ной карты иностранным гражданам, которые уже нахо-
дятся в России: то есть работаешь ты, не работаешь, за-
регистрирован ты на какой-то адрес или не зарегистри-
рован – неважно: приходишь в ОВИР и получаешь миг-
рационную карту. А уже потом, в процессе, так сказать,
своего пребывания в России с точки зрения соблюдения
нашего законодательства – иди, регистрируйся по месту
пребывания, потом иди, оформляй разрешение для ра-
боты внутри Российской Федерации. Законодательство
сегодня этому не препятствует. Поэтому там, где это по-
няли и там, где наши сотрудники сегодня творчески ра-
ботают, – проблем нет.
Далее в своем выступлении докладчик отметил, что «в
общей структуре преступности количество преступлений,
только переданных для рассмотрения в суды в целом по
безопасности Российской Федерации; сочетании интере-
сов личности, общества и государства; дифференциро-
ванного подхода государства к решению проблем раз-
личных категорий мигрантов; взаимодействия феде-
ральных органов исполнительной власти, органов ис-
полнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления с общественными
объединениями мигрантов.
И самое важное, что хотелось бы подчеркнуть: госу-
дарство не в состоянии урегулировать миграционные
процессы и справиться с нелегальной миграцией, если не
будут активно задействованы институты гражданского
общества. И после Гражданского форума Правительство
Российской Федерации взяло курс на сотрудничество
именно с общественными организациями. Для примера
скажу, что в состав Правительственной комиссии по миг-
рационной политике входят 7 представителей переселен-
ческих организаций, правозащитных и других».
Миграционные процессы в России в минувшее деся-
тилетие определялись влиянием как отрицательных, так
и положительных факторов. К отрицательным участники
Симпозиума отнесли распад бывшего Союза ССР, прояв-
ление национализма, терроризм, незащищенность от-
дельных участков государственной границы Российской
Федерации, ухудшение качества жизни людей и состоя-
ния окружающей среды, экономическую нестабильность
и социальные конфликты. Развиваются процессы внеш-
ней трудовой миграции в виде привлечения и использо-
вания в Российской Федерации труда иностранных граж-
дан, выезда российских граждан за границу с целью ра-
боты по найму. При этом среди иностранных работников,
используемых в России, и российских граждан, работаю-
щих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществ-
Л. Слиска,
С. Абакумов,
В. Зорин,
Н. Соловьев
И. Юнаш
pg_0003
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ
40
России, совершенных иностранными гражданами, со-
ставляет где-то около 7,5 процентов. Это в абсолютных
цифрах примерно 35–37 тысяч преступлений в год. При-
чем, на первом месте – это кражи, а потом идут преступ-
ления, связанные с наркотиками, с оружием и т.д.
Сегодня прослеживается ситуация, при которой в
Европе по мере становления наших границ,
совершенствования законодательства Россию пытаются
использовать в качестве буфера для нелегальных миг-
рантов, чтобы они не могли проникнуть дальше на За-
пад. В частности, целый ряд международных организа-
ций, задействованных в сфере миграционных процес-
сов, оказывают помощь в обустройстве российско-ук-
раинской границы. Казалось бы, хорошее дело, дейст-
вительно, необходима и техническая, и методическая
помощь в этом вопросе. Но тем не менее они защищают
свои интересы прежде всего, чтобы те мигранты, кото-
рые через Украину могли бы попасть в Западную Евро-
пу, сегодня остались на нашей территории, остались в
России – и, таким образом, мы бы послужили неким
фильтром, который бы не допустил в Западную Европу
деятелей черного рынка с преступной направленнос-
тью. В результате сегодня мы имеем порядка полутора
миллионов людей без статуса в Российской Федерации
– это в чистом виде нелегальные мигранты, и около
3,5–5 миллионов нелегальных мигрантов в сфере тру-
довой деятельности. Это – экспертные оценки, потому
что, естественно, статистике это все не поддается. Раз-
ница здесь появляется в связи с сезонностью процессов
трудовой миграции. И если в сфере нелегальной мигра-
ции мы в течение года привлекаем к ответственности
примерно одинаковое количество человек – это милли-
он двести–миллион триста, то в сфере трудовой мигра-
ции эти процессы идут по нарастающей, и здесь мы
имеем рост выявленных нарушителей порядка 30 про-
центов. А примерно 30 процентов из проверенных орга-
низаций – юридических и физических лиц, которые
применяют у себя труд иностранных граждан, делают
это с нарушением российского законодательства. Хотя
пока еще далеко не все сферы этой деятельности подда-
ются проверке со стороны сотрудников Министерства
внутренних дел. И Федеральная миграционная служба
видит свою задачу в улучшении положения дел с мигра-
ционным контролем в России».
Массовая миграция иностранных граждан и лиц без
гражданства из государств Закавказья, Центральной и
Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде
районов Российской Федерации зачастую ухудшают со-
циальную обстановку, создают базу для формирования
Государств и какая-то часть граждан Вьетнама и Афга-
нистана, которые имеют здесь свои диаспоры и свои
традиционные позиции. И вторая часть нелегальной ми-
грации, которая, въезжая в страну, мигрирует дальше на
Запад, используя Российскую Федерацию для транзита.
И в том, и в другом случае – больше во втором – устано-
вились и действуют довольно серьезные рынки неле-
гального труда, существуют каналы переправы неле-
гальных мигрантов. Их встречают, снабжают документа-
ми и т.д. Именно Запад, на наш взгляд, инициирует всю
эту волну миграции. Она обходила Советский Союз, по-
тому что границы были надежно защищены, и страна
была единой. Сегодня это не так.
К примеру, ежегодная легальная потребность в ино-
странной рабочей силе стран Евросоюза – 500 тысяч че-
ловек. Туда прибывает до 3,5–4 миллионов. И они, ес-
тественно, обеспокоены этим. В прошлом году в Стам-
буле состоялась конференция, которую инициировал
ряд международных европейских организаций, зани-
мающихся проблемами нелегальной миграции, куда
были приглашены и представители стран СНГ. И перед
нами они прямо ставили задачу, как сделать буфер и
отстойник в Российской Федерации, наглядно показы-
вали, чем мы должны заниматься, для того чтобы к ним
нелегальные мигранты не шли, а мы ими занимались. В
связи с этим хочу отметить, что на Западе десятки лет
уже существуют организации, которые занимаются
только этой проблематикой. У нас сегодня такая работа
находится только в стадии формирования. Наверное,
надо инициировать эти вопросы и в рамках СНГ и, бе-
зусловно, необходимо создавать подобные междуна-
родные организации. Тогда появится и международный
опыт, тогда будут общие коллективные усилия по регу-
лированию этих процессов».
«Я хочу сказать следующее, – так начала свое выступ-
ление член Президиума Национального Гражданского
Комитета, член межведомственной рабочей группы по
миграционному законодательству при Президенте РФ,
президент региональной общественной благотворитель-
ной организации «Гражданское содействие» С.А. Ган-
нушкина – в стране, где не существует границы, исклю-
чить нелегальную миграцию невозможно. И мне очень
странно, что об этом так мало говорят государственные
мужи. Совершенно очевидно, что если в нескольких ки-
лометрах от контрольно-пропускного пункта свободно
можно перейти на территорию России, то это будет про-
исходить. За два дня мы границу не построим. При встре-
че Президента с нашими организациями, с нашей комис-
сией я сказала об этом Президенту, на что он мне отве-
террористических организаций и по-
литического экстремизма, являются
угрозой безопасности страны. Как
сказал заместитель директора Феде-
ральной пограничной службы РФ,
член правительственной комиссии по
миграционной политике А.М. Ере-
мин «существует два аспекта неле-
гальной миграции, с которыми стал-
киваемся мы, пограничники, да и ор-
ганы внутренних дел на территории
Российской Федерации. Во-первых,
это нелегальная миграция, связанная
с въездом в страну тех граждан, кото-
рые здесь и остаются. В основном это
граждане Содружества Независимых
Г. Гречко,
Л. Якубович
pg_0004
41
время назад у нас существовало наше известное Цент-
ральное региональное управление по борьбе с организо-
ванной преступностью. Оно занималось очень предметно
именно этим аспектом – борьбой с этническими преступ-
лениями. Сегодня его нет. Поэтому, если мы имеем дело
с определенной этнической группой, мы должны знать ее
нравы, традиции, культуру, систему взаимоотношений и,
смешно сказать, язык. Сколько сегодня на территории
Российской Федерации находится, допустим, китайцев.
Думаю, что очень большая этническая группа. А в каких
учебных заведениях мы готовим людей с китайским язы-
ком для борьбы с преступностью вот именно в этой этни-
ческой группе. Практически нигде. Поэтому мне пред-
ставляется, что сегодня нам нужно очень серьезно по-
смотреть и на эту проблему. Потому что в данный момент
мы можем говорить только о начале, ну, скажем так, не-
кой этнической криминальной революции. Но по мере
увеличения тех или иных этнических групп на территории
России мы столкнемся с тем обстоятельством, когда дей-
ствия преступников будут направлены не внутрь самой
группы, а уже будут расширяться».
В порядке замечания сделал короткое сообщение и
сопредседатель Президиума Национального Граждан-
ского Комитета, председатель Комитета по безопаснос-
ти Государственной думы РФ А.И. Гуров: «Каждый эт-
нос имеет свои особенности криминального поведения.
Но что мы-то имеем в виду сегодня. Все этносы, кото-
рые населяют Россию – а их около 160 – этническая пре-
ступность. Или говорим – Кавказ, «кавказцы пришли» –
это тоже этническая преступность. Так вот сюда больше
подходит «преступность мигрантов», либо «миграцион-
но-этническая преступность». А то получается, что рус-
ские – не этнос; евреи, которые населяют Россию – тоже
тил: «Не знаем, кому поручить». Вот этого общественные
организации сделать не могут, это должно делать госу-
дарство. Может быть, это дорого, но без этого мы нор-
мальной страной не станем.
Далее. Единственный способ борьбы с криминализа-
цией миграции и, на мой взгляд, наиболее гуманный и
прагматический способ, – это легализация. Легализация
должна быть простой. Она не должна быть такой, чтобы
законы, которые сейчас приняты о гражданстве и о пра-
вовом положении иностранных граждан, вошедшие в си-
лу – один вступил в силу уже почти год назад, а другой
полгода назад – до сих пор не действовали. Все здесь
присутствующие знают, что до сих пор не принимаются
ни заявления на гражданство, ни ходатайства о предо-
ставлении вида на жительство. Только через суд этого
можно добиться, через суд, который говорит, что граж-
данин не виноват, что правительство не выполнило свои
обязательства и не обеспечило эти два закона семнадца-
тью подзаконными актами. Их до сих пор нет. Насколько
я знаю, МВД было вынуждено 14 апреля направить в
Минюст приказ, согласно которому при отсутствии неко-
торых правовых актов тем не менее эти заявления будут
приниматься. Оно вынуждено это делать. Очень странно
иногда видеть, как на больших совещаниях депутаты Го-
сударственной думы предъявляют претензии МВД за то,
что последнее плохо работает с нашими гражданами и
соотечественниками. А МВД поставлено в ужасное поло-
жение, потому что издать все эти правовые акты, потом
ввести их в действие – это тяжелейшая, по-моему, невы-
полнимая задача. Мы приняли такие законы, которые как
машина без мотора. Нам говорят: «Покатайтесь, а потом
посмотрим, что получится». А она не едет. И это совер-
шенно очевидный факт. Что можно сделать для того, что-
бы с этим бороться. Первое, как я уже говорила, надо по-
мочь легализоваться».
На Симпозиуме разгорелась дискуссия и по поводу
термина «этническая преступность». Вот, например, что
сказал министр РФ В.Ю. Зорин: «Я думаю, что термин
«этническая преступность» используется как проблем-
ный вопрос или как вопрос, который бы следовало сей-
час обсудить, потому что этнической преступности в чи-
стом виде не бывает; это условный термин, который ис-
пользуется сугубо специалистами и, наверное, не стоит
его вводить в публичное пространство. Преступность
интернациональна по своей сути. Нам вообще надо
быть осторожнее с такими терминами, как «этническая
преступность», «лица кавказской национальности» или
названия различных акций, которые используют этни-
ческую терминологию, потому что это очень тонкая сфе-
ра. И мы иногда можем даже смоделировать ту ситуа-
цию, которой еще нет».
На это сопредседатель Президиума НГК по взаимо-
действию с правоохранительными, законодательными и
судебными органами, член Союза писателей, генерал
ФСБ и МВД в запасе А.Г. Михайлов возразил: «Может
быть, в нас говорит больше чувство интернационалистов,
которые полагают, что преступность не имеет националь-
ности. Внутри 5 миллионов лиц, нелегально пребываю-
щих на территории Российской Федерации, существует
большое количество групп людей определенных нацио-
нальностей, которые живут по своим законам, по своим
традициям. И естественно, хотим того или нет, если мы
говорим о нелегальной иммиграции, мы имеем дело и с
очень серьезными криминальными процессами, которые
пока за рамки этих групп не выплескиваются. Некоторое
не этнос; удмурты – тоже не этнос. Вы понимаете, пута-
ница идет. Пытались и так, и эдак говорить. Поэтому да-
вайте поручим кому-нибудь из нас обратиться к уче-
ным, чтобы они нам эту проблему с позиций термино-
логии привели в соответствие.
Вот здесь сегодня сидят работники органов внутрен-
них дел, но даже они не знают, и не их в этом вина –
сколько людей убито в России. Сколько уголовных дел –
мы знаем, сколько убито – нет. Мы провели исследова-
ние, запросили 89 регионов, и выяснили, что их 52 тыся-
чи вместе со статьей о тяжких телесных повреждениях, а
всего за 200 тысяч зашкаливает, если взять все крими-
нальные мотивы: ДТП – 18 тысяч; 42 тысячи трупов, кото-
рые каждый год находят, из них 50 процентов – явный
криминал; 38 тысяч из ста пропавших без вести; 60 тысяч
– это суицид, и т.д. Если так будет и дальше продолжать-
В. Мишин,
М. Шмаков
pg_0005
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ
42
ся, то через 20 лет и русских-то не останется. Нация нахо-
дится под угрозой. Это большая и очень серьезная про-
блема. Поэтому у меня есть предложение, как у сопред-
седателя Президиума Национального Гражданского Ко-
митета: давайте тему нашей следующей конференции
посвятим росту насилия, убийств, тяжких преступлений и
проявлений экстремизма в современных условиях».
Завершая дискуссию по вопросу об этнической пре-
ступности, заместитель начальника Управления про-
блем государственной и общественной безопасности
аппарата Совета безопасности РФ А.Н. Гребенкин от-
метил: «Полагаю, что этот термин в отношении к пре-
ступности вообще, а не применительно к организован-
ной преступности, далек от совершенства и достаточно
дискуссионный, а, может быть, даже – здесь я согла-
шусь с Владимиром Юрьевичем Зориным – и вредный.
В действующем законодательстве не содержится упо-
минаний об этнической преступности как особой форме
противоправной деятельности. Официальная статисти-
ка учитывает лишь преступления, совершенные иност-
ранцами и лицами без гражданства. Совершенно раз-
мыты критерии отнесения к этнической преступности.
Например, если кража совершена грузином – гражда-
нином России – это будет или нет этническим преступ-
лением. А если кражу совершил русский, являющийся
гражданином Грузии, нелегально въехавший в Россию.
Надо думать, что для рядового гражданина все-таки не
имеет никакого значения, кто у него совершил кражу –
русский или татарин, нелегал или гражданин России;
ему важно, чтобы преступник был установлен, а имуще-
ство было возвращено. Представляется, что упомина-
ние об этнической преступности в известной мере уме-
стно лишь тогда, когда речь идет об организованных
преступных группировках. Деятельность преступных ор-
ганизаций, сформированных по этническому принципу,
в настоящее время, действительно, представляет серь-
езную опасность. Только в Московском, например, ре-
гионе – это Москва и Московская область, – по имею-
щимся данным, насчитывается 40 крупных преступных
сообществ, 12 из которых сформированы по этническо-
му принципу. Вместе с тем дискуссия о терминах не
должна заслонять, по нашему мнению, главное: потоки
нелегальной миграции ухудшают криминальную ситуа-
цию в стране. При этом нас не должно вводить в за-
блуждение, что доля преступлений, совершенных ино-
странцами и лицами без гражданства, например, в про-
шлом году, составила лишь 2,3 процента от всех совер-
шенных в стране преступлений. В абсолютных показате-
лях это 35,7 тысячи преступлений на всю страну. Види-
мо, здесь надо учитывать то, что за прошлый год оста-
лись нераскрытыми около миллиона преступлений, а,
следовательно, мы не можем достоверно сказать, кто
их совершил».
Сокращается прирост постоянного населения России.
За счет миграции все меньше восполняется естественная
убыль населения. Во многих регионах Российской Феде-
рации уменьшение миграционного прироста населения
происходит на фоне значительного сокращения числен-
ности населения в результате роста смертности и сниже-
ния рождаемости. По прогнозу, начиная с 2006 года ожи-
даются значительные изменения в структуре населения,
будет сокращаться численность населения трудоспособ-
ного возраста – основного источника формирования тру-
довых ресурсов. Потребность экономики страны в допол-
нительных трудовых ресурсах вызовет необходимость
регулируемого притока иммигрантов, в первую очередь
из государств – участников Содружества Независимых
Государств. В этой ситуации актуальной проблемой для
российского общества является формирование устано-
вок толерантного сознания.
Именно этим проблемам посвятил свое выступление
президент фонда «Политика» В.А. Никонов: «Россия –
это трудонедостаточная страна с сокращающимся насе-
лением. Все прогнозы дают России через 15 лет 130–135
миллионов человек. Я не видел ни одного прогноза, ко-
торый бы давал нам численность населения к 2050 году
больше 105 миллионов человек. Официальный прогноз
Организации Объединенных Наций – 104 миллиона че-
ловек в 2050 году. Никогда не было столь большой дис-
пропорции между размерами страны – это уже не 1/6, но
еще 1/8 часть земного шара – и столь незначительным
демографическим и, прибавлю сюда, экономическим по-
тенциалом, который составляет менее 2 процентов от
глобального. На мой взгляд, вот именно это противоре-
чие между величиной территории и ничтожностью демо-
графического и экономического потенциала представля-
ет из себя, собственно, главную угрозу национальной бе-
зопасности Российской Федерации, на порядок более
значимую, чем криминальные преступные группировки с
этнической окраской.
Мы занимаем сейчас второе место в мире по количе-
ству приезжающих к нам людей после Соединенных Шта-
тов и вдвое опережаем уже Германию. Однако при этом
приезжают далеко не самые необходимые категории лиц
и в основном в трудоизбыточные районы – такие, как
Москва, Санкт-Петербург и Юг. Необходима целена-
правленная политика приглашения лиц определенной
профессиональной квалификации и в те регионы, где
они действительно нужны. Путь
единственный: отлаживание условий
для легальной иммиграции, особен-
но в том, что касается русских. Чем
лучше окажутся условия для легаль-
ной иммиграции, тем больше будет
шансов на полноценную интеграцию
иммигрантов в российское общество
и меньше – на формирование замк-
нутых и враждебно настроенных по-
луподпольных этнических земля-
честв, которые, собственно, и состав-
ляют основу этнических – или как мы
там их назовем – преступных групп.
И если мы, скажем, не уничтожим не-
легальную миграцию, мы не сможем
В. Колесников,
С. Марков,
Л. Слиска
pg_0006
43
решить другой очень важной задачи, которая сейчас по-
ставлена Президентом и реализуется нашим Министерст-
вом иностранных дел, а именно: введение свободного
безвизового обмена со странами Европейского Союза –
задача, которая должна выполняться, и может выпол-
няться только в связи с решением обсуждаемых нами се-
годня проблем».
Свое мнение по затронутым проблемам на Симпози-
уме высказал и член Президиума Независимой органи-
зации «Гражданское общество», генеральный секре-
тарь социалистической единой партии России «Духов-
ное наследие» А.И. Подберезкин: «Я бы 4 группы про-
блем выделил, они все, на мой взгляд, заслуживают
внимания с точки зрения опять же отсутствия механиз-
ма их решения. Первая проблема – идеологическая. А
кто у нас, собственно, занимается идеологическими во-
просами в государстве, связанными с национальными
проблемами. Вы помните, в свое время в ЦК партии
этими вопросами занимались многие. И надо сказать,
что по-своему тот институт был эффективен. Сейчас-то у
нас нет вообще такого института. Хорошо, есть управле-
ние по миграционной политике – но это не то: идеоло-
гические вопросы там не решаются. Я один только при-
мер приведу: в Москве 70 процентов граждан негативно
относятся к иностранной миграции. И что с этим делать
– отмахнуться или поручить МВД идеологией занимать-
ся, то есть навесить на него несвойственную ему функ-
цию. Далее – криминальный аспект. Об этом сегодня
много говорилось. Я бы разделил его на две части: пер-
вая – этническая преступность, которая есть; можно
стесняться этого термина, можно искать дефиниции –
но она есть, потому что, по всем показателям, от 30 до
50 процентов преступлений совершаются этническими
группировками, даже если мы их так называть не бу-
дем. И вторая – это экономика. А что, мы не знаем, что
у нас целые сектора экономики попадают под контроль
этнических групп. Что, никто не знает, что рынки в
Москве находятся под контролем азербайджанцев и что
это вызывает совершенно определенные настроения у
москвичей. Есть такая проблема. Есть.
Третья группа проблем – общественно-политичес-
кие. Об этом, к сожалению, сегодня ничего не говори-
лось. Но они есть. Как реагировала определенная кон-
фессия на события в Ираке. Это ведь очень симптома-
тично было. Или что, мы не знаем, что есть проблемы в
Ростовской области, скажем, с армянской диаспорой.
Есть, конечно – так же как и в Москве. Далее. Среди 33
зарегистрированных партий есть партии, находящиеся
под совершенно определенным конфессиональным и
политическим влиянием. Можно, конечно, этого не за-
метить; но мне кажется, лучше сделать это, потому что
проблема глобализации – это проблема национальной
идентичности. И, наконец, чтобы все эти вопросы в ком-
плексе эффективно решать, необходим определенный
механизм или орган. Я не знаю, как его назвать: может
быть, так трансформировать: Управление по миграци-
онной политике Администрации президента, чтобы он
стал аппаратом, некой большой комиссией, куда бы во-
шли представители силовых структур, партий, общест-
венных организаций, средств массовой информации и
различных конфессий, потому что все они должны гово-
рить на одном языке. И то, что такой орган должен быть
создан, у меня не вызывает сомнений. Предлагаю зане-
сти это в тот документ, который мы будем по итогам
Симпозиума принимать за основу».
Отвечая на призывы представителей общественных
организаций к более тесному сотрудничеству, первый
заместитель министра внутренних дел РФ В.А. Василь-
ев заметил: «Мы говорим о гражданском обществе, о
проблемах миграции. В нашей системе мы привыкли
смотреть на эти проблемы через этническую преступ-
ность, через потенциальную угрозу терактов и т.д. Нас,
наверное, понять можно. Это наша, может быть, даже
беда: мы профессионально деформируемся, и это, как
говорят, неизбежный процесс всякой профессии. Вы как
бы этим не страдаете профессионально, вы можете
смотреть на эти вопросы иначе. Мы понимаем прекрас-
но, что миграция сегодня для России – во многом и бла-
го. Для того чтобы она стала именно такой и меньше
имела негативных последствий – вот в этом, наверное,
и смысл рассуждений на эту тему. Можно разделить ми-
грационный поток. Можно и нужно. Но кто-то считает,
что мы совершенно неправильно используем инстру-
ментарий, в том числе и применение властных полно-
мочий, побуждая кого-то к чему-то, ограничивая его
права. Нет другого инструмента в мире. Но мы, смотри-
те, делаем большое, огромной важности дело: мы де-
лим этот огромный поток, который сегодня не фиксиру-
ется, – о чем уже говорилось, – ни количественно, ни
качественно. Ведь если вдуматься, то основная масса
мигрантов – это люди, которые хотят реализовать себя;
если хотите, это люди с амбициями, которые хотят ра-
ботать и иметь более достойную жизнь. И исторически
мигранты создавали целые цивилизации, это всем из-
вестно и понятно. Мы же все смешиваем в единое поня-
тие и иногда смотрим с одной стороны, с полицейской
точки зрения, извините за такое выражение, а с другой
– жертвы и борца за свободу. И вот здесь я боюсь, что
А. Подберез-
кин
В. Васильев,
А. Ерёмин,
Л. Слуцкий
pg_0007
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СИМПОЗИУМ
44
мы не приходим к пониманию и, самое главное, не на-
ходим точек соприкосновения. Вот через этот конфликт
своего рода интересов и взглядов нам нужно перехо-
дить. И мне кажется, что это нам удается. На мой взгляд,
это тот ресурс, который позволяет нам обсуждать и, са-
мое главное, соединять усилия в решении тех проблем,
которые у нас есть».
Подводя итоги дискуссии, председатель Правления
Национального Гражданского Совета по международ-
ным делам, сопредседатель Президиума НГК по взаимо-
действию с правоохранительными, законодательными и
судебными органами, директор Института политических
исследований С.А. Марков подчеркнул: «Необходимо
усовершенствовать взаимодействие общественных
структур и законодательных органов. Насколько я понял,
последние готовы воспринимать предложения граждан-
ских структур, в частности, Нацио-
нального Гражданского Комитета по
взаимодействию с правоохранитель-
ными, законодательными и судебны-
ми органами.
Я полагаю, что по заявленной на
сегодня проблеме выделилось два
основных подхода: с одной стороны,
они противоречат друг другу, с дру-
гой – выражают интересы страны в
целом и, стало быть, должны быть
как-то совмещены. Один из них я бы
назвал подходом правоохранитель-
ных органов, смысл которого заклю-
чается в максимальном ограничении
миграции на территорию России, поскольку она создает
весь этот комплекс проблем. Другой я бы назвал совме-
стным подходом правозащитных организаций и бизнеса,
который предполагает максимально легализовать миг-
рацию и одновременно дать возможность большему ко-
личеству людей приехать в Россию. На сегодня очевидно,
что эти подходы противоречат друг другу, а как их согла-
совать, пока неясно. Нынешний Закон о гражданстве поч-
ти полностью основан, как мне кажется, на первом под-
ходе, то есть на максимальном ограничении въезда в
Россию. Минусы его понятны: если легальная миграция
мало возможна, это приводит к тому, что она становится
нелегальной, и является основой для этнической органи-
зованной преступности».
Та миграционная ситуация, о которой говорили участ-
ники Симпозиума, требует новых подходов, с тем чтобы
миграционные процессы в Российской Федерации стали
фактором, способствующим позитивному развитию рос-
сийского общества, исходили из потребностей экономи-
ки, интересов национальной безопасности, охраны об-
щественного порядка и здоровья населения.
По установившейся традиции на Симпозиуме состоя-
лась торжественная церемония вручения Золотых Почет-
ных знаков «Общественное признание». Высшие общест-
венные награды России были вручены:
А.Г. Михайлову – члену Союза писателей, генералу
ФСБ и МВД запаса «за большой личный вклад в укрепле-
ние национальной безопасности страны и развитие ин-
ститутов гражданского общества, плодотворную публи-
цистическую и научно-просветительскую деятельность,
активную патриотическую гражданскую позицию»;
В.А. Никонову – президенту фонда «Политика» «за
большой личный вклад в повышение роли гражданских
Награждаются
Золотым
Почетным
знако «Обще-
ственное
признание»:
Н. Соловьев,
В. Никонов,
А. Михайлов,
А. Подберез-
кин
pg_0008
45
Н.Г. Соловьеву – первому заместителю Секретаря
Совета безопасности РФ «за большой личный вклад в
укрепление национальной безопасности, законности и
правопорядка, плодотворную деятельность по углубле-
нию взаимодействия и сотрудничества институтов
гражданского общества с государственными органами
власти, личное мужество, проявленное во время служ-
бы в правоохранительных структурах, активную патрио-
тическую гражданскую позицию»;
В.В. Тихомирову – заместителю министра, главноко-
мандующему внутренними войсками МВД России «за
большой личный вклад в укрепление законности и пра-
вопорядка, умелое руководство внутренними войсками,
в том числе в ходе проведения антитеррористической
операции на Северном Кавказе, проявленное при этом
личное мужество, достойное выполнение гражданского и
служебного долга»;
О.М. Толкачеву – первому заместителю мэра г. Москвы
в правительстве Москвы «за большой личный вклад в ук-
репление российской государственности , поддержку и ста-
новление институтов гражданского общества, многолетнюю
и плодотворную деятельность по совершенствованию и раз-
витию инфраструктуры г.Москвы, а также по оказанию ре-
альной помощи в реализации социально-значимых обще-
ственных, научных, культурных и спортивных проектов в
столице, активную патриотическую гражданскую позицию»;
В.Д. Червову – президенту ООО «Управляющая ком-
пания «Концерн Сибирь» «за большой личный вклад в
развитие отечественной экономики, успешную реализа-
цию социально-значимых промышленно-строительных
проектов в Сибирском регионе, плодотворную благотво-
рительную деятельность, участие в Гражданских благо-
творительных акциях «Мужество и милосердие» в под-
держку сотрудников силовых структур, в том числе участ-
ников специальных и антитеррористических операций на
Северном Кавказе, активную патриотическую граждан-
скую позицию»;
С.В. Ястржембскому – помощнику Президента Рос-
сийской Федерации «за большой личный вклад в укреп-
ление российской государственности, становление и раз-
витие гражданского общества в России, плодотворную
деятельность по укреплению национальной безопаснос-
ти и территориальной целостности страны, активную па-
триотическую гражданскую позицию».
Полные тексты выступлений и рекомендации в адрес
всех ветвей власти, сделанные В. Гордиенко, О. Кузиным,
А. Бабушкиным и другими участниками Симпозиума, бу-
дут изданы отдельной брошюрой.
Соб. инф.
институтов и общественного мнения
в России, многолетнюю и плодотвор-
ную публицистическую и научно-
просветительскую деятельность, ак-
тивную гражданскую позицию»;
А.И. Подберезкину – генераль-
ному секретарю социалистической
единой партии России «Духовное на-
следие» «за большой личный вклад в
становление и развитие гражданско-
го общества в России, плодотворную
общественную, научно-просвети-
тельскую деятельность, реализацию
социально-значимых издательских и
культурных проектов, активную пат-
риотическую гражданскую позицию»;
Награждаются
Золотым
Почетным
знаком «Об-
щественное
признание»:
С. Ястржемб-
ский,
О. Толкачев,
В. Червов,
В. Тихомиров