НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ
52
Инициатива ряда авторитетных общественных орга-
низаций, гражданских и предпринимательских объе-
динений, руководства Приволжского Федерального
округа и членов Оргкомитета Гражданского форума –
участников «Тольяттинского диалога» о проведении
Российского форума в Нижнем Новгороде в октябре
месяце сего года получает поддержку лидеров непра-
вительственных организаций и гражданских союзов,
представителей научной, творческой и деловой элиты
российского общества. Эта поддержка нашла свое от-
ражение в резолюциях (опубликованных в нашем
журнале) Всероссийских общественных конференций,
симпозиумов и конгрессов, проведенных Независи-
мой организацией «Гражданское общество», Нацио-
нальным фондом «Общественное признание» и НГК
по взаимодействию с правоохранительными, законо-
дательными и судебными органами в марте–июне с.г.:
– «Национальная безопасность России – новые вызо-
вы. Роль институтов гражданского общества»
(МГИМО (У) МИД РФ);
– «Информационные и телекоммуникационные тех-
нологии в образовании–2003» («ИТТО–2003», Прези-
дент-отель);
– «Национальная безопасность России: проблемы не-
легальной миграции и этническая преступность. Реа-
лии и тенденции. Роль институтов гражданского об-
щества» (Президент-отель).
В этом номере журнала мы публикуем Обращение,
связанное с данной инициативой за подписью предсе-
дателя Комиссии по правам человека при Президенте
РФ Эллы Памфиловой, а также продолжаем знакомить
читателей с материалами прошедшей в МГИМО (У)
МИД РФ Всероссийской общественной конференции
«Национальная безопасность России – новые вызовы.
Роль институтов гражданского общества».
Сегодня по многочисленным просьбам лиде-
ров и членов всероссийских и региональных
неправительственных организаций, а также по
пожеланиям наших постоянных читателей мы
представляем вашему вниманию два выступ-
ления: Сопредседателя Попечительского Сове-
та Национального Гражданского Комитета по
взаимодействию с правоохранительными, за-
конодательными и судебными органами, сек-
ретаря Совета безопасности РФ Владимира
РУШАЙЛО и сопредседателя Президиума НГК,
президента Фонда эффективной политики Гле-
ба ПАВЛОВСКОГО, которые в свете будущего
Российского форума представляются нам наи-
более концептуальными и интересными.
В.Б. Рушайло:
«Уважаемые участники конферен-
ции!
Прошло уже более полутора лет с
момента проведения первого Граждан-
ского форума России, на котором был
дан анализ современного гражданско-
го общества и нашего государства, об-
сужден ряд проблем и намечены пути
совершенствования механизмов взаи-
модействия общественных институтов
и властных структур.
За этот небольшой период граждан-
ское общество России не оставалось на
месте, а продолжало эволюционно раз-
виваться.
В практической реализации мер по
укреплению национальной безопасно-
сти России могут и должны участвовать
не только органы государственной вла-
сти, но и общественные институты
гражданского общества.
Национальный Гражданский коми-
тет по взаимодействию с правоохрани-
тельными, законодательными и судеб-
ными органами становится важным
структурным звеном в системе форми-
рования демократического граждан-
ского общества.
Тема взаимоотношений власти и
гражданского общества в России вновь
оказывается одной из наиболее акту-
альных для отечественной политичес-
кой науки и политической практики.
В значительной мере это обуслов-
лено наметившейся стабилизацией со-
циально-экономического и внутрипо-
литического положения в стране. Скла-
дывающаяся обстановка позволяет в
гораздо большей мере сконцентриро-
вать внимание на решении основной
задачи по разработке и внедрению эф-
фективных механизмов взаимодейст-
вия общества и власти.
На Гражданском форуме в 2001 году
совершенно справедливо было отмече-
но, что без партнерских отношений меж-
ду государством и обществом не может
быть ни сильного государства, ни про-
цветающего, благополучного общества.
Как выглядят существующие сего-
дня отношения между государством и
обществом.
pg_0002
53
Практически для большинства госу-
дарств и их гражданских обществ в этой
области далеко не всегда совпадают
взгляды на то, что надо делать, но, по-
хоже , есть общее понимание того, чего
делать не надо. Россия здесь не являет-
ся исключением.
Кстати, такие позиции сторон нахо-
дятся в полном соответствии с законом
Российской Федерации «Об обществен-
ных объединениях», согласно которому
«Вмешательство органов государствен-
ной власти и их должностных лиц в дея-
тельность общественных объединений,
равно как и вмешательство обществен-
ных объединений в деятельность орга-
нов государственной власти и их долж-
ностных лиц, не допускается».
Что же касается налаживания диа-
лога власти и гражданского общества,
то приходится отмечать, что пока этот
процесс требует глубокого совершенст-
вования.
Часть гражданского общества в силу
определенных причин, в том числе кон-
сервативного характера, сохраняет по-
дозрения в отношении политической
власти и отстаивает традиционные по-
зиции, с которых государство искусст-
венно противопоставляется народу.
Мы очень долго жили в ситуации,
когда государство доминировало над
гражданским обществом, всеобъемлю-
ще его контролировало. Поэтому есте-
ственным стремлением нашего общест-
ва в 1980–90-е годы были попытки ми-
нимизировать роль и влияние государ-
ства. Следует признать, что в значитель-
ной степени этого удалось добиться.
Вряд ли оправдано сводить отноше-
ния государства и гражданского обще-
ства к упрощенным схемам их автоном-
ного существования и развития.
При этом нет смысла подвергать со-
мнению то, что гражданское общество и
государство по содержанию являются
принципиально разными субъектами.
Они неодинаковыми способами и сред-
ствами интегрируют людей, составляю-
щих одно и то же человеческое общество.
С другой стороны, не вызывает ни-
какого сомнения, что гражданское об-
щество и государство – абсолютно вза-
имозависимые социальные величины.
И для своего существования они в оди-
наковой мере необходимы друг другу.
Политическое руководство страны
держит стратегический курс на выстраи-
вание вертикали государственной влас-
ти, формирование единого правового и
экономического пространства, создание
эффективно действующего государства,
которое не только успешно выполняло
бы силовые функции, но и воспринима-
лось бы всеми как архитектура россий-
ского цивилизованного общества.
Существует точка зрения, что госу-
дарство не имеет права на осуществле-
ние той или иной меры контроля над
деятельностью институтов гражданско-
го общества.
Безусловно это не так. В случаях,
предусмотренных федеральным зако-
нодательством государство должно ре-
шительно вмешиваться в деятельность
общества. К примеру, пресечение дея-
тельности национал-фашистских и дру-
гих подобного рода партий и общест-
венных движений, тоталитарных сект. С
одной стороны, они представляют инте-
ресы определенной ячейки общества, с
другой стороны, – наносят всему обще-
ству катастрофический вред.
При этом по мере эволюции общест-
ва происходит постепенное сужение
сферы контроля государства.
Государство непосредственно не уча-
ствует в процессе формирования граж-
данского общества. Но оно крайне заин-
тересовано найти пути организации вза-
имодействия с находящимся в стадии
становления гражданским обществом.
Российская власть, ориентирован-
ная на модернизацию политической
жизни в стране, испытывает острую по-
требность в диалоге и сотрудничестве с
гражданским обществом. Пытаясь ре-
шать свои задачи и действуя в своих ин-
тересах, власть обнаруживает, что, не
прибегая к поддержке структур граж-
данского общества, она эти интересы не
всегда в состоянии реализовать.
В последние годы в политике россий-
ского государства появились позитивные
перемены в его взаимоотношениях с
гражданским обществом. Российская по-
литическая власть обратила серьезное
внимание на проблемы, препятствующие
становлению гражданского общества,
развитию с ним диалога по наиболее ак-
туальным вопросам жизни страны. Про-
граммное заявление Президента Россий-
ской Федерации В.В. Путина на Граждан-
ском форуме о готовности власти к диа-
логу с гражданским обществом и реши-
мости поддерживать исходящие от него
инициативы было позитивно воспринято
значительной частью общества.
Причина таких перемен объясняется
высокой ответственностью современ-
ной политической власти за судьбы
страны, готовностью к сотрудничеству с
гражданским обществом и активному
содействию в становлении и укрепле-
нии его институтов.
Все это во многом способствует со-
зданию условий для утверждения новой
(партнерской) модели взаимоотноше-
ний государства и гражданского обще-
ства. Не менее важна позиция и самого
гражданского общества, его ориента-
ция на диалог с властью, готовность иг-
рать по правилам и находить компро-
мисс в рамках существующей системы
отношений.
Важно отметить, что построение
гражданского общества является одним
из важнейших элементов обеспечения
национальной безопасности страны. Оно
невозможно без укрепления правовой
системы, усиления борьбы с преступнос-
тью, терроризмом и экстремизмом.
Представляется, что специфика
гражданского общества в современной
России состоит в том, что его становле-
ние происходит в условиях дальнейше-
го развития политической системы.
На сложностях переходного харак-
тера формирующегося в России граж-
данского общества существенным об-
разом сказывается целый ряд факторов:
– этническая и конфессиональная неод-
нородность населения;
– большие различия в уровнях соци-
ально-экономического и культурного
развития регионов;
– значительная имущественная диффе-
ренциация населения страны и несфор-
мированность массового среднего
класса;
– отсутствие интегрирующей общество
национальной идеи.
Негативно влияет на общую атмо-
сферу в гражданском обществе также и
чрезмерная амбициозность лидеров
ряда общественных организаций, их
неготовность к выработке скоордини-
рованной программы действий даже с
единомышлениками и исключению тем
самым ненужной обществу излишней
фрагментации.
Перечисленные и многие другие
факторы оказывают серьезное тормозя-
щее воздействие на процесс становле-
ния гражданского общества в совре-
менной России.
Нельзя не обратить внимание на то,
что появляющиеся элементы граждан-
ского общества порой не поднимаются
выше групповых и местнических инте-
ресов. В силу этого некоторые общест-
венные объединения несут в себе не
столько согласительный, сколько кон-
фронтационный дух. Более того, ряд
общественно-политических организа-
ций пропагандируют идеи, противоре-
чащие интересам России.
И все-таки, несмотря на неоднород-
ность российского гражданского обще-
ства и переживаемые им трудности рос-
та, важную роль играет значительная,
конструктивно настроенная его часть,
отказавшаяся от устаревших политичес-
ких догм, контрпродуктивных поведен-
ческих установок и проявляющая под-
линный интерес к упорядочению отно-
шений с государством.
Современная обстановка требует
развития системы неправительственных
институтов, обладающих достаточным
влиянием, чтобы успешно уравновеши-
вать власть государства и, не препятст-
вуя ему, оказывать содействие в под-
держании законности и правопорядка,
в посреднических функциях улажива-
ния споров и конфликтов между проти-
воположными групповыми интересами.
Институты гражданского общества
должны способствовать установлению
оптимального баланса между государ-
ством и обществом.
Корпоративный интерес общества и
государства лежит в том числе и в сфе-
pg_0003
НА ПУТИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ
54
Г.О. Павловский:
«Национальный Гражданский Ко-
митет по взаимодействию с правоо-
хранительными, законодательными и
судебными органами, поскольку он
именуется национальным, заставляет
спросить: что такое нация. «Нация»
во всем мире означает правящий че-
рез демократические институты суве-
ренный народ. В русском языке этому
понятию, строго говоря, соответствует
понятие «общество». Гражданское об-
щество – это лишнее уточнение, по-
скольку опять-таки в нашем конститу-
ционном строе общество совпадает с
понятием «избиратели». В этом смыс-
ле оно является гражданским общест-
вом, власти которого формируются
путем выбора представителей, из-
бранных представителей. Поэтому по-
нятия общества, гражданского обще-
ства и нации у нас полностью совпа-
дают. Я напомнил об этом, потому что
безопасность является требованием
общества, а не требованием властей.
Государство, конечно же, признает
это требование в какой-то степени.
Власти принимают меры в ответ на эти
требования. Но часто эти меры кажут-
ся обществу паллиативами. Государ-
ство само по себе не может справить-
ся с комплексной задачей безопаснос-
ти, работая не в паре с обществом.
Ближайший пример – это политичес-
кий процесс в Чечне, который хотя и
запущен Президентом, но далее будет
решаться уже самими гражданами
Чечни, они же – граждане России, ду-
ховными и общественными силами
Чеченской республики. Безопасность
общества неделима. Общество не мо-
жет чувствовать себя в безопасности,
ни ведя войну, ни в условиях крими-
нальной войны на улицах. Я бы на-
помнил в этой связи, что именно рос-
сийское общество традиционно доро-
жит своим образованным классом –
классом, который оно, общество, об-
разовало, в общем-то на гроши, сэко-
номленные на самом необходимом.
Мы – бедное общество. И поэтому,
когда представителей нашего образо-
ванного класса убивают на улицах и в
подъездах, это не является частной
ре установления и поддержания право-
порядка в стране. Именно здесь необ-
ходимо и возможно конструктивное со-
трудничество.
Усилиями только одного государ-
ства невозможно обеспечить право-
порядок и общественное согласие.
Решающую роль в его закреплении
должны играть гражданские институ-
ты, и, в первую очередь, самые влия-
тельные из них – политические пар-
тии, общественные движения. Веду-
щую роль в оздоровлении ситуации
призваны и могут сыграть и средства
массовой информации.
Демократическое, правовое госу-
дарство, воздерживаясь от вмешатель-
ства в равноправные отношения людей,
которые и образуют гражданское обще-
ство, должно регулировать поведение
человека только в той мере, в какой это
не затрагивает свободу его выбора и
обеспечивает общественные интересы.
Что же касается гражданского об-
щества, то оно лишь тогда может быть
сильным и эффективным, когда оно не
только требует от государства соблюде-
ния моральных и этических принципов,
но само этими принципами руководст-
вуется.
Очевидно, что в решении задач
обеспечения национальной безопасно-
сти страны более заметной должна
стать деятельность неправительствен-
ных и некоммерческих организаций,
призванных внести свой вклад в созда-
ние в обществе обстановки мира и со-
гласия.
Представляется целесообразным
поддержать инициативу общест-
венных организаций, гражданских
союзов, предпринимательских объ-
единений и других институтов граж-
данского общества о созыве Россий-
ского Форума в целях продолжения
диалога, организации взаимодейст-
вия и сотрудничества со всеми вет-
вями власти.
В выступлении затронуты некоторые
актуальные вопросы государственно-
общественного сотрудничества на со-
временном этапе становления россий-
ской государственности и формирова-
ния новой системы общественных отно-
шений.
Гражданское общество не возника-
ет в одночасье, для его становления не-
обходимы соответствующие условия и
время. Западная Европа шла к этому
столетиями. России для этого отпущены
более сжатые сроки.
Мы едины в стремлении совмест-
но вести поиск путей совершенство-
вания взаимоотношений государст-
венных и гражданских институтов, ис-
ходя из необходимости обеспечения
стабильного существования и посту-
пательного развития общества, со-
здания достойных условий и качества
жизни российских граждан с учетом
сегодняшних реалий».
проблемой, это является серьезной
общественной проблемой, вызовом
нашей безопасности.
Я хотел бы сказать, что с началом
американо-иракской войны мы фор-
мально переходим двойную черту:
формально кончается эпоха послево-
енного мира – мира, установленного
в 45-м году, и мы, так же формально,
вступаем в следующую мировую эпо-
ху – эпоху войн за установление ми-
рового строя. Это будет, видимо,
длительная эпоха. И в ней каждое де-
мократическое общество – так или
иначе, близко или далеко – но встре-
тит свою войну. Войну лучше встре-
чать на отдаленных рубежах, еще
лучше – как можно более отдален-
ных; лучше всего, конечно же, за пре-
делами своей страны. Сегодня в на-
шем обществе, – а здесь об этом уже
говорилось, – существует раскол по
вопросу о военной структуре общест-
ва. Раскол, собственно, существует
среди общественных организаций,
часть из которых, – и я считаю, эту по-
лемику не надо скрывать, – придер-
живается архаических, традициона-
листских, сектантских представлений
о том, что общественная организация
– это некий партизанский отряд, ко-
торый всегда ведет войну с любыми
властями, какими бы они ни были;
пускает поезда под откос просто в си-
лу того, что она – общественная орга-
низация. Надо говорить и о том, что в
основе этого лежит старое русское
зло – пацифизм. Это зло укоренено в
нашей культуре. Он связан, действи-
тельно, с нашими русскими ценностя-
ми и в какой то степени паразитирует
на религиозных ценностях русской
культуры. Но пацифизм – старый враг
любого русского государства, любого
российского государства. Сегодня я
бы предостерег от того, чтобы считать
эру безоглядного пацифизма ушед-
шей. Наши образовательные систе-
мы, наши коммуникативные системы,
наши системы пропаганды и обеспе-
чения политической общественной
мобилизации в принципе не понима-
ют, что такое необходимая военная
структура демократического общест-
ва и демократического государства,
что, в сущности, одно и то же. Значит,
никакими пацифистскими заклятия-
ми мы не сможем предотвратить во-
енную угрозу. Мы можем предотвра-
тить ее только трезвой, холодной,
расчетливой, а когда необходимо –
жесткой общественной мобилизаци-
ей. Пример такой линии, пример та-
кого курса дает политика Путина в от-
ношении войны на Ближнем Востоке;
но только пример, потому что Прези-
дент сам не может предотвратить уг-
розу обществу, если само общество
не видит этой угрозы, не хочет ее ви-
деть и в лице своих общественных
лидеров отворачивается от нее.
pg_0004
От гражданского общества исходят
стратегические инициативы во всех
областях национального строитель-
ства. Именно эти инициативы и про-
екты смогут придать новый импульс
действиям государственной власти,
стимулировать социально-ответст-
венную деятельность бизнеса.
В ходе реализации своих проектов
гражданские организации активно
внедряют ценности прав и свобод
человека в общественное сознание и
социальную практику. Гражданские
организации способствуют форми-
рованию прозрачной среды, благо-
приятной для продуктивного диало-
га общества, бизнеса и власти, раз-
витию экспертного сообщества.
В этой связи представляется крайне
важным использовать опыт, накоп-
ленный институтами гражданского
общества и бизнеса при проведе-
нии Гражданского форума, ярма-
рок социальных и культурных про-
ектов и Тольятти некого диалога.
Мы предлагаем, начиная с 2003 года,
ежегодно, проводить в различных
городах Российской Федерации
многосторонний форум-диалог об
итогах и стратегии развития страны,
и прежде всего отношений общества,
бизнеса и власти. Мы предлагаем
назвать его «Российский форум» и
поддержать инициативу проведения
его в октябре 2003 года в городе
Нижний Новгород (23–25 октября).
2003 год – это год выборов. Гражда-
не заинтересованы, чтобы програм-
мы и деятельность политиков отра-
жали запросы общества. Граждан-
ское общество должно знать, с чем
идут партии на выборы и как они ре-
ализуют полученный от него ман-
дат. В конечном итоге, именно де-
мократические выборы и являются
одной из главных форм обществен-
ного договора. Российский форум
может существенно улучшить каче-
ство этого договора, заключаемого
на основе совместно формируемой
общественной повестки дня.
Мы обращаемся к Президенту РФ,
руководителям всех ветвей власти
федерального и регионального
уровней, к представителям граж-
данских организаций, к деловой и
политической элите России с при-
зывом поддержать эту инициативу,
продолжить и укрепить традицию
диалога власти, гражданского об-
щества и бизнеса на основе демо-
кратических ценностей и прав че-
ловека, заложенную на дискуссиях,
круглых столах и переговорных
площадках Гражданского форума
2001 года.
Э. ПАМФИЛОВА,
председатель Комиссии
по правам человека при Президенте
Российской Федерации
55
Сегодня помимо традиционалист-
ской общественной позиции общество
выдвигает новые силы, которые готовы
брать на себя ответственность за подго-
товку страны к необходимой конкурен-
ции и обороне. Этих сил уже достаточно
много, у них есть общественные извест-
ные названия. Здесь и Серафимовский
клуб, и Проектный комитет, и Центр
корпоративного предпринимательства,
и Русский университет. Эти обществен-
ные организации действуют на основа-
нии Российской Конституции, им не
нужно никакое отдельное признание.
Им не нужны никакие дотации или бю-
джетная помощь – они сами находят се-
бе финансирование, тесно взаимодей-
ствуя с российским же бизнесом. И,
кстати, еще одна особенность в том, что
на сегодняшний момент в нашем обще-
ственном секторе формируется два на-
правления, одно из которых полностью
зависит от западных спонсоров, от тех
же грантов, другое ориентируется на
внутреннюю поддержку и внутреннюю
консолидацию.
Нам всем надо готовиться жить,
действовать и прокладывать курс в бли-
жайшее время в военном и послевоен-
ном мире. Современные войны будут в
высокой степени войнами не только за
коммуникации, не только на уровне
коммуникаций, но и за содержание
коммуникаций. И мне особенно горько
говорить: в этой сфере, где я професси-
онально работаю 25 лет, нация сегодня
находится в глухой коммуникативной
обороне. Мы сегодня реально проигры-
ваем конкуренцию за содержание ми-
ровых коммуникаций. По какой причи-
не. Примерно по той же, по которой
мы, садясь в Москве в такси, не нахо-
димся ни в безопасности, ни в уверен-
ности в том, сколько мы заплатим, при-
ехав на место. Общественный институт
легко уничтожить, его трудно восстано-
вить. В начале 90-х ряд необходимых
общественных институтов, зависящих
от государства, были ликвидированы
тогдашними властями; и сегодня на
этом месте действуют анонимные силы
частного бизнеса, которые совершенно
не намерены руководствоваться госу-
дарственными интересами. Нам сего-
дня не нужен Агитпроп. Я думаю, никто
не хотел бы восстановить советский
Агитпроп. Но нам нужна сильная ме-
дийная промышленность, сильная ком-
муникативная индустрия.
Я говорил об общественных ор-
ганизациях, которые ведут само-
стоятельную линию на поддержку
государства по всем азимутам ук-
репления общественной безопас-
ности. Эти организации выдвинули,
в частности, идею проведения в
Нижнем Новгороде Российского
форума. Но я не подчеркивал бы ее
местное происхождение: эта идея
сразу была поддержана представи-
телями разных регионов и разных
областей и даже придерживаю-
щихся разных идеологических по-
зиций. Хватит нам ездить в Давос,
Давос должен существовать в самой
России. Почему бы ежегодно в том
или ином городе России, – причем
желательно не в столице, – не прово-
дить бы встречу ответственных сил об-
щества, бизнеса и национальной ад-
министрации, которые бы не столько
декларировали друг другу свои пози-
ции, сколько работали бы на перего-
ворных и экспертных площадках, в
рамках экспертных конференций,
вход на которые ни для кого не дол-
жен быть закрыт. И принцип допуска
только один – компетентность. Россия
нуждается сегодня в компетентных ка-
драх. А их надо воспитывать. Другого
воспитателя, кроме российского об-
щества, у нас для этого нет. И времени
для этого у нас очень мало. Но я наде-
юсь, что мы в него уложимся».
Стабильное и эффективное разви-
тие страны возможно только тогда,
когда три главных действующих
лица – власть, гражданское обще-
ство и бизнес – находят способы
взаимодействия в ходе постоянно-
го переговорного процесса.
В стране постепенно возникает ат-
мосфера общественного взаимопо-
нимания и сотрудничества, осно-
ванного на приоритете прав и сво-
бод человека. Только на этой базе
возможна выработка общенацио-
нальной повестки дня, пункты ко-
торой в равной мере актуальны для
власти, общества и бизнеса.
Обращение Комиссии
по правам человека
при Президенте
Российской
Федерации
о проведении
Российского Форума
Комиссия по правам человека
при Президенте
Российской Федерации 15 мая 2003