— Оцените, пожалуйста, развитие церковно-государ-
ственных, межрелигиозных отношений в нашей стране.
— Церковно-государственные отношения в нашей стране я
бы охарактеризовал как стабильные. Конечно, нам пришлось
пережить довольно нелегкий период, когда после десятилетий
государственного атеизма стали фактически заново формиро-
ваться церковно-государственные отношения в условиях новой
страны, новой политической системы, новых вызовов, которые
стояли и перед Церковью, и перед Россией. В это время бук-
вально все аспекты партнерства между Церковью и государст-
вом рождались заново, на новой основе. Правда, имело место
слишком активное влияние политической конъюнктуры на
формирование этих отношений. Но это уже в прошлом. Я не ду-
маю, что в течение ближайшего времени произойдет какое-то
радикальное их переустройство. Даже несмотря на то, что не-
которые исследователи, журналисты и общественные деятели
все же хотят эволюции в этих отношениях – либо в сторону пол-
ного устранения Церкви из общественных процессов, либо в
сторону клерикализации власти. Я полагаю, что как то, так и
другое не нужно и не будет иметь место. Отношения с государ-
ственной властью сейчас достаточно конструктивные, и они ка-
саются не только практических потребностей жизни Церкви, но
и самых разных сторон жизни России и мира. Власть, по моему
глубокому убеждению, призвана взаимодействовать с религи-
озными организациями – и не только с нашей Церковью, но со
всеми ведущими религиозными организациями. Причем в це-
лом ряде областей: будь то миротворчество, благотворитель-
ность, общественная нравственность, установление справедли-
вого и гармоничного миропорядка, охрана исторических па-
мятников, развитие российской культуры, образование, воспи-
тание подрастающего поколения. И это партнерство уже фор-
мируется. Не без проблем, конечно. В первую очередь, они свя-
заны с практической стороной в деятельности Церкви. Она
очень ослаблена в смысле своей финансовой, материальной,
имущественной базы. Существует много споров между Церко-
вью и музеями, разными собственниками ее имущества, кото-
рое, по справедливости, должно уже давно было быть ей пере-
дано. Эти проблемы обсуждаются и, надо отметить, достаточно
конструктивно. Практически все жизненные интересы Церкви
удовлетворяются.
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
14
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
За последнее десятилетие мы
стали свидетелями того, как
возрастает роль Православной
Церкви в жизни российского
общества, как укрепляется ее
авторитет у нас в стране и в мире.
Несомненно, это результат
взвешенной и мудрой политики
как самой Церкви, так и органов
государственной власти. И об
этом – в интервью заместителя
Председателя Отдела внешних
церковных связей Московского
Патриархата, члена Президиума
Независимой организации
«Гражданское общество»
и Национального Гражданского
комитета по взаимодействию
с правоохранительными,
законодательными и судебными
органами протоиерея
Всеволода Чаплина.
«С
пасись сам
,
и вокруг тебя спасутся тысячи»
pg_0002
Если говорить о межконфессиональном климате, то он в
России выгодно отличается от климата многих других стран,
поскольку у нас достаточно добрые отношения с основными
религиозными группами, которые присутствуют у нас в стране:
мусульманами, буддистами, иудеями. Действует Межрелиги-
озный совет России, объединивший духовных лидеров и пред-
ставителей этих религий, являющихся для России исторически-
ми. Есть определенные контакты и сотрудничество с другими
христианскими исповеданиями: с католиками и протестантами.
— Какова позиция Русской Православной Церкви в от-
ношении к проблеме резкого имущественного расслоения,
возникшего в последнее десятилетие, когда подавляющее
большинство населения России прозябает в унизительной
бедности. Как Вы считаете, не существует ли здесь опасно-
сти того, что сложившаяся ситуация может послужить про-
логом новых социальных потрясений в России.
— Конечно, это для Церкви большая боль. Об этом много
раз говорилось в документах и Святейшего Патриарха Алексия
Второго, и Архиерейских Соборов. Пропасть между богатыми и
бедными для России – это очень большая беда, большая пси-
хологическая и духовная проблема. Ведь наши люди привыкли
к тому, что долгое время отношения в обществе у нас строились
на основе идеи равенства. Конечно, в советское время эта идея
была утрирована. Система, чтобы сохранить свой внешний фа-
сад, искусственно сдерживала человеческую инициативу. Рез-
кий переход от общества пусть искусственного, но равенства к
обществу огромных дистанций между богатыми и бедными,
очень болезненно отразился на людях. И проблему эту не снять
заговорами по телевизору, утверждениями о том, что все, кто
живут бедно, плохо работают. Всем понятно, что на самом деле
у нас очень низкая оценка человеческого труда. Возможно, это
происходит из-за того, что люди сами мало требуют. Конечно,
если бы работники поставили предпринимателя в такое поло-
жение, что он бы разорился, если бы не стал платить им боль-
ше, может быть, он бы задумался. Если наша государственная
система и наш бизнес не научатся вкладывать в человека, то
новый экономический уклад в России может сложиться, как
карточный домик.
— Скажите, Отец Всеволод, насколько принципиальна
приверженность Русской Православной Церкви старому
календарю. Возможен ли в перспективе ее переход на но-
вый стиль. Ведь ничто не объединяет граждан одной
страны так, как общие праздники, особенно исполненные
духовного смысла...
— Видите ли, это, действительно, очень давняя и очень
сложная проблема. Связана она с тем, что в свое время Католи-
ческой Церковью был принят григорианский календарь. Он,
бесспорно, более точен по отношению к астрономическому ка-
лендарю, чем наш, юлианский. Но дело в том, что и он не сов-
сем точен. Если мы вместе с Западом сможем подумать о том,
как и эту календарную систему изменить, то, может быть, будет
найдена общая точка зрения. Хотя, с другой стороны, наш веру-
ющий народ очень привык к юлианскому календарю. Поэтому
фактор привычки людей нужно принимать во внимание, хотя и
эту привычку рано или поздно придется менять.
Для Православной Церкви очень важно, чтобы была испол-
нена историческая правда, чтобы календарь был убедителен
для православного христианина, имел математическую точ-
ность и был верен по отношению к священным воспоминани-
ям, связанным с Библией и историей Церкви. Такой календарь,
в принципе, можно разработать. Ну а пока, к сожалению, нет
оснований менять один неточный календарь на другой, так же
не вполне точный.
— Тяга многих россиян к вере – это осознанный возврат
к своим православным корням. Можно ли в этой связи го-
ворить о возрастающей ответственности верующих за ис-
торические судьбы России. В чем реально должна прояв-
ляться эта ответственность и граж-
данская позиция.
— Православный человек должен
быть ответственным, должен быть лич-
ностью, самостоятельно принимающей
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
15
В храме Святой
Троицы в Хорошево.
Скоро служба
pg_0003
решение. У нас, к сожалению, часто быва-
ет так, что люди неофитского склада счи-
тают, что это за них должен делать духов-
ник. Это неправильно. Самостоятель-
ность христианина касается его личных
дел, семьи, жизни общества и государст-
ва. Поэтому очень важно, чтобы совре-
менные православные не ходили за свя-
щенником как за поводырем, а учились
жить и действовать так, чтобы эта жизнь
и это действование было основано на
христианских нравственных принципах, на церковной культу-
ре, на глубокой вере, на молитве. Поэтому мало только постичь
принципы христианства разумом, нужно жить духовной жиз-
нью. Нужно осознанно, сердцем и умом, участвовать в бого-
служении, молиться. Потому что мы черпаем свои силы, свою
мудрость, прежде всего, в молитве и в действии Божием. Ведь
Бог действует в нашей жизни, Он нас ведет. Если человек живет
церковной жизнью, если он исповедуется и причащается, если
он участвует в богослужении, если он читает духовную литера-
туру, если он из своего жизненного опыта делает правильные
христианские выводы, то он будет ответственным граждани-
ном. Он сможет принимать нравственно обоснованные реше-
ния в любой сфере жизни, будь то политика, экономика, труд
рабочего, труд воина, труд землепашца, спорт, культура и все,
что хотите.
— Создавая вокруг себя атмосферу порядка и нравст-
венности.
— Или, если сказать словами преподобного Серафима Са-
ровского: «Стяжи дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Вот к этому мы, собственно, и призваны.
— Как решаются проблемы в отношениях Русской Пра-
вославной и Римско-католической Церквей. Не кажется
ли Вам, что категоричность обеих сторон в решении воз-
никших разногласий как-то вступает в противоречие с
библейскими заповедями.
— В 60-70-е годы Ватикан ясно сказал, что он воспринимает
Православную Церковь как истинную, признав ее Церковью-
сестрой, такой же спасительной, как и сама Католическая Цер-
ковь. И, естественно, такое признание предполагает не конку-
ренцию, а сотрудничество. Поэтому, когда после распада СССР
Католическая Церковь начала грубую экспансию на Украине, в
России и в ряде других стран постсоветского пространства воз-
ник вопрос: сохраняет ли Ватикан свою позицию партнерских
отношений с нашей Церковью или он решил начать крестовый
поход. Дело в том, что если все-таки сохраняется прежняя по-
зиция, тогда Ватикан должен проявить ее на деле, то есть быть
гораздо более сдержанным в организации своих структур, пре-
кратить миссионерскую деятельность, направленную на людей,
крещенных в Православной Церкви; сделать так, чтобы наши
верующие не испытывали стеснения от католиков, что наблю-
дается, в первую очередь, на западе Украины. «Сестринское»
отношение он должен проявить на практике, а не только на
словах. А если он отказывается от нее, если намерен жестко
конкурировать с Православной Церковью, то ни о какой друж-
бе, ни о каких торжественных встречах между Папой и Патри-
архом не может быть и речи. Многие наши верующие даже го-
ворят: «Как вы можете вести диалог с Ватиканом, который на
Западной Украине уничтожает наши приходы, который ведет
скупку православных душ за деньги. С ним нужно прекратить
все контакты и давать решительный отпор, пикетировать като-
лические храмы». С точки зрения многих православных христи-
ан переход человека, крещенного в Православие, в другую ве-
ру ничем нельзя оправдать. Ведь совершая такой акт, он входит
в противоречие с Божьей волей. И, естественно, мы всегда бу-
дем строить свои отношения с другими христианскими конфес-
сиями, вообще с любым религиозным сообществом, исходя из
того, насколько это сообщество виновно в сознательном пере-
манивании членов нашей Церкви, людей, составляющих нашу
паству, в ту или иную религию или конфессию.
Значительная часть православных христиан считает: лучше
умереть, чем сменить веру. Вы знаете, эта принципиальная по-
зиция была много раз проявлена в нашей истории, когда люди
отказывались принимать католичество даже под страхом смер-
ти от польско-литовских завоевателей.
Когда ведется миссионерская деятельность среди право-
славного населения, причем ведется без особого успеха – это
просто «скупка душ». Открываются детские приюты, туда берут-
ся маленькие дети, они полностью лишаются контакта с внеш-
ним миром, из них воспитываются будущие католические свя-
щенники и монахини. И это – еще один аспект оттока кадров из
России на Запад, потому что Католическая Церковь на Западе
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
16
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
Митрополит
Кирилл и
протоиерей
Всеволод Чаплин
на встрече с главой
Римско-
католической
Церкви Иоаном
Павлом Вторым
pg_0004
испытывает очень серьезный кадровый кризис, кадровую ката-
строфу: десятками закрываются семинарии, потому что нет по-
ступающих. Ватикан вынужден сейчас ввозить в приходы Бель-
гии, Франции и некоторых других стран священников из стран
Юго-Восточной Азии, потому что местных кадров нет. Поэтому,
естественно, для них лучше вывозить людей из России, чем с
Филиппин. И мы, конечно, в этом видим определенную нечест-
ность. Как однажды сказал Святейший Патриарх Алексий, одна
рука протягивается для дружбы, другой рукой наносятся удары.
Пусть Ватикан определится: если он хочет поживиться людьми
за наш счет, воспринимает нас как нежелательных конкурентов
– ну, давайте так и относиться друг к другу, только без всяких
фальшивых улыбок. А если все-таки мы – Церковь-сестра, тог-
да и относиться нужно как к партнеру.
— Но тут возникает вопрос о веротерпимости. В жизни
ведь как: живут соседи, одни ходят в
католический костел, другие — в пра-
вославную церковь. Зачем им кон-
фликты. Веротерпимость, наверное, в
нашем многоконфессиональном об-
ществе — это очень важно.
— Конечно, в житейском смысле нуж-
на терпимость; конечно, нельзя разжи-
гать межконфессиональные конфликты и
вражду, не нужно оскорблять людей на
религиозной почве, не нужно подвергать
поруганию ничьи религиозные чувства. И
это правильно, это нормальные правила
человеческого общежития. Но в то же
время все равно остаются коренные
принципиальные различия между рели-
гиями, потому что большинство живых
религий говорит, что «истина только у
меня; если ты веруешь так, как я учу, ты будешь спасен; а если
ты не веруешь так, тебя ждет вечная погибель». Конечно, есть
такие вероучения, которые говорят: «Все равно, во что веру-
ешь, лишь бы быть хорошим человеком», — но это уже не ре-
лигии, это группы, которые переродились внутренне под воз-
действием спекулятивной идеологии. И, как правило, из таких
религий бежит народ. Люди понимают, что религиозная жизнь,
особенно христианская – это духовный подвиг, это всегда эле-
мент самоотречения, которым и ценно христианство. Самоог-
раничение, самоотвержение помогают человеку очиститься.
Вера не только помогает достичь вечной жизни, она помогает
более достойно жить здесь, на земле.
— Тогда в продолжение темы самоограничения право-
славного христианина. Какова позиция Православной
Церкви в отношении многоженства.
— Вот как об этом говорил Святейший Патриарх: «Нужно
помнить, что любой грех для человека разрушителен, даже ес-
ли он дает какие-то временные преимущества, дает какие-то
временные удовольствия, приносит какое-то временное удов-
летворение, тешит гордыню, или же дает власть над другими
людьми». Да, бывает так, что человек одновременно живет ли-
бо с несколькими женщинами, либо с несколькими мужчина-
ми женщина живет. Но это разрушает человека. «Мне от этого
плохо, я страдаю», — вот что говорят на исповеди как женщины,
так и мужчины. Так что позиция Православной Церкви против
таких вот странных союзов основана не на мертвой букве, а на
конкретных знаниях, полученных из пастырского опыта: люди,
живущие в подобном грехе, несчастны. Рано или поздно они
ищут выхода из таких ситуаций.
— Казалось бы, совсем недавно многие священнослужи-
тели называли телевидение и Интернет творением темных
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
17
За несколько минут
до телеэфира
В. Чаплин —
активный участник
благотворительных
акций Независимой
организации
«Гражданское
общество»
pg_0005
сил. А сейчас в прессе появляются сообщения о том, как
Православная Церковь заинтересованно работает в облас-
ти информационных технологий, имеет свои проекты в
сфере информатики. По отношению к каким еще областям
современного бытия произошел подобный прогресс.
— Ну, что тут сказать. Ничего удивительного. Ведь Интерне-
том и компьютерами в Церкви теперь пользуются очень многие,
потому что это удобно. Интернет облегчает распространение ин-
формации. Ведь это СМИ для бедных. Конечно, для относитель-
но бедных, потому что нужно иметь компьютер и деньги на до-
ступ в Интернет; но все равно это несопоставимо со средствами,
необходимыми для выхода на радио, телевидение, в большие
газеты, или для создания газеты. Поэтому наши приходы, семи-
нарии и монастыри, которые хотят распространять информацию
о себе, обмениваться мыслями с другими верующими и с внеш-
ним миром, вынуждены пользоваться Интернетом, потому что
денег на телеэфир, на подготовку радиопрограммы у них нет.
Поэтому информационное пространство православных в Интер-
нете гораздо шире, чем в общенациональных СМИ.
— Вы учите этому людей в семинарии.
— В семинариях есть компьютерные классы. Мы очень часто
общаемся через электронную почту с нашими приходами в Таи-
ланде, в Австралии, в Южной Африке, в странах Латинской Аме-
рики и т.д. Это удобно. Правда, в Интернете, как и в обществе,
много скверного: порнография, оккультизм, сатанисты, фашис-
ты, разжигающие вражду.
Сейчас у нас очень много разных проектов, которые осно-
ваны на применении высоких технологий: дистанционное об-
разование, опять же посредством Интернета, посредством пе-
редачи видеоматериала. Сейчас большая часть тех, кто полу-
чает богословское образование, это миряне. Многие из них
хотят работать как иконописцы, руководители церковных хо-
ров, социальные работники, преподаватели религии. Сейчас
людей, изучающих богословие, достаточно много, и только
меньшая часть из них стремится быть священниками. В более
чем 15 светских вузах открыты отделения теологии. Есть такие
церковные учреждения образования, как Свято-Тихоновский
богословский институт, где обучаются самые разные люди,
причем около половины из них девушки. Российский право-
славный университет святого апостола Иоанна Богослова гото-
вит не только церковных работников, но и экономистов, юри-
стов, экологов, журналистов. Образование, связанное с Цер-
ковью, гораздо шире, чем просто профессиональная подго-
товка будущих церковнослужителей.
— Как, на Ваш взгляд, скажется влияние религиозного
фактора на предстоящие парламентские выборы в России.
— Церковь запретила священнослужителям и каноническим
церковным структурам вести агитацию. Духовенство не может
участвовать в выборах в качестве кандидатов в депутаты. Цер-
ковь не поддерживает тех или иных политических партий, тех
или иных конкретных политиков в ходе предвыборной кампа-
нии, не ведет агитации за них. И это было ясно сказано в реше-
ниях церковного Священноначалия, прежде всего, Архиерей-
ских Соборов. Участие священнослужителей в политической
борьбе недопустимо вредно, поскольку различия политического
выбора могли бы создать опасность раскола в Церкви. Но в то же
время, у нас сейчас огромное количество верующих людей сре-
ди политиков, которые серьезно относятся к своей религиозной
жизни, и это не может не влиять на их деятельность. Религиозная
жизнь простых мирян тоже скажется на их выбор, в первую оче-
редь, нравственный выбор, когда они придут на избирательные
участки. Потому что человек верующий, живущий церковной
жизнью, вряд ли будет голосовать за политика, который, напри-
мер, поддерживает индустрию порока или известен разжигани-
ем вражды между людьми разных национальностей, социаль-
ных групп. Этим и определяется влияние религии на выбор лю-
дей в ходе избирательной кампании в парламент. А оно должно
быть таким, чтобы человек нравственно воспитывался – как кан-
дидат, так и избиратель; и чтобы они нашли друг друга, кандидат
и избиратель, на пути к созиданию более нравственного, более
достойного общества.
— Спаситель палкой изгнал из храма торговцев. В со-
временных православных же храмах идет бойкая тор-
говля товарами и услугами. И сама Православная Цер-
ковь – одна из самых крупных в стране коммерческих
организаций со своими предприятиями, службой безо-
пасности, СМИ, самолетами и т.д. Можете ли Вы про-
комментировать это.
— У Церкви должна быть прочная материальная база. Во
всем мире религиозные организации имеют какие-то произ-
водственные или предпринимательские структуры. Это мо-
жет быть недвижимость, которая сдается в наем, производ-
ство продуктов питания, книгоиздательская деятельность и
т. п. Ведь та же благотворительная деятельность, которая ве-
дется религиозными организациями, требует средств. И под-
держание памятников архитектуры тоже требует огромных
средств. А наше государство выделяет мизерные средства на
восстановление весьма немногих из них.
— Отец Всеволод, с нуждами Православной Церкви
все ясно. А вот почему Спаситель так отнесся к торгов-
цам в храме. Разъясните, пожалуйста.
— Когда Христос изгонял из храма менял, это было дейст-
вием, направленным по отношению к людям, которые ниче-
го общего не имели с верой. Они превратили храмы в
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
18
На службе в храме
С заместителем
председателя
Государственной
думы РФ
А.Н.Чилингаровым
на заседании
президиума
Национального
фонда
«Общественное
признание»
pg_0006
своеобразные обменные пункты, места, где меняли деньги
на специальную «храмовую» валюту. А в православных хра-
мах и не торгуют. Да, есть ориентировочная сумма пожертво-
ваний. Но люди могут дать и меньше, если совершается Та-
инство, та или иная треба – молебен, панихида. Если у чело-
века нет денег и нужно совершить богослужение бесплатно,
священник это сделает. И поэтому речь идет не о цене, а все-
таки о примерной сумме пожертвований.
— Отец Всеволод, простите, если вторгаюсь в дели-
катную тему. Расскажите о себе: в какой семье Вы вы-
росли, где учились, чем увлекались и что кроме работы
увлекает сейчас.
— Мне 35 лет. Всю более-менее сознательную жизнь я
провел, работая в Церкви, хотя вырос в семье нерелигиоз-
ных людей. Мой покойный отец был профессором в области
радиотехники и абсолютно неверующим человеком. Мать у
меня сейчас на пенсии, проработала всю жизнь инженером,
и глубоко религиозным человеком ее назвать сложно.
Но, тем не менее, так получилось, что я по зову сердца в
13 лет пришел к вере, пришел в Церковь и очень активно жил
церковной жизнью все эти годы. Достаточно сказать, что с 17
лет я «церковный бюрократ»...
В Издательский отдел Московского Патриархата пришел в
85-м году. С 90-го года работаю в Отделе внешних церковных
связей, 12 лет занимался церковно-государственными и церков-
но-общественными отношениями. Сейчас мои обязанности рас-
ширились. Я курирую работу нескольких подразделений, зани-
мающихся отношениями Церкви, государства и общества, отно-
шениями между разными христианскими конфессиями, между
религиями: христианством, исламом, иудаизмом, буддизмом, а
также вопросами коммуникаций, работы со СМИ, некоторыми
издательскими проектами. Служу по воскресеньям и праздни-
кам в храме Святой Троицы в Хорошево в Москве. Хотелось бы,
конечно, служить чаще. Но около трети моего времени проходит
в командировках.
Учился в Московской духовной семинарии и академии. Вла-
дею английским. Учил язык на разных курсах в Москве, потом в
Англии – хотя, наверное, в самой большей степени — на разных
международных мероприятиях, где приходится выступать по-
английски, а перед этим готовясь, читать много материалов на
английском. Сейчас я предпринимаю третью попытку начать
учить французский. Две первые попытки кончились тем, что
из-за огромного количества работы французский приходилось
бросать.
Люблю читать. Это и справочная литература, и книги об об-
щественных процессах, истории, философии, политике. Нравит-
ся классическая музыка. Я часто хожу на концерты.
— А кого из классиков Вы предпочитаете слушать.
— Любую серьезную музыку приемлю. Потому что в клас-
сической форме очень много ведь произведений легких –
тех, которые сейчас принято называть попсой. Это можно
сказать и про значительную часть творчества Моцарта, и про
многих итальянских композиторов. Классическая форма во-
все не гарантирует серьезности музыки. Люблю Баха, Пер-
селла, Генделя.
— Бетховен. Паганини, например.
— Многовато чувственности. Скорее Шостакович, Шнит-
ке, Пярт. То есть композиторы совершенно разные по стилю,
но произведения которых наполнены интеллектуальной и ду-
ховной работой.
— Чаплин – фамилия довольно редкая в России...
— Да, всего несколько семей с этой фамилией. Ну, в мо-
ем случае эта фамилия происходит от украинского слова
«чапля» — цапля.
— В книге «Духовное утешение на пути ко спасению»
(размышление смиренного сердца), появившейся не-
давно на прилавках, содержится пророчество относи-
тельно судеб Православия. Оно наводит на грустные
мысли. А каким Вам видится это будущее.
— В принципе, христиане не являются социальными оп-
тимистами. Мы знаем, что Священное Писание, книга Апо-
калипсиса, говорит о том, что человечество стремится к са-
моразрушению через доминирование сил зла, утонченного
зла, которое лишит людей свободы, лишит людей веры и
приведет общество к человекобожию в его крайней форме,
а потом и к самоуничтожению. И только Господь Своей си-
лой, Своим действием сможет преодолеть это торжество
зла. Поэтому мы не соглашаемся с теми, кто пытается соз-
дать Царство Божие на земле, построить без Бога некое иде-
альное общество. Мы знаем, и в том числе из истории, из
Священного Писания, что попытки построить Царство Божие
без Бога, попытки осчастливить человека, построить некое
идеальное общество помимо Его воли кончаются очень пло-
хо и могут кончиться всемирной катастрофой. Апокалипсис
говорит о том, что эта катастрофа произойдет. Прежде все-
го, это будет катастрофа духовная, нравственная. Но в то же
время, это не должно означать, что нам, православным хри-
стианам, нужно опускать руки. Нам нужно трудиться для
преображения окружающего нас мира, нам нужно пропове-
довать Евангелие, стараться устроить жизнь общества на на-
чалах правды, добра и любви. И если мы это делаем, если
мы ради этого работаем, то Господь может хоть чуть-чуть
отодвинуть последние времена.
Беседу провела Светлана КОЛОМЕЕЦ
ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
19
Во время диалога
представителей
мировых религий со
Всемирным банком.
Справа директор
Всемирного банка
Джеймс Вулфенсон