Рашид НУРГАЛИЕВ:
«
ХОЧУ ЛЕТ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ВИДЕТЬ
РОССИЮ
МОГУЩЕСТВЕННОЙ,
а
МИЛИЦИЮ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
»
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Рашид НУРГАЛИЕВ:
Генерал-полковник, кандидат экономических наук Нургалиев
Рашид Гумарович родился в 1956 году в семье военнослужа-
щего. В 1964 году пошел в 1-ый класс начальной школы по-
селка Нижемский Лухского района. Среднюю школу окончил
в 1974 году в пос. Надвоицы Сегежского района. В том же го-
ду поступил в Петрозаводский государственный университет
им. О.В.Куусинена, который окончил в 1979 году.
С 1979 года по 1981 год работал преподавателем физики в
школе рабочей молодежи поселка Надвоицы.
С 1981 года служил в различных должностях в Комитете госу-
дарственной безопасности Карельской АССР: оперуполномо-
ченным Калевальского района отделения и Костомушского
городского отдела, начальником Медвежегорского районного
отделения, начальником отдела по борьбе с терроризмом Ре-
спублики Карелия.
С 1995 года работал в центральном аппарате Федеральной
службы контрразведки, а затем Федеральной службы безо-
пасности России: главным инспектором Организационно-ин-
спекторского управления, начальником отдела управления
собственной безопасности, возглавлял управление по борьбе
с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, являлся
заместителем Директора - начальником инспекторского уп-
равления ФСБ России.
В 2002 году назначен на должность Первого заместителя Ми-
нистра внутренних дел России. Сопредседатель Попечитель-
ского (Наблюдательного) Совета Национального гражданско-
го комитета по взаимодействию с правоохранительными, за-
конодательными и судебными органами.
Женат, двое детей. Любимый город Петрозаводск.
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
20
pg_0002
— Вопрос к
Вам, как к перво-
му заместителю
министра МВД и
сопредседателю
Попечительского
(Наблюдательно-
го) Совета Национального граждан-
ского комитета по взаимодействию с
правоохранительными, законода-
тельными и судебными органами, ко-
торый был создан по итогам Граждан-
ского форума 2001 года и выступления
на нем Президента РФ В.В. Путина. В
его выступлении говорилось о необхо-
димости создания конкретных меха-
низмов взаимодействия институтов
гражданского общества со всеми вет-
вями власти, в частности, в обеспече-
нии национальной безопасности стра-
ны, более активного привлечения
гражданских структур и отдельных
граждан к обсуждению судебной ре-
формы и совершенствованию дея-
тельности правоохранительных орга-
нов. На Ваш взгляд, способны ли сило-
вые структуры и органы правопорядка
своими силами обеспечить общест-
венную безопасность граждан.
— Сотрудники органов внутренних дел
от участкового до начальников ГУВД реги-
онов и работников самого министерства,
особенно в последнее время, делают все
возможное чтобы снизить уровень раз-
личного рода преступных проявлений. Как
говорит министр Б.В.Грызлов – защита на-
ших сограждан от преступников, убийц,
насильников и уж тем более террорис-
тов – это профессиональная обязанность,
воинский и гражданский долг сотрудни-
ков МВД.
Вместе с тем и институты гражданско-
го общества (я имею ввиду общественные
организации и гражданские объедине-
ния, ветеранские союзы, во многом состо-
ящие из высококвалифицированных про-
фессионалов – бывших наших сотрудни-
ков, электронные и печатные СМИ и др.)
могут сделать очень многое, чтобы со-
здать в обществе обстановку нетерпимос-
ти к антиобщественным проявлениям
Ведь противостоять коррупции в одиноч-
ку практически невозможно, одной мили-
ции сложно бороться с проявлениями бы-
тового пьянства, в которое с малых лет во-
влекаются дети в так называемых «небла-
гополучных» семьях, на этой почве и про-
исходят большинство бытовых убийств,
совращение малолетних, появляются нар-
котики, проституция и т.д.
Как Вы понимаете, за всем этим стоят
социально-экономические проблемы, и
побороть это зло можно только «всем ми-
ром».
— Совершенно с Вами согласен, и
НГК по взаимодействию с правоохра-
нительными, законодательными и су-
дебными органами разработал специ-
альный перспективный план конкрет-
ных действий по всем этим направле-
ниям. Но, а как быть с самыми страш-
ными угрозами для россиян – я имею в
виду террористические акты, взрывы,
захваты заложников.
— Это дело силовых структур – МВД,
ФСБ и наших коллег из других спецслужб.
Но и здесь помощь наших граждан может
быть очень полезной. Мы не зря призыва-
ли население к повышению бдительности.
И к счастью, в том числе и с помощью
своевременной информации от граждан о
подозрительных личностях, их неадекват-
ном поведении, нам, совместно с коллега-
ми из ФСБ удалось предотвратить боль-
шое количество террористических актов,
готовящихся взрывов не только в Чечне и
Москве, но и в других городах страны.
Кроме того, я хочу сказать, что два та-
ких уродливых серьезных явления, как
международный терроризм и организо-
ванная преступность, это сфера деятель-
ности не только правоохранительных ор-
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
21
Р. Г. Нургалиев
с министром МВД РФ
Б. Грызловым на
учениях московского
СОБРа
Определить время встреч
и бесед с первым замес-
тителем министра МВД
России Р.Г. Нургалиевым
было не просто. У Раши-
да Гумаровича крайне
напряженный график,
который включает сове-
щания и поездки по «го-
рячим точкам»
и проблемным регионам
с министром Борисом
Грызловым, постоянные
командировки и прове-
дение «оперативок» по
курируемым направле-
ниям - организованная
преступность, антитерро-
ристические разработки
и многое другое. И, тем
не менее, наши встречи
состоялись. По итогам
трех обстоятельных
бесед с Рашидом Нурга-
лиевым у меня сложи-
лось впечатление о нем
как о чрезвычайно ком-
петентном руководителе,
человеке интеллигентном
и образованным, мысля-
щим перспективно и
порой нестандартно.
В том числе и о роли пра-
воохранительных орга-
нов, прежде всего, МВД
в обеспечении законнос-
ти и правопорядка в
стране, необходимости
консолидации всего об-
щества в противостоянии
преступности, террориз-
му, коррупции и другим
негативным явлениям,
отравляющим жизнь на-
шим согражданам.
pg_0003
ганов, в частности МВД, но и других спец-
служб и силовых ведомств. Мы работаем
в тесном взаимодействии с ними. Напри-
мер, в апреле мы проводили совместное
расширенное заседание коллегии МВД
России с участием всех силовых структур
по проблеме декриминализация эконо-
мики дальневосточного федерального ок-
руга. Все поняли, что только вместе, сооб-
ща, мы можем решить эту проблему. Это
целый комплекс мероприятий, связанный
с работой Федеральной службы безопас-
ности, с работой ГТК России, с федераль-
ной пограничной службой, которая сего-
дня вошла в состав ФСБ, и, конечно же,
МВД. И сегодня у нас есть еще один до-
полнительный рычаг для решения этих
проблем — создана новая федеральная
служба по экономическим и налоговым
расследованиям.
Совместный выезд по всем феде-
ральным округам показал, что без ФСБ,
без других силовых структур, решить
главную задачу сегодня, имея дело со
сложной мозаичной интегрированной
технологичной организованной преступ-
ностью, которая сегодня бросила нам вы-
зов, одно МВД не сможет. Поэтому имен-
но совместные усилия, совместное пони-
мание, совместное осмысление, и дают
общие, наиболее оптимальные результа-
ты. Особенно в решении самой актуаль-
ной проблемы – международного терро-
ризма. Вот посмотрите, – взрыв в Туши-
но, взрыв автобуса в Моздоке, взрыв в
кисловодском поезде, взрывы в Красно-
дарском крае и в Назрани — все эти собы-
тия показали, что порой отдельно ни од-
ному министерству или ведомству такие
проблемы не решить. Вот почему мы се-
годня работаем в тесном контакте с МВД
Чеченской республики, Осетии, Ингуше-
тии и Дагестана, с такими же подразде-
лениями в структурах ФСБ в этих респуб-
ликах, и с Министерством обороны. По-
этому и результаты тоже мы сегодня име-
ем приличные, такие, что нам не стыдно,
как профессионалам друг другу посмот-
реть в глаза.
— Многое зависит от работы такого
института гражданского общества, как
электронные и печатные СМИ. От того,
как освещается ситуация в стране в
борьбе с преступностью, как представ-
ляются в СМИ сотрудники правоохра-
нительных органов. К сожалению, по-
рой на телеэкранах мы можем видеть
только комментарии адвокатов и са-
мих преступников. Как здесь испра-
вить ситуацию.
— Мне кажется, что главное, чтобы ин-
формация по всем событиям, фактам, ре-
зонансным преступлениям, была объек-
тивной. Ее обязательно нужно доносить
до населения, информировать людей. Се-
годня многие СМИ допускают односто-
роннее освещение событий, и поэтому
обыватель, налогоплательщик не может
понять: кто же прав, и что произошло на
самом деле. Не знает, кому сегодня ве-
рить. Так вот, я и раньше говорил, и сей-
час могу сказать, что по всем подобным
серьезным фактам информацию должны
давать только компетентные органы. Это
могут делать сотрудники оперативно-
следственных бригад, руководящие ра-
ботники генеральной прокуратуры, кото-
рые возглавляют бригады, либо наделен-
ный полномочиями, штаб, который непо-
средственно может давать объективную
информацию. Я также рассчитываю на
профессионализм, гражданскую и высо-
кую нравственную позицию журналистов,
как людей, которые тоже непосредствен-
но работают в поисках информации. Это
очень здорово, что у нас сегодня есть хо-
роший журналистский корпус, но его
представители должны четко осознавать,
какую они несут моральную нагрузку и от-
ветственность за свои действия.
— Охарактеризуйте, пожалуйста,
нынешнее состояние преступности в
Российской Федерации. Какие можно
проследить в ней тенденции и законо-
мерности.
— Недавно закончилось подведение
итогов деятельности органов внутренних
дел за первое полугодие. Это был крайне
трудный, важный, но достаточно интерес-
ный этап. Состояние криминальной ситуа-
ции в стране должно показать, насколько
эффективными оказались меры, которые
были нами предприняты в текущем году. В
целом, анализ состояния преступности в
стране, причем, я хочу подчеркнуть, ре-
ального состояния преступности, позволя-
ет говорить об общем улучшении положе-
ния дел.
Позволю себе лишь несколько цифр.
Преступлений стало на 5% меньше, чем
их было зарегистрировано в первом полу-
годии прошлого года. Всего было совер-
шено 1 млн. 404 тыс. преступлений. Сни-
жение количества зарегистрированных
преступлений характерно для всех феде-
ральных округов Российской Федерации.
Рост зарегистрированных преступлений
отмечен всего лишь в 19 субъектах Россий-
ской Федерации.
Далее, в качестве еще одной, харак-
терной тенденции необходимо выделить
превышение темпов снижения количества
тяжких и особо тяжких преступлений над
темпами снижения общей преступности.
Удельный вес таких преступлений в числе
всех зарегистрированных преступлений
снизился с 57,2% в январе-июне 2002 года
до 39,7% в первом полугодии текущего
года. Это значительный показатель. И сра-
зу подчеркну – их сокращение произошло
на территории всех федеральных округов.
Этому способствовала как активиза-
ция работы всего правоохранительного
блока, так и заметное улучшение социаль-
но-экономической ситуации в России. По-
следний фактор является по нашим оцен-
кам решающим. Исходя из этого, а также
из прогнозов развития ситуации в стране
можно говорить о том, что указанные тен-
денции сохранятся до конца года.
— В этом году состоятся выборы в
Государственную Думу, и криминал,
судя по всему, сделает попытку войти
во власть. Какие меры предусматрива-
ет использовать Министерство внут-
ренних дел, чтобы не допустить этого.
— Министр внутренних дел Россий-
ской Федерации Б.Грызлов определил
данную задачу в качестве приоритетной
как для Службы криминальной милиции,
так и для всех подразделений органов
внутренних дел. Однако хочу отметить,
что борьба с проникновением кримина-
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
На встрече
со Святейшим
Патриархом
Московским и всея
Руси Алексием II
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
22
pg_0004
литета в органы го-
сударственной вла-
сти, в том числе и в
законодательную,
осуществляется нами постоянно.
Сегодня мы достаточно полно владе-
ем ситуацией в стране. Имеется достовер-
ная информация о ряде преступных лиде-
ров и авторитетов, участников организо-
ванных преступных структур, вынашиваю-
щих намерения баллотироваться в зако-
нодательные органы, либо же делающих
ставку на проведение в депутаты подконт-
рольных им бизнесменов или политиков.
Поступают сведения и об отдельных неза-
конных каналах финансирования предвы-
борной компании.
Поэтому, смею Вас заверить, работа
по предотвращению проникновения таких
лиц во властные структуры ведется.
Однако надо сказать и другое. Наши
возможности выходят за границы полити-
ки. Мы работаем строго в рамках, уста-
новленных законодательством.
Поэтому, если мы говорим о предот-
вращении проникновения на избирае-
мые должности ставленников крими-
нальных структур, нужно, чтобы все чет-
ко осознавали, что это не только дело
правоохранительных органов, это дело
каждого избирателя и всего общества в
целом. Граждане должны осознавать и
меру своей ответственности за то, кто с их
помощью придет к власти. Именно за ни-
ми решающее слово.
Нами налажено взаимодействие с ЦИК
Российской Федерации. Тщательная про-
работка разносторонних данных в отноше-
нии лиц, высказывающих намерения вы-
ставить свои кандидатуры на предстоящих
выборах, позволит своевременно проин-
формировать созданные при ЦИК Россий-
ской Федерации Контрольно-ревизионные
службы о лицах, действующих в интересах
организованной преступности.
Должное внимание уделяется также
организации взаимодействия с Нацио-
нальным антикоррупционным комитетом
России по вопросам борьбы с коррупци-
ей. Однако в целом, на государственном
уровне еще только предстоит создать сис-
тему противодействия коррупции. Ее ос-
нову должен составить полноценный за-
кон «О борьбе с коррупцией», а также де-
тально регламентированные процедуры
пресечения проникновения во властные
структуры представителей криминальных
структур.
— Общественное мнение обеспо-
коено нарастающей криминализаци-
ей таких отраслей экономики, как топ-
ливно-энергетический комплекс, ме-
таллургия и других стратегически важ-
ных сфер народного хозяйства. Как
можно противостоять этому.
— На этот вопрос невозможно отве-
тить несколькими словами. Давайте хотя
бы кратко остановимся на ряде перечис-
ленных в вопросе отраслей экономики.
Масштабы экономической преступно-
сти в сфере топливно-энергетического
комплекса страны, несмотря на предпри-
нимаемые меры, остаются весьма значи-
тельными. Это вызывает особую тревогу,
поскольку 60% государственного бюдже-
та страны, формируется именно этой об-
ластью экономики. Министерством разра-
ботан план комплексных мероприятий по
усилению борьбы с хищениями углеводо-
родного сырья из магистральных трубо-
проводов на 2002-2004 годы. В период с
14 апреля по 19 мая этого года. на террито-
рии 58 регионов Российской Федерации
было организовано проведение специа-
лизированной широкомасштабной опе-
рации «Нефть».
Совместно со службами безопасности
территориальных подразделений ОАО
«Транснефть», «Транснефтепродукт» и
ЗАО «Каспийский трубопроводный кон-
сорциум-Россия» проведено 2086 профи-
лактических мероприятий. В результате
выявлено 12 организованных преступных
групп, специализирующихся на хищениях
углеводородного сырья, изъято 706 тонн
нефти и нефтепродуктов на сумму свыше
9 млн. рублей, выявлено 176 нарушений
лицензионной деятельности, по которым
направлены представления в контролиру-
ющие инстанции.
Совместно с контрольно-ревизионны-
ми органами Российской Федерации
(Счетная Палата, КРУ Минфина России)
организована проверка деятельности на-
иболее крупных ФГУПов, входящих в сис-
тему Минэнерго России (СГ-Транс, ЦДУ
ТЭК).
По материалам проверки, проведен-
ной совместно со Счетной Палатой Рос-
сийской Федерации, по фактам незакон-
ных финансовых операций с векселями, в
отношении генерального директора ГП
«РВО Зарубежнефть» О.К.Попова, его за-
местителей А.Д.Терентьева и Ю.Б.Агаба-
бова, следственной частью СЧ СК при
МВД России возбуждено уголовное дело
по ч.3 ст.159 УК РФ. Своими действиями
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
23
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
В рабочем кабинете
с коллегами
pg_0005
данные лица нанесли ущерб на сумму
около 100 млн. долларов США.
Впервые за последнее десятилетие на-
метилась тенденция к снижению уровня
преступности, связанной с незаконным
оборотом черных и цветных металлов. За-
регистрировано 26 тыс. преступлений,
предметом преступного посягательства в
которых являлись металлы. Материаль-
ный ущерб составил 220 млн. рублей.
Однако Министерство не ограничи-
валось проведением только оперативно-
профилактических мероприятий. В целях
стабилизации обстановки в сфере обо-
рота металла в текущем году подготовле-
ны и направлены в Правительство и Фе-
деральное Собрание Российской Феде-
рации предложения по дополнительно-
му регулированию отношений в сфере
оборота лома металлов в стране. Рассма-
тривались проекты федеральных зако-
нов об усилении
ответственности за
совершение пре-
ступлений, предме-
том преступного
посягательства в которых являются ме-
таллы.
— А как обстоят дела по борьбе с
преступлениями в лесопромышлен-
ном комплексе и охране биоресурсов.
— Растущий спрос на древесину и про-
дукты ее переработки на внутреннем и
внешнем рынках, позволяющий получать
значительные неконтролируемые доходы,
способствовал высокой криминализации
лесопромышленного комплекса. Только в
текущем году выявлено 3,3 тыс. преступле-
ний, предметом преступного посягательст-
ва которых являлись лес и лесоматериалы.
Материальный ущерб составил около 200
млн.рублей. По-прежнему значительное
число преступлений, связано с незаконны-
ми порубками или умышленному уничто-
жению лесных угодий, к совершению кото-
рых нередко причастны должностные лица
лесоохранных структур.
Оперативно-розыскные мероприятия
по обеспечению защиты интересов Рос-
сийской Федерации в сфере охраны вод-
ных биологических ресурсов и контроль
за внешнеторговыми операциями с про-
дукцией рыбного промысла позволили в
текущем году выявить около 4,8 тыс. пре-
ступлений. Количество выявленных уго-
ловных правонарушений возросло на
4,9%. У правонарушителей изъято про-
дукции и материальных ценностей на сум-
му 2,1 млрд. рублей, в том числе 3 тонны
икры, 147 тонн осетровой рыбы и 14 тыс.
тонн рыбы других видов.
К числу наиболее важных проблем в
этой сфере относится значительное сни-
жение основных рыбных запасов страны,
в том числе в 200-мильной экономичес-
кой зоне России, произошедшее вследст-
вие нарушения основного принципа ра-
ционального ресурсопользования – соот-
ветствия между производственными воз-
можностями рыболовного флота в райо-
нах промысла, и восполняемостью рыб-
ных запасов. Современное браконьерст-
во, напрямую связанное с организован-
ной преступностью и коррумпированны-
ми элементами, наносит не только эколо-
гический, но и громадный экономический
ущерб государству. В годы реформ, рыбо-
промышленный комплекс, являющийся
высокодоходным сегментом экономики
СССР, оказался, по сути вне сферы госу-
дарственного регулирования и стал объ-
ектом пристального внимания со стороны
криминального мира.
Считаю, что в качестве возможных ме-
тодов противодействия данному негатив-
ному процессу, в условиях остающегося
низкого уровня государственного контро-
ля за добычей морских биоресурсов,
представлялось бы целесообразным уже-
сточить уголовно-правовые меры за неза-
конный промысел и сбыт неучтенной про-
дукции. Необходимо признать морские
биоресурсы федеральными запасами с
вытекающими последствиями об обяза-
тельном учете и отчетности на всех этапах
добычи, переработки и реализации.
В 1 полугодии 2003 г. продолжена ра-
бота в соответствии с поручением Прези-
дента Российской Федерации В.В.Путина
по выявлению и пресечению фактов хи-
щения бюджетных средств при неправо-
мерном возмещении налога на добавлен-
ную стоимость.
В ходе профилактических мероприя-
тий проверено около 4 тысяч предприя-
тий. По представленным в налоговые ор-
ганы сведениям о недобросовестности
экспортеров отказано в возмещении НДС
на сумму 20 млн. рублей. По материалам
подразделений БЭП страны, следственны-
ми органами в первом полугодии 2003 го-
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
24
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
В России есть и
«неблагополучные»
регионы
pg_0006
да расследуется 58 преступлений данной
категории, ущерб по которым составил 1,2
млрд. рублей. В целом по материалам уго-
ловных дел предотвращено хищение бо-
лее 200 млн. рублей.
— Отслеживает ли МВД потоки фи-
нансирования преступной деятельнос-
ти бандформирований в Чечне. Толь-
ко ли из-за границы боевики получа-
ют финансовые средства. И в состоя-
нии ли органы правопорядка «пере-
крыть им кислород».
— Да, это очень важный вопрос не
только для МВД России. Конечно и мы ра-
ботаем в этом направлении. Однако, это
одна из самых сложных и тонких проблем,
поскольку любой, даже самый небольшой
намек на причастность какой-либо страны
к финансированию терроризма (без
предъявления доказательств) может быть
использован для раздувания междуна-
родных конфликтов, предъявления раз-
личного рода претензий.
В этой связи многое из того, что дела-
ется нами и коллегами из иных правоо-
хранительных ведомств не находит отра-
жения в средствах массовой информа-
ции. Поэтому позвольте привести лишь
отдельные данные, которые могут хотя бы
в какой-то степени показать нашу работу в
этом направлении.
Так, с начала 2003 года по нашим ма-
териалам возбуждено 391 уголовное де-
ло в отношении членов этнических орга-
низованных преступных групп и лиц, спо-
собствующих финансированию банд-
формирований. Наложен арест на иму-
щество на сумму более чем в 100 млн.
рублей. Изъято товаров и денежных
средств на сумму 150,5 млн. Только в ав-
густе текущего года количество уголов-
ных дел, возбужденных в отношении
данной категории лиц, по сравнению с
июлем возросло в 1,7 раза. Идет нор-
мальная планомерная работа.
Одним из основных источников под-
питки терроризма и экстремизма продол-
жает оставаться фальшивомонетничество.
Только в августе этого года было выявле-
но 8 фактов подделки денежных купюр,
совершаемых членами этнических орга-
низованных преступных групп, изъято
поддельных денег: 25,9 тысяч долларов
США и около 200 тысяч рублей.
— Насколько повлияли на настрое-
ние бойцов правопорядка разоблаче-
ния, связанные с делом «оборотней».
— Практически, никак не повлияло.
Прфессиональное ядро наших сотрудни-
ков составляют надежные, глубоко поря-
дочные и компетентные люди. Поэтому
очистка наших рядов от нерадивых и не-
чистых на руку сотрудников встречает по-
нимание и у личного состава.
— В нашем обществе сейчас бурно
обсуждается нравственные аспекты
работы информаторов – граждан, со-
общающих сведения, интересующие
органы правопорядка. Что Вы можете
сказать по этому поводу. Можно ли
обеспечить общественную безопас-
ность без опоры на общественность. И
где предел участия общественности в
обеспечении ее же безопасности.
— На этом вопросе я бы остановился
подробнее. Он важен не только для пра-
вильного восприятия населением при-
нимаемых нами мер, но и, в первую оче-
редь, для самих граждан. Давайте раз-
беремся в этом вопросе, как говорится,
на пальцах. Во-первых, что это такое –
работа с информаторами. И во-вторых,
существует ли в реальности тотальное
насаждение негласных сотрудников, о
чем так широко в последнее время заяв-
ляется в прессе.
Здесь я бы сразу отметил, происходит
самая обычная, подчас некорректная спе-
куляция на этой, пожалуй, одной из самых
острых проблем. И то, что происходит
подмена понятий, видно даже из простого
анализа рейтинга кинофильмов.
По-моему, всегда вызывали широкий
интерес фильмы о работе нашей развед-
ки, о сложных операциях в преступной
среде, о работе внедренных сотрудников.
Такие фильмы всегда собирали и собира-
ют сейчас полные кинотеатры, заставляют
людей быстрее прийти домой, к телевизо-
ру, когда показывают захватывающий се-
риал на эту тему.
Однако, в тех же средствах массовой
информации эта же работа оперативного
сотрудника, только осуществляемая в ре-
альной и куда более суровой действи-
тельности, уже сравнивается чуть ли не с
фашистским «тотальным шпионажем».
В нашей стране эта трудная, кропот-
ливая и, зачастую, практически незамет-
ная работа осуществляется на основании
статей Федерального закона «Об опера-
тивно-розыскной деятельности», приня-
того уже в наше демократическое время.
Она является главным и наиболее ост-
рым инструментом в борьбе с преступно-
стью. Работа лиц, сотрудничающих с ор-
ганами внутренних дел на конфиденци-
альной основе, это сложнейший и доро-
гостоящий процесс. Поэтому негласные
сотрудники используются нами, в первую
очередь, в борьбе с наиболее тяжкими
проявлениями преступности, когда пре-
сечь криминальную деятельность иными
путями невозможно. И здесь, по-моему,
никому не надо доказывать, что без тако-
го метода невозможно эффективно бо-
роться с террористическими организаци-
ями, организованными преступными со-
обществами, бандами, изобличать
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
25
Барнаул,
май 2002 года.
На встрече
с заместителем
Председателя
Комитета
национальной
безопасности
Республики Казахстан
генерал-майором
Нуримановым
Максутом
Ануарбековичем
pg_0007
серийных убийц, предотвращать заказ-
ные убийства.
В связи с этим негласный сотрудник –
это далеко не тот общепринятый инфор-
матор, который сообщает о надоевшем
соседе по коммунальной квартире. Мы
говорим о профессионалах высокого
уровня, реально ставящих свою жизнь
под угрозу. Говорить о таких людях, как о
стукачах, на мой взгляд, по крайней мере
некорректно.
Теперь о масштабах этой деятельнос-
ти. Создание системы тотальной слежки
нецелесообразно, в первую очередь, ис-
ходя из профессиональных подходов к
деятельности органов внутренних дел.
Наша основная задача - борьба с пре-
ступностью. И тре-
буемая для ее вы-
полнения инфор-
мация ограничива-
ется предметом
доказывания, установленного уголовно-
процессуальным кодексом. Сбор же ин-
формации по принципу «обо всех и обо
всем» преследуется уголовным законо-
дательством. И сегодня в МВД России
функционирует специальное подразде-
ление, задачей которого является борь-
ба с подобного рода информационны-
ми системами. В качестве резюме по
этому вопросу скажу лишь, что в миро-
вой практике борьбы с преступностью
есть один, главенствующий над другими
принцип. Суть его сводится к тому, что
любая, даже самая эффективная право-
охранительная система, бессильна пе-
ред преступностью без реальной опоры
на население. Это подтверждает исто-
рия. Прорыв в борьбе с преступностью
происходил лишь тогда, когда в нее
включалось общество. Формы могут
быть различные: от широко распростра-
ненных на Западе «ассоциаций сосе-
дей», виктимологических обществ, до
наших народных дружинников. Глав-
ное, чтобы мы попросту стали более от-
зывчивыми и внимательными друг к
другу.
— Рашид Гумарович, я знаю, что Вы
родом из Карелии. Удается ли поддер-
живать связь с Родиной, с земляками и
старинными друзьями. У Вас в Москве
сильное землячество, Вы также входи-
те в его актив. Выражаясь словами из
очень красивой песни, хочу Вас спро-
сить: «Долго будет Карелия сниться».
— Безусловно, вся моя студенческая
жизнь, предыдущая работа, связаны,
прежде всего, с этой прекрасной респуб-
ликой. У меня очень много замечатель-
ных друзей и родственников в Карелии.
Мы очень часто встречаемся. У нас дейст-
вительно очень хорошее землячество,
которое даже выпускает книги о Карелии
и ее представителях, живущих и работа-
ющих в Москве и других регионах стра-
ны. Среди них очень много авторитетных
и уважаемых людей: это и видные деяте-
ли культуры и искусства, известные дип-
ломаты, сотрудники правоохранитель-
ных органов. Не буду называть фамилий,
чтобы кого-нибудь не обидеть. И все они
действительно достойные люди, которые
вносят серьезную лепту в дело возрожде-
ния России.
— Как Ваша семья пережила пере-
езд в Москву, сразу привыкли к новому
месту. Расскажите о своих близких,
чем они занимаются в жизни.
— Вся наша предыдущая жизнь про-
шла в Карелии. Мы очень много переез-
жали внутри республики. Супруга – жена
офицера, мы хорошо понимаем друг
друга, и всегда по команде «на старт»
мои домашние готовы двинуться с места.
Действительно, первое время жизни в
мегаполисе стало для нас испытанием.
Это все-таки Москва, и здесь не поте-
ряться и найти достойное место, с точки
зрения профессионализма, не подвести
ту надежду, которую возлагал коллектив,
провожая нас в столицу, — было трудно.
Жена, Маргарита Евгеньевна, у меня
длительное время работала в школе пе-
дагогом начальных классов. Она очень
любит детей, и, откровенно говоря, ей в
этой жизни досталось, все-таки три му-
жика в семье, и каждому должно быть
уделено внимание.
— А сыновья.
— Старший сын в этом году закон-
чил академию Петра Великого, сейчас
учится в академии ФСБ. Недавно же-
нился, так что у нас в семье теперь уже
новая чета появилась. А младший сей-
час на третьем курсе там же учится с
большим желанием и интересом, нра-
вится ему это. Самостоятельно изучает
дополнительные прикладные науки,
львиную долю времени, помимо уче-
бы, уделяет спорту.
— Какими бы Вы хотели видеть ор-
ганы внутренних дел лет через 10. И в
какой России.
— Позволю себе ответить кратко и в
несколько иной последовательности. Рос-
сию мне хочется видеть могущественной и
процветающей, а милицию – высоко про-
фессиональной.
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
26
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Завершение встречи
Р. Нургалиева с
С. Абакумовым