— Не секрет, что современное телевидение является
одним из основных источников формирования личности
подрастающего поколения, заменив собой книги и об-
щественные организации, при этом особой популярнос-
тью пользуются всякого рода развлекательные програм-
мы, так называемые ток-шоу. Как Вы считаете, на каком
уровне находятся такого рода программы и не ведут ли
они к деградации общества.
— У меня не очень стандартное мнение по этому поводу,
может быть, не очень положительное для кого-то. Люди, ко-
торые могут деградировать от современного телевидения или
интернета, они и должны деградировать, это и деградацией
не назовешь, они просто находятся на своем месте. Я думаю,
развить при помощи чего-либо можно, но сделать из пустого
места что-то стоящее нельзя ни при помощи, ни без помощи
телевидения. Если человек читал Толстого и вдруг бросил его
и забыл, навсегда оставшись у телевизора, это, наверное, и
хорошо. Это принцип любой конструкции в природе, чтобы
мы ни делали. Если мы возьмем любое современное общест-
во или же обратимся к истории Древней Греции и Древнего
Рима, мы поймем, что расслоение общества неминуемо и,
скорей всего, верно. Богу – богово, а кесарю – кесарево, все,
конечно, намного тоньше, но примерно так.
Культура не гибнет, поверьте мне, она, может быть, и
нуждается, чтобы только малая часть общества были людьми
тонкими, высокообразованными, владеющими исторической
и культурологической информацией и передающей ее из по-
коления в поколение тому же малому проценту населения. Не
надо себя обманывать, так происходит во всем мире.
На мой взгляд, телевидение – это так мелко, потом я заме-
тил, что есть такая ужасающая вещь, с одной стороны, а с дру-
гой — это может быть и неплохо: в массе своей люди не по-
мнят того, что было два года назад. Если я сейчас выйду на
улицу и спрошу о названии своих передач, которые были до-
статочно популярны еще два-три года назад, люди их не
вспомнят, это - не хорошо и не плохо, это – правильно, пото-
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
54
Н
А
М
Н
Е Х
В
АТА
ЕТ
Д
ОБРОТЫ
Готовясь к интервью
с телеведущим, актером
и автогонщиком Николаем
Фоменко, я ознакомилась
с достаточным количеством
материалов о нем и была
приятно удивлена, а порой
и поражена прочитанным.
Наша встреча помогла
укорениться моим симпатиям
и перевернула сложившийся
для миллионов телезрителей
стереотип легкомысленного
и бесшабашного «рубахи-
парня», но обо всем
по порядку.
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
pg_0002
му что люди стали относиться к телевидению как к «жвачке»,
и я настаиваю на том, что это правильно.
— Я думаю, большинству читателей и телезрителей
неизвестно, что Ваша мама – бывшая балерина, а отец
внесен в список 500 лучших ученых мира и в энциклопе-
дию Кембриджа «Выдающиеся люди XX столетия». Рас-
скажите о них подробнее.
— У меня очень хорошие родители. Папа умер, к сожале-
нию, так и не узнав, что вошел в кембриджскую энциклопе-
дию. С мамой все в порядке, она до сих пор живет в Петер-
бурге. По маме – это старинный дворянский род Скрипици-
ных, по папе — никаких дворянских корней, он был просто
очень талантливый человек.
— Вы как человек свободолюбивый во всех отноше-
ниях, скажите, должна ли на телеэкранах существовать
четкая грань между раскрепощенностью и пошлостью и в
чем она для Вас проявляется.
— Конечно, но это такая тонкая вещь, что, к большому со-
жалению, нельзя провести эту границу на законно-формаль-
ном основании, это настолько специфично, что общество в
целом и каждый индивид в отдельности должны понимать,
что ругаться матом в данном случае, в данный момент дейст-
вительно нельзя, это будет пошло. Или же, например, мне по
Набокову больше нравится, что неорганично и ханжески, то и
есть пошло. Когда Александр Анатольевич Ширвиндт краси-
во ругается матом, это – произведение искусства, в этом нет
никакой пошлости, в этом есть красота языка, кураж. Пош-
лость – это как раз и есть зажим, своего рода комплекс.
— В этом году — 20-летие бит-квартета «Секрет»,
участником и лидером которого Вы являлись не один
год. Чем для Вас были годы, прожитые в составе группы
и как будет отмечаться юбилей.
— Это веселое, озорное детство, и у меня о нем остались
только хорошие воспоминания. Оглядываясь назад, можно
сказать, что жили мы очень бодро и задорно, с массой при-
ключений, так что есть, о чем вспомнить. К датам я отношусь
очень спокойно, я понимаю, что они нужны, для того чтобы
помнить прошлое. Мы, конечно, выйдем с ребятами на сцену,
но я считаю, что памятники надо ставить после жизни, при
жизни это неприлично.
— Россия времен группы «Секрет» представлялась
Вам немыслимо взрослой и скучной, закованной ледя-
ными условностями, страхом выделиться и привычкой
подчинения. Какой она Вам видится сейчас.
— Я не вижу коренных изменений, кроме того, что нам да-
ли свободу, которой мы не знаем, как правильно воспользо-
ваться. В связи с этим мы чувствуем себя очень неловко и по-
этому агрессивно настроены. В нашей стране не любят детей,
не уважают их внутренний мир, они не вызывают радости, а
воспринимаются как обуза. Так исторически сложилось и, на-
верное, от этого у нас масса проблем, эта «дедовщина» рас-
пространяется до бесконечности. Нам не хватает доброты,
люди ходят с озлобленными тяжелыми лицами, «люди, кото-
рые тяжело работают, тяжело отдыхают».
— Как же, по-вашему, разомкнуть этот порочный
круг.
— Я пришел к выводу, что этот круг, наоборот, надо сомк-
нуть плотнее, только твоя семья приносит истинное удовле-
творение. Я занят своими детьми, и от меня зависит, чтобы
они не выросли подонками, не ругались матом, но при этом
могли дать отпор.
Личный пример, конечно, хорошо, но человек – существо
социальное, у меня маленькая дочь, и я часто об этом заду-
мываюсь. Прежде всего, большое количество разговоров и
максимально занятое времяпрепровождение. Условно гово-
ря, Настя (дочь Николая Фоменко и Марии Голубкиной) из
своих пяти лет почти три серьезно занимается фигурным ката-
нием, заниматься очень тяжело, кроме воскресенья у нее нет
выходных, и с двух с половиной лет она это знает. Должен
быть абсолютно разный круг общения. К примеру, Настя
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
55
Во время интервью
для журнала
«ПРИЗНАНИЕ»
Кадр
из кинофильма
«Святой и
грешники». Николай
Фоменко и Мария
Голубкина
pg_0003
посещает хороший детский сад, в котором совершенно дру-
гие люди, нежели в фигурном катании, потом, условно гово-
ря, если добавить музыку, то ребенок начинает понимать раз-
ницу между спортсменами и музыкантами, умеет общаться
везде, никого не обижая, это и есть признак внутренней куль-
туры. Ведь интеллигент это не тот человек, который не кладет
ноги на стол, потому что это нельзя, а потому, что думает о
том, что другому человеку это неприятно.
— Мне понравилось на этот счет
определение пианиста Петрова: «Ин-
теллигент – это человек сомневаю-
щийся».
— Конечно, абсолютно согласен.
— Участники группы «Секрет» жи-
ли по принципу: «надо сначала ввя-
заться в бой, а потом уже разбирать-
ся, что это и что будет дальше». Како-
го жизненного принципа Вы придер-
живаетесь в данный момент.
— Точно такого же, это принцип, ко-
торый я навязал в коллективе, и, как по-
казывает мой жизненный опыт, это пра-
вильно. Это не значит, что надо ввязы-
ваться в криминальную историю, речь
идет о деле, потому как, если очень хо-
теть, это всегда получится, это – закон. И
сейчас, на мой взгляд, добиться чего-
либо легче не потому, что легче про-
биться, а потому, что раньше сложнее
было поверить в себя. Желание что-то
сделать имеет сейчас массу реализаций.
Главное, чтобы у тебя было «шило в од-
ном месте», которое позволяет тебе дви-
гаться вперед.
— В чем для Вас заключается ус-
пех актера, в его рейтинге. Не так
давно один из ведущих нашего теле-
видения посетовал, что в Америке рейтинговые шоуме-
ны, очевидно, намекая на себя, получают 17 миллионов
долларов. Разделяете ли Вы такого рода заявления.
— Нет, это смешно. Раньше можно было говорить о попу-
лярности актера, а на сегодняшний день рейтинг актера –
вещь сомнительная, учитывая огромное количество массме-
дийных структур. К примеру, на «Русском радио» звучит
очень много поп-музыки и существует какой-то рейтинг, но я
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
56
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
Экипировка
автогонщика
Перед заездом нужно
все проверить самому
pg_0004
никогда не слушаю и не слушал русскую музыку, потому что
она глубоко вторична для меня, хотя я сам ею занимался, я
свою музыку никогда не слушал. Это была определенная
очень тонкая коммерческая работа. Бесспорно, люди стара-
ются, записывают какие-то песни, у них своя жизнь, они счи-
тают, что планеты крутятся вокруг них, они считают себя звез-
дами, но таковыми не являются, потому как у нас ничего это-
го нет. Поэтому ориентироваться на этот рейтинг, как тебя
воспринимают – это очень просто. Может, это самоуверенно
прозвучит, хотя я к этому иронично отношусь, тем не менее,
когда мне хотелось играть на гитаре, я играл громко, и вся
страна об этом знала, когда мне хотелось быть на телевиде-
нии, я был там, и вся страна об этом знала, и в театре, и так по
всем позициям. Короче, если ты образован, воспитан, пра-
вильно мыслишь и правильно позиционируешь себя в прост-
ранстве, рейтинг не может быть для тебя мерилом. Твой соб-
ственный опыт, твоя работа, твое собственное «да» или «нет»
во время работы — вот это мне интересно.
— Ваш творческий симбиоз с Людмилой Марковной
Гурченко в мюзикле «Бюро счастья» был неподражаем.
Ваши личные и творческие ассоциации, связанные с этим
проектом, одним из организаторов которого была Неза-
висимая организация «Гражданское общество».
— Для меня было огромной радостью оказаться в этом
мюзикле. Людмила Марковна — человек, который всю свою
жизнь положил на этот адский спорт под названием «сцена»,
и маловероятно, что в ближайшее время появится кто-то,
умеющий работать на таком уровне. Поэтому быть рядом с
ней одно удовольствие, неважно — в «Бюро счастья» или в
«Бюро грусти».
— Ваш талант очень многогранен и вызывает проти-
воречивые чувства: от восхищения до неприятия, но оче-
видно одно: все Ваши проекты очень жизнеутверждаю-
щие. Откуда такой неисчерпаемый оптимизм.
— Задача человека высекать поло-
жительную энергию своими действи-
ями — это единственное, в чем нужда-
ется Вселенная.
— В качестве кого Вы себе прино-
сите наибольшее моральное и мате-
риальное удовлетворение: телеве-
дущего, актера, автогонщика.
— Вы знаете, автогонки много тя-
желее, чем все другое (Николай Фо-
менко в составе команды YUKOS GT
участвует в чемпионате мира серии
«Grand Touring»).
— Но это то, чего Вы добивались
многие годы.
— Так всегда бывает, когда доби-
ваешься конкретного успеха в чем-
либо (в апреле 2003 года интернаци-
ональная команда YUKOS RWS заняла
третье место в кубке команд), пони-
маешь, что в этом нет того высокого
смысла, который, казалось, был изна-
чально. Это тяжелые, бесконечные
перелеты на самолете. Три недели от-
дыха, которые я имею сейчас, – это
такое счастье, а потом начинается
вторая половина чемпионата, но на
другой чаше весов материальное бла-
гополучие и, прежде всего, победа
для себя и для своей страны.
— Именно благодаря автогон-
кам, Вы можете себе позволить ра-
ботать в театре и кино не за день-
ги. «Заплатят — хорошо, не запла-
тят – бог с ними».
— Получается так, но, возвраща-
ясь к вашему вопросу, больше всего я
себе нравлюсь в качестве «лежанки» с
книгой. Сейчас перечитываю роман
«Война и мир», который не открывал
15 лет. Лев Николаевич Толстой на-
столько велик на бумаге, что все ос-
тальное меркнет и кажется суетой су-
ет, но при этом нет ни одного дела,
которым бы я занимался «скрепя сердце», все в большей или
меньшей степени приносит мне удовлетворение в том или
ином виде. В этом смысле я счастливый человек, но работаю я
не для людей, а для себя.
— То есть, если наступит такой момент, что работа в
театре, кино будет мешать Вашим основным жизненным
приоритетам, Вы ею легко поступитесь.
— Конечно, пока у меня есть такая возможность, но рано
или поздно она закончится, и иногда я жалею, что не стал оли-
гархом или президентом, хотя, наверное, мог бы.
— Но это бы привело к значительным ограничениям
свободы выбора, которой Вы столь дорожите.
— Я бы поднялся за четыре года и «отъехал на мягких ла-
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
57
Николай Фоменко
и Людмила Гурченко
в мюзикле «Бюро
счастья»
Людмила Гурченко: «Для роли шефа бюро
нужен был виртуозный артист. Он
должен быть и смешным, и
остроумным, и пластичным, и
танцевальным, и, хорошо бы еще,
умел импровизировать. А еще у него
должен быть красивый голос. Что
делать. Надо искать пути к Фоменко»
pg_0005
пах», с умом все надо делать, с умом (смеется). Конечно,
любые действия ведут к противодействию, а это, соответст-
венно, определенная несвобода, значит, быть абсолютно сво-
бодным невозможно, приходится как-то лавировать.
— Вы очень ироничный человек, что в большинстве
случаев свидетельствует о доброте и ранимости. Так ли
это и является ли здесь ирония самозащитой.
— Защищаться мне не от кого, но я действительно очень до-
брый и мягкий человек, и многие этим пользуются. До абсурда,
конечно, не доходит, я — Телец, поэтому последняя капля все-
гда вызывает в стакане бурю, но терплю очень долго.
— «Бес, который в Вас еще не улегся и не угомонился»
мешает или помогает в творческой и личной жизни.
— Вы знаете, сейчас уже помогает, это раньше мне каза-
лось, что надо все успеть, все сказать, все попробовать, а на
сегодняшний день я пытаюсь перейти на другой темп сущест-
вования, потому что, как это ни странно звучит, есть в жизни
более значимые вещи, чем продукты человеческой деятель-
ности, тем более актерской. К примеру, нисколько не умаляя
достоинства великого Чаплина, могу сказать, что 20 лет назад
я воспринимал его совсем по-другому, сегодня, скажу прямо,
не смешно. Не потому, что я обрюзг, а потому что профессия
сиюминутна, это не скульптура и не живопись, которую мож-
но потрогать руками, и не философский трактат, нанесенный
на бумагу.
— Не буду задавать банального вопроса: как Вы уму-
дряетесь сочетать в себе все ипостаси (кино, театр, авто-
гонки). Лучше спрошу, как при всем при этом Вы успева-
ете быть прекрасным семьянином. Свидетельством это-
му служат не только отзывы Вашей супруги Марии Го-
лубкиной о Вас, как о заботливом и нежном муже и отце,
но и рождение второго ребенка, в родах которого Вы
принимали непосредственное участие.
— Я принимал участие в родах обоих детей, только Настя
появилась в роддоме, а Ваня дома. Рожать дома было очень
правильным решением Маши, мы наконец-то избавились от
страха перед родильными домами и поняли, что такое естест-
венные роды.
— Но все-таки при вашей занятости как Вы успеваете
заниматься ежедневными бытовыми проблемами.
— Просто хорошая организация труда, у меня есть график
чемпионата мира (графики тестов, гонок, отлетов и прилетов),
под него планируется все, здесь я не могу изменить ничего, а все
остальное: съемки, репетиции, прямой эфир я отменю, если у
моей дочери тренировка, а ее некому отвезти на каток.
— Вы очень дорожите своей семьей, но при этом за-
нимаетесь столь опасным видом спорта.
— На мой взгляд, он не опаснее, чем футбол.
— Это правда, что Вы своей супруге каждый день де-
лаете предложение руки и сердца.
— Делаю, и очень часто.
— «За большой личный вклад в развитие российской
культуры, яркую творческую индивидуальность, созда-
ние и успешную реализацию пользующихся неизменной
популярностью телевизионных и спортивных проектов,
блестяще сыгранные роли в современных театральных
постановках, активную гражданскую позицию» - это
формулировка в свидетельстве Кавалера Золотого По-
четного знака «Общественное признание», на получение
которого Вы не так давно были выдвинуты. Что для Вас
означает эта высшая общественная награда России, учи-
тывая Вашу ярко выраженную самодостаточность.
— При всей важности собственной оценки, оценка твоего
труда обществом всегда приятна, ведь мы все — составляю-
щие этого общества.
— Как «несостоявшийся президент» нашей страны,
что бы Вы пожелали своему народу.
— Избавиться от хмурых и озабоченных лиц, начать наконец-
то любить и уважать себя и окружающих, научиться жить не си-
юминутной выгодой, а думать, прежде всего, о своих потомках.
Беседу подготовила и провела Инна ШАРИНА
НЕОЖИДАННЫЙ РАКУРС
В образе
баскетболиста
Николай Фоменко
и Лариса Долина
Программа, не
вышедшая в эфир,
«Игра с Фоменко»
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
58