№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
59
— Иван Иванович, мы встречались
с Вами два года назад, и тогда, говоря
об одной из самых важных задач,
стоящих перед «РАО Роснефтегаз-
строй», Вы сказали буквально следу-
ющее: «Необходимо превратить нашу
структуру в международный холдинг,
способный решать самые масштаб-
ные задачи, не уступая мощным за-
рубежным конкурентам». Насколько
это удалось сделать.
— В создании международной нефте-
газостроительной корпорации мы значи-
тельно продвинулись вперед. У нас це-
лый ряд серьезных достижений — о неко-
торых из них я скажу позже. Но пробле-
мы пока остаются. Сегодня никто не ста-
нет разговаривать с компанией, не сер-
тифицировавшей свою систему управле-
ния — именно управления — качеством
по международному стандарту ISO — это
уже стало нормой. Но на сегодняшний
момент в России нет ни одной компании,
которая была бы сертифицирована как
управляющая по нефтегазовым проек-
там, тем более на внешних рынках: нор-
мы управления и стандарты не гармони-
зированы полностью, менеджмент не
квалифицирован в соответствии с меж-
дународными требованиями.
В результате складывается крайне
неблагоприятная для российских компа-
ний ситуация. Иностранные фирмы, на-
ходящиеся в нашем геополитическом
пространстве, обязательно ищут россий-
ских партнеров, поскольку на этой терри-
тории любой американской, европей-
ской или любой другой компании выгод-
но быть управляющей (не нужно иметь
на балансе дорогостоящую технику, обо-
рудование и т.д.). Поэтому все работы
выполняются российскими подрядчика-
ми.
Возьмем, к примеру, Каспийский
трубопроводный консорциум. Мы — ге-
неральный подрядчик в КТК, выполняем
основной объем работ, сегодня заканчи-
ваем строительство насосных станций.
Российские компании — правопреем-
ники Миннефтегазстроя — построили
почти миллион километров трубопрово-
дов в 17 странах. Но нас не допускают к
управлению — как будто мы не можем, не
в состоянии это сделать. Американская
компания выиграла тендер — она и явля-
ется управляющей. Как следствие, на-
пример, из $2,7 млрд. стоимости проекта
КТК около $1 млрд. перечислено амери-
канской компании, не держащей на ба-
лансе, условно говоря, ни одной лопаты,
— только за управление, хотя все работы
выполнялись в основном отечественны-
ми подрядчиками. В результате теряют
компании, теряет российский бизнес,
бюджет.
— Проблема, в первую очередь,
заключается в несоответствии квали-
фикации наших менеджеров обще-
мировому уровню. Может быть, рос-
сийскому бизнесу все-таки не хватает
государственной поддержки в круп-
ных проектах, ведь западные страны
свой бизнес лоббируют очень мощно.
— Правильно Вы подняли вопрос:
деньги приходят международные, есте-
ственно, сталкиваются интересы между-
народных компаний. Здесь и нажим, и
давление, и лоббирование, и, увы, отсут-
ствие государственной поддержки. Тем
более мы должны быть на две головы
выше конкурентов в такой сложной ситу-
ации.
Мы работали, в основном, в рамках
замкнутой структуры — Советского Сою-
за. И систему образования и стандартов
еще не перестроили под международные
нормативы. Должны быть унифицирова-
ны все нормы. У нас действительно са-
мое лучшее образование, но оно точное:
математики, инженеры и технические
специалисты в узком направлении. А вот
управленцев, менеджеров, которые ра-
ботают в рамках международных стан-
дартов, крайне мало. Поэтому проблему
качества и унификации образования
стремительная глобализация мировой
экономики, развитие средств коммуни-
кации превращают в одну из важнейших
мировых задач.
Исходя из этого, особое внимание
мы уделяем системе распространения
знаний и их эффективного использова-
ния на благо не только нашей компании,
но, мы думаем, и всей России. Для реше-
ния этой задачи нами создан Институт
инвестиционного развития (ИИР), ори-
ентированный на многоуровневое биз-
нес-образование с применением новей-
ших интернет-технологий. Наша компа-
ния определила для себя несколько на-
правлений, способствующих продвиже-
нию этих современных технологий для
учащихся всех уровней и возрастов. И
вот здесь главная роль отводится дистан-
ционному образованию. Институт подго-
товил свои собственные уникальные
учебники в электронном виде. Такая ме-
тодика, на мой взгляд, наиболее полно
Иван Иванович МАЗУР
Президент Российского акционерного
общества «РАО Роснефтегазстрой», Пре-
зидент Научно-производственной корпо-
рации «Интеллектуальные системы»,
доктор технических наук, профессор,
академик ряда российских и иностран-
ных академий.
Более 25 лет работает в системе нефте-
газового сектора, является одним из
создателей крупнейшей в мире евразий-
ской системы добычи, транспорта и пе-
реработки нефти и газа, прошел путь от
главного инженера и управляющего тре-
ста до заместителя Миннефтегазстроя
СССР.
В научной сфере занимается вопросами
устойчивости и экологической безопас-
ности нефтегазовых систем, проблема-
ми управления и реструктуризации круп-
ных предприятий. Является основопо-
ложником нового научного направления
— инженерной экологии. Первый вице-
президент Международной топливно-
энергетической ассоциации и россий-
ской экологической академии.
Главный редактор журналов «Нефть.
Газ. Строительство» и «Интеллектуаль-
ные системы». Лауреат Государствен-
ной премии, ряда национальных и оте-
чественных премий. Заслуженный стро-
итель России, заслуженный инженер,
горняк и энергетик Российской Федера-
ции. Имеет 6 правительственных на-
град, 23 награды общественных и науч-
ных организаций. Кавалер высшей об-
щественной награды — Золотого Почет-
ного знака «Общественное признание».
Автор более 200 научных публикаций,
17 монографий, 6 учебников, 36 автор-
ских свидетельств и изобретений.
ИНТЕЛ
Л
ЕКТ,
ВПЕРЕД
!
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО