В
иктор Александрович! Прошло около
четырех лет с того момента, как Вы
стали главой администрации Новоси-
бирской области. За это время в обла-
сти многое изменилось к лучшему. Достаточно
сказать, что основные показатели общеэконо-
мического развития, материального произ-
водства, торгового оборота в вашем регионе
возросли от двадцати до семидесяти процен-
тов, причем в большинстве случаев эти темпы
опережают общероссийские. Сегодня Вам ра-
ботать стало легче или, наоборот, труднее.
— В чем-то легче, а в чем-то, конечно, труднее.
Нам удалось преодолеть целый ряд кризисных си-
туаций, сформировалась профессиональная
команда специалистов, появилось много едино-
мышленников, наработан достаточно эффектив-
ный механизм управления, добились поступатель-
ного развития, наконец, что особенно важно, —
удалось в значительной мере переломить общест-
венное настроение. Люди поверили в свои силы и
возможности.
Сегодня ставим задачу не только закрепить до-
стигнутое, но и сделать так, чтобы наше движение
шло более быстрыми темпами, с еще большей ре-
зультативностью. Все время ищем новые подходы,
новые решения, нацеливаемся на решение более
сложных задач, причем рассчитанных не только на
сегодняшний день, но, в первую очередь, на пер-
спективу. Естественно возрастает и мера ответст-
венности. Поэтому, в определенном смысле, рабо-
тать, конечно, стало труднее.
— Вы не аграрий, всегда жили в городе,
много лет были мэром Новосибирска. Но за
время Вашей работы губернатором область
вышла в число ведущих регионов по производ-
ству сельхозпродукции, в полтора раза увели-
чила объем сельскохозяйственного производ-
ства. За счет чего удалось этого достичь. И по-
чему такое внимание сельскому хозяйству.
— Прежде всего, отмечу, что сельское хозяйст-
во — это не только отрасль экономики, но в огром-
ной степени жизнеобразующая сфера. Если на селе
нет эффективного производства, то здесь очень
трудно поддерживать нормальную жизнь. Уезжает
молодежь, одинокими остаются старики,
ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
72
Виктор ТОЛОКОНСКИЙ:
«ЛЮ
ДИ ПОВЕРИЛИ
В СВОИ СИЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»
На фото :
На полях области.
В этом году цены на
пшеницу возрастут
pg_0002
начинается социальный упадок. Именно с этих по-
зиций мы подходим к развитию сельского хозяйст-
ва в нашей области, ставя во главу угла общечело-
веческую, социальную задачу.
Но чтобы производство было эффективным,
его необходимо грамотно организовать. Опыт 90-х
годов показал: сельские товаропроизводители не
могут на равных взаимодействовать с крупными и
хорошо организованными промышленными, пере-
рабатывающими предприятиями, поставщиками
топлива и т.д. Особенно с учетом сезонной специ-
фики работы. Аграрный сектор нуждается в неком
объединяющем начале, и обеспечить его способно
сегодня, прежде всего, государство.
Последние годы мы постоянно занимались ор-
ганизационными вопросами, регулировали произ-
водственные отношения внутри агрокомплекса, се-
рьезно занимались ценовой политикой. Искали
способы эффективной реализации сельхозпродук-
ции. Вели контроль над оптовыми закупками. Каж-
дую весну авансировали сельхозпредприятия, по-
ставляя им топливо, запчасти, удобрения, средства
защиты растений. Ежегодно из областного бюдже-
та в сельское хозяйство направляем порядка 1 мил-
лиарда рублей. Но это не дотации, которые отданы
безвозвратно. Это в основном кредиты. Они пре-
доставлены хозяйствам на выгодных условиях с
тем, чтобы те могли вовремя и эффективно прове-
сти сезонные работы, получить необходимую про-
дукцию, заработать прибыль и вернуть заемные
средства.
Мы отстраиваем экономику аграрного сектора
в области, учитывая меняющиеся условия. Совер-
шенно очевидно, что рост рентабельности напря-
мую зависит не столько от увеличения производ-
ства, сколько от его эффективности, построенной
на точном расчете, на анализе издержек и реаль-
ной выгоды, на применении новой техники и тех-
нологий.
— Насколько нам известно, не так давно в
области стала функционировать система
электронных торгов, с помощью которой уда-
ется существенно экономить бюджетные сред-
ства при осуществлении закупок материально-
технических ресурсов и товаров. Но помимо
экономии, это, наверное, еще и прозрачность
использования финансовых средств, другой
уровень отношения между властью и общест-
вом. Как Вы считаете.
— Нам действительно удалось внедрить систе-
му электронных торгов для закупки материально-
технических ресурсов без непосредственного кон-
такта чиновников с поставщиками. Электронные
торги, на которых мы приобретаем продукцию для
нужд области, проходят открыто. Все участники
имеют возможность узнать результаты каждого
этапа. Заключить договор “втихую”, по своей цене,
используя знакомство, протекцию, невозможно.
Такие торги делают рынок открытым и цивилизо-
ванным, позволяют значительно экономить бюд-
жетные средства. Только в прошлом году экономия
составила сотни миллионов рублей.
Скажу больше, укрепилось доверие к нам и со
стороны деловых кругов. Все понимают, если мы
работаем открыто, наша деятельность прозрачна,
есть порядок, царит законность, то с нами можно
безбоязненно сотрудничать.
— Важнейший источник развития региона —
бюджет. Ваше мнение о соотношении
ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
73
На фото вверху:
В июле Новосибирск
посетил с рабочим
визитом
Председатель
Правительства
Михаил Касьянов.
Проблемы области
начали решать уже у
трапа самолета
Внизу:
В.А. Толоконский
на промышленном
объекте
pg_0003
федерального бюджета и бюджетов регионов.
Вас устраивают сложившиеся пропорции.
— Когда страна находилась в серьезном эконо-
мическом кризисе, централизация финансов была
во многом оправдана. Но сегодня настало иное
время. Разумная децентрализация необходима уже
потому, что дает серьезные стимулы для экономи-
ческого развития регионов. Кроме того, межбюд-
жетные отношения должны быть открытыми, иметь
понятные всем методики определения трансферт-
ных платежей, правила выравнивания социально-
экономических различий регионов. Пока это оста-
ется проблемой, и ее надо решать и обязательно во
взаимосвязи с реформой муниципальных образо-
ваний.
— Новосибирская область стала одним из ре-
гионов, выбранных для отработки федеральной
реформы местного самоуправления. Ваше от-
ношение к проекту нового закона.
— Невозможно активизировать управление эко-
номическим, социальным, людским потенциалом,
если нет эффективной системы местных органов
власти, местной инициативы граждан. Муниципа-
литеты занимаются повседневной работой, и ее
можно осуществлять только в каждом населенном
пункте, в каждом районе, в каждом административ-
ном центре. Невозможно, как бы мы ни старались,
это сделать из областного центра и тем более — из
Москвы.
Понятно, что чем слабее экономика, чем боль-
ше кризисных ситуаций, тем больше нужна центра-
лизация. И наоборот, когда стабилен экономичес-
кий рост, децентрализация дает дополнительный
плюс. Появись такой закон об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления пять лет назад,
его бы никто даже рассматривать не стал. Вспомни-
те – долги по зарплате, взаимные неплатежи, повсе-
местный бартер. Тогда централизация была оправ-
дана. Но сейчас надо не дыры латать, а находить до-
полнительные стимулы экономического роста.
Реформа местного самоуправления начата свое-
временно и стратегически верно. Муниципалитеты
должны получить достаточные полномочия для вы-
полнения повседневных задач. Мы уже проводим
реформу межбюджетных отношений у себя в облас-
ти, не дожидаясь принятия федерального закона. С
этого года все 460 поселений области имеют само-
стоятельный бюджет и являются субъектами меж-
бюджетных отношений, наделены полномочиями и
ответственностью. Конечно, есть еще немало про-
блем: сдерживают противоречия в законодательст-
ве, многое надо изменить в бюджетном, налоговом
кодексах. Однако убежден, что проблемы преодо-
лимы и система местного самоуправления будет
крепнуть.
— На данный момент уже дан старт предвы-
борной кампании в Государственную думу. Ка-
кова расстановка политических сил накануне
выборов в области. И вообще, как бы Вы обо-
значили специфику региональных выборов с ее
плюсами и минусами.
— Да, действительно, старт дан. Наши местные
СМИ пестрят материалами о проведении партийных
конференций региональных отделений партий.
Не стану давать оценку расстановке политичес-
ких сил в области. Политтехнологи анализируют от-
ношения региональных отделений партий с местной
властью во время выборов. Считают это своеобраз-
ным административным ресурсом. И я это учиты-
ваю. Не хочу, чтобы мое мнение о какой-то партии
прибавляло ей авторитет или, напротив, мешало в
работе.
Специфика же региональных выборов в Госу-
дарственную думу, на мой взгляд, состоит в том, что
большинство наших партий весьма слабо представ-
лены на местном уровне. Выборы будут иметь в ре-
гионах больший общественный резонанс, когда
партии станут действительно массовыми, когда они
охватят значительную часть социально активного
населения.
Рассчитывать, что это произойдет быстро,
вряд ли приходится. И потому естественно, что
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
74
ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
На фото:
За большой личный
вклад в социально-
экономическое
развитие
Новосибирской
области
В.А. Толоконский
награжден орденом
Дружбы.
Во время вручения
награды
pg_0004
еще определенный период общественные органи-
зации в регионах будут доминировать. Они сейчас
значительно активнее и сильнее, чем многие поли-
тические партии.
— Как в Новосибирской области осуществля-
ется диалог между властью и обществом. Какие
механизмы такого взаимодействия на сего-
дняшний день хорошо отработаны и получили
путевку в жизнь.
— Любое развитие общественного самосознания,
институтов гражданского общества, конечно, делает
работу власти более сложной. Но иначе результата не
добиться. Современная экономика, современное де-
мократическое устройство общества могут быть эф-
фективны только в том случае, если развивается
гражданская инициатива.
В нашей области деятельность организаций и
объединений приветствуется не только органами
власти но, что самое главное, высоко оценена населе-
нием. Растет потребность в таких самодеятельных
объединениях. В работу включаются все новые и но-
вые инициативные люди. А это значит, что точек со-
прикосновения в совместной работе органов власти и
общественных организаций становится все больше.
Если власть ставит задачу добиться изменений в
экономике, то без опоры на общественную инициати-
ву не обойтись. Невозможно формировать полно-
ценные программы лишь в кабинетах власти, в узком
кругу специалистов. Мнение общественности здесь
необходимо. Проекты социально значимых про-
грамм обязательно обсуждаются у нас на заседаниях
коллегиальных органов. При обладминистрации со-
зданы и работают общественные советы по различ-
ным направлениям — от большого научного до спе-
циализированных: банковского, экономического, по
промышленности, предпринимательству, сельскому
хозяйству. Созданы эти советы буквально с первых
дней работы нашей администрации и свою роль вы-
полняют.
Мы проводим конкурсы и выделяем гранты об-
щественным объединениям, некоммерческим орга-
низациям, инициативным группам на выполнение
проектов, имеющих большое значение в решении со-
циальных проблем области.
— Что Вы как генеральный представитель Не-
зависимой организации «Гражданское общест-
во» и Национального фонда «Общественное
признание» в Сибирском регионе ждете от пред-
стоящего осенью этого года в Нижнем Новгороде
Российского форума, одними из инициаторов
проведения которого выступили вышеназван-
ные общественные организации.
— Считаю, что проведение Российского форума —
своевременное и полезное мероприятие. Ожидаю,
что многосторонний форум-диалог позволит подвес-
ти некоторые итоги в выборе стратегии развития
страны. Оценить нашу готовность к построению дей-
ствительно демократического общества, к дальней-
шему развитию гражданских институтов. Расставить
акценты в отношениях общества и власти, власти и
бизнеса. Хотелось бы заострить внимание на пробле-
мах ответственности бизнеса перед гражданским об-
ществом. Еще раз сфокусировать внимание на про-
блемах бедности и неравенства, которые поставлены
в Послании Президента России Федеральному со-
бранию.
— Новое направление Вашей деятельности —
руководитель одной из рабочих групп Прави-
тельственной комиссии по административной
реформе. Расскажите, что нового ожидается.
— Я возглавляю группу, которая занимается упо-
рядочением функций федеральных министерств и
ведомств в сфере сельского хозяйства, природополь-
зования, земельных отношений и регулирования по-
требительского рынка. Всего эти органы власти вы-
полняют более 600 функций. Наша главная задача –
повысить эффективность государственного управле-
ния, создать организационные условия для экономи-
ческого роста.
Вмешательство государства в сферу бизнеса
должно быть ограничено. Должны быть проанали-
зированы и сокращены избыточные и дублирующие
функции. Есть функции, которые фактически новые,
выполняются, но организационно не оформлены.
Такая работа тоже будет проводиться.
— Известно, что день губернатора расписан по
минутам. А как Вы проводите свободное время,
когда оно появляется. Ваши увлечения, хобби.
Как Вы отдыхаете. Удается ли встретиться с деть-
ми, внуками, друзьями, хотя бы по праздникам.
— Мой рабочий день, как правило, заканчивает-
ся в 10-11 часов вечера, причем обычно у меня не бы-
вает выходных. Такой ритм ограничивает мое обще-
ние с семьей. И я очень благодарен моей маме, же-
не, детям, внукам за понимание и поддержку. У ме-
ня прекрасная дружная семья. Моя жена – врач,
профессор, доктор медицинских наук, заведует ка-
федрой. Дети тоже врачи. У всех работа, большие
нагрузки. И мы все поддерживаем друг друга. Ред-
кая, но большая радость собраться всем вместе. А
как отдыхаю. Стараюсь не пропускать соревнования
с участием новосибирских команд и еще люблю ста-
рые, добрые песни, конечно, в компании друзей.
Беседовал Анатолий МАЛЮГИН
ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНА
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
75
На фото вверху:
Семьдесят дней в
году глава
администрации
проводит в
командировках по
районам области.
Селяне
приукрашивать
обстановку не станут
Внизу:
Дедушка, бабушка
и внук