— Действительно ли фильм «Вос-
ток-Запад», где Вы блистательно сы-
грали в паре с Олегом Меньшико-
вым, Ваша последняя кинематогра-
фическая работа. Вы решили поки-
нуть кинематограф навсегда или это
Ваше высказывание было просто
эмоциональным порывом.
— Нет, так сложилось, я после этого
фильма четыре года не снималась, и это
не мое было решение, просто у меня не
было предложений. Поэтому в течение
этого периода, когда я давала интервью
и меня спрашивали, почему не снима-
юсь, я отвечала, что, возможно, это моя
последняя работа и моя жизнь в кине-
матографе на этом закончится.
— Неужели за все это время не
предложили ни одного сценария.
— Вы знаете, не буду врать, сначала
вообще ничего не предлагали, то есть
просто как выключили. Да. Просто как
выключили. Ни одного сценария, ниче-
го. Потом стали появляться буквально
единицы какие-то, но совсем дикооб-
разные, к которым я не могла серьезно
относиться, не говоря уж о том, чтобы
принять во всем этом участие. И поэтому
я просто четыре года не снималась ни-
где и ни в чем. И я для себя решила, что
я не киноактриса или киноактриса в
прошлом, значит, такая моя судьба. Но
тут пошли уже более-менее «съедоб-
ные» сценарии, и я решила потихоньку
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
76
Н
Е О
ТР
ЕК
А
Ю
ТС
Я
ЛЮ
БЯ
...
Татьяна Анатольевна
ДОГИЛЕВА
Актриса театра и кино, заслуженная
артистка России.
Родилась в 1957 г.; с 1978 г. работала в
театре им. Ленинского комсомола,
с 1985 г. — в Московском театре
им. М.Н.Ермоловой.
В числе исполненных ролей: Неля
(«Жестокие игры»), Катя («Спортивные
сцены» 1981 г.); снималась в фильмах
«Еще раз про любовь», «Голос»,
«Забытая мелодия для флейты»,
«Покровские ворота», «Блондинка за
углом», «Прохиндиада-2», «Привет,
дуралеи» и многих других.
pg_0002
попробовать, а там, где коготок увяз —
всей птичке пропасть. В результате этим
летом «влезла» аж в три сериала. Чем
это закончится, не знаю.
— Труднее в сериалах сниматься.
— Хотя для меня сериалы новость
безусловная, сниматься в них нисколько
не труднее. Но то, что они к кино ника-
кого отношения не имеют, — абсолютно
точно. Это какой-то новый вид занятий.
Для меня это очень явно видно. Потому
что у меня был буфер промежуточного
времени.
— А что за сериалы.
— Один сериал называется «Учас-
ток». Даже не знаю, кого тут называть —
канал, режиссера, автора. Второй сни-
мался в Питере и имеет рабочее назва-
ние – «На вираже», которое, скорее все-
го, заменят. И третий — «Огнеборцы». Я
играю дамочек в возрасте: либо покину-
тых жен, либо сексуально-озабоченных.
Меня видят теперь в этом качестве (за-
разительно хохочет).
— Кстати, по поводу покинутых
жен... Уже долго ходят упорные слу-
хи о том, что Вы с Михаилом Миши-
ным разводитесь. Это правда.
— Да, действительно, такие слухи
ходят давно. Отвечу однозначно: нет,
мы не разводимся и разводиться не со-
бираемся.
— Долгое время все были увере-
ны, что Вашим мужем является дру-
гой писатель — а именно Григорий
Горин...
— Видимо, того, что они оба с боро-
дой, оба евреи и оба писатели-сатирики
оказалось достаточно для путаницы. И
когда Горина в очередной раз спраши-
вали: «Как Танечка, как ребенок.» — он
уже не сопротивляясь и никому ничего
не объясняя, послушно отвечал: «Спаси-
бо, ничего». А когда Гриша умер, то
многие мне звонили с соболезнования-
ми.
— В уже упомянутом фильме
«Восток-Запад» роль Саши сыграл
Сергей Бодров-младший. Расскажи-
те о Ваших впечатлениях от этой сов-
местной работы.
— Он чудесный был. Это я говорю не
потому, что его с нами нет. У меня оста-
лись огромные впечатления. В Сереже
было все. Он был очень образован, знал
несколько языков: с режиссером Режи-
сом Варнье общался по-французски,
свободно владел английским, говорил
по-итальянски. Он разбирался в искус-
стве. Был очень хорошо воспитан. В
смысле, вежливый был, интеллигент-
ный и абсолютно свободный, модный, с
юмором. Меня всегда поражало, как же
нужно воспитывать детей, чтоб полу-
чить такой результат. Я не знаю, что для
этого надо делать. Он был поистине, ну
как сказать, блестящий молодой чело-
век. Я все вкладываю в это понятие. Все.
Там была душа, там был интеллект, там
была свобода, энергия, разум. Там было
движение по жизни.
— В свое время Вы попробовали
себя в новом амплуа — в качестве ре-
жиссера-постановщика спектакля
«Лунный свет, медовый месяц» по
пьесе английского драматурга Ноэля
Каурада «Частная жизнь». Затем
был спектакль «Не отрекаются любя»
и совсем новый — «Московские стра-
сти» по пьесе Александра Островско-
го «Не все коту масленица». Какая
постановка, по Вашему мнению, да-
лась Вам легче, пригодился ли пре-
дыдущий опыт и как принимали зри-
тели эти спектакли.
— «Лунный свет, медовый месяц» я
поставила шесть лет назад, третий сезон
мы играем «Не отрекаются любя» и вто-
рой сезон — «Московские страсти». На-
до сказать, что все они дались большой
кровью. Конечно, первый опыт оказался
самый ужасающий, было много обва-
лов, истерик...
— Как Вы вообще решились...
— По глупости. По актерской фоно-
берии. Потому что я из тех актрис, кото-
рые считают, что они умнее любого ре-
жиссера (смеется) и что режиссер толь-
ко мешает и вредит, а сам ничего не по-
нимает. Вот я сейчас возьмусь, поставлю
— и мир ахнет. И с такими настроениями
я взялась за дело, и поэтому злобные те-
атральные критики, которые писали, что
она, дескать, мечтала въехать в режис-
суру на белом коне, а случился вон ка-
кой жуткий провал, — были абсолютно
правы. Я мечтала въехать на белом ко-
не, но ровно две недели от начала заня-
тий этим делом, потому что поняла, что
все это ужас, катастрофа, и только три
или четыре мгновения удовольствия,
все же остальное — административный
ад. Тем более что никто ничего не умел
— ни я, ни продюсер. Так что я даже се-
годня вспоминать об этом не хочу. Чест-
но скажу: Бог просто пожалел меня, не
дав помереть за этим занятием.
Но, тем не менее, я очень благодар-
на первому спектаклю, он живет шестой
год при полной востребованности. Я по-
вторяю, при полной, чтобы не писали
злые критики, но, наверное, они в чем-
то были правы, потому что спектакль
очень изменился, в том числе и с точки
зрения режиссуры. Потом я поставила
«Не отрекаются любя». Тоже не хочу ска-
зать, что это было легкой прогулкой. Во-
обще режиссура на самом деле очень
страшное занятие, если судить по тому
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
77
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
Семья в полном
сборе
На съемках нового
сериала с Юлией
Рудберг
pg_0003
нервному истощению, каким-то другим
жизненным затратам, которые требует
каждая новая постановка. В середине
работы над этим спектаклем пришлось
поменять одного очень известного акте-
ра на другого, и мы все очень нервнича-
ли, не зная, что в конечном итоге у нас
получится. Но нам сопутствовал успех,
во многом благодаря Борису Щербако-
ву. По-моему, это одна из лучших его
ролей. Два раза главную роль в спектак-
ле с невероятным успехом сыграла На-
таша Гундарева, но неожиданно заболе-
ла. А мы не хотели вводить другую акт-
рису, и я стала играть главную роль в
надежде на то, что как только Наталья
поправится, то сразу займет свое закон-
ное место. А мою роль, второго плана,—
выпало же такое счастье,— стала играть,
на мой взгляд, выдающаяся актриса, ве-
ликая Екатерина Васильева.
— А как Вы относитесь к тому, что
она поставила на себе как актрисе
крест и обратилась к Богу.
— Это уже не моя история. С Екатери-
ной Сергеевной я знакома очень давно и
всегда ею восхищалась как актрисой. Да,
театр, актерство перестали быть главны-
ми в ее жизни, но профессия-то оста-
лась. В актерском мастерстве она достиг-
ла уже всего того, о чем можно только
мечтать. Профессионал, одним словом.
Во всяком случае, для меня большое сча-
стье с ней работать не только как с актри-
сой, но и как с че-
ловеком.
— Вы лучше
стали понимать
сложности рабо-
ты режиссера после того, как сами
побывали в этой роли. Изменились
ли Ваши отношения с режиссерами, с
которыми Вы работаете.
— Да. Я заткнулась (опять хохочет).
Никаких амбиций. Пусть даже я вижу,
что режиссер совершает ошибку, пусть
мне вообще не нравится, что он делает,
я молчу. Но надо сказать, что ко мне
сейчас никто и не пристает. Я выхожу да
играю, чего играю. Редко кто чего-ни-
будь да скажет.
— Вы заканчивали ГИТИС, почему
выбор пал именно на него. И расска-
жите, как Вам удалось поступить ту-
да, ведь тогда конкурс в ГИТИС был
просто фантастический.
— Я везде поступала, но меня нигде
не брали, только в ГИТИСе взяли. При-
чем сразу, хотя в других местах я даже с
первого тура вылетала.
— Что читали.
— Басню «Стрекоза и муравей»,
«Разговор двух дам» Гоголя и стихотво-
рение «Отверженная», сейчас даже не
помню авторство.
— Кто были Ваши педагоги и как
складывались отношения с ними во
время учебы.
— Народные артистки России – Евге-
ния Николаевна Козырева и Лидия Ни-
колаевна Князева, Татьяна Николаевна
Семичева, художественный руководи-
тель — Всеволод Порфирьевич Осталь-
ский и главный педагог в моей жизни –
Владимир Наумович Левертов. Совер-
шенно изумительный, гениальный че-
ловек. Для меня — идеал. Он меня и лю-
бил, и вел в профессии и по жизни.
— В пьесе Радзинского «Наш Де-
камерон», где Вы играли проститут-
ку, режиссер-постановщик этого
спектакля Роман Виктюк в одном из
интервью говорил о Вашей гениаль-
ной игре. Расскажите о судьбе этой
пьесы, почему сейчас о ней ничего
неизвестно.
— Ну, что вы, очень даже известно.
Спасибо, конечно, Виктюку за добрые
слова в мой адрес. Он вообще человек
восторженный. Эта пьеса Радзинского,
которого я считаю выдающимся драма-
тургом, отличается от других его пьес
тем, что состоит, к сожалению, из его
прозаических рассказов, она очень тя-
жела, в ней как раз нет драматургичес-
кой закваски – это проза на сцене. О да,
я играла эдакую падшую королеву. Я
была тогда молода. Это был для своего
времени очень смелый спектакль. Сей-
час бы то, что мы тогда показывали и го-
ворили, безусловно, назвали бы дет-
ским лепетом. Но спектакль имел оше-
ломляющий, скандальный успех, он шел
несколько лет, пока я не родила дочку и
не осталась за сценой.
Актриса Ирина Апексимова долгое
время уговаривала Виктюка восстано-
вить спектакль и, в конце концов, даже
выступила продюсером ремейка «На-
шего Декамерона». Я очень высокого
мнения о ней как об актрисе, но игра
мне ее не понравилась, да, наверное, и
не могла понравиться, потому что за
основу был взят мой рисунок роли. Но
все равно, как бы то ни было, она мо-
лодец, захотела поставить эту пьесу и
сыграть в ней и сделала это. Я очень
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
78
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
Два Сергея: Гармаш
и Маковецкий —
достойный кортеж.
pg_0004
уважаю женщин, которые добиваются
поставленной цели.
— В фильме «Афганский излом» у
Вашей героини роман с итальянским
актером Микеле Плачидо. Какое
впечатление этот актер на Вас произ-
вел, легко ли было с ним сниматься.
Расскажите, пожалуйста, об этих
съемках.
— Вы знаете, у нас вообще не полу-
чилось никакого контакта: ни творческо-
го, ни человеческого. Он жил абсолютно
отдельно, мы были для него аборигена-
ми. Но это не его вина. Действительно,
очень разные миры, разный образ жиз-
ни. Конечно, ему было дико. Начнем с
того, что как только он прилетел, пер-
вое, что с ним произошло — он на
смерть отравился, пообедав в ресторане
на официальном банкете. После этого
еду ему привозили только из Италии.
Понимаете, он пил отдельную воду, ел
отдельную еду, жил в отдельной гости-
нице... И в игре тоже самое.
— Не кажется ли Вам, что в про-
фессии актера есть что-то мистичес-
кое. Скажем, по ходу фильма героя
Игоря Талькова застрелили. То же са-
мое произошло и в жизни артиста. И
тому масса примеров. В свое время
Валерию Леонтьеву, если не ошиба-
юсь, предложили сыграть роль Хрис-
та, но он отказался...
— И правильно сделал. Я на эту тему
даже говорить не хочу. Во всяком слу-
чае, я ничего такого играть никогда не
буду.
— Что Вас подвигло принять учас-
тие в теле-шоу «Последний герой-3».
С Вашей стороны это была авантюра.
— Ну, нет, у меня было горячее жела-
ние поехать на необитаемый остров. И
все. А дальше уже было полное, так ска-
зать, зомбирование. Дальше тебя влек-
ла уже судьба, а не ты сам.
— Ну, а как Вы отнеслись к тому,
что Вам пришлось прыгать с вертоле-
та. Коленки не дрожали.
— Еще в Москве, перед отправкой на
остров, меня спросили: «Вы не будете
против, если придется прыгнуть с верто-
лета, это будет низко, метра три». Ну что
я, с трех метров не спрыгну, что ли. «Хо-
рошо!»,— ответила я. А он не смог опус-
титься на три метра, но мне уже было все
равно. Я мало что в тот момент сообра-
жала, поэтому уже не имело значения,
сколько метров подо мной. Версии по
этому поводу абсолютно разнятся.
— Как Вы переносили все эти тя-
готы островные. Там же, насколько
я понимаю, все происходило в ре-
альности, без каких-либо подстав.
— Я скажу так. Вот сейчас запустили
«Последнего героя-4». Я позвонила ту-
да и сказала, возьмите меня хоть кем-
нибудь. Они меня не взяли. А меня вле-
чет туда днем и ночью.
— Ну, а кто все время плакал,
пять суток не спал, на луну по ночам
глядел. Кого к психологу возили.
— Да, ну и что. Все равно. Эта яр-
кость переживаний такова и эмоцио-
нальный заряд таков...
— Ну, а что с Даной Борисовой не
поделили.
— А Вы, думаете, легко было. Я же
не хочу сказать, что это торт. Это не
торт, а приключение, которое вовсе не
предполагает, что ты идешь и все время
находишь клады по дороге. Там и труд-
ности подразумеваются. Главное за-
ключается в том, что в результате ты их
преодолеваешь. Ну, не знаю, может я и
не могу толком объяснить, почему мне
туда хочется, но факт остается фактом,
что я позвонила и сказала, возьмите
хоть кем! Но они не взяли (искренне пе-
реживает).
— Вам приходилось играть с таки-
ми замечательными актерами, как
Миронов, Богатырев, Меньшиков.
Испытывали ли Вы чувство влюблен-
ности по отношению к своим партне-
рам во время съемок.
— Без всяких разговоров, но это не-
сколько другое, чем прямая влюблен-
ность мужчины в женщину. Это намного
ценнее, важнее и таинственнее, чем
обычный роман и для меня намного
драгоценнее, потому что связано с об-
щим делом, об-
щим стремлением
к какому-то неве-
роятно прекрасному результату, кото-
рый необходимо выдать обоим. И про-
исходит это вне зависимости от того, об-
щаюсь ли я с ними в обыденной жизни
или не общаюсь. Это не то, что прямой
роман.
— Интересно, а помните ли Вы,
кто стоит за этим четверостишьем:
«Может, этою зимой
Нам в Подрезково вернуться,
В снег горячий окунуться
И не ссориться с тобой».
— Это Юрочка Стоянов. У нас с ним
был роман на первом семестре первого
курса. Я называю этот роман щеня-
чьим...
— Почему.
— Два щенка решили по полной про-
грамме поиграть — про что начитались,
то и играли. Два активных оболтуса, со-
шедших с ума на искусстве. Ну, что там
могло получиться. Конечно, одно безу-
мие...
— Что бы Вы хотели сыграть в те-
атре или в кинематографе, что оста-
лось нереализованным.
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
79
С дочкой Катей
pg_0005
— Очень хотелось бы сыграть Арка-
дину в «Чайке», очень, но так, как хоте-
лось бы мне сыграть, а не как какому-
нибудь другому режиссеру, а такого ре-
жиссера я все-таки вряд ли найду. А са-
мой ставить...страшновато.
— В театре сейчас, как режиссер,
Вы можете реализовать любую Вашу
мечту...
— Это так кажется. Антрепризные
спектакли собрать и выпустить на самом
деле очень тяжело.
— То есть Вы не относитесь к ант-
репризе как к какой-нибудь халтуре.
— Скажем, четыре года, это была
моя главная работа.
— Не от хорошей жизни...
— Почему не от хорошей жизни, она
дала мне очень много. Я благодарна ан-
трепризе, и я считаю ее очень интерес-
ным явлением, тем более что это одна
из форм выживаемости российского те-
атра, и ее надо исследовать. Сейчас все
репертуарные театры берут опыт антре-
призы, не забывая ее при этом оплевать.
Но идут-то тем же путем. Они приглаша-
ют известных артистов, ставят на них
спектакли, платят этим артистам денег
больше, чем другим, понимаете, то есть
они используют опыт антрепризы. Этот
способ выживания театра родился сам,
изнутри, его никто сверху не придумы-
вал. Я очень благодарна всем продюсе-
рам и актерам, которые сотрудничали
со мной. И ненавижу людей, утвержда-
ющих, что это халтура. Да и критики с
журналистами напустили в этом вопро-
се немало тумана.
У нас был такой случай, когда мы иг-
рали в чудовищном помещении при
плохом освещении, стоял жуткий холод,
зрители сидели все в пальто, они были
очень агрессивно настроены, но мы су-
мели перебороть этот недовольный зал
и сумели его заставить реагировать так,
как надо. Был очень большой успех, и
стоя все аплодировали, и все были до-
вольны и счастливы. А потом приходит
молодой человек, журналист, и спраши-
вает: «А теперь скажите честно: халтура
это или не халтура», понимаете. Это
очень непростой хлеб, это мое занятие и
моя жизнь, и я никогда не позволю, что-
бы моя жизнь была халтурой, потому
что проживаю я ее один раз.
И вправду говорят — не отрекаются
любя: ни от друзей, ни от мечты, ни от
своей профессии.
Беседовал Анатолий МАЛЮГИН
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
80
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
Свет мой,
зеркальце, скажи...
С домашним
любимцем
котом Ваней