ИЗ ПЕРВЫХ РУК
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
81
— Леонид Аркадьевич, как решается
задача превращения ГТК России из в
основном фискального органа в структу-
ру, содействующую развитию торговли,
создающую благоприятные условия для
внешнеэкономической деятельности.
— Новый Таможенный кодекс уравни-
вает фискальные и контрольно-надзира-
тельные функции таможенной службы с
функцией обслуживания внешней торгов-
ли. Существенным отличием нового Тамо-
женного кодекса от ныне действующего яв-
ляется то, что это закон преимущественно
прямого действия. Его нормы обеспечива-
ют стабильность и предсказуемость тамо-
женных правил, единообразную практику
их применения на всей территории Россий-
ской Федерации.
Таможенный кодекс ориентирован на
упрощение и ускорение процедур тамо-
женного оформления. Предусмотрена воз-
можность предварительного декларирова-
ния, использования новейших информа-
ционных технологий, в частности предо-
ставления документов в электронном виде.
Срок передачи товаров импортерам сокра-
тится с десяти дней, как это предусмотрено
ныне действующим кодексом, до макси-
мальных трех дней. Это приведет к сниже-
нию издержек участников внешнеэкономи-
ческой деятельности, связанных с хранени-
ем товаров на таможенных терминалах и
простоем транспортных средств.
Правила доступа лиц на рынок около-
таможенных услуг (таможенные термина-
лы, таможенные перевозчики, таможенные
брокеры) устанавливает непосредственно
закон. Увеличивается с трех до пяти лет
срок действия разрешений на осуществле-
ние видов деятельности в этой сфере.
Предполагается снижение размеров
сборов за таможенное оформление, а так-
же отмена сборов, связанных с выдачей
лицензий и разрешений.
Вместо требования уплаты платежей в
момент подачи декларации, как это преду-
смотрено действующим Таможенным ко-
дексом, уплата таможенных платежей бу-
дет требоваться непосредственно на мо-
мент выпуска товаров, а в некоторых случа-
ях — и после выпуска при предоставлении
необходимых гарантий. Другими словами,
прекращается существующее в настоящее
время кредитование бюджета за счет участ-
ников ВЭД.
Сроки давности взыскания неуплачен-
ных сумм таможенных платежей сокра-
щаются до 3 лет, а сроки проверки товаров
после их выпуска — до одного года. Это бу-
НОВАЯ М
ОД
ЕЛ
Ь
ТАМОЖ
ЕННОЙ СЛУЖ
БЫ
Новый Таможенный кодекс России еще не начал
работать (вступает в действие с 1 января 2004 года).
Он призван принести ощутимую пользу экономике
страны за счет упрощения таможенных процедур
и ускорения движения товаров. Это самая главная
цель, которая и ставилась разработчиками.
О новой модели таможенной службы России
в беседе с нашим корреспондентом рассказывает
первый заместитель председателя Государственного
таможенного комитета РФ
Леонид Аркадьевич ЛОЗБЕНКО.
pg_0002
ПРИЗНАНИЕ
№ 26 / 2003
82
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
дет способствовать устойчивости экономи-
ческого оборота и станет определенной га-
рантией легитимности сделок для лиц, ку-
пивших иностранные товары на внутрен-
нем рынке.
Предусматривается также широкое ис-
пользование информационных технологий
для передачи таможенным органам необ-
ходимых сведений электронным способом.
Это ускорит документооборот, упростит та-
моженные формальности, сократит из-
держки, связанные со сбором и представ-
лением необходимых документов.
— Какое место в мире, на Ваш
взгляд, занимает Россия по качеству та-
моженного законодательства.
— С вступлением в силу с 1 января 2004
года новой редакции Таможенного кодекса
Россия войдет в первую десятку стран по
качеству таможенного законодательства, а
также в число государств, имеющих наибо-
лее цивилизованную, «прозрачную» и об-
ращенную к интересам внешней торговли
таможенную службу.
— Какова общая стратегия развития
таможенной службы России.
— Стратегическая задача ГТК России –
создание благоприятных условий для раз-
вития взаимовыгодной торговли с зару-
бежными странами с целью дальнейшей
интеграции России в мировую экономику.
В этом плане 2003 год для российских та-
моженников стал переходным. Таможня из
фискально-контрольного органа преобра-
зуется в орган, предоставляющий государ-
ственные услуги в сфере внешней торгов-
ли. Это требует не только чисто организа-
ционных изменений, но и психологической
перестройки таможенников, их переобуче-
ния. Российские таможенники перенимают
лучший опыт своих зарубежных коллег, ос-
нащают таможни современными техничес-
кими средствами, развивают информаци-
онные системы, рушат бюрократические
барьеры. Сегодня ГТК России ведет подго-
товительную работу для того, чтобы со сле-
дующего года таможенные органы на всей
огромной территории страны начали рабо-
тать по-новому, в соответствии с новой ре-
дакцией Таможенного кодекса. Короче го-
воря, создается таможенное администри-
рование, характерное для цивилизованно-
го государства с рыночной экономикой.
Наряду с этим, российская таможенная
служба остается надежной финансовой
опорой государства и ставит задачи по уве-
личению поступлений таможенных плате-
жей в государственный бюджет, а также в
полной мере сохраняет за собой функцию
обеспечения экономической безопасности
российского рынка.
— Какие изменения в таможенном
регулировании можно ожидать в связи
с готовящимся вступлением России во
Всемирную торговую организацию.
— Еще в начале года, не дожидаясь
окончательного принятия нового Таможен-
ного кодекса, ГТК России приступил к раз-
работке новой концепции системы органи-
зации таможенного контроля на террито-
рии Российской Федерации с учетом реко-
мендаций и практики международного та-
моженного законодательства и требова-
ний ВТО. «Основные направления совер-
шенствования таможенного контроля и та-
моженного оформления в 2003-2008 гг.»
были представлены деловым кругам на за-
седании Консультативного совета по тамо-
женной политике, который действует при
ГТК России. Основное звено проекта — пе-
реход от пятиступенчатого контроля к од-
ноступенчатому, организация таможенного
контроля по принципу «одного окна».
Политика латания дыр в законодатель-
стве, работы по временным технологиям
уходят в прошлое. Новые принципы рабо-
ты таможенных органов, которые закреп-
лены в новой редакции Таможенного ко-
декса, приближены к мировому опыту. Для
ускорения товарооборота через таможен-
ную границу упрощаются и совершенству-
ются таможенные процедуры. Предусмат-
ривается, что к 2008 году только 10 процен-
тов общего объема товаров будет досмат-
риваться на таможнях, а время оформле-
ния товаров сократится на 50 процентов.
Осваивается новая система таможенного
контроля, которая включает «зеленый ко-
ридор» для законопослушных участников
внешнеэкономической деятельности и
«красный коридор» для нарушителей та-
моженного и налогового законодательст-
ва, а также фирм-«однодневок». Упроща-
ется порядок подачи грузовых таможенных
деклараций, внедряется электронное
Участники Всесоюзного
совещания начальников
таможенных органов
после принятия
Таможенного кодекса
СССР.
Москва, 1991 год
В кабинете начальника
ГУГТК во время визита
иностранной делегации
pg_0003
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
№ 26 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
83
декларирование товаров, вводится система
сквозного документального контроля авто-
транспорта, налаживается более интенсив-
ный информационный обмен с таможен-
ными службами иностранных государств, в
том числе наших партнеров по СНГ, прежде
всего, с Казахстаном и Украиной.
В рамках федеральной программы
«Электронная Россия» к 2007 году должна
быть разработана информационная систе-
ма контроля над вывозом товаров. Созда-
ются локальные электронные сети. Уже в
нынешнем году в четырех регионах страны
проходит эксперимент по внедрению элек-
тронного декларирования. Документы
можно представлять в электронном виде
без бумажного носителя, что позволит по-
лучать значительную экономию средств и
времени, сокращается опасность правона-
рушений, злоупотреблений и коррупции.
Переход на новую систему организа-
ции таможенного контроля невозможен
без технического оснащения таможенных
органов, максимального развития автома-
тизированных систем управления. На раз-
витие информационной системы ГТК Рос-
сии Международный банк реконструкции
и развития выделил кредит в размере
140 млн. долларов. Эти финансовые сред-
ства предусмотрено направить, в частнос-
ти, на оснащение таможенных органов ин-
формационно-техническими средствами,
на совершенствование технических
средств таможенного контроля, дооснаще-
ние средствами вычислительной техники и
телекоммуникационным оборудованием,
создание локальных вычислительных се-
тей, на модернизацию Единой автоматизи-
рованной информационной системы
ГТК России. Данный проект является важ-
ной частью комплексной программы
развития таможенной службы России и по-
служит созданию более благоприятных ус-
ловий для торговли.
Проект крупномасштабной реформы
таможенной информационной системы
рассчитан на 2003-2008 гг. По оценкам не-
зависимых зарубежных экспертов, его реа-
лизация позволит повысить общую налого-
вую дисциплину участников ВЭД и довести
ее до среднего по Евросоюзу показателя –
97 процентов. Это даст дополнительный
фискальный эффект в 463 млн. долларов.
Уплата НДС и ввозных пошлин вырастет на
10 процентов, что к 2008 году обеспечит
дополнительные поступления в бюджет бо-
лее 900 млн. долларов. Сузится «теневой»
сектор внешней торговли, и за счет расши-
рения налогооблагаемой базы бюджет бу-
дет ежегодно дополнительно пополняться
на 664 млн. долларов. И, наконец, усилит-
ся контроль за перемещением товаров и
возмещением НДС экспортерам.
Нельзя не отметить, что информатиза-
ция таможенных процедур в Российской
Федерации начинается далеко не с нуля.
Международными экспертами и крупней-
шими компаниями, работающими в облас-
ти информационных технологий, разра-
ботки ГТК России признаются одними из
лучших в стране за последние несколько
лет. В частности, ГТК России признан лауре-
атом премии «ИТ-лидер» за выдающийся
вклад в развитие информационных техно-
логий в России. В предыдущие годы были
созданы комплексные автоматизирован-
ные системы, позволяющие осуществлять
контроль за товарами, начиная с их прибы-
тия на склад временного хранения, обеспе-
чивать «прозрачность» таможенного
оформления, накопление данных об участ-
никах ВЭД.
Работы по созданию автоматизиро-
ванной системы управления таможенной
деятельностью послужили стимулом
развития Единой автоматизированной
информационной системы. Она будет
обладать принципиально новыми каче-
ствами за счет реализации в автоматизи-
рованном режиме процедур управления
рисками и контроля после выпуска това-
ров в соответствии с заявленным режи-
мом (таможенный пост-аудит). Этот про-
ект и является основой работ, которые
предполагается выполнить при поддерж-
ке Всемирного банка. Но уже сегодня
можно сказать, что таможенная служба
вступила в новый этап информатизации
таможенных технологий.
Таким образом, у ГТК России есть все
основания говорить о том, что поставлен-
ная цель — создание современной тамо-
женной системы, переход к работе по ми-
ровым стандартам, предоставление качест-
венных услуг участникам ВЭД — вполне до-
стижима. Новая модель таможенной служ-
бы России должна быть полностью сфор-
мирована к 2005 году.
— Что дает новый Таможенный
кодекс российскому предпринима-
тельству.
— Новый Таможенный кодекс сде-
лал принципиальный поворот к либе-
рализации таможенного регулирова-
ния. Теперь, во-первых, участники
внешнеторговой деятельности смогут
пользоваться Кодексом напрямую, ис-
ходя из норм прямого действия, и, во-
вторых, Кодекс содержит целый ряд
новых подходов в реализации участни-
ками ВЭД своих прав. Это, прежде все-
го, заявительный характер ряда тамо-
женных процедур. Многие процедуры
значительно упрощены. Таможенники
готовятся к работе в условиях цивили-
зованных отношений с участниками
ВЭД, таможенных служб. Новое тамо-
женное законодательство и серьезное
ресурсное обеспечение ГТК России поз-
волит создать условия для уверенного
и динамичного движения экономики
страны вперед.
В.К. Бояров,
Даяна Росс с мужем,
Л.А. Лозбенко
в Лас-Вегасе
С В.Ф. Кругликовым,
зам. председателя
ГТК Россиии
и председателем ГТК
Россиии
А.С. Кругловым
В.К. Бояров
и Л.А. Лозбенко
после заседания
сессии СТС.
Брюссель