— Сергей Владимирович, на про-
тяжении всей своей карьеры Вы бы-
ли очень тесно связаны как с дипло-
матией, так и с журналистикой: за-
нимали ответственные должности в
таких журналах, как «Проблемы ми-
ра и социализма», «Мегаполис», бы-
ли главным редактором авторитет-
ного международного журнала
«V.I.P.», потом по большей части ра-
ботали в сфере отношений с общест-
венностью. Скажите, кем Вы больше
себя ощущаете: дипломатом, жур-
налистом или профессиональным
РR- мэном. Насколько, по Вашему
мнению, близки эти понятия. Како-
во, в принципе, Ваше отношение к
журналистам.
— О принципиальном отношении к
журналистам рано еще говорить. Итоги
подведем позже. Хотя совершенно оче-
видно, что журналистика – это абсолют-
но необходимое условие, инструмент
нормального общественного развития.
Страна и общество, претендующие на
то, чтобы называться демократически-
ми, цивилизованными, рыночными, не
могут обходиться без независимых и
влиятельных СМИ. Действительно, уже
много лет по роду деятельности я связан
со средствами массовой информации,
соприкасаясь с ними в различных фор-
мах. К названному Вами можно доба-
вить еще и работу директором Департа-
мента информации и печати МИДа. И
этот опыт, кстати говоря, очень помог
мне в работе пресс-секретарем первого
Президента России. Трудно сказать, кем
я себя в большей степени ощущаю. Но,
думаю, что с точки зрения последних лет
работы, наверное, мне ближе сфера
связей с общественностью.
— В этом году в Чечне состоялся
референдум, результатом которого
стало принятие республиканской
Конституции, прошли выборы Пре-
зидента Республики. Скажите, какие
будут предприниматься последую-
щие шаги для укрепления и поддер-
жания политической стабильности в
республике. Какие наиболее острые
проблемы реализации плана стаби-
лизации обстановки в Чечне Вы мог-
ли бы выделить.
— Этот год исключительно важен для
Чечни: он насыщен знаковыми и очень
19
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
«
Мы идем
в правильном
направлении»
Сергей ЯСТРЖЕМБСКИЙ:
pg_0002
глубокими по своему предназначению
событиями. Начался год проведением
референдума, который принес респуб-
лике новую конституцию. В соответствии
уже с этой конституцией прошли выбо-
ры главы республики, и в Чечне сфор-
мирована легитимная власть. Трудно
переоценить значение этих событий для
чеченского общества, для России в це-
лом, ведь нормальной власти в Чечне,
свободно избираемой людьми, не было
уже более десяти лет.
Одной из острых проблем стабили-
зации обстановки в Чечне является
проблема безопасности повседневной
жизни населения. Она не может быть
до конца решена, пока существует тер-
рористическое подполье, которое про-
водит теракты, нацеленные, прежде
всего, против гражданского населения
и местных органов власти. Поэтому
столь важно повышение эффективнос-
ти деятельности собственно правоо-
хранительных органов Чеченской Рес-
публики. И еще один ключевой момент
– это эффективное решение вопроса о
выплате компенсаций населению. Как
это взаимосвязано. Через выплату
компенсаций мы можем поднять дове-
рие людей к федеральной власти и
улучшить общественно-политический
климат в Чеченской Республике. В том
числе и ускорить решение проблемы
возвращения беженцев в Чечню. Все
это, безусловно, скажется на умонаст-
роениях людей. Эти процессы должны
идти взаимосвязано: чем эффективнее
заработает механизм выплат компен-
саций, напористее будут действовать
правоохранительные органы, тем быст-
рее произойдет перелом в обществен-
но-политической ситуации в Чечне.
— Одним из актуальных и нере-
шенных на сегодня вопросов являет-
ся проблема беженцев и вынужден-
ных переселенцев, находящихся на
сопредельных Чечне территориях, и
прежде всего в Ингушетии. Очевид-
но, что эту проблему необходимо ре-
шать комплексно, поэтому не могли
бы Вы выделить те участки работы,
на которых сотрудничество государ-
ственной власти с неправительствен-
ными организациями было бы наи-
более полезным и результативным.
— Проблема беженцев состоит из
двух взаимосвязанных компонентов.
Первый – отсутствие должной личной
безопасности, из-за которой многие лю-
ди опасаются возвращаться в Чечню.
Второй – куда возвращаться и на что
возвращаться. У многих людей нет
средств, нет крыши над головой либо ни
того ни другого. Получается замкнутый
порочный круг проблем. И когда Моск-
ва говорит о повышении эффективности
механизма выплат компенсаций, то од-
на из задач состоит как раз в том, чтобы
и через них помочь решить проблему
беженцев: дать им ресурсы для возвра-
щения в Чеченскую Республику. Что ка-
сается роли разного рода неправитель-
ственных организаций – она существен-
на прежде всего для смягчения остроты
сиюминутных гуманитарных проблем, с
которыми сталкиваются беженцы. Но
все-таки главная роль в решении этой
проблемы – за государством.
— Сергей Владимирович, этим ле-
том в Чечне прошла вторая амнис-
тия. Видимо, результаты первой бы-
ли признаны неудовлетворительны-
ми, раз появилась необходимость
объявлять ее еще раз. Чем вторая
амнистия принципиально отличается
от предыдущей.
— Я бы не стал говорить, что резуль-
таты предыдущих амнистий были не-
удовлетворительными. Вспомним, по
результатам предыдущей амнистии из
рядов бандформирований было выве-
дено порядка 400 человек. Это большая
сила для Чечни, ведь 400 боевиков
представляют реальную угрозу для жиз-
ни многих людей, способны нанести
большой ущерб экономике республики,
и в случае ведения военных действий
это грозная сила.
Но амнистия – это
один из механиз-
мов решения задач оздоровления ситуа-
ции в республике. Чем больше боеви-
ков, которые не совершили особо тяж-
ких преступлений, поверят федераль-
ным и республиканским властям и пре-
кратят сопротивление, тем результатив-
нее будут усилия по налаживанию безо-
пасной жизни в республике. Особен-
ность последней амнистии в том, что
она прошла в другой обстановке. С од-
ной стороны, на фоне больших общест-
венных ожиданий, связанных с приня-
тием конституции и проведением выбо-
ров в Чечне, а с другой – в ситуации,
когда «непримиримые» лидеры банд-
формирований оказались в связи с со-
стоявшимися выборами «загнанными в
угол» и активизировали террористичес-
кую деятельность.
— Благодаря огромным усилиям
прежде всего наших дипломатов и
российских представителей в раз-
личных международных организа-
циях, контртеррористическая опера-
ция в Чечне стала восприниматься
международным сообществом не
как война России против чеченского
народа и его борцов за независи-
мость, а как часть единой междуна-
родной операции по борьбе с меж-
дународным терроризмом. Такое
понимание проблемы Чечни стиму-
лировало сотрудничество специаль-
ных служб стран – членов контртер-
рористической коалиции с россий-
скими правоохранительными орга-
нами. Дает ли реальные результаты
подобное взаимодействие, какие по-
ложительные примеры совместной
работы Вы могли бы привести. В ча-
стности, удается ли перекрывать фи-
нансирование террористической де-
ятельности и приток боевиков в Чеч-
ню извне с помощью наших союзни-
ков.
— Частично Вы сами ответили на
Ваш же вопрос. Поскольку в результате
событий, произошедших в мире после
террористической атаки на Нью-Йорк
11 сентября, а также в результате после-
дующих событий, многим, но далеко не
всем, стало ясно, что ситуация в Чечне
объясняется не только определенными
внутрироссийскими особенностями, но
во многом обусловлена вмешательст-
вом извне. Чечня, по сути дела,
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
20
В Чечне
pg_0003
являлась плацдармом, полигоном для
международной террористической се-
ти, где обкатывались и методы идеоло-
гической ваххабитской обработки насе-
ления, и методы террористических дей-
ствий. Совершенно очевидно, что без
массированной в свое время подпитки
финансами, наемниками, без пропа-
гандистской поддержки за рубежом се-
паратистские лидеры Чечни вряд ли
смогли бы создать столь эффективные
на тот момент боевые отряды, отстро-
ить достаточно эф-
фективную терро-
ристическую ин-
фраструктуру. Фи-
нансирование осу-
ществлялось в больших размерах; и об
этом сейчас говорят уже вслух. Доста-
точно вспомнить о процессе, который
недавно завершился в Соединенных
Штатах Америки: первом судебном
процессе по делу о финансировании
террористической деятельности. Речь
идет о так называемой благотворитель-
ной организации «Бене-воленс», кото-
рая обвинялась в оказании финансовой
помощи многим террористическим
группам по всему миру, в том числе и в
Чечне. Американские правоохрани-
тельные органы выявили и публично
«засветили» механизмы функциониро-
вания одного из наиболее эффектив-
ных каналов по финансированию банд-
формирований в Чечне. Тем самым на-
ши американские партнеры, безуслов-
но, оказали реальную помощь России.
— Какова в целом, на Ваш взгляд,
роль общественных организаций в
стабилизации положения в Чечне.
— Общественным организациям по-
ка еще трудно выйти на первый план в
решении многих проблем в Чечне, хотя,
конечно, их помощь, активность, наце-
ленность на конкретные дела нельзя
сбрасывать со счета ни в коем случае.
Почему трудно. Потому что для деятель-
ности представителей общественных
организаций как российских, так и меж-
дународных, опять же нужны благопри-
ятные условия — прежде всего обеспе-
чение личной безопасности. К сожале-
нию, мы не можем гарантировать сто-
процентную безопасность представите-
лям международных или российских
общественных, благотворительных и гу-
манитарных организаций, которые хо-
тят работать в Чечне. Время от времени
происходящие похищения активистов
такого рода организаций говорят о том,
что работать там действительно небезо-
пасно. Неслучайно многие международ-
ные и российские общественные орга-
низации на время прервали свою дея-
тельность в Чечне.
— Имидж страны является важ-
ной составляющей внешней и внут-
ренней политики. Именно от того,
как воспринимается государство в
глазах его международных партне-
ров, напрямую зависит приток зару-
бежных инвестиций, свобода для
финансовых и иных интервенций за
рубежом, создание благоприятного
климата для разных форм междуна-
родного экономического и иного со-
трудничества. Сейчас одной из важ-
ных национальных задач современ-
ной России является поддержание
своего имиджа в мире. В советские
времена для реализаций этих целей
работали тысячи специалистов в
рамках таких организаций, как
ТАСС, Управление внешних сноше-
ний Гостелерадио, Интурист, Минис-
терство культуры и т. д. Какие госу-
дарственные и общественные воз-
21
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
Чем эффективнее заработает
механизм выплат компенсаций, напористее
будут действовать правоохранительные
органы, тем быстрее наладится
мирная жизнь в Чечне
На пресс-
конференции
в Мурманске
pg_0004
можности используются в настоящее
время для положительного воздей-
ствия на зарубежные аудитории в
новых условиях, каковы основные
формы и методы подобного воздей-
ствия.
— Та система работы с зарубежным
общественным мнением, которая суще-
ствовала при Советском Союзе, была
почти полностью разрушена или само-
ликвидировалась. На ее месте возникли
лишь отдельные элементы новой систе-
мы, которую еще предстоит сформиро-
вать. Почему так произошло, понять не-
трудно: в течение 10-12 лет, отделяющих
нас от распада Советского Союза, госу-
дарство и общество не были готовы к
тому, чтобы серьезно и системно за-
няться формированием и продвижени-
ем имиджа страны. Тогда на первых по-
рах надо было одновременно решать
слишком много неотложных задач в
плане строительства нового государст-
ва, формирования новой экономики,
новой политической системы. В подоб-
ных исторических условиях об имидже
думают в последнюю очередь. О нем
начинают вспоминать в основном тог-
да, когда люди сыты, обуты, одеты, за-
щищены и можно подумать о том, как
тебя воспринимают вне границ твоего
дома. Буквально только в последние
год-два в стране стал складываться кон-
сенсус, который показывает, что и госу-
дарство, и гражданское общество в ли-
це прежде всего СМИ и деловых кругов
начинают понимать, что без соответст-
вующих усилий, финансирования, сис-
темы работы с зарубежным обществен-
ным мнением — мы вряд ли сможем до-
биться тех задач, которые решаем на
международной арене, в том числе
вряд ли сможем добиться более благо-
приятного инвестиционного рейтинга
для России. К счастью, этот консенсус
крепнет. Пока он еще не привел к ка-
ким-либо системным решениям. Но тем
не менее мы видим, что наряду с теми
звеньями, которые остались в наследст-
во от советской системы, такими как
Росзарубежцентр, который располагает
определенной инфраструктурой за ру-
бежом, РИА-Новости, — появляются со-
вершенно новые формы работы, вы-
званные новыми реальностями россий-
ской жизни. Прежде всего речь идет о
корпоративном пиаре, то есть пиаре са-
мых крупных российских компаний, ко-
торые хотят играть активную, заметную
роль не только на российском, но и ми-
ровом рынках. Они заинтересованы в
радикальном изменении представле-
ния о самих себе за рубежом. Без этого
они не станут нормально воспринимае-
мыми партнерами. И есть несколько
примеров, которые говорят о том, что
на уровне корпоративного пиара уда-
лось существенно изменить восприятие
этих компаний за рубежом. Очень удач-
но в этом плане действуют «Интеррос»,
группа «Альфа», «Вимм-Билль-Данн»,
«АФК-Система». Что касается государ-
ства, то оно здесь
пока еще не подо-
шло к осознанию
того, что нужна не-
кая структура, которая бы этим занима-
лась на постоянной и системной осно-
ве, с соответствующим государствен-
ным финансированием. Но так делается
во всех государствах, которые являются
нашими ближайшими партнерами,
будь то США, Великобритания, Фран-
ция, Германия, Испания, Япония и т. д.
Везде тратятся существенные средства
для того, чтобы международная репута-
ция государства улучшалась, приноси-
ла ему соответствующие дивиденды.
Но, в принципе, я считаю, что в послед-
нее время здесь мы идем в правильном
направлении.
— Имидж России как правового го-
сударства с развитым гражданским
обществом должен подкрепляться
реальными действиями государст-
венной власти, направленными на
развитие равноправного конструк-
тивного диалога с общественными
организациями и объединениями.
Какие шаги предпринимает государ-
ство в этом направлении и вообще,
насколько близки идеалы граждан-
ского общества нашим чиновникам.
— Каркас государственной стабиль-
ности состоит из нескольких компонен-
тов: эффективно работающей социаль-
но ориентированной рыночной эконо-
мики, эффективно функционирующей
общественно-политической системы и
взаимодействия государства и общества
в лице общественных и гражданских ор-
ганизаций. Думаю, что само граждан-
ское общество, как и многие другие ин-
ституты, у нас в России пока еще нахо-
дится на стадии становления. Между
тем, и первый Гражданский форум, и
последний Российский форум в Нижнем
Новгороде показали, что стали нащупы-
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
22
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
С Кандолизой Райз
в Белом доме
pg_0005
ваться некие формы диалога и взаимо-
действия между государством и общест-
венными организациями. Показательна,
например, роль «Мемориала» в Чечне.
Хотя мы часто не соглашаемся с этой об-
щественной организацией, считаем, что
многие их обвинения в адрес федераль-
ных сил носят поверхностный характер,
не основываются на фактуре, но тем не
менее мы работали с «Мемориалом», и
должен сказать, что эта работа была по-
лезна и для нас. Не секрет, что некото-
рые шаги в Чечне на уровне военного
командования предпринимались в том
числе и благодаря сотрудничеству с
«Мемориалом».
— На общероссийском общест-
венном симпозиуме «Национальная
безопасность России» Вам был вру-
чен Золотой Почетный знак «Обще-
ственное признание». Сергей Влади-
мирович, у Вас немало различных
правительствен-
ных и ведомст-
венных наград,
что для Вас зна-
чит получение
Высшей общест-
венной награды. Как Вы в целом от-
носитесь к возрождению моральных
и духовных стимулов, которые тра-
диционно имели большое значение
для всех поколений россиян.
— Появление в России такого рода
награды – один из показателей форми-
рования гражданского общества. Во
многих странах подобные награды
пользуются очень большим авторите-
том, они, безусловно, занимают совер-
шенно особую нишу в шкале признания
общественных заслуг того или иного че-
ловека. Правительственные и ведомст-
венные награды, действительно, имеют
большое значение для того, чтобы оце-
нить профессионализм человека, его
заслуги перед государством. Но когда
есть другое измерение его вклада, а
именно – общественное, взгляд как бы
со стороны, а не изнутри государствен-
ной системы, — это уже нечто иное и са-
мо по себе исключительно ценно. При-
суждение этой награды было, в общем,
для меня неожиданным и, безусловно,
почетным. Я очень ценю ее и благодарен
тем видным представителям российской
общественности, которые это решение
приняли.
— Сергей Владимирович, извест-
но, что Вы большой сторонник актив-
ного образа жизни, занимаетесь тен-
нисом. Как Вам удается совмещать
такой напряженный график работы
со спортом и другими увлечениями.
— Я думаю, это просто вопрос само-
организации. Бывают периоды в жизни,
когда нет никаких возможностей зани-
маться чем бы то ни было еще, кроме
как работой. Но когда жизнь течет в бо-
лее-менее привычных формах и идет
своим чередом, вопрос только в само-
организации. Я с детства занимаюсь
различными видами спорта, просто не
мыслю себя без активных физических
нагрузок. И к тому же, должен заметить,
что те стрессовые нагрузки, которые со-
провождали мою профессиональную
деятельность, было бы гораздо сложнее
преодолевать без спорта. Это просто
часть моей работы – поддерживать себя
в хорошей физической кондиции.
— Расскажите немного о Вашей
семье, я знаю, что сейчас Ваш сын
учится в МГИМО на отделении связей
с общественностью, собирается пой-
ти по стопам отца.
— Действительно, старший сын, Вла-
димир, учится в МГИМО на факультете
журналистики, отделении связей с об-
щественностью. Мне было любопытно,
почему он выбрал именно этот факуль-
тет. Не лукавлю: никаких предваритель-
ных разговоров я с ним не проводил и
он совершенно самостоятельно выби-
рал между журналистикой и междуна-
родным правом. По-моему, ему нравит-
ся. Ну и, наконец, Станислав, младший
сын, в этом году также поступил в МГИ-
МО на факультет международного пра-
ва. Так что, выбрав именно этот инсти-
тут, сыновья продолжили семейную тра-
дицию, чему я, разумеется, очень рад.
Беседовал Павел АБАКУМОВ
23
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
Страна и общество, претендующие на то,
чтобы называться демократическими,
цивилизованными, рыночными,
не могут обходиться без независимых
и влиятельных СМИ
Выступление
на Российском
экономическом
форуме в Лондоне