23 октября 2003 года в Нижнем Нов-
городе начал свою работу Российский
Форум-2003.
На это мероприятие, ставшее цент-
ральным событием общественной жизни
страны в проходящем году, приехали уча-
стники из всех федеральных округов стра-
ны: представители экспертного сообщест-
ва, власти и бизнеса, сотрудники правоо-
хранительной системы, деятели науки, ра-
ботники образования, медицины, участни-
ки Ярмарки социальных и культурных про-
ектов.
Форум открыли Председатель Комис-
сии по правам человека при Президенте
РФ Элла Памфилова и полномочный пред-
ставитель Президента РФ в Приволжском
федеральном округе Сергей Кириенко.
Сергей Кириенко зачитал послание В.В. Пу-
тина. В приветствии участникам Элла Пам-
филова отметила тот факт, что Российский
Форум — 2003 собрал большое количество
сотрудников правоохранительной систе-
мы. «Это имеет особое значение, посколь-
ку миссия правоохранительной системы –
это защита ценностей нашего общества», —
сказала Элла Памфилова.
На пресс-конференции, прошедшей в
первый день работы Российского Форума,
его организаторы объяснили задачи меро-
приятия. Член рабочей группы по подго-
товке Форума, Президент фонда эффек-
тивной политики Глеб Павловский сооб-
щил журналистам: «У задачи Российского
Форума много формулировок. Главное,
пожалуй, то, что нас больше не интересуют
просто декларации. Реальность такова, что
со времен Гражданского Форума ничего
серьезного сделано не было. И нам сегодня
– на Российском Форуме — нужно провес-
ти своеобразную инвентаризацию проблем
подобно той, какую сделал Путин четыре
года назад в отношении государственной
власти. Сама власть нынче нуждается в по-
мощи общества. Здесь упомянули тему на-
циональной идеи. Я считаю, что наша на-
циональная идея – это суверенитет обще-
ства в решении своих проблем. Программа
Президента в такой стране как Россия
должна вырабатываться обществом. Какие
задачи страна будет решать в следующие
четыре года, как люди будут жить – это не
может решаться в Кремле или в Белом до-
ме».
Первый день работы Российского Фо-
рума был насыщен мероприятиями: круг-
лыми столами, семинарами, переговора-
ми, презентациями. Среди них — дискуссия
на тему: «Российское общество как автор
стратегии своего развития». Здесь обсуж-
дались вопросы стратегии развития стра-
ны: каким требованиям должна отвечать
эта стратегия, кто должен быть ее заказчи-
24
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
ДИАЛОГ НА РАВНЫХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ДИАЛОГ НА РАВНЫХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Гражданский Форум, впервые проведенный в 2001 году, положил начало традиции конструктивно-
го диалога между обществом и властью на основе демократических ценностей. Тогда политическая эли-
та России по достоинству оценила возможность собрать на одной площадке представителей заинтере-
сованных сторон и выработать общие ориентиры развития страны. Первый опыт дискуссии между тре-
мя субъектами государственного устройства — обществом, властью и бизнесом — был опробован в
2002 году в г. Тольят ти, где были объединены Ярмарка социально-культурных проектов и Всероссийская
экспертная конференция «Гражданский Форум: год спустя. Что дальше.» Новая общественно-полити-
ческая реалия, связавшая инициативы граждан и диалоговую площадку, появилась как результат ста-
новления гражданского общества в России. В Нижнем Новгороде на Российском Форуме-2003 речь уже
пошла не просто о диалоге, а о партнерстве и сотрудничестве, совместном поиске решения общероссий-
ских социальных проблем и о создании постоянного института взаимодействия гражданских инстит утов
и власти.
Вопрос о роли и месте гражданских организаций в стране в последнее время стал одним из самых
обсуждаемых. Возможно ли реальное участие общественности в выработке стратегии развития страны,
управление ключевыми процессами в социальной и культурной сфере. Согласно точке зрения многих
лидеров общественного мнения, ответственность за развитие страны должна и может находиться не
только в поле действия власти. У всех субъектов государственного устройства — общества, власти и
бизнеса — существует готовность строить диалог. Сегодня одной из важнейших потребностей России
является развитие и усиление влияния гражданского общества. Государству необходим общественный
центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегиче-
ские инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет обще-
ственный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при нали-
чии развитой системы гражданских институтов. Пока такой системы нет.
Российский Форум-2003 — это инструмент формирования гражданской позиции общества. Новая
российская общественность собралась на дискуссионных площадках с тем, чтобы сформировать пове-
стку дня социально-экономического и политического развития России, а также определить актуальные
сферы и формы партнерства с властью в связи с этой повесткой.
Идея проведения Российского Форума-2003 обсуждалась в Нижнем Новгороде в феврале этого го-
да лидерами общественных организаций, гражданских союзов и экспертных сообществ, предпринима-
тельских объединений, многие из которых наряду с представителями всех ветвей власти уже тогда на-
чали подготовку к предстоящему Форуму. В адрес Администрации Президента, Правительства и выс-
ших законодательных органов власти были направлены обращения и резолюции общественных конфе-
ренций федерального и регионального уровня с призывом к власти продолжить начатый диалог и про-
вести нынешний Форум. С официальной инициативой проведения Российского Форума-2003 выступи-
ла Комиссия по правам человека при Президенте РФ в мае этого года, которая направила соответству-
ющее письмо Президенту РФ В.В.Путину, подписанное Председателем данной комиссии Эллой Памфи-
ловой, с предложением поддержать проведение Российского Форума-2003, и Президент поддержал это
мероприятие. После этого была сформирована рабочая группа и открыта дискуссия по темам Россий-
ского Форума. Результатом этой дискуссии стал формат намеченного Форума как экспертного меропри-
ятия. Участвующие в нем эксперты, представляющие различные точки зрения — общества, бизнеса и
власти, — ведут поиск решений наиболее острых общенациональных проблем. Около 120 мероприятий
Форума ориентированы по 13-ти основным направлениям, разработанным рабочей группой по подго-
товке Форума.
Участникам и организаторам Российско-
го Форума 2003!
Рад поздравить вас с открытием Форума.
Ваш Форум призван принять решения, от
которых напрямую зависит успешное разви-
тие гражданского общества и социального
партнерства в нашей стране. Важно, что
здесь происходит живое обсуждение наибо-
лее актуальных вопросов общественной
жизни. Авторитетный состав участников
Форума создает для этого все необходимые
условия.
Уверен, что Российский Форум окажет
практическую поддержку гражданской
активности, и будет способствовать активи-
зации общественной жизни страны, укреп-
лению стабильности и согласия.
В.В.ПУТИН
pg_0002
ком, автором и прорабом. Говорилось о месте России в глобаль-
ном разделении труда, определялись основные точки-развилки,
которые в будущем определят направление развития страны. На
круглом столе по теме «Социальная ответственность бизнеса: но-
вый взгляд на проблему» обсуждались проблема участия юриди-
ческих лиц и частных предпринимателей в благотворительности,
технологии организации социальных проектов, предложения по
изменению правовой базы и др. Одним из событий первого дня
работы Форума стало ток-шоу, проходившее с участием членов
рабочей группы по подготовке мероприятия и большого числа
экспертов. Какая ответственность лежит на обществе и за что отве-
чает власть. Именно эта тематика и стала основной на ток-шоу.
После всесторонних обсуждений участники мероприятия пришли
к общему заключению: общество отвечает за свое собственное
благосостояние, за порядок, за власть, за идеи и проекты, несет на
себе функции контроля над властью. Власть же, помимо эффек-
тивного решения проблем общества и управления, должно нести
ответственность за порядок в обществе, а также за собственные
действия или бездействие.
Интерес вызвала и прошедшая на Российском Форуме-2003
окружная Ярмарка социальных и культурных проектов. По этой те-
матике представителям федеральных властей Приволжья на
пресс-конференции был задан ряд вопросов. Сергей Кириенко со-
общил, что в этом году грантовый фонд Ярмарки превысил про-
шлогодний и достиг 68 миллионов рублей. «Все проекты, побе-
дившие на Ярмарке, будут реализованы. Мы обязательно это про-
контролируем», — заверил С. Кириенко.
Совершенно особое внимание и неподдельный интерес вы-
звала работа круглого стола на переговорной площадке по теме
«Взаимодействие гражданских и государственных институтов в
обеспечении национальной безопасности
России». Инициаторами и координаторами
ее проведения стали — С.А. Абакумов,
Председатель Национального гражданско-
го комитета по взаимодействию с правоо-
хранительными, законодательными и су-
дебными органами, Председатель Правле-
ния Независимой организации «Граждан-
ское общество» и Национального фонда
«Общественное признание» и С.А. Абра-
мов, Первый заместитель начальника Глав-
ного управления Внутренней политики
Президента РФ. Только простое перечисле-
ние участников этого диалога, присутствие
многих узнаваемых руководителей и изве-
стных в стране политических и обществен-
ных деятелей вызывало у присутствующих
легкий ажиотаж. Именно результатов этой
дискуссии с нетерпением ожидали многие
из участников Форума, так как обсуждение
стратегических приоритетов в националь-
ной безопасности страны впервые было
выведено за рамки министерств и ведомств
на открытое обсуждение с представителя-
ми общественных организаций и граждан-
ских союзов. Дискуссии, состоявшиеся на
этой переговорной площадке, были на-
столько эффективными и продуктивными,
что в результате обсуждения их участники
вышли на подписание Общественного До-
говора в качестве итогового документа.
По итогам переговоров, выступлений и
дискуссий представителей правоохранительных органов (ФСБ –
Комогоров В.И., Алистратов Л.Г., МВД – Нургалиев Р.Г., Гордиен-
ко В.В., Першуткин Н.И., Федеральной пограничной службы ФСБ
РФ – Рабалкин Н.Н., Госкомитет по противодействию незаконному
обороту наркотиков – Михайлов А.Г.), Совета Безопасности РФ –
Степанков В.Г., Министерства иностранных дел – Сафонов А.Е.,
Министерства юстиции – Кислицин М.К., Высшего Арбитражного
суда – Витрянский В.В. и других государственных ведомств, пред-
ставителей профильных комитетов Государственной Думы и Со-
вета Федерации РФ с одной стороны, а также лидеров авторитет-
ных общественных организаций и гражданских союзов, известных
политиков и социологов, представителей руководства СМИ –
Вольский А.И., Голоскоков А.И., Гончаров С.А., Заречнев В.С., Ка-
раганов С.А., Катырин С.Н., Мазур И.И., Марков С.А., Никонов
В.А., Павловский Г.О., Подберезкин А.И., Третьяков В.Т., Шмаков
М.В., Урнов М.Ю., Яковенко И.А. с другой, — и был подписан Об-
щественный Договор о взаимодействии между институтами граж-
данского общества и представителями всех ветвей власти (прежде
всего правоохранительными, законодательными и судебными ор-
ганами) в сфере обеспечения национальной безопасности России.
Координация по выполнению данного Договора возложена на На-
циональный Гражданский Комитет по взаимодействию с правоо-
хранительными, законодательными и судебными органами. Этот
уникальный, впервые подписанный по итогам подобных дискус-
сий между представителями гражданских институтов и всех вет-
вей власти документ, наметил пути решения, поднятых в дискусси-
ях проблем, закрепил конкретные механизмы их решения, и стал
ясным для всех планом проведения мероприятий по реализации
принятых решений.
Во второй день работы Форум посетила вице-премьер Прави-
тельства РФ Галина Карелова, открывшая многочасовую дискус-
сию по вопросам социальной политики в отношении несовершен-
нолетних. В разговоре также участвовали Председатель комиссии
по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова, Прези-
дент международного благотворительного объединения «Между-
народный благотворительный общественный фонд помощи де-
тям при катастрофах и войнах» Леонид Рошаль и др. Вице-пре-
мьер также отметила, что в ряде регионов – в частности, в Перм-
ской области, в Чувашии и республике Мари-Эл — уже действуют
нормативные акты об уполномоченных по правам детей. Государ-
ственная система воспитания детей должна стать прозрачной и от-
крытой для общества, а бизнес-структуры должны быть заинтере-
сованы через налоговую систему в инвестировании средств в сис-
тему образования. Например, предполагается активнее задейст-
вовать попечительские советы, созданные при школах, лицеях,
гимназиях и других учреждениях.
В Российском Форуме принял участие министр труда и соци-
ального развития Правительства РФ Александр Починок, подняв-
ший вопросы задолженности в заработной плате перед бюджет-
никами, уровня пособий по безработице, несовершенства дейст-
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
25
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
>
Высшая общественная награда Золотой Почетный знак «Общественное признание»
вручен полномочному представителю Президента РФ в Приволжском
федеральном округе — Сергею Кириенко
>
Высшая общественная награда Золотой Почетный знак «Общественное признание»
вручен полномочному представителю Президента РФ в Приволжском
федеральном округе — Сергею Кириенко
pg_0003
вующего трудового законодательства. Последняя проблема каса-
ется 67 миллионов наших сограждан (по словам г-на Починка,
именно столько человек сегодня занято в экономике страны, это
максимальный показатель за последнее десятилетие). «Минис-
терство труда не должно утверждать должностные инструкции для
поваров и сомелье. Мы готовы передать эти функции обществен-
ным организациям, если таковые появятся», — заявил Александр
Починок, — Около 100 функций Правительства в этой сфере в бли-
жайшем будущем будут переданы гражданским институтам».
Еще один аспект общественной жизни страны затронул ми-
нистр РФ по делам национальностей Владимир Зорин, выступив-
ший перед журналистами с обоснованием государственной поли-
тики в области административно-территориального устройства
России. По его словам, многонациональность регионов не создает
проблемы, а приносит пользу для общества. «Национальная поли-
тика не может реализовываться без участия неправительственных
и общественных организаций. В Приволжском федеральном ок-
руге накоплен огромный опыт в этой сфере, которым интересуется
Совет Европы», — отметил министр.
О ходе пенсионной реформы рассказал Председатель правле-
ния Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов: «Государство гаран-
тирует сохранность сбережений граждан на старость в специали-
зированных фондах благодаря продуманной системе контроля за
ними. Вопрос лишь в том, какой доход получит тот или иной пен-
сионер от своего вклада в выбранный им фонд. Ответ даст первый
год реальной работы новой системы. Уже через два с половиной
года российская пенсионная система будет адекватна западной
модели. Негосударственный сектор пенсионного обеспечения бу-
дет приобретать все большее значение, работники станут сами
контролировать свои накопления, которые позволят в перспекти-
ве достичь пенсий в размере 60% от уровня заработной платы».
Заместитель министра образования РФ Александр Киселев
подробно осветил вопросы совершенствования профессиональ-
ной подготовки кадров в стране. По его словам, «необходимо вос-
становить систему начального профессионального обучения не-
посредственно на промышленных предприятиях, чтобы, как преж-
де, до 70% рабочих и мастеров получали квалификацию на произ-
водстве. Преподаватели должны получать более высокую зара-
ботную плату, в том числе за счет заинтересованных в квалифици-
рованных кадрах компаний, фирм, предприятий».
Объемный блок мероприятий Российского Форума-2003 25
октября был посвящен проблемам миграции. В частности, по ини-
циативе Комиссии по правам человека при Президенте РФ был
проведен круглый стол по теме законодательства в области граж-
данства и прав мигрантов. В ходе дискуссии обсуждался действу-
ющий Закон «О гражданстве» и Закон «О правовом положении
иностранных граждан», отмечалась необходимость внесения в
них некоторых поправок. Говорилось о положении нелегальных
иммигрантов, обсуждалась возможность их легализации. Также
участники дискуссии рассказывали о необоснованных затрудне-
ниях с получением разрешений на временное проживание и ви-
дов на жительства, о проблеме замены паспортов. Затрагивался
вопрос разработки проекта закона о репатриации.
Председатель Правления Национального фонда «Обще-
ственное признание», Независимой организации «Граждан-
ское общество» и Национального Гражданского Комитета по
взаимодействию с правоохранительными, законодательны-
ми и судебными органами Сергей Александрович Абакумов и
Сопредседатель Национального фонда «Общественное при-
знание» и Независимой организации «Гражданское общест-
во», Первый заместитель начальника Главного управления
внутренней политики Президента РФ Сергей Александрович
Абрамов в торжественной обстановке провели церемонию
награждения высшей общественной наградой России — Золо-
той Почетный знак «Общественное признание», в которой
также приняла участие новый Кавалер этой награды, вручен-
ной ей накануне, — Карелова Галина Николаевна, замести-
тель Председателя Правительства РФ. Золотой Почетный знак
«Общественное признание» был вручен наиболее выдаю-
щимся организаторам и участникам Форума. Среди них — Са-
фонов Анатолий Ефимович, заместитель Министра Иност-
ранных дел РФ, Кириенко Сергей Владиленович, Полномоч-
ный Представитель Президента в Приволжском федеральном
округе, Борисов Сергей Ренатович, Президент Общероссий-
ской общественной организации малого и среднего предпри-
нимательства «ОПОРА РОССИИ», Павловский Глеб Олегович,
Президент фонда «Эффективной политики», Озеров Виктор
Алексеевич, Председатель Комитета по безопасности и обо-
роне Совета Федерации РФ, Коркунов Андрей Николаевич,
Президент кондитерского холдинга и Алексеева Людмила
Михайловна, Председатель Московской Хельсинской груп-
пы, член Оргкомитета Гражданского Форума. Впервые новая
высокая награда — Почетный Гражданский орден Серебряный
Крест II степени «За достойное выполнение воинского и граж-
данского долга» — была вручена Соколовой Татьяне Аркадь-
евне, подполковнику Приволжского управления ФСБ РФ.
На торжественном закрытии были оглашены итоги Российско-
го Форума. Всего в мероприятии участвовали 3000 человек — поч-
ти в 2 раза больше, чем планировалось. Было проведено 30 круг-
лых столов и 15 пресс-конференций. 99 проектов Ярмарки получи-
ли грантовую поддержку. В Форуме участвовало более 100 неком-
мерческих организаций. Мероприятие освещало порядка 150 жур-
налистов.
По общему мнению, работа Российского Форума-
2003 названа эффективной. На каждую из тринадцати
тем наработан огромный материал. «Форум состоялся и
доказал эффективность системы
организации этой работы. Это уже
не эксперимент, а модель. И я ви-
жу, что это работает», — заявил
Полномочный Представитель Пре-
зидента РФ Сергей Кириенко. По
мнению Эллы Памфиловой, «на
Форуме были сформированы по-
зиции как общественных органи-
заций, так и власти. По многим те-
мам были предложены технологии
дальнейшей работы». Участвую-
щий от начала до конца в работе
мероприятия министр РФ по делам
национальностей Владимир Зорин
отметил, что на Форум приехали те
люди, которых по-настоящему
волнуют обсуждаемые здесь про-
блемы.
Работа Российского Форума про-
должается. Мероприятие стало еже-
годным и в следующий раз будет
проведено в другом федеральном
округе страны.
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
26
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
>
Вручение Золотого Почетного знака «Общественное признание» Президенту фонда
Эффективной политики Г. Павловскому
pg_0004
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
27
Сегодня мы публикуем часть выступлений, состоявшихся во время
дискуссии в рамках круглого стола на переговорной площадке по
теме «Взаимодействие гражданских и государственных институтов
в обеспечении национальной безопасности России».
За подготовку работы этой переговорной площадки Российского
Форума отвечали координаторы С.А. Абакумов, Председатель На-
ционального гражданского комитета по взаимодействию с правоо-
хранительными, законодательными и судебными органами, Пред-
седатель Правления Независимой организации «Гражданское об-
щество» и Национального фонда «Общественное признание» и
С.А. Абрамов, Первый заместитель начальника Главного управле-
ния Внутренней политики Президента РФ. Всвязи с большим
объемом работы, предшествующей открытию Российского Форума
(встречи и переговоры с потенциальными его участниками), а
также содержательными и продуктивными дискуссиями и
выступлениями на самой переговорной площадке,удалось выйти
на подписание в качестве итогового документа Общественного
договора о взаимодействии между институтами гражданского
общества и всеми ветвями власти в сфере обеспечения
национальной безопасности России, оригинальный текст которого
мы также публикуем сегодня.
В следующем номере нашего издания мы продолжим публикации
выступлений представителей гражданского общества и
государства на Российском Форуме, принимавших участие в об-
суждении проблем национальной безопасности страны.
Кроме опубликованных сегодня выступлений и докладов, в следу-
ющем выпуске журнала «Признание» будут выступления и докла-
ды — А. Сафонова — заместителя министра иностранных дел,
В. Быкова — руководителя департамента ТПП РФ, А.Подберезки-
на — политолога, общественного деятеля, академика, члена-кор-
респондента РАН, С. Маркова — председателя Национального
гражданского совета по международным делам, политолога, В. Ве-
трянского — заместителя председателя Высшего Арбитражного
суда, К. Косачева — депутата ГД, заместителя председателя Коми-
тета по международным делам, В. Степанкова — заместителя сек-
ретаря Совета Безопасности РФ, В. Гордиенко — начальника Глав-
ного управления уголовного розыска МВД РФ, заместителя руко-
водителя криминальной милиции, С. Ганушкиной — руководителя
общественной организации «За гражданское содействие», В.Озе-
рова — председателя Комитета по безопасности и обороне Совета
Федерации РФ, В. Зорина — Министра по делам национальностей
Правительства РФ, В. Заречнева — президента Международного
общественного фонда «Правопорядок-центр», Н. Першуткина —
заместителя начальника СОБ, начальника ГУООП МВД РФ, Н. Ры-
балкина — заместителя Начальника Пограничной службы ФСБ
РФ, И. Яковенко- генерального секретаря Союза журналистов Рос-
сии, А. Хинштейна — публициста.
Полный текст всех выступлений и докладов, прозвучавших на этой
дискуссии, будет опубликован в специальном сборнике
материалов, посвященном работе Российского Форума.
От диалога — к взаимодействию
Игорь Шувалов
Заместитель Главы администрации Прези-
дента РФ
Здорово, что Форум в Нижнем Новго-
роде работает, что он существует и наби-
рает свои силы. Задача перед нами еди-
ная. Мы должны объединить свои уси-
лия, чтобы сообща определить точки, по
которым мы будем действовать и пони-
мать каким образом нам двигаться впе-
ред. Это ответственность не только госу-
дарственной власти, а наша общая соли-
дарная ответственность для того чтобы
развивать наше государство.
Цель определена, может быть, и не
так ясно и четко, как в былые времена. Но
цель есть, и она определена в послании
Президента -достойная жизнь человека и
необходимость конкуренции с самыми
развитыми государствами. В отрыве от
ресурса всего общества государственная
власть не в состоянии определить при-
оритеты государственного развития.
Кампании против приватизации про-
водиться не будет. И правоохранитель-
ные органы, являющиеся частью государ-
ственной власти, и бизнес должны одина-
ково жестко соблюдать законы. Кремль
готовит программу на базе консенсуса
всех слоев общества. Проблемы, по кото-
рым нет консенсуса, не будут включены в
повестку выборов 2004 года. Законода-
тельное подведение итогов приватизации
— вопрос дискуссии. Можно рассуждать,
справедлива ли была приватизация, но и
национализация (властью Советов) тоже
была несправедлива. Главное — не спра-
ведливость, а законность.
Было бы хорошо изъять сверхдоходы
из нефтянки, так как ТЭК работает доста-
точно эффективно, но есть большой риск,
что отрасль после этого обвалится.
Сама формулировка дискуссии «биз-
нес-власть» — это ошибка, смещенный
акцент. Бизнес — это часть гражданского
общества, как и другие его институты: пе-
чатные и электронные СМИ, обществен-
ные и некоммерческие организации, от-
дельные граждане и их объединения.
Нельзя говорить, что бизнес отдельно
должен быть защищен от произвола пра-
воохранительных органов — и те и другие
должны исполнять законы.
Уже разработаны пять ключевых
пунктов будущей программы Владимира
Путина. Они касаются жилищной пробле-
мы, решать которую намечено через раз-
витие ипотеки, образования, здоровья
нации, социального аспекта военной ре-
формы и эксперимента по созданию осо-
бых экономических зон на примере Кали-
нинграда. Конечно, для тех, кто привык к
громким и ярким программам, эти пять
пунктов могут показаться скучными. Но
именно они обращены к каждому челове-
ку и могут стать основой для консолида-
ции общества.
Очень важное направление, — воен-
ная реформа. Мы считаем, что армия со-
циально не защищена, статус военнослу-
жащих от этого значительно принижен.
Армия существует абсолютно обособ-
ленно от гражданской системы здравоо-
хранения, образования и обеспечения
жильем. Главная же задача, которая по-
ставлена президентом — ни в коем слу-
чае не сделать хуже, чем есть. Поэтому
сейчас идет только лишь стадия обсуж-
дения. Мы должны определиться кон-
цептуально до начала года, чтобы к маю
иметь полный набор подготовленных
решений в виде проектов законов. Дру-
гого времени у нас не будет. Мы счита-
ем, что денег в бюджете сейчас достаточ-
но, чтобы обеспечить гражданам до-
стойную жизнь.
>
Идет работа над текстом Общественного договора
по взаимодействию
pg_0005
Андрей Бабушкин
Правозащитник, президент организации
«За гражданское содействие»
Андрей Бабушкин, говоря о взаимо-
связи государственных органов власти,
гражданского общества и прав человека,
подчеркнул, что здесь возникает очень
большой круг проблем. Одна из них – это
наши геополитические интересы. Сего-
дня ситуация в Туркмении, ситуация в
Азербайджане, где после выборов по-
гибли люди, совершенно четко показы-
вает, что интересам нашей страны и на-
шего общества соответствует принятие
законодательства о двойном гражданст-
ве, когда бы люди, бывшие жители Со-
ветского Союза, могли бы быть одновре-
менно и гражданами России, и гражда-
нами той страны, где они проживают. С
одной стороны, это будет защищать их от
преследований местных, часто кримина-
лизированных политических элит. С дру-
гой стороны, это позволит нам, России,
проводить ту политику, которую бы нам
хотелось проводить в тех регионах, где
живут представители этих стран. Извест-
но, что на сегодняшний день в том же
Азербайджане около 3 миллионов жите-
лей хотели бы быть одновременно граж-
данами России. Для нас очень важно,
иметь там надежных партнеров и друзей.
К сожалению, пока, развитие законода-
тельства о гражданстве идет в прямо
противоположном направлении, мы да-
же отказались от поддержки своих граж-
дан, проживающих в Туркмении.
Вторая проблема – демографическая
безопасность. Мы не можем заставить
женщин рожать чаще, мы не можем найти
сегодня дополнительные десятки милли-
ардов долларов на обеспечение детей, и
сделать так, чтобы было выгодно рожать.
Но у нас есть ресурсы, которые не требуют
особых затрат. Во-первых, это переход на
контрактную армию, что позволит, увели-
чить рождаемость на несколько десятков
тысяч человек каждый год. Во-вторых,
вернуться от школы обучающей к школе
образовывающей. Мы в 92-м году про-
возгласили лозунг «Школа не должна за-
ниматься образованием, школа должна
заниматься только обучением». Это было
ошибкой, потому что именно такая пози-
ция школы и сформировала человека, ко-
торый не чувствует себя сегодня гражда-
нином, потому что граждан надо воспиты-
вать. В-третьих, снять бюрократические
барьеры на пути предпринимательства.
Мы знаем, что много молодых ребят хотят
реализовать себя в области предприни-
мательской деятельности, но мешает ог-
ромное количество административных
барьеров.
Говоря о ситуации, сложившейся се-
годня в уголовно-исполнительной систе-
ме, он отметил, что Минюст сделал пер-
вый, очень важный шаг из всех других
силовых министерств. Министр юстиции
создал при себе общественный совет по
правам человека в уголовно-исполни-
тельной системе. И если сравнивать
Минюст с Генеральной прокуратурой и с
Министерством обороны, то мы можем
констатировать, что там тенденция раз-
вития наиболее обнадеживающая, хотя и
существует много проблем. Во-первых,
до сегодняшнего дня нарушение прав че-
ловека в уголовно-исполнительной сис-
теме часто закреплено в нормативно-
правовых актах. Например, до сегодняш-
него дня существует так называемая нор-
ма питания номер 4, пониженная норма
питания, когда определенную часть осуж-
денных кормят на более низком уровне
обеспечения калориями, нежели основ-
ную массу осужденных. До сегодняшнего
дня существует оперативная работа в
воспитательных колониях, хотя закон об
оперативно-розыскной деятельности за-
прещает вести оперативную работу в от-
ношении несовершеннолетних и с ис-
пользованием несовершеннолетних. До
сегодняшнего дня не существует системы
социальной адаптации освобожденных.
В Уголовно-исполнительном Кодексе го-
ворится, что каждый освобожденный
должен не позднее, чем за 3 месяца до
освобождения обеспечиваться паспор-
том. Эта проблема не решается, часто лю-
ди выходят на свободу, и они не могут ус-
троиться на работу только из-за того, что
у них нет документа, на основании кото-
рого они могут зарегистрироваться. Из-
за этого они снова садятся в тюрьму.
Он отметил также, что общественным
организациям вместе с Минюстом нужно
составить реестр подобного рода перво-
очередных проблем. Их не очень много,
они общеизвестны и экспертам из общест-
венных организаций, и ученым из систе-
мы Министерства юстиции. И эти пробле-
мы мы должны решать в первую очередь.
В заключение А.Бабушкин заметил:
«Что касается ветвей судебной власти,
как я понимаю, на нашем Форуме пред-
ставители судебной власти присутствуют.
К сожалению, нет представителей судов
общей юрисдикции. Между тем, именно
эта ветвь судебной власти в наименьшей
степени склонна к диалогу с обществен-
ными организациями. И хочу отметить,
что на сегодняшний день эффективного,
реального механизма воздействия на су-
дью просто-напросто не существует. Бо-
лее того, и системы регулярного меди-
цинского освидетельствования судей,
могут ли они по состоянию здоровья вы-
полнять свои функции, тоже не сущест-
вует. Я думаю, что мы с вами должны
поднять эту проблему, и постараться на-
метить пути ее решения».
28
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
> Вручение Золотого Почетного знака «Общественное признание» Президенту фонда
Эффективной политики Г. Павловскому
pg_0006
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
29
Михаил Кислицын
заместитель министра юстиции
У нас не так все плохо, заметил он, и
мне кажется, что каждый это уже пони-
мает и видит. Мы не позволили за этот
короткий период России развалиться.
Россия вошла в нормальное, конститу-
ционное правовое поле. Наблюдается
рост промышленности, оживает военно-
промышленный комплекс. Мы не по
всем вопросам отстаем в мире. Россия –
это великая страна, она была, есть и бу-
дет великой страной.
Проще всего критиковать власть,
критиковать политические партии, кри-
тиковать президента, правительство и
так далее. А простой вопрос, а что же
сделали мы. Что сделал каждый из нас,
конкретно на своем месте для того, что-
бы Россия процветала, для укрепления
ее безопасности, для борьбы с террориз-
мом и так далее. То есть, каждый должен
что-то в этом направлении предприни-
мать, и, безусловно, нужны совместные
усилия всех государственных структур,
общества, и в первую очередь каждого
человека, правозащитных организаций,
общественных организаций, и тогда, я
думаю, все будет нормально.
Действительно, у нас создан Общест-
венный совет по правам человека в уго-
ловно-исполнительной системе. Совет
Европы признал, что уголовно-исполни-
тельная система в Российской Федера-
ции вышла на новую ступень, они при-
знали, что у нас значительное улучше-
ние. Министерство юстиции принимает
меры к тому, чтобы условия для лиц, ко-
торые отбывают наказание, были лучше.
В заключение он отметил: «Я согла-
сен, что нормы пайка для осужденных
нужно увеличивать. В этом направлении
тоже принимаются конкретные шаги, и я
думаю, в ближайшее время эти нормы
будут изменены. Но эти нормы опреде-
ляет не Минюст, и здесь тоже должны
быть какие-то совместные, конкретные
шаги. Я полностью согласен с Андреем
Бабушкиным о создании реестра перво-
очередных проблем, которые необходи-
мо решать в уголовно-исполнительной
системе. Мы готовы сотрудничать, Анд-
рей Владимирович, и с Вами, и с любой
общественной правозащитной органи-
зацией для того, чтобы в этом вопросе
был наведен порядок».
Александр Михайлов
Сопредседатель Президиума Националь-
ного гражданского комитета по взаимодей-
ствию с правоохранительными, законода-
тельными и судебными органами, замести-
тель председателя Госкомитета по противо-
стоянию наркотикам и психотропным сред-
ствам.
Если мы говорим о терроризме как о
явлении, отметил он, то надо найти причи-
ну его возникновения. А причина терро-
ризма, как явления, наверное, в том, что
человечество всегда жило по двойным
стандартам. Все террористические акты
имели двойной стандарт – убивать нельзя,
но если очень нужно во имя великой цели,
то можно. 70 лет мы жили в условиях, ког-
да понятие терроризма описывалось ис-
ключительно светлыми и яркими красками
в истории человечества. Отсюда улицы Ро-
беспьера, Халтурина, Перовской, Желябо-
ва и так далее. Мы до сих пор живем в сте-
реотипах того времени, хотя любой терро-
ризм — элементарное убийство одного че-
ловека другим, какими бы благими целя-
ми он не прикрывался.
Острота нынешней ситуации и за-
ключается в том, что мы заболтали само
это понятие. Если в Испании убили 11 сту-
дентов, то 2 миллиона жителей Испании
вышли на демонстрацию. Если у нас се-
годня убивают людей сотнями, то у нас
внутри даже ничто не колыхнется. При-
чина заключается в том, что сегодня раз-
рушена связь между моралью, нравст-
венностью, гражданским обществом и
структурами власти.
Возникает вопрос, связанный с тем,
какими инструментами хотя бы снижать
эту угрозу. Мы с вами живем 15 лет в аб-
солютно новых условиях. В абсолютно
новых условиях существует гражданское
общество, в абсолютно новых условиях
существует наша правоохранительная
система и наши российские спецслужбы.
Гражданское общество и представители
органов власти, специальных и правоо-
хранительных служб, идут разными кур-
сами, почти не пересекаясь.
А Михайлов отметил также, что было
время, когда ни в один правоохрани-
тельный орган невозможно было устро-
иться, придя с улицы. Каждый человек,
который приходил в систему государст-
венной власти, это был делегат, делеги-
рованный обществом для выполнения
социально-полезных функций. У нас се-
годня в государстве существует около 40
политических движений и партий, но ни
одно из них не направило своих предста-
вителей в правоохранительную систему,
в специальные службы или в российскую
армию, взяв на себя ответственность за
их дальнейшие действия. Проблема на-
шего общества, в том числе в сфере
борьбы с преступностью, с наркотрафи-
ком, борьбы с терроризмом, заключает-
ся именно в том, что общество и система,
которая это общество защищает, практи-
чески находятся в непересекающихся
плоскостях. Сегодняшний Российский
форум, является одним из шагов, кото-
рый должен максимально сблизить об-
щество и власть.
В конце он отметил, что «общество
должно очень четко для себя осознать,
власть – это нанятая рабочая сила, кото-
рую наняли мы, налогоплательщики, для
выполнения социально-полезных функ-
ций. И когда мы сегодня вместе с вами
возмущаемся приговорами судов, кото-
рые выносятся за особо тяжкие преступ-
ления, мы с вами должны задумываться,
а какое же мы с вами вместе общество
строим, и какая у нас есть власть. Конеч-
но, мы можем сколько угодно ругать ор-
ганы правопорядка, российские специ-
альные службы за то, что они сделали
что-то не так, но причину надо искать,
наверное, в нас самих. Задать себе во-
прос: «А что сделали мы для того, чтобы
поддержать спецслужбы или правоохра-
нительные органы.» Очень часто ведь
возникает ситуация, когда о готовящем-
ся преступлении знают десятки людей,
но ни один из них не рассматривает себя
членом общества, который обязан как
гражданин Российской Федерации пре-
дупреждать и способствовать раскрытию
преступлений. Вот здесь, наверное, ле-
жит суть того, ради чего мы с вами со-
брались. И я думаю, что Общественный
договор, который сегодня готовится к
подписанию, должен очень четко отра-
жать взаимосвязь и систему взаимодей-
ствия между органами государственной
власти, общественными организациями,
рядовыми гражданами и их объедине-
ниями».
>
Обсуждаются вопросы обеспечения национальной безопасности России
pg_0007
30
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
Людмила Алексеева
Правозащитник, руководитель Московской
хельсинской группы
Я думаю, что гражданское общество
в России, хоть и слабенькое, но сформи-
ровалось, отметила Людмила Алексеева.
Ведь что такое гражданское общество.
Это общество, достаточно структуриро-
ванное, где значительная часть граждан
организовалась, объединилась в защиту
своих прав и интересов по разным на-
правлениям. Основные структуры граж-
данского общества: частный бизнес —
люди, экономически независимые от го-
сударства (причем сюда входят и пред-
приниматели, и наемные работники),
политические партии, независимые об-
щественные неполитические организа-
ции, независимые СМИ. Вот элементы
гражданского общества. Все эти элемен-
ты у нас есть. Другое дело, насколько
они развиты и насколько научились от-
стаивать свои права и права своих со-
граждан от посягательств на них госу-
дарственного чиновника. Вот это делать
пока плохо еще научились. Понятно, что
мы совсем недавно обрели все эти струк-
туры, они очень молоды, недостаточно
развиты. Но самое слабое место в струк-
турировании и укреплении нашего граж-
данского общества — это слабые связи,
как внутри каждого из этих сегментов,
так и между ними.
Например, наш частный бизнес не
научился еще объединяться достаточно
эффективно, чтобы отстаивать свои ин-
тересы. Наши богатые люди предпочита-
ют тратить и свои силы, и свои деньги на
то, чтобы купить у государства благопри-
ятные условия лично для себя, а не для
своей страны. В этом отношении мы
очень отличаемся от развитых демокра-
тических стран, где бизнес объединен,
независим от государства и не коррум-
пирует чиновников ради своей незави-
симости. Это тоже делает кое-кто. Но это
не является «столбовой дорогой» в отно-
шениях между бизнесом и государством,
как до сих пор у нас.
В заключение она подчеркнула: «Есть
два необходимых требования, которые
высказываются со стороны профсоюзов:
необходимость большей податливости
бизнеса в определении размеров зара-
ботной платы в каждой из отраслей, а
также поддержка законодательного рас-
ширения прав работников труда отстаи-
вать свои интересы, так как нынешний
Трудовой Кодекс свел эти права на нет».
Элла Памфилова,
Председатель Комиссии по правам
человека при президенте Российской
Федерации
Здесь собрались неравнодушные
люди, — сказала она, — умеющие при-
нимать иную точку зрения, умеющие
спорить, но спорить уважительно и са-
мое главное – находить пути взаимо-
действия и точки соприкосновения в
интересах нашего обычного человека.
Впервые в работе Форума принимает
участие большое количество предста-
вителей правоохранительных органов.
Это очень хорошо, потому что мы все,
каждый из нас, наше общество, заинте-
ресованы в том, чтобы наша правоохра-
нительная система тоже приобретала и
иной статус, и иное качество, чтобы она
служила защите ценностей нашего на-
рождающегося общества. Мы с вами
работаем на усиление реального учас-
тия гражданского общества в управле-
нии страной – а это задача не конъюнк-
турная, ее нельзя привязывать ни к ка-
ким выборам. Это задача долгосрочная
и я хочу пожелать всем нам терпения,
мужества, честности, открытости и не-
равнодушия.
Стабильное и эффективное развитие
возможно только тогда, когда три глав-
ных действующих лица – власть, граж-
данское общество и бизнес – находят
способы взаимодействия в ходе посто-
янного переговорного процесса. Я верю,
что здесь собрались неравнодушные лю-
ди, которые способны находить точки
взаимодействия с властью ради благосо-
стояния обычного человека. Мы работа-
ем на усиление реального участия граж-
данского общества в управлении стра-
ной. Это задача не конъюнктурная, а
долгосрочная.
Элла Александровна в заключение
отметила: «Я надеюсь, что в будущем го-
ду Форум будет проводиться не только в
ПФО, но и в других федеральных окру-
гах. Именно для этого сюда приехали за-
местители полпредов всех федеральных
округов. Форум в Нижнем Новгороде
будет хорошим примером. А следующий
Гражданский форум планируется прове-
сти в Северо-Западном округе».
>
Золотой Почетный знак «Общественное признание» вручен одному из видных
правозашитников — Людмиле Алексеевой
>
Два Кавалера высшей общественной награды — С. Борисов и А. Коркунов
pg_0008
Виктор Комогоров
заместитель директора ФСБ РФ
Обеспечение национальной безопас-
ности государства – отметил он, — много-
факторный и многоуровневый процесс, в
котором участвует как государство, так и
общество в целом. Для российского об-
щества на всех этапах его предыдущего
исторического развития традиционным
было отнесение вопросов безопасности
государства исключительно к сфере ком-
петенции власти. В нынешних условиях
ситуация существенным образом изме-
нилась. Причина здесь одна: выбор, ко-
торый сделала страна в 91-м году, одно-
значно свидетельствовал о желании рос-
сиян жить в правовом демократическом
государстве.
Последнее означало, что в основу де-
ятельности новой власти должны быть
положены принципы конституционализ-
ма, воплощающие стремление человека
оградить себя от чрезмерного государст-
венного принуждения, не гарантирующе-
го основополагающие права личности, ее
индивидуальную свободу. Вместе с тем,
отсутствовало понимание, что высокий
уровень гарантий прав личности со сто-
роны государства не возникает сам по се-
бе и не дается сверху.
Осознание того, каких опасностей мы
избежали в 91-м году, еще отсутствует в
нашем обществе. Вместо этого в научной
литературе и в средствах массовой ин-
формации все чаще этот период тракту-
ется преимущественно негативно. Неко-
торые специалисты утверждают: в России
преобразования 90-х годов не привели к
созданию гражданского общества, основ
демократического правового государст-
ва и социальной рыночной экономики.
Указывается, что в противовес странам
Восточной Европы у нас строительство
демократических институтов оказалось
замороженным, а частично разрушенное
государство так и не было в полной мере
восстановлено. При этом вопрос о том,
возможно ли за 10 или чуть более лет со-
здать полноценное гражданское общест-
во, у сторонников пессимистической точ-
ки зрения, к сожалению, не возникает.
Думается, важнее другое: признание того
факта, что цели, поставленные перед со-
бой нашим обществом в 91 году, пока
еще не достигнуты. Однако процесс ре-
формирования продолжается. Причем
по ходу его вносятся изменения в сцена-
рий реформ, эволюционно меняются,
уточняются их цели и содержание.
С точки зрения обеспечения нацио-
нальной безопасности переживаемый
нами период развития государства ха-
рактеризуется высоким уровнем возни-
кающих угроз. Методология борьбы с
ними известна. Первый путь является
традиционным для России: это укрепле-
ние государства через усиление цент-
ральной власти. Второй, по сути, еще не
изведан: стимулирование и развитие об-
щественных институтов и через диалог с
ними создание нового типа государст-
венности. И здесь всем нам крайне важ-
но четко осознать, что без вызревания
гражданского общества правовое госу-
дарство возникнуть не может. Государст-
во в сфере национальной безопасности
руководствуется Конституцией Россий-
ской Федерации, где права и свободы
человека объявляются высшей ценнос-
тью и отражают правовой статус челове-
ка по отношению к власти, его возможно-
сти и притязания в экономической, соци-
альной, политической и культурной сфе-
рах. Правовую основу взаимодействия
органов ФСБ с органами государствен-
ной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федера-
ции, предприятиями, учреждениями и
общественными организациями состав-
ляют Федеральный закон о Федеральной
службе безопасности, а также иные фе-
деральные законы и нормативные акты
Президента Российской Федерации. По-
рядок данного взаимодействия, а также
права и обязанности органов ФСБ и иных
государственных и гражданских учреж-
дений регулируются статьей 15 вышеназ-
ванного закона. Компетенция органов
ФСБ в целом определена действующим
законодательством и заключается в вы-
явлении и предупреждении внешних и
внутренних угроз безопасности России в
различных сферах жизни общества. Вме-
сте с тем, практика применения закона
показала, что вопросы взаимодействия
государственных и гражданских институ-
тов в целях обеспечения национальной
безопасности не в полной мере прорабо-
таны в действующем законодательстве. С
нашей точки зрения, некоторые аспекты
необходимо полнее отразить в системо-
образующем законе, которым мог бы
стать проект Федерального закона «О на-
циональной безопасности». Несколько
таких проектов уже есть в Государствен-
ной Думе Российской Федерации.
Возвращаясь к проблеме взаимоот-
ношений государства и общественных
организаций, нельзя пройти мимо того
факта, что общественные организации в
нашей стране придерживались чаще все-
го двух полярных моделей поведения:
они либо находились под патронажем
государства и не смели иметь своего
мнения, либо были в жесткой оппозиции
курсу правительства. Ни та, ни другая ли-
ния не могут рассматриваться как плодо-
творные и конструктивные. В сегодняш-
них условиях отстоять государственные
интересы, устранить угрозу националь-
ной безопасности можно только с участи-
ем гражданского общества. Дело в том,
что спецслужбы сегодня в системе орга-
нов государственной власти являются – и
обязаны, кстати говоря, быть по своим
функциям и назначению – одним из наи-
более консервативных элементов. Упро-
щенно говоря, это институт, который все-
гда должен следить за сохранением ста-
тус кво в обществе. Но само общество и
государство находятся в процессе дина-
мичного развития и взаимодействия.
Возникает вопрос: кто подскажет спец-
службам, какие звенья нужны, а какие
нежелательны, и их следует отождеств-
лять с угрозой. Старый подход, когда го-
сударство само, без участия гражданско-
го общества, решало данный круг задач,
в новых политических условиях невозмо-
жен. Этим путем к новому состоянию об-
щества и государства не прийти.
Общеизвестно, что в состоявшихся
правовых государствах подсказчиками
реформ выступают структуры граждан-
ского общества, которые способны быст-
ро отвлекаться на злободневные пробле-
мы современности, переводить запросы
народных масс на политический язык.
Власть предпринимает попытки ускорить
процесс формирования, так сказать, со-
общества общественных организаций
России. Стоит, например, вспомнить два
масштабных и представительных фору-
ма, которые проводились в этой связи.
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
31
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
>
Почетным дипломом награждают С. Абакуиов, М. Слободская — директор института
проблем Гражданского общества и Е. Люлин — Председатель Законодательного
собрания Нижегородской области
pg_0009
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
32
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
Таким образом, заинтересованность го-
сударства в полноценном развитии эле-
ментов гражданского общества налицо.
Какие трудности возникают на этом пу-
ти. В первую очередь – недопонимание.
Иногда кажется, что власть и общество
говорят на разных языках. Так, напри-
мер, что означает часто встречающаяся
фраза: «Эти действия недемократичны».
О какой демократии идет речь. Сущест-
вуют демократия классического либера-
лизма, коллективистская демократия,
плюралистическая демократия – анар-
хизм так называемый, и прочее.
Присутствующие понимают, под-
черкнул он, что когда благородное дело
борьбы за чьи-либо права начинает ис-
пользоваться в конъюнктурных целях,
облекается при этом в ставшие расхожи-
ми идеологические клише и затертые яр-
лыки, у представителей государства не-
вольно возникает подозрение – кстати,
нередко получающее фактические под-
тверждения, – что налицо лоббистские
действия группы лиц, либо иностранного
грантодателя, прикупившего по случаю
ту или иную российскую общественную
организацию. Ничего общего с процес-
сом построения правового государства
подобного рода деятельность, естест-
венно, не имеет. Следовательно, глав-
ным вопросом текущего момента, как
для представителей государства, так и
для общественных организаций, на наш
взгляд, является выработка общего поля
действий и общего языка обсуждения
проблем. Достичь взаимопонимания не-
возможно без согласованной формули-
ровки целей и задач российского обще-
ства и государства, с которыми было бы
согласно большинство народа.
В заключение Виктор Комогоров ска-
зал: «Надеюсь, что поставленные на на-
шей конференции злободневные про-
блемы помогут консолидировать здоро-
вые общественные и политические силы
страны вокруг их решения, продвинут
всех нас к осознанию того, что сегодня в
России национальная идея есть».
Сергей Кириенко
Полномочный представитель Президента
РФ в Поволжском федеральном округе
У нас в зале представители самых
разных профессий: и представители пра-
воохранительных органов, и представи-
тели органов социальной защиты, и об-
щественных организаций, и средств мас-
совой информации. Наверно, это очень
справедливо и соответствует тому, что
происходит сегодня на Российском Фо-
руме, когда представители самых раз-
ных сфер деятельности вместе обсужда-
ют стратегию развития страны. Я хотел
бы сказать вам всем слова благодарнос-
ти, потому что без вашей работы, без ва-
шего высокого профессионализма и
преданности своему делу никакого буду-
щего у страны быть не может, и именно
благодаря вашему вкладу сегодня в
стране происходят те самые позитивные
изменения, о которых с надеждой гово-
рят все участники Российского Форума.
Здесь собралось около трех тысяч
участников Форума, из них более 2000
экспертов. Впервые на «Российский Фо-
рум» приехали представители — руково-
дители и заместители — всех правоохра-
нительных органов, государственных
органов власти. Я понимаю, что кто-то
приехал по команде «сверху», но боль-
шинство — потому, что понимают значи-
мость проходящих здесь мероприятий и
значимость участия в Форуме.
Здесь собрались представители ак-
тивного гражданского общества, участ-
ники кадровых конкурсов и Ярмарок
социальных проектов. Люди, которые
своим трудом каждый день, пусть на
уровне местного самоуправления, сво-
ей школы или своего дома-интерната,
но реально создают будущее страны. И
в нашей совместной деятельности зало-
жена возможность вместе создавать это
будущее с участием и экспертного сооб-
щества, и гражданского общества, и
представителей власти. Мы имеем воз-
можность двигаться вперед и пони-
мать, что будущее России в наших ру-
ках. Будущее России — это не случай-
ность — это проект, это результат нашей
собственной деятельности.
Я не скрываю гордости, что под такую
площадку был выбран Приволжский фе-
деральный округ. Горд тем, что жизне-
способность успешно реализуемых в ок-
руге форм поддержки общественных
инициатив, эффективных ответов на
встречное движение власти и общества,
была подтверждена этим выбором.
Также в ходе Форума важно выявить
наиболее эффективные формы общест-
венного диалога и взаимодействия. И
мы рассчитываем, что эти модели, на-
пример, общественные договора, кото-
рые планируют здесь подписать общест-
венные организации «Деловая Россия» и
Национальный Гражданский комитет по
взаимодействию с правоохранительны-
ми, законодательными и судебными ор-
ганами, будут работать как реальный
итог Российского Форума.
Завершение Форума — это только на-
чало большой работы по тем темам, кото-
рые выявлены здесь как приоритеты, по
большому количеству предложений и
идей, которые здесь были озвучены и со-
гласованы. Но мне кажется, один резуль-
тат есть уже сейчас — Форум состоялся. И
я точно понимаю, что модель такого диа-
лога и конкурсного распределения
средств на реальные социальные проек-
ты, в которых участвуют средства всех ор-
ганов власти, средства бизнеса и средства
самих гражданских организаций — это
уже не эксперимент, а реально действую-
щий механизм, который будет продол-
жаться. Мне кажется очевидным, что Фо-
рум должен проходить каждый год.
Через год Форум обязательно про-
должит свою работу. О необходимости
его проведения в 2004 году говорит да-
же количество участников, прибывших
для участия в нынешнем форуме. В част-
ности, как я уже отмечал, на форум при-
было не менее трех тысяч человек, хотя
изначально было запланировано только
две тысячи. Работа, которую выполнили
участники, не могла бы быть реализова-
на без общего «собрания», без единого
Форума. Мы могли бы переписываться
по электронной почте и обсуждать те
проблемы, которые обсуждали сейчас.
Но без эмоциональной поддержки вы-
полнить проделанную сейчас работу бы-
ло бы невозможно. Важно видеть, что ты
вместе со всеми. Только после этого по-
является уверенность, что у России есть
будущее.
>
Впервые высокая общественная награда — Почетный Гражданский орден Серебряный
Крест II степени «За достойное выполнение воинского и гражданского долга» — вручен
Татьяне Соколовой
pg_0010
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
33
Участники Российского Форума 2003 и проблемных дискуссий в рамках переговорной площадки по теме:
«Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении национальной безопасности России»
— представители гражданского общества — лидеры авторитетных общественных, неправительственных органи-
заций и гражданских союзов, ведущие независимые эксперты и политологи, представители крупнейших предпри-
нимательских объединений, электронных и печатных СМИ с одной стороны, — и представители руководства фе-
деральной и региональной исполнительной, законодательной и судебной власти — с другой стороны, считают,
что их основной совместной задачей является объединение усилий, углубление диалога и сотрудничества обще-
ственных организаций, отдельных граждан и их союзов с государственными правоохранительными, законодатель-
ными и судебными органами по обеспечению экономической и общественной безопасности, содействие совер-
шенствованию судебно-правовой системы, сокращению социально-правовой базы коррупции, противостоянию
терроризму, организованной преступности, распространению наркотиков и другим негативным антиобществен-
ным проявлениям.
Участники дискуссии пришли к общему заключению, что на нынешнем этапе в ходе становления граждан-
ского общества, расширяющегося диалога и взаимодействия граждан и их объединений с правоохранительными,
законодательными и судебными органами в сфере обеспечения национальной безопасности страны, насущной не-
обходимостью стало осуществление гражданского контроля и проведение общественных экспертиз законодатель-
ных актов и правительственных федеральных и региональных программ, связанных с деятельностью силовых
структур, совершенствованием уголовного и гражданского законодательства, защитой конституционных прав и за-
конных интересов граждан, их объединений и организаций, включая общественные, государственные, некоммер-
ческие и коммерческие структуры.
Уже действующие и вновь создаваемые конкретные механизмы диалога и взаимодействия граждан и их
объединений с представителями всех ветвей власти в виде совместных Национальных комитетов, Общественных
экспертных советов и Комиссий и.т.д. на федеральном и региональном уровнях должны координировать свои
действия по предотвращению нарушений выборного законодательства, использования «грязных» предвыборных
технологий, попыток проникновения во власть криминальных и коррумпированных группировок.
Участники переговоров пришли к твердому единому мнению, что работа правоохранительных органов
и реформирование судебной системы нуждаются как во всемерной общественной поддержке, так и в эффек-
тивном гражданском контроле.
Нести ответственность за обеспечение экономической, общественной, экологической и информацион-
ной безопасности страны, противостоять организованной и экономической преступности, коррупции — долж-
но не только государство в лице силовых структур, но и само гражданское общество, не только сотрудники
правоохранительных органов, но и наиболее активные и авторитетные граждане и их объединения.
Участники проблемной дискуссии выражают твердую уверенность, что в напряженные для страны
предвыборные периоды недопустимо использовать борьбу с экономической преступностью и коррупцией, в
целом профессиональную деятельность правоохранительных и судебных органов всех уровней, для сведения
аппаратных и политических счетов и бюрократического рэкета.
В связи с актуальностью вышеуказанных проблем участники Российского Форума и проблемных дискуссий
в рамках соответствующей «переговорной площадки» договорились:
Делегировать и направлять авторитетных членов общественных организаций и гражданских союзов в со-
став общественных Советов при соответствующих министерствах и правоохранительных ведомствах, профильных
комитетах Совета Федерации и Государственной Думы для установления взаимодействия, координации работы и
обмена информации.
Формировать в период предвыборных парламентских и президентской компаний 2003-2004гг Граждан-
ские комитеты общественного контроля по предотвращению нарушений выборного законодательства.
Осуществлять координацию деятельности общественных организаций и гражданских союзов с силовыми
структурами и правоохранительными органами по благотворительной и материальной поддержке, медицинской
реабилитации и социальной адаптации сотрудников правоохранительных органов и спецслужб.
Организовать и провести общероссийские и межрегиональные гражданские конференции в тесном взаимо-
действии с руководством силовых структур, правоохранительных, законодательных и судебных органов и широ-
ким представительством всех заинтересованных общественных организаций, гражданских союзов и независимых
экспертных объединений по следующей тематике:
— Национальная безопасность России — новые вызовы. России. Проблемы борьбы с международным и
внутренним терроризмом и экстремизмом. Позиция и роль России в предотвращении военных, межнациональных
и религиозных конфликтов.
— Противостояние организованной и экономической преступности, незаконному обороту наркотиков, росту
наркотраффика — совместная задача государства и российского общества.
— Взаимодействие граждан и их объединений с правоохранительными органами в обеспечении обществен-
ной безопасности и профилактике правонарушений.
— Роль институтов Гражданского общества в формировании общественного мнения по стратегическим при-
оритетам национальной безопасности России, противостоянию экстремизму, национальной и религиозной нетер-
пимости.
— Сотрудничество со странами СНГ по вопросам содействования укреплению коллективной безопасности.
Проблемы нелегальных миграционных процессов и вынужденных переселенцев. Противостояние коррупции, со-
кращение ее социальной и правовой базы.
— Экономическая безопасность России. Совершенствование отечественного законодательства в налоговой,
таможенной и других сферах, направленного на защиту национальных интересов российской экономики от внеш-
них и внутренних угроз.
— Благотворительная общественная поддержка и содействие медицинской, психологической и социальной
реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов — участников военных конфликтов и
спецопераций в горячих точках.
— Информационная безопасность и роль СМИ в объективном освещении деятельности правоохранитель-
ных и судебных органов. Взаимодействие гражданских и государственных институтов в обеспечении экологичес-
кой безопасности страны и здоровья населения.
Настоящим заявляется, что Общественный Договор о взаимодействии представителей институтов граждан-
ского общества с представителями руководства федеральной и региональной исполнительной, законодательной
и судебной ветвей власти в сфере обеспечения национальной безопасности России имеет бессрочный характер.
Промежуточные итоги выполнения Договора подводятся на ежегодных общественных гражданских конфе-
ренциях, проводимых совместно с представителями правоохранительных, законодательных и судебных органов.
Координацию совместных действий по реализации данного общественного Договора поручить Националь-
ному Гражданскому Комитету по взаимодействию с правоохранительными законодательными и судебными орга-
нами.
Общественный Договор выступает в силу с момента его подписания участниками.
Общественный Договор о взаимодействии
по обеспечению национальной
безопасности России
г. Нижний Новгород
25 октября 2003 г.