41
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
Родился 6 марта 1934 года в Одессе в семье врачей.
Окончил Одесский институт инженеров морского флота.
В студенческие годы участвовал в самодеятельности, где и на-
чал писать миниатюры и монологи, часто сам их исполнял.
Работал сменным механиком одесского порта. Одновременно пи-
сал эстрадные программы для студенческого театра «Парнас-2».
В 1964 году Аркадий Райкин пригласил Жванецкого в Ленин-
градский театр миниатюр на должность завлита. Тогда и сложи-
лось творческое содружество Михаила Жванецкого, Романа
Карцева и Виктора Ильченко, в эти же годы и сам Жванецкий
становится популярным исполнителем своих произведений.
В 1978 году был принят в Союз писателей. В 1983 году переез-
жает из Ленинграда в Москву, в 1988 году создает Московский
театр миниатюр, художественным руководителем которого и яв-
ляется в настоящее время.
В 1982 году вышла первая книга «Встречи на улицах».
В 2001 году был опубликован четырехтомник «Собрание произ-
ведений», по традиции иллюстрировал это издание Резо Габри-
адзе.
Много гастролирует по России, ближнему и дальнему зарубе-
жью.
Лауреат независимой премии «Триумф» 1994 года.
В том же году был награжден орденом Дружбы народов и стал
Почетным гражданином Одессы и президентом Всемирного клу-
ба одесситов.
В 1999 году Михаилу Жванецкому присуждено звание «Народ-
ный артист Украины», в 2001 году звание «Заслуженный дея-
тель искусств Российской Федерации» и премия Президента РФ
в области литературы и искусства.
Награжден высшей общественной наградой России — Золотым
Почетным знаком «Общественное признание».
Женат, воспитывает сына.
«
Я ДЕРЖУСЬ ТОЛЬКО
НА ЛЮБВИ
»
Михаил
ЖВАНЕЦКИЙ:
Михаил Михайлович
ЖВАНЕЦКИЙ
Писатель-сатирик
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
Конечно, лучше
не давать
интервью.
Что я добавлю
к своему
образу.
Ничего — меня
уже и так
знают. Разве я
сейчас
смогу так
художественно
ответить, как
смогу потом
написать.
pg_0002
Не секрет, что взять интервью у Жва-
нецкого не так-то просто. Он не то чтобы
отказывает, он, по его собственному вы-
ражению, «ускользает». А тут вдруг сам
собирает пресс-конференцию, посвя-
щенную предстоящим концертам в ГЦКЗ
«Россия». Понятно, что никого из пригла-
шенных не пришлось уговаривать, все
пришли задолго до назначенного часа.
Когда Михаил Михайлович вошел, то,
говоря его же словами: «...все встали. Что
происходит с телом человеческим — не-
известно, но оно разгибается и поднима-
ется». Затем раздались аплодисменты,
хотя он еще ничего не сказал.
Однажды на одном своем творчес-
ком вечере Жванецкий спросил у зрите-
лей: «Ну, как у вас настроение. — Хоро-
шее! — Теперь, главное, чтоб вы мне его
не испортили». Мы старались. А разго-
вор получился следующий.
— За каждым великим мужчиной
стоит великая женщина. А кто стоит за
Вами.
— Ну, в моей жизни сейчас присутст-
вует, действительно, очень-очень хоро-
шая женщина. Не знаю, великая ли... Она
для меня и ОТК, и первый помощник. И я
ей за это благодарен. Это моя жена. Бу-
дем считать, что я как-то опять вскараб-
кался на волну. Уже нет времени и осо-
бых сил на то, чтобы завести кого-ни-
будь, кто имел бы такое же на меня вли-
яние. Это просто было бы ужасно расто-
чительно.
— На тещу это
не распространя-
ется.
— Нет, не рас-
пространяется. Те-
ща живет очень да-
леко. Она этому рада, как и мы с женой.
Наташа долго скрывала нашу связь, что-
бы ее не обвиняли в том, что она сошлась
со мной из меркантильных соображений.
Хотя какие там соображения. Никакого
большого материального благополучия у
нее нет. Наверное, лучше, чем у многих, а
в остальном... Она одна сидит с ребен-
ком, а я разъезжаю. И в этом большого
счастья нет. А наслаждение бывает, когда
море, солнце, хорошее настроение и нет
концертов. Именно тогда мы можем ска-
зать друг другу что-то хорошее и важное.
Это длится недолго, но именно это и дер-
жит. Думаю, она ко мне хорошо относит-
ся, понимает, что я нормальный человек.
А я уж тем более ее ценю. Кроме того, что
я заполучил красивую женщину, так еще
и умную. Причем я вижу, что она скрыва-
ет свою красоту, одевается так, чтобы не
привлекать внимания. Умно занимается
домом, и я все акции домашнего хозяй-
ства отдал ей.
– Вы репетируете перед выступле-
ниями.
– Знаете, не репетирую. Мои концер-
ты репетировать трудно. Я всегда рад,
когда появляется возможность прочесть
один и тот же монолог два-три раза. При-
ятно читать что-нибудь в первый раз, но
лучше всегда выходят второе и третье
выступления. Получается, что в том текс-
те, который я уже написал, всплывают ка-
кие-то новые смыслы. Вдруг понимаешь,
что можно прочесть то, что до этого вы-
черкнул. От повторного исполнения текст
только улучшается. Начинаешь как-то по-
актерски ощущать образ, его характер,
манеру разговора, дыхания. Начинаешь
в этом образе жить. Думаю, что когда
программа обкатывается, она становится
гораздо интереснее.
— Вы по-прежнему волнуетесь пе-
ред концертом.
— Я не выношу оскорблений. Это от-
носится к моим диким недостаткам — не
держу удара совершенно. Обидит кто-то
или, не дай бог, что-то крикнет из зала,
мне на год хватит переживаний, пока
приду в себя. Я держусь только на любви.
— Не могли бы Вы более подробно
рассказать о предстоящих концертах
в ГЦКЗ «Россия».
— Если бы Вы спросили у Льва Нико-
лаевича Толстого: «А что будет в Анне
Карениной.» – что бы он мог вам отве-
тить. В концерте будет очень много но-
вого – я думаю, процентов на 70. Я оста-
вил только смешные шлягеры, потому
что смешное рождается редко, очень
смешное — очень редко. Причем оно на-
рабатывается только исполнением.
Смех можно вызвать написанием, а хо-
хот – исполнением. Это уже зависит от
актера, от его импровизации. По этой
причине я и оставил очень смешные ве-
щи. Я имею в виду насмешки над собой,
над своими попытками создать серьез-
ные произведения. Мне очень часто со
всех сторон зудят: «Напиши что-нибудь
серьезное». Поэтому в программу кон-
церта и вошли отклики на сегодняшний
день, на выборы, на методы наших спо-
ров, типа: «Пошел ты к такой-то мате-
ри», – и все, на этом дебаты закончены.
С этой программой я выступал в Ок-
тябрьском зале в Санкт-Петербурге и в
Киеве в зале «Украина». Принимали по-
трясающе. Дай бог, чтобы так принима-
ли в Москве: аплодировали стоя, как в
Большом театре, минут 10-12, хотя я и
заканчиваю не смешно, на грустной но-
те. Как показала практика, можно уже
выходить на сцену и в Москве. Так что
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
42
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
С отцом —
Эммануилом
Моисеевичем и
мамой — Раисой
Яковлевной
pg_0003
приходите на концерт, сами все и услы-
шите.
— А как Вы к коллегам по цеху от-
носитесь.
— Может, у меня зрителя и меньше,
чем, скажем, у Задорнова, зато он более
продвинут. Вообще, братья-юмористы —
настолько серьезные люди, что они хоть
и именуются юмористами, но заняты сов-
сем другим. Ведь самое страшное — это
то, что человек, который говорит как бы
от себя, выйдя на сцену, перевоплощает-
ся, становится другим. Но Окуджава, на-
пример, не становился другим. И Высоц-
кий не становился другим. Извините, я
тоже не становлюсь другим, я такой в
жизни, какой есть, просто я могу шутить
на сцене, оставаясь самим собой. А с те-
ми, кто перевоплощается, порой проис-
ходят катастрофические случаи.
— Михаил Михайлович, не счи-
таете ли Вы, что смешное должно
быть строго дозировано. Многие из
той публики, которая приходит на
Жванецкого, ожидают от Вас все-
возможных хохм, каких-то баек, но
у Вас же есть вещи глубинные, фи-
лософские...
— Конечно. Я, может быть, уже на
этом потерял какую-то часть своей пуб-
лики, которая перебежала к Задорнову
или к Максиму Галкину. Мне приходится
лавировать между публикой, жаждущей
только смеяться, и той, которая хочет
что-то услышать от меня серьезное. Я так
и живу, лавируя между ними. Мне ка-
жется, что юмора у нас уже достаточно.
Взять, к примеру, Виктора Степановича
Черномырдина – это великий человек,
просто великий. Это кладезь, я бы даже
сказал, скважина народного юмора, ко-
торый через него бьет во все стороны
фонтаном. Он и сам этого не осознает.
Это настоящий, прекрасный, великий на-
родный юмор, который кто-то должен
ходить и записывать за ним.
Вот Геннадий Викторович Хазанов за-
явил, что жанр умер, а он расцвел просто
буйным цветом на всех каналах: куда ни
воткнешь – там шутят шеренгами, толпа-
ми, в одиночку, по два, по три, все время
шутит огромное количество юмористов.
И народ разрывается просто на куски от
хохота, то есть на сцене всего много, как
на рынке. Я считаю, что шутить бесконеч-
но — так же глупо, как плакать навзрыд
на глазах у публики. Это должно быть
нормальное человеческое общение: где-
то пошутили, где-то – нет. Пока вот Пе-
тербург и Киев меня поддержали. По-
смотрим, как Москва отзовется.
— Недавно по телевизору один из
Ваших монологов прозвучал в испол-
нении Витаса. Вам не довелось это
слышать.
— Нет.
— А как Вы вообще воспринимае-
те свои тексты в другом исполнении –
ну, разумеется, не считая Романа Кар-
цева. Есть ли какие-то возможности у
других исполнителей доводить до со-
вершенства Ваши тексты, хотя бы
приблизительно приближаясь по
уровню мастерства к Вам, или это не-
реально.
— Я думаю, что все-таки лучше всего
было бы, если бы это происходило у ме-
ня на глазах, на ушах, если бы я это видел
и слышал. Тогда бы, может быть... Но с
другой стороны, если это все издано, то
каждый имеет право выучить и произно-
сить эти тексты в каком-нибудь узком
или широком кругу. Я ведь и сам реко-
мендую: читайте мной написанное вслух.
— Кстати, а что бы Вы написали на
собственной книге своему врагу.
— «Тебе это не поможет».
— А определить природу смеха
можете.
— Что такое юмор. Это спасение. А
что такое слезы. Это жизнь. Поэтому
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
43
Старые друзья:
Б. Мессерер,
М. Жванецкий
и Б. Ахмадулина
Знаменитая троица:
В. Ильченко,
Р. Карцев
и М. Жванецкий
pg_0004
смех сквозь слезы — наше самое главное
достижение за все годы существования.
Фрейд пишет, что юмор дает чувство
превосходства. Может, и так, но мне для
этого надо пару капель спиртного. Я могу
быть вот этим Жванецким, если выпью.
Тогда могу зайти к дворнику и сказать:«А
ну мне тут, елки-палки!»
— Михаил Михайлович, как Вы от-
носитесь к тому, что раньше называ-
лось ненормативной лексикой, кото-
рая, по-моему, таковой уже переста-
ла быть. И экспериментировали ли Вы
когда-нибудь с намеренно непра-
вильной орфографией.
— Да, я все время экспериментирую
с намеренно неправильной орфогра-
фией, все время пытаюсь так писать.
Ненормативная лексика у хороших пи-
сателей меня раздражает. Но я уже к
ней привыкаю, как все мы. Ну, привы-
каю. Я привык к попсе, к телевидению, к
катастрофам, к крови. Лично мне надо-
ело протестовать, возражать, искать
смысл, во-первых, в происходящем,
во-вторых, в стихах, в-третьих, в пес-
нях. О чем поют. «Хали-гали, гипер-пу-
пер, нам с тобою было супер!». Я пытал-
ся найти смысл, но со временем изба-
вился от этой привычки: уже не ищу.
Также избавился от привычки вздраги-
вать от мата, когда его слышу. Как-то
после «Юморины» в Одессе, где участ-
вовали и ребята из «Аншлага», наслу-
шавшись всего того, что там происхо-
дило, пришел домой и написал матом
так, что, думаю, я превзошел все, что
сам писал до сих пор и, может быть, то,
что писал в этом ключе Пушкин, и то,
что писал Катков. Крепко и очень хоро-
шо написано. Когда я пару раз прочитал
это в мужском кругу – все были в вос-
торге. А один наш литературовед, на-
стоящий знаток, сказал: «Небоскреб», –
и добавил к этому определению до-
вольно витиеватое словосочетание, но
меня все равно не перещеголял. Не то-
ропитесь со следующим вопросом.
— Это будет где-нибудь опублико-
вано.
— Я же просил — не торопитесь. Если
это и будет опубликовано, то в газете
«Известия», и обязательно на первой
полосе. Ни на что другое я не соглашусь.
Это потому, что я, действительно, создал
шедевр. Еще чуть-чуть, и я это уже смо-
гу и сам читать. Я же в одесском порту,
где главным языком был мат, прорабо-
тал 10 лет. Это же не могло пройти мимо.
Грузчики почти все имели отсидку, я же
был из другой семьи. Они так и говори-
ли: «Михалыч, если бы ты сидел, вот та-
кой мужик был бы!». Потом, на каких
только скамейках я не валялся в моло-
дости, что только я не произносил и мне
не произносили! Все это, оказывается,
отпечаталось, никуда не делось. И бо-
роться с этим я уже устал, поэтому буду
произносить.
— Говорят, юмористы – это люди,
для которых нет ничего святого. А для
Вас есть какая-нибудь запретная те-
ма, затронуть которую бы Вы не ре-
шились.
— Конечно, старость – для меня те-
ма, которую я не могу затронуть. Ста-
рость, немощность, инвалидность. Не
могу я это затронуть. Не дети, а старики
– наше будущее. Вот куда мы идем. Я их
жалею. Значит, не могу смеяться над
тем, что жалею. Конечно, старушка, ко-
торая упала возле Большого театра, раз-
лив кефир, подняла настроение очень
многим, но мне ее жалко. Современный
журналист, думая о публике, должен со-
общить общественности, как старушка
рухнула, для того, чтобы поднять мно-
гим людям настроение. А мне саму ста-
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
44
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
«А ну мне тут,
елки-палки!»
На снимке:
М.Захаров,
З.Гердт,
М.Жванецкий
и А.Битов
pg_0005
рушку тоже жалко: ей же никто не помо-
гает в это время, пока описывают этот
случай. Все стоят с фотоаппаратами, все
снимают на пленку, все записывают
ощущения свои, а поднять старушку то-
же хотелось бы.
— Вы позволите себе когда-ни-
будь шутить над Богом, над церко-
вью.
— Я позволяю себе. На предстоящем
концерте я, наверное, прочту о загроб-
ной жизни.
— А в Бога верите.
— Может быть, не так глубоко, но ве-
рую. Я все время что-то тихо о чем-то про-
шу, тихо за что-то
благодарю. Но я
считаю, что я это де-
лаю сам и не пред-
лагаю никому под-
ражать, никогда не захожу в храм, чтобы
сделать это профессионально.
— Скажите, пожалуйста, какие те-
левизионные передачи вызывают у
Вас интерес.
— Ну, вот сейчас вызывают дикий ин-
терес, конечно, предвыборные дебаты.
Это снова больно ранит, но это наша об-
щая жизнь. Сидит интеллигентный чело-
век с цифрами в руках, а рядом тот, кто в
ответ на эти цифры говорит: «Когда буде-
те отваливать. Когда будем сажать Чу-
байса. Когда будем...» Кто побеждает.
Тот, кто без цифр и без бумаг; тот, кто не
собирается возражать по существу, – он
побеждает. Поэтому мне это очень инте-
ресно. Это самое острое, что сейчас про-
исходит на телевидении. Взамен всяких
пустых ток-шоу появилась настоящая
жизнь: с агрессией, с кровью, со злобой в
глазах. Люди перестали прятаться. А мо-
жет быть, это риторика – я еще не разо-
брался.
— В связи с конфликтом на косе
Тузла Винницкий химагропром вы-
пустил стиральный порошок под та-
ким названием. Этим самым он рас-
считывает поднять патриотический
дух в незалежной Украине. Как Вы
можете прокомментировать это со-
бытие. И какие, по-Вашему, меры
нужно принять российской стороне,
чтобы поднять дух строителей этой
дамбы.
— Ну, надо, наверное, что-нибудь
пачкающее выпустить, тоже под назва-
нием «Тузла». Хотя, как мне кажется,
Винницкий химагропром сделал это
все-таки с юмором. И я надеюсь, что на
этом все и закончится. Это тот случай,
когда все хотят потянуть резину перед
тем, как окончательно договориться.
Потянуть резину в том смысле, чтобы
выборы подогреть. Украина свезет туда
2-3 своих поломанных катера, пробар-
ражирует, пробороздит, вертолеты при-
летят, если не рухнут. Наши тоже пару
раз там с погонами и с лампасами вы-
скочат. Кто-то скажет из тех, кто гото-
вится в депутаты: «Ни пяди, ни врагу, ни
другу», — ну, тут нужен акцент обяза-
тельно грубый, жлобский такой: «Ни
другу, ни врагу, ни пьяди не отдадим».
И вот на этой ни «пьяди» можно полу-
чить дополнительные голоса. Значит,
все мы сразу подтягиваемся, забываем,
кто не жрал, кто не спал и, еще толком
не разобравшись в этом конфликте, уже
чувствуем, что надо собраться всем
вместе. Как пацаны, когда «наших»
бьют... Я тут слышал: «Драться хочешь.»
– говорит один. «Очень хочу». «Тогда
побежали к станции метро». Какая там
драка, по поводу чего – неизвестно. Но
такой возраст. «Побежали, там все, по-
том разберемся». Так и эти: побежали
туда, на Тузлу, потом разберемся. Я не
сомневаюсь, что, конечно, эта проблема
будет разрешена. Потому что иначе тог-
да две страны из дураков состоят. Но я в
это не верю.
— Вы считаете, что это все искусст-
венно нагнетается.
— Ну, какое там «искусственно», если
с одной стороны самосвалы дамбу насы-
пают, с другой стороны земснаряд это все
вырывает. Вечная работа, вечный двига-
тель, так называемый перпетуум мобиле:
эти насыпают – эти вырывают. Можно
снять бесконечную комедию. Море все-
гда размывает берег, и дамба, наверное,
нужна. Но тут с одной стороны ребятки
очухались: выборы на носу, надо отстаи-
вать, с другой — тоже кулаки чешутся.
— Сейчас очень многие известные
люди стремятся войти в ту или иную
политическую партию. Вы как-то су-
мели счастливо избежать такой воз-
можности. Это жизненная позиция,
или ...
— Нет-нет, позиция жизненная. В на-
чале 90-х годов я получил предложение
Ну, чем не Дионис —
бог виноградарства
и виноделия
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
45
pg_0006
баллотироваться от партии «Демократи-
ческий выбор России». Но, несмотря на
то, что эта партия была мне симпатична, я
отказался. Я не могу выносить оскорбле-
ний. Да, я считаю, что в политической
жизни, если не ты кого-нибудь замо-
чишь, то кто-то на тебя наступит. У меня
не хватает силы воли, не могу держать
удар, не могу выносить ложь. Сам из по-
следних сил стараюсь не врать. Поэтому я
политикой не занимаюсь, а занимаюсь
только тем, что умею.
— Михаил Михайлович, как бы Вы
охарактеризовали такое понятие, как
«гражданское общество». В каком
состоянии оно сейчас находится в
России.
— Я не знаю сам, что имеется в виду
под гражданским обществом. Видимо,
это – общественное мнение, которое воз-
никает или не возникает. Наша главная
беда заключается в том, что мы все время
кого-то ненавидим: ненавидим друг дру-
га, летчики — пехоту, пехота — артилле-
рию, ФСБ — милицию, МВД. Мы ненави-
дим милицию и бандитов. А мне хочется,
чтобы этой ненависти было поменьше.
Почему люди уезжали из страны. Не из-
за голодухи, не из-за плохих жилищных
условий, а в основном из-за хамства, из-
за унижения. Человек может перенести
голод, лагерь, концлагерь, но не может
перенести унижения. Тут он готов сам по-
кончить с собой или с кем-то. Почему
пьяный человек, отделившись от стены в
каком-нибудь подземном переходе, уни-
жает вас. Почему в нашей стране посто-
янно сталкиваешься с нечто подобным. Я
привык здесь жить, никого не унижая, и
стараюсь дать понять, что унижение – са-
мый страшный продукт в наших отноше-
ниях, продукт отсутствия общественного
мнения, когда всю накопившуюся нена-
висть мы тратим друг на друга. Поэтому
мы и злорадствуем, когда кого-то сажа-
ют. Ну, к счастью, радость оказалась не
такой уж большой. Мне тоже это все не
очень приятно. Мне неприятно видеть
эти проносы машин с синими огнями, эти
крики «Разойдись!», эти огромные дикие
деньги, которые свалились на олигархов,
благодаря нашим же с вами природным
недрам. Но их можно душить налогами,
деньгами. Зачем же вот так — руки за
спину и вперед. Ну, понятно, что следую-
щим будет кто-то другой. Поэтому мне
хочется сказать: будьте внимательны, по-
тому что эта жизнь может быстро закон-
читься. А я прекрасно помню, какова она
была раньше. А то мы войдем в магазин
«Сыр», а там ничего не будет – и это все
может начаться буквально сегодня. Как-
то посадили директора одного из мос-
ковских магазинов «Океан» — в Одессе
исчезла рыба. А что случилось. Просто
посадили одного человека. Нам сейчас
надо паниковать – и больше ничего. Па-
никеры долго и счастливо живут. Те же,
которые спокойны, говорят: «Ребята, ни-
чего не будет, успокойтесь», но они, к со-
жалению, рано заканчивают в какой-ни-
будь больнице.
— А какая-то прелесть есть в воз-
расте мужчины, когда ему за 50.
— Огромная. Говорю совершенно се-
рьезно. Я когда слушаю, к примеру, «Фа-
брику звезд» — так радуюсь, что вышел
из того возраста. Ну, серьезно. Так рад,
что я не там, что черт с ней, с этой моло-
достью, думаю я, дебилом же я не хочу
быть. Ну, пусть я не буду таким шустрым,
пусть на лыжах с горы не скачусь, пусть
не возьму высоту 2.20 — но я хоть что-то
соображаю. Ну, нельзя же, ребятки, под-
нимать на щит тех, кто ничего не сообра-
жает – ну, нельзя. Я рад, что попал в тот
возраст, где я могу соображать и сооб-
щить об этом тому, кто это может оце-
нить. Я, наконец, успокоился, перестал
суетиться и наслаждаюсь своим возрас-
том. Может, это и есть счастье.
— Как сохранить здоровье. Есть ли
у Вас какие-то рецепты для наших чи-
тателей.
— Как я уже и говорил: надо панико-
вать все время и в то же время быть оп-
тимистичным. И паниковать: что-ни-
будь заболело – паниковать надо, не
оставлять это в покое, жене зудеть, де-
тям своим зудеть: «Вот видишь, у меня
нога болит. Вот ты посмотри, как у меня
покраснело здесь». Всем надо зудеть,
всем показывать коленку свою, и кто-то
чем-то поможет. Вас либо вытолкнут
все-таки к врачу, либо кто-то скажет: «Я
знаю, что это такое, я читал где-то», – и
это поможет. А наша привычка молча
переносить все на ногах и, невзирая на
инфаркт, докрашивать забор – это
скверная привычка.
— Михаил Михайлович, какой из
Вас получился сын. За что Вас нака-
зывали. И какой из Вас получился
отец. За что Вы наказываете.
— Сын из меня
получился, в конце
концов, хороший.
Сыновья, видимо,
всегда получаются
хорошими в конце
родительской жизни. Но на это много
времени уходит. Именно сыновья. Доче-
ри, говорят, лучше получаются. Но у меня
пока сыновья идут. Я как сын был в конце
ничего. Вначале, конечно, раздражал.
Время было другое: слишком много за-
висело от отметок, жизнь сама зависела
от отметок, попадание в институт зависе-
ло от отметок, другого пути просто не бы-
ло. Сейчас – не знаю как.
Мой сын учится пока средне, но я его
не наказываю. Вот только если начнет
врать. Понимаете, когда дело касается
треугольника — мама, девушка и ты, по-
лучается следующее: если ты влезешь
между ними либо со стороны девушки,
либо со стороны мамы – тут же начина-
ешь врать. Вот ложь не выношу. Если этот
треугольник – мама, я и девушка – ока-
жется правдивым у моего сына – будет
хорошо. Главное, чтобы не врал.
— Многие актеры любят своих де-
тей на сцену выводить...
— Нет-нет, не получится. Не вывожу,
и не фотографируемся. И журналы вся-
кие, в том числе и «Семь дней», проси-
ли на обложки сняться. Я отвечал: «Нет-
нет, мы не можем». Не могу, я просто
суеверный человек. Да и моя жена аб-
солютно справедливо этого не хочет,
она не желает. Что же я буду подстав-
лять. И что мы там сфотографируем.
Она – молодая и красивая, а я – одутло-
ватый такой, лысый. Не хочу. Жить ря-
дом хочу, а видеть себя на обложках, и
чтобы каждый щупал и каждый обсуж-
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
46
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
«Для меня
абсолютный гений —
Вячеслав Полунин.
Всегда и навсегда»
pg_0007
дал, что он видит, – не хочу. Это, дейст-
вительно, мое дело. Это я хочу сохра-
нить за собой.
— Михаил Михайлович, а есть ли у
Вашего сына Мити чувство юмора. И,
на Ваш взгляд, передается ли оно по
наследству.
— Передается. Это даже не чувство
юмора, а способ мышления, когда я го-
ворю, не осознавая что-то, и вы смеетесь.
Один хороший театральный режиссер
говорил мне: «Только вы начинаете чи-
тать, я начинаю смеяться — просто пото-
му, что у вас такое мышление!», а Белла
Ахатовна Ахмадулина добавила: «Миша,
что мне в тебе нравится — так это непред-
намеренный юмор». Это я сыну, навер-
ное, уже передал. Я еще подумаю над
формулировкой. Я сам не знаю, как это
происходит.
— Когда Вы вспоминаете о детстве,
что вспоминается в первую очередь.
— О детстве. Война пришлась на мое
детство: бомбежки, вагоны, потом пош-
ли драки. Ну, что такое война. Война –
это оскорбление, унижение, обвинение в
том, что у одного отец на фронте, а у дру-
гого сидит в тылу. Затем эвакуация с ма-
мой, возвращение обратно. Ничего весе-
лого. И после войны еще долго было тя-
жело. Самое большое счастье – съесть
что-нибудь. Съел – счастлив, не съел –
несчастлив. Глядя на нынешнее изоби-
лие, я думаю, если события будут разви-
ваться так и дальше, то мы сегодняшний
день будем вспоминать как самый свет-
лый: когда мы могли зайти в магазин и
если не купить, то увидеть. Поэтому
раньше совершенно было дико, когда за-
ходишь в магазин с надписью «Сыр», а
там люди договариваются о билетах на
железнодорожные поезда. Поэтому, ког-
да мы начинаем хорошо жить, надо все
время действовать настороженно. Когда
мы начинаем радоваться, надо все время
оглядываться. Расслабляться нельзя.
Подходить к границам государства и
прислушиваться: не прекратились ли по-
ставки снабжения. Грузовики с товарами
идут еще или шум моторов затих...
— Главное качество, которому на-
учили Вас родители и которое Вы бы
хотели передать своему сыну.
— Моя мама, как я понимаю, четко
знала, что такое хорошо, а что плохо. Это
такая редкость. Вот и хотелось бы пере-
дать это своему сыну. Понимаю, звучит
очень банально, уныло, скучно. Но отто-
го, что мы этого не знаем, часто путаем
все на свете. А когда путаем – то выхо-
дим на улицу, обвешанные гранатами,
сажаем невинных людей и т. д.
— Какую из своих детских шалос-
тей Вы сейчас можете вспомнить.
— Что-то связанное с чернилами. Ка-
жется, во время праздничного обеда влил
чернила в очень дорогой тогда куриный
бульон. Это было что-то страшное, ведь
на дворе стоял 45-й или 46-й год, и такой
бульон считался дефицитным.
— Скоро у нас Новый год насту-
пит...
— У нас тоже (улыбается). Вы знаете,
у меня был довольно нелегкий период,
эдак лет 5-6 назад, когда я просто не по-
нимал, о чем писать, не понимал жизнь,
утратил сатирическую направленность.
Юмористическая осталась, а сатиричес-
кой — как не бывало. Мне слишком нра-
вилась жизнь, а не власть, как, кстати,
многие из вас, журналистов, посчитали.
Мне не нравилась власть. Кроме того,
что я не волен сказать, что мне нравится.
Потому что это не мне нравится – не нра-
вится, а тому, кто пишет за меня. Я сам
смотрю с удивлением на то, что выходит
из-под моего пера. Вот выходит что-то
сатирическое – значит, что-то мне не
нравится. Это работает организм, это
что-то другое работает, не я. Я сам плохо
это сознаю. Но пошли сатирические про-
изведения, так как жизнь сейчас стано-
вится морально плохо переносимой.
Что-то происходит. Мне не нравится то,
что происходит сейчас с моей и с нашей
общей жизнью. А лет пять назад – нрави-
лось, я как-то успокоился. И тут на по-
мощь пришла моя жена, она просто до-
бавила жизни к тому, что происходило со
мной. Она очень быстро вошла в эту
жизнь, в мою работу, приходила с на-
блюдениями, умозаключениями, с каки-
ми-то цитатами, которые мне годились.
Потому что мне сейчас очень трудно са-
мому пойти, скажем, на одесский При-
воз: меня там узнают, перестают разгова-
ривать по-человечески; начинается:
«Миша, Миша!». А чтоб что-нибудь инте-
ресное тебе кто-то сказал — до этого не
доходит, и я перестаю получать жемчу-
жинки впечатлений, которые всегда рас-
сыпаны перед тобой, когда ходишь сво-
бодно. Приходится пользоваться своими
старыми запасами. В Москве ведь база-
ры бесцветные. Здесь собирается вся
страна, и нет местного колорита. А в
Одессе ты можешь спросить: «Как прой-
ти к вокзалу.», и тебе ответят: «Идите так,
как я сижу». Ну, это имеется в виду, види-
мо: иди по направлению моего взгляда, в
ту сторону, куда я сижу лицом. Так что в
последнее время я почувствовал, что
жизнь снова для меня.
В своих произведениях Михаил Ми-
хайлович зовет нас к размышлениям,
уровень же этих размышлений зависит
уже от нас самих. Закончу словами Жва-
нецкого: «Как кому, а мне нравится ду-
мать!» Вот и давайте задумаемся. Вместе
с ним и каждый по отдельности. Тем бо-
лее есть над чем.
Классика озвучивал Анатолий МАЛЮГИН
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
47
pg_0008
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
48