БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Родился 29 декабря 1952 года в небольшом городке Тихвин Ленинградской области.
Там же призвался в ряды вооруженных сил.
С 1972 по 1974 год служил в армии на должностях рядового и сержантского соста-
ва. По окончании службы с 1974 года — инспектор дорожного надзора Тихвинского
отделения ГАИ ОВД Ленинградской области. С 1977 — занимал должность инспекто-
ра дознания взвода дорожного надзора милиции, а с 1979 — госавтоинспектора от-
деления ГАИ ОВД г. Тихвина. С 1981 по 1989 год — старший госавтоинспектор меж-
районной экзаменационной группы по обслуживанию Тихвинского и Бокситогорско-
го районов отделения ГАИ ОВД г. Тихвина. В 1989 году назначен начальником меж-
районного регистрационно-экзаменационного отделения ГАИ г. Тихвин, а в 1994 —
переведен на должность начальника отдела по регистрационно-экзаменационной ра-
боте Управления ГАИ ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В 1995 г. — заместитель начальника УГИБДД ГУВД г. Санкт-Петербурга и Ленин-
градской области, а в 2000 — назначен начальником УГИБДД ГУВД г. Санкт-Петер-
бурга и Ленинградской области.
С 2001года — заместитель начальника ГУ ГИБДД СОБ МВД России.
18 марта 2003 года назначен начальником Главного управления ГИБДД службы об-
щественной безопасности МВД РФ. Имеет высшее образование. В 1983 году окончил
Ленинградский северо-западный политехнический институт. Кандидат юридических
наук. Кавалер Золотого Почетного знака «Общественное признание».
Упустим время
потеряем
человеческие жизни!
Виктор Николаевич КИРЬЯНОВ
48
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
Мы продолжаем публикацию
серии материалов под рубри-
кой «Беседы с компетентным
человеком». На этот раз это ин-
тервью начальника Главного
управления ГИБДД службы об-
щественной безопасности МВД
РФ Виктора Николаевича
КИРЬЯНОВА, ставшее итогом
нескольких встреч и бесед с
ним главного редактора наше-
го журнала С. Абакумова. В
одной из заключительных
встреч в беседе принял также
участие выдающийся спортс-
мен, председатель Государст-
венного комитета РФ по физи-
ческой культуре и спорту
Вячеслав Александрович
ФЕТИСОВ.
pg_0002
— Виктор Николаевич, Вы были
приглашены на заседание Генераль-
ной Ассамблеи ООН, на которой среди
других был отдельно рассмотрен во-
прос о глобальном кризисе в области
обеспечения безопасности дорожного
движения. Факт сам по себе незауряд-
ный: ведь подобный вопрос в таком
формате рассматривался впервые, да
и служба Госавтоинспекции России в
Вашем лице была представлена на та-
ком солидном форуме тоже в первый
раз... Каковы Ваши впечатления. Если
можно, расскажите более подробно, о
чем шла речь на Ассамблее.
— Представители почти всех стран в
своих выступлениях подчеркнули обост-
рение ситуации, резкое увеличение во
всем мире числа людей, погибших или
получивших травмы в результате дорож-
но-транспортных происшествий. Были оз-
вучены просто ошеломляющие цифры. По
данным ООН, только в 2000 году, в ре-
зультате ДТП в мире погибли 1 млн. 260
тысяч человек! Это дало основание участ-
никам дискуссии сравнить автомобиль с
оружием массового уничтожения!
Особо было подчеркнуто, что пробле-
ма травматизма, являющаяся следствием
дорожных аварий, должна быть решена,
для чего необходимо принять срочные
меры на национальном и международном
уровнях. В выступления были приведены
примеры масштабов данной проблемы.
Коэффициент смертности в результате до-
рожных аварий в мире составил 2,2 про-
цента и на их долю приходится 25 процен-
тов всех смертей в результате травм и уве-
чий. В мире в целом травмы и увечья яв-
ляются основной причиной гибели людей
в возрасте от 15 до 44 лет, причем на долю
дорожно-транспортных происшествий
приходится 25 процентов общего количе-
ства смертей.
Вместе с тем, для смягчения проблемы
дорожных аварий можно сделать доволь-
но много. В самом деле, за последние не-
сколько десятилетий многие страны с вы-
соким уровнем доходов сумели сократить
последствия своих дорожно-транспорт-
ных происшествий почти на 50 процентов!
Так, в Финляндии благодаря проводимой
Правительством на протяжении послед-
них 30 лет кампании за повышение безо-
пасности на дорогах количество смертей
сократилось на 50 процентов и это при
том, что количество транспортных средств
на дорогах увеличилось втрое!
Кроме того, травматизм и увечья в ре-
зультате дорожно-транспортных проис-
шествий приводят к значительному оттоку
средств, выделяемых на экономические
цели, причем их объем составляет, как
правило, от 2 до 3 процентов ВВП в год. По
подсчетам, затраты, обусловленные трав-
матизмом в результате дорожно-транс-
портных происшествий, составляют в ми-
ре 518 млрд. долларов США ежегодно.
Однако, масштаб этой проблемы, ее
последствия и затраты, связанные с при-
нятием соответствующих мер, и эффек-
тивность этих мер до конца не осознаны. А
в результате – финансирование на меро-
приятия по предупреждению дорожно-
транспортного травматизма несоразмер-
но мало, учитывая его последствия. И это
проблема многих стран, в том числе и в
России.
— И какие же выводы были сдела-
ны, чем закончилась дискуссия.
— Дискуссия не закончилась. По ито-
гам рассмотрения данного вопроса при-
нята резолюция, соавтором которой явля-
ется делегация Российской Федерации,
предусматривающая, в частности, прове-
дение 14 апреля 2004 года специального
пленарного заседания Генеральной Ас-
самблеи ООН по проблемам дорожно-
транспортного травматизма, на которое
будут приглашены руководители прави-
тельств. Причем в подготовке соответству-
ющего доклада Генерального секретаря
ООН предложено принять участие пред-
ставителя МВД России.
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
49
Фото вверху:
во время беседы
с главным
редактором журнала
«Признание»
С. Абакумовым
На рабочем
совещании
в Госавтоинспекции
г. Москвы,
посвященном
проблемам
организации
дорожного движения
в столице
с министром МВД
России
Б.В. Грызловым
pg_0003
Несколько раньше Комитет по внут-
реннему транспорту Европейской эконо-
мической комиссии ООН, обеспокоенный
агрессивным поведением водителей на
дорогах, принял решение о проведении в
апреле 2004 года четвертой Недели безо-
пасности дорожного движения в регионе
ЕЭК ООН под девизом «Взаимное уваже-
ние на дороге – залог безопасности».
— Как на этом фоне обстоят дела с
обеспечением безопасности движения
в России, какие проблемы.
— Оценивая ситуацию с обеспечением
безопасности дорожного движения в Рос-
сии, следует признать, что она также близ-
ка к критической, мы несем невосполни-
мые потери материальных и человеческих
ресурсов. На протяжении последних лет в
стране наблюдается устойчивая тенденция
роста аварийности.
Только в 2002 году на дорогах Рос-
сии в дорожно-транспортных происше-
ствиях погибли более 33 тысяч человек,
а 215 тыс. получили ранения. В среднем
за сутки в автомобильных авариях поги-
бают 90 человек и 600 получают ране-
ния. А за 10 минувших лет мы потеряли
погибшими на дорогах свыше 300 тысяч
человек! Эти потери с лихвой перекры-
вают цифры погибших в войнах в Чечне
и Афганистане.
По мнению экспертов ООН стабилизи-
ровать положение с аварийностью, значи-
тельно снизить количество жертв в ре-
зультате ДТП можно только при условии
осознания этой проблемы всеми структу-
рами на национальном уровне как про-
блемы государственной, требующей уси-
лий и принятия адекватных мер со сторо-
ны всех заинтересованных ведомств и ор-
ганизаций и прежде всего — органов госу-
дарственной власти, т.к. названная про-
блема носит многоплановый и многоас-
пектный характер.
То есть, речь идет о новом качествен-
ном уровне решения проблем безопаснос-
ти дорожного движения, принципиально
ином подходе к восприятию этих вопросов.
В этой связи и мы выстраиваем свою
стратегическую линию, которая заключа-
ется в инициировании мероприятий, ко-
торые мобилизовали бы усилие всех сло-
ев общества, органов законодательной и
исполнительной власти, государственных
структур к решению проблем безопаснос-
ти дорожного движения. И особенно в
плане выделения целевого финансирова-
ния на мероприятия по безопасности дви-
жения, т.к. очевидно — любая безопас-
ность без вкладывания в нее средств —
просто немыслима.
— Не могли бы Вы, Виктор Никола-
евич, хотя бы коротко рассказать об
этих, инициируемых Вами, мероприя-
тиях.
С этой целью нами принято участие в
работе фракций, комитетов и комиссий
Государственной Думы Российской Феде-
рации по обсуждению вопросов совер-
шенствования ряда основополагающих
нормативных правовых документов, в т.ч.
Федерального закона «О безопасности
дорожного движения», Кодекса Россий-
ской Федерации об административных
правонарушениях, Федерального закона
«Об обязательном страховании граждан-
ской ответственности владельцев механи-
ческих транспортных средств» и др.
Вынесены на рассмотрение Прави-
тельственной комиссии по обеспечению
безопасности дорожного движения на-
иболее важные и проблемные вопросы,
касающиеся деятельности не только фе-
деральных органов исполнительной
власти, но и органов исполнительной
власти на местах. Кстати, вице-премьер
Владимир Анатольевич Яковлев, кото-
рый сейчас возглавил комиссию, пред-
50
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Фото вверху:
На совещании
в рабочем кабинете
вице-премьера
В.А. Яковлева
Техническая
оснащенность
подразделений
Госавтоинспекции —
одна из забот
начальника
ГУ ГИБДД
МВД России
pg_0004
ложил проводить подобные комиссии
ежемесячно, т.к. оценивает обстановку с
аварийностью в стране как чрезвычай-
ную. Теперь наиболее актуальные во-
просы обеспечения безопасности до-
рожного движения на Правительствен-
ной комиссии мы обсуждаем раз в ме-
сяц, заслушиваем региональных руко-
водителей комиссий по безопасности
дорожного движения, начальников Го-
савтоинспекций, даем им предписания,
что и в какие сроки нужно сделать. Но, к
сожалению, решения комиссии носят
лишь рекомендательный характер.
Немаловажным явилось наше участие
в совещании с руководителями админист-
раций субъектов Российской Федерации
Центрального Федерального округа, на
котором мы обратились к руководителям
субъектов повернуться лицом к пробле-
мам обеспечения безопасности дорожно-
го движения в своих регионах, предусмо-
треть финансирование мероприятий по
безопасности движения в бюджетах на
местном уровне. Как мне кажется, на этой
встрече мы достигли взаимопонимания,
ждем реальных результатов.
Я перечислил лишь некоторые меро-
приятия, которые характеризуют тот каче-
ственно новый подход к решению про-
блем безопасности дорожного движения
с учетом непосредственного участия в нем
органов власти и всего общества, кото-
рый, на мой взгляд, сегодня является
единственно правильным и должен при-
нести в перспективе ощутимые результаты
в деле снижения дорожно-транспортного
травматизма.
Разумеется, новый качественный под-
ход к решению проблем безопасности
движения, осознанию важности этого во-
проса и государством, и всем обществом
совершенно немыслим без участия в этом
процессе такой трибуны формирования
общественного мнения, какой являются —
средства массовой информации во всем
их многообразии. Вам здесь определена
совершенно особая, я бы даже сказал,
главенствующая роль.
Хотелось бы, и это особенно важно,
чтобы данная проблематика на страницах
прессы носила, прежде всего, объектив-
ный характер, материалы формировали
позитивный настрой во взаимоотношени-
ях сотрудников Госавтоинспекции и участ-
ников дорожного движения. Я не идеа-
лист и понимаю, что без критики невоз-
можно. Но только она должна быть дока-
зательна и аргументирована, а злопыха-
тельские и скандальные публикации не
должны заслонять главной задачи нашей
общей миссии — сохранения жизни и здо-
ровья людей на дорогах России.
— Виктор Николаевич, а о чем шла
речь на заседании фракции партии
«Единство» в Государственной Думе,
где Вы выступили с анализом аварий-
ности в стране.
— С учетом вышесказанного я обра-
тился к депутатам фракции с предложени-
ем рассмотреть возможность создания в
Государственной Думе четвертого созыва
при Комитете по безопасности подкоми-
тета по безопасности дорожного движе-
ния, т.к. считаю, что работа по законода-
тельству должна быть на постоянной ос-
нове с учетом изменяющейся обстановки.
Такая необходимость возникла в свя-
зи с тем, что принимаемые в настоящее
время меры федеральными и территори-
альными органами государственной влас-
ти по повышению защищенности участни-
ков дорожного движения, явно недоста-
точны. И об этом свидетельствует статис-
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
51
Участники
специального
заседания
Генеральной
Ассамблеи ООН
по безопасности
дорожного движения
Во время прогулки
с полицейскими
Нью-Йорка
В зале заседаний
ООН
pg_0005
тика. Уже в текущем
году на дорогах
России зарегистри-
ровано 168,5 тысяч
ДТП (+10,1%), в ко-
торых погибло 29 тысяч человек (+4,8%),
ранено 202,7 тысяч человек (+12,9%).
Тем не менее, обеспечение безопас-
ности дорожного движения является про-
цессом управляемым и, прежде всего,
связанным с уровнем правового регули-
рования в области дорожного движения и
осуществлением контроля за выполнени-
ем нормативных актов в сфере безопасно-
сти дорожного движения. Но пока здесь
много нерешенных вопросов.
На сегодня существует ряд объектив-
ных факторов, не позволяющих эффек-
тивно влиять на обеспечение безопаснос-
ти дорожного движения. Так, норматив-
но-правовая основа применения мер ад-
министративного воздействия к участни-
кам дорожного движения не в полной ме-
ре соответствует реальному поведению
участников дорожного движения.
Водители ведут себя опасно, агрессив-
но, создают аварийные ситуации. Каждое
третье ДТП связано с неправильным вы-
бором скорости движения, каждое шестое
– совершается водителями, не имеющими
права на управление транспортными
средствами, или связано с управлением
транспортом в состоянии алкогольного
опьянения, каждое седьмое – с выездом
на полосу встречного движения.
— Принятие Кодекса об админист-
ративных правонарушениях как-то из-
менило ситуацию в лучшую сторону.
— К сожалению, Кодекс об админист-
ративных правонарушениях, принятый в
прошлом году, не оказал ожидаемого
влияния на дисциплину участников дви-
жения. Более того, вследствие отсутствия
до настоящего времени правового меха-
низма по исполнению постановлений об
административных правонарушениях, не
реализуется принцип неотвратимости на-
казания. И как следствие, снижается уро-
вень правосознания участников движе-
ния. Складывается практика прямого ук-
лонения лиц, привлеченных к админист-
ративной ответственности, от уплаты
штрафов (взыскаемость составила 32%, в
2001 году 98%). На 13,6% увеличилось ко-
личество дорожно-транспортных проис-
шествий, с мест которых водители скры-
лись. И не удивительно, если штраф за
данное нарушение составляет лишь 500
рублей!
По мнению МВД России необходим
комплекс изменений и дополнений в Ко-
декс, предусматривающий усиление ад-
министративной ответственности за нару-
шение правил.
Так, представляется целесообразным
предусмотреть санкцию в виде лишения
права управления с одновременным уве-
личением размеров административного
штрафа за превышение установленной
скорости движения на величину от 40 до
60 км/ч, проезд на запрещающий сигнал
светофора, а также иные грубые наруше-
ния Правил.
Пока же получается просто абсурд. Су-
дите сами, например, за проезд на крас-
ный сигнал светофора штраф – 50 рублей,
а за безбилетный проезд на автобусе – 100
рублей. Как Вы думаете, что для общества
опаснее. Поэтому-то откровенное прене-
брежение Правилами, хамство за рулем
сегодня стали уже нормой поведения
многих и многих водителей.
Также необходимо усилить ответствен-
ность за управление транспортным средст-
вом водителем, ранее лишенным права уп-
равления, установить ответственность за
неоднократные нарушения правил дорож-
ного движения. Кроме того, следовало бы
предусмотреть взимание «пени» за несвое-
временную уплату штрафов.
Отсутствие ряда подзаконных норма-
тивных актов создает определенные труд-
ности в выполнении положений админис-
тративного законодательства. До настоя-
щего времени Правительством Россий-
ской Федерации рассматривается проект
Постановления о порядке задержания и
запрещения эксплуатации транспортных
средств.
Подобные недостатки в правовом ре-
гулировании в области безопасности до-
рожного движения в большой мере спо-
собствуют многочисленным нарушениям
Правил дорожного движения, создающих
предпосылки к совершению дорожно-
транспортных происшествий. (Только в
Москве за сутки совершается 1000 ДТП с
пострадавшими и материальным ущер-
бом.) Добавьте сюда аварии с мелкими
повреждениями... А их еще больше... Все
это вызывает заторы, парализует движе-
ние, создает нервозный климат на дороге.
По-прежнему много нерешенных про-
блем остается в сфере предупреждения
аварийности на автотранспорте, осуще-
ствляющем пассажирские перевозки. А
ведь такие ДТП, как правило, сопровож-
даются значительным количеством чело-
веческих жертв. За 9 месяцев т.г. количе-
ство ДТП по вине водителей этой катего-
рии транспортных средств увеличилось на
17%! И процесс этот усугубляется, т.к. до
настоящего времени не приняты феде-
ральные законодательные акты, регла-
ментирующие основные положения пас-
сажирских перевозок, в т.ч. и касающиеся
обеспечения их безопасности. Правда, в
некоторых регионах органы государствен-
ной власти в целях стабилизации обста-
новки с аварийностью на пассажирском
транспорте просто были вынуждены при-
нять самостоятельно нормативные акты,
регламентирующие пассажирский пере-
возочный процесс. Однако данная нормо-
творческая деятельность требует коорди-
нации путем принятия основополагающих
федеральных законов. А пока, повторяю,
здесь полная анархия. Водителей никто не
контролирует перед выездом на линию:
медосмотр, проверка техсостояния транс-
порта и т.д. отсутствует. А спросить за это
не с кого. Мы же в свою очередь, сталки-
ваемся, как говорится, уже с «готовым
продуктом». Только за одну общероссий-
скую операцию «Автобус» нами выявлено
1000 водителей, управляющих автобуса-
ми в состоянии алкогольного опьянения,
1500 водителей вообще не имеющих прав.
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
52
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
С народной артисткой
СССР Людмилой
Гурченко
pg_0006
— Более эффективная организация
дорожного движения тоже может по-
влиять на состояние безопасности на
наших дорогах.
— Вопрос эффективной организации
дорожного движения, особенно в круп-
ных городах и населенных пунктах оста-
ется очень важным. Созданные пятнад-
цать-двадцать лет назад инженерно-тех-
нические системы организации дорож-
ного движения сегодня попросту не спо-
собны обеспечить условия для безопас-
ного и бесперебойного движения транс-
портных средств. Эксплуатационное со-
стояние дорожных знаков и светофоров
в большинстве случаев не соответствует
стандартам, а замены и восстановление
поврежденных технических средств регу-
лирования проводятся несвоевременно.
Нередко, вопреки нормативным требо-
ваниям и в ущерб безопасности движе-
ния ночью полностью отключается элект-
роосвещение проезжей части городов и
населенных пунктов. Не принимается не-
обходимых мер по созданию благопри-
ятных условий для движения наименее
защищенных участников дорожного дви-
жения – пешеходов. Есть целый ряд и
других проблем, каждую из которых
можно назвать как «фактор риска» и ко-
торые в своей совокупности и приводят к
трагедиям на дорогах.
Поэтому все эти факторы надо рассма-
тривать в рамках «системного подхода»,
призванного выявить все источники, кото-
рые ведут к авариям и попытаться смяг-
чить последствия ДТП. Вот здесь-то и ну-
жен единый орган, который отвечал бы за
эту проблему в целом, изучая причины
ДТП, предлагая те или иные меры, выра-
батывая соответствующую стратегию, ко-
ординируя ту работу, которой занимаются
сегодня разные государственные ведомст-
ва, в т.ч. Минтранс, МВД, Минздрав, МЧС
России и т.д. Пока такого органа в России
нет. В этой связи как раз и представляется
целесообразным для совместной работы
по подготовке законопроектов создать в
Государственной Думе подкомитет по во-
просам обеспечения безопасности дорож-
ного движения.
— Виктор Николаевич, Вы все вре-
мя говорите о финансировании. А ку-
да, в основном, должны быть направ-
лены средства.
— Прежде всего, на совершенствова-
ние организации дорожного движения в
городах и населенных пунктах путем обус-
тройства пешеходных переходов и пеше-
ходных дорожек, оптимального размеще-
ния остановочных площадок и т.д. То есть,
речь идет о совершенствовании всей ин-
фраструктуры организации дорожного
движения. Далее, и это особенно важно —
на создание условий, направленных на
улучшение обслуживания населения пу-
тем выделения помещений и земельных
участков для размещения регистрацион-
но-экзаменационных подразделений и
подразделений, осуществляющих кон-
троль за техническим состоянием транс-
портных средств. В самом деле, там, где
эти вопросы решаются, и очередей нет, и
нервотрепки нет, и нареканий от граждан
в адрес службы меньше. Здесь принцип
должен быть один — от администраций
надлежащие условия, от нас — качествен-
ная организация всего процесса в подраз-
делениях.
Также средства необходимы для осна-
щения подразделений ГИБДД современ-
ными контрольно-измерительными при-
борами и автомототранспортом. Сегодня
укомплектованность подразделений Го-
савтоинспекции оперативно-технически-
ми средствами, средствами связи и иной
техникой в среднем по стране не превы-
шает 40 процентов, а автотранспортом не
достигает 70 процентов! Причем, если
списать патрульные автомобили с истек-
шими сроками эксплуатации, то ДПС во-
обще рискует потерять мобильность. Ра-
зумеется, такое положение крайне отри-
цательно сказывается на эффективности
осуществления контрольно-надзорных
функций. Поэтому этот пункт, записанный
в решении Правительственной комиссии,
является также принципиально важным.
Сегодня мы говорим о создании в го-
родах и других крупных населенных пунк-
тах центров по подготовке водителей, а
также юношеских автошкол, мото и кар-
тинг клубов. Здесь также нужны финансо-
вые вливания.
Пока же, как показывает практика, в
этом деле налицо очевидные пробелы:
каждое третье происшествие совершает-
ся водителями со стажем управления до
трех лет.
— Виктор Николаевич, «ребенок и
дорога» — эта тема волнует каждого из
нас. Здесь какие проблемы, уверен они
есть.
— Деятельность Госавтоинспекции по
предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма была и оста-
ется одной из приоритетных. Но, к сожа-
лению, с этой проблемой мы, зачастую,
остаемся один на один. Государственные
структуры и в первую очередь Минобра-
зования здесь явно не дорабатывают.
Ежегодно в дорожно-транспортных про-
исшествиях погибают и получают ранения
около 25 тыс. юных участников дорожного
движения. Как правило, происшествия
происходят из-за несоблюдения детьми
элементарных норм поведения на дороге,
в основном – это учащиеся общеобразо-
вательных заведений в возрасте 7-13 лет
(60%). Казалось бы, Минобразования
должно здесь бить тревогу в первую оче-
редь...
Тем не менее, в предмете «Окружаю-
щий мир», включенного в общеобразова-
тельную программу начальной школы и
заменивший курс «Основы безопасности
жизнедеятельности», тема «Правила до-
рожного движения» сокращена до мини-
мума, всего 4 часа за учебный год. Я уже
не говорю о кабинетах, классах по безо-
пасности дорожного движения. Их попро-
сту в большинстве российских школ нет.
Есть претензии и к родителям — водите-
лям, и вообще ко всем нам, взрослым.
Каждый третий пострадавший ребенок в
момент ДТП находился в автомобиле в ка-
честве пассажира, а это говорит о беспеч-
ности взрослых. В связи с этим, уже в сле-
дующем году будут внесены изменения в
ПДД. Появится пункт, регламентирующий
правила перевозки детей.
Особая роль в профилактике детско-
го дорожно-транспортного травматизма,
в том числе и детской безнадзорности,
должна быть отведена развитию в регио-
нах юношеских автошкол и различных
авто-мото-картинг клубов. Такие органи-
зации следует иметь в каждом регио-
нальном центре, а их филиалы в каждом
районе. Пока же большинство детских
объединений представляют собой раз-
розненные отряды и организации, дейст-
вующие самостоятельно и практически
не имеющие поддержки и финансирова-
ния со стороны тер-
риториальных ор-
ганов исполнитель-
ной власти.
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 27 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
53
В редкие минуты
отдыха
pg_0007
И хотя мы имеем много примеров
творческого подхода к вопросам профи-
лактики детского дорожно-транспортного
травматизма: в Воронежской и Тверской
областях созданы специализированные
классы ГИБДД, в том же Воронеже дейст-
вует организация «Молодое поколение
России за безопасность движения», в Туле
успешно работает городская обществен-
ная организация «Юные инспектора до-
рожного движения», системно налажена
эта работа в Краснодарском крае, Росто-
ве, Екатеринбурге и т.д., — здесь также
нужна единая государственная политика.
— Виктор Николаевич, Вы все
время сетуете на несовершенную
техническую оснащенность подраз-
делений Госавтоинспекции. В авгус-
те т.г. прошла традиционная вы-
ставка «Интерсигналдортранс». Ва-
ша оценка.
— Как показывает практика, ощутимые
результаты в обеспечении безопасности
дорожного движения могут быть достиг-
нуты только путем реализации мероприя-
тий по внедрению эффективных схем, ме-
тодов и средств организации дорожного
движения, обеспечения подразделений
ГИБДД современной техникой.
Прошедшая выставка показала, что у
нас есть современные научные разработ-
ки, использование которых значительно
позволит облегчить задачу обеспечения
безопасности на российских дорогах. Ос-
новная цель данного мероприятия — при-
влечение внимания федеральных и реги-
ональных органов исполнительной влас-
ти, российских транспортных организа-
ций, городских администраций, подраз-
делений ГИБДД к современным разработ-
кам в области безопасности дорожного
движения. И это действительно очень
важно. Прошло время только смотреть,
пора — внедрять! Недаром, вице-премьер
В.А.Яковлев, ознакомившись с выставкой,
сказал, что это действительно дело, а не
слова, которые ничем не подкреплены.
От себя могу только добавить: само
время диктует сегодня от деклараций по
всем вышеназванным проблемам перехо-
дить к реальным действиям. Упустим вре-
мя — потеряем человеческие жизни!
— Следующий вопрос – Вячеславу
Фетисову - опытному автомобилисту,
имеющему богатый опыт вождения на
дорогах США и Канады. Скажите, Вя-
чеслав, чем отличается ситуация на
дорогах у нас и, скажем, в США, если
сравнить поведение участников до-
рожного движения — россиян и аме-
риканцев.
Существует большая разница. Совер-
шенно разные стили работы. Полицей-
ские, во всяком случае, дорожные, поль-
зуются непререкаемым авторитетом. Ма-
лейшее нарушение, и тут же со всех сто-
рон на тебя светят фары, подходят поли-
цейские. Ощущение не из приятных. Сразу
понимаешь, что возмездие неизбежно.
Существует система поощрения – два бал-
ла за езду без нарушений в течение года, и
система наказаний — от 2 до 6 баллов за
нарушение, после 12 отнимаются права.
Это уже и моральные, и материальные по-
тери. Причем совершенно не важно кто вы
– очень богатый человек и серьезный биз-
несмен или обычный клерк. Либо на кур-
сы по правилам вождения, либо – метлу в
руки и подметать тротуар или на другие
общественные работы. Эта система не
плохо воспитывает нарушителей.
— Конечно нужно. Виктор Николае-
вич, позвольте, поздравить Вас с из-
бранием в члены Президиума Нацио-
нального гражданского комитета по
взаимодействию с правоохранитель-
ными и законодательными органами –
авторитетной общественной организа-
ции. В свое время Вы также были удос-
тоены высшей общественной награды
— Золотого почетного знака «Общест-
венное признание». В этой связи, во-
прос. Сотрудничество общественных
объединений и гражданских союзов на
федеральном и региональном уровне с
органами ГИБДД может повлиять на
ситуацию на наших дорогах.
54
ПРИЗНАНИЕ
№ 27 / 2003
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
На вручении высшей
общественной
награды России
Золотого Почетного
знака «Общественное
признание»
На заседании
правительственной
комиссии
по обеспечению
безопасности
дорожного движения
pg_0008
— В целом, на мой взгляд, необходим
поворот в общественном мнении к дея-
тельности нашей службы. Формирова-
ние позитивного общественного мнения
о нашей службе и, вообще, серьезное
отношение общественности к безопас-
ности движения нужно самому общест-
ву, нужно государству, это, в конечном
счете, нужно всем нам. Если граждан-
ские организации сыграют здесь свою
активную роль, то это и будет помощью
для всех нас. Или, например, детский
травматизм. Давайте подумаем, как ре-
шить эту проблему с вашей помощью и
других общественных организаций.
Поднятие престижа сотрудников
ГИБДД на дорогах, чтобы ни у кого даже
мысли не было о взятках, это тоже одна
из наших совместных задач. Потому что
водители сами в подавляющем боль-
шинстве случаев предлагают деньги.
Попробуй сунуть взятку полицейскому
на западе. Там это просто невозможно.
Там полицейский социально защищен.
Сама работа престижная и высокоопла-
чиваемая. Полицейский, который имеет
бесплатную медицинскую страховку для
всей семьи, знает, что он прилично за-
рабатывает, что он в обществе уважае-
мый человек, — он никогда не пойдет на
нарушение, чтобы всего этого лишиться.
Мы тоже к этому будем стремиться.
Сегодня мы говорим о том, чтобы
снизить количество жертв или хотя бы не
допустить их роста. Мы говорим о ком-
плексе проблем. Гаишник сам, один не
сможет решить их все. Сегодня есть Ко-
миссия по безопасности движения. Она
была и раньше, но сегодня она начала
работу совершенно в новом ритме. Вла-
димир Анатольевич Яковлев – ее руково-
дитель — видит все эти проблемы. Помо-
гает нам решать их. С помощью Комис-
сии мы приступили к работе с субъекта-
ми федерации. В том числе и по тем во-
просам, которые раньше были нам недо-
ступны. Это вопросы, связанные с финан-
совым обеспечением дорожной инфра-
структуры: здесь и светофоры, и размет-
ка, и дорожные знаки. Полный комплекс
мер, которые влияют на безопасность до-
рожного движения. Это и работа в шко-
лах, и уголки безопасности дорожного
движения. И увеличение количество ча-
сов, которые детям дают знание по на-
шей теме в школе. Проблемы автошкол и
их лицензировании, работа обществен-
ного транспорта и грузовые перевозки. В
общем, весь комплекс мер, которые се-
годня мы на Комиссии и рассматриваем.
Конечно, и то, о чем мы до этого с вами
говорили – создание серьезного отноше-
ния в обществе к порядку и дисциплине
на дорогах.
Да, есть взятки, но мы же от этого не
уходим. Мы работаем в этом направле-
нии, причем на постоянной основе. У нас
есть отдел, который каждую неделю мне
докладывает ситуацию по проведенным
проверкам. Кого-то увольняем, кого-то
наказываем, кого-то переводим. Мы ста-
раемся больше исследовать причины,
из-за которых что-то неладное происхо-
дит на нашей дороге. Всегда доскональ-
но пытаемся разобраться в ситуации.
Если мы говорим о работе МРЭО, о
больших очередях на регистрационных
операциях, то давайте смотреть и на ус-
ловия для обслуживания граждан и орга-
низация работы на местах. Кроме того,
раньше тетенька выписала ручкой техпа-
спорт, инспектор проверил номер кузова
– все это делалось за пять минут. Сегодня
в связи с ситуацией все необходимо про-
верять. Проверяются паспортные дан-
ные, проверяется техническое состояние
машины, проверяются идентификацион-
ные номера. Все это заносится в компью-
тер и проверяется на розыск. Проверяют
данные технического паспорта, регистра-
ционных документов. Снова заносят в
компьютер. И снова проверяется на ро-
зыск. То есть процедура стала объектив-
но намного дольше.
— Виктор Николаевич, буквально
несколько личных вопросов. Вы ведь
с ленинградской области. У Вас по-
явились какие-то любимые места в
Москве. Какие в жизни у вас появи-
лись увлечения, хобби.
— Если я скажу, что читаю книги, хожу
в кино, в театры, то это будет неправдой.
Ничего я этого не делаю. К сожалению,
работа отнимает столько времени, что не
позволяет даже расслабиться. Выезжаю
только в Тихвин, к маме, которой уже 69
лет. Приеду, ночку переночую. В машину,
в самолет — и снова сюда. Вот это мой се-
годняшний распорядок работы. Поэтому,
какое-то любимое место в Москве я еще
не увидел. И, если сказать честно, почти
нигде не был. А вот все трассы я знаю
очень хорошо.
Мое главное хобби – автомобили.
Это всегда было, еще с самых далеких
времен... Слово «гонщик», может быть ко
мне не подходит. Так как я подразумеваю
«гонщик» как профессионал. Но я высту-
пал на соревнованиях, участвовал в рал-
ли. И в Питере возглавлял команду ГУВД-
спорт, которая выступала на чемпионате
России. Там и до сих пор хорошие гонщи-
ки. А совсем недавно по предложению
Вячеслава Фетисова меня избрали руко-
водителем вновь созданной Российской
автомобильной ассоциации.
— Последний вопрос Виктор Ни-
колаевич. Поскольку, Вы такой чело-
век, что у Вас болит душа и за авто-
мобилистов, и за пешеходов, то что
бы Вы могли пожелать в 2004 году
читателям нашего журнала, всем ав-
томобилистам, пешеходам, нашим
соотечественникам.
— Хотелось бы пожелать всем участ-
никам дорожного движения безаварий-
ных дорог. Чтобы они были предельно
внимательны и вежливы по отношению
друг к другу. И вообще, относились с
пониманием, потому что: дорога, есть
дорога – это зона опасности. Участники
дорожного движения — все наши граж-
дане. То ли ты пешеход, то ли ты пасса-
жир, то ли ты водитель. Автомобилис-
там — еще и удачи на дорогах. И надо
сказать, про Госавтоинспекцию, которая
от участников дорожного движения то-
же неотделима. Хочется, чтобы в нас ви-
дели не только «карающий меч», но и
помощника на дорогах.
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 27 / 200
3
ПРИЗНАНИЕ
55
В своем рабочем
кабинете
с С. Абакумовым —
Председателем
Национального
Гражданского
Комитета
по взаимодействию
с правоохра-
нительными,
законодательными
и судебными
органами
и В. Фетисовым —
Председателем
Госкомспорта
России