Таинственная смена зимы и весны, лета и осени,
тепла и холода, дождя и снега по мысли древних ки-
тайских мудрецов происходила не просто так. У всего
были свои законы, свои причины. Не так просто при-
ходил на землю и Новый год, на китайскую, по край-
ней мере. В древнем Китае вплоть до 1911 года поль-
зовались лунным календарем. Поэтому китайский
Новый год по датам не сходится с европейским, а от-
стоит от него иногда на несколько месяцев – точнее
сказать нельзя, так как лунный календарь подвижен,
и зависит от фаз луны. Обычно китайцы празднуют
его в феврале-марте, а наши журналы талдычат о на-
ступлении года собаки или кабана уже 31 декабря.
Так что настоящий обезьяний год в этот раз наступил
21 января.
О приближении Нового года в Китае знают и лю-
ди, и многочисленные китайские небожители. На ки-
тайском Небе, как известно, живут не только добрые
духи и боги, но и всякого рода нечисть, каковой и у
нас вполне хватает. И тут всякий китаец должен дер-
жать ухо востро. Поскольку и в наши Палестины ки-
тайские товары вместе с китайскими гороскопами
проникли в последнее время в большом количестве,
то не мешает знать и нам грешным о том, как в дни
Нового года противостоять нечистым. Благо, за дол-
гое время совместного сосуществования китайцы вы-
работали стройную противооборонную систему с по-
мощью всякого рода магических заклинаний и дейст-
вий.
Новый год для китайцев – самый главный и са-
мый продолжительный праздник в череде годового
круга. Надо заметить, что у нас теперь тоже. Начинал-
ся он с проводов на Небо главного божества домаш-
него очага Цзаована. Бог этот в продолжение года
тщательно следил за поведением китайских женщин,
которым запрещал браниться, а также мыться и рас-
чесывать волосы на кухне. Если женщина нарушала
это табу, то бог доносил об этом на Небо и не прино-
сил несчастной по возвращении радости и счастья.
Покуда главный домашний надзиратель находился
на Небе, семейство праздновало «малый Новый год»,
предаваясь всевозможному веселью. Иногда устраи-
вались свадьбы. В это же время убирали дом – об-
новляли «хорошие» надписи при входе, украшенном
вечнозелеными ветками сосны или бамбука, которые
символизировали вечность. В доме вешался «Гене-
рал уголь» – большой кусок древесного угля, служив-
ший оберегом от нечистой силы и талисманом, при-
влекающим богатство.
В каждом, даже самом бедном доме обязательно
полагалось вывешивать «новогодние картинки»,
символический смысл которых был понятен каждому
– задобрить богов и привлечь в дом богатство. Глав-
ными дарителями китайского счастья были Небесный
чиновник и Домашний чиновник – вот исток и нашей
отечественной бюрократии. Дом надо было украсить
цветами, в первую очередь пионами – еще одним
символом богатства. Перед входом же в дом поме-
щался фонарик, который воплощал благородную си-
лу света, отгоняющего нечистую силу.
Еду для праздника надо было заготовить заранее
– за праздничным столом запрещалось пользоваться
режущими предметами, дабы не «отрезать счастье»
будущего года. В канун празднования выкидывали
все объедки, а также все лекарства, потом сжигавши-
еся. Это называлось «отбросить сто болезней».
Неизменными участниками Нового года были ду-
ши умерших предков. Считалось, что они приходили в
гости на землю и оставались здесь на две недели после
празднования. Их портреты вешали у семейного алта-
ря и ухаживали за ними как за живыми, предлагая от-
108
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
Отечественные новогодние
традиции в последней
четверти ХХ столетия были
не только основательно
подзабыты, но в дополнение
ко всему еще слились
с традициями восточного
Нового года.
На Востоке же все, как
известно, происходит из Китая
– не только гороскопы,
но и всякие иные хитрости.
Попытаемся разобраться
в некоторых из них, описанных
в обширных ученых
монографиях.
НОВЫ
Й ГОД
2
1
ВОСТОЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
pg_0002
ведать все самое лучшее. Ежедневно перед портрета-
ми ставили по пять чашек с пятью видами пищи.
Разумеется, Новый год был праздником и для де-
тей. Мальчики сами должны были позаботиться о се-
бе. Они бегали по городу с курительной палочкой, к
которой было привязано утиное яйцо, и кричали:
«Продаю лентяя!». Потом палочку оставляли в храме,
а яйцо съедали. Таким образом, мальчики избавля-
лись от своих дурных наклонностей. Родители же да-
рили детям связки монет на красных шнурках, что
приносило счастье и символизировало дракона.
Столь распространенные теперь у нас хлопушки и
ракеты появились в Китае еще в ХI веке. Их разрывы
и шум отгоняли от домов злых духов и почему-то
привлекали добрые божества. Фейерверк полага-
лось устраивать новогодней ночью. Кроме того,
огонь символизировал торжество света и победу
жизни над смертью. В домах же жгли кипарисовые
ветви. Дым от них способствовал продолжительности
жизни – китайцы действительно долгожители.
Главный обычай новогодней ночи в Китае ничем
особенным не отличался от нашего. Нужно было под-
нести божествам как можно больше еды, а после то-
го как боги сделают вид, что приняли дары, наесться
ими до отвала, не позабыв выкинуть что-нибудь во
двор, богам, обрядившимся в дворовых псов.
«Зимнее вино» и разнообразного вида пирожные
тоже способствовали продлению жизни, чего ки-
тайцы, вероятно, и нам желают.
Наступающий 2004 год имеет циклический но-
мер 21 и посвящен знаку обезьяны. Стихия года – де-
рево; планета – Юпитер; цвет – зеленый или синий.
Алексей БУТОРОВ
историограф Московского Английского клуба
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
109
Рисунок-оберег
Подношения богу благополучия
Бог богатства Цайшэнь и его свита
Бог очага Цзаован и его свита
Призывание бога Цзыгу
Новогодние подношения божествам
3
5
4
6
ВОСТОЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ