— Владимир Иосифович, недавно
наш президент на совещании по пово-
ду важности строительства дорог и
других коммуникаций, подчеркнул
значимость строительной промыш-
ленности для страны в целом. Видимо,
настало время серьезно решать одну
из вечных для России проблем – про-
блему плохих дорог, и, видимо, более
серьезно отнестись к проблемам самих
строителей. Что на Ваш взгляд может
сделать государство для строительного
комплекса, чтобы повысить эффектив-
ность его работы.
— Для России проблема строительства
дорог во все времена была острой. Но не
все так плохо. Несмотря на острый дефи-
цит финансирования, в стране идут рабо-
ты по решению приоритетных задач до-
рожного строительства. Значительно
улучшилось состояние федеральных трасс
России. Что касается Москвы, то на протя-
жении последнего десятилетия строитель-
ство и реконструкция дорог была и остает-
ся одним из главных направлений дея-
тельности городских властей.
— В Москве дороги стали значи-
тельно лучше, это для всех очевидно,
но тем не менее пробки остаются для
москвичей проблемой номер один.
Как бороться с этой бедой больших го-
родов.
— Сегодня по московским трассам ез-
дит около трех миллионов машин, их ко-
личество продолжает быстро расти. По-
этому в Генеральном плане развития го-
рода до 2020 года дорожное строительст-
во занимает важное место. В частности,
для решения комплекса проблем, связан-
ных с быстрым ростом автомобилизации
предусматривается увеличение плотности
улично-дорожной сети с 5,3 до 8,0 км на
кв. км и протяженности магистральных
улиц с 1245 до 1900 км, в том числе на
65 км за счет третьего кольца и на 93 км за
счет дублеров радиальных магистралей.
Помимо этого предусмотрено строитель-
ство развязок, тоннелей, эстакад, подзем-
ных и надземных пешеходных переходов;
организация безсветофорного движения
на важнейших автомагистралях, строи-
тельство тоннелей и мостов. Кроме того,
планируется значительно увеличить число
парковок и гаражей-стоянок, чтобы раз-
грузить улицы от припаркованного на
обочинах транспорта.
— Строительный комплекс Москвы
во все времена был локомотивом эко-
номического и промышленного разви-
тия не только города, но и значитель-
ной части Московской области. Сего-
дня вновь на повестке дня вопросы
привлечения инвестиций в первую
очередь именно в строительную от-
расль столицы. Вы, Владимир Иосифо-
вич, опытный и компетентный человек
в этой отрасли. Как Вы считаете, до-
полнительное финансирование необ-
ходимо.
— Благодаря грамотной экономичес-
кой политике, проводимой мэром и пра-
вительством Москвы, в столице был со-
здан благоприятный климат для привле-
чения отечественных и зарубежных инвес-
тиций. Более 40 процентов всех иностран-
ных инвестиций в Российскую экономику
приходится на Москву. Часть из них на-
правляется в строительство.
В настоящее время практически все
коммерческое жилищное строительство в
«
МОЕ ОСНОВНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ
РАБОТА
»
В.И. Ресин:
20
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2004
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Москва строится
pg_0002
городе ведется на деньги инвесторов. Ин-
вестировать деньги в возведение недви-
жимости в столице – выгодно. В конкурсах
на право строить в городе принимает боль-
шое количество российских и иностранных
инвесторов. А на те деньги, которые посту-
пают в городской бюджет от коммерческо-
го строительства, город возводит социаль-
ное жилье для очередников, переселенцев
из ветхого и пятиэтажного жилого фонда и
молодых семей. Так что можно сказать, что
в Москве отработана и действует эффек-
тивная система финансирования строи-
тельства, которая позволяет столице само-
стоятельно возводить жилье и все необхо-
димые социальные объекты.
— Владимир Иосифович, в связи с
переизбранием мэра Москвы на новый
срок, Юрий Михайлович Лужков под-
твердил ваши полномочия в качестве
своего первого заместителя в москов-
ском правительстве и руководителя Де-
партамента градостроительной поли-
тики, развития и реконструкции города
Москвы на новый срок. Будут ли изме-
нены на новом этапе приоритеты в по-
литике вашего департамента, и на-
сколько вы и дальше будете придержи-
ваться в работе «градостроительной
конституции» — я имею в виду Гене-
ральный план развития Москвы до 2020
года.
— Приоритеты остаются неизменные:
увеличение строительства муниципально-
го жилья, введение в строй крупных строи-
тельных объектов, улучшение экологичес-
кой обстановки, совершенствование ин-
фраструктуры и транспортных магистралей
столицы. Генеральный план — это градост-
роительная конституция города. Все, что
записано в этом документе выполняется, и
будет выполняться строго и четко.
Генплан носит не директивный харак-
тер, он разработан как стратегия развития
города, построенная на балансе государ-
ственных, общественных и частных инте-
ресов многочисленных участников градо-
строительной деятельности. В Генплане
определены основные нормативы по
обеспеченности горожан жильем, места-
ми в больницах, детских садах, школах,
спортивными и другими сооружениями
общественного назначения, а также меры
по их достижению. Все показатели Генпла-
на четко соблюдаются.
Основная идея нового Генплана со-
держится в принципиально новом разде-
ле, посвященном вопросам градострои-
тельного зонирования территории Моск-
вы. Для планировочных районов устанав-
ливаются обязательные требования к их
функциональному использованию, заст-
ройке и организации ландшафта. Сово-
купность этих трех составляющих и есть
градостроительное зонирование. Оно не-
обходимо для того, чтобы наиболее полно
и эффективно использовать городскую
территорию, не осложнять экологическую
ситуацию, определять оптимальную для
данной зоны этажность зданий и плот-
ность застройки. Если предыдущие Гене-
ральные планы жестко определяли и пе-
речисляли, что, где и как надлежит стро-
ить в Москве, то новый Генплан, в основ-
ном устанавливает общие рамки и требо-
вания к использованию территории в со-
ответствии с назначением. Опираясь на
результаты зонирования, определяются
ограничения на строительство тех или
иных объектов на каждой конкретной тер-
ритории. Так, например, если территория
определена как жилая, в ней нельзя будет
строить объекты, которые не соответству-
ют или нарушают функциональное назна-
чение данной зоны, при этом там будет
приветствоваться строительство магази-
нов, спортивных сооружений, медицин-
ских учреждений, объектов соцкультбыта.
— В прошлом интервью нашему
журналу, Владимир Иосифович, Вы го-
ворили, правда, с оглядкой на рыноч-
ную ситуацию, о снижение стоимости
жилья в Москве. Как сегодня обстоят
дела с себестоимостью строительства
московского жилья. Удалось ли спра-
виться со спекулятивными процессами
на рынке жилья, и будет ли у среднего
москвича реально доступное жилье.
— В современных условиях цены на
жилье диктует рынок. Сегодня уровень
спроса на новостройки настолько высо-
кий, что квартиры в них раскупаются еще
на стадии закладки фундамента.
Надо учитывать тоВ что многие строи-
тельные организации продают оптом
квартиры на этапе строительства риелто-
рамВ которые распродают их в розницу по
завышенным ценам. Сейчас мы разраба-
тываем вариантыВ которые позволят ин-
весторам сделать оптовые продажи менее
выгоднымиВ чем розничные. ДумаюВ что
в самом скором времени этот вопрос бу-
дет урегулирован.
Покупка новой квартиры станет бо-
лее доступной тогда, когда в полную силу
заработают механизмы ипотечного кре-
дитования. Мэр Москвы Ю.М. Лужков
считает, и я с ним полностью согласен в
том, что, для того чтобы жилье было бо-
лее доступным для людей среднего до-
статка, нужно повысить уровень жизни
населения, дать людям больше зараба-
тывать. И дело власти обеспечить такие
условия.
— На ипотеку сегодня, как и два го-
да назад, возлагают надежды все – и
жители Москвы, и строители, и бизнес,
ожидая в результате мощного прилива
финансов в экономику города. Проры-
ва в этом деле до сих пор не получи-
лось. Почему.
— За ипотекой будущее! Мировая
практика показывает, что в развитых стра-
нах мира ипотека стала основным средст-
вом приобретения жилья широкими
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 28 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
21
На Дне города.
С мэром г. Москвы
Ю.М. Лужковым,
Президентом РФ
В.В. Путиным,
Святейшим
Патриархом
Московским и всея
Руси Алексием II
и В.П. Шанцевым
pg_0003
слоями среднего класса. В Москве ипотека
начала развиваться только с формирова-
нием рыночных отношений в экономике.
Но уже сегодня можно сказать, что систе-
ма ипотечного кредитования приобрете-
ния жилья в Москве существует.
Действующая в настоящее время в го-
роде система долгосрочного жилищного
ипотечного кредитования является про-
дуктом адаптации к сложившимся в госу-
дарстве и в городе условиям социальной,
экономической, правовой, нормативной
и налоговой среды. Ипотечные програм-
мы формировались как под эгидой пра-
вительства Москвы, так и кредитными,
инвестиционно-строительными и строи-
тельными компаниями самостоятельно.
В результате сложилась мозаичная си-
стема жилищных ипотечных программ,
которые охватывают банковский и небан-
ковский сектора. Действующие в городе
ипотечные программы различаются по ис-
точникам и методам привлечения кредит-
ных ресурсов, а также по характеру рис-
ков, принимаемых кредиторами и заем-
щиками.
Из всего многообразия функциониру-
ющих в настоящее время программ ипо-
течного жилищного кредитования, под-
твердивших свою жизнеспособность, в
сложившейся социально-экономической
обстановке хотел бы выделить деятель-
ность открытого акционерного общества
«Строительная сберегательная касса» —
организации со 100-процентным участием
города, которая в качестве генерального
инвестора уже пятый год успешно строит и
реализует жилье с высокими потреби-
тельскими качествами, используя при
этом собственную оригинальную схему
ипотечного кредитования.
Строительная сберегательная касса —
совершенно новая для Москвы структура —
призвана была решить в процессе прове-
дения эксперимента в Западном админист-
ративном округе две взаимосвязанные
между собой задачи: внедрить жилищную
ипотеку в округе и на полученные от реали-
зации квартир средства вести строительст-
во жилья для переселения жителей из сне-
сенных в этом районе пятиэтажек.
Учитывая успешные результаты экспе-
римента, правительство Москвы в декаб-
ре 2002 года приняло решение о распро-
странении системы небанковского ипо-
течного кредитования на всю территорию
Москвы. И сегодня Строительная сберега-
тельная касса является официальным го-
родским оператором по развитию небан-
ковского ипотечного кредитования и уча-
стником реализации городских программ
жилищного строительства.
Что касается банковских систем ипо-
течного кредитования, то сегодня они, к со-
жалению, не получили в Москве широкого
развития. Использование банковской ипо-
теки как способа приобретения жилья еще
не вызывает должной заинтересованности
граждан и доверия финансовых институ-
тов. Причины этого — достаточно высокая
процентная ставка (как правило, 11–15 про-
центов годовых в валюте со сроками пога-
шения 10–15 лет) и отсутствие законода-
тельной базы об ипотеке.
По-настоящему широкое распростра-
нение ипотека получит тогда, когда креди-
ты будут выдаваться на срок 10 и более лет
под 6–10 процентов.
— Вопрос Вам как опытному и
крупному организатору строительных
проектов. Московский строительный
комплекс постоянно увеличивает объ-
емы построенного жилья. Тем не ме-
нее очередь на получение квартир как
была, так и есть, а купить квартиру по
карману далеко не каждому москвичу.
Когда в Москве будет все-таки реше-
на, например, проблема коммуналок.
Ведь столица вполне может справить-
ся с решением хотя бы одной этой про-
блемы.
— Сегодня Москва остается единствен-
ным городом в России, где на практике
реализуется широкомасштабная програм-
ма строительства социального жилья для
очередников. За последние годы очередь
на получение бесплатного жилья сократи-
лась вдвое. Сегодня на учете для получе-
ния жилья состоит около 190 тысяч семей,
в то время как в 1999 году их было почти
400 тысяч. Квартиры в первую очередь
22
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2004
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Во время субботнего
объезда
строительных
объектов
Снос пятиэтажки
Встреча
со строителями
pg_0004
получили различные категории льготни-
ков: ветераны, инвалиды и т.д.
В городе реализуется одна из важней-
ших городских социальных программ —
реконструкция районов пятиэтажной заст-
ройки первого периода индустриального
домостроения и ликвидация ветхого жи-
лищного фонда.
Сегодня не просто снесены опасные в
техническом отношении пятиэтажки и вет-
хие дома площадью почти три миллиона
квадратных метров, около 60 тысяч мос-
ковских семей переселены в новые благо-
устроенные дома, отвечающие современ-
ным требованиям.
Однако это лишь около трети из того,
что предстоит сделать. Мы наметили и
обязательно снесем отслужившие свой
век серии пятиэтажных зданий к 2010 го-
ду, построив для переселения москвичей
в общей сложности жилые дома площа-
дью более десяти миллионов квадратных
метров.
Большой интерес вызывает у москви-
чей программа «Молодой семье – доступ-
ное жилье», которая начата в прошлом го-
ду. Цель данной программы – улучшение
жилищных условий молодых семей, уве-
личение рождаемости и закрепление мо-
лодых кадров на предприятиях и в орга-
низациях города. В 2003 году по этой про-
грамме будет сдано в эксплуатацию 265
тысяч квадратных метров общей жилой
площади.
В целом только за прошедшие четыре
с половиной года очередникам админист-
ративных округов, москвичам, переселяе-
мым из сносимых пятиэтажных и ветхих
зданий и молодым московским семьям
предоставлено бесплатно около 4,5 мил-
лиона квадратных метров жилья.
Укрепление экономического положе-
ния города позволяет уже сегодня направ-
лять на финансирование строительства
муниципального жилья значительные
средства из городского бюджета. Средст-
ва эти пополняются благодаря внедрению
новой модели взаимоотношений города и
инвесторов, предусматривающей переход
с бартерных расчетов на финансовые, как
это принято во всем мире. За жилье, пост-
роенное в центре, с них будут брать 40–50
процентов суммы реализации, а за то, ко-
торое возведено на окраинах, — 35.
Чтобы построить 1 миллион 600 тысяч
квадратных метров муниципального (до-
ступного) жилья – столько мы запланиро-
вали на 2004 год – необходимо около 37
миллиардов рублей. Это огромные сред-
ства. До сих пор городской бюджет не нес
таких затрат. Часть суммы компенсируют
те же инвестиционные контракты.
Ежегодное строительство муници-
пального жилья площадью 1 миллион
600 тысяч квадратных метров, основан-
ное именно на таком принципе финан-
сирования, закреплено принятой пра-
вительством Москвы программой на
период до 2010 года. Поэтому, уверен,
все московские коммуналки будут по-
степенно расселяться, а их жителям
предоставят новые комфортабельные
квартиры.
— Как будет дальше развиваться
инфрастуктура московского транс-
порта, в первую очередь метро, ведь
столица и количество ее жителей с
каждым годом продолжают быстро
расти.
— Развитие метрополитена будет идти
по двум направлением: развитие сущест-
вующих линий и строительство легкого
метро. Люблинско-Дмитровская линия
продлится в 2006 году до станции Труб-
ная, в 2007 – до Марьиной Рощи. После
2010 года появится станция Лихоборы с
электродепо. В обе стороны продлится За-
москворецкая линия – на юге ориентиро-
вочно в 2008 году появится новая станция
Братеево, а на Севере после 2010 года –
станция «Улица Дыбенко».
Будут построены новые станции на Фи-
левской и Арбатско-Покровской линиях. В
2008–2010 гг. здесь появятся станции
«Строгино», «Волоколамская», «Митино»,
«Минская» и «Славянский бульвар». В этот
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 28 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
23
Представители руко-
водства Национального
фонда «Общественное
признание»
В.И. Ресин, Г.И.Райков,
В.А. Третьяк
и Л.М. Гурченко
вручают высшую
общественную награду
Золотой Почетный
знак «Общественное
признание» новому Ка-
валеру Народному
артисту СССР
О.П. Табакову
На одной из первых
церемоний вручения
Золотых Почетных зна-
ков «Общественное
признание» лучшим
архитекторам России
pg_0005
же период продлится Калининская линия –
от Новогиреево поезда поедут в Новокоси-
но. А из Выхино Таганско-Краснопреснен-
ская линия протянется в Жулебино, там бу-
дет построена станция «Пронская».
Что же касается легкого метро, то оно
уже появилось: открыт участок Бутовской
линии легкого метро от «Бульвара Дмит-
рия Донского» до «Бунинской аллеи».
Полностью достроить эту линию до стан-
ции «Новокурьяново», где разместится
электродепо, планируется в 2005 году.
Тогда же от станции «Юго-Западная» ва-
гоны легкого метро поедут в Солнцево.
Кроме этого, в будущем году будет пост-
роен участок мини-метро, соединяющий
Киевский вокзал и Московский междуна-
родный деловой центр «Москва-Сити».
— Не останутся ли рядовые москви-
чи в центре столицы без спортивных
площадок, бассейнов, школ и поли-
клиник. Пропорционально ли разви-
вается социальная
инфраструктура
именно в центре
города.
— Не останутся.
Центру города мы
уделяем особое
внимание. Наряду
со строительством жилья здесь будут воз-
водиться и школы, и поликлиники, и
спортивные объекты. Застройка центра,
как и остальных районов города произво-
дится по Генеральному плану, который
определяет все нормативы по обеспечен-
ности жителей различными социальными
объектами. Эти нормативы при строи-
тельстве в ЦАО будут строго соблюдаться.
— Расскажите, пожалуйста, на-
сколько московский строительный
комплекс интересен для зарубежных
инвесторов.
— Московский строительный комплекс
открыт как для зарубежных, так и для рос-
сийских инвесторов. В течение последнего
десятилетия в Москве создана и постоянно
совершенствуется правовая база для при-
влечения инвестиций на городской рынок.
Многие зарубежные инвесторы готовы
принимать (и принимают) участие в мос-
ковском строительстве. За право инвести-
ровать в строительство того или иного объ-
екта в городе на конкурсах соревнуются
многие компании как российские, так и за-
рубежные. Побеждают сильнейшие.
— Как первый заместитель мэра
Москвы и как руководитель Ком-
плекса архитектуры, строительства,
развития и реконструкции нашего
города объясните, пожалуйста, поче-
му московские строительные органи-
зации, наряду с работой непосредст-
венно в Москве, активно возводят объ-
екты самого различного назначения
как в Московской области, так и в дру-
гих регионах России. Это шефская по-
мощь, или возможность заработать
дополнительные деньги.
— На протяжении десятилетий Москва
строила и продолжает строить в регионах
России. Руками московских строителей
построены целые города. Даже в непро-
стое время перехода к рынку мы продол-
жали активно сотрудничать с регионами в
области строительства. Сейчас, когда в
стране наметился устойчивый экономиче-
ский подъем, и люди в регионах стали
жить лучше, во многих краях и областях
России появилась потребность в строи-
тельстве нового жилья. К сожалению, не
во всех регионах сохранились производ-
ственные мощности, способные удовле-
творить этим потребностям.
Сегодняшние мощности и экономиче-
ские разработки строительного комплекса
Москвы позволили на практике развер-
нуть широкомасштабную программу со-
трудничества с регионами России в облас-
ти строительства. В первую очередь это
касается регионов, входящих в Централь-
ный федеральный округ.
Межрегиональная программа строи-
тельства осуществляется в рамках согла-
шений о сотрудничестве между прави-
тельством Москвы и органами исполни-
тельной власти городов и регионов Рос-
сии, а также стран ближнего зарубежья.
В реализации строительных проектов
в качестве инвесторов выступают инвести-
ционно-строительные компании Москвы.
Заказчиками по строительству и собствен-
но подрядными организациями являются
представители региональных структур. В
любом проекте широко задействованы
предприятия местной стройиндустрии.
Участие Москвы в строительстве объ-
ектов в регионах не сводится к оказанию
исключительно финансово-инвестици-
онной помощи и не является благотвори-
тельностью. Она позволяет осуществлять
интересные коммерческие проекты, со-
трудничество развивается по различным
взаимовыгодным направлениям. Необ-
ходимо дать импульс к развитию строи-
тельной отрасли в других городах Рос-
сии. Максимально задействовать науч-
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
24
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2004
А. Вольский, А. Чилин-
гаров, З. Церетели,
Л. Якубович,
В.И. Ресин, Ю. Лужков
на открытии выставки
в преддверии Дня города
pg_0006
ный и творческий потенциал, показать на
практике и поделиться опытом в реали-
зации проектов с использованием новей-
ших технологий, привести весь цикл
строительного производства в действие с
соблюдением оптимальных сроков стро-
ительства и высокого качества строи-
тельной продукции.
Строительство всегда затрагивает не-
сколько смежных отраслей. Развитие этой
отрасли влечет за собой реальные измене-
ния в экономике любого региона в целом.
Это положительные изменения в сфере
архитектуры и градостроительства, транс-
порта и связи, науки и промышленности,
энергетики и жилищно-коммунального
хозяйства. Активизация социально-эконо-
мического развития городов России и
ближнего зарубежья является основной
целью правительства Москвы в своей дея-
тельности в регионах. Полагаю, что это
благородная и, самое главное, решаемая
задача, что уже подтверждено реальной
практикой. В настоящее время в програм-
ме задействованы около 40 городов, 25
регионов России, а также Украины, Бело-
руссии, Монголии, Аджарии, Литвы, Мол-
довы и др. Ввод жилья в регионах только в
этом году превышает 250 тыс. кв. метров.
Строятся гостиницы, торговые и культур-
но-деловые центы, развивается тема ту-
ризма, сделаны конкретные шаги в на-
правлении модернизации предприятий
стройиндустрии. Сформирована програм-
ма на следующие три года в объеме 1,5
млн кв. м. жилья. Учитывая уже существу-
ющий задел и возрастающий интерес к
данному направлению ведущих инвести-
ционно-строительных компаний Москвы,
поддержку органов исполнительной влас-
ти со стороны Москвы и других городов
России, в настоящее время у нее есть все
шансы на успешную реализацию.
Столичные строители примут актив-
ное участие в реконструкции историчес-
кой части Петербурга и тех районов, ко-
торые были построены в 50–60-е годы.
Первым совместным проектом москов-
ских и питерских строителей станет ре-
конструкция квартала пятиэтажек в райо-
не Купчино. В ходе реализации этого
проекта будет построено 100 тыс. кв.
метров нового жилья. В новые дома пе-
реселятся жители 27 пятиэтажек. Строи-
тельные работы предположительно нач-
нутся в 1-м квартале 2004 года.
Летом этого года в Петербурге начала
работу Московская инвестиционно-стро-
ительная компания (МИСК). МИСК про-
рабатывает до полутора десятков инвес-
тиционных проектов на строительство
примерно миллиона квадратных метров.
Суммарный задел 2003 года под ввод
2004 года по межрегиональным програм-
мам составляет 400 тыс. кв. м, из них по
городам Центрального федерального ок-
руга – 310 тыс. кв.метров.
— Как сегодня обстоят дела с эко-
логической обстановкой в городе.
— Экологические требования к градо-
строительному развитию Москвы сфор-
мированы в Генеральном плане развития
города до 2020 года на основе ориента-
ции на устойчивое развитие города и все-
го Московского региона, сбалансирован-
ных экологических и социально-экономи-
ческих потребностей, рационального при-
родопользования, стабилизации и улуч-
шения экологической обстановки.
Приоритетными экологическими
проблемами для Москвы являются: сни-
жение негативного воздействия авто-
транспорта, очистка города от твердых
бытовых и производственных отходов;
обеспечение населения питьевой водой
высокого качества, улучшение состояния
зеленых насаждений. В этих направлени-
ях идет работа.
Реконструкция МКАД, строительство
третьего транспортного кольца и ряда
других магистралей осуществлялись с
учетом требований по снижению нега-
тивного воздействия на прилегающие
жилые и природные территории. Реали-
зация общегородской программы по ор-
ганизации хранения и парковки автомо-
билей, включающей строительство гара-
жей, оснащенных вентиляционными сис-
темами и очистными сооружениями сто-
ков, также позволяет улучшить экологи-
ческое состояние города.
Важную роль для улучшения экологи-
ческой обстановки города играет програм-
ма по выводу и реформированию пром-
зон. В настоящее время промышленные зо-
ны занимают в городе более 20 тысяч гекта-
ров. Генеральный план развития Москвы
подразумевает их сокращение за счет ре-
формирования предприятий до 15 тыс. га и
использование освободившихся площадей
в качестве внутригородских резервов: для
системы общегородских центров – около
1,2 тыс. га, для жилищного строительства –
1,9 тыс. га, на развитие и реабилитацию
территорий природного комплекса – 2,2
тыс. га. Сейчас в городе идет масштабная
работа по обследованию промзон, по ито-
гам которой принимается решение о фор-
ме дальнейшего существования того или
иного предприятия: будет ли оно выво-
диться или реформироваться или вообще
закрываться как не-
рентабельное.
Кроме этого, до
2010 года в столице
планируется прове-
сти санацию почв и
рекультивацию
свалок на террито-
риях общей площадью 165 га, а также
озеленение и благоустройство террито-
рии – более 600 га.
— Владимир Иосифович, Вы гово-
рили в прошлом интервью, что о мно-
гом хотели бы написать, что у Вас есть
много набросков, идей, но, к сожале-
нию, текущая работа и хроническая не-
хватка времени не дают возможности
этим заняться. Можем ли мы рассчиты-
вать в ближайшем будущем познако-
миться с новой Вашей публицистикой
или, может быть, еще одной книгой.
— Несколько месяцев назад вышло но-
вое издание моей книги «Москва в ле-
сах», в которой появилась еще одна глава
о строительных проектах Москвы.
— Как Вам удается сочетать работу
с деятельностью возглавляемых Вами
общественных организаций.
— Я с удовольствием работаю в этих
организациях и участвую в различных об-
щественных мероприятиях, но не в ущерб
основной работе.
— В качестве хобби Вы всегда на-
зываете работу. Неужели у Вас до сих
пор не появились увлечения, которые
дают возможность отвлечься и рассла-
биться.
— Мое основное увлечение – работа.
Расслабиться, отдохнуть душой я могу в
семье, общаясь с родными мне людьми,
которых так редко вижу, хоть и живем
мы под одной крышей. Со службы я при-
езжаю всегда поздно, уезжаю рано, при-
хожу в кабинет в 8 часов 20 минут. По
субботам делаю объезды по стройкам.
Для общения у нас мало времени, поэто-
му очень ценю часы, когда сижу за се-
мейным столом с моими близкими...
Беседовал Аркадий СЕДОВ
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 28 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
25
Поздравление
А.В. Кузьмина -
главного архитектора
г. Москвы, на VII
российском фестивале
«Зодчество-99»