БЫТЬ И СЛЫТЬ
— Александр Федотович, все мы
родом из детства. Давайте поговорим
о том, как воспоминания о той свет-
лой поре помогают Вам, государст-
венному чиновнику высокого ранга,
заниматься совершенствованием сис-
темы народного образования в Рос-
сии. Не правда ли, с высоты прожитых
лет понимаешь, что не грех забыть
бином Ньютона или формулу белка,
важнее пронести через всю жизнь за-
ложенные школой нравственные азы:
что такое хорошо и что такое плохо.
Скажите, какие ценности положены в
основу нынешних преобразований в
российской системе образования.
— За последнее десятилетие наша
школа все больше становилась школой
интеллекта, образования, но в меньшей
степени была школой воспитания. А на
мой взгляд именно воспитание — ее наи-
более значимая задача. Предназначение
школы как раз и состоит в том, чтобы вос-
питать душу и сердце маленького челове-
ка, хотя, наверное, мне могут возразить,
что хороший человек не профессия.
26
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
О воспитании и образовании подрастающих россиян,
об их педагогах и наставниках рассказывает в своем
интервью редактору отдела социально-экономических
проблем Светлане Коломеец первый заместитель
министра образования Российской Федерации
Александр Федотович Киселев.
В каждом взрослом человеке,
чем бы он ни занимался, живет
и не дает покоя родитель
и великий педагог. Сама природа
наделила нас даром заботиться
о своем потомстве, передать
детям то лучшее, что есть в нас
самих. Наверное, в этом есть
смысл человеческого бытия.
И потому блажен, кто на склоне
лет может ни с чем несравнимой
радостью осознать, что жизнь
прожита не зря: дети не
обманули надежд, и
родительские труды принесли
замечательные плоды.
Хорошо, когда все хорошо.
Но вот беда: как только над
человеком сгущаются черные
тучи лихолетья, он вдруг
начинает изменять своей
природе. Борясь за собственное
выживание, перестает
производить потомство и заботу
о нем отодвигает на периферию
своих интересов. Впрочем,
«гомо сапиенс» ведет себя так,
как и все живое на земле.
Общественный и государствен-
ный организмы самым
удивительным образом
повторяют это поведение.
Поэтому отношение общества
и государства к подрастающему
поколению – очень чуткий
индикатор благополучия того
и другого. Если ребенок
в родной стране или родной
семье «позабыт, позаброшен»,
значит, «что-то не ладно
в датском королевстве». Когда
в стране ее маленькие граждане
нездоровы, плохо воспитаны,
малообразованны, не имеют
нравственных ориентиров,
слабы духом и телом,
а их воспитатели и наставники
влачат полуголодное
существование, то это
симптомы тяжелого недуга,
угрожающего гибелью
государственного
и общественного организма.
Но, слава Богу, в последнее
время в Отечестве начинает
пробуждаться беспокойство
о юном поколении.
Стало быть, с выздоровлением
к России приходит осознание,
что у нее неблагополучные
дети. И страна бьет тревогу.
Александр КИСЕЛЕВ:
«МЫ –
БУДУЩЕЕ
НАШИХ ДЕТЕЙ
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
pg_0002
Пусть так. Но я все же склонен думать, что
хороший человек – это нечто большее: на-
ше национальное и общественное достоя-
ние. Ведь, став взрослым, хорошим про-
фессионалом он будет восемь часов в
день на своей работе, а вот хорошим че-
ловеком, если таковой состоится, он будет
24 часа в сутки и всю свою жизнь. От него
добро исходит, тепло и истина. А ведь из-
вестно, что добро рождает добро, свет
рождает свет, истина — истину.
Большинство же современных роди-
телей очень озабочены внешней стороной
поведения своего чада, его будущей карь-
ерой. Их в основном беспокоит, как ребе-
нок будет воспринят окружением, каким
он будет казаться в обществе, а не каким
он будет на самом деле, по своей сути. За-
бывая о том, что гораздо важнее быть, а
не слыть, мало кто заботится помочь ре-
бенку выстроить свой внутренний мир. А
ведь самое сложное в его жизни – именно
этот процесс самопознания: «душа обяза-
на трудиться». Иначе в ней поселятся вы-
зывающие отвращение мерзость, запусте-
ние, чернота. Не от того ли многие люди
предпочитают в себя не заглядывать.
При желании, посидев над книгами и
потрудившись, знания приобрести мож-
но. Но этот труд не идет ни в какое сравне-
ние с тем огромным трудом души, в ре-
зультате которого в нас и формируется
стержень по-настоящему хороших ка-
честв: высокая нравственность, порядоч-
ность, честность, совесть, ответствен-
ность. Человека с крепким стержнем не
сломить никаким жизненным обстоятель-
ствам, не искусить соблазнам, не сбить с
праведного пути безнравственности. Та-
ких испытаний на каждом шагу ожидает
его предостаточно. Не даром Федор Ми-
хайлович Достоевский предупреждал:
«Самое трудное в этом мире — жить среди
людей и остаться Человеком».
Так все же, быть и слыть, воспитание
и образование – что поставить на первое
место, что важнее. Все это извечные во-
просы, над которыми ломало голову ни
одно поколение мыслителей. Очень пра-
вильно, по-моему, на них ответил другой
наш великий соотечественник, любимый
мною философ Иван Александрович
Ильин: «В руках человека темного, с пре-
ступными наклонностями знания стано-
вятся опасным оружием». И я глубоко
убежден, что лишь хорошие человечес-
кие качества должны служить фундамен-
том для получения знаний и профессио-
нальных навыков.
УЧИТЕЛЬ, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА!
— А какое значение имеет лич-
ность того, кто дает ученику знания и
занимается его воспитанием.
— Образно говоря, учить и обучаться
– это двухсторонний процесс. Он зависит
от качеств личности учителя и качеств
личности учащегося. И именно в учителе
они являются главными и определяющи-
ми: ответственность, целеустремлен-
ность, наличие нравственных устоев, до-
бросовестное отношение к делу, любви к
детям и многие другие из этого же ряда.
Только тогда зерна знаний падают в бла-
годатную почву, прорастают и дают вели-
колепные плоды.
Задача воспитания подрастающего
поколения стояла перед обществом все-
гда, с самого начала его возникновения. И
она всегда была сложной. И очень важ-
ной. Таковой осталась и поныне. Для вы-
полнения почетной и ответственной мис-
сии учить и воспитывать детей общество
всегда делегировало самых лучших своих
представителей. Отсюда во все века и у
всех народов уважительное отношение к
Учителю. Подчас от того, как он свою зада-
чу понимал и как с ней справлялся, по
большому счету, часто зависели не только
чьи-то отдельные судьбы, но и судьбы це-
лых поколений людей, даже народов и го-
сударств. Личность Учителя, обладающего
огромной силой воздействия на умы и
чувства учеников, способна повлиять на
исторические процессы. И влияет. На са-
мом деле все великие правители, жесто-
кие тираны, выдающиеся политики внача-
ле были детьми, личность которых фор-
мировали их воспитатели и наставники.
— А Вы, Александр Федотович,
были прилежным учеником.
— Признаюсь честно: прилежание у
меня хромало. Но исходя из своего лич-
ного опыта, а также из опыта ученого и
исследователя убежден, что дело не в
том, чтобы наполнить ранец ученика
кирпичиками знаний, который мы сего-
дня так нагрузили, что ребенок-то и под-
нять его не может, а в том, чтобы пробу-
дить в ученике внутренний интерес, мо-
тив и жажду познания, открыть ему ра-
дость этого процесса. И тогда со всей не-
избежностью придет к ребенку и другое:
вкус к учебе и самосовершенствованию.
Его привить должна школа, в этом ее
главная задача. В отношении меня она с
ней справилась блестяще. В пятом классе
я увлекся историей настолько, что посвя-
тил ее изучению всю жизнь. Когда я, уже
профессор и декан, всякий раз видел в
глазах своих выпускников ту же жажду
познания, с которой они пришли на пер-
вый курс, испытывал чувство настоящего
счастья. От того, что не загасил интереса
к предмету, не разочаровал, не отбил
охоту к познанию. Прощаясь со своими
молодыми коллегами, я благословлял их
передать все это своим ученикам. И со-
хранить в себе не только увлеченность,
но и любознательность, все время попол-
нять свой багаж новыми качественными
знаниями своего предмета. Учиться и са-
мому надо всю жизнь.
РАСПИСАНИЕ НА ЗАВТРА
— Школьники и их родители жалу-
ются на перегрузки. Количество пред-
метов год от года растет, уроков – то-
же. Каждый учитель считает свой
предмет главным и требует знаний на
пятерку. Вот и получается, как в изве-
стной песенке: «Нагружать все боль-
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
27
А.Ф. Киселев
среди коллег
pg_0003
ше нас стали почему-то. Нынче в шко-
ле первый класс – вроде институтаЕ»
Что с этим делать.
— Перегрузки возникают тогда, когда
на уроке неинтересно, скучно, когда зна-
ния по предмету ребята получают из-под
палки. Вот мне в свое время приходилось
спорить со специалистами самого про-
двинутого математического института
имени Стеклова. Они нас критиковали за
то, что мы передвинули школьный курс
математических дисциплин с одного воз-
растного уровня на другой, более высо-
кий. Жизнь показала, что это было пра-
вильным. Убеждая в этом своих оппо-
нентов, я говорил им: «Для вас математи-
ка – раскрытая книга, поэзия, наслажде-
ние. Так научите же не вундеркинда, а
обыкновенного ребенка без математиче-
ского склада ума увидеть в алгебраиче-
ских формулах то, что видите вы. Помо-
гите ему получать удовольствие от реше-
ния сложных задач. Дайте нам такую ме-
тоду. Ведь преподавание математичес-
ких дисциплин все еще ведется скучно и
непонятно для подавляющего большин-
ства ребят. И многие из них покидают
школу, так до конца и не уяснив себе эле-
ментарные математические истины, хотя
потратили на их изучение огромное ко-
личество сил и времени».
Так обстоят дела и по другим пред-
метам, преподавание которых ведется
скучно, непонятно, неинтересно, подне-
вольно. Потому-то и возникают пере-
грузки. Усталость приходит к ребенку
еще до того, как он приступил к заняти-
ям. Но она у него никогда не возникнет,
если заниматься любимым делом. От
этого появляется лишь чувство глубоко-
го удовлетворения, которое хочется
продлить бесконечно долго. Такое про-
исходит с любым увлеченным челове-
ком. Спортсмена, например, тренер
просто выгоняет из зала, опасаясь пере-
грузок, а он все равно рвется к снаряду,
потому что у него высокая внутренняя
мотивация к занятию любимым видом
спорта. Так и в учебе. Когда у ребенка
есть внутренняя к ней потребность, тог-
да уже и не так важно, какие оценки он
получает. Хотя я, как чиновник, и дол-
жен призывать к пятеркам, поскольку
высокие баллы успеваемости – наиглав-
нейший показатель для ученика. Но они,
повторяю, не заставят себя долго ждать,
как только в школьнике мы пробудим
интерес к процессу познания.
Недавно в Госдуме прошли два чтения
подготовленные министерством стандар-
ты образования, в которых предусматри-
вается введение новых методов препода-
вания. Они, на мой взгляд, помогут ре-
шить проблему перегрузок в школе. Вооб-
ще, образовательные задачи — вечные. И
если обратиться к методикам столетней
давности, то изложенные несколько не-
привычным современному человеку язы-
ком, они все равно имеют ту же, что и се-
годня, суть: в центре внимания педагоги-
ческой деятельности во все века и народы
был и остается человек. А он, как извест-
но, существо консервативное.
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ
— Вот говорят, что школа должна
готовить к жизни. Вы с этим согласны.
— Да неправильно это! Ведь школа –
это и есть сама жизнь. Со своими трево-
гами, радостями, заботами, огорчения-
ми, ожиданиями. Это огромный яркий
мир. Когда ребенок вступает в него, все
для него имеет окраску неповторимой
весенней свежести. И было бы очень здо-
рово, если бы школа смогла помочь ему
сохранить ощущения радостного миро-
восприятия на долгие годы, воспитать в
нем светлого человека. Правильно гово-
рится в Священном Писании: «Если у тебя
око светлое, то ты и сам светлый». Чело-
веку с темным нутром и мир темным ка-
жется. Добра от такого не жди...
— Школа — часть нашего общества
и вместе с ним должна выполнять
возложенные на нее задачи. Так ли
это происходит в реальной жизни.
— Вы правильно ставите вопрос. Про-
блема воспитания и образования детей —
это забота всего общества. И прежде все-
го семьи. С нее все начинается. Именно в
семье закладываются нравственные ос-
новы воспитания. Потом, в своей взрос-
лой жизни, человек так или иначе вос-
производит отношения между родителя-
ми, повторяет в своей собственной семье
уклад дома, в котором вырос. Так что
здоровье нашего государства во многом
зависит от здоровья семьи.
28
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
Выступление
А.Ф. Киселева
на конференции по
незаконному обороту
наркотиков,
проводимой
Национальным
фондом
«Общественное
признание»
и Независимой
организацией
«Гражданское
общество»
На трибуне
профессор Киселев
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
pg_0004
— На недавней общероссийской
гражданской конференции «Неза-
конный оборот наркотиков, рост нар-
котрафика и молодежной наркома-
нии – угроза национальной безопас-
ности России, интеллектуальному по-
тенциалу и здоровью нации», кото-
рую проводил Национальный граж-
данский комитет по взаимодействию
с правоохранительными, законода-
тельными и судебными органами, Вы,
выступая, отнесли работу по профи-
лактике наркомании и алкоголизма в
учебных заведениях к числу наиваж-
нейших. Если можно, то расскажите
об этом подробнее.
— Я не открою какой-то истины, если
скажу, что, к огромному сожалению, нар-
комания, алкоголизм – это удел молоде-
жи. Министерство образования считает
эту проблему приоритетной. Для ее эф-
фективного решения намечены стратегия
и тактика: есть соответствующие приказы
министра, решения коллегии. Мы эту ра-
боту проводим всеми имеющимися в
распоряжении средствами, осуществля-
ем в союзе с органами управления обра-
зованием. У нас есть соответствующие
программы, адресованные дошкольни-
кам, начальной и основной школе, стар-
шеклассникам. Аналогичные программы
есть и в высших учебных заведениях, где
ректорский корпус в последнее время
очень активизировал работу над этой
проблемой.
В прошлом году коллегией министер-
ства принята концепция профилактики
наркомании и алкоголизма в системе об-
разования. Первое, что она предусматри-
вает, так это коррективы в содержании
образования. Теперь профилактические
моменты будут заложены в самих учебных
предметах: обеспечение безопасности
жизнедеятельности, курсы биологии, фи-
зической культуры. Второе — это подго-
товка соответствующих учебных пособий
как для учителей, так и для школьников.
За последние два года 14 таких пособий
уже изданы, и тиражом свыше 1 миллиона
экземпляров распространены в школах.
Далее, что я хотел бы отметить, это во-
просы, связанные с организацией занятий
физической культуры и спортом, привле-
чение к ним как можно большего числа
учащихся. С этой целью вместе с Госком-
спортом мы в год проводим более 200 со-
ревнований различного уровня. Кроме то-
го, много внимания уделяем развитию
различного рода спортивных секций.
Следующее направление связано с
повышением квалификации учителей.
Нами разработаны соответствующие
программы для институтов, где в течение
только последнего года на курсах по со-
ответствующей программе прошли пере-
подготовку более 50 тысяч педагогов.
Представляется важным и создание цен-
тров реабилитации детей, больных нар-
команией. За последние два года мы со-
здали 25 таких центров. Это, конечно,
мало, но Министерство намерено и
дальше заниматься этой работой. И по-
следнее – кадровое обеспечение. У нас
все еще недостаточно социальных педа-
гогов и практических психологов, хотя за
последние три года их количество увели-
чилось более чем на 7 тысяч психологов и
на 4,5 тысячи социальных педагогов. Но
учитывая то, что в стране только в общем
образовании свыше 70 тысяч учрежде-
ний, этого явно недостаточно.
В решении означенной проблемы
большое значение имеет реализация спе-
циальных программ, таких, как, напри-
мер, «Дети России», «Одаренные дети»,
программа, проводимая совместно с МВД
РФ. Но они, к сожалению, недостаточно
финансируются. Поэтому теми средства-
ми, которыми мы располагаем, мы не мо-
жем в полном объеме реализовывать на-
меченные в их рамках мероприятия.
— Школа и институт твердит на-
шим детям об опасности, которую не-
сут в себе алкоголь и наркотик, а с эк-
ранов телевизоров, со страниц моло-
дежной печати им в сознание вкла-
дывается ведь совершенно иное. Рас-
кованные и лишенные нравственных
тормозов телекумиры наших подро-
стков, не вынимая изо рта сигарету, с
удовольствием попивают горячитель-
ное, широко пользуются ненорматив-
ной лексикой, «балуются травкой»Е
Не кажется ли вам, Александр Федо-
тович, что педагогам этому противо-
стоять невозможно.
— На это, что представляется мне осо-
бо важным, и я хотел бы обратить внима-
ние. Я выражу мнение учителей и педаго-
гической общественности, если скажу,
что усилия школы или высшего учебного
заведения сводятся на нет СМИ, которые
часто ведут работу совершенно иного ро-
да. Ну, к примеру, во многих наших
фильмах, популярных среди молодежи
телепередачах такие ценности, как
скромность, целомудрие относится не
просто к архаике и к презираемым пере-
житкам, а едва ли ни к самым существен-
ным человеческим недостаткам. И поло-
вая распущенность преподносится как не-
что украшающее молодого человека или
девушку. А пресловутая пропаганда пива
чего стоит! То, что впитывают наши дети с
подачи СМИ, ни в какие, извините меня,
«педагогические ворота» не лезет. Я уж не
говорю о русском языке. Нецензурные
выражения, «приближающие» сюжет к
жизни, становятся нормой во многих те-
лесериалах. А ведь это и есть не что иное,
как пропаганда бескультурья, распущен-
ности, от которой прямой путь и к алкого-
лизму, и к наркомании, и к вседозволен-
ности, и к духовной опустошенности. Ког-
да в сердце нет ничего святого, там посе-
ляется мерзость запустения. Формирова-
ние нравственности должно осуществ-
ляться не только с помощью дидактичес-
ких и учебных средств, а всем тем клима-
том, всей той атмосферой, которая скла-
дывается в обществе. А она берет свое на-
чало дома, в гостиной, у голубого экрана,
с чтения хороших книг. Проводимые на-
ми социологические исследования пока-
зывают, что подростки уже давно не чита-
ют Тургенева, Пушкина, Достоевского. А
взрослые оправдывают это тем, что клас-
сики отечественной литературы давно ус-
тарели, что их произведения не понятны
подросткам.
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Студенческие годы.
Фото на память.
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
29
pg_0005
Кризисные явления в области эконо-
мики и политики не были бы столь бо-
лезненными, если бы они не сопровож-
дались кризисом духа. Вот он-то и явля-
ется первопричиной тех явлений, кото-
рые мы сегодня с огромной тревогой на-
блюдаем: наркомания, алкоголизм, та-
бакокурение. И все мы несем за это от-
ветственность, но в первую очередь —
творческая интеллигенция, которая фор-
мирует общественное сознание и обще-
ственные идеалы.
— Так, может, нам необходимо
вернуться к цензуре. Как Вы думаете.
— Цензурой должны быть сердце, со-
весть, профессиональная ответствен-
ность журналиста. Ведь он свою пози-
цию и мысли транслирует в мир, где жи-
вут дети с их неокрепшими умами. И в
высшей степени безнравственно и безот-
ветственно внушать им, что смысл жизни
на земле – лишь в получении удовольст-
вий сомнительного свойства. Я за такую
внутреннюю цензуру. А пока мы наблю-
даем нечто напоминающее двойную мо-
раль. Спросите журналистку, которая с
упоением рассказывает, как юные про-
ститутки 15 раз в течение суток меняют
партнеров, хотела бы она такое занятие
для своей дочери или внучки. Конечно,
не дай Бог никому такой беды. Но поче-
му же, спрашивается, журналистка так
смакует подробности из жизни девочек с
панели. И почему телевидение это пока-
зывает не как падение, не как дно жизни,
откуда не выбраться, где можно найти
лишь смерть: вначале мучительную ду-
ховную, а потом и физическую. Так вот,
учитель, будь он хоть семи пядей во лбу,
всему этому противостоять просто не в
состоянии.
«ОТЕЧЕСТВО НАМ —
ЦАРСКОЕ СЕЛО!»
— Вопрос, «кто пойдет за «Клин-
ским», возникает тогда, когда ребя-
там после уроков податься некуда. И
школа, и семья, и общество, и госу-
дарство – все очень заинтересованы в
том, чтобы после уроков детвора не
была безнадзорной, чтобы с пользой,
а не в подворотне с «Клинским», про-
водила свободное время. А как на де-
ле проявляется эта заинтересован-
ность.
— Вокруг школ по месту жительства
усилиями общества и государства долж-
на развиваться инфраструктура. Чтобы у
ребят была возможность заниматься
спортом, получать дополнительное об-
разование, в том числе и художествен-
ное. У них должны быть и места, нечто
вроде клубов, где можно было бы встре-
чаться и общаться по интересам – «тусо-
ваться», как они теперь говорят. И это то-
же надо, коли есть потребность.
Общество и государство должны по-
заботиться и о том, чтобы и в самом зда-
нии школы ребятам было приятно нахо-
диться, чтобы там было красиво. Ведь
обстановка, интерьер, убранство, осна-
щение должны приподнимать, возвы-
шать ученика. Здесь все должно быть
красиво, чтобы ни у кого не поднялась бы
рука что-то неприличное на стене наца-
рапать. Школа должна иметь свои тради-
ции и вызывать в учащихся чувство гор-
дости. До конца жизни они тогда проне-
сут то братство однокашников, которое
подарила родная школа. Помните, как у
Пушкина. «Нам целый мир – чужбина,
Отечество нам – Царское село!».
КАКИЕ САМИ, ТАКИЕ И САНИ...
— Системе народного образования,
с ее скудными финансами, всего этого
не поднять и не осилить. Скажите, на-
ше гражданское общество идет к Вам с
поддержкой, предложениями, со сво-
ей помощью. Дети-то у нас общие...
— Не сказал бы, чтобы оно проявляло
бы себя так, как вы говорите. Скорее,
инициатива взаимодействия в вопросах
воспитания принадлежит школе. Не все-
гда, к сожалению, и она приводит к же-
лаемому результату. Например, с огром-
ным трудом приживаются в школах и ин-
ститутах такие общественные структуры,
как попечительские советы. В разных ре-
гионах ситуация складывается по-разно-
му. Там, где власти к учреждениям обра-
зования относятся с пониманием их про-
блем, работают над их решением рука об
руку с общественностью, там все склады-
вается наилучшим образом.
Медленно, но верно мы к этому при-
ближаемся, особенно это заметно в ре-
гионах России. Строительство каждого
нового школьного здания здесь, а они
по своей архитектуре сейчас больше на-
поминают дворцы, мобилизует общест-
венность. Атмосфера в школе очень во
многом зависит от работы родительских
комитетов, от отношений, которые скла-
дываются у них с педагогическими кол-
лективами. Ведь и министерство очень
часто советуется с ними по многим во-
просам. Например, когда оно готовило
стандарты содержания образования
30
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
С супрогой и своим
четвероногим другом.
Замечательный был
пес! 12 лет прожил
найденыш
со своим хозяином
душа в душу
Всегда вместе.
С супругой на отдыхе
pg_0006
в школе, то привлекало к этой работе
родительскую общественность, учиты-
вало и ее мнение на этот счет. Так что в
вопросах воспитания и образования на-
ших детей крепкая связка общественных
и государственных структур просто не-
обходима. Вот мы любим повторять, что
дети — наше будущее. Неправильно это.
Когда мы так говорим, то свою ответст-
венность за завтрашнюю Россию мы,
взрослые, перекладываем на их хрупкие
плечи. И снимаем с себя ответствен-
ность за последствия неправильного
воспитания подрастающего поколения.
На самом деле мы в ответе за каждый
свой шаг, за каждый поступок, за равно-
душие, за бездействие, за легкомыслие,
за неспособность возродить свое Отече-
ство. Мы — будущее наших детей! Толь-
ко так, и никак иначе. Какой мы, взрос-
лые, Россию сделаем сегодня, такой она
и будет завтра, когда нам на смену при-
дут нынешние школьники, которых мы
совместными усилиями должны воспи-
тать так, чтобы совесть потом не мучила,
чтобы не стыдно было им, повзрослев-
шим, взглянуть в глаза. Вот какая на нас
с вами ответственность: и на школе, и на
государстве, и на обществе.
— А как насчет трудового воспита-
ния в школе. Есть в этом что-нибудь
новое.
— Не стоит забывать, что сама учеба –
это труд: очень сложный, тяжелый, ответ-
ственный, требующий максимальной со-
средоточенности, сил, времени и здоро-
вья. Через учебу прежде всего идет в
школе трудовое воспитание. А что каса-
ется того, чтобы привить ребенку какие-
то необходимые в жизни и в быту навы-
ки, то существует предмет под названием
«технология». Конечно, раньше, когда в
школах были специально оборудован-
ные мастерские, производственная база,
уроки труда были содержательнее. Те-
перь оборудование устарело морально и
физически, новое купить не на что, связь
с прежними государственными произ-
водственными предприятиями утрачена,
поскольку они либо находятся в бедст-
венном положении, либо перешли в
чью-то собственность.
И все же нельзя сказать, что ребята
у нас растут белоручками. В каникулы
они заняты делом наравне со взрослы-
ми. Возрождается движение ученичес-
ких производственных бригад. Особен-
но этим славится Ставрополье, Красно-
дарский край, Воронежская область,
где ребята в своем распоряжении име-
ют землю и возможность распоряжать-
ся всем, что вырастят на ней. За счет
этого они обеспечивают себя бесплат-
ным питанием на весь учебный год, мо-
гут позволить устраивать на выручен-
ные деньги туристические поездки, де-
лать приобретения для школы. Хозяйст-
ва, где ребята учатся работать на земле,
есть почти во всех сельских школах Рос-
сии. В последнее время все больше ши-
рится возрожденное студенчеством
движение строительных отрядов. В по-
следнем их слете участвовало 104 тыся-
чи студентов.
БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
— Скажите, Александр Федотович,
какое участие в воспитании подраста-
ющего поколения принимает право-
славная перковь.
— Церковь по российской Конститу-
ции отделена от государства. Но она не
отделена от общества и является ее со-
ставной частью. И мы, сотрудничая с об-
ществом, сотрудничаем и с церковью.
Ведь невозможно понять ни отечествен-
ную историю, ни литературу, ни живо-
пись, даже особенности характера наро-
да, не зная основ религии и православ-
ной культуры, не понимая нравственной
роли православия в жизни страны. По-
этому с 1999 года по желанию учащихся и
их родителей, в соответствии с письмом
министра образования, разрешено пре-
подавание истории религии во внеуроч-
ное время. В более чем 40 регионах стра-
ны ребята факультативно изучают осно-
вы православной культуры. Школа не
должна ставить задачу формирования в
детях религиозного самосознания, но
обязана просвещать, обогащать их зна-
ниями, связанными с православной
культурой, которые дают ключ к понима-
нию произведений мировой и отечест-
венной культуры, учат мудрости жизни и
веротерпимости. Так что наше сотрудни-
чество с православной церковью, счи-
таю, школе во благо.
— Боюсь, Александр Федотович,
что следующий мой вопрос будет из
разряда риторических. Почему госу-
дарство и общество совсем не ценит
труд наставников своих детей. Ведь
никогда в истории России авторитет,
престиж профессии учителя не опус-
кался до такой степени. О каком ува-
жении ученика к учителю может ид-
ти речь, если общество и государство
так их унижает, заставляя даже бас-
товать.
— Вопросы действительно горькие и
риторические. Но как государственный
служащий я все же отчасти на них отвечу.
Когда в 1998 году в Министерство обра-
зования РФ вместе с Владимиром Ми-
хайловичем Филипповым пришла новая
команда, была огромная задолженность
по заработной плате учителей, что вызы-
вало в ряде регионов забастовки. В них
принимало участие до 40 тысяч препода-
вателей. Сейчас у нас задолженности
практически нет. В этом огромная заслуга
самого Президента России Владимира
Владимировича Путина, который взял
это под собственный контроль. Благода-
ря ему же теперь во многом изменился
порядок финансирования школ. За опла-
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
31
«Есть еще порох
в пороховницах!»
pg_0007
ту труда учителей отвечают сейчас субъ-
екты Федерации, а муниципалитеты – за
жизнеобеспечение школ. Проблема эта
вышла на уровень государственного ре-
гулирования. А подъем экономики во
многих регионах способствовал выпла-
там учителям различных субсидий и над-
бавок: молодым специалистам, сельским
учителям, премий за профессиональное
мастерство, оплату санаторного лечения
и т. д. Это уже огромное благо. Средняя
по стране зарплата учителя около 3 тысяч
рублей делает из него подвижника и эн-
тузиаста.
— И толкает на поборы...
— Такие случаи – предмет особого
разговора. Но я хочу сказать о другом:
есть постановление правительства «О
дополнительных образовательных услу-
гах в системе общего образования», ко-
торое разрешает проводить платные фа-
культативные занятия сверх школьной
программы. Надо только их правильно
документально оформлять: оплату про-
изводить по ведомости, составлять сме-
ту – все, как положено. Это же касается
и репетиторства. Труд этот не из легких,
занимает много времени у учителя, по-
этому должен быть оплачен. Надо толь-
ко, чтобы все это не было теневой
школьной экономикой и не принимало
форму поборов.
— Александр Федотович, завер-
шая наш разговор, расскажите, по-
жалуйста, о себе.
— Я родился в октябре 1947 года в
Москве. Отец мой 40 лет водил поезда на
Октябрьской железной дороге. У него за
плечами была семилетка, а у мамы — 4
класса. Еще в школе увлекся спортом. Да-
же когда служил в армии, выступал в
академической гребле за спортивный ар-
мейский клуб. В 1974 году окончил Мос-
ковский педагогический институт имени
Ленина. Учился хорошо, был ленинским
стипендиатом. В учебе находил удоволь-
ствие, и потому принял предложение ос-
таться работать на кафедре истории. Был
ассистентом, доцентом, профессором,
деканом исторического факультета, про-
ректором по науке, первым проректором
института. С декабря 1998 года – я пер-
вый заместитель министра образования
Российской Федерации.
Моя докторская диссертация пере-
ведена на английский язык и издана в
Америке. Я соавтор учебника по исто-
рии России ХХ века для вузов, автор ря-
да монографий, у меня более 150 опуб-
ликованных научных трудов. Сейчас пи-
шу книгу о замечательном русском фи-
лософе Георгие Петровиче Федотове.
Готова уже большая ее часть. Эта книга
сейчас и составляет мое основное увле-
чение, ей я отдаю все свое свободное
время.
Женился я рано, сразу после армии.
Моя жена – музыкальный работник в
детском саду. Сын Кирилл пошел по мо-
им стопам, он кандидат исторических
наук, сейчас учится в докторантуре, ско-
ро будет защищать докторскую. Совсем
недавно у него вышла книга.
Я уже дедушка. Моя внучка Наташа
учится в третьем классе. Очень люблю с
ней общаться. Но у Наташи есть сопер-
ница – история — увлечение всей моей
жизни. Когда-то я его делил со спортом.
Но поскольку он требует регулярных за-
нятий, а на это времени не оставалось,
то пришлось с ним расстаться. Люблю
теперь проводить свободное время за
письменным столом, за книгой, в кругу
семьи.
— Александр Федотович, Новый,
2004 год стучится в дверь. С какими
пожеланиями Вы бы хотели обра-
титься к читателям нашего журнала.
— Все мы в душе дети, и потому Но-
вой год – это любимый праздник не
только детворы, но и взрослых. Позд-
равляю всех: и больших и маленьких с
этим чудесным праздником. И пусть
2004 год не обманет ничьих ожиданий
счастья, благополучия, радости. Родите-
лям я желаю хороших, умных, послуш-
ных, здоровых, любознательных детей.
А детям – мудрых, заботливых, терпе-
ливых и любящих родителей. И пусть в
каждой семье царит мир, покой, взаи-
мопонимание и любовь!
32
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Новый год
в семейном кругу.
Три поколения
Киселевых вместе
Интервью для
журнала
«Признание»
у А.Ф. Киселева берет
Светлана Коломеец