БЫТЬ И СЛЫТЬ
— Александр Федотович, все мы
родом из детства. Давайте поговорим
о том, как воспоминания о той свет-
лой поре помогают Вам, государст-
венному чиновнику высокого ранга,
заниматься совершенствованием сис-
темы народного образования в Рос-
сии. Не правда ли, с высоты прожитых
лет понимаешь, что не грех забыть
бином Ньютона или формулу белка,
важнее пронести через всю жизнь за-
ложенные школой нравственные азы:
что такое хорошо и что такое плохо.
Скажите, какие ценности положены в
основу нынешних преобразований в
российской системе образования.
— За последнее десятилетие наша
школа все больше становилась школой
интеллекта, образования, но в меньшей
степени была школой воспитания. А на
мой взгляд именно воспитание — ее наи-
более значимая задача. Предназначение
школы как раз и состоит в том, чтобы вос-
питать душу и сердце маленького челове-
ка, хотя, наверное, мне могут возразить,
что хороший человек не профессия.
26
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
О воспитании и образовании подрастающих россиян,
об их педагогах и наставниках рассказывает в своем
интервью редактору отдела социально-экономических
проблем Светлане Коломеец первый заместитель
министра образования Российской Федерации
Александр Федотович Киселев.
В каждом взрослом человеке,
чем бы он ни занимался, живет
и не дает покоя родитель
и великий педагог. Сама природа
наделила нас даром заботиться
о своем потомстве, передать
детям то лучшее, что есть в нас
самих. Наверное, в этом есть
смысл человеческого бытия.
И потому блажен, кто на склоне
лет может ни с чем несравнимой
радостью осознать, что жизнь
прожита не зря: дети не
обманули надежд, и
родительские труды принесли
замечательные плоды.
Хорошо, когда все хорошо.
Но вот беда: как только над
человеком сгущаются черные
тучи лихолетья, он вдруг
начинает изменять своей
природе. Борясь за собственное
выживание, перестает
производить потомство и заботу
о нем отодвигает на периферию
своих интересов. Впрочем,
«гомо сапиенс» ведет себя так,
как и все живое на земле.
Общественный и государствен-
ный организмы самым
удивительным образом
повторяют это поведение.
Поэтому отношение общества
и государства к подрастающему
поколению – очень чуткий
индикатор благополучия того
и другого. Если ребенок
в родной стране или родной
семье «позабыт, позаброшен»,
значит, «что-то не ладно
в датском королевстве». Когда
в стране ее маленькие граждане
нездоровы, плохо воспитаны,
малообразованны, не имеют
нравственных ориентиров,
слабы духом и телом,
а их воспитатели и наставники
влачат полуголодное
существование, то это
симптомы тяжелого недуга,
угрожающего гибелью
государственного
и общественного организма.
Но, слава Богу, в последнее
время в Отечестве начинает
пробуждаться беспокойство
о юном поколении.
Стало быть, с выздоровлением
к России приходит осознание,
что у нее неблагополучные
дети. И страна бьет тревогу.
Александр КИСЕЛЕВ:
«МЫ –
БУДУЩЕЕ
НАШИХ ДЕТЕЙ
!»
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ