4
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
Редакция журнала «Признание» начиная с 1996 года публикует материалы в рубрике
«Авторитетный собеседник». Напоминаем, что жанр этих публикаций — развернутые
интервью с авторитетными государственными деятелями, ведущими политиками,
законодателями, руководителями всех ветвей власти, общественными и религиозными
лидерами. И не столько высокий занимаемый пост собеседника определяет оправданность
той или иной публикации, сколько в первую очередь его высокий авторитет и признание
в обществе.
В предыдущих номерах одним из героев заглавной журнальной рубрики были председатель
Совета Федерации РФ Е.С. Строев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алек-
сий II, председатель правительства РФ М.М. Касьянов, председатель Государственной думы
РФ Г.Н. Селезнев, полномочный представитель Президента РФ в Центральном
федеральном округе Г.С. Полтавченко, народный художник СССР И.С. Глазунов,
председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит
Смоленский и Калининградский Кирилл, бывший директор Федеральной пограничной
службы РФ генерал армии К.В. Тоцкий, мэр города Москвы Ю.М. Лужков, первый
заместитель председателя Совета Федерации РФ В.П. Горегляд, народный художник СССР
З.К. Церетели, заместитель председателя правительства РФ В.И. Матвиенко, первый
заместитель председателя Государственной думы РФ Л.К. Слиска, председатель Счетной
палаты РФ С.В. Степашин, президент РСПП А.И. Вольский.
В этом номере на вопросы главного редактора издания, председателя правления
Независимой организации «Гражданское общество» и Национального фонда
«06щественное признание» С. А. Абакумова отвечает заместитель председателя
правительства РФ Владимир Анатольевич ЯКОВЛЕВ.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
«Надо смотреть вперед»
В.А. ЯКОВЛЕВ:
«Надо смотреть вперед»
pg_0002
— Политологи, философы, ученые,
обществоведы и политики в своих
предвыборных программах пытаются
сформулировать идеи, которые мог-
ли бы именно сейчас сплотить наших
сограждан. Ведутся поиски таких ори-
ентиров в развитии российского об-
щества, которые смогут увлечь за со-
бой людей и дать им возможность по-
верить в свое будущее, будущее сво-
их детей и своей страны. Видимо, это
и называется «национальной идеей».
Понятно, что сегодня это сделать
очень сложно, так как предыдущие
десятилетия были крайне противоре-
чивыми в истории России. Расскажи-
те, пожалуйста, о вашем видении этой
проблемы.
— Есть такое крылатое выражение:
«Иван, не помнящий родства». Оно, к со-
жалению, про нас и наше общество. На
протяжении многих десятилетий мы все
время пытались полностью уничтожить
то, что с таким напряжением сил созда-
вали предыдущие поколения наших
граждан. В 17-м году начали и к концу ХХ
столетия очень в этом преуспели. Пере-
жив разрушительную революцию, граж-
данскую войну, разруху, коллективиза-
цию, снова, уже в 90-е годы, выстрадали
распад Советского Союза, попытку пол-
ностью уничтожить все, что с таким тру-
дом добились поколения наших отцов. И
все время эти процессы сопровождал
крайний радикализм: до основания раз-
рушим, а затем на пепелище будем стро-
ить «наш новый мир», вместо того чтобы
принять в наследство все, что накоплено
хорошего, не разрушая, а преумножая
положительный потенциал, идти дальше
и дальше, созидать и реформировать,
как это делается во многих странах. Взять
ту же Португалию или Испанию. Там ведь
никто ничего не ломал, и памятники не
выкидывал, а, наоборот, бережно отно-
сились к своей истории, извлекая из нее
уроки. И это, наверное, самое правиль-
ное. Так вот, национальной идеей и у нас
должно стать созидание. Не в лозунгах и
девизах, а быть потребностью каждого
российского человека. Запасть ему в ду-
шу, как говорится, причем не на какой-то
короткий период, а навсегда.
Какие-то отдельные, очень яркие со-
бытия и достижения в развитии человече-
ства могут на некоторое время всколых-
нуть даже весь мир. Первый запуск кос-
мического спутника, полет первого космо-
навта, например, всех воодушевили. Но
это проходит. Сейчас мы даже не знаем
всех имен и фамилий космонавтов, пото-
му что полеты в космос стали обыденнос-
тью. Так и в других областях. Победа в
спорте или в науке тоже может поднять
настроение людей, но на какое-то время.
Я же говорю о другом: созидание как на-
циональная идея, как задача и цель – это
должно стать нашей долгосрочной пер-
спективой. В процессе созидания мы
должны изменить свою страну и изме-
ниться сами. Прежде всего мы должны из-
бавиться от бедности. Потому что бедный
человек – приземленный, придавленный
нуждой – не может быть патриотом, не
способен испытывать гордость за свою
страну. Он все время принужден думать о
хлебе насущном. Живя под дырявой кры-
шей, озабочен лишь одним: не замерзнет
ли он зимой. А если, скажем, он не может
добраться вовремя на работу на общест-
венном транспорте, то именно эта пробле-
ма и будет волновать его больше всего.
Так что на сегодняшний день мы можем
говорить о разных высоких материях, но
борьба с бедностью, решение самых на-
сущных проблем простого человека, — это
и есть самое главное для большинства на-
ших людей. Не случайно и Президент Рос-
сии обозначил это направление в разви-
тии страны, как приоритетное.
Но надо отда-
вать себе отчет в
том, что с этим свя-
зано огромное ко-
личество проблем,
которые не решить
одним рывком и за
короткий период.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
5
ЯКОВЛЕВ
Владимир Анатольевич
Родился 25 ноября 1944 года
в г. Олекминск Якутской АССР.
Окончил Ленинградский мон-
тажный техникум. В 1974 г. окон-
чил вечернее отделение Северо-
Западного заочного политехничес-
кого института по специальности
«капитальное строительство и ре-
конструкция».
1965–1968 гг. — служба в ар-
мии.
С 1965 г. — мастер, главный
инженер ремонтно-строительного
управления, начальник производ-
ственного отдела управления ка-
питального ремонта Ленгориспол-
кома.
В 1977–1982 гг. — работал
управляющим городским ремонт-
но-строительным трестом N4, за-
тем — заместителем председате-
ля Дзержинского райисполкома.
С 1987 г. — заместитель на-
чальника Жилищного управления
Ленгорисполкома, позже — глав-
ный инженер ТПО жилищного хо-
зяйства.
С октября 1993 г. — председа-
тель комитета по городскому хо-
зяйству и заместитель мэра,
с весны 1994 г. — 1-й замести-
тель мэра.
C июня 1996 г. по июнь 2003г.
— губернатор Санкт-Петербурга.
С июня 2003 г. — заместитель
председателя правительства Рос-
сийской Федерации.
Координирует работу феде-
ральных органов исполнительной
власти, дает им поручения
и контролирует их деятельность
по вопросам:
регионального развития
и местного самоуправления;
архитектуры и строительного
дела;
развития городов;
жилищной политики и рефор-
мы жилищно-коммунального хо-
зяйства;
развития ипотечного дела;
транспортной политики.
Сопредседатель Президиума Неза-
висимой организации «Граждан-
ское общество» и Национального
фонда «Общественное признание»
Имеет государственные награ-
ды.
Доктор экономических наук,
профессор.
Женат, имеет сына и внучку.
Во время беседы
с главным
редактором
журнала
«Признание»
С. Абакумовым
pg_0003
Возьмем ту же жилищно-коммунальную
реформу, или решение вопросов реорга-
низации транспортных систем. Сейчас
выстраивается стратегия развития этих
направлений отечественной экономики
до 2025 года. Местное самоуправление
уже реально подключилось к этой рабо-
те. Правда, не у всех одинаково хорошо
это получается. Простимулировать про-
цесс должна более современная законо-
дательная база, которая также совершен-
ствуется. История развития других стран
дает нам немало примеров решения во-
просов, над которыми мы бьемся. Те же
американцы, скажем, сделали самую
простую вещь: укрепили семью, дали лю-
дям возможность достойно работать,
иметь свой дом. И тем самым во многом
предопределили поступательное движе-
ние вперед своей страны. Ведь без этого
в жизни все равно ничего не получится.
Поэтому давайте бороться с бедностью,
давайте решать вопросы обеспечения
людей жильем: не бесплатно, а с их учас-
тием. Вот это и есть самая простая, но я
полагаю, всеобщая национальная идея,
хотя в нашем многонациональном госу-
дарстве много и других проблем. Напри-
мер, вопросы межнациональных отно-
шений. Но и они, на мой взгляд, потеря-
ют свою остроту, станут второстепенны-
ми, как только мы сумеем преодолеть
главное и основное – освободимся от
бедности. И я уверен, что сегодня мы ре-
ально это можем сделать.
За прошедшее десятилетие произош-
ло резкое расслоение общества. Тот
средний класс, о котором мы так много
все говорим, уже заявил о себе. Его лишь
надо укрепить, развивать и поддержи-
вать. Причем даже не какими-то льгота-
ми, а возможностью нормально рабо-
тать, созданием нормальных условий
для развития и инициативы. Главное – не
мешать ему зарабатывать на приличную
и достойную жизнь.
— Что Вы ждете от работы вновь
избранной Государственной думы.
— Есть вопросы, без решения которых
страна и общество не могут двигаться
вперед. Они связаны с нашим законода-
тельством. Мудро и правильно (и уже не
первый раз) говорит Президент: «Кон-
ституцию надо носить на руках, не давать
возможности лезть в нее, что-то менять.
Конституция строится не на один год, не
для одного человека, а для всех — она со-
здает нам условия для развития общест-
ва». Надо научиться пользоваться тем за-
конодательством, которое на сегодня
есть. И сделать все, чтобы оно совершен-
ствовалось и развивалось. Шло в ногу со
временем.
А время требует множество новых
законов. И ушедшая Государственная
дума приняла их в прошлом году нема-
ло. Надеюсь, что и нынешний ее состав
(дай ему Бог как можно больше хоро-
ших экспертов и идей) будет не менее
успешно разрабатывать и принимать
нужные для нас сегодня законы, такие,
как закон об ипотеке, закон о регистра-
ции, о реестре морских судов и т.д. На-
ши суда, например, сейчас работают в
основном под международными флага-
ми, а почему. Да потому, что экономи-
ческие условия в офшорных зонах го-
раздо выгоднее. Надо российские ко-
рабли возвращать в свою гавань, в свою
страну, чтобы они деньги зарабатывали
для нее. Необходимо развитие Северно-
го морского пути, транспортных коридо-
ров, воздушного движения. Наша вели-
чайшая страна может зарабатывать
миллиарды долларов на транзите в воз-
духе, по земле и воде. Для этого требу-
ется создать нормальные условия на
границах, организовывать пункты про-
пуска, ввести обработку грузов по пути
следования всех видов транспорта:
морского, речного, железнодорожного,
автомобильного.
И эти приоритетные для экономики
страны задачи надо решать незамедли-
тельно. Мы совсем недавно закончили
строительство пятнадцатикилометрового
Северомуйского тоннеля в Бурятии — ше-
стого в мире по протяженности. Тем са-
мым мы как бы вбили последнюю сваю в
завершение строительства Байкало-
Амурской магистрали. И абсолютно по-
нятно, что БАМ сегодня может и должен
работать эффективно. Но для этого необ-
ходимо теперь в эту магистраль врезать-
ся железными дорогами со всех регио-
нов, со всех территорий России. В недрах
БАМа содержится огромное количество
неосвоенных природных богатств. Ска-
жем, в регионе есть месторождение мед-
ной руды, которая могла бы идти на пе-
рерабатывающие предприятия по желез-
ной дороге. Надо строить железнодо-
рожную ветку от Тамота до Якутска. Не-
обходимо разобраться и с другими мес-
6
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Беседа
со Святейшим
Патриархом
московским
и всея Руси
Алексием II
Во время визита
Дж. Буша
в Санкт-Петербург
на празднование
300-летия города
на Неве
pg_0004
торождениями. Короче, с пуском БАМа в
стране появляется новая кровеносная
транспортная артерия, которая в бли-
жайшей перспективе даст работу для со-
тен тысяч людей и создаст им условия для
проживания. Ведь с появлением любой
дороги даже в самых глухих местах появ-
ляется жизнь.
— Будет ли нынешяя зима спокой-
ной или люди опять будут замерзать.
Какие регионы у Вас вызывают наи-
большую тревогу в нынешнем году.
Не секрет, что многие из них просто не
готовились к зиме, например, Кам-
чатка. Деньги были отпущены, но до
исполнителей не дошли. Намерены ли
Вы добиваться, чтобы хоть кто-то из
конкретных виновников кризиса по-
нес заслуженное наказание.
— Мне бы очень хотелось, что бы зи-
ма в России была бы, как когда-то, про-
сто временем года, а не национальным
бедствием, как это, к примеру, было в
прошлом году, когда сотни тысяч людей в
разных регионах неделями жили без
отопления. Прошлый осенне-зимний
отопительный сезон проходил исключи-
тельно сложно, с большим количеством
происшествий: 107 тысяч аварий на сетях,
жители 36 субъектов замерзали. И, гото-
вя страну к зиме, мы сделали максимум
возможного, чтобы масштабный кризис
зимы 2002 – 2003 г. не повторился. Пра-
вительство изыскало возможность ока-
зать целевую финансовую поддержку
75 субъектам Федерации. Они получили
беспроцентные ссуды на подготовку объ-
ектов ЖКХ к зиме на общую сумму
5,5 млрд рублей. А некоторым, особо
сложным регионам были перечислены
еще и дополнительные ссуды. В частнос-
ти, в Камчатскую область — 250 млн руб-
лей, Ульяновскую — 100 млн рублей. Во-
прос подготовки к зиме рассматривался
и на заседании правительства РФ, и на
правительственной комиссии, и на все-
российском селекторном совещании. Со-
зданы рабочие группы, которые выезжа-
ют на территории. На начало отопитель-
ного сезона средняя цифра готовности к
зиме по разным показателям и по раз-
ным регионам составляла порядка 95%.
Но вот эти несколько процентов недоста-
ющих до полной готовности нас очень
тревожат. Сегодня непростая ситуация на
Камчатке, в Сахалинской, Читинской,
Ульяновской, Иркутской, Кировской об-
ластях, в Корякском автономном округе.
Были и есть проблемы в Карелии.
Есть ли вина руководителей этих да
и других регионов в плохой подготовке
к зиме. Выяснением этого пусть занима-
ются правоохранительные органы, и ес-
ли кто-то виновен, то, безусловно, нуж-
но наказывать. Задача же федеральных
и местных властей как минимум — не
допустить повторения зимы прошлого
года. А сделать это будет крайне слож-
но. Да, мы подготовили почти все объ-
екты ЖКХ к зимнему периоду, но ведь
нужно еще, чтобы все, что мы подгото-
вили, сумело пережить морозы и снега.
И вот здесь не исключены проблемы.
Изношенность инженерных сетей и объ-
ектов ЖКХ составляет более 60%, а по
некоторым регионам до 80%. Колос-
сальные потери — на тепловых сетях до
40%, по воде более 30. С таким комму-
нальным хозяйством, доставшимся нам
в наследство, и нынешней зимой при-
дется непросто. Слукавлю, если скажу,
что аварий не будет. Они будут. Но это
не означает, что руководители на местах
должны опустить руки и ждать, пока
где-нибудь что-нибудь прорвет. Нет,
работать надо, много и качественно, и
тогда, даже если и произойдет авария,
то ее можно будет быстро устранить.
Аварии на сетях случаются в любом го-
роде мира, вопрос лишь в том, как вла-
сти на местах готовы к оперативному ус-
транению возникших проблем.
— Что нужно сделать для преодо-
ления кризиса в жилищно-комму-
нальном хозяйстве. Собираетесь ли
Вы поддерживать новые структуры
работы с населением (местное само-
управление, ТСЖ). Собираетесь ли Вы
поддерживать науку жилкомхоза.
— Серьезных результатов здесь мож-
но достичь, только создав рыночные ме-
ханизмы управления сферой ЖКХ. Начи-
нать надо с обеспечения экономической
основы-налаживания «железной» опла-
ты текущего потребления тепла, привле-
чения внешних инвестиций для модер-
низации оборудования и снижения за-
трат. В 2001 году правительством была
утверждена программа реформирования
и модернизации ЖКХ России до 2010 го-
да. Она условно разбита на три этапа.
Сейчас идет первый и, пожалуй, самый
важный и сложный. Мы должны сделать
так, чтобы ЖКХ работало в соответствии
с рыночными принципами: перевести на
реальные договорные отношения всех
субъектов жилищно-коммунальной сфе-
ры, ликвидировать дотационность ЖКХ,
провести реструктуризацию задолженно-
стей организаций ЖКХ, принять несколь-
ко важнейших законов, в частности, «О
концессиях». Иными словами, на первом
этапе, правительство работает над созда-
нием условий для притока инвестиций.
Что же касается нововведений как в ра-
боте с населением, так и по созданию тех
или иных приборов, техники для ЖКХ, то
поддержу любое при условии экономи-
ческой эффективности и положительного
результата.
— Что является основной причи-
ной проблем в ЖКХ: неплатежи, тех-
ническое состояние коммуникаций
или безответственность местных
властей.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
7
В. Яковлев
с президентом
Франции
Ж. Шираком
pg_0005
— Нельзя сказать, что есть одна-един-
ственная причина проблем ЖКХ. Причин
много. Если сказать, что причина кризиса
ЖКХ в том-то, а виноват тот-то, вряд ли от
этого станет теплее в домах наших людей.
— Тяжелая ситуация в ЖКХ связа-
на не только с изношенностью основ-
ных фондов и недофинансировани-
ем, но и с отсутствием эффективного
менеджмента. Так ли это.
— Эффективный менеджер, в любой
сфере, живет настоящим, но концентри-
руется на будущем. Что же касается рос-
сийского ЖКХ, то наши менеджеры от
коммунального хозяйства, не все конечно,
но по большей части, и живут прошлым и
концентрируются на прошлом. Прискорб-
ный факт, но пока это так. Надо смотреть
вперед. Нужно понять и принять, что ЖКХ
не может оставаться нерыночным секто-
ром в рыночной экономики России.
— Нынешний кризис — это резуль-
тат затягивания реформы.
— Не просто затягивания, а ее отсутст-
вия. Лет 10–15 назад уже нужно было
очень серьезно заниматься коммуналь-
ным хозяйством страны. Если бы за это
время хоть что-нибудь делалось в этом
направлении, то сейчас не было так хо-
лодно в домах многих наших людей. Но,
как говорится, «пока гром не грянет, му-
жик не перекреститься».
Сейчас реформа ЖКХ идет непросто.
Пока она идет медленнее, чем ветшают
здания и изнашиваются коммуникации.
Но отрадно уже то, что необходимость
глобальных перемен в сфере ЖКХ уже
осознали и законодатели, и исполните-
ли, и бизнес и сами потребители услуг.
Мало того, началось движение в этом на-
правлении. В Думе уже лежит проект за-
кона о «Концессиях», ряд других законо-
проектов, без принятия которых рефор-
ма ЖКХ невозможна. Чтение этих зако-
нов должно пройти уже в первом кварта-
ле 2004 года.
— За счет чего можно ожидать
улучшения ситуации в ЖКХ. Быть мо-
жет, частный бизнес сыграет в этом
свою роль.
— То, что сейчас происходит в рос-
сийском ЖКХ, противоречит и специфи-
ке рынка, и мировой практике. На Западе
бизнес на водо-и теплоснабжении доста-
точно выгоден, так что годовые обороты
частных компаний, работающих в этой
сфере, очень приличные. У нас же прямо
противоположная картина: большинство
теплоснабжающих предприятий планово
убыточно. Опыт частных фирм показыва-
ет, что грамотное управление в ЖКХ дей-
ствительно способно серьезно снизить
издержки, а значит, и тарифы. Пока же
население вынуждено оплачивать и само
тепло в квартире, и то тепло, которое по-
теряно на пути из котельной до дома. А
потери по теплу, напомню, до 40 процен-
тов. Вот и считайте, каким бы мог бы
быть тариф, при грамотном управлении
и минимизации потерь.
Частный бизнес пока сделал лишь
свои первые шаги в сфере ЖКХ. Но ре-
зультат уже есть. В тех регионах, где за
коммунальное хозяйство отвечает биз-
нес, порядка больше, а проблем на поря-
док меньше.
— Что все-таки может сделать го-
сударство, и будет ли запрещено при-
ватизировать какие-то объекты ЖКХ.
Собираетесь ли Вы поддерживать
льготы по оплате коммунальных ус-
луг для малоимущих.
— Несколько дней назад у меня про-
шло заседание правительственной ко-
миссии по жилищной политике. Один из
главных вопросов, который мы рассмат-
ривали — это вопрос о приватизации
объектов ЖКХ, что, все-таки, можно при-
ватизировать, а что нельзя ни при каких
обстоятельствах. Госстрою и ряду других
министерств было поручено в короткий
срок составить полный список объектов
инфраструктуры коммунального хозяй-
ства, не подлежащих приватизации.
О наших стариках-блокадниках, ве-
теранах, людях, социально не защищен-
ных, скажу так: их, конечно, же государ-
ство не бросит. Вот только нужно не от-
расль дотировать, а помогать каждому
конкретному человеку, оплачивать услу-
ги ЖКХ. Помощь должна быть адресной.
Подобная практика существует во многих
странах.
— Ваше отношение к введению
обязательного страхования жилья.
— У меня — положительное. Рано или
поздно мы все равно к этому придем. Же-
лательно, конечно, что бы законодатели,
прежде чем принимать такой закон, про-
думали, а будет ли он по карману всем
жителям. В противном случае закон, увы,
работать не будет. А страховать жилье
нужно, и практика такая в России уже есть.
Обязательно страхуют свое жилье жители
сейсмически опасных районов.
— Владимир Анатольевич, полу-
чается, что Вы отвечаете за решение
чуть ли не всех проблем на Севере,
8
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Золотой почетный
знак
«Общественное
признание»
Ж. Алферову
вручает
сопредседатель
попечительского
совета
Национального
фонда
«Общественное
признание»
В. Яковлев
С Г. Алиевым
у вечного огня
pg_0006
в Сибири и Дальнем Востоке, на Кам-
чатке и других регионах...
— За конкретные дела на территориях
отвечают руководители областей, рес-
публик и органы местного самоуправле-
ния. Моя задача как заместителя предсе-
дателя правительства – координировать
на самом высоком уровне ряд процессов,
связанных с жизнедеятельностью стра-
ны, и помогать создавать условия в виде
законов, постановлений, решений, про-
токолов в рамках работы правительст-
венной комиссии по жилищной полити-
ке. Ведь на мне замыкаются практически
все вопросы жизни на местах: проблемы
развития городов и градостроительства,
ипотеки и жилищного строительства,
транспортной политики — строительство
морских и речных портов, развитие же-
лезных дорог, транспортные коридоры,
воздушное сообщение, аэропорты. Ну и,
безусловно, самая, наверное, непопу-
лярная сегодня тема, но и самая важная
для людей – это жилищно-коммунальное
хозяйство.
Кроме того, я являюсь председателем
комиссии по безопасности дорожного
движения, а это направление работы се-
годня очень актуально. Ну, представьте,
в результате ДТП здоровые люди, кото-
рые могли бы создавать условия для про-
цветания нашей Родины, оказываются в
лучшем случае на больничной койке, а в
худшемЕ Более 200 тысяч наших сограж-
дан каждый год страдают от травм, полу-
ченных на дорогах. Это и огромные упу-
щенные возможности, и большая допол-
нительная нагрузка на государство.
И с этим надо немедленно что-то де-
лать. Разговоры идут вокруг того, что ес-
ли штрафы повысить, то кто и как их
сможет заплатить. А думать-то надо о
другом: как вообще не платить, то есть
просто не нарушать правила. Всем по-
нятно: крейсерская скорость движения
по городу, в населенных пунктах низкая.
Выскакивать на встречное движение и
создавать всем препятствия и плюс себе
находить дорогу в «мир иной» – навер-
ное, не самое лучшее. Поэтому, повто-
рюсь, высокие штрафы, я думаю, огра-
ничат разгильдяйство на дорогах. Сей-
час же наши штрафы — это не наказа-
ние, а просто насмешка какая-то. Рос-
сийскому водителю, к примеру, просто
выгодно нарушить правила парковки.
Потому, что если поймают за это, он от-
даст всего 50 рублей, а платная стоянка
стоит дороже.
Штрафы нужно многократно увели-
чивать. Увеличивать так, чтобы водителю
было просто страшно нарушать, что бы
он знал: нарушит — отдаст зарплату, при-
чем свою, жены и близких родственни-
ков. А все разговоры о том, что повышать
штрафы нельзя, у нас, дескать, доходы
низкие, пора прекращать. Есть один ве-
ликолепный способ не платить штрафы и
поберечь свой бюджет – не нарушать
правил дорожного движения.
Я знаю, что Вы собираетесь в рамках
Национального гражданского комитета
по взаимодействию с правоохранитель-
ными, законодательными и судебными
органами проводить в этом году две се-
рьезные конференции по безопасности
дорожного движения. Считаю, что эту те-
му должны подхватить все и в первую
очередь общественные организации.
Именно общество должно признать, что
необходимо более серьезно решать во-
просы подготовки водителей: ведь сего-
дня, чего там греха таить, кто-то покупает
права, а кто-то символически присутст-
вует на занятиях в автошколе. В результа-
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
9
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
На праздновании
300-летия Санкт-
Петербурга
Коллеги:
мэр Москвы
Ю. Лужков
и Санкт-
Петербурга —
В. Яковлев
pg_0007
те самое большое количество аварий со-
вершают водители со стажем вождения
автомобиля до трех лет. Второе: детей
необходимо с детского сада, в игре обу-
чать правилам дорожного движения. Это
очень важно. Для этого должны быть
специальные программы.
Необходимо внести изменения и в
правила дорожного движения. Не могут
автобусы или маршрутные такси выез-
жать в левый ряд, они должны занимать
свой правый ряд. Более строго нужно
соблюдать и правила проезда через пе-
рекресток. Ну и, безусловно, система
штрафов, о которой я говорю, — она то-
же увеличит безопасность на дорогах. А
деньги, которые будут собраны в виде
штрафов, должны быть направлены на
улучшение состояния безопасности тех
же дорог.
— Из-за низкой зарплаты отдель-
ные подразделения ГАИ не укомплек-
тованы, их оснащение современными
техническими средствами оставляет
желать много лучшего. Выходит, до
тех пор, пока в стране не закончатся
реформы, сотрудники ГАИ будут
брать штрафы себе, дабы прокормить
семью.
— Вы знаете, есть такие, которые что
до реформы, что после брали и брать бу-
дут, причем будут брать совсем не для
семьи. Пусть водители попробуют просто
не давать сотрудникам ГИБДД денег. А то
сначала дают, а потом жалуются: мили-
ционеры, мол, взяточники.
Если же говорить, о техническом со-
стоянии ГИБДД, о зарплате сотрудников,
то картина, конечно, нерадужная. Но та-
кая несладкая жизнь у всех бюджетни-
ков. А чтобы менять и улучшать, требует-
ся время и не малые средства. Но ведь
совсем недавно нашим врачам, учителям
их маленькую зарплату и ту задержива-
ли, причем месяцами. Сейчас в этом на-
вели порядок.
— Владимир Анатольевич, Вы –
один из тех, кто стоял у истоков со-
здания наших общественных орга-
низаций — Национального фонда
«Общественное признание» и Неза-
висимой организации «Гражданское
общество». Учитывая, что участок
работы в правительстве Вам достал-
ся один из самых тяжелейших, что
сегодня для Вас значит оценка дея-
тельности руководителя и поддерж-
ка его обществом. Может ли помочь
в Вашей работе то, что мы называем
общественным мнением. Ведь не се-
крет, что оно, к сожалению, сегодня
чаще формируется СМИ, а не обще-
ственными организациями и граж-
данскими союзами.
— Абсолютно правильно. Телевиде-
ние является мощнейшим инструментом
продвижения любой идеи или мнения,
включая, естественно, общественное. Из
человека можно сделать героя, можно —
и отрицательную фигуру. Для этого есть,
так называемые, заказчики, которые пы-
таются создать искусственное общест-
10
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
С президентом
Беларуси
А.Г. Лукашенко
С Н. Михалковым
В. Яковлев
и В. Шемякин.
Фотографии
на память
pg_0008
венное мнение. Это может существенно
влиять на жизнь в городе или в области.
Вот у меня совсем недавно была та-
кая ситуация в Санкт-Петербурге. Ни-
какие электронные средства не могли
снизить рейтинг того общественного
мнения, которое сложилось у питерцев
о нашей работе. И вот это, мне кажется,
очень важным. Это говорит о том, что
власть в ладах с общественностью,
власть использует все возможные ме-
ханизмы взаимодействия с ней. Не со
всеми моими решениями люди готовы
были сразу согласиться, очень много
приходилось принимать сложных
непопулистских решений. Как капитан
на корабле не всегда ведет его в хоро-
ших погодных условиях, так и у нас не
всегда бывает хорошая политическая
атмосфера, в которой человек вынуж-
ден принимать решения для того, что-
бы не стало хуже, а становилось лучше
для людей. Вначале, конечно, не все с
этим соглашаются. Но в итоге, когда
проходит какое-то время, многие начи-
нают все-таки понимать ситуацию, осо-
знавать, что решение правильное.
И могу сказать, что те структуры, кото-
рыми вы занимаетесь на протяжении уже
многих лет – Национальный фонд «Обще-
ственное признание» и Независимая орга-
низация «Гражданское общество» — на
мой взгляд, движутся в правильном на-
правлении. Вообще тема построения
гражданского общества на сегодняшний
день требует еще большего участия и вла-
сти, и общества: политических организа-
ций, религиозных структур, националь-
ных образований. Потому что мы нахо-
димся, на мой взгляд, в самом начале его
становления. Гражданское общество, как
кто-то говорил, как хорошее вино, долж-
но созреть. Пока оно у нас очень молодое.
— Каким Вам видится будущее
России.
— Безусловно, каждый из нас желает
своей стране только добра. Я хочу, что-
бы Россия вновь стала страной могучей
и стабильной. А признаки этого уже есть
и в политике, и в экономике, и промыш-
ленности.
— Расскажите о Вашей семье. Где
и как прошло Ваше детство. Есть ли у
Вас домашние обязанности. Ходите
ли Вы в магазины.
— Родился я в Якутии, в городе Олек-
минске, моя мама была там в эвакуа-
ции. А потом вся моя жизнь была связа-
на Ленинградом, здесь и учился, и ра-
ботал, и встретил свою Ирину Ивановну.
Она-то меня и освободила от всех до-
машних обязанностей. Впрочем, как-то
раз она меня просила сходить в мага-
зин. Я сходил. Потом мне было сказано
— больше не надо.(Смеется) Сейчас я,
если и хожу в магазины, то в основном
за подарками для внучки Александры и
жены.
— Где предпочитаете отдыхать —
в России или заграницей. Любите ли
природу. Как вы относитесь к совре-
менному телевидению. Есть ли у Вас
домашние животные. Ваш любимый
вид спорта.
— Природу очень люблю. Есть особо
любимые уголки России и особо люби-
мые книги.
Телевизор посмотреть удается неча-
сто. Но всегда стараюсь посмотреть но-
вости и политические передачи. К до-
машним животным отношение более
чем хорошее, потому что я сам, как го-
ворят, собачник. У нас великолепный
пес Дюк, черный ризеншнауцер.
Если говорить о спорте, то я, в прин-
ципе, очень люблю двигаться. Поэтому с
удовольствием играю в баскетбол и в
теннис, катаюсь на лыжах и велосипеде.
Вот только времени бы побольше на все
это!
— Последний вопрос. Что бы Вы
хотели пожелать в новом году граж-
данам страны, их объединениям и
союзам и, конечно же, читателям
нашего журнала.
— Ну, прежде всего я хотел бы, что-
бы гражданское общество двигалось
вперед, росло, крепло и развивалось.
Чтобы активные граждане – участники
различных конференций и «круглых
столов» переходили бы к более конкрет-
ным действиям. Хочу пожелать, чтобы
эти действия всколыхнули большую
часть сознательных людей, проживаю-
щих на территории, равной одной шес-
той всей земли. И чтобы власть и обще-
ство понимали бы друг друга.
Хочу пожелать мира и добра каждо-
му дому, каждой семье. Конечно, хоте-
лось, чтобы мы победили терроризм,
объединив усилия. Безусловно, хоте-
лось бы, чтобы меньше бедных людей
проживало в нашей такой богатой стра-
не. Хочется как можно скорее и эффек-
тивнее решить вопросы, связанные с ре-
формированием ЖКХ, и чтобы это не
било по карману население. Безуслов-
но, хочется, чтобы наш транспорт был
безопасным.
Ну, и хотелось бы пожелать всем до-
бра, счастья, здоровья, радости и люб-
ви. Новый год – самый замечательный
праздник: он одинаково любим как де-
тьми, так и взрослыми. Конечно, от Но-
вого года, от Деда Мороза все мы втай-
не ждем каких-то подарков. Хочу, чтобы
у наших людей надежды, мечты и жела-
ния, с которыми они связывают 2004
год, сбылись.
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
11
В рабочем
кабинете