КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
О некоторых аспектах
российской внешней политики
Родился в 1945 г., русский.
В 1968 г. окончил Красноярский
политехнический институт.
До сентября 1969 г. работал
инженером-топографом в составе экс-
педиций (в районах Крайнего Севера,
Якутии, Чукотки, Магаданской облас-
ти).
В 1970 г. окончил высшие
курсы КГБ СССР в г. Минске.
В дальнейшем проходил службу в КГБ
СССР, ФСБ России.
С 1992 г. входил в состав высшего
руководства органов контрразведки
Российской Федерации.
С 1994 г. — первый заместитель
директора ФСБ России.
С 1997 г. — председатель Комите-
та по вопросам безопасности Союзно-
го государства России и Белоруссии.
Имеет воинское звание генерал-
полковника.
В 1990–1992 гг. — народный де-
путат Российской Федерации.
С 2001 г. — заместитель министра
иностранных дел России. Координи-
рует работу по вопросам новых вызо-
вов и угроз.
Член Президиума Национального
гражданского комитета по взаимо-
действию с правоохранительными,
законодательными и судебными орга-
нами.
Имеет правительственные награ-
ды России и СССР. Почетный сотруд-
ник контрразведки России.
Член-корреспондент Международ-
ной академии информационных техно-
логий.
Женат, имеет двоих детей.
САФОНОВ
Анатолий Ефимович
Заместитель министра
иностранных дел
Российской Федерации
44
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
В нашем журнале уже стало доброй традицией предоставлять «трибуну» для кавалеров
Золотого Почетного знака «Общественное признание». Один из них – заместитель министра
иностранных дел Российской Федерации Анатолий Ефимович Сафонов, которому высокая
общественная награда была вручена в октябре 2003 г. в ходе состоявшегося в Нижнем
Новгороде Российского форума.
В наших вопросах к А.Е.Сафонову мы затронули не только проблемы, которые
он непосредственно курирует в МИД России, но и другие аспекты деятельности российского
внешнеполитического ведомства.
pg_0002
— В одном из своих выступлений
Вы отметили, что «Министерство ино-
странных дел ценит доброе отноше-
ние с общественными институтами,
способствующими укреплению роли
гражданского общества в междуна-
родной деятельности нашего госу-
дарства». Недавно был подписан об-
щественный Договор о взаимодейст-
вии по обеспечению национальной
безопасности России. Могли бы Вы
привести наиболее значимые приме-
ры и оценить перспективы развития
такого взаимодействия государства и
общества.
— Прежде всего хотел бы отметить,
что в своем послании Федеральному со-
бранию в мае 2003 г. Президент Россий-
ской Федерации В.В.Путин ясно подчерк-
нул необходимость консолидации граж-
данского общества в России во взаимо-
действии властных структур с обществен-
ными (неправительственными) объеди-
нениями для достижения консенсуса по
наиболее приоритетным направлениям
внутренней и внешней политики госу-
дарства.
Министерство иностранных дел со
своей стороны ведет активную работу на
этом направлении, что, собственно, и
вписывается в рамки концепции внеш-
ней политики России, где прямо говорит-
ся «о более широком вовлечении непра-
вительственного сектора в сферу внеш-
неполитической деятельности страны и
обеспечении гражданским обществом
максимальной поддержки политики го-
сударства».
Мы исходим из того, что потенциал
неправительственных организаций
(НПО) может быть активно задействован
на таких важных направлениях, как фор-
мирование многополярного миропоряд-
ка, развитие демократических институ-
тов в национальном и международном
масштабах, защита прав наших соотече-
ственников за рубежом, обеспечение
российских интересов в экономической,
социальной и гуманитарной сферах, на-
конец, решение проблем разоружения,
борьба с международным терроризмом,
оргпреступностью и в целом ряде других
областей. Поэтому мы не только ценим
доброе отношение с общественными ин-
ститутами, способствующими укрепле-
нию роли гражданского общества в меж-
дународной деятельности нашего госу-
дарства, но и ведем с ними целенаправ-
ленную работу. Так, на недавнем заседа-
нии коллегии министерства отмечалось,
что именно соединение научной и обще-
ственной мысли с опытом практической
дипломатии может дать эффективные
ответы на вызовы современности.
Упомянутый вами общественный До-
говор о взаимодействии по обеспечению
национальной безопасности, подписан-
ный в октябре 2003 г. в рамках Россий-
ского гражданского форума в Нижнем
Новгороде между представителями
гражданского общества – лидерами ав-
торитетных НПО, предпринимательских,
научных и общественных кругов и СМИ, с
одной стороны, и представителями влас-
ти Российской Федерации всех уровней
— с другой, как раз и направлен на разви-
тие и углубление диалога и сотрудниче-
ства общественных структур с государст-
венными во имя укрепления основ рос-
сийского гражданского общества, эф-
фективного взаимодействия государства
и общества по обеспечению экономичес-
кой и общественной безопасности.
МИД России также участвовал в этом
форуме, что подчеркивает последова-
тельный характер работы Министерства
на данном направлении. Хотел бы доба-
вить, что в министерстве с сентября
2001 г. образована и действует Межде-
партаментская группа по взаимодейст-
вию с неправительственными организа-
циями. В ней представлены все основные
его подразделения.
Одной из центральных задач МИД
России в работе с НПО является активи-
зация ее «международного измерения»,
то есть вовлечение российских общест-
венных объединений в деятельность
международных организаций системы
ООН, Межпарламентского союза, Совета
Европы и других институтов, получение
для них консультативного статуса или
статуса участника в наших программах и
проектах, что во многом будет способст-
вовать решению внутренних проблем
российского общества.
Могу привести еще один пример дея-
тельности МИД России в этом плане. В
конце октября 2003 г. министерство сов-
местно с Советом неправительственных
организаций при председателе Госдумы
России провели впервые в Москве с Со-
ветом Европы на базе российской НПО
«Федерация мира и согласия» рабочий
семинар: «Как достичь диалога и парт-
нерства между НПО и властью. Перспек-
тивы сотрудничества российских НПО с
Советом Европы». Это всего лишь один
из многих примеров активной работы
министерства в сфере повышения роли
гражданского общества в международ-
ной деятельности нашего государства.
— Сегодня широко обсуждается
вопрос об эффективности деятельно-
сти ООН, в качестве организации,
призванной играть центральную роль
в обеспечении фундамента для реше-
ния вопросов безопасности. Как, на
Ваш взгляд, сегодня реализуются воз-
можности этой авторитетной органи-
зации и что необходимо предпринять
для повышения практической отдачи
деятельности ООН в обеспечении бе-
зопасности.
— В условиях увеличения количества
и масштабов глобальных вызовов и уг-
роз – таких, как международный терро-
ризм, региональные конфликты, распро-
странение оружия массового уничтоже-
ния, эпидемии, экологические риски и
т. д. – роль ООН в их нейтрализации объ-
ективно возрастает. Ее многосторонние
механизмы во многих случаях безальтер-
нативны. Так, созданный резолюцией Со-
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
№ 28 / 200
3
ПРИЗНАНИЕ
45
Российский форум
в Нижнем Новгороде.
А.Е. Сафонов,
Полномочный
представитель
Президента России
в Приволжском
Федеральном округе
С.В.Кириенко
и представитель МИД
России в Нижнем
Новгороде С.Г. Малов
pg_0003
вета Безопасности ООН контртеррорис-
тический комитет является общеприз-
нанным координирующим центром уси-
лий мирового сообщества в этой сфере.
Накопленный опыт, широкий арсенал
средств, неоспоримая легитимность ООН
– все это факторы, обусловливающие ее
центральную роль в мировых делах, в
том числе в решении вопросов обеспече-
ния международной безопасности. ООН
вносит решающий вклад в урегулирова-
ние большинства наиболее сложных ре-
гиональных конфликтов. В настоящее
время под ее эгидой развернуто 16 миро-
творческих операций. Причем миротвор-
чество ООН – это живая материя. Она
развивается с учетом накопленного опы-
та и потребностей в каждой конкретной
ситуации. За более чем полувековую ис-
торию «голубые каски» прошли эволю-
цию от сравнительно простых миссий по
наблюдению за разъединением до слож-
ных многофункциональных операций.
Понятно, что возможности ООН не
безграничны. Отсюда возникает необхо-
димость «разделения труда» между Ор-
ганизацией и рядом обладающих необ-
ходимыми ресурсами региональных ор-
ганизаций в соответствии с главой VIII
Устава ООН.
ООН не должна оставаться в стороне
от ответа на такой новый вид угрозы со-
временности, как опасность попадания
оружия массового уничтожения в руки
террористов. Россия убеждена, что опти-
мальным форумом для согласования ра-
мок международных усилий по нейтра-
лизации этой угрозы может и должна
служить ООН и ее Совет Безопасности.
Совместно с нашими партнерами по «пя-
терке» постоянных членов мы планируем
конкретные шаги на этом направлении.
Убедительной демонстрацией выше-
сказанному служит проходящая 58-я сес-
сия Генеральной ассамблеи ООН, в ра-
боте которой приняли участие Президент
России В.В.Путин и многие главы госу-
дарств и правительств, объединенные
общим стремлением консолидировать
ряды мирового сообщества вокруг этого
уникального института.
Важным приоритетом сегодня явля-
ется формирование под эгидой ООН гло-
бальной системы противодействия но-
вым вызовам и угрозам, включая между-
народный терроризм во всех его формах
и проявлениях. Лидеры стран осознают,
что пора переходить к практическим ша-
гам по созданию такой системы, начиная
с определения ее базовых критериев и
параметров. По инициативе В.В.Путина
Генассамблея ООН 3 декабря 2003 г.
приняла резолюцию, конкретизирующую
задачи на этом направлении.
В русле российской инициативы дей-
ствует созданная генсекретарем ООН
К.Аннаном группа видных деятелей вы-
сокого уровня. Ей поручено представить
к августу 2004 г. рекомендации о практи-
ческих мерах по обеспечению коллектив-
ных действий мирового сообщества в от-
вет на новые угрозы и вызовы, а также
оптимизации многосторонних институ-
тов. Россию в группе представляет
Е.М.Примаков.
Рассчитываем, что результаты работы
группы помогут государствам в деле ук-
репления и совершенствования потенци-
ала ООН, в том числе в антитеррористи-
ческой сфере. Россия будет вносить весо-
мый вклад в эти важные усилия.
— К вопросу о проблемах безопас-
ности России. Что касается аспектов,
более ограниченных географически,
то в них важнейшее значение имеет
создание по периметру российских
границ так называемого пояса добро-
соседства. Какие бы Вы могли отме-
тить позитивные события, в этой
связи.
— Вы правы. Среди многочисленных
факторов обеспечения безопасности
России действительно важнейшее значе-
ние имеют отношения с нашими соседя-
ми, прежде всего со странами СНГ. Ми-
нистр иностранных дел России И.С.Ива-
нов вновь сказал об этом недавно в бра-
зильском институте Рио Бранка: «Мы за-
интересованы в том, чтобы вокруг России
был создан своего рода пояс дружбы,
стабильности и безопасности».
Что касается позитивных примеров,
то упомяну самые, пожалуй, показатель-
ные. В последние два года на этом на-
правлении все более важную роль играет
Организация Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ). Как Вы знаете, со-
здана организация в 2002 году. Ее цели и
задачи свидетельствуют об оборонитель-
ном характере союза, о приоритете, кото-
рый отводится политическим средствам
предотвращения и ликвидации военных
конфликтов. Напомню, что в настоящее
время партнерами России в ОДКБ явля-
ются Армения, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия и Таджикистан. Они, собствен-
но, наряду с другими нашими соседями,
и составляют тот самый пояс добрососед-
ства, о котором мы говорим.
В сентябре 2003 года вступили в силу
основополагающие документы ОДКБ –
Устав и Соглашение о правовом статусе,
создающие государствам-членам необхо-
димые условия для дальнейшего активно-
го сотрудничества. Еще важно то, что ор-
ганизация нацелена на быструю адапта-
цию к меняющейся ситуации в регионе,
выработку единой позиции по целому ря-
ду весьма сложных проблем, в том числе
обстановке в Афганистане, борьбе с меж-
дународным терроризмом, наркотрафи-
ком и организованной преступностью. В
качестве военной составляющей ОДКБ
сформированы коллективные силы быст-
рого развертывания (КСБР), открыта рос-
сийская авиабаза в г. Кант (Киргизия), ко-
торая стала их авиационным компонен-
том. Практическим примером взаимодей-
ствия в рамках ОДКБ стало успешное про-
ведение операции «Канал-2003» по борь-
бе с наркобизнесом и незаконным оборо-
том оружия.
— Вопросы европейской и гло-
бальной безопасности напрямую свя-
заны с перспективами укрепления,
движения к более авторитетному, эф-
фективному союзу Россия – НАТО. Что
сейчас происходит в рамках этого со-
юза. Какие существуют препятствия
для более тесного сотрудничества. С
какими предложениями в этом плане
выступает российская сторона.
— Действительно, сердцевиной от-
ношений между Россией и НАТО явля-
ются вопросы укрепления международ-
ной безопасности. Принимая в 1997 г.
основополагающий акт, главы госу-
дарств и правительств России и стран-
членов НАТО договорились строить
46
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
Совместная пресс-
конференция
А.Е. Сафонова
с заместителем
министра
иностранных дел
Индонезии
М. Видодо
по завершении
консультаций
по терроризму
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
pg_0004
прочный и всеобъемлющий мир в евро-
атлантическом регионе на принципах
демократии и безопасности. Подписа-
ние 28 мая 2002 г. Римской декларации
вывело наши отношения с альянсом на
качественно новый уровень. Был создан
механизм в составе двадцати госу-
дарств, в котором они выступают как
равные партнеры при проведении кон-
сультаций, принятии совместных дейст-
вий или решений. Таким механизмом
является Совет Россия–НАТО (СРН).
За полтора года это образование зна-
чительно укрепилось. Совет Россия–НА-
ТО действует теперь как авторитетный
орган взаимодействия в системе между-
народных структур, обеспечивающих ев-
ропейскую безопасность. Сотрудничест-
во в рамках «двадцатки» позволяет сов-
местно осуществлять поиск подходов к
решению проблем противодействия но-
вым вызовам и угрозам, укреплять наши
потенциалы для их отражения. Мы отме-
чаем позитивную эволюцию отношений
России с НАТО, отвечающую нашим на-
циональным интересам.
Практическая деятельность в рамках
СРН осуществляется по довольно широко-
му спектру направлений. Созданы и функ-
ционируют на постоянной основе 17 специ-
ализированных рабочих групп, нацелен-
ных на достижение конкретных результа-
тов, например, в таких областях, как ПРО
ТВД, координация воздушного движения,
ликвидация излишков противопехотных
мин. Достигнуты неплохие результаты в ра-
боте на антитеррористическом направле-
нии, по вопросам нераспространения ору-
жия массового уничтожения, кризисного
урегулирования, миротворчества. Углубля-
ется диалог в сфере ядерной безопасности.
Интенсивно развиваются контакты по ли-
нии чрезвычайного гражданского плани-
рования. Успешно осуществляется практи-
ческое сотрудничество по военной линии.
На 2004 год запланировано более ста сов-
местных мероприятий между российскими
и натовскими военными.
Наряду с довольно позитивной дина-
микой наших отношений с НАТО есть во-
просы, которые вызывают у нас обеспо-
коенность. Это, в частности, относится к
расширению альянса и связанной с этим
процессом проблемой соблюдения аль-
янсом своих обязательств по военной
сдержанности в соответствии с Осново-
полагающим актом Россия – НАТО.
В июне 2004 г. на Стамбульском сам-
мите НАТО будет оформлено членство в
альянсе трех прибалтийских государств и
Словении, не являющихся участниками
Договора об ОВСЕ. На их территории не
распространяются режимы ограничения
вооружений, предусмотренные в этом
договоре. Такая ситуация не может не от-
разиться негативно на отношениях Рос-
сия–НАТО. Мы считаем, что развязки на-
до искать на пути скорейшей ратифика-
ции адаптированного ДОВСЕ. Натовцы
же в качестве предварительного условия
для начала ратификации Договора вы-
двигают выполнение Россией так
называемых стамбульских обязательств
по Грузии и Молдавии, не имеющих от-
ношения к ДОВСЕ. Для нас такая искусст-
венная увязка неприемлема – Россия все
свои обязательства по ДОВСЕ выполни-
ла. Поэтому будем по-прежнему настаи-
вать на ускорении процесса ратифика-
ции ДОВСЕ как краеугольной опоры ев-
ропейской безопасности.
— Глобальная стратегия противо-
действия новым вызовам и угрозам
призывает к созданию и укреплению
антитеррористической коалиции.
Террористический интернационал
действительно является величайшей
современной угрозой человечеству.
Как складывается процесс создания
такой коалиции. Что предпринимает
российская дипломатия для решения
этой задачи.
— Я бы не стал сводить дело к форми-
рованию некоей формальной коалиции.
Широкая антитеррористическая коали-
ция авторитетно и эффективно действо-
вала в Афганистане. А вот иракские со-
бытия, по-моему, восприятие термина
«коалиция» как такового серьезно под-
портили, во всяком случае, вернули в не-
кие прежние, «доафганские» рамки, по-
тому как в Ираке военные действия вела
совершенно иная по составу и целям коа-
лиция, не имевшая отношения к совмест-
ной борьбе мирового сообщества с тер-
роризмом.
За что последовательно и активно
выступает Россия, на что всегда была на-
целена упомянутая вами идея выработки
глобальной стратегии противодействия
новым вызовам и угрозам, так это реаль-
ное объединение усилий всех государств
мира в борьбе с терроризмом и прочими
связанными с ним современными гло-
бальными опасностями на обязатель-
ном, хочу это подчеркнуть особо, и нео-
споримом фундаменте международного
права и при центральной координирую-
щей роли в этих усилиях Организации
Объединенных Наций.
В иракском сценарии отстаиваемые
нами принципы не были соблюдены со-
вершенно — силовая акция была пред-
принята в одностороннем порядке оши-
бочно и привела, сейчас это очевидно
для всех, к прямо обратному результату в
плане борьбы с терроризмом. Неста-
бильностью в Ираке теперь активно
пользуются международные экстремист-
ские группировки, а сама страна вполне
способна превратиться в опасный и
большой очаг террористической угрозы.
Выступая в Буэнос-Айресе, И.С.Ива-
нов сказал в частности, что война в Ираке
«ослабила антитеррористическую коали-
цию, лишила ее ясных целей и принципов
борьбы». И все же благодаря в первую
очередь гибкой и последовательной ли-
нии России в ситуации вокруг Ирака непо-
правимого раскола в международном ан-
титеррористическом взаимодействии
удалось избежать. Такой раскол не пошел
бы никому на пользу, в том числе и нам.
Теперь задача состоит в том, чтобы в но-
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
Босния-Герцеговина.
А.Е. Сафонов
и бывший
командующий силами
по стабилизации
в Боснии,
американский
генерал Уорд
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
47
pg_0005
вых условиях попытаться восстановить
прежний ритм и объемы международного
антитеррористического сотрудничества, а
также, что очень важно, прежний уровень
доверия между основными партнерами,
ведущими государствами. Это, собствен-
но, уже происходит с полным подключе-
нием имеющегося набора международ-
ных, региональных и двусторонних меха-
низмов. Прежде всего, естественно, ООН,
контртеррористического комитета СБ
ООН, а также и механизмов «восьмерки»,
европейских организаций, организаций
пространства СНГ.
— Наряду с заметными позитив-
ными переменами в отношениях Рос-
сии с Западом как-то на второй план,
во всяком случае, так отображают си-
туацию большинство СМИ, отошли
наши отношения с азиатскими стра-
нами. Вместе с тем у России, в силу ее
уникального географического поло-
жения, традиционно складывались
самые разные отношения с нашими
соседями на Востоке – от самых доб-
рососедских до крайне напряженных.
Что бы Вы могли выделить в качестве
главных моментов в наших отноше-
ниях с КНР, Японией, Индией, други-
ми восточными странами.
— Что касается СМИ, то в них дейст-
вительно азиатскому направлению рос-
сийской внешней политики внимание
уделяется зачастую по остаточному прин-
ципу. Наверное, во многом это связано с
еще не до конца изжитыми анахронич-
ными представлениями об Азии как о не-
ком экзотическом «заповеднике», безна-
дежно отсталом в экономическом, науч-
но-техническом и многих других отноше-
ниях. Конечно, такие стереотипы уже
давно не соответствуют реальной жизни.
Азия неуклонно превращается в один из
ведущих центров мировой политики,
экономики и финансов.
Могу с полным на то правом утверж-
дать, что наша внешняя политика на ази-
атском направлении сейчас выведена на
качественно новый уровень, адекватный
нынешнему потенциалу и роли азиатско-
го региона в международной жизни. Она
получила сбалансированный, «равнове-
ликий» характер по западному и восточ-
ному векторам, как того требует геополи-
тический статус России – евроазиатской
державы. При этом последовательное
наращивание позитива в отношениях
России с соседними государствами в со-
четании с продвижением конструктивно-
го взаимодействия в рамках многосто-
ронних региональных механизмов обес-
печивает оптимальные условия как для
нашего собственного развития, так и для
процветания региона в целом.
Говоря о двусторонних отношениях с
азиатскими странами, в качестве главно-
го достижения назову выработку новой
модели стратегического партнерства с
Китаем и формирование в рамках этой
модели высокой степени взаимного до-
верия и взаимодействия. Укрепляется
материальная база российско-китайско-
го партнерства. Товарооборот между
Россией и Китаем в 2003 году может пре-
высить 14 млрд долларов.
На новые горизонты вышло взаимо-
действие России и Китая на мировой аре-
не. Сегодня тематика диалога с Китаем
охватывает практически все вопросы со-
временной международной повестки
дня, в него вовлечены основные подраз-
деления МИД России, других ведомств
двух стран.
В числе приоритетных направлений
внешнеполитического взаимодействия
Москвы и Пекина такая злободневная
проблема, как борьба с терроризмом.
Проблематика противодействия терро-
ризму обсуждается в рамках двусторон-
ней рабочей группы на уровне заместите-
лей министров иностранных дел с учас-
тием представителей правоохранитель-
ных органов и спецслужб. Существенную
роль играет также российско-китайское
взаимодействие в сфере антитеррора на
многосторонних форумах, прежде всего
в рамках Шанхайской организации со-
трудничества.
В целом хочу подчеркнуть: россий-
ско-китайское стратегическое партнерст-
во отвечает национальным интересам
двух стран, служит весомым фактором,
оказывающим позитивное влияние на
развитие современной международной
обстановки. Поэтому отношения с Кита-
ем для нас – безусловный приоритет.
С Японией мы строим – и достаточно
успешно – отношения созидательного
партнерства. 2003 год можно назвать
знаковым. Он начался встречей на выс-
шем уровне в Москве, в ходе которой ру-
ководители наших стран приняли «Рос-
сийско-японский план действий», пред-
ставляющий собой своего рода «дорож-
ную карту» развития двусторонних свя-
зей. А завершился год визитом в Японию
председателя правительства Российской
Федерации М.М. Касьянова. Это служит
убедительным свидетельством высокого
уровня политического диалога между на-
шими странами.
Примечательно, что в прошедшем го-
ду у нас с Японией наметился подъем в
торгово-экономической области. Това-
рооборот увеличился за год примерно на
40 процентов. Начинают по-настоящему
работать сахалинские нефтегазовые про-
екты. Это позволяет говорить о качест-
48
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
Вручение Золотого
почетного знака
«Общественное
признание»
А.Е. Сафонову
на Российском
форуме в Нижнем
Новгороде
С.Н.Лебедев –
директор СВР России,
И.С. Иванов –
министр иностранных
дел РФ, заместители
министра
иностранных дел
А.Е.Сафонов
и В.И.Трубников
pg_0006
венных переменах в сотрудничестве
между нашими странами.
Успешно развиваются связи во мно-
гих других областях, в том числе культур-
ные, научные, по линии военных ве-
домств, правоохранительных органов.
Активно ведется антитеррористический
диалог.
На подъеме находятся отношения с
Индией, которую мы также рассматри-
ваем в качестве одного из ключевых
партнеров в Азии и в мире в целом. О
том значении, которое мы придаем от-
ношениям с Индией, свидетельствует
следующий факт: с 2000 года ежегодно
проходят российско-индийские самми-
ты, и только в 2003 году Президент Рос-
сийской Федерации В.В.Путин трижды
встречался с премьер-министром Ин-
дии А.Б.Ваджпаи.
С уверенностью можно сказать, что в
настоящее время взаимодействие между
Москвой и Нью-Дели носит характер ре-
ального стратегического партнерства и
продолжает всемерно укрепляться в духе
подписанных в ходе российско-индий-
ских встреч на высшем уровне Деклара-
ции о стратегическом партнерстве (ок-
тябрь 2000 г.) и Декларации о дальней-
шем упрочении стратегического партнер-
ства (декабрь 2002 г.).
Особый акцент мы делаем на укреп-
лении взаимодействия с Индией в проти-
водействии международному террориз-
му и выработке новых механизмов со-
трудничества в этой сфере. Созданы и
функционируют совместные рабочие
группы по противодействию глобальным
вызовам и по противодействию между-
народному терроризму.
Хотел бы обратить ваше внимание
еще на один момент, хотя и не фигуриру-
ющий в вашем вопросе, но, тем не менее,
принципиально важный – кардинальную
активизацию многосторонней диплома-
тии в Азии. Сейчас на азиатском прост-
ранстве около двух десятков объедине-
ний суб- и общерегионального формата.
В большинстве из них Россия играет
энергичную, инициативную роль.
Приведу лишь следующие примеры:
мы являемся соучредителями Шанхай-
ской организации сотрудничества, сов-
местно с Филиппинами возглавляем в
2003–2004 гг. механизм межсессионных
встреч по противодействию терроризму
и транснациональной преступности в
рамках регионального форума АСЕАН.
На качественно новый уровень выведены
наши отношения с АСЕАН. По инициати-
ве России запускается диалог по цветным
металлам в рамках форума «Азиатско-
тихоокеанское экономическое сотрудни-
чество», целью которого является выра-
ботка оптимальных условий для торгов-
ли цветными металлами в АТР. Такой пе-
речень можно еще долго продолжать.
— Отдельная тема – отношения с
самыми близкими соседями, прежде
всего Украиной, Беларусью и Казах-
станом. В последнее время опреде-
ленное беспокойство вызывают отно-
шения с Грузией. Есть свои проблемы
и в отношениях со странами Балтии.
Понятно, что каждая тема заслужива-
ет отдельного внимания, и все же ка-
ковы общие тенденции в наших отно-
шениях с ближайшими соседями.
— Общее определить все же легко:
Россия готова строить со своими бли-
жайшими соседями отношения дружбы и
взаимовыгодного сотрудничества. Мы
глубоко заинтересованы в таких отноше-
ниях, и результаты, уровень двусторон-
него взаимодействия впечатляет там, где
и наши партнеры подходят к решению
вопросов с тем же заинтересованным,
конструктивным настроем. Я все же ко-
ротко остановлюсь на отношениях с ука-
занными вами странами, в том числе,
чтобы проиллюстрировать свою мысль.
Если говорить о развитии отношений
России с Белоруссией и Украиной, то я оп-
тимист и уверен в их самых благоприят-
ных для наших государств перспективах.
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
49
Эль-Риад.
Переговоры
в Саудовской Аравии
с министром
внутренних дел,
принцем
Наиф Аль-Саудом
С заместителем
государственного
секретаря США
Ф. Тэйлором
и В.И. Трубниковым
pg_0007
Для этого существуют все объективные
предпосылки: историческая, культурная и
духовная общность братских народов, на-
лаженная тесная хозяйственная коопера-
ция между предприятиями наших стран,
их продвижение по пути экономических
реформ и укрепления демократических
институтов. Ключевое значение при этом
имеет создание экономического фунда-
мента дальнейшего углубления интегра-
ции. Вот почему мы стремимся активно
продвигать вперед начатую работу по
подготовке к формированию единого эко-
номического пространства России, Бело-
руссии, Казахстана и Украины. Российская
сторона готова к самым серьезным и
крупным шагам в процессе интеграцион-
ного взаимодействия и единения с Бело-
руссией, Украиной, в целом нашими парт-
нерами по СНГ.
Придаем особое значение, в частнос-
ти, активному продолжению строитель-
ства Союзного государства России и Бе-
лоруссии, которое сегодня выходит на
качественно новый этап. Предстоит обес-
печить переход на использование рос-
сийского рубля в качестве общей денеж-
ной единицы, завершить выравнивание
условий хозяйствования в обеих странах,
унификацию их хозяйственных механиз-
мов, определить и сформировать поли-
тическое устройство и правовую систему
Союзного государства.
Развитие взаимовыгодного сотруд-
ничества с Казахстаном остается одним
из основных приоритетов внешней поли-
тики России в СНГ. Наши отношения с Ас-
таной характеризуются высокой интен-
сивностью политических контактов,
дальнейшим укреплением стратегичес-
кого партнерства, расширением взаимо-
действия в экономической сфере. Прин-
ципиальное значение, естественно, име-
ет факт проживания в Казахстане более
4 млн наших соотечественников.
Казахстан входит в десятку ведущих
внешнеторговых партнеров России. Его
удельный вес в общем объеме россий-
ской внешней торговли в последние годы
составляет 3–4%. Двусторонний товаро-
оборот в 2003 г. приближается к 5 млрд
долларов. Важную роль в процессе нара-
щивания взаимного сотрудничества игра-
ют, кстати, приграничные связи 12 субъек-
тов Российской Федерации и восемь об-
ластей Казахстана. Это и понятно: Россия и
Казахстан имеют самый протяженный уча-
сток сухопутной государственной границы
– более 7,5 тыс. километров. Активно раз-
вивается российско-казахстанское со-
трудничество на Каспии. Совершенствует-
ся взаимодействие наших стран на косми-
ческом комплексе «Байконур». На мой
взгляд, успешно прошел Год Казахстана в
России. На январь 2004 года намечен
официальный визит Президента Россий-
ской Федерации в Республику Казахстан,
в ходе которого 2004 г. будет объявлен
Годом России в Казахстане.
Теперь коротко об отношениях с Гру-
зией. С народом этой страны россиян
связывают на протяжении многовековой
истории отношения тесной дружбы и со-
трудничества, культурная и духовная
общность. Но в последние годы вследст-
вие проводимой прежним грузинским
руководством политики эти традиции
были фактически нарушены. Россия вы-
ступает за восстановление естественных
отношений близкого партнерства с Гру-
зией и ожидает, что ее руководство сде-
лает для этого все возможное.
Принципиально важной для России
является задача обеспечения безопасно-
сти на российско-грузинской границе.
Грузия примыкает к неспокойному реги-
ону Северного Кавказа, где продолжают
действовать банды международных тер-
рористов. В этих условиях жизненный
интерес России состоит в скорейшей ста-
билизации в Грузии, урегулировании ее
внутренних проблем, обеспечении безо-
пасности в приграничных районах.
Рассчитываем на то, что новые власти
Грузии смогут гарантировать неповторя-
емость таких авантюр, как рейд гелаев-
ской банды в Кодорское ущелье, будут
противодействовать передвижению тер-
рористов по грузинской территории, по-
ложат конец деятельности существующих
под различными «крышами» чеченских
представительств в Грузии.
Что касается отношений России со
странами Балтии, то они, безусловно,
имеют потенциал для развития, но, как
известно, обременены грузом проблем
гуманитарного характера и вопросов,
возникающих в силу происходящих на
Европейском континенте процессов.
Впрочем, отношения с каждой страной,
конечно, остаются специфичными.
Так, с Литвой у России ведется актив-
ный политический диалог. Динамично
развивается торгово-экономическое и
транспортное сотрудничество, растут рос-
сийские инвестиции в экономику Литвы.
Важно, что у нас нет серьезных причин для
беспокойства по поводу положения на-
ших соотечественников в этой стране.
Процесс расширения ЕС, с другой
стороны, поставил перед нами непростой
блок задач, касающихся жизнеобеспече-
ния Калининградской области и в первую
очередь условий транзитного проезда
российских граждан через территорию
Литвы. Как известно, переговоры по этой
теме и с Евросоюзом, и с Литвой прохо-
дили непросто, но в итоге удалось выйти
на взаимоприемлемые решения.
Успешная реализация брюссельских
договоренностей по пассажирской со-
ставляющей калининградского транзита,
положительно сказалась на климате дву-
сторонних отношений. В 2003 г. Вильнюс
посетили с визитом председатели обеих
палат Федерального собрания России. В
октябре 2003 года состоялся рабочий ви-
зит в Россию премьер-министра Литвы
А.Бразаускаса.
Во многом иначе, к сожалению, об-
стоит дело в российско-эстонских отно-
шениях. На фоне поступательного разви-
тия торгово-экономического сотрудниче-
ства, увеличения товарооборота и нара-
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
50
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
И.С. Иванов вручает
А.Е. Сафонову
почетную грамоту
по случаю
200-летия
Министерства
иностранных дел
pg_0008
щивания объемов транзита через Эсто-
нию российских экспортных грузов в по-
следнее время в позиции эстонской сто-
роны по важным для России вопросам,
скажем прямо, начали преобладать нега-
тивные тенденции. Продолжаем акцен-
тировать внимание эстонских властей на
необходимости принятия эффективных
мер по ускорению решения проблемы
гражданства 162 тыс. жителей страны и
дальнейшего приведения законодатель-
ства в области прав национальных мень-
шинств в соответствие с международны-
ми стандартами.
Аналогично в подходе к развитию
российско-латвийских отношений Рос-
сия не может не учитывать продолжаю-
щееся игнорирование властями Латвии
интересов русскоязычного населения.
Как и в Эстонии, здесь не решается про-
блема массового безгражданства. Отст-
ранение неграждан от участия в полити-
ческой жизни явно усугубляет дефицит
демократии в этой стране.
Самый конфликтный вопрос для Лат-
вии – вызывающая массовые протесты по-
пытка властей этой страны под видом ре-
формы образования ликвидировать сред-
нюю школу с русским языком обучения.
Страны Балтии вступают в ЕС, и эта
перспектива имеет для нас как гумани-
тарное, так и экономическое измерение.
Россия, во-первых, ожидает, что неотъ-
емлемой частью процесса интеграции
Латвии и Эстонии в ЕС станет приведение
их законодательства в соответствие с ев-
ропейскими стандартами в области прав
человека и национальных меньшинств.
С другой стороны, введение норм Ев-
росоюза потребует адаптации нашей
двусторонней договорно-правовой базы
и может негативно сказаться на экономи-
ческих связях с этими странами. Все это –
предмет для обсуждения в рамках про-
цесса присоединения стран Балтии к Со-
глашению о партнерстве и сотрудничест-
ве Россия – ЕС.
И последнее. В военно-политическом
аспекте расширение НАТО на страны
Балтии, как я уже отмечал, ставит задачу
сохранения его членами военной сдер-
жанности, введения в действие адапти-
рованного ДОВСЕ и присоединения к не-
му новых государств-членов. Соответст-
вующие заверения на этот счет от НАТО
мы получили. Они должны выполняться.
— Министерство иностранных дел
– огромное ведомство, располагаю-
щее в отличие от других министерств
своими представительствами практи-
чески во всех странах мира. Как об-
стоит дело с подготовкой профессио-
нальных кадров, каким требованиям
должен отвечать современный рос-
сийский дипломат.
— Действительно, большое предста-
вительство МИД за рубежом требует со-
ответствующего количества профессио-
нальных кадров. Надо отметить, что в
этом плане у министерства есть очень хо-
рошая база, отличающаяся своими тра-
дициями и высокой требовательностью к
потенциальным работникам.
К счастью, наше ведомство, несмотря
ни на какие трудности периода становле-
ния новой государственности в России –
в отличие от других госорганов нашей
страны – в меньшей мере испытало на
себе отсутствие «связи поколений». Дип-
ломатия – настолько тонкий, деликатный
организм, что все понимали, что здесь
необходимо было сохранить преемст-
венность, традиции российской, а затем
и советской дипломатической школ. Яр-
кое тому подтверждение – галерея в ко-
ридорах Министерства портретов всех
министров иностранных дел старой и но-
вой России и СССР, начиная с периода
создания Министерства.
К гордости МИД можно отнести и из-
вестный Университет МГИМО. Школа
МГИМО ценится не только у нас в стране,
но и во всем мире. Не забывайте, что есть
еще и Дипломатическая академия, и кур-
сы иностранных языков при МИД, и кол-
ледж по подготовке технических сотруд-
ников. Мы также направляем на учебу в
высшие иностранные учебные заведения
наших перспективных молодых перевод-
чиков. Они иногда в течение целого года
имеют возможность совершенствовать
свои языковые знания. Все это увязано в
единую систему подготовки и переподго-
товки кадров.
На коллегию Министерства часто вы-
носятся вопросы совершенствования
подготовки кадров для того, чтобы не
было каких-либо страноведческих, язы-
ковых и других профессиональных «про-
валов» в кадровом обеспечении. В целом
их удается решать, хотя есть и опреде-
ленные трудности, связанные с финанси-
рованием, или, например, с тем, что мо-
лодым людям, прошедшим через наши
школы, как показывает практика, легче
реализовать свои возможности в других
секторах экономики.
Тем не менее мы с удовлетворением
отмечаем, что многие выпускники МГИ-
МО предпочитают работу в МИД, часть из
них, проработав где-то, возвращается к
нам. В этом, конечно, есть большая заслу-
га А.В.Торкунова — ректора МГИМО, че-
ловека, который сочетает в себе талант
крупного ученого и руководителя боль-
шого коллектива МГИМО и одновремен-
но хорошего организатора, хозяйственни-
ка. Отрадно, что от его внимания не ус-
кользает ни один из многочисленных во-
просов ежедневной жизни.
— Анатолий Ефимович, в заключе-
нии вопрос личного плана – расска-
жите о семье, сопровождает ли Ваша
супруга Вас на приемах, в деловых
поездках, чем занимаются Ваши дети,
Ваши личные любимые увлечения,
хватает ли времени для занятия ими.
— Супруга иногда сопровождает меня
на приемах, которые проводятся в Москве,
но это бывает не так часто. Сын также ре-
шил связать свою судьбу с Министерством
иностранных дел – сейчас учится в Дипло-
матической академии. Дочь заканчивает
среднюю школу. Не исключаю, что и она
решит выбрать направление, близкое к
МИД, я бы это только приветствовал.
С детства и юности у меня осталось
увлечение художественной литературой.
Хотя прогресс и меняет моду, но ничто не
может заменить мир интересной книги,
когда ты один на один с интересным «со-
беседником».
Каждый отпуск предпочитаю прово-
дить у себя на родине, в Сибири, где все так
до боли мне с детства близко и знакомо.
Беседовал Юрий ВАСИЛЬЕВ
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
51
Восхождение
к вершинам
российско-китайских
переговоров
по Великой
Китайской стене
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА