Галина Карелова
вице-премьер правительства РФ
В Российском Форуме принимает участие огромное количе-
ство представителей неправительственных организаций. Сама
идея перехода от диалога гражданского общества и всех ветвей
власти к конкретному их взаимодействию охватывает все боль-
шее количество тех организаций, которые раньше не принимали
участия в подобных форумах и общероссийских собраниях.
Если сравнивать нынешний Форум с Гражданским Форумом,
то я вижу движение вперед по качеству постановок в вопросах
социальной политики. Сегодня мы больше обсуждали проблемы
того, какие могут быть механизмы партнерства, и договарива-
лись о том, что мы должны сообща сделать.
Меня порадовал высокий профессиональный уровень дис-
куссий. Мы здесь друг друга слушали и, как мне кажется, услы-
шали. Российский Форум-2003 превзошел «Гражданский фо-
рум-2001» по качеству постановки обсуждаемых вопросов. Сего-
дня мы, например, обсуждали не просто проблемы детства, а ис-
кали конкретные механизмы партнерства по решению злобо-
дневных проблем.
Считаю, что надо представителям общественных и правоза-
щитных организаций вновь собраться после Российского Форума
и принять реальную программу конкретных действий по реше-
нию проблем детства. Эта программа должна быть не догово-
ром о намерениях, а именно долговременным планом действий.
Мероприятие призвано не только осветить все аспекты акту-
альнейшей проблематики, но и выработать общественные дого-
вора. В семье и обществе нужна системная работа в формирова-
74
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
В предыдущем номере нашего журнала мы подробно рассказали о
работе данного форума, ставшего центральным событием обществен-
ной жизни страны в прошедшем году, на которое съехались участники
из всех федеральных округов страны: представители экспертного сооб-
щества, власти и бизнеса, сотрудники правоохранительной системы,
деятели науки, работники образования, медицины, участники ярмарки
социальных и культурных проектов.
Сегодня мы продолжаем публикацию выступлений представите-
лей гражданского общества и всех ветвей власти на Российском Фору-
ме, принимавших участие в обсуждении проблем национальной безо-
пасности страны. Наши читатели могут познакомиться с частью вы-
ступлений, состоявшихся во время дискуссии в рамках круглого стола
на переговорной площадке по теме «Взаимодействие гражданских
и государственных институтов в обеспечении национальной
безопасности России».
За подготовку работы этой переговорной площадки Российского Фо-
рума были ответственны С.А. Абакумов, председатель Национального
гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными,
законодательными и судебными органами, председатель Правления
Независимой организации «Гражданское общество» и Национального
фонда «Общественное признание» и С.А. Абрамов, первый замести-
тель начальника Главного управления внутренней политики Президен-
та РФ. Напомним также, что дискуссии, состоявшиеся на этой перего-
ворной площадке, были настолько продуктивными, что в результате их
обсуждения участники вышли на подписание в качестве итогового до-
С 23 по 25 октября 2003 года в Нижнем
Новгороде прошел Российский Форум-2003
кумента Общественного Договора о взаимодействии, оригинальный
текст которого мы также публикуем сегодня.
По итогам переговоров, выступлений и дискуссий представителей
правоохранительных органов (ФСБ – Комогоров В.И., Алистратов Л.Г.,
МВД – Нургалиев Р.Г., Гордиенко В.В., Першуткин Н.И., Федеральной
пограничной службы ФСБ РФ – Рабалкин Н.Н., Госкомитет по противо-
действию незаконному обороту наркотиков – Михайлов А.Г.), Совета
безопасности РФ – Степанков В.Г., Министерства иностранных дел –
Сафонов А.Е., Министерства юстиции – Кислицин М.К., Высшего Арби-
тражного суда – Витрянский В.В. и других государственных ведомств,
представителей профильных комитетов Государственной думы и Сове-
та Федерации РФ с одной стороны, а также лидеров авторитетных об-
щественных организаций и гражданских союзов, известных политиков
и социологов, представителей руководства СМИ – Вольский А.И., Голо-
скоков А.И., Гончаров С.А., Заречнев В.С., Караганов С.А., Катырин
С.Н., Мазур И.И., Марков С.А., Никонов В.А., Павловский Г.О., Подбе-
резкин А.И., Третьяков В.Т., Шмаков М.В., Урнов М.Ю., Яковенко И.А.
— с другой, и был подписан Общественный Договор о взаимодействии
между институтами гражданского общества и представителями всех
ветвей власти (прежде всего правоохранительными, законодательны-
ми и судебными органами) в сфере обеспечения национальной безо-
пасности России. Координация по выполнению данного Договора воз-
ложена на Национальный Гражданский Комитет по взаимодействию с
правоохранительными, законодательными и судебными органами. Этот
уникальный, впервые подписанный по итогам подобных дискуссий
между представителями гражданских институтов и всех ветвей власти
документ, наметил пути решения, поднятых в дискуссиях проблем, за-
крепил конкретные механизмы их решения, и стал ясным для всех пла-
ном проведения мероприятий по реализации принятых решений.
Полный текст всех выступлений и докладов, прозвучавших на этой
дискуссии, будет опубликован в специально изданном сборнике в виде
отдельной брошюры.
ДИАЛОГ НА РАВНЫХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ДИАЛОГ НА РАВНЫХ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
>
Координаторы проблемной дискуссии
С. Абрамов и С. Абакумов
pg_0002
нии социальной политики в отношении детей, нужен федераль-
ный закон и общие усилия регионов в этом направлении.
Сейчас правительству предстоит не только предусмотреть в
бюджете 2004 года средства на выплату повышенной зарплаты
бюджетникам, но и подготовить законопроекты по реформиро-
ванию и модернизации системы начисления зарплаты. Суть ре-
формы — переход к отраслевому принципу оплаты труда. Над за-
конопроектами работают все министерства и ведомства соци-
ального блока.
Светлана Ганнушкина
руководитель общественной организации «За гражданское
содействие»
Я думаю, что общественные структуры весьма заинтересова-
ны в безопасности страны, потому что мы живем в этой стране,
потому что здесь живут наши семьи, и мы хотим, чтобы это была
спокойная, безопасная, доброжелательная страна для нас, и для
всех, кто живет на этой территории. Честно говоря, я считаю, что
у нас очень много проблем безопасности, и, в частности, в насто-
ящее время меня очень волнует, вообще существует ли у нас за-
конодательная власть. Это угроза конституционному строю, на
мой взгляд, может быть, она еще не очень ярко сейчас видна, но
для меня, когда я занимаюсь проблемами миграции, гражданст-
ва, краевого положения иностранных граждан, она совершенно
очевидна. Мы приняли в прошлом году два совершенно диких
закона: закон о гражданстве и закон о правовом положении ино-
странных граждан, приняли исключительно за счет администра-
тивного ресурса, а теперь вот с такой же легкостью были внесе-
ны поправки, причем в трех чтениях, и никаких изменений в это
внести уже нельзя, все в трех чтениях принято. Котенков погро-
зил депутатам пальцем, сказал, что президент работал, а вы тут
что дурака валяете, а ну-ка, в трех чтениях, и никто никакой точ-
ки зрения не смог высказать. На самом деле в результате приня-
ты поправки, и мы принимали активное участие и в инициирова-
нии этих поправок, и в том, чтобы они оказались, я лично 10 де-
кабря это докладывала президенту. И поправки были внесены в
Думу, и мы участвовали в их разработке. Но в них есть, напри-
мер, такая вещь: там трижды упоминается регистрация по месту
жительства, то есть прописка. Таким образом, этот новый закон,
который сейчас будет подписан, ложится под нож Конституцион-
ного суда мгновенно. Исполнительная власть оказывает такое
давление на власть законодательную, что фактически законода-
тели уже перестали какую-то ни было роль играть. Им говорят,
что президент работал, а вам остается только поднять руки или
нажать кнопки.
Второй вопрос – это законодательная власть, федеральная
власть. Она у нас имеет силу в регионах или нет. Я только что
приехала из Краснодарского края, где речь вообще шла о по-
стыдной вещи – о требовании забрать из Краснодарского края
небольшую группу людей, месхетинских турок, которые по на-
шему законодательству граждане России, во-первых, а во-вто-
рых, составляют 0,1%, и значит, наш народ, наше население не
может интегрировать такое количество людей. Это просто совер-
шеннейший нонсенс. Что у нас делает представитель федераль-
ной власти. Я не буду называть его имени. Он выходит к казакам
и говорит: «Что вы тут рассказываете о том, что у вас проблемы с
обучением, что у вас денег не хватает на учителей, на учебники,
с медициной, вы скажите, можно с ними жить или нет». И каза-
ки кричат: «Любо». То есть представитель федерального центра
идет на поводу у совершенно противозаконных требований не-
большой части населения, что абсолютно недопустимо. Таким
образом, сильного федерального центра у нас, получается, тоже
нет, и во многих регионах очень часто принимаются законода-
тельные акты, противоречащие федеральному законодательст-
ву, и это все проблема национальной безопасности.
Еще одна, на мой взгляд, важная вещь, которой я хочу кос-
нуться. В связи с терроризмом, который имеет место во всем ми-
ре, далеко не только у нас, появляется такая идея, что права че-
ловека можно подвинуть на второй план, и их соблюдение вхо-
дит в какое-то противоречие и противостояние борьбы с терро-
ризмом. Вот, на мой взгляд, это совершенно неправильная по-
становка вопроса, она не приведет ни к чему позитивному. На-
против, терроризм исходит из идеологии коллективной ответст-
венности, а права человека исходят из идеологии уважения лич-
ности. И если мы не будем отстаивать эту идеологию уважения к
личности, личного права, и будем отодвигать права человека на
второй планы, то как раз терроризму будет дана возможность,
ему будет дан шанс. Поэтому совершенно невозможно в тепе-
решних условиях говорить о том, что права человека могут подо-
ждать, пока мы уничтожим всех террористов, террористов будет
все больше и больше.
Последнее. Конечно, я не могу не сказать о мигрантах. Поло-
жение у нас сейчас катастрофическое. Ведь это огромная про-
блема – нелегальная миграция. Сейчас я хочу об этом сказать как
о проблеме национальной безопасности. Эти нелегальные миг-
ранты, которые составляют такую проблему, на самом деле сде-
лались нелегальными мигрантами в результате нового законо-
дательства. Мы сделали этих нелегальных мигрантов, мы уво-
дим их в тень, мы способствуем тому, что будет развиваться кор-
рупция, потому что деваться этим людям совершенно некуда.
Поэтому в целях национальной безопасности нужно принять
следующий лозунг «Лучший способ борьбы с нелегальной миг-
рацией – легализация». Тогда эти люди выйдут из тени и смогут
жить по нашим законам, а мы сможем от них чего-то требовать.
Последнее является работой неправительственных организаций.
Неправительственные организации, безусловно, сотрудничают с
правоохранительными органами, и, занимаются тем, что спо-
собствуют наведению порядка. Наша организация дважды обра-
щалась в прокуратуру по поводу известных нам преступлений,
так что этот упрек не совсем справедливый. Тем более мы посто-
янно защищаем потерпевших от преступлений самых разных, и
преступлений со стороны конкретных преступников, и со сторо-
ны различных официальных органов, официальных структур. Я
думаю, что это сотрудничество может быть еще более плодо-
творным, если нам навстречу будут идти правоохранительные
органы, которые сейчас сказали, что готовы с нами сотрудничать.
Вот мы давно готовы к этому сотрудничеству. Я бы сказала, тем
не менее, что за последнее время это сотрудничество ухудши-
лось, и это вызывает беспокойство. Мы по-прежнему должны
участвовать в разработке законов, а принимать их должны депу-
таты Государственной думы, и исполнительная власть должна
быть отделена от власти законодательной таким образом. Мы
должны участвовать в работе правоохранительных органов, и
гражданской контроль, о котором говорят в соседнем зале тоже
совершенно необходимая вещь. Иначе мы развалим эту самую
страну, которую мы пытаемся, то объявить какой-то православ-
ной, то Великой Россией, а мне хотелось бы жить в обычном,
нормальном государстве, доброжелательном и добром по отно-
шению к тем, кто в нем живет.
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
75
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
Высшая общественная награда России вручена вице-премьеру
правительства РФ Г. Кареловой
>
Высшая общественная награда России вручена вице-премьеру
правительства РФ Г. Кареловой
pg_0003
Владимир Гордиенко
Начальник Главного управления уголовного розыска Российской
Федерации, заместитель руководителя криминальной милиции
Второй день работы у нас идет как монолог: нет дискуссии,
нет ответной реакции. И я думаю, в этой части мы проигрываем.
Вчера, например, Андрей Бабушкин высказался о принятии за-
кона о двойном гражданстве, и притом с позиций, что это обяза-
тельно благо!. Он сообщил, что сегодня более трех миллионов
азербайджанцев желают принять российское гражданство. А для
России это благо или нет. Эти 3 миллиона – они наши соотечест-
венники, или это представители криминализированных элемен-
тов, пытающихся навязать нам свой образ жизни. Сегодня в Рос-
сии совершается более 30 тысяч преступлений выходцами из
ближнего зарубежья. 450 убийств наших граждан ежегодно со-
вершается ими. Я думаю, что вопрос двойного гражданства
очень острый и сложный, тонкий вопрос. Здесь нужны выверен-
ные критерии, нужно учитывать позиции разных ведомств, раз-
ных слоев населения, прежде чем принимать такие решение.
Второе – по контрактной армии. В последнее время настойчи-
во проводится мысль, что в России обязательно должна быть
именно контрактная армия. Притом это настойчивое требование
западных стран и отдельных правозащитников в нашем государст-
ве. Но, к примеру, в Израиле обязательная воинская повинность
не только для мужчин, но и для женщин. И я не слышал, чтобы кто-
то критически высказывался об этой системе воинской обязаннос-
ти в этой стране. Государство само имеет право устанавливать ту
или иную систему воинской обязанности в зависимости от кон-
кретных внешних и внутренних политических условий.
Хотелось бы высказаться и по предложению Сергея Маркова
о том, что общество в лице партий должно ставить цели правоо-
хранительным органам. У нас 100 с лишним партий. И все они
преследуют совершенно разные политические интересы. Хоть по
одному вопросу есть единство мнений у всех этих партий. Чью
позицию, чьи цели мы должны выполнять. Общество вырабаты-
вает консолидированные цели через парламентские процедуры
и в виде принятых законов ставит их перед всей исполнительной
властью. Другого подхода, например, в виде казацкого круга,
здесь быть не может. Второе, Сергей Марков привел пример, что
когда он ставил на учет свою «Ниву», то его обязали поставить ее
на учет в военкомате, и в этом усматривает определенное ущем-
ление своих прав. Во-первых, такая система существует в боль-
шинстве стран мира, а, например, в Германии – абсолютно все
джипы ставятся на воинский учет, и это не считается ущемлени-
ем чьих-либо прав.
Другое возражение в ходе нашей дискуссии. Светлана Ган-
нушкина ставила вопрос о защите прав мигрантов в России. Ин-
тересная получается ситуация у нас. Сегодня очень жесткие зако-
ны в отношении миграции в Соединенных Штатах Америки, в
Европе, особенно в скандинавских странах. В России эти право-
отношения не были урегулированы. Приняли один из самых ло-
яльных законов, которые только в мире существуют. И сразу под-
нялся вой на Западе и внутри нашей страны об ущемлении прав
мигрантов. Но не надо забывать, что, защищая права этой кате-
гории людей, мы ущемляем права наших граждан. А наши граж-
дане имеют право на защиту своих интересов. Теперь по поводу
беженцев. У нас очень много земель в Сибири, на Дальнем Вос-
токе. Там у них почему-то нет желания проживать. Они хотят
жить именно в Краснодарском крае, на самых лучших землях
России. В свое время, когда турки-месхетинцы подверглись на-
падению в Узбекистане, им предоставили дома в Смоленской
области и земельные участки по 40–50 соток. Назовите мне госу-
дарство, где беженцам предоставили дома в собственность и
землю. Нет такого. Так вот, турки-месхетинцы там жить не стали,
все уехали, хотя Смоленская область – это не Сибирь. К тому же
у нас Краснодарский край имеет ограниченную площадь. Наши
граждане, многие россияне – из Сибири, с Дальнего Востока, с
Крайнего Севера – с удовольствием бы там поселились, но не
имеют такой возможности. На встрече с
немецкой делегацией – они тоже подняли
этот вопрос. Мы им резонно заместили: а
почему вы не предоставите свои земли.
Говорят, что у них земля стоит дорого.
Немцы решили проблему турков-месхе-
тинцев за счет россиян, за счет нас. А ведь
есть еще и Турция. А почему ей не предо-
ставить лучшие земли своим этническим
туркам. Так что давайте очень серьезно
разбираться в подобных вопросах.
И хотел бы еще раз остановиться на
проблеме организованной преступности.
Вопрос делится на две части: так называе-
мая обычная уголовная преступность и та
организованная преступность, которая
вросла уже в сферы экономики. В части
уголовной – я должен ответственно ска-
зать — здесь неплохие результаты. За три
года мы изобличили и привлекли к уго-
ловной ответственности более 1 тысячи
банд. Вы должны представлять, насколько
это трудоемкий, тонкий, профессиональ-
ный и сложный вопрос. Мы почему-то ви-
дим только негативы и не хотим слышать
позитивного. Мы не хотим видеть и слы-
шать о тяжелом труде сыщиков, следова-
телей, всей милиции в этой части. Каждую
наделю, только сотрудниками уголовного
розыска изобличаются несколько десят-
ков организованных преступных групп. А
это тоже тяжелый высокопрофессиональ-
ный труд. Это результаты.
Более сложная криминогенная ситуа-
ция связана с экономикой. И здесь вопро-
сы должны решаться на уровне законода-
тельства и правительства, чтобы пресечь
теневую экономику, которая сегодня ком-
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
76
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
>
Во время дискуссии
>
Новый кавалер Золотого почетного
знака «Общественное признание»
С. Кириенко и А. Починок
pg_0004
фортно существует. Ни для кого не секрет, что 70 процентов таба-
ка – это контрафактная продукция. Ни для кого не секрет, что 65
процентов алкогольной продукции – теневая. А что творится в
рыбной отрасли: Россия теряет 6–7 миллиардов долларов еже-
годно. Почему сегодня рыболовецким судам выгодно нашу рыбу
везти в Японию, в Китай, в Корею, но не в Россию. Это кто вино-
ват – правоохранительные органы. Нет, это не урегулировано
законодательно. Если мы сегодня создадим условия для того,
чтобы было выгодно везти рыбу в Россию, изменится ситуация в
этой отрасли: меньше будет коррупции, меньше будет связок
преступных элементов с экономикой. Возьмите нашу лесную от-
расль. Вы знаете, это папуасская экономика: не продукцией тор-
говать, а лесом. Притом сегодня безнаказанно можно вырубить
более 10 гектаров, и за это существует только административная
ответственность. А чтобы были основания к возбуждению уго-
ловного дела, надо сплошняком вырубить 15 гектаров леса. И
здесь навести порядок можно принятием соответствующего за-
кона. Можно говорить и о других сферах экономики. Я полагаю,
что, если мы хотим убрать криминал из экономической сферы,
то надо в законодательном порядке урегулировать экономиче-
ские отношения, чтобы не было у нас комфортных условий для
существования теневой экономики.
Н. Першуткин
заместитель начальника СОБ, начальник ГУООП МВД РФ
Проблема национальной безопасности и особенно состоя-
ние и охрана правопорядка находятся на первом плане государ-
ственного и общественного институтов во всех странах мира. Это
мы почувствовали на себе. Мне удалось участвовать во многих
конференциях по данной проблематике. Прямо скажу, очень
большие претензии предъявлялись к нашим российским делега-
циям: состояние борьбы с терроризмом, с наркотрафиком, неза-
конной миграцией и особенно оборотом валюты. В последние 10
лет много удалось сделать в контроле за оборотом оружия. Как
ни удивительно, но вывод сегодня можно сделать один: мировая
и российская общественность, по существу, не имеет полной ин-
формации по этим вопросам.
Правоохранительная практика последнего десятилетия четко
свидетельствует, что без участия общественных объединений ре-
ально решить вопросы обеспечения защиты жизни и здоровья
российских граждан нам не удастся. Я бы позволил себе обратить-
ся к нашей истории. В России сложились особые формы отноше-
ний органов правопорядка и общественности. Ну вот, посмотрите,
самые древние источники: Киевская Русь, «Русская Правда». Вот
там было предоставлено право потерпевшим, их родственникам,
близким и всем желающим – подчеркиваю, всем желающим – по-
участвовать в охране правопорядка, в задержании преступника.
Еще один исторический отрезок нашей российской истории. Ека-
терина II, 1872 год, «Устав благочиния»: по-
смотрите, впервые была заложена система
участия общественности в охране порядка,
уже в то время. Я тоже критически отно-
шусь к послеоктябрьскому периоду нашей
истории, но одно несомненно: обществен-
ные дружины возникли уже в 17-м году, а
через семь лет они стали реальным инсти-
тутом воздействия на состояние порядка в
стране. Возьмите Осодмилы, Бригадмилы
30–40-х годов. Потом в послевоенный пе-
риод также продолжается наращивание
усилий общественности в охране порядка:
добровольные народные дружины. И в
70–80-е годы – я считаю, пик организован-
ной формы участия населения – появились
общественные пункты охраны порядка. Ре-
ально это было на пользу всех российских
граждан. 50 тысяч общественных пунктов
охраны порядка влияли на состояние на-
шей безопасности, и это, по-моему, нео-
споримо. Работа по месту жительства,
прежде всего борьба с уличной преступно-
стью, с правонарушениями, непосредственная работа в жилом
секторе и, что самое главное, это особое внимание к нашей моло-
дежи и подросткам. Они же занимались в то время практически
досугом, организацией спортивной и другой работы, прежде все-
го с учащимися и школьниками. Наша история еще раз подтверж-
дает, как важно консолидировать эти общественные силы.
Приняли закон об общественных объединениях. К сожале-
нию, забыли про сферу регулирования охраны правопорядка с
участием населения. Результат сегодня налицо: практически все
общественные институты в течение 3–4 лет прекратили свое су-
ществование. Но, как бы там ни было, желание наших граждан
непосредственного и личного участия в поддержании общест-
венного порядка – оно пробивается снизу. Мы сегодня имеем
удивительную ситуацию, когда при сложнейшей криминогенной
обстановке, когда в структуре, допустим, уличной и общей пре-
ступности доминируют разбои, грабежи, кражи, мы видим, как
активизируются общественные объединения именно с целью
одоления этой тяжелой ситуации.
На сегодня надо сказать, что инициатива населения активно
поддерживается администрацией субъектов Федерации. В 53
регионах приняты законодательные акты по работе обществен-
ных объединений. Что это дало. Мы сегодня в России имеем
почти 30 тысяч общественных объединений правоохранитель-
ной направленности, общая численность – 317 тысяч человек, 198
тысяч – это народные дружины. Отношение органов внутренних
дел к общественным объединениям последние три года свиде-
тельствуют, что эта работа, эти отношения стали самыми ответст-
венными.
Сегодня участники форума ставят многие вопросы, и пра-
вильно. Но я сегодня не услышал конкретных предложений по
системе работы. Они должны быть. Я считаю, что сегодня участ-
ники нашего форума должны прежде всего высказать свое одо-
брение участию населения в охране правопорядка. Это сегодня
крайне важно, крайне важно для консолидации наших усилий. И
вторая деталь: у нас нет нормативного регулирования этой дея-
тельности, нет законодательной базы, а она крайне необходима.
Особый предмет регулирования – охрана правопорядка –
должен заключаться в сроках и правовых рамках на основе дей-
ствующего законодательства. Вот это самый главный и принци-
пиальный вопрос. Я считаю, что те два законопроекта, которые
были вынесены в Государственной думе Краснодарской думой и
группой депутатов – они должны быть приняты и одобрены не-
посредственно всеми участниками форума.
Валентин Степанков
заместитель секретаря Совета безопасности РФ
Он отметил, что за последние 10 лет те глобальные измене-
ния, которые произошли в государстве, повлекли за собой серь-
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
77
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
>
В. Степанков и В. Комогоров на обсуждении Общественного договора
pg_0005
езные изменения к подходу защиты наших национальных инте-
ресов. Появление новых угроз, над которыми раньше мы или не
задумывались, или они были осмыслены совсем по-другому, за-
ставляет само государство, его институты реагировать на эти уг-
розы уже с большей ответственностью и с повышенным чувством
ответственности за будущее страны, за будущее нашей нации.
Мы сегодня совсем по-другому оцениваем проблему военной
угрозы, и делаются только первые шаги к тому, чтобы строить ар-
мию, соответствующую сегодняшним нашим реалиям. Но поми-
мо военной угрозы, которая раньше всегда доминировала в про-
блеме национальной безопасности, мы сегодня имеем и другие
серьезные проблемы, на которые должны отвечать другими спо-
собами и методами.
Совет безопасности на своем заседании скоро будет обсуж-
дать серьезнейшую для государства и для людей проблему: при-
родные и техногенные катастрофы. Обостренность этих явлений
связана с тем, что природная или техногенная катастрофа может
быть спровоцирована террористическим актом. Поэтому еще не-
сколько лет назад подход к проблеме техногенной катастрофы у
нас был совсем другой. Более того, мы крайне нерачительно,
крайне недальновидно применяли ту или иную технологию, не
задумываясь, как в будущем она будет сказываться на уровне за-
щищенности населения, людей, живущих рядом.
Недавно из командировки вернулись сотрудники аппарата
Совбеза, где мы изучали проблему, над которой мало кто заду-
мывался. Когда мы свели по проблеме природных и техногенных
катастроф все материалы, то увидели, что на территории Перм-
ской области, абсолютно мирной российской глубинки, было
произведено в 70–80-е годы 15 атомных взрывов. Они были тех-
нологичные, атомный взрыв повышал давление в пластах нефти
– нужно было добыть лишние миллионы тонн нефти. Сегодня же
вода из этих скважин пошла радиоактивная. Насколько же не-
дальновидным был этот подход, раз чисто техническая, чисто
производственная проблема переросла в проблему националь-
ной безопасности.
Сегодня, построив огромную систему разветвленных нефте-
газопроводов на десятки тысяч километров, мы подошли к чер-
те, когда уровень износа магистральных нефтегазопроводов ста-
новится опасным. И нужно вкладывать новые огромные деньги,
чтобы не допустить не только потери сырья, но и не допустить се-
рьезных катастроф, которые могут привести к гибели людей. Те
же наши гидросооружения на территории России, чей износ уже
почти превышает 50 процентов. Построив в свое время каскад
гидростанций, получив огромное количество электроэнергии,
мы сегодня рядом с проблемой продолжения эффективной ра-
боты электростанций ставим проблему и защиты, и поддержа-
ния этих сооружений для того, чтобы за ними не стояли какие-то
опасные для людей последствия.
Сегодня уже слова «биотерроризм» или «агротерроризм»
означают не научное понятие, а практический термин. Сфера
жизнедеятельности человека настолько многогранна, что, к со-
жалению, дает возможность экстремистским силам постоянно
пытаться найти в ней уязвимые точки. Ответить на эти вызовы
адекватно силами только правоохранительных органов невоз-
можно. Необходимо привлекать к решению подобных проблем
широкую общественность.
Сегодня мы должны защитить и права человека, и государст-
венные институты. Но должны помнить, что, защищая права че-
ловека, совершившего преступление, мы говорим менее чем об
одном проценте населения. А 99 процентов законопослушных
граждан, среди которых и жертвы преступлений, часто у закона
своей защиты не находят. Поэтому выработка законодателем эф-
фективного механизма в борьбе с преступностью — это тоже
проблема защиты и обеспечения общественной безопасности.
Н. Рыбалкин
заместитель начальника Пограничной службы ФСБ РФ
Речь, на мой взгляд, у нас сегодня должна идти об уточнении
приоритетов – это раз; и второе – об организации взаимодейст-
вия или о механизме взаимодействия. И в рамках этого механиз-
ма взаимодействия наладить плотный контакт по решению кон-
кретных вопросов. Пограничная служба открыта для диалога с
обществом, открыта для взаимодействия с ним. Мы готовы, так
сказать, устанавливать достаточно прозрачные для всех механиз-
мы взаимодействия с гражданскими объединениями и отвечать
на любые вопросы. Именно с этой целью мы сюда и приехали.
Россия имеет более 61 тысячи километров границ. При этом
свыше 38 тысяч – это морская граница и около 32 тысяч – сухо-
путная граница. Вот из этого сухопутного, речного, озерного уча-
стка свыше 13 тысяч километров границы не оформлены в меж-
дународно-правовом отношении. Это колоссальный взрывной
потенциал. Практически вся эта граница не обустроена. А когда
пограничная служба перешла в состав Федеральной службы бе-
зопасности, ФСБ России провела паспортизацию и инвентариза-
цию охраны границы, в том числе по каждой пограничной заста-
ве. Начали с Северного Кавказа, но ситуация примерно такая же
и на остальных участках границы. За последние 10 лет фактичес-
ки граница не обустраивалась. И здесь я вижу две причины. С
одной стороны, безусловно, те финансовые ресурсы, которые
может выделить государство для обустройства границы, явно
недостаточны. И вторая сторона: та, что система охраны грани-
цы, которая сложилась в советский период, она, безусловно,
очень эффективна была, но она крайне затратна.
В настоящее время идет процесс осмысления подходов к ор-
ганизации охраны границы. Вчера говорилось, что все мы ходим
жить в безопасном доме. Нам надо, безусловно, надежность ох-
раны нашей границы повысить, и в то же время это должна быть
достаточно экономичная система. Мы в этой связи изучаем ми-
ровой опыт, особенно европейский. Недавно в рамках Совета
безопасности обсуждались меры по укреплению национальной
безопасности в пограничной сфере. Принято серьезное реше-
ние: создана Государственная пограничная комиссия под руко-
водством председателя правительства, поставлена задача разра-
ботать федеральную целевую программу «Государственная гра-
ница-2010». Объемы и масштабы наших границ требуют очень
серьезного внимания как государства, так и, безусловно, обще-
ственности. Мы будем строить цивилизованные границы, откры-
тые для пограничного сотрудничества, удобные для пересечения
законопослушным гражданам. Но наша граница должна быть за-
крыта для приграничной преступности. А угрозу вы сами пред-
ставляете. По оценкам специалистов в 2003 году в Афганистане
собрано свыше 7 тысяч тонн наркосырья. Та угроза, с которой
сталкивается Россия, безусловно, требует очень серьезных мер, в
том числе и на государственной границе. У нас нет никаких со-
мнений, что задачи, которые поставлены перед нашей службой,
мы выполним.
Владимир Быков
руководитель департамента ТПП
Важной составной частью гражданского общества и соответ-
ственно безопасности общества в целом являются объединения
предпринимателей. Они сегодня выражают интересы предпри-
78
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
>
Золотой почетный знак «Общественное признание»
вручен В. Озерову
pg_0006
нимательского сообщества. Наша страна делает только первые
шаги по пути рынка, у нас нет нормального законодательства,
которое бы давало сегодня возможность предпринимателю ра-
ботать, созидать, платить разумные налоги, поэтому многие ухо-
дят в тень. И эти проблемы многим известны и понятны.
Складывается такое ощущение, отметил он, что сегодняшние
законы пишутся только для того, чтобы решить вопросы сиюми-
нутные, бюджета на год. Никто не хочет посмотреть хоть немнож-
ко вперед. Очень много разговоров о свободе для малого бизне-
са. Сегодня есть инициатива ТПП, предельно ясная и простая. Ес-
ли малый бизнес является, по сути, региональным, так давайте и
сделаем так, чтобы те, от кого зависит развитие малого бизнеса на
местах, — в данном случае муниципальные и региональные обра-
зования, — имели возможность стимулировать его. Именно у них
для этого должны быть налоги от малого бизнеса. Инициатива па-
латы — передать малый бизнес в регионы со всеми налогами.
Предельно простая и понятная, казалось бы, формула. Никто не
возражает, все «за», но воз и ныне там. Поэтому у предпринима-
телей сегодня на местах очень сложная задача. Предприниматель
рискует собственным имуществом. Он умеет считать деньги, и ни-
когда не будет работать себе в убыток. Пока наши законодатели и
чиновники не поймут, что законы должны писаться вместе с дело-
вым сообществом, что писать эти законы нужно для того, чтобы
они работали, у нас не будет ничего хорошего.
Недавно прошло заседание правительства в поддержку ма-
лого бизнеса. Положителен сам факт рассмотрения на заседании
правительства мер по поддержке малого бизнеса. Но на сего-
дняшний день то предложение, о котором я говорю, далеко не
всеми востребовано. Министерство финансов, Министерство по
налогам и сборам считают убытки, вместо того чтобы спрогнози-
ровать ситуацию. Посмотрите, сколько противников было, когда
говорили о введении 13-процентного порога по налогообложе-
нию физических лиц. Все считали так же убытки бюджета, а по-
лучилось, что мультипликативный эффект дал прибыль. То же
самое и здесь: мы говорим, что налоговая нагрузка на предпри-
нимателей не должна превышать 15%, от силы 20% от валового
дохода, только тогда будут стимулы для пополнения оборотных
фондов и развития производства. Какое промышленное пред-
приятие численностью до 100 человек будет работать по этим па-
раметрам. Средняя заработная плата, если брать процентов 20 от
общих доходов, получается до полторы тысячи рублей. На эти
средства невозможно существовать, а ведь нужно еще и разви-
ваться. Вроде бы все соглашаются. Я отношусь к оптимистам и
считаю, что сам факт рассмотрения на правительстве этой про-
блемы – уже позитивный шаг.
Если к этому процессу не будет подключено деловое сообще-
ство, то чиновники опять будут исходить из сиюминутных убеж-
дений, и ничего хорошего не выйдет. Поэтому я предлагаю еще
раз всем нам, кто представляет интересы общественных объеди-
нений предпринимателей смелее говорить о тех проблемах, ко-
торые есть. Это тоже послужит общему делу, в том числе и эко-
номической безопасности страны.
Василий Витрянский
заместитель председателя Высшего арбитражного суда
Очень приятно было услышать, что арбитражные суды, наря-
ду с Конституционным судом, представляют собой светлое пятно
судебной системы. Спасибо большое, мы очень стараемся вы-
глядеть именно таким образом. Но я выскажусь сегодня, может
быть, несколько парадоксально. Для нашего времени стало нор-
мальным и само собой разумеющимся постоянное изменение
налогового, таможенного и другого законодательства, совер-
шенствование судебной системы. Меняется общество, и законо-
дательство изменяется постоянно. Делается это по желанию от-
дельных групп депутатов и фракций, чиновников из админист-
рации президента, сотрудников или руководителей правитель-
ства Российской Федерации или по желанию определенных
структур, которые имеют возможность лоббировать прохожде-
ние тех или иных законопроектов. Происходит все это в страш-
ной суете и спешке. Ни одна экономика в подобных условиях при
законах, которые меняются каждый день, не может нормально
развиваться. Надо менять постановку проблемы, и начинать об-
суждать, как обеспечить стабильность законодательства в сфере
экономики.
Может ли успешно развиваться экономика, если каждые три
года принципиально изменять правила игры, принимая новый,
основанный на другой концепции, скажем, закон о банкротстве.
В Германии старый закон о банкротстве действовал в течение 100
лет, так было в Англии и в других странах. Немцы после столетия
действия старого закона, в 1994 году, принимают новый, но вво-
дят его в действие с 1999 года, потому что 5 лет необходимо уча-
стнику экономического оборота, по их расчетам, грамотным
предпринимателям и судам для того, чтобы освоить новый за-
кон, привыкнуть к нему. И сравните российские условия: за 10 лет
принимается три принципиально отличных друг от друга закона
о банкротстве. Причем закон подписывается президентом в кон-
це октября, публикуется 2 ноября, а вводится в действие с 3 де-
кабря. У нас судьи не успели дочитать закон о банкротстве до
конца, когда они уже вынуждены были применять совершенно
другой закон.
Это я привел один пример, но таких примеров масса, особен-
но в области таможенного и налогового законодательства. Когда
принимался налоговый кодекс, то объявленная цель состояла в
том, чтобы обеспечить наконец стабильность принципиальных
правил в области налогового законодательства. Кто посчитает,
сколько раз изменили налоговый кодекс за вот эти буквально не-
сколько лет. Изменения вводятся буквально каждый день. То же
самое касается и таможенного кодекса. Ведь старый кодекс дей-
ствовал, но теперь у нас уже новый таможенный кодекс вступает
в силу. Совершенно новые правила игры. Мне было бы очень лю-
бопытно посмотреть, как бы развивалась наша экономика, если
бы какой-нибудь умный человек лет 5 назад ввел мораторий на
изменение всякого экономического законодательства. Я думаю,
наша страна добилась бы гораздо больших успехов.
Собственно говоря, так же идет у нас и процесс реформиро-
вания судебной системы. Можно привести массу других приме-
ров, но обратите внимание, за 10 лет мы переживаем сегодня
третью реформу судебной системы. У нас с сентября действует
процессуальный кодекс 2002 года, но до этого был процессуаль-
ный кодекс 1995 года. Такого рода акты, это уже порядок, это
процедуры, это процессуальные права сторон. А гражданские
права могут быть реализованы только в тех процедурах, которые
есть в процессуальном законодательстве. В какой нормальной
стране мира нормально может работать суд и судья, которому
каждые три года предлагают новый процессуальный кодекс, но-
вый порядок рассмотрения дел.
№ 28 / 2003
ПРИЗНАНИЕ
79
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
>
Золотой почетный знак «Общественное признание» вручен
участнику проблемной дискуссии заместителю министра
иностранных дел А.Е. Сафонову
pg_0007
Я думаю, мы и в этой области должны поставить вопрос о за-
прете всяких изменений. До тех пор, пока наконец через какой-
то период сначала с профессиональным сообществом, с судья-
ми, участниками споров, предпринимателями, а затем и всем
обществом не будет осознанна необходимость что-то изменить.
Вот когда общество после широкого обсуждения этих проблем в
целом будет четко знать, какие изменения надо вносить в зако-
нодательство, только после этого и надо менять закон. Мы име-
ем три закона о приватизации за 10 лет. Надо менять постановку
вопроса и говорить не только о совершенствовании законода-
тельства, а в первую очередь об обеспечении стабильности зако-
нодательства и судебной системы.
Кроме того, ведь меняется у нас не только процесс, порядок
рассмотрения дел, у нас же меняется и сама система судоустрой-
ства каждые три года. Мы в общем-то гордились тем, что суды
были истинно независимы, но это было до последней реформы.
У нас, кстати, из всех налоговых споров, а речь идет о сотнях ты-
сяч дел, арбитражные суды выносят решения в пользу налого-
плательщика по 62% дел. Когда мы отмечали юбилей наших су-
дов, президент похвалил нас именно за то, что в первую очередь
мы защищаем налогоплательщика от незаконных действий госу-
дарственных налоговых органов.
Так надо определиться, что требуется обществу, а не чинов-
никам из администрации президента. Либо независимый суд,
либо возможность одернуть любого судью и привлечь его к от-
ветственности. Не зная, что выгодно обществу, законы прини-
мать нельзя, а то выйдут реформы нам же боком. Поэтому все-
таки лозунг моего выступления – это стабильность законодатель-
ства, стабильность судебной системы.
Виктор Озеров
председатель Комитета по безопасности и обороне Совета
Федерации РФ
Я думаю, что абсолютно прав был Николай Николаевич, ког-
да сказал, что нам надо определить приоритеты и установить
формы нашего взаимодействия с гражданским обществом. Сфе-
ра, которую я представляю, — оборона и безопасность – навер-
ное, наиболее трудна для взаимодействия на сегодняшний день.
Здесь есть и объективные причины: это закрытая, наиболее за-
тратная как в материальном, так и в денежном плане область. Но
все равно диалог здесь нужен.
Сегодня есть две крайности. Первая, со стороны обществен-
ных организаций: когда непрофессионалы начинают учить про-
фессионалов. По их мнению, самое главное — это альтернатив-
ная гражданская служба, отсрочка от призыва, а не те реальные
проблемы, с которыми наше государство и общество сталкивает-
ся в своем развитии. Во-вторых, есть проблемы и у нас, военных.
Мы иногда во многих вопросах остаемся излишне закрытыми, и
от этого сами же страдаем. Вот сейчас говорили о денежном до-
вольствии. Но ведь еще не высохла подпись президента под за-
коном об индексации денежного довольствия в прошлом году, а
в 2004 году мы эту индексацию не получим на уровне инфляции.
И здесь нужно, чтобы общество понимало, в каком состоянии
будут наши военнослужащие, сотрудники правоохранительных
органов и специальных служб. Сегодня мы говорим, что идем к
контрактной армии. Но если мы нашего военнослужащего оста-
вим в шинели и с трехлинейкой, то это будет совсем не та новая
армия, о которой говорил президент в послании к Федерально-
му собранию. А давайте раскроем тогда статьи нашего оборон-
ного бюджета, покажем, как реализуется программа вооружения
и техники. И я вношу одно предложение, Сергей Александрович.
Очень своевременно сегодня прозвучала в двух выступлениях
мысль о том, чтобы нам на следующем Гражданском Форуме на
нашей площадке обсудить вопрос взаимодействия военной ор-
ганизации общества и средств массовой информации. И если мы
найдем пути взаимодействия в этом очень сложном, но очень
нужном деле, то и диалог с общественностью у нас пойдет легче.
Я уверен, что чем больше мы будем профессионально отвечать
на вопросы журналистов, тем до большего количества людей
дойдет правда о военной организации.
Я приведу только один пример: абсолютное большинство
здесь сидящих за этим круглым столом участвовали в начале
прошлого года в дискуссии, когда в Совете Федерации мы про-
вели круглый стол «Детская беспризорность и безнадзорность
как угроза национальной безопасности». И после этого, действи-
тельно, в стране поднялась целая волна выступлений и обсужде-
ний, и мы добились конкретных результатов в этом деле. Пусть
немного, но первые шаги в этом деле сделаны. И я думаю, чем
больше таких практических шагов будет в плане взаимодействия
гражданского общества и властных структур, тем больше будет
продвигаться наше общество к демократии, тем более сильным
оно станет, в том числе и в военном плане.
Любовь Глебова
заместитель полномочного представителя Президента РФ
в Приволжском федеральном округе
Мы очень хотим, чтобы результатом Форума стал набор по-
нятных, конкретных совместных действий общества и власти по
всем тем проблемам, которые заявлены и обсуждение которых
будет проходить на дискуссиях. Для того чтобы получить этот ре-
зультат, очень важно, чтобы все мы с вами работали по обозна-
ченным правилам. Ваши программы, ваше участие в дискуссиях
Форума – это и есть выражения тех правил, которые, мы надеем-
ся, могут привести нас всех к результату. Программа – это воз-
можность обсуждать тему, программа – это возможность уви-
деть практические модели, проекты в действии, а еще програм-
ма – это намерение обобщать. Ежедневно в итогах дня, мы с ва-
ми будем стараться перевести дискуссию в практический резуль-
тат. Мы очень рассчитываем на то, что
предложенная модель станет эффектив-
ной и найдет свое место в том, что мы на-
зываем диалогом общества и власти.
Российский Форум 2003 – это в пер-
вую очередь экспертное событие, где экс-
пертами выступят все участники. И пред-
ставители власти, и представители граж-
данских организаций, и победители
прежних ярмарок культурных и социаль-
ных проектов, и бизнесмены. Они делятся
опытом взаимодействия друг с другом и
вырабатывают варианты его развития.
Главная задача Российского Форума –
формирование общественной повестки
дня, то есть тех вопросов, на которые об-
щество намерено получить ответ в кратко-
срочной перспективе. Фактически это
формирование четкого заказа политичес-
ким партиям, баллотирующимся в Госу-
дарственную думу, и потенциальным кан-
дидатам в президенты страны.
80
ПРИЗНАНИЕ
№ 28 / 2003
РОССИЙСКИЙ ФОРУМ 2003
>
Обсуждается работа Форума. С. Абакумов и Л.Глебова