— Анатолий Павлович, пока искала
Ваш кабинет, убедилась, что далеко
не все студенты знают, где он нахо-
дится.
— Я думаю, это не главное, они хорошо
знают, где находится бухгалтерия и то ме-
сто, где выдают справки об отсрочке от
призыва в армию.
— Я смотрю, в институте много де-
вушек. Какие профессии они осваи-
вают.
— Для девушек достаточно много про-
фессий. Это прежде всего экономический
факультет и факультет радиоэлектронной
аппаратуры, где требуется кропотливый
женский труд.
— Что это за название такое — и ин-
ститут, и университет одновременно.
— В 1993-м, когда началась эпопея пе-
реименования всего и вся, и в высшей
школе в том числе, МАТИ был присвоен
статус Госуниверситета с сохранением, как
говорят сегодня наши студенты, его преж-
него бренда. Поэтому сегодня мы офици-
ально носим двойное название. И пусть
вас это не смущает.
— Чем славен институт.
— Своей историей прежде всего. Нам
уже более 70 лет. Начиналось все в 1932 го-
ду, в период оптимизма, когда стремились
покорять все новые и новые вершины, в
том числе и небо, с дирижаблестроитель-
ного института. В то время институт имел
три факультета и с 1935 года стал носить
имя Циолковского, который знал о сущест-
вовании института, но никогда в нем не
был. Позже, когда в Европе началась вой-
на, стала понятно, что дирижабль не вы-
полняет никакого стратегического назна-
чения, а, скорее, является мишенью, и в
1940 году было принято решение преобра-
зовать нас в авиационно-технологический
институт. Дирижаблями институт больше
не занимался, хотя их производство до сих
пор существует и поддерживается, в част-
ности, «Газпромом», для доставки необхо-
димых вещей в места добычи, куда невоз-
можно добраться другим способом.
— Чем МАИ (Московский авиаци-
онный институт) отличается от МАТИ.
— Тем, что МАИ в основном готовит
конструкторов, которые отвечают на во-
прос: что нужно сделать, а МАТИ готовит
технологов, которые отвечают на вопрос:
как это сделать. Несмотря на возникаю-
щие разногласия, в целом мы взаимодо-
полняем друг друга и, несмотря на труд-
ные периоды, не утратили свои позиции в
оборонной промышленности, потому что
в современном экономическом простран-
стве невозможно обойтись без демонст-
рации силы.
— Получаете ли вы дотации от госу-
дарства.
— Примерно на одну четверть мы су-
ществуем за счет государства, а остальное
научились зарабатывать сами и даже если
государство прекратит свое финансирова-
ние, мы выживем. Сейчас, к слову, стали
чуть больше финансировать, чувствуется
некоторый подъем.
— Так чем же вы зарабатываете.
— Во-первых, наукой, здесь я имею в
виду, что когда мы преобразовались из
отраслевого института в университет, мы
четко поняли, что это не только смена на-
звания, но и смена подхода, и те передо-
вые технологии, которыми мы занима-
Анатолий ПЕТРОВ:
«МЕНЬШЕ СОВЕТОВ,
БОЛЬШЕ ДЕЛА»
Наша встреча откладывалась
несколько раз, но оставила массу
приятных впечатлений. Судите
сами: перед вами интереснейший
собеседник, знаток своего дела,
ректор МАТИ — Российского
государственного технологического
университета имени
К.Э. Циолковского, профессор,
доктор технических наук
Анатолий Павлович
Петров.
Наша встреча откладывалась
несколько раз, но оставила массу
приятных впечатлений. Судите
сами: перед вами интереснейший
собеседник, знаток своего дела,
ректор МАТИ — Российского
государственного технологического
университета имени
К.Э. Циолковского, профессор,
доктор технических наук
Анатолий Павлович
Петров.
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
№ 29 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
55
pg_0002
лись почти 70 лет для оборонной промы-
шленности, оказались очень востребова-
ны и для других отраслей. Все наши науч-
ные разработки дают нам половину всех
внебюджетных поступлений, но нам пока-
залось это недостаточным, и мы открыли
еще и экологический факультет, чтобы на-
блюдать за последствиями техногенных
катастроф.
Во-вторых, платными образователь-
ными услугами в широком спектре.
— Каково соотношение платных и
бесплатных студентов.
— Подавляющее большинство, конеч-
но, бесплатных, штатных студентов, плат-
ных же порядка 25 процентов. Раньше су-
ществовал лимит, не более 25 процентов
платных студентов, но и сейчас, когда он
отменен, мы стараемся не ущемлять инте-
ресы наших штатных студентов, так как
большинство из них дети разночинной ин-
теллигенции, которая никогда не отлича-
лась высоким доходом. Значительное уве-
личение количества платных студентов
приведет к социальной несправедливости.
— Насколько востребованы Ваши
выпускники.
— Без работы никто не остается. У нас
есть отдел трудоустройства, располагаю-
щий банком данных по Москве, ближай-
шему Подмосковью и крупным россий-
ским центрам, и для всех студентов, име-
ющих такую потребность, мы подбираем
работу. Много ребят идут работать в ар-
мию, эксплуатировать свои разработки,
особенно это касается немосквичей.
— Вернемся к вопросу, чем еще за-
рабатывает институт.
— Обучением иностранцев, выделяю
это отдельно, потому как много иностран-
ных студентов.
— Как много.
— Порядка 10 процентов, в основном
это студенты из стран, находящихся сей-
час на экономическом подъеме: это Юж-
ная Корея, Китай, Тайвань. Эти страны Зо-
лотого Дракона сейчас очень активно во-
оружаются. Побывав на последнем авиа-
салоне «МАКС», я был свидетелем того,
как один из шейхов отдал приказ своему
генералу приобрести сразу семь боевых
самолетов, стоимость одного из которых
составляет порядка 50 миллионов долла-
ров, а опытной модели в 2–3 раза дороже.
— По какой системе обучаются ино-
странные студенты в плане защиты
информации.
— Они обучаются отдельно, по специ-
альному курсу, согласованному с эксперт-
ной комиссией. Поставлены они в доволь-
но жесткие условия, платят за все услуги
по особым расценкам.
— Не получится ли так, что страны
так называемого Золотого Дракона по
нашим технологиям начнут сами про-
изводить все необходимое.
— Так было с автоматом Калашникова.
Китай сначала закупал его, позже попро-
сил организовать на их территории ре-
монтные мастерские, а потом и вовсе пе-
рестал нуждаться в нашей помощи. Что
касается ситуации с летательными аппа-
ратами, могу вас заверить, что за те годы,
которые потребуются этим странам на ос-
воение производства, модели успеют ус-
тареть.
— Как обстоят дела с гражданской
авиацией.
— Гражданская авиация переживает
сейчас не лучшее время. Началось с того,
что самолеты перестали пускать в аэро-
порты по причинам экологического несо-
ответствия и, самое главное, по причине
ненадежности. На сегодняшний день кон-
структоры пытаются исправить ситуацию,
в частности, фирмой «Туполев» изготов-
лено несколько моделей ТУ-334, малень-
кого среднемагистрального самолета, но
не секрет, что лидером в производстве са-
молетов гражданской авиации является
компания «Боинг». На мой взгляд, компа-
ниям, производящим в нашей стране са-
молеты гражданской авиации, надо объе-
динить свои усилия и создать аналог, не
уступающий «Боингу», как это сделала За-
падная Европа, создав свой «Аэробас».
— Анатолий Павлович, готовясь к
интервью, прочитала о так называе-
мом ГИФО. Поясните нашим читате-
лям, что это такое и обрел ли этот экс-
перимент право на жизнь.
— Расшифровывается это как государ-
ственное именное финансовое обязатель-
ство и, на мой взгляд, является не чем
иным, как серьезным дополнительным
шагом к социальному неравенству. И де-
ло, между прочим, касается всех: и роди-
телей, и их детей, и даже не родившихся
еще внуков.
Люди и без того уже давно поделены
на бедных и богатых, а в данном случае
это просто пытаются узаконить под благо-
видным предлогом. Всех выпускников
средней школы предлагается в перспекти-
ве разбить на 5 категорий и в зависимости
от того, в какую группу кто попал, выда-
вать на руки сертификат соответствующе-
го денежного наполнения. Если ты меда-
лист, получи 14 500 рублей; хорошист —
7500; середнячок — 3900; так себе — 2800;
и безнадежный троечник — 1200. С этим
56
ПРИЗНАНИЕ
№ 29 / 2004
В 1972 г.окончил с отличием Московский авиационный технологический институт
по кафедре «Технология обработки металлов давлением». После окончания института
последовательно занимал должности: старший лаборант, младший научный сотруд-
ник, ассистент, доцент, освобожденный секретарь парткома института, профессор,
первый проректор, заведующий кафедрой «Технология металлических материалов».
С ноября 2000 г. по февраль 2001-го — исполняющий обязанности ректора универ-
ситета, с февраля 2001 года — ректор «МАТИ» — Российского государственного уни-
верситета имени К.Э.Циолковского.
А.П.Петров является доктором технических наук (с 1987г.), профессором
(с 1989г.), действительным членом Академии технологических наук (с 1990г.), дейст-
вительным членом Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (с 1999г.), в 1999 го-
ду ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».
Под его руководством подготовлено 6 кандидатов технических наук, им опубликова-
но 124 научных труда, в том числе: 4 учебных пособия для студентов и аспирантов ву-
зов, 2 монографии, 22 авторских изобретения. Он является соавтором III тома энцикло-
педии «Машиностроение». А.П. Петров — председатель одного и член двух докторских
диссертационных советов. Кавалер Золотого почетного знака «Общественное
признание»
Ученый совет
университета
во главе с ректором
А.П. Петровым
Анатолий
ПЕТРОВ
pg_0003
сертификатом абитуриент является в вуз
(после сдачи ЕГЭ), и вся дальнейшая его
учеба напрямую зависит от этой суммы.
— Поясните, пожалуйста.
— Если, к примеру, себестоимость
обучения в вузе одного студента равня-
ется 20 тысячам рублей в год, то сумму,
на которую выдан сертификат, будет
платить за него государство, остальную
он сам. Точнее, его родители. То есть
троечник, независимо от того, как он
учится в вузе, все пять лет обречен до-
плачивать ежегодно по 18 800. Я даже
не хочу комментировать эту законода-
тельную инициативу.
— Получается государство отходит
от бесплатного образования в прин-
ципе.
— Абсолютно точно. И для того, чтобы
во всеоружии встречать все нововведе-
ния, я был вынужден создать аналитичес-
кий отдел, который раскладывает ситуа-
цию и дает мне необходимые рекоменда-
ции, а я их использую в зависимости от
внешней обстановки. Ведь чем должен за-
ниматься ректор в идеале: руководить
учебным процессом, наукой, встречаться
со студентами, а чем занимаюсь я: я держу
круговую оборону, чтобы никто на нас не
посягнул и не отнял того, что имеем.
— Не менее интересен вопрос, каса-
ющийся единого госэкзамена (ЕГЭ).
— Мотивация этого нововведения, на
первый взгляд, справедлива: где-то в да-
лекой деревне живет талантливый
школьник, у которого нет денег для того,
чтобы доехать и поступить в МГУ, поэто-
му он должен сдать экзамен на месте и
прислать резюме в МГУ, участвуя в кон-
курсе наряду с теми, кто сдает экзамен
непосредственно в университете. Но сда-
вать экзамен, образно говоря, в деревне
Клюндевка и в МГУ – это разные вещи,
разные критерии. Во-первых, в самих ву-
зах какая-либо перепроверка знаний
абитуриента после ЕГЭ исключается. То
есть мы получаем классического кота в
мешке, и определить, что собой на са-
мом деле представляют юные ломоносо-
вы и лобачевские, возможно только в
процессе обучения. Во-вторых, рушится
главный и самый древний принцип при-
ема в высшую школу: конкурсный отбор
непосредственно в вузе.
Изначально я был ярым противником
ЕГЭ, но сейчас уже устал бороться, объяс-
няя простую вещь, что, поступив, такой
студент не сможет учиться и трагедия нач-
нется уже после первой сессии, настолько
разный уровень подготовки, особенно
компьютерной, языковой. Может быть,
кто-то считает, что поступление в вузы по
результатам ЕГЭ победит коррупцию, а
представляете, сколько желающих будет
купить этот результат.
— Ваш университет задействован в
эксперименте.
— Из десяти московских округов, пять
участвуют, в том числе и мы обязаны по-
ловину студентов принимать по системе
ЕГЭ, но мы не безропотные исполнители и
на этот счет разрабатываем свою систему
противоядия.
— В этом году пройдет юбилейная,
30-я по счету научная конференция
«Гагаринские чтения». Не могли бы
Вы рассказать немного о ней.
— Эта конференция рассматривается
как серьезный этап совершенствования
научно-исследовательской работы с под-
растающим поколением. Международ-
ная молодежная научная конференция
«Гагаринские чтения» берет свое начало
в 1974 году, когда по инициативе комите-
та комсомола МАТИ им. К.Э.Циолков-
ского было заявлено о проведение науч-
ных конференций в память первого кос-
монавта планеты Юрия Алексеевича Га-
гарина. В работе конференций принима-
ли участие в качестве гостей соратники
Ю.А.Гагарина, ученые и специалисты ко-
смических институтов и предприятий.
Студенты МАТИ, а затем и других вузов
Москвы стали участвовать в студенчес-
ких чтениях со своими докладами по на-
учной тематике космических исследова-
ний. По мере развития студенческие чте-
ния переросли в Международную моло-
дежную научную конференцию.
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
А.П. Петров
на церемонии
посвящения
в студенты МАТИ
Фестиваль «Моя
Родина — Россия».
Конкурс «Красна
девица, добрый
молодец»
№ 29 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
57
pg_0004
Последние 30 лет конференция про-
ходит в первую неделю апреля в незави-
симости от всех событий происходящих в
стране. Она проводится на бесплатной
основе, что во многом определяет ее вы-
сокую репутацию и значительное количе-
ство участников.
Открывается обычно конференция
пленарным заседанием, на котором пе-
ред участниками выступают наиболее из-
вестные специалисты в области космиче-
ских исследований, руководители круп-
нейших авиакосмических предприятий.
В числе выступавших в последние годы
были руководители ММПП «Салют», РКЗ
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ЦАГИ и дру-
гих. Традиционно на пленарных заседа-
ниях выступают космонавты России, ор-
ганизуется прямой телемост с орбиталь-
ной станцией и передается поздравление
космонавтов России участникам Моло-
дежной конференции. Завершаются пле-
нарные заседания концертами и темати-
ческими представлениями по космичес-
кой тематике, в которых участвуют про-
фессиональные артисты и студенческая
самодеятельность.
В последующие два дня проходит ра-
бота научных секций конференции, кото-
рые организуются на кафедрах универ-
ситета, в научно-исследовательских ин-
ститутах и на предприятиях города. Ко-
личество секций традиционно 25, кото-
рые объединяют всю научную тематику
конференции: в основном это технологи-
ческие секции, секции математической и
компьютерной обработки, секции тео-
рии и практики космических полетов,
философских и исторических аспектов
космической техники, экологии и эконо-
мических проблем развития космонавти-
ки. Работа секций протекает в творческой
атмосфере, способствующей обсужде-
нию наиболее интересных научных про-
блем. Иностранные участники конферен-
ции имеют возможность докладывать на
конференции на русском и английском
языках. Во время работы конференции
выпускается значительное количество
информационных материалов по науч-
ным программам, издаются сборники те-
зисов докладов, которые отправляются в
библиотеки ведущих вузов страны, а уча-
стники получают их бесплатно.
Участниками конференции являются
студенты, аспиранты и молодые научные
работники из России, стран СНГ и стран
дальнего зарубежья. Обычно в програм-
му конференции включаются более 1200
докладов, что подчеркивает масштаб-
ность конференции и ее высокую попу-
лярность среди научных кругов. Послед-
ние годы практически во всех диссерта-
ционных работах, защищаемых по техни-
ческой и гуманитарной тематике, в спис-
ке опубликованных работ присутствуют
ссылки на молодежную научную конфе-
ренцию «Гагаринские чтения». Традици-
онно завершение конференции проходит
в Центре управления полетами, где про-
ходит открытая лекция космонавтов Рос-
сии с борта космической станции.
Такая сбалансированная научная и
культурная программа позволяет создать
на конференции своеобразный климат,
способствующей установлению теплых
связей между научными школами уни-
верситета и другими научными школами
вузов и научных организаций как России,
так и других стран. Это помогает моло-
дым научным работникам выполнять
свои исследования и поддерживать вы-
сокий уровень научных устремлений мо-
лодежи.
— Мы наслышаны и о другом уни-
кальном мероприятии, которое регу-
лярно проводится в МАТИ, я имею в
виду фестиваль — «Моя родина — Рос-
сия». Поддержка проведения конфе-
ренции и фестиваля включены в ос-
новные планы работы и наших обще-
ственных организаций — Националь-
ного гражданского комитета по взаи-
модействию с правоохранительными,
законодательными и судебными ор-
ганами, Независимой организации
«Гражданское общество» и Нацио-
нального фонда «Общественное при-
знание».
— Фестиваль «Моя родина — Россия»
— это совершенно особое событие и фее-
рический праздник и для студентов, и
для преподавателей нашего института.
Его основная цель – противостояние ужа-
сающей бездуховности и кичевой культу-
ре, которые обрушивают на формирую-
щиеся души современные СМИ. Сам фе-
стиваль проводится в несколько этапов и
как правило открывает много новых
имен талантливых исполнителей и ху-
дожников. В первую очередь он способ-
ствует развитию патриотизма и сохране-
нию любви к России, ее культуре, исто-
рии и традициям. Именно любовь к Рос-
сии объединяет в своем сотворчестве
студентов и преподавателей института,
рождая удивительные образы современ-
ного народного творчества. В эти момен-
58
ПРИЗНАНИЕ
№ 29 / 2004
Родные люди:
сын и внук Ярослав.
Субботник
на территории
института.
«Люблю отдохнуть
на природе»
pg_0005
ты на сцене все равны — и студенты, и
преподаватели. Этот общий праздник ас-
социируется для всех нас с весной, моло-
достью и прекрасным будущим.
О таком интересном и масштабном
событии невозможно коротко рассказать
в небольшом интервью. Это настолько
захватывающее зрелище, что только оче-
видец сможет получить полное представ-
ление об этом фестивале. Приходите к
нам, поучаствуйте и напишите об этом.
Поверьте, у вас получится захватываю-
щий репортаж.
— Я знаю, в стенах института дейст-
вует приказ о запрете курения. Много
ли ослушавшихся.
— Нет, потому как построено специ-
альное место для курения, это отдельный
домик во внутреннем дворе института.
— Преподаватели тоже ходят туда,
чтобы покурить.
— Им запрещено курить за рабочим
столом, но есть специально отведенные
комнатки на каждом этаже. Что касается
меня, я курю только в комнате отдыха, не
хватает сил бросить это наркотик.
— Что делаете для того, чтобы
удержать самые светлые умы препо-
давательского состава.
— Мы всегда очень много внимания
уделяли и уделяем социальной поддерж-
ке, и это не филантропство, хотя и оно
присутствует, это прежде всего стремле-
ние сохранить коллектив, а самое глав-
ное, его наиболее продуктивную часть, а
точнее, сотрудников, которым около 40
лет и чуть больше. Были времена, когда
университет был должником за электро-
энергию, но при этом старался обеспечить
дополнительным заработком преподава-
телей, и если не было заказа на выполне-
ние работы извне, мы старались найти
этот заказ в университете, потому как эти
люди обладают особым самолюбием и не
всегда понимают, если заработок увели-
чивается искусственно.
В этой связи мы создали программу
социальной поддержки, но нас задавили
налогами, пришлось создать Фонд соци-
альной поддержки, открыть отдельный
счет и отделить его от университета. Сей-
час появились законы, несовершенные,
конечно, но уже нет того беспредела в на-
логовой системе, но тем не менее с вузов
сняли все льготы.
— На стене Вашего кабинета боль-
шое число наград и грамот, среди них
высшая общественная награда России
— Золотой почетный знак «Общест-
венное признание».
— Хорошая награда. Очень понрави-
лась сама процедура вручения, прежде
всего своей демократичностью, в том пла-
не, что за одним столом сидят не очень
совместимые в любой другой обстановке
люди и это приводит к консолидации здо-
ровых сил.
— Что для Вас гражданское общест-
во как таковое.
— На мой взгляд, любое человеческое
общество является гражданским, другое
дело, по каким законам оно живет. Граж-
данское общество, как я себе его пред-
ставляю, это когда главное в стране не ли-
дер, не партия, а закон. Тогда каждый че-
ловек ощущает себя гражданином, кото-
рого защищает государство с определен-
ным механизмом законов, и полностью
исключен волюнтаризм со стороны от-
дельных личностей. Это идеал, к которому
надо стремиться.
— Не секрет, что телевидение явля-
ется средством массового воздействия.
Что бы в этой связи Вы запретили к по-
казу на ТВ.
— Я бы запретил показывать новости в
том виде, в котором они идут сейчас, я
имею в виду трупы и обезображенные те-
ла людей. Ведь, освещая трагедию, про-
изошедшую 11 сентября, американское те-
левидение не показало ни одного изуро-
дованного тела. Я бы на их примере тоже
бы позаботился о психическом здоровье
нашей нации. О многочисленных ток-шоу
и рекламе я уже и не говорю, если их уб-
рать, то и смотреть будет нечего.
— Большое ли у Вас семейство.
— Довольно обычное: двое детей —
сын и дочь, супруга занимается домом.
Сын окончил наш институт, кандидат наук,
руководит фирмой, дочка студентка. И,
конечно, мое утешение, внук Ярослав, ему
3 года. Мы с супругой живем с внуком
круглый год на даче, сын с невесткой при-
езжают по выходным дням и пытаются ис-
портить его бесконечными запретами и
ограничениями, например, таким, как в
определенное время ложиться спать.
— А Вы своих детей вовремя укла-
дывали в постель.
— Мне некогда было заниматься деть-
ми, я защищал кандидатскую, потом док-
торскую диссертацию. Поэтому внуку, по-
ка он маленький, я позволяю делать все,
что не связано с травматизмом, и считаю
это правильным. Ярославу нравится жить
с нами, этой зимой он освоили лыжи и
уже скатывается с горки.
— На кого Вы можете положиться в
трудную минуту.
— К сожалению, только на себя. Было
несколько случаев, когда я наступал на
грабли, после чего проклинал себя за то,
что положился, казалось бы, на преданно-
го человека. Сейчас я не перестал дове-
рять, конечно, но с трудными ситуациями
справляюсь сам.
— Расскажите о самом курьезном
случае в Вашей жизни.
— В здание, в котором мы находимся
сейчас, институт переехал чуть более че-
тырех лет назад. И однажды, как старая
лошадь, привыкшая ходить в одно стой-
ло, я задумался и приехал на машине по
старому адресу, на Петровку. Вошел в
проходную, смотрю незнакомые люди,
никто меня ни приветствует, и только тог-
да понял, где я.
— Я знаю, что «Бауманка» славна
не только светлыми умами, но и све-
жими анекдотами. Как дела обстоят у
Вас.
— Я не любитель анекдотов, прекрасно
знаю Игоря Борисовича Федорова, ректо-
ра «Бауманки», но он тоже не рассказчик
анекдотов.
— Напоследок пожелание нашим
читателям.
— Пожелать хочется одного, чтобы
каждый на своем месте поменьше зани-
мался критикой. У нас раскритиковать го-
товы все и вся, не вникая в суть дела, а вот
включиться в продуктивную работу спо-
собны немногие. Поэтому меньше советов
и больше дела.
Беседовала Инна Шарина
КАВАЛЕР ЗОЛОТОГО ПОЧЕТНОГО ЗНАКА
А.П. Петрову
вручается Золотой
почетный знак
«Общественное
признание»
№ 29 / 200
4
ПРИЗНАНИЕ
59