№ 29 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
83
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
ЗВЕЗД
НЫ
Е
ЧАСЫ
СКУЛЬПТОРА
БИЧУКОВА
«Если бы молодость
знала, если бы старость
могла»...
Эта беспощадная правда
жизни горька
и несправедлива.
И поспорить с ней могут
лишь очень немногие из
живущих на земле людей.
Этим избранникам
судьбы и в грустную
осеннюю пору
с ее запоздалыми,
но прекрасными плодами
мудрости и опыта, дано
ощущать юношескую
полноту сил, «половодье
чувств», и выпадает
счастье не утратить
неизбывную веру в то, что
все по плечу и что самое
лучшее в этой жизни —
еще впереди, и оно
вот-вот появится
за ближайшим поворотом.
Представляем читателям
журнала одного из таких
редких людей —
выдающегося русского
скульптора, Народного
художника России,
академика Анатолия
Андреевича Бичукова.
Совсем скоро, 24 мая, он
отметит свой 70-летний
юбилей. Но эта
смущающая воображение
молодости своей
солидностью цифра,
к нему не имеет
абсолютно никакого
отношения... Секрет его
молодости и творческой
активности попыталась
раскрыть редактор отдела
социально экономических
проблем нашего журнала
Светлана Коломеец.
pg_0002
И ЭТО ВСЕ О НЕМ
За заслуги в многолетней творческой и общественной дея-
тельности Анатолий Андреевич удостоен многих званий, титу-
лов и наград. Он лауреат премии МВД СССР и России, награж-
ден медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» II степени
и медалью Русской православной церкви преподобного Сергия
Радонежского. Является кавалером Золотого почетного знака
«Общественное признание», Почетным гражданином города
Семенова Нижегородской области. А. А. Бичуков — вице-прези-
дент Российской академии художеств, Председатель экспертно-
го художественного совета по декоративному и монументаль-
ному искусству при Министерстве культуры РФ, более тридцати
лет (по рекомендации президиума Академии художеств СССР)
возглавляет студию художников имени В.В.Верещагина МВД
РФ. Имеет звание полковника. С 1988 года, со дня основания
Российской академии живописи, ваяния и зодчества, является
ее профессором. А в августе 2001 года Президиум Российской
академии художеств назначил профессора Бичукова ректором
Московского государственного художественного академичес-
кого института имени В.И. Сурикова. И вот почти через 40 лет в
стены «альма матер», подарившей мировой и отечественной
культуре немало славных имен, вернулся убеленный сединами,
умудренный жизненным опытом, но полный энергии ее выдаю-
щийся выпускник. Пришел, надо заметить, очень вовремя: глав-
ный художественный вуз страны, наше национальное достоя-
ние, переживает сейчас не самые лучшие свои времена. Бичу-
ков возвратился сюда с четкой гражданской позицией и твер-
дым намерением вернуть Суриковке былую славу и возродить
лучшие ее традиции.
«Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ СВОЕМУ...»
Далеко не каждый человек, даже очень талантливый орга-
низатор смог бы просто лишь исполнять служебные обязаннос-
ти всех вышеперечисленных постов и должностей. А ведь Ана-
толий Андреевич все это сочетает еще и с творчеством, которое
является главным его предназначением и смыслом жизни. Ра-
боты А.А. Бичукова занимают особое место в современном изо-
бразительном искусстве. Созданные мастером в разные годы
скульптурные произведения стали неотъемлемой частью Моск-
вы. Среди наиболее известных — памятник Сергею Есенину на
Тверском бульваре и на Ваганьковском кладбище, И.Боткину,
летчикам гражданской авиации во Внуково, монумент «Защит-
никам земли российской» на Поклонной горе, Г.К. Жукову в
Подмосковье, «Святой Георгий» на Трубной площади, миниа-
тюрное изображение которого является символом и призом
Московского международного кинофестиваля. Недавно в Ме-
хико был открыт его памятник Пушкину. Установлен выполнен-
ный им монумент великому русскому поэту и в Алма-Ате в Ка-
захстане, и в столице Чили Сант-Яго. Его скульптурные произве-
дения находятся во многих российских и зарубежных музеях.
Они украшают галереи западных стран: Германии, Швеции, Че-
хии, Словакии, Италии. Есть его работы на Кубе, во Вьетнаме, в
Китае, даже в Ботсване.
Но А. А. Бичуков — художник глубоко национальный. Он
близко к сердцу принимает все беды и тревоги своей Родины.
Именно это прежде всего и находит выражение в его творчестве.
Скульптор принимал участие в воссоздании убранства храма
Христа Спасителя в Москве, выполнил храм-часовню в честь ико-
ны Казанской Богоматери на Житной улице у здания МВД РФ, со-
здал целый ряд памятников для города Семенова Нижегородской
области (Б.Корнилову, «Жертвам революции», основателю хох-
ломы Матвееву). Он автор скульптурной композиции «Воин-по-
бедитель» и памятника «Героям медикам» в городе Кисловодске.
А.А.Бичуков выполнил мемориальные доски маршалу Коневу,
маршалу Катукову, главному маршалу авиации Новикову, мар-
шалу Батицкому, Щербине и другие. Созданные им аллегоричес-
кие образы России и Правосудия, портреты российских импера-
торов Петра I, Екатерины II, Александра II, Николая I в апартамен-
тах президента Российской Федерации являются украшением ин-
терьеров Государственного Кремлевского дворца. И все это лишь
небольшая часть только основных его работ.
ЭТО БЫЛО НЕДАВНО — ЭТО БЫЛО ДАВНО...
Года три назад он выиграл конкурс на проект памятника
погибшим шахтерам, который проходил в Донецке, где Бичу-
ков родился и вырос. Его скульптурная композиция была при-
знана лучшей из восемнадцати работ, представленных жюри.
Анатолий Андреевич эту тему выстрадал: когда он был еще
мальчишкой, сразу после войны его вернувшийся с фронта
отец погиб в шахте.
Из тех далеких детских лет в его творчестве и многие другие
образы, прошедшие с ним через всю его жизнь и воплощенные
им в металле и камне. Один из них — близкий ему по духу и го-
рячо любимый Сергей Есенин. Тонко чувствовать, любить и по-
нимать поэта научила его мама. Евдокия Владимировна, школь-
ная учительница, преподавала словесность, была большим зна-
током и тонким ценителем русской поэзии. Особо же почитае-
мым ею и всеми в дружной семье Бичуковых был все же Есенин.
Так что будущий художник рос под музыку его стихов. Из детст-
ва к нему пришло глубокое проникновение в образ любимого
поэта, что так покоряет в его скульптурных произведениях. Их
более 30 вариантов, над ними он работал всю жизнь.
И корни отношения Анатолия Андреевича к православной
культуре тоже в детстве, в его семье. В то безбожное время, в
которое он рос, в донецкой округе не было ни одного уцелевше-
го храма. И все же под влиянием дедушки — потомственного ка-
зака Владимира Емельяновича — он, ребенком еще, ощутил се-
бя православным человеком. Дед стойко и со смирением сно-
сил все удары судьбы. Потеряв в революцию крепкое хозяйство,
мельницу, сохранил он из нажитого только иконы. Много мо-
лился и, как знать, может, от того чудом избежал участи многих
других зажиточных казаков — высылки на Север. Любимый
внук, кстати, очень на него похожий, души в нем не чаял и под-
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
А.А. Бичуков
обсуждает
с лауреатом премии
МВД художником
В.А. Сундуновым
эскиз его новой
картины о спецназе
84
ПРИЗНАНИЕ
№ 29 / 2004
pg_0003
ражал во всем. Владимир Емельянович погиб в 1941 году во вре-
мя бомбежки. И с его похоронами в воспоминаниях Бичукова
связано настоящее чудо. Случилось так, что на панихиду Евдо-
кия Владимировна с маленьким Анатолием не успели: кругом
бушевала война. А по дороге, посреди степи, мальчик, не знав-
ший, как поют в храме, вдруг отчетливо услышал церковный
хор. И мама тоже слышала это стройное пение. Оно до сих пор
звучит в его душе, а в сердце и в творчестве живет православная
вера. Он участвует в возрождении православного искусства,
причем делает это бескорыстно. За проект храма-часовни на Ка-
лужской площади в Москве, например, не взял ни рубля, а пре-
мию, полученную за эту работу, отдал на нужды Церкви.
Анатолий Андреевич — потомок кременчугских казаков, и
ему, наверное, на роду было записано носить военный мундир,
и он не только полковник внутренней службы, но и генерал каза-
чьего войска. А тема патриотизма, воинской доблести, Россий-
ской армии и ее Славы в его творчестве стала стержневой. Очень
многие свои работы скульптор посвятил памяти славных сынов
России, отдавших за Родину жизнь. Как реквием эта тема звучит
взволнованно, торжественно и сдержанно-горестно. Например,
в величественном монументе «Благодарная Россия солдатам
правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга»,
установленном на Трубной площади. Колонну венчает скульпту-
ра Георгия Победоносца — символ защитника Отечества. В дни
торжеств к нему приходят сослуживцы и вдовы погибших.
Аналогичный по теме, но иной по исполнению памятник
«Воинам внутренних войск», воздвигнутый на Красноказармен-
ной улице. На его открытии присутствовал Президент России
В.В. Путин. О монументе сам Бичуков рассказывает так: «Мне
хотелось создать образы тех мальчиков, тех сынков, которые
сражались и умирали с именем Родины на устах. Я говорю о че-
ченской войне. Независимо от ошибок политиков наши воины
там честно выполняли приказ. И многие не вернулись... Моя за-
дача была показать скорбящую мать, а может, Богородицу, на
фоне ушедших от нас ребят. Камни, насыпанные перед фигурой
матери, с обозначениями областей России, из которых они бы-
ли призваны и куда больше не вернулись. Но где их будут по-
мнить всегда».
Анатолий Андреевич с того самого времени, как начал себя
осознавать, твердо знал, что будет художником. «Этот ребенок
родился с карандашом в руках», — так шутили домашние, и пря-
тали от него книги. «Любовь» к ним проснулась в нем задолго до
того, как он научился читать: книжные страницы юное дарование
старательно разрисовывал, за что ему от взрослых здорово доста-
валось. Но никакие наказания не могли воспрепятствовать само-
выражению маленького художника: с бумагой для рисования во
время войны было тяжело, а книг в доме — великое множество.
Все в его судьбе, судьбе художника от Бога, складывалось
так, как и должно было сложиться. Как будто Господин Случай
ему специально помогал. В Донецке именно в то время, ни рань-
ше ни позже, было художественно-декоративное училище. И в
нем преподавали чудом попавшие в эти края во время войны
скульптор В.И. Пухальский, в свое время окончивший Санкт-Пе-
тербургскую академию художеств, и художник А.Н. Тодоров, вы-
пускник Парижской художественной академии. Эти замечатель-
ные мастера и прекрасные педагоги как будто ждали талантли-
вого ученика, чтобы передать ему богатство своих знаний.
Годы учебы под руководством своих наставников он потом
будет вспоминать всю жизнь. После окончания училища Бичу-
ков получил распределение в Москву, которая переживала по-
слевоенный строительный бум. Первая творческая работа Ана-
толия Андреевича — лепной орнамент с виноградной лозой — до
сих пор сохранился под крышей одного из зданий на Фрунзен-
ской набережной. Вечерами, после работы на стройке, бежал на
занятия в художественную школу. Так продолжалось до 1953 го-
да, пока его ни призвали в армию.
Он служил в авиации. Но как только командование разузна-
ло о том, какой талант пропадает в стрелке-радисте, тут же отко-
мандировало молодого скульптора в распоряжение гарнизон-
ного Дома культуры. И он здесь развернулся: лепил много и
вдохновенно. За бюст летчика, трижды Героя Советского Союза,
Ивана Кожедуба его даже поощрили: демобилизовали на три
месяца раньше срока. Бичуков возвратился в Москву и продол-
жил занятия в Центральной художественной школе. На жизнь
зарабатывал, рисуя для газет и журналов. Он сотрудничал в та-
ких изданиях, как «Литературная жизнь», «Красная звезда»,
«Советский патриот», «Медицинская газета» и многих других.
Одно время в «Литературке» даже возглавлял отдел иллюстра-
ций. Работа в журналистике обязывала быть на гребне происхо-
дящих в стране событий. И вот с бригадой писателей он едет в
длительную командировку, на целину. Они пишут, а он рисует.
Правильно говорят, что подлинному таланту помогать не
надо: дорогу себе он пробьет сам. В 1959 году исполнилась за-
ветная мечта Бичукова. Он поступил в Московский государст-
венный художественный институт В.И. Сурикова на факультет
скульптуры в мастерскую М.Г. Манизера. Параллельно Анато-
лий Андреевич посещает занятия в мастерской Л.Е. Кербеля,
очень много и плодотворно работает, участвует в конкурсах и
выставках, по нескольку часов в день лепит в мастерской. Пока
что в чужой. Своя у него появилась много позже, вместе с при-
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
Монумент «Воинам
внутренних войск» на
Красноказарменной
улице
У проекта памятника
А. Горчакову
№ 29 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
85
pg_0004
знанием. А признание принес ему Есенин. За скульптурный пор-
трет поэта, который Бичуков выполнил в качестве своей дип-
ломной работы, сразу после окончания института он был принят
в Союз художников СССР. Представленное на выставке «Совет-
ская Россия» в 1967 году это произведение молодого скульптора
произвело на общественность очень сильное впечатление. По-
том она была установлена на могиле поэта на Ваганьковском
кладбище. Скульптура обладает какой-то неизъяснимой заво-
раживающей, очаровывающей одухотворенностью. Слух об
этом чудо-памятнике мгновенно облетел страну. И к могиле по-
тянулись бесчисленные поклонники поэта. Среди них была и ав-
тор этих строк. Специально прилетела за десять тысяч километ-
ров из Владивостока. Никогда мне не забыть потрясения от той
встречи. Из-за деревьев памятника еще не было видно, но я бе-
зошибочно нашла его по какому-то исходившему от мраморно-
го изваяния сиянию и едва уловимой музыке, которой отклика-
лась душа на это диво дивное.
«ВЕЛИЧАВЫЕ ОБРАЗЫ ДУХА»
В этом году студии художников имени В.В. Верещагина Ми-
нистерства внутренних дел, которую возглавляет полковник Би-
чуков, исполняется 35 лет. Интересна ее судьба и история созда-
ния. Она связана с Николаем Анисимовичем Щелоковым. И его
замечательный скульптурный портрет, выполненный Анатоли-
ем Андреевичем в мраморе, хранится в экспозиции студии. Ког-
да во главе МВД стал генерал Щелоков, он от руководителей го-
сударства вместе с задачей поднять дееспособность и авторитет
милиции получил и полный карт-бланш в достижении этой це-
ли. Начал Щелоков со знакомства с личным составом. Рассказы-
вают, как однажды где-то в глубинке он перед строем плохо об-
мундированных, безо всякой выправки милиционеров произ-
нес, ставшие крылатыми слова: «И это мое войско.! Не знаю, как
на врага, но на меня вы наводите ужас!»
Для органов внутренних дел при Щелокове наступил зо-
лотой век расцвета. Николай Анисимович обладал государст-
венным мышлением, он был человеком высокой культуры и
образованности. В системе МВД при нем появились свои
учебные заведения, Академия, НИИ, санатории и медицин-
ские учреждения. Для сотрудников, чья зарплата стала на-
много выше средней по стране, специально строилось жилье.
По заказу МВД СССР в стране снимались замечательные кино-
фильмы, ставились спектакли, слагались песни. На службу в
органы внутренних дел с улицы попасть было невозможно:
сюда по рекомендации трудовых коллективов, после тща-
тельной проверки и испытаний отбирали самых достойных. И
воспитание в них патриотизма, боевого духа, высокой культу-
ры министр-реформатор ставил во главу угла. Поэтому в ор-
ганах правопорядка были созданы собственные газеты, жур-
налы и даже студия художников, куда на работу были пригла-
шены лучшие творческие силы. Анатолий Андреевич Бичуков
— тогда уже известный скульптор — был в их числе. Послужить
благородному делу, работать под началом такого прогрес-
сивного и широко мыслящего человека, как Щелоков, он для
себя считал большой честью.
Но потом студию много раз закрывали, и снова открывали. И
все же она, дожив до наших дней, родилась под счастливой
звездой: Бичуков — ее ангел-хранитель. Она то немногое из со-
зданного тогда, в конце 60-х, что, несмотря ни на что, со време-
нем не деградировало, не обветшало, а даже получило развитие.
Во времена Щелокова студия очень органично входила в строй-
ную систему воспитания, созданную в МВД СССР, была ее важ-
ным звеном. Но потом часто менявшимися руководителями ве-
домства она воспринималась, как некий атавизм и непозволи-
тельная роскошь. Ну, да Бог судья тем чиновникам, кто не раз за-
махивался уничтожить небольшой коллектив художников, ибо
они не ведали, что творили. «Лицом к лицу лица не увидать, —
как говорил любимый поэт Бичукова, — большое видится на рас-
стоянии». Через 35 лет пришло понимание того, что студия — это
не только бесценное достояние системы органов внутренних
дел, но и заметное явление в отечественной культуре, яркая стра-
ница в истории русского изобразительного искусства. Вереща-
гинцами создано более двух тысяч произведений, которые нахо-
86
ПРИЗНАНИЕ
№ 29 / 2004
На открытии художе-
ственной выставки,
посвященной
200-летию МВД
«...к нему не зарастет
народная тропа».
У бюста А.С. Пушкина
работы А. Бичукова
Зураб Церетели
и Анатолий Бичуков
среди молодых бой-
цов правопорядка
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
pg_0005
дятся и часто экспонируются в Государственной Третьяковской
галерее, Государственном Русском музее, Музее Великой Отече-
ственной войны, картинных галереях многих городов России.
В творчестве небольшого коллектива профессиональных
художников находят отражение героические подвиги и бла-
городные поступки, повседневный нелегкий труд сотрудни-
ков органов внутренних дел и военнослужащих внутренних
войск. На полотнах оживают славные страницы истории Рос-
сийского государства, этапы становления правоохранитель-
ных органов. Художники студии создали портретную галерею
ветеранов и молодых сотрудников милиции, 62 министров
внутренних дел, что стояли у руля ведомства в течение двух-
сот лет. Все это достоверные образы эпохи, представляющие
общественную значимость и историческую ценность. Экспо-
зиции и выставки, проводимые студией, способствуют повы-
шению авторитета органов правопорядка, воспитанию чувст-
ва глубокого уважения к людям, посвятившим себя защите
интересов граждан и Отечества.
Коллектив студии, по мнению его лидера и художественно-
го руководителя, — единство непохожих, общность ярких твор-
ческих индивидуальностей. Эта «Могучая кучка» — последова-
тели, как и сам Бичуков, русской классической школы.
В студии бережно хранят традиции великого русского живо-
писца Верещагина. Как и этот выдающийся художник, студийцы
тоже не редко ездят в «горячие точки». Так, недавно в Чеченской
Республике побывали Владимир Сундуков и Ильяс Арасланов.
Впечатления от этой поездки вдохновили их на создание двух
замечательных полотен: «Не стреляйте нам в спину» и «Приня-
тие присяги чеченской милицией в Гудермесе».
А еще студия художников для органов внутренних дел име-
ет и прикладное значение: верещагинцы разрабатывают ведом-
ственную символику и геральдику. Ими, например, выполнены
эскизы знамен МВД России и УВД регионов, наградных меда-
лей, почетных знаков Министерства, дипломов-сертификатов
об окончании его высших и средних учебных заведений, дипло-
ма лауреата премии МВД РФ за создание лучших произведений
литературы и искусства о деятельности органов правопорядка.
Миллионы людей ознакомились с работами верещагинцев —
«величавыми образами духа», по меткому выражению Врубеля. И
если у тебя, дорогой читатель, будет время, то обязательно прой-
дись по залам небольшого особняка на Селезневке, что занимает
студия. Прикоснись к прекрасному, от чего в душе появится чувст-
во огромной радости: словно жажду утолили из чистейшего род-
ника. И придет ощущение, что в созданных художниками произве-
дениях — ключ к пониманию загадочной русской души и величия
русского характера. Сердце наполнится чувством гордости за то,
что повезло родиться в стране, которая зовется Россией.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Без преувеличения можно сказать, что в поклонниках талан-
та Бичукова не только вся Россия — полмира. Люди знают и лю-
бят его произведения, хотя многие самого скульптора никогда в
глаза не видели. Иногда и не сразу вспомнят знакомую фами-
лию. И только при упоминании о памятнике Есенину, всем ста-
новится ясно, о ком идет речь.
Эта работа Анатолия Андреевича — его визитная карточка. В
жизни каждого большого мастера бывает звездный час, когда
помыслы, накопленный опыт, мастерство и талант — все будто
сливается в один порыв, в одно неукротимое желание — тво-
рить! И тогда художник достигает своей вершины. Именно в та-
кой звездный час и родился памятник Сергею Есенину.
... После многих трудов, бессонных ночей монумент смонти-
рован и установлен на Тверском бульваре. Для скульптора на-
стал великий день. Бульвар запружен народом. Скульптура под
покрывалом. Произносятся речи, выступающие сменяют друг
друга. И вот он, торжественный момент: покрывало падает. И
бронзовый Есенин во всей своей удивительной простоте и от-
крытости как бы шагнул к людям.
Произошло это в 1995 году. К 100-летию тончайшего лирика
России, когда ему был установлен семиметровый памятник рабо-
ты Бичукова. На проходившем в 1994 году Всероссийском конкур-
се среди нескольких десятков проектов победил именно он, по до-
стоинству завоевав всенародное признание и любовь. Он вошел в
монументальную классику Москвы. Вошел легко, естественно,
свободно. Сбылись пророческие строки стихотворенья Есенина:
Мечтая о могучем даре,
Того, кто русской стал судьбой
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с тобой.
Часть своей души вложил скульптор в эту работу. В ней чув-
ствуется страстное желание подарить людям облик любимого
поэта, не получившего при жизни признания, которого заслужи-
вал. Памятник зажат громадинами зданий. И стены с равнодуш-
ными глазницами окон как бы символизируют трагичность
судьбы поэта. Всю жизнь он был словно вольная птица в камен-
ной клетке обстоятельств, неприятия режимами, враждебности
недругов, противоречивости своего характера. Прекрасный в
своей задумчивой грусти глядит на нас поэт. Об этом памятнике
можно было бы сказать словами Огюста Родена: «Хороший
скульптурный портрет равносилен целой биографии. Эпоха, ин-
дивидуальный характер — все в нем указано».
Говорят, ничто не вечно под луной. Работы Бичукова ут-
верждают обратное: любовь, гармония, красота, подлинное ис-
кусство будет жить, пока люди живут на этой земле. Сквозь тол-
щу веков до нас дошли каменные и бронзовые шедевры выда-
ющихся мастеров далеких эпох. И пусть еще пройдут века, пусть
изменится мир, и другими станут люди, но никогда их не пере-
станет волновать, возвышать и делать лучше все то прекрасное,
во что вкладывает душу талант художника и творца.
Суетное уходит прочь, приходит ощущение погружения в
атмосферу вечности, когда попадаешь в окружение работ Ана-
№ 29 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
87
Звездный час —
скульптор за работой
А.А. Бичуков
и С.В. Степашин
в мастерской
pg_0006
толия Андреевича в его мастерской. И не правда, что статуи
молчат. Кажется, что в тишине большого зала со стеллажами,
до потолка уставленными скульптурами, слышны их голоса. С
каждой художника связывает своя история, муки поиска, счас-
тье озарения, отчаяние, разочарование и радость удачи. У каж-
дой — свой звездный час.
ЗА ДАЛЬЮ — ДАЛЬ
— К 200-летию МВД Вы удостоены высшей обществен-
ной награды России — Золотого почетного знака «Общест-
венное признание». Скажите, Анатолий Андреевич, на-
сколько важно для художника признание людей.
— Общественное признание важно не только для художника, а
для любого творческого человека. Это самое главное, то, для чего
человек живет и творит. Плохо, когда творчество не находит от-
клика в сердцах людей, если оставляет равнодушным окружение.
Когда не слышно аплодисментов, то для творца это смерти подоб-
но. От людского признания как будто крылья вырастают. Я однаж-
ды испытал это счастье. После открытия памятника Сергею Есени-
ну на Тверском бульваре, празднование 100-летия поэта перемес-
тилось в Рязань. Пригласили и меня. В областном театре, где ябло-
ку некуда было упасть, я примостился на галерке. Когда речь за-
шла о памятнике, народ потребовал в президиум автора. Я шел к
сцене под гром аплодисментов, люди приветствовали меня стоя.
За эти мгновения можно все отдать. Именно это заставляет худож-
ника работать с утроенной энергией, и его переполняет желание
сделать для общества как можно больше.
— Анатолий Андреевич, в Вашей творческой биогра-
фии были случаи, когда критика в штыки принимала ка-
кую-то из Ваших работ. Приходилось ли Вам переживать
по этому поводу. И вообще, как Вы относитесь к критике.
— Могу сказать только одно: самый строгий судья для себя —
я сам. Отсюда и отношение мое к критике. Скажу честно: я ее не
люблю. «Да и какая собака, — если отвечать на ваш вопрос сло-
вами персонажа Юрия Никулина из кинофильма «Ко мне,
Мухтар!», — критику любит.».
— Вопрос для ректора Московского государственного
академического института имени В.И. Сурикова: что дела-
ется в институте для сохранения лучших традиций россий-
ского художественного образования.
— Преподавание у нас в институте ведется по программе Им-
ператорской академии. Наши студенты получают широкое обра-
зование, изучают историю России и ее культуру. Очень важно,
чтобы они знали, где живут, знали своих предков и те произве-
дения, которые создавались нашими великими предшественни-
ками. Я хочу создать такое учебное заведение, которым, как в
прежние времена, могла бы гордиться Россия. Я во многих учеб-
ных заведениях был — в Италии, Швеции, Германии, Франции.
Но такой постановки дела, как у нас, я не видел. Без знания худо-
жественной грамоты, я считаю, художник не может выразить се-
бя. Этому стараюсь научить и своих учеников. А еще я им не ус-
таю повторять, что в творчестве нельзя обманывать — это та сто-
рона человеческого бытия, где фальшь сразу видна.
— Скульпторов такого масштаба и дарования в стра-
не — единицы. Не кажется ли Вам, что использовать Ва-
ше время, силы и возможности для решения пусть и
очень важных проблем Суриковки является непрости-
тельной расточительностью.
— Во-первых, институту на посту ректора нужен именно ху-
дожник, пользующийся авторитетом в мире изобразительного
искусства. Такова традиция. Вузом всегда руководили выдаю-
щиеся художники. Поэтому просто менеджера эта аудитория не
примет. Для меня же большая честь возглавлять Суриковку. Я не
могу не оправдать доверие, которое оказали мне Российская
академия художеств и коллектив института. И сделаю все, чтобы
вывести его из состояния кризиса.
— Должно ли искусство быть в основе своей нравствен-
ным.
— Если искусство не нравственное, оно не нужно никому.
Это не искусство. Искусство должно быть человечным и нрав-
ственным, служить Отечеству своему (это ведь тоже нравст-
венность). Любовь к Родине и любовь к матери — явления
очень похожие, и если это не заложено в человеке, то непо-
нятно, для чего тогда он существует. Военно-патриотическую
тему я воспринимаю тоже как воспитание нравственности. Но,
к сожалению, нашему государству это сейчас не очень-то нуж-
но. Надеюсь, что пока.
Маленький очажок такого искусства являет собой студия
МВД имени Верещагина. Считаю, что ее художники идут впере-
ди — по тематике, по содержанию, по композиционным реше-
ниям. Мы продолжаем традиции русского реалистического ис-
кусства. Пока я возглавляю этот коллектив, так и будет, другого
я не хочу. Придет другой на мое место — может, будет по-друго-
му. Мне противна смена человеком своих убеждений, противны
люди, побросавшие свои партбилеты и ставшие в одночасье
ярыми «демократами». Но вообще, вы меня в политику не впу-
тывайте. Все на политике играют, потом власть захватывают и
забывают, где и для чего они живут.
— Каково Ваше отношение к проблеме экспорта запад-
ных культурных ценностей в нашу страну.
— Самое отрицательное. Это то, чем хотят загубить нашу Рос-
сию. Россия, как страна великой культуры, не нуждается в каких-
то инородных влияниях, она сама должна эволюционно разви-
ваться. У нее богатейшая история. А что они взамен нам могут
предложить. Уже и в Азии «не проходит» этот «экспорт», во
Франции на телевидении существуют квоты на иностранные
фильмы, прежде всего на американские. А мы всех сразу впусти-
ли к себе в страну, и что из этого выходит. У нас достаточно хо-
роших актеров, писателей, художников. Мы их должны поддер-
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА
Б.В. Грызлов
знакомится
с работами
скульптора
в его мастерской
Момент открытия
памятника Сергею
Есенину на Тверском
бульваре
88
ПРИЗНАНИЕ
№ 29 / 2004
pg_0007
живать, не позволять размывать наши ценности и оскорблять
национальное достоинство русских. Это очень важно для воспи-
тания молодого поколения. Дело с этим на сегодня, по-моему,
обстоит ужасно. На экране одно живодерство: как материальное,
так и духовное. А воспитание молодых — это ведь управление за-
втрашним днем из сегодняшнего.
— А в чем, по Вашему мнению, суть ответственности ху-
дожника перед народом.
— Есть разные художники и разный народ. Был такой народ,
который царя убивал и радовался этому. И народ в этом смысле
достоин своего правительства. А потом получилось, что кто-то
во всем виноват. Есть народ, который пьет водку, и его ничего
не интересует. Такой будет валяться на земле, в то время когда
на ней можно растить хлеб, и пасти стада. А есть народ, который
трудится с утра и до вечера. Вот это для меня другой народ, ко-
торый созидает, кормит свое Отечество. Перед этим народом-
тружеником я снимаю шапку. Его трудолюбию, долготерпению
и таланту я хотел бы служить и поставить памятник.
Таких людей у нас подавляющее большинство. Если их под-
держать, помочь, а не долбить и загонять в угол, то они горы
свернут. Наша история это подтверждает. Крестьянство было
уничтожено неслучайно. «У кого земля — у того и власть». Сель-
ский труженик — это свободный человек. Над ним, если разо-
браться, никакой власти нет, кроме Божьей. Крестьянство со
своей христианской традицией, культурой на сегодня уничто-
жено, в деревнях одни старушки остались. Нет сильного мужи-
ка, способного обрабатывать землю. А тут еще землю собирают-
ся продавать. Скупят ее иностранцы да бандиты, и будут дикто-
вать свои условия, спекулировать. Вот чего я опасаюсь.
— Актуальный вопрос: насколько важны для Вас день-
ги. «Чеканная свобода» — так ведь говорят...
— Лично для меня деньги, богатство не имеют большого
значения. Но я знаю людей, которые много денег имеют, но они
хамы и невежды невеждами. Видел одного нувориша — мало-
образованный, на какой-то спекуляции разбогател. Богатый
хам — это страшно для общества. А если у благородного чело-
века есть деньги, то он потратит их на помощь нуждающемуся,
коллегам, родным. Вот я всю жизнь помогал своим близким.
Если бы я этого не делал, не знаю, как бы они жили в Донецке,
матери ведь 90 лет.
— Что для Вас дорого в советской культуре. Каковы бы-
ли ее важнейшие принципы.
— Ей был присущ принцип гуманизма, что бы там ни говори-
ли. В советские времена был сильный творческий союз, были ху-
дожественные фонды, молодежные секции. Молодым художни-
кам помогали, на выставки давались деньги, художник был со-
циально защищен. А сейчас мои ученики заканчивают обучение,
а что с ними дальше будет «в этом прекрасном и яростном мире»
— не знаю... Это ведь мне небезразлично. Душа за них болит.
— Традиционный вопрос для творческого человека:
расскажите о своих планах и замыслах. Над чем Вы сейчас
работаете.
— В работе у меня сразу несколько проектов: монументы к
200-летию МВД и 300-летию инженерных войск, которые были
созданы еще Петром I, памятник Галине Улановой и губернато-
ру Москвы Алексееву — человеку, много сделавшему для сто-
лицы России. Построил он, например, Исторический музей,
психиатрическую клинику, музыкальную школу и множество
других зданий. В мае, я надеюсь, будет открыт памятник одно-
му из самых блестящих дипломатов в истории нашей страны
Александру Михайловичу Горчакову. Он будет установлен воз-
ле Министерства иностранных дел.
А еще сейчас проходят согласования по поводу установки в
городе Ульяновске памятника, название которому — «Россия».
Это будет всеобъемлющий образ нашей Родины. Один из ее
удачных вариантов я уже исполнил для Московского Кремля. В
своей скульптуре я хочу воплотить главные черты, присущие
нашему народу: его многонациональность, широту натуры с та-
кими нравственными добродетелями, как целомудрие, спо-
койствие, внутренняя гармония, готовность защищать свой
дом, своих детей, свою землю, радушие и открытость для доб-
ра, справедливости и правды.
— Вам скоро 70. Скажите, а по своему внутреннему ощу-
щению, сколько Вам лет.
— Скажу откровенно: по своему мироощущению мне где-то
лет тридцать, не больше, хотя я, наверное, и кажусь нескром-
ным. Впрочем, «из песни слов не выкинешь»...
— Скажите, Анатолий Андреевич, в чем секрет Вашей
бодрости духа и творческого долголетия.
— Боюсь, что мой ответ разочарует вас. Вы застали меня
врасплох, поскольку мне никогда не приходилось задумы-
ваться над этим. Просто некогда. Сейчас времени даже на
творчество не хватает — очень много общественных нагрузок.
Просыпаюсь в шесть часов утра и часа два работаю в мастер-
ской, потом еду по делам, а вечером до полуночи опять тво-
рю. Так что стареть мне некогда. А может, в этом и есть тот са-
мый секрет творческого и активного долголетия.
ОТ РЕДАКЦИИ. Пока верстался этот номер, стало изве-
стно, что в конкурсе на проект памятника градоначальни-
ку Алексееву, прошедшем недавно в столице, победила
работа Бичукова. И этот очередной успех скульптора —
прекрасный подарок к его юбилею. От души поздравляем
Анатолия Андреевича и с этой победой, и с 70-летием!
Заботы ректора
Бичукова
не оставляют его
даже дома
в часы отдыха
Фото внизу:
Разговор С. Коломеец
и А. Бичукова в его
мастерской
у фрагмента
памятника погибшим
шахтерам.
Загрубевшие от
многолетней работы
руки скульптора –
штрих к его портрету
№ 29 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
89
В ГОСТЯХ У МАСТЕРА