ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА В ЧЕЧНЕ
52
ПРИЗНАНИЕ
№ 30 / 2004
друзей полмира
»
В апреле и мае 2004 года впервые
за долгий период во всех 449 средних
школах Чеченской Республики про-
шла олимпиада по русскому языку.
На всех ее этапах поддержку Олимпи-
ады осуществляла Современная Гу-
манитарная Академия — вуз, наибо-
лее активно работающий в Чечне с
применением дистанционной обра-
зовательной технологии. Победители
прибыли в Москву, где в здании СГА
их приветствовал Министр образова-
ния и науки России А.А.Фурсенко и
ректор Современной гуманитарной
академии М. П. Карпенко.
Благотворительный фонд «Культу-
ра в экстремальных условиях» уста-
новил для победителей Олимпиады
специальные гранты на обучение в
СГА в Москве или любом из филиалов
и представительств на территории
России.
Началась подготовка республикан-
ских Олимпиад по другим школьным
предметам.
Современная Гуманитарная Акаде-
мия занимается организацией подоб-
ных олимпиад для чеченских школь-
ников в рамках долгосрочного проек-
та по сохранению и приумножению
интеллектуального потенциала стра-
ны «XXI век. Образование. Интеллект.
Информационное общество» совме-
стно с Национальным фондом «Обще-
ственное признание» и Независимой
организацией «Гражданское общест-
во» при информационной поддержке
журнала «Признание».
«
Нам русский подарил
pg_0002
Двум языкам обязан я воздать
За то, что в них талантов наших лира:
Чеченский мне в уста вложила мать,
А русский подарил друзей полмира.
(Р.А. Ахтаханов)
Строки этого стихотворения посвя-
щены Олимпиаде школьников Чечен-
ской Республики по русскому языку. Они
как нельзя лучше отражают то, как нуж-
даются сейчас чеченские дети во все-
стороннем образовании. Сама Олим-
пиада наглядно показала их желание и
стремление учиться.
Олимпиада 2004 года была далеко не
первым социально-значимым мероприя-
тием, проведённым в Чеченской Респуб-
лике СГА совместно с Министерством
образования ЧР (министр — Л.М. Дада-
ев) и Благотворительным фондом «Куль-
тура и образование в экстремальных ус-
ловиях» (Председатель Правления —
И.Д. Кобзон, Председатель Попечитель-
ского Совета — Г.А. Боровик). В числе
аналогичных действий —благотвори-
тельная деятельность по выделению об-
разовательных грантов студентам, про-
ведение спортивных турниров, благотво-
рительных концертов, научно-практичес-
ких конференций, реализация совместно
с МЧС образовательных программ по
обеспечению безопасности жизнедея-
тельности и т.д. В дальнейшем решено
ежегодно проводить олимпиады по
школьным предметам для стимулирова-
ния интереса ребят к приобретению уг-
лублённых знаний и выявления наиболее
подготовленных и талантливых учеников.
Это стало возможным благодаря тому,
что Министерство образования ЧР при
активной поддержке со стороны Прези-
дента ЧР и Минобразования России
практически завершило восстановление
всех образовательных учреждений Че-
ченской Республики и наладило полно-
ценный учебный процесс.
Первая Олимпиада прошла по одно-
му из основных предметов — русскому
языку. И это не случайно. Русский язык
был и остаётся важнейшим инструмен-
том межнационального общения, важ-
ным средством культурной интеграции
народов нашей многонациональной
страны. В девяностые годы именно изу-
чение русского языка понесло наибо-
лее ощутимые потери, когда была сде-
лана попытка существенно урезать объ-
ёмы часов обучения по этому предмету.
Наконец, русский язык для чеченских
школьников является ключом к позна-
нию достижений во всех других сферах
человеческой деятельности, пропуском
в мир высокообразованных людей. Оче-
видно, что именно такие люди в состоя-
нии предотвратить в дальнейшем воз-
никновение трагических социально-по-
литических конфликтов.
Идея проведения Олимпиады школь-
ников по русскому языку была активно
поддержана Министерством образова-
ния и науки Российской Федерации и
лично Министром Андреем Александро-
№ 30 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
53
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА В ЧЕЧНЕ
Участники III
(республиканского)
тура Олимпиады
школьников ЧР по
русскому языку
за выполнением
тестовых заданий
Почетные гости
телемоста,
известные ученые
Х.В. Турков
(слева) и Ж.Ж.
Гакаев (справа) с
ректором СГА
М.П.Карпенко
pg_0003
вичем Фурсенко. Огромные усилия в ор-
ганизации Олимпиады по русскому языку
приложила Современная гуманитарная
академия — вуз активно помогающий
восстановить систему образования в
этой Республике. Она имеет 17 предста-
вительств во всех районах Республики с
общим количеством обучающихся около
5 тысяч, и административно-педагогиче-
ским персоналом более 1000 человек.
Это дало возможность подготовить и
провести это мероприятие республикан-
ского масштаба на высоком организаци-
онно-техническом уровне.
Подготовка к Олимпиаде заняла не-
сколько месяцев. Первый тур состоялся
17 апреля 2004 года во всех 449 сред-
них школах Республики. По результатам
тура были определены 3 победителя от
каждой из школ, которым были вручены
Дипломы Оргкомитета. Через неделю,
24 апреля, они участвовали во втором,
районном, туре. В каждом из 20 райо-
нов были определены по три победите-
ля, ответивших на наибольшее количе-
ство вопросов из тестовых заданий,
разработанных Кафедрой лингвистики
СГА. Каждый из них получил Диплом
Оргкомитета и ценный подарок.
Все победители районных туров 15
мая 2004 года собрались в Грозненском
представительстве Современной гума-
нитарной академии для участия в заклю-
чительном, республиканском туре
Олимпиады. Для его проведения в Гроз-
ный из Москвы прибыли представители
Оргкомитета со специально разрабо-
танными тестами повышенной сложнос-
ти, Дипломами Оргкомитета и ценными
подарками для победителей — компью-
терами и видео-двойками.
Первое место завоевала Мадина
Умажева, ученица Ассиновской средней
школы № 1 Сунженского района; второе
— Карина Салгириева из средней шко-
лы № 38 Ленинского района г. Грозного.
Третьи места с равными результатами
поделили Хеди Темирсултанова из Але-
роевской средней школы Ножай-Юр-
товского района и Хеди Гидалишова,
ученица Нойберской средней школы №
1 Гудермесского района.
Был также вручён Почётный Диплом
Оргкомитета Олимпиады «Лучший учи-
тель русского языка Чеченской Респуб-
лики 2004 года». Его получила Мовлот-
хан Асхабовна Гадамурова, учительница
русского языка Ассиновской средней
школы № 1 Сунженского района, учени-
ца которой завоевала первое место в
Олимпиаде.
Победители Олимпиады вместе с
учительницей по приглашению Оргкоми-
тета посетили Москву. Здесь их ждала на-
сыщенная программа ознакомления с
достопримечательностями Москвы, по-
сещение уникальной художественной ма-
стерской заслуженного деятеля искусств
России и Чечено-Ингушетии, кинорежис-
сера и скульптора Илеса Татаева и учас-
тие в прямом телемосте со сверстниками
из других регионов России.
Телемост «Роль русского языка в ду-
ховном сближении народов» состоялся
1 июня, в Международный день защиты
детей. Вместе с победителями Олимпи-
ады в работе телемоста приняли учас-
тие Министр образования и науки РФ
А.А. Фурсенко, Советник Президента
РФ А.А. Аслаханов, ректор СГА М.П.
Карпенко, Министр образования ЧР
Л.М. Дадаев, член Совета Федерации
РФ М.Н. Умаров, видные учёные Ж.Ж.
Гакаев, Х. В. Туркаев и другие. Состоялся
непринужденный диалог победителей и
гостей телемоста со школьниками и пе-
дагогами Санкт-Петербурга, Самары и
54
ПРИЗНАНИЕ
№ 30 / 2004
Победители
Олимпиады во
время прямого
телемоста со
сверстниками из
других регионов
РФ
Министр
образования ЧР
Л.М. Дадаев и
победители
олимпиады в
гостях у
председателя
Комитета Госдумы
РФ по культуре,
заслуженного
артиста ЧИАССР,
профессора
И.Д. Кобзона
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА В ЧЕЧНЕ
pg_0004
Грозного. Целевая аудитория этого ин-
тересного и познавательного зрелища
составляла 750 тысяч телезрителей из
650 городов и населённых пунктов.
К сожалению, время прямого эфира
было ограничено двумя часами. К сожа-
лению — потому, что этот телеэфир пока-
зал огромную заинтересованность моло-
дого поколения россиян в продолжитель-
ном дружеском общении. Будь общение
прямым, а не виртуальным, уверены уча-
стники телемоста, их диалог нельзя было
бы прервать или ограничить столь узкими
временными рамками. Все, кто следил за
диалогом в различных уголках мира, убе-
дились, что ничто не разделяет чеченских
детей и их сверстников из других регио-
нов России: у них общие интересы, об-
щие стремления к знаниям, дружной мир-
ной жизни. Все они прекрасно сознают,
как важно овладение русским языком, ко-
торый является языком диалога наших
культур. Они убеждены, что образование
— одно из важнейших средств предот-
вращения национально-религиозных
проблем и локальных конфликтов.
Эта мысль у молодых участников те-
лемоста укрепилась и в ходе общения с
высокими гостями. Многим из них было
очень непросто выкроить время в своём
напряжённом рабочем графике и по-
святить его нашим детям. Нельзя не
сказать, что проведение Олимпиады в
целом стало возможным благодаря го-
рячей заинтересованности и неустан-
ным усилиям Министра образования ЧР,
Почётного профессора СГА Лемы Муха-
диновича Дадаева, а также ректора Со-
временной гуманитарной академии Ми-
хаила Петровича Карпенко.
Особую благодарность организато-
ры и все участники телемоста выражают
Министру образования и науки Россий-
ской Федерации, доктору физико-мате-
матических наук, профессору Андрею
Александровичу Фурсенко, который ак-
тивно, с неподдельным интересом, уча-
ствовал в диалоге, отвечал на вопросы,
поступающие из различных регионов
России и лично вручил победителям
Олимпиады Дипломы и ценные призы.
Организаторы надеются, что со следую-
щего года Андрей Александрович не
только поддержит очередную Олимпиа-
ду, но и согласится её патронировать.
Участникам Олимпиады запомнилась
теплая встреча с Председателем Коми-
тета Госдумы РФ по культуре, заслужен-
ным артистом ЧИАССР, Народным артис-
том СССР, профессором СГА Иосифом
Давыдовичем Кобзоном, который при-
нял делегацию победителей у себя дома
и провел с ней не один час. Радостным
событием для всех участников телемоста
стала и телеграмма, поступившая в их
адрес от Иосифа Давыдовича. В ней, в
частности, отмечалось: «Итоги творчес-
кого состязания учащихся Чечни — убе-
дительное признание огромных возмож-
ностей русского языка для выражения
чувств и мыслей, для получения качест-
венного образования, для укрепления
единого культурного пространства наше-
го многонационального Отечества, ду-
ховного единства наших народов. Сер-
дечно поздравляю победителей Олим-
пиады с заслуженным успехом и горячо
приветствую каждого её участника! Доб-
рый вам путь в богатый мир знаний, со-
зидательного труда и верной дружбы!»
Наверное, луч-
ше и не скажешь о
значении и важно-
сти этой Олимпиа-
ды, о роли русско-
го языка для духов-
ного сближения
народов и получе-
ния полноценного
образования. А за-
кончить хотелось
бы ещё одним чет-
веростишием, со-
звучным уже сказанному:
Чеченцы, сейте знаний семена:
Они дадут божественные всходы,
Счастливые наступят времена,
Обнимутся российские народы.
(Р.А. Ахтаханов)
Сам же телемост 1 июня завершил-
ся большим праздничным концертом
мастеров искусств Чеченской Респуб-
лики. Среди выступавших были артис-
ты, известные всей Республике: Сулей-
ман Токкаев, Ильяс Эбиев, Султан Ис-
ламов и Лиза Ахматова. А финальным
аккордом стала зажигательная кавказ-
ская лезгинка, которую исполнили че-
ченские студенты СГА и наши гости-по-
бедители Олимпиады школьников Че-
ченской Республики по русскому языку
2004 года
Р.А. Ахтаханов,
Исполнительный директор Оргкомитета
Олимпиады, Генеральный директор
Представительств СГА в ЧР,
Почётный работник высшего
профессионального образования РФ
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА В ЧЕЧНЕ
№ 30 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
55
Победители
Олимипады с
министром
образования ЧР
Л.М. Дадаевым,
ректором СГА
М.П. Карпенко и
генеральным
директором
представительств
СГА в ЧР