84
ПРИЗНАНИЕ
№ 30 / 2004
Николай ГАЛКИН:
«ЭТО ДЕЛО
ВСЕЙ М
ОЕЙ Ж
ИЗНИ»
ПОДВИЖНИКИ РОССИИ
Фото:
выставка икон «Инва-студии» в г. Турку (Финляндия).
pg_0002
— Николай Николаевич, расска-
жите, пожалуйста, как возник ваш
центр, чем занимается, какие ставит
перед собой задачи.
— Наш центр был организован в 93-м
году как небольшая детская
художественная студия. В начале своей
деятельности мы не ставили перед собой
задачу работать с инвалидами. Все нача-
лось с протеста против того беспредела,
который в то время начался в средствах
массовой информации, в первую очередь
на телевидении: тотальное развращение
молодежи, в первую очередь детей, вы-
звало у нас негативную реакцию. И мы с
женой организовали поначалу небольшую
студию в станице, в 25 километрах от
Краснодара, прямо у себя дома. Эта сту-
дия сохранилась, но она расширилась.
Оглядываясь назад, можно сказать, что
проделана колоссальная работа. Малень-
кая сельская студия превратилась в боль-
шую общественную организацию, кото-
рая получила общероссийское и между-
народное звучание. Если у нас в первый
год было всего 5 человек, то сейчас мы
только в Краснодаре по всем нашим на-
правлениям в течение года работаем с
500 детьми. Более 90 процентов из них —
это инвалиды и тяжело больные дети.
Наша главная задача — адаптация ре-
бенка-инвалида в большой и малый соци-
ум, в систему рыночных отношений. По-
этому мы разработали комплексную про-
грамму социально-психологической реа-
билитации детей-инвалидов, где образо-
вательно-профессиональное направле-
ние является одним из главных, потому
что наши дети получают художественное
образование. У нас своя квота при Кубан-
ском государственном университете, ко-
торой добилась Людмила Александровна
Путина. Когда она встретилась с нами в
октябре 2001 года, то была просто, как
она сказала, поражена: «Ваших детей
нельзя назвать инвалидами». Помимо об-
разовательно-профессиональных про-
грамм мы стали применять медико-пси-
хологические, спортивно-медицинские.
Но самое главное наше достижение —
это арттерапевтические программы. Де-
ти, занимаясь искусством, получают ме-
дико-психологическую поддержку снача-
ла через внешний образ-опору, когда ре-
бенок начинает рисовать иконы или, ска-
жем, пейзажи, и внутренний образ-опору,
когда он осознает, что не является изгоем
в обществе, что он такой же, как другие,
просто с какими-то особенностями, кото-
рые совершенно не мешают ему жить,
трудиться, получать образование.
Нас заметили, и уже через полгода мы
сделали первую выставку. За 10 лет их бы-
ло более двухсот, по нашим минимальным
подсчетам, на них побывало более 50 ты-
сяч посетителей — и это в первую оче-
редь дети. Мы делали выставки в неболь-
ших интернатах, в маленьких городах, в
станицах края, делали их в Москве, в
Санкт-Петербурге. Три выставки прошли
за границей: во Франции, Германии, Фин-
ляндии. Открыли три филиала в Красно-
дарском крае. И вот с февраля нынешне-
го года приступил к работе филиал в
Москве, который мы организовали на ба-
зе социально-реабилитационного центра
«Отрадное», где дети, хотя физически и
здоровы, но все социальные инвалиды, из
неблагополучных семей, успевшие при-
общиться к алкоголю, к наркотикам. Сей-
час мы работаем с ними.
Что еще можно сказать о наших дет-
ках. Они у нас совершенно с различны-
ми заболеваниями, даже с такими, кото-
ПОДВИЖНИКИ РОССИИ
Сегодня наш
собеседник —
председатель
краевого
общественного
Центра
социальной
реабилитации
детей-инвалидов
Николай
Николаевич
Галкин.
Он является
также членом
Президиума
Независимой
организации
«Гражданское
общество»,
принимал участие
в совместном
годовом
собрании этой
организации.
Выпускница «Инва-ст удии» Ольга
Мережняк выполняет заказ.
Икона из иконостаса для церкви
Иоанна Воина
№ 30 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
85
pg_0003
рые врачи иногда называют тупиковыми,
то есть это дети, не подлежащие излече-
нию. К сожалению, двоих таких детей мы
потеряли, но тем не менее, как родители
говорят, мы продлили им жизнь, они бы-
ли творческими людьми, и не
получилось так, что они оказа-
лись в одиночестве, как дру-
гие дети-инвалиды.
Наша программа включает
довузовское, вузовское и сис-
тему послевузовского образо-
вания. Как я уже говорил, мно-
гие воспитанники студии учат-
ся в Кубанском государствен-
ном университете, они лауреа-
ты множества конкурсов и фе-
стивалей, не только инвали-
дов, но и совершенно взрослых, здоро-
вых людей. К примеру, Филипп Рысухин —
автор икон с изображением Георгия По-
бедоносца, Божьей Матери, других свя-
тых — с рождения страдает тяжелой фор-
мой сахарного диабета, которая в любой
момент может обернуться для него сле-
потой. Его замечательные картины стали
жемчужинами не только нашей студии.
Например, «Что за «Черным квадратом»
Малевича». Он, можно сказать, расколол
известное произведение Мастера. Не-
давно было заседание ученого совета
при Кубанском государственном универ-
ситете культуры и искусства, где его кар-
тина была в центре внимания. О ней спо-
рили наши крупные краевые философы.
Им написана и картина «После 11 сентя-
бря». Вот эта гуманитарная направлен-
ность в работе студии выливается в пер-
вую очередь в творчестве детей. Поэтому
мы десятки наших икон, художественных
работ передали различным организаци-
ям. В 99-м году более 200 работ было пе-
редано в Сербию, когда ее бомбили аме-
риканцы. Работы ребят экспонировались
в Государственной думе и Совете Феде-
рации РФ, на выставке в Германии «2000
лет христианству», на съезде славянских
народов, в процессе проведения между-
народной благотворительной
акции «Звезды мира — де-
тям». В 2002-2003 годах «Ин-
ва-студия» стала победите-
лем третьего и четвертого
конкурсов грантов «Новый
день», ежегодно проводимо-
го Росбанком. Ученики «Ин-
ва-студии» регулярно стано-
вятся участниками и лауреа-
тами многих серьезных вы-
ставок-конкурсов: I Всерос-
сийского фестиваля художе-
ственного творчества детей-инвалидов,
Международной духовной конференции,
конкурса ЮНЕСКО «Дети — детям»,
«Православная Русь», и других. По сде-
ланным нам заказам выполнены работы
для Патриарха, для Казанского собора в
Санкт-Петербурге, для православной
церкви при генконсульстве в Финляндии
в Турку. В декабре нынешнего года нас
пригласили посетить скандинавские
После приема
у Патриарха.
Фото на память.
Фото внизу:
В мастерской
«Инва-студии».
Заказ для храма
Св. Георгия
Победоносца
на Поклонной горе
Работа Филиппа
Рысухина
«Что за «Черным
квадратом»
Малевича»
ПОДВИЖНИКИ РОССИИ
«Благословляю детей-инвалидов
студии, чей замечательный опыт
должно считать примером в дни,
когда идет возрождение
духовных традиций нашего народа»
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
86
ПРИЗНАНИЕ
№ 30 / 2004
pg_0004
страны.
Самое главное — это то, что дети не
только себя поддерживают, скажем, пси-
хологически, но начинают оказывать под-
держку своим семьям и в материальном
отношении. Так, в прошлом году многие
из них за свой труд получили от 5 до
15–20 тысяч. Поэтому мы организовали
мастерские, в том числе иконописные,
где дети трудятся. Эти работы мы будем
выставлять на аукционы, чтобы они могли
зарабатывать себе на жизнь.
Сейчас идет глобальный процесс ин-
валидизации общества. Я приведу такой
пример: по данным Всемирной организа-
ции здравоохранения, 10 процентов на-
селения планеты — инвалиды, и тенден-
ция неизменно идет к увеличению их ко-
личества. В нашей стране, по данным ре-
абилитологов, этот процент в полтора-
два раза выше. То есть инвалидизация
может привести к тому, что общество во-
обще окажется перед демографической
катастрофой. Поэтому необходимы пре-
вентивные меры. Такую систему превен-
тивных мер мы разрабатываем сейчас для
Южного федерального округа. Эта про-
грамма, которая стала диссертационным
исследованием, называется «Социальная
реабилитация детей-инвалидов в Южном
федеральном округе». Основные ее ком-
поненты — это компоненты микроуровне-
вой работы, то есть работы внутри любо-
го подразделения, будь то студия, школа,
центр реабилитации; а на макроуровне
мы берем любой городской район или це-
лый город, область, край. В этой работе я
привожу два проекта по Южному региону,
и конкретную методику: как нужно рабо-
тать с детьми по рисунку для того, чтобы
они, во-первых, освоили технически рису-
нок, а во-вторых, чтобы проходила реаби-
литация и они совершенно спокойно себя
начали чувствовать в малом и в большом
социуме, не стеснялись своей инвалид-
ности, добивались хороших результатов в
учебе, начинали приобретать социальные
связи, товарищей, принимать участие в
выставках и, в общем-то, трудиться на
благо своей собственной семьи. Наша
программа уже отрабатывается на протя-
жении 10 лет, прошла апробацию. Нас
поддерживают крупнейшие ученые-реа-
билитологи, в том числе московские, я
приведу только две фамилии: это заведу-
ющий кафедрой реабилитации Россий-
ского государственного медицинского
университета профессор Б.А. Поляев и
акакдемик этого же университета и кафе-
дры А.В.Чоговадзе. Курирует нашу про-
грамму крупнейший социолог юга Рос-
сии, профессор, мой научный руководи-
тель А.А. Хагуров.
Наша студия задействована в не-
скольких программах. Одна из них — это
программа «60-летие Победы в Великой
Отечественной войне». А сегодня на
встрече с руководителем Музея на По-
клонной горе мы покажем эскизы иконы
святого Георгия Победоносца, предназ-
наченной для местного храма. Принима-
ем мы участие и в программе «100-летие
Михаила Александровича Шолохова». В
этом году мы открываем мастер-класса-
ми фестиваль-конкурс художественного
творчества детей России. И наши детки-
инвалиды покажут прямо на Поклонной
горе, как они рисуют, проведут конкурс
детского рисунка.
В июне месяце нас пригласили во
Владимир на Всероссийский фестиваль.
Владимир — это православный город, где
очень много храмов, где сохранились ду-
ховные культурные традиции. Почему мы
стараемся добиться духовно-культуроло-
гических результатов. Да потому что дети
с самого начала работы в студии, начиная
с 5–6 лет, начинают соприкасаться с ду-
ховным началом нашей жизни. У нас есть
своя Воскресная школа, которой руково-
дит монахиня матушка Варвара, и мы
очень тесно работаем с Русской право-
славной церковью. В Совет попечителей
входит Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II. Мы семь раз встречались с Его
Святейшеством, он благословляет нас на
все мероприятия. У нас в регионе немало
детей-инвалидов мусульман, поэтому
профессор А.А. Хагуров попросил разра-
ботать программу для детей, исповедую-
щих ислам. И мы такую реабилитацион-
ную программу разработали.
В наших планах создание на Юге
России Академии реабилитации инвали-
дов. И мы сразу ставим вопрос о том,
чтобы там учились не только инвалиды.
Сейчас в мире получила распростране-
ние концепция смешанной системы реа-
билитации инвалидов и неинвалидов.
Дело в том, что если инвалидов начинают
загонять в различные общества глухих,
слепых, и т.д., то помимо каких-то поло-
жительных явлений, процессов происхо-
дят и негативные: они попадают как бы в
условия резервации, резервационного
образования и общения. Мы же испове-
дуем принципы именно современной,
смешанной системы реабилитации, так
как дети все разные. Хотя, конечно, в на-
шей академии мы будем отдавать пре-
имущество инвалидам и ставим вопрос о
том, чтобы они после окончания акаде-
мии работали практически во всех уч-
реждениях и, конечно, в наших
№ 30 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
87
Дар городу Санкт-
Петербургу
в честь празднования
300-летия. Икона
выполнена
в мастерской «Инва-
студии» и установлена
в центре Казанского
собора.
Воспитанница
«Инва-студии»
Кристина Жиленко
за работой
pg_0005
мастерских. Общество не только должно
заботиться об инвалидах, оно должно
понять, что инвалиды являются одной из
лучших частей этого общества. Потому
что наши наблюдения — причем очень
серьезные наблюдения — показали, что
они более трудоспособные, чем здоро-
вые дети, несмотря на свои заболева-
ния. Я приведу пример: мальчик Сережа
Галкин (мой однофамилец), с тяжелей-
шим заболеванием — миопатией — три
пальчика всего на правой руке двига-
лись, работал интенсивнее, чем здоро-
вые дети. Почему. Потому что для него
главным было в жизни — это его художе-
ственное творчество. И он всегда всего
себя полностью ему отдавал, он жил
этим, на протяжении круглых суток читал
и работал. Для него счастье было вот так
работать. Он, к сожалению, скончался. У
него было тяжелейшее заболевание,
когда идет отмирание всего организма
по частям. Но, как говорит его мама, он
прожил 20 лет только благодаря тому, что
занимался творческой работой. У нас в
Краснодаре 4 тысячи детей-инвалидов.
В течение пяти лет мы можем включить
полностью их в работу, если будем иметь
поддержку государственных структур.
Для этого необходимо подключать не
только церковь, но и высшие учебные за-
ведения, крупных предпринимателей,
общественные организации.
— А местная администрация по-
могает.
— К сожалению, местная админист-
рация больше уделяет внимание вопро-
сам, которые непосредственно не связа-
ны с работой инвалидов. Почему. Пото-
му что инвалиды — везде принято тради-
ционно считать — это балластная часть
общества. Но мы делаем эту балластную
часть общества трудоспособной. Они
вполне могут стать налогоплательщика-
ми. Если мы включим в систему работы
инвалидов, которые составляют от 10 до
20 процентов населения, то это будет
весомая поддержка для государственно-
го бюджета. Поэтому я хочу сейчас пред-
ставить свой проект новому полномочно-
му представителю Президента РФ в Юж-
ном федеральном округе Владимиру
Яковлеву, тем более что он нас хорошо
знает: мы ему вручали в прошлом году
23 мая, в начале декады празднования
300-летия Санкт-Петербурга, икону, она
установлена в Казанском соборе; я наде-
юсь, что он нас поддержит.
— Николай Николаевич, расска-
жите немножко о себе...
— По профессии я педагог, окончил
Саратовский государственный универ-
ситет в 76-м году, и на протяжении по-
следних лет занимаюсь только педагоги-
ческой реабилитационной работой, это
дело всей моей жизни.
— Ваша супруга тоже вовлечена в
дело, которым Вы занимаетесь.
— Да. Дело в том, что мы начинали
вместе с ней. Как я уже говорил, снача-
ла у нас было всего пять учеников. Сей-
час открываются уже филиалы, и она ру-
ководит иконописным отделением, так
как окончила Палехское художествен-
ное училище с красным дипломом. На
протяжении десяти лет мы рука об руку
идем вместе с ней и полностью отдаем
себя нашей работе. Конечно, сложно
работать в условиях непонимания и
равнодушия. Почему. Потому что про-
блемы инвалидов стоят у нас, как прави-
ло, на последнем месте. С этим я стал-
киваюсь постоянно, ежедневно. Конеч-
но, хорошо, когда есть такие организа-
ции, как Национальный фонд «Общест-
венное признание» и Независимая ор-
ганизация «Гражданское общество», ко-
торые высвечивают эти проблемы, но
на уровне власти мы, к сожалению, пока
не находим отклика.
В нашей стране официально полмил-
лиона детей считаются инвалидами. И из
них 44 тысячи находятся в детских инва-
лидных учреждениях, а остальные — в се-
мьях. Властные структуры зачастую от-
крывают показательные интернаты, куда
не стыдно привести любую делегацию.
Да, действительно, там идет реабилита-
ция, все находится на высоком уровне. Но
ведь десятки, сотни, тысячи инвалидов
находятся в тяжелейших условиях, когда
ни медицина, ни образование ни тем бо-
лее культура им просто недоступны. По-
этому сейчас нужно обратить внимание
именно на тех инвалидов, которые не вхо-
дят в систему государственной организа-
ции, а находятся в семьях. Сами семьи
превращаются в семьи инвалидов. Пони-
маете. Там, где ребенок-инвалид на про-
тяжении десятка лет, уже семья становит-
ся семьей-инвалидом. Психологически
она уже не будет здоровой семьей. По-
этому так нужна семейная реабилитация.
Есть блестящий опыт работы с инвалида-
ми, который был не государственным, не
бюрократическим, а как бы естественно-
историческим — я имею в виду иконопис-
ные центры и центры народных промыс-
лов России. Там вообще не было инвали-
дов как таковых, люди отличались по
внешнему признаку: Ванька Долгий, Петь-
ка Косой. Ванька Долгий, потому что вы-
сокий, Петька Косой — с одним глазом.
Инвалиды считались лучшими специалис-
тами, особенно художники-мастера и са-
пожники. Потому что у них все было наце-
лено на это. Мы взяли частично этот доре-
волюционный опыт и сумели реализовать.
Правда, помещений у нас маловато.
Но мы периодически проводим реаби-
ПОДВИЖНИКИ РОССИИ
Н.Н. Галкин,
Ю.М. Соломин,
В.И. Коршунов
и В.И. Руськин рядом
с иконой, написанной
для Малого театра.
Коллектив театра вхо-
дит в состав
попечителей
«Инва-студии»
«Инва-студия»
в гостях
у вице-спикера
Государственной
думы Дмитрия
Рогозина
88
ПРИЗНАНИЕ
№ 30 / 2004
pg_0006
литационные сборы в санаториях. До-
биваемся спонсорской помощи, и в
этих санаториях идет мощная комплекс-
ная работа по реабилитации детей: ме-
дико-психологическая, спортивно-фи-
зическая, художественно-реабилитаци-
онная, музыкально-вокальная, и т.д.
— Какие бы направления Вы вы-
делили в своей работе.
— Ведущее направление — это ико-
нопись, древнерусская живопись. Вто-
рое направление — общехудожествен-
ное: здесь мы применяем и акварель, и
масло, и гуашь. Следующее направле-
ние — это стеклолепка: мы не дуем стек-
ло, а лепим. Очень красиво получается.
Следующее направление — это солом-
ка. Кроме того — вышивка, бисер и дру-
гие народные промыслы. А в прошлом
году мы начали новое направление —
резьбу по дереву. Сейчас мы вырезали
декоративный храм, составляющий в вы-
соту 4 метра, дети расписали 26 икон. В
настоящее время он находится в музее
на Поклонной горе.
— А преподавательский состав.
— У нас очень хорошие преподава-
тели: это В.И. Руськин, Л.С. Мозжелина,
наши выпускники О. Мерехняк, А. Го-
лубь, Ю. Кондрашкина, Ю. Ложкина.
Причем, вы знаете, даже не в професси-
ональной квалификации смысл препо-
давательской работы. Потому что прихо-
дит преподаватель, прекрасно подго-
товлен профессионально — я имею в
виду, в художественном отношении, —
но он абсолютно не любит детей, он не
может работать с инвалидами. У нас бы-
ла очень опытная преподаватель, она
работала в институте, в художественном
училище. Пришла она, за неделю детей
разогнала. Глухие дети, они не слышат,
она начинает психовать: «Что ты, тупой
такой.». И нам пришлось ее уволить.
Потому что в первую очередь надо лю-
бить детей. У нас сейчас дети-олиго-
френы выполняют такие интересные ра-
боты на колористическом уровне, что
просто диву даешься, хотя это ярко вы-
раженные дети-олигофрены, с наруше-
нием умственного развития. Это такие
трудоспособные ребята: они ходят по
семь дней в неделю на занятия, пред-
ставляете. И в субботу и в воскресенье.
Родители не нарадуются. «Раньше, —
говорят, — не выгонишь на улицу, так как
повсюду они слышат в свой адрес: «де-
билы», «дураки»; а с занятий они возвра-
щаются, испытывая радость и наслажде-
ние. Вы спросите, почему. Да потому
что мы никогда им не говорим, что они
сделали что-то плохо. У нас такой прин-
цип. Пусть ребенок нарисовал не очень
хорошо, а ты скажи ему: великолепно,
молодец, изумительно, хорошо. Но да-
вай вот в этом месте подправим, и вот
здесь чуточку изменим. Это чеховская
методика. Чехов никогда не говорил:
«плохой рассказ», наоборот: «Вы знае-
те, замечательный рассказ, но вот это
бы место переделать лучше так». И в ко-
нечном итоге человек переделывал пол-
ностью рассказ. Вот так и у нас идет ра-
бота, при соблюдении щадящего психо-
логического климата.
— А не тяжело проводить заня-
тия, когда у вас дома собирается до
тридцати пяти ребятишек.
— Это уже образ жизни. Вы знаете, я
называю это «принцип винта»: ты туда по-
шел, а дальше уже не выдернешь. Как-то
жена говорит мне: «Да что такое, у нас не
дом с тобой, а проходной двор». Отве-
чаю: «Хорошо, давай я тебя освобожу».
Потом проходит какое-то время, она
опять ко мне: «Слушай, я что-то заскуча-
ла, что-то мне неймется». И снова увле-
ченно занимается делом. Вы знаете, по-
дарили нам тут старое белорусское пиа-
нино. Привезли мы его, поставили в клас-
се. И я попросил женщину, чтобы она у
нас на полставочки поработала, попела с
ребятами. И вот стали мы песни и рисо-
вание сочетать. Ребятам так понрави-
лось. Сначала только пять человек запе-
ли, а потом и все остальные подключи-
лись. Поют и рисуют. Но это мы работаем
так с малышами. Вы знаете, я уже больше
30 лет очень плотно общаюсь с детьми,
но никогда не испытывал такого счастья в
жизни, как сейчас, работая с детьми-ин-
валидами, настолько интересна эта ра-
бота. Трудно, конечно, очень трудно, но и
очень интересно. Эта работа — она...
— Приносит Вам моральное удов-
летворение...
— Полнейшее. Я скажу вам так: они
дают нам больше, чем мы им. Почему. Ну,
вот взять хотя бы Сережу с миопатией.
Мне принесли работу его. Я как посмот-
рел — голова закружилась: мальчишка
такое сделал! Я три дня на крыльях летал.
Какие болезни. Вот у меня с детства по-
рок сердца. Мне говорят: ты как метеор
бегаешь. Но я, правда, веду строгий об-
раз жизни, обливаюсь каждое утро, не ку-
рю, не пью. Самый крепкий из напитков
— это чай. Иначе не выдержишь такой
режим. Но, что самое интересное, тьфу-
тьфу — я и не болею. Считаю, что это
происходит потому, что дети мне дают ка-
кую-то подпитку, понимаете. Но у меня
же порок сердца, а оно не болит. Почему.
Потому что, видимо, положительные эмо-
ции перехлестывают.
Анатолий МАЛЮГИН
№ 30 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
89
Л.А. Путина: «У вас
дети перестают быть
инвалидами».
После посещения
выставки «Инва-
студии» в Сочи
на фестивале
детского кино
«Кинотаврик».
Фото на память
С Л.К. Слиской
на выставке работ
«Инва-студии»
в Государственной
думе РФ