84
ПРИЗНАНИЕ
№ 31 / 2004
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
ЧТОБ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
НЕ ПРЕРВАЛАСЬ...
Можно ли воспитать любовь к Роди-
не, лишь приучая петь правильные
песни, вывешивая российские фла-
ги и совершая героические марш-
броски по лесам с тяжелым автома-
том. Думаю, что вряд ли. И повто-
ряя, как заклинание: «Я научу тебя
Русь любить!» тоже сложно. Для того
чтобы действительно ценить страну,
в которой ты родился, ее надо по-
нять, принять и прочувствовать. Не
просто из учебников знать, но и са-
мому как бы стать свидетелем ее ис-
тории.
Легко сказать «самому стать свиде-
телем», но как. Где найти «машину
времени», о которой так много пи-
шут фантасты. Оказывается, такая
машина есть. Это – музеи. Краевед-
ческие, исторические, картинные га-
лереи и т.д. Сегодня нашим собе-
седником будет, наверное, один из
самых компетентных специалистов в
области музейного дела в стране,
директор Государственного литера-
турного музея Наталия Владимиров-
на ШАХАЛОВА:
pg_0002
– Даже само здание нашего музея
уникально. Центр Москвы, улица Пет-
ровка, дом 28, чудом сохранившиеся
старинные стены и купола Высокопет-
ровского монастыря – одного из самых
древних в столице. Этот монастырь был
основан еще в ХIV веке. Часть ансамбля
составляют Нарышкинские палаты ХVII
века. В них расположены пять наших
главных выставочных залов. Сейчас у
нас открыта выставка с символическим
названием «В чем моя вера. Духовные
искания русских писателей».
– Я посмотрела экспозицию –
это иконы, рукописи, дивной красо-
ты гравюры, старинная мебель, в
одном из залов – макет монастыря.
Чем вызвано такое сочетание экс-
понатов.
– Наша экспозиция охватывает ог-
ромный период от Древней Руси до ХХ
века. Рукописи, старинные книги, иконы,
гравюры с видами монастырей и хра-
мов, прижизненные издания Н.И.Нови-
кова, А.Н.Радищева, М.В.Ломоносова,
Г.Р.Державина. Проходишь по залам и
ощущаешь, как сама история России
постепенно формировала тот удиви-
тельный феномен, который вошел в ми-
ровую культуру под названием русская
классическая литература.
Два зала музея посвящены ХIХ веку,
времени, которое по праву называется
«золотым веком» русской литературы. О
творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя,
Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого гово-
рят рукописи, автографы, прижизнен-
ные издания произведений, гравюры,
картины. В центре зала мы поместили
макет Оптиной пустыни. И это совсем
не случайно, ведь этот монастырь тогда
занимал особое положение в отечест-
венной культуре. Туда, к мудрым стар-
цам, за советом и молитвенной под-
держкой съезжались почти все великие
писатели прошлого.
– Но у вас древние рукописи со-
седствуют со сборниками стихов
Ахматовой, выставлена икона из
квартиры Марины Цветаевой, как
связаны эти вещи.
– Для зрителя, особенно молодого,
крайне важно ощутить свои корни. По-
нять свое место в этом мире. И это сов-
сем не просто. Особую роль в экспози-
ции занимает ренессанс русской куль-
туры начала ХХ века. Тогда, когда свои
произведения создавали поэты и про-
заики серебряного века.
– Для меня, человека, юность ко-
торого прошла в конце ХХ века, эта
выставка была довольно неожидан-
ной. Если вдуматься, оказывается,
те люди, которые формировали ми-
ровоззрение поколения атеистов,
когда на долгие 70 лет для молоде-
жи художественная литература за-
меняла и церковь, и веру, и духов-
ность, на самом деле глубоко вери-
ли в Бога.
– Да, и именно поэтому в экспози-
ции представлены не только личные ве-
щи, фотографии А.А.Ахматовой,
М.И.Цветаевой, М.А.Булгакова, Б.Л.Па-
стернака, А.Н.Толстого, В.Я.Брюсова,
А.Ф.Лосева, М.М.Бахтина, но и иконы из
киотов этих писателей. Вероятно, по-
этому у нас в стране всегда реально су-
ществовало гражданское общество, так
как книги помогали людям ощущать се-
бя не «винтиками и колесиками», а час-
тью единого народа, где каждый чело-
век – неповторимая личность, имеющая
право на достоинство, неприкосновен-
ность, свободу. И, кто знает, не эта ли,
осмысленная талантливейшими людьми
того времени вера помогла нам не сло-
маться, победить в войне, не потерять
себя среди испытаний.
Я сама ребенок войны. Помню по-
слевоенное время. Тогда было трудно,
жили бедно, но все знали, что мы побе-
дители фашизма, победим и разруху.
Все спокойно смотрели в будущее. На-
деялись, что все идет, как надо...
– А сейчас.
– Сегодня положение в какой-то ме-
ре даже сложнее. Нет, общий уровень
жизни даже сравнивать нельзя. Но в
конце 40-х годов не было такого напря-
жения в обществе, такой бездуховнос-
ти. Мы все читали книги, обсуждали их,
спорили. Не во всем соглашались с ав-
торами, но никогда не отказывались от
самого процесса чтения.
На родине В.Шукшина
в селе Сростки
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
№ 31 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
85
pg_0003
– Наверное, это шло и от семьи.
– Все в жизни человека идет от се-
мьи.
– Расскажите, пожалуйста, не-
много о себе. Кем были Ваши роди-
тели. Ведь все мы «родом из детст-
ва»...
– Мои родители – актеры. Их родо-
словная идет от старинного дворян-
ского рода, в котором, по традиции, из
поколения в поколение к литературе
проявляли огромный интерес и уваже-
ние. Я сама почему-то всегда знала,
что буду заниматься литературой.
Причем не как писатель, а именно изу-
чать литературу, преподавать ее де-
тям, если хотите, пропагандировать.
Окончила Педагогический институт.
Потом преподавала в школе №36 в
Сокольниках.
– И тогда школьники тоже сопро-
тивлялись изучению литературы.
Тоже «тихо ненавидели» классиков.
Ведь Сокольники 1960-х годов был
совсем не элитарный район, и на-
верняка не все Ваши ученики были
из семей интеллигенции.
– Тут многое зависит от личности
учителя. Все наши педагоги страстно
любили книги. И их любовь не могла не
передаться детям. Тогда в стране была
особая «культура чтения». Сегодня,
кстати, во многих семьях она существу-
ет тоже. Родители продолжают перед
сном читать книги детям. И это обнаде-
живает...
– Но ведь современные дети, и
таково мнение многих родителей,
«зачитываются детективами», что
не ведет ни к развитию личности, ни
к особой духовности. Детективы, по
мнению психологов, те же «компью-
терные стрелялки», только на дру-
гом, «бумажном» носителе.
– Да. И поэтому наши подростки,
даже формально много читающие, по-
рой становятся нервными, агрессив-
ными, с таким трудом вписываются в
окружающий социум. Ведь правильно
найти свое место в жизни, понимать
свой народ, уважать и принимать дру-
гие народы, помогают великие книги.
И не только они, но и подлинные исто-
рии жизни, сочинивших эти книги пи-
сателей. Музеи вообще и наш в част-
ности созданы для того, чтобы не пре-
рвалась связь времен, и люди, несмо-
тря на все политические, экономичес-
кие потрясения, ощущали себя частью
непрерывного потока культурной жиз-
ни.
– Часто современные дети не по-
нимают и не признают того, что ав-
тор вошедшего в школьную про-
Около дома
С. Есенина в
Константинове
На экспозиции «В чем
моя вера... Духовные
искания русских
писателей»
86
ПРИЗНАНИЕ
№ 31 / 2004
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
pg_0004
грамму «обязательного для прочте-
ния» произведения был реальным
человеком. Не секрет, что при ано-
нимных опросах более половины
московских школьников сознались,
что многие из известных русских
классиков и как люди, и как писате-
ли совсем им не интересны.
– Очень грустно, хотя и не катастро-
фично. Хуже было бы, если бы дети от-
вечали «не знаю». Ведь похожее отно-
шение к классикам было и после 1917
года. Любое переломное время на то и
переломное, чтобы ломать стереотипы.
Но проходят годы и вчерашние дети, ес-
ли они имели опыт чтения серьезной ли-
тературы, приходят к пониманию той ро-
ли, какую она играет в жизни человека.
– И в этом им помогают музеи.
– Конечно! Наш музей создавался
тоже в довольно трудное время. Шел
1934 год, когда Бонч-Бруевич предло-
жил открыть в России музей истории ли-
тературы. И постановлением Нарком-
проса такой музей был создан. Основу
коллекции составил, хранящийся при
библиотеке имени В.И.Ленина, архив
А.П.Чехова. Но вскоре, как тогда было
принято, прозвучал призыв по всему
Советскому Союзу, и в Москву хлынули
уникальные книги, рукописи, автографы
писателей. Их бескорыстно и с радос-
тью передавали не только государст-
венные библиотеки, архивы, но и про-
стые люди, граждане, те, у кого дома на-
ходились ценнейшие старинные доку-
менты. Это была, хотя тогда никто и не
догадывался об этом, самая настоящая
всенародная акция гражданского обще-
ства. Уважение к книгам сплачивало лю-
дей, помогало осознавать себя единым
народом.
– И эти документы стали основой
коллекции музея.
– Не все так просто. В 1940 году в
Москве возник Центральный государст-
венный архив, и большая часть коллек-
ции перешла туда на хранение. Музей
же в самое трудное время, когда Вели-
кая Отечественная война была в самом
разгаре, начал сбор памятников пись-
менной культуры практически заново.
Сегодня наш музей имеет 700 000 еди-
ниц хранения. Уникальный фонд фольк-
лора, звукозаписи, подлинные предме-
ты невероятной ценности.
– В том числе и рукописи выдаю-
щихся писателей.
– С 1940 года мы комплектуем уни-
Директора
литературных
музеев России
у дома
М.А. Шолохова.
Архив
Современной
китайской
литературы.
Пекин.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
№ 31 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
87
pg_0005
кальный фонд рукописных материалов.
Но собираем не только авторские текс-
ты, но и рисунки. Совсем недавно в
Трубниковском переулке в музее лите-
ратуры ХХ века прошла выставка, по-
священная картинам выдающихся пи-
сателей. Там были выставлены работы
Державина, Лермонтова, Пушкина, Пе-
трушевской, Войновича и других. Ока-
залось, что по-настоящему талантли-
вые люди талантливы во всем. Для зри-
телей эта экспозиция, так же, как и вы-
ставка «Духовные искания русских пи-
сателей», явилась неожиданным откро-
вением. Вместо двух месяцев, она про-
длилась четыре, и интерес к ней не ис-
сякает.
– Очевидно, не менее интересны
и филиалы, которыми располагает
музей.
– У нас работают 16 филиалов. Из
них три – Пришвина, Пастернака и Чу-
ковского в ближайшем Подмосковье, 13
– в столице. Многие пока недостаточно
известны в России, например, дом-му-
зей Герцена. Очень яркая, романтичная
экспозиция, повествующая о жизни од-
ного из самых ярких писателей, филосо-
фов и политиков ХIХ века. Что мы знаем
о том времени. Оказывается, крайне
мало. В основном легенды. А здесь,
многое подлинное, настоящее, есть ве-
щи, переданные нам потомками самого
Александра Ивановича.
Интереснейшим нашим филиалом
является квартира-музей А.В.Луначар-
ского (Денежный пер., дом 9). Посетив
ее понимаешь, что на самом деле пер-
вый нарком просвещения был не такой
«железный большевик», убежденный ле-
нинец, как привыкли думать о нем поко-
ления школьников 70–80-х годов, а тон-
кий знаток литературы, ценитель искус-
ства, поддерживавший новейшие худо-
жественные веяния того времени. Хочу
особо остановиться на музее Ф.М.До-
стоевского (ул. Достоевского, дом 2).
Он расположен в помещении бывшей
Марьинской больницы для бедных.
Больничный ансамбль построен по про-
екту архитектора Д.Жилярди в начале
ХIХ века. Здесь служил врачом отец ве-
ликого писателя, тут 30 октября 1821 го-
да родился сам Федор Михайлович. В
экспозиции музея сделана, на мой
взгляд, довольно удачная, попытка вос-
создания культурно-бытовой среды не-
богатой семьи начала ХIХ века. Каждый,
пришедший сюда человек, ощущает се-
бя частью удивительного мира великого
писателя. Такого эффекта присутствия
невозможно добиться, даже войдя на
самый интересный сайт в Интернете
или читая самые удачно написанные
учебники. Особенность любого настоя-
щего музея – подлинность. Она воспи-
тывает лучше любых, самых ярких карти-
нок и слов. Человек понимает: это было
здесь, было на самом деле и сам стано-
вится, как бы частью истории.
– А что это за проблемные семи-
нары, которые Вы проводите.
– Да, мы часто совершаем поездки в
регионы в рамках проблемного творче-
ского семинара директоров литератур-
ных музеев России, руководителем ко-
торого я являюсь. Нашему сотрудниче-
ству уже двадцать лет. Организовать та-
кого рода семинары и было моей идеей.
Другое название семинара – Совет ди-
ректоров литературных музеев. Выбор
места проведения ежегодного заседа-
ния семинара обусловлен наличием ли-
тературных и литературно-художествен-
ных музеев, деятельность которых дает
серьезный материал для обсуждения
тех или иных профессиональных про-
блем. География прошедших заседаний
чрезвычайно широка. Это Орел (Госу-
дарственный литературный музей
И.С.Тургенева), Ясная Поляна (Государ-
ственный музей-заповедник Л.Н.Тол-
стого), Ялта (Дом-музей А.П.Чехова),
Ярославль (Государственный музей-за-
поведник Н.А.Некрасова «Карабиха») и
многие другие города и села, где роди-
лись, жили и творили выдающиеся дея-
тели отечественной культуры.
Вы знаете, наши семинары это не
выступления одного за другим орато-
ров с докладами, нет, у нас идет обыч-
ная беседа по той проблеме, которая в
данный момент представляет наиболь-
ший интерес. И когда мы выходим на
связь с директором того или иного му-
зея, они нам всегда идут навстречу. Ес-
ли говорить о международных связях,
то наш семинар является российской
секцией Литературного комитета Меж-
дународного сообщества музеев при
ЮНЕСКО.
– А что дало изучение литерату-
ры членам Вашей семьи.
– Все мои близкие очень любят ли-
тературу. А внучка Машенька даже стала
музейным работником. Но дело не в
этом. Я не устаю повторять: музеи, кон-
серватории, книги, картины – это не
просто «золотой фонд» каждой страны,
это ее надежда на будущее. И дети, ко-
торые с младенчества привыкают к
классической литературе, уже не станут
кидаться на всяческие суррогаты, так
же, как человек, привыкший есть доб-
рокачественную пищу, не будет добро-
вольно и с удовольствием потреблять
тухлятину.
Записала Елена ГРИГОРЬЕВА
88
ПРИЗНАНИЕ
№ 31 / 2004
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
С внучкой
Машенькой