90
ПРИЗНАНИЕ
№ 31 / 2004
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Как ни банально звучит, но будущее,
действительно, создается сегодня. И творят
его учителя. Один из них – Евгений
Александрович Ямбург. Публицист, историк,
философ. Директор образовательного центра
на Юго-Западе Москвы, где учится 2200
детей. Самых разных: здоровых и больных,
проблемных, не сумевших ужиться в обычных
школах, и так называемых обычных, каждый из
которых яркая, неповторимая личность.
Евгений Александрович любезно согласился
поделиться своими мыслями с нашими
читателями. И, понятно, что, говоря о
проблемах современного мира, он многое
пропускает через призму образования.
НУЖНА «ПРИВИВКА»
ПРОТИВ НЕНАВИСТИ
pg_0002
Страна переживает очередную смуту.
У многих она в головах, не исключая учи-
телей. И это катастрофа. Если уж у педа-
гогов смута в умах и сердцах, то как же и
куда тогда они смогут вести за собой де-
тей, когда сами запутались. Поэтому до
тех пор, пока мы не наведем порядок в
своих головах, никакого порядка в Рос-
сии не будет. И будущего тоже.
Последние годы мы занимались мо-
дернизацией образования. Задача бы-
ла – воспитать человека умелого и мо-
бильного. Конечно, если современный
человек не знает английского языка, не
имеет навыков работы с компьютером,
не водит машину, он социальный инва-
лид. Но не менее важная задача – вос-
питать человека духовного. Мы постули-
руем – давайте оставим в образовании
только прагматические вещи, и тогда
быстренько догоним и перегоним раз-
витые страны. А я говорю, не будет это-
го никогда. Объясню свою мысль, обра-
тившись к культурологии. Есть такой пя-
тидесятилетний профессор Назаритян,
который вывел закон технико-гумани-
тарного равновесия. Его суть: выживает
та нация, где наряду с технической мо-
дернизацией вырабатываются механиз-
мы сублимации и снятия агрессии. Но
ведь вся культура, все религии говорят
об этом. Если мы выкидываем эту часть,
мы превращаемся в уродов. Циничных и
прагматичных. Но самое интересное,
никакого экономического успеха мы то-
же не достигнем.
Мы все были отравлены марксиз-
мом, бытие – первично, сознание – вто-
рично. И хотя трудно отнести Чубайса,
Гайдара и иже с ними к марксистам, но и
они позитивисты, то есть находятся на
тех же позициях, когда бытие определя-
ет сознание. У нас это впитано с моло-
ком матери. У всех. И наши бизнесмены
тоже считают, что холдинги, лизинги и
т.д. спасут экономику. Но они заблужда-
ются. Ведь в той же Америке, управле-
нец высшего звена обязательно должен
защитить докторскую диссертацию по
философии. Там считается, что любой
менеджер обязан уметь сплотить свою
фирму вокруг вечных ценностей.
И так обстоят дела не только в США.
Я недавно взял последнюю работу
японцев и ахнул! У них теперь развива-
ется гуманитарная экономика. Смысл в
том, что главным экономическим факто-
ром успеха является доверие. Экономи-
ческое доверие. Когда, как у нас, все
обманывают всех, то это уже не рынок, а
базар. Никакой эффективности не мо-
жет быть. То, что узколобый прагматик
называет «польза», никакой пользой на
самом деле не является. Честность,
верность слову полезнее для экономики
любого холодного расчета.
Несколько лет назад я был в Швейца-
рии. Там некоторые дороги платные. Ви-
сит специальный ящик, все кладут день-
ги. И я задал вопрос, который мог задать
только наш человек: «А бывает, что туда
кто-то запустит руку и деньги возьмет.».
На меня посмотрели, как на больного. Ни
одному швейцарцу в голову это не могло
прийти. Мне пришло. Сразу!
Но не думайте, что в беде сейчас
лишь Россия. Сегодня весь мир болен.
Приезжайте в немецкие города. Они
стали грязными. Там прежнего порядка
почти не осталось. Стандартная немец-
кая семья – один ребенок, к сорока го-
дам собачка. У мусульман, турок, кото-
рые живут там же, рядом с немцами, по
10–15 детей. И так повсеместно. Столк-
новение цивилизаций всегда сложно
пережить. Сложно, но необходимо! Дру-
гое дело, что у нас все отягощается
двойным крахом. Крахом империи и
крахом коммунистической утопии. И ес-
ли человек это не понимает, он щепка.
Им легко можно манипулировать.
Что делать, чтобы хоть как-то спасти
ситуацию. Надо еще в школе человека
грамотно воспитывать. И понимать, что
только что, несколько недель назад, на
наших глазах мир переломился. Мы уже
живем в эпоху после Беслана. Хотя, ко-
нечно, дело не только в нем. Все нача-
лось гораздо раньше.
Есть такой термин – «черный сен-
тябрь». И таких сентябрей в мире было
несколько. Первый тот, когда громили
палестинские лагеря в Иордане. Другой
– 11 сентября, когда в Нью-Йорке взры-
вали небоскребы. А потом были сен-
тябрьские взрывы в Москве, трагедии с
самолетами….
Но я всегда удивляюсь, до чего чело-
век странно устроен. Я, когда произош-
ла трагедия 11 сентября, встречал боль-
шое количество людей, которые говори-
ли: «Так им, этим «америкашкам», и на-
до!» Когда в Израиле взорвали русско-
язычную дискотеку, я оказался на встре-
че друзей и родных жертв того теракта с
родственниками погибших в Каспийске
при взрыве жилого дома. Это были род-
ные души. Как они друг друга понимали!
Но ко мне подходили израильские мате-
ри, потерявшие детей на дискотеке, и
№ 31 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
91
Главный редактор
«Учительской газеты»
П.Г. Положевец
поздравляет Е.А.
Ямбурга с 55-летием
и 20-м юбилеем,
возглавляемого им
образовательного
центра
Всттреча с выпускниками 1978 года
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
pg_0003
говорили: «Нам только жители Каспий-
ска и сочувствуют, а остальные… В Рос-
сии многие говорят, что вот, мол, хотели
красивой жизни, сбежали в Израиль, те-
перь расхлебывайте, так вам и надо!»
И такое страшное разделение, та-
кое непонимание общих угроз – это
страшная беда! Помните, как написал
поэт Глазков: «Век ХХ, век необычайный.
Чем он интересней для историка, тем
для человечества печальней». То, что ХХ
век был тяжелым, всем понятно, но, ско-
рее всего, ХХI век может оказаться еще
страшнее. Это тоже многим становится
ясно. И дело не только в терроризме, по
сравнению с государственным терро-
ризмом прошлого века, когда миллионы
гибли и пропадали, терроризм нашего
времени – «комариные укусы». Но уже
есть клонирование, генные технологии,
многое другое, чего мы, пока, не знаем.
И очень важно, КТО все это будет де-
лать! И какие будут последствия!
Вспомним, как люди ХIХ века были
не готовы к тому, что их ждет в веке ХХ.
Никому, кроме лишь одного человека,
даже в кошмарном сне не могло при-
сниться, что будет коммунизм, фашизм,
прольются реки крови. И этим одним че-
ловеком, который предвидел все эти
трагедии, был тогда Федор Михайлович
Достоевский. Вы помните, как Расколь-
никову снилось, что все люди будут бес-
новатыми. Я тоже это помню!
Конец ХIХ века – время расцвета
страны. Золотой век России. Наш ренес-
санс! И многие народовольцы, почти все
бомбометатели, от которых «произошли»
теперешние террористы, были блестяще
талантливые молодые люди. Они получа-
ли образование в прекрасных гимназиях,
университетах. Они свободно ездили по
всему миру. Их учили профессора-гума-
нисты. И это ничего в судьбе России не
изменило! Ничего! Мы проиграли ХХ век,
и в плане культуры, и в плане экономики.
И такая же картина не только в Рос-
сии. Пол Пот – выпускник Сорбонны,
элитарного французского университета.
Это его докторская диссертация – пост-
роение социализма в Кампучии. А подо-
нок, его подручный Янг Сори, самый от-
вратительный палач, по профессии учи-
тель истории. Я вам все это говорю, что-
бы вы поняли: умелая, образованная и
мобильная сволочь, еще опаснее, чем
сволочь неумелая и немобильная. Это к
вопросу о необходимости модерниза-
ции образования, о которой я сказал в
начале беседы. И вопрос о нравствен-
ности того, кого мы сегодня учим, от-
нюдь не праздный! Он – главный!
А мы, провозглашая модернизацию,
реально продолжаем учить и воспиты-
вать детей по традиции ХIХ века. Пред-
меты меняются, кроме математики, язы-
ков, возникает информатика, экономи-
ка, но стиль – он остается. Но время-то
пошло совсем другое. Мы как бы учиты-
ваем, что история – цепь усложняющих-
ся нравственных задач. И модное в по-
следние десятилетия пренебрежение
духовной сферой – страшная ошибка,
которую необходимо исправить. Пока
не поздно. Если еще не поздно.
Во время трагических событий в
Беслане я был в Нальчике. 70 километ-
ров от трагедии. И я был потрясен него-
товностью педагогов, психологов к тому,
что там происходило. Вы тоже помните
эти более чем странные рекомендации
психологов, шедшие по телевизору.
Только что пережившим дикий стресс
детям тогда советовали: «Нарисуйте
весь этот ужас на бумаге, потом сожги-
те…» – это не психотерапия, а какая-то
черная магия. В любой нормальной
стране мира такого специалиста сразу
бы лишили диплома, у нас же на всю
страну его «опыт» тиражируют. И ведь
кто-то им воспользуется!
Все эти «черные сентябри» ничему
нас так и не научили! Мы так и не получи-
ли «прививку» против ненависти. А ведь
это самое главное, что нам сегодня не-
обходимо! Нам нужна терпимость и ми-
лосердие, как это ни странно, даже ко-
щунственно звучит после Беслана.
Но ни в одной стране мира пробле-
ма террора не решается насильствен-
ным, военным образом. Никогда! Цепь
ненависти не прерывается десятилети-
ями, если задачу прекращения вражды
не видеть, как самую главную! Когда-то
Лев Толстой написал, что хороших лю-
дей больше, но они хуже организованы.
Но хорошие тоже могут организоваться!
И они это уже делали.
В истории есть примеры, когда люди
смогли подняться над трагедией и пода-
вить в себе ненависть, но таких приме-
ров крайне мало. Шел 1946 год. В Швей-
царских Альпах собрались представите-
ли разных европейских государств. Их
туда пригласил известный теолог Фрэнк
Бухман. Он начал, развившееся потом в
Европе, движение морального перево-
оружения. На это собрание он, хотя и не
сразу, после некоторого колебания, при-
92
ПРИЗНАНИЕ
№ 31 / 2004
С академиком
Б.С. Гершунским и
учителями из
Кабардино-Балкарии
С народными
учителями РФ
Л.И. Мильграмом и
М.А. Комлевой
pg_0004
гласил и немцев. Как только вошла деле-
гация Германии, французская поднялась
и вышла из зала. Потому что во главе
французской делегации стояла француз-
ская социалистка Ирэн Лор. На ее глазах
фашисты замучили ее ребенка. Фрэнк
Бухман вышел за ней в коридор и спро-
сил: «Как вы представляете будущее Ев-
ропы без Германии.». Ирэн Лор ответи-
ла: «Я не могу ответить на этот вопрос, я
буду думать». Она думала 36 часов. По-
том поднялась на трибуну и принесла не-
мецкой делегации извинения за то, что
позволила ненависти овладеть собой.
Все это мгновенно стало известно прес-
се. Так началось всегерманское общее
покаяние.
Трагедии рубежа ХХ – ХХI века окон-
чательно показали полный крах безре-
лигиозной морали. Если система цен-
ностей не опирается на святыни, она
разрушается. Но фанатизм не предпо-
лагает духовности. Вот сейчас все мо-
лятся Богу, в школах, в университетах,
офисах, говорят, что так они хотят вер-
нуться к вечным ценностям и смыслам.
Но при этом вместо веры отцов мы за-
частую обращаемся к их ненависти. Я
же убежден, что все религии сплетаются
корнями, ни одна не учит злу и насилию.
Вообще наше современное образо-
вание чудовищно перекошено в сторону
Европы. Что знают дети о Коране. «Аллах
Акбар!» и «Джихад». Все. А то, что в 54-й
суре написано «пусть все религии сорев-
нуются друг с другом в добре», они даже
и не слыхали. Школьники путают Шамиля
Басаева и Имама Шамиля. И так далее…
У нас в стране кругом непрофессио-
налы. Мы же все такие творческие! Да те
же медики. У нас золотые руки, мы дела-
ем сложнейшие операции! И наши мед-
сестры тоже творчески относятся к ра-
боте. Все держится на вдохновении! За-
хотели, помыли сортиры, не захотели… А
в Америке. Там за подобное «творчест-
во» медперсонал сразу увольняют. Есть
инструкция, которую тщательно выпол-
няют, и это выполнение проверяется. В
результате у них число выздоровевших
больше, чем у нас после одинаково
сложных операций на целых 65 процен-
тов! Вот вам цена профессионализма!
Если у нас все в порядке с головой и
мы не хотим в будущем погружать стра-
ну в хаос и национальные разборки, де-
лом обучения предметам, связанным с
вопросами веры, должны заниматься
профессионалы! И учить не тому, что
разъединяет, а тому, что объединяет. И
это опять же должно опираться на педа-
гогику великодушия. У нас у каждого
свой крестный путь, у каждого своя Гол-
гофа. Каждому есть за что ненавидеть
ближнего. И мы ненавидим. Мы продол-
жаем распинать Христа каждый день,
своей злобой, завистью, враждой, не-
профессионализмом.
Я уверен, что любая грамотная ре-
форма в стране должна начинаться с
подготовки учителя. Особенно сейчас.
Особенно у нас в стране. Повторюсь,
но, возможно, наступают все более и
более грозные события, к которым дети
должны быть готовы.
Хотя не все так уж и безнадежно. Я,
знаете, оптимист. Вот только что на кон-
курс «Учитель года – 2004» приехал по-
трясающий мальчик из Калининград-
ской области. 25 лет. Зовут Евгений Иго-
ревич Славогородский. Живет в поселке
Крылово, ездит по деревням, читает
лекции. Учит детей русскому языку и ли-
тературе. Всего три года стажа. Один из
самых молодых участников состязаний.
Стал победителем. Это Моцарт. Талант,
глубина необыкновенная. Откуда. Тоже
из школы. Нашей русской традиционной
школы.
Власть приходит и уходит, а школа,
ее не задушишь, не убьешь. Я сын учи-
тельницы, внук учительницы, муж учи-
тельницы, отец учительницы и знаю, на
чем держится страна. Она держится на
учителях! Расскажу историю, не выду-
манный анекдот. Симпатичная, одино-
кая учительница, 36 лет. Критический
возраст. Находится богатый спонсор.
Ведет в ювелирный магазин. Говорит:
«Что тебе, дорогая, купить, может, коль-
цо с брильянтом.», та отвечает: «Лучше
видеоскоп для кабинета». Когда на
пресс-конференции Евгения Игоревича
Славогородского спросили, как он по-
тратит, полученные в качестве награды
за победу 200 тысяч рублей, он ответил:
«Есть неплохие идеи по оборудованию
школы». И это правда!
Записала Елена Кречетова
ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ
№ 31 / 2004
ПРИЗНАНИЕ
93
Поздравления
друзей и коллег в
день юбилея
С женой Ольгой
Александровной
(фото внизу)