106
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
«МОЯ ВЕРА В ЛЮДЕЙ НЕИСТРЕБИМА»
Инна ЧУРИКОВА:
pg_0002
– Мне кажется, что Вы – одна из
последних интеллектуальных акт-
рис не только России, но и мира.
Расскажите, пожалуйста, как Вы ра-
ботаете над ролью. В чем секрет
Вашей невероятной естественности
на сцене.
– Я специально ничего не делаю.
Для меня существует конкретная судьба
персонажа, моя судьба, все сливается
воедино. Получается образ.
– Какая роль для Вас сейчас бы-
ла бы интересной.
– Да разные… Я обдумываю предло-
жение режиссера Светланы Дружини-
ной, которая уговорила меня сыграть
роль Анны Иоанновны, хотя я сомнева-
юсь. Мой ли это образ. Не знаю… Анна
Иоанновна женщина грубая. Ограни-
ченная. С примитивным мировоззрени-
ем. Я сейчас изучаю то время. Ту эпоху.
Пытаюсь понять тогдашнюю психоло-
гию. И мне это дается нелегко.
– Но ведь в современной России
сейчас тоже происходят достаточно
сложные процессы, своего рода
становление новых отношений. Все
это может помочь Вам в работе над
ролью.
– Нет, нынешняя Россия, и Россия
ХУIII века – две разные страны. Для на-
шего времени гораздо более понятной
была бы, скажем, Екатерина II. Она
практична, умна, любит стихи, общалась
с философами. Пыталась найти какие-
то новые пути для развития страны.
– Но, может быть, Вам поможет
любовная линия в судьбе Анны Ио-
анновны. И, оттолкнувшись от нее,
Вы придете и к линии политической.
Ведь в жизни все связано. И зачас-
тую не напрямую.
– Конечно, женщины в то время ак-
тивно амурничали. И царицы тоже. Но
Анна Иоанновна, как политический де-
ятель, как человек, была довольно ог-
раниченная. И это мне мешает в пони-
мании роли. Здесь для меня как актера
важна личность персонажа, а не поли-
тика.
– Но ведь царица, это не только
личность, она – воплощение поли-
тики.
– Актер вне зависимости от того, ко-
го играет, зависим не от политики, его
ведет драматургия. Вот, если вы берете
Эдуардо де Феллиппо, там одни про-
блемы. Если Чехов, «Чайка» – это сов-
сем другая история. И окружающая дей-
ствительность в этом не играет значи-
тельной роли. Все зависит от текста
пьесы.
– Но то, что Вы делаете – безум-
но современно. Попадание абсо-
лютно точное. Ведь играть, не ощу-
щая пульса нынешнего мира, про-
сто невозможно.
– Не все так просто. Конечно, то, что
ты, как актер, говоришь сейчас, как-то
передает современную для тебя жизнь.
То, как ты ее понимаешь, как чувству-
ешь. И в то же время, важно принять и то
время, в котором существуют твои об-
разы. Чехов писал в ХIХ – начале ХХ ве-
ков. И герои «Чайки», они все оттуда.
Еще не знают того, что со всеми нами
было. Чем стал для России ХХ век. Они
не знают, а я знаю…
– Но все равно то, что сто лет на-
зад писал Чехов, гораздо современ-
нее того, что пишут многие нынеш-
ние драматурги. Он передает глу-
бинную жизнь души. Души, которая
всячески забивается трудностями
жизни. Гонкой за деньгами. Суе-
той…
– И в то же время, нравственные
чувства, которые мы видим у Чехова,
проблемы, которые он поднимает, го-
раздо глубже тех, с которыми мы сталки-
ваемся сегодня. Я не люблю современ-
ной вульгарности. В то время этого не
было. Люди ХIХ века отличаются от лю-
дей конца века ХХ. Это другой мир. То же
и с эпохой Анны Иоанновны. Ее Россия
в корне отличается от современной.
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
107
И. Чурикова
и Н. Караченцов
в спектакле
«Город
миллионеров»
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
Актриса. Родилась в г. Белибей (Башкирия). 1961 г. – дебют в кинофильме «Тучи
над Борском». 1965 – выпускница Театрального училища им.Щепкина. Актриса Мос-
ковского ТЮЗа. С 1973 – актриса Театра им. Ленинского комсомола (с 1990 – театра
«Ленком»). 1991 – народная артистка СССР. 1996 – лауреат Государственной премии
РФ. Лауреат премий: Ленинского комсомола (1976), «Ника-91»), «Триумф» (1994),
«Кинотавр» (1994), «Хрустальная Турандот» (1997).
Награды международных кинофестивалей: «Золотой лев Св.Марка» (Венеция,
1971), «Серебряный медведь» (Западный Берлин, 1985).
Театральные спектакли: «Тиль» (1974), «Иванов» (1975), «Гамлет» (1977), «Опти-
мистическая трагедия» (1983), «Три девушки в голубом» (1985), «Мудрец» (1989),
«Sorry» (1992), «Чайка» (1994), «Варвар и еретик» (1997), «Город миллионеров» (2000),
«Овечка», «Старая дева» и др.
Художественные фильмы: «В огне брода нет» (1968), «Начало» (1970), «Прошу
слова» (1976), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Васса» (1983), «Военно-полевой ро-
ман» (1984), «Мать» (1990), «Плащ Казановы» (1993), «Курочка ряба» (1994) и др.
Инна ЧУРИКОВА
pg_0003
И от России ХIХ века, России Чехова то-
же. У каждой эпохи свои законы. Их на-
до чувствовать и знать. Иначе в ролях не
прозвучит голос времени. Получится не-
правда. В работе над ролью, в пьесе Че-
хова, меня не интересуют политические
проблемы. Меня волнует любовь мате-
ри к сыну. Моей героини Аркадиной к
Константину.
– При этом присутствует и Ваша
любовь к Вашему собственному сы-
ну. К Вашему Ване.
– Конечно. В истории Чехова я вижу
и свою личную историю. Так всегда бы-
вает. Но тут мой материнский опыт про-
тивоположен тому, что я должна пока-
зать со сцены. Аркадина – абсолютная
эгоистка. Человек, который живет лишь
собой. Я бы не хотела быть такою. Но,
когда я играю Аркадину на сцене, я по-
нимаю, что она, это и я тоже. Хотя все
время чувствую, что на ее месте вела бы
себя по-другому. Радовалась бы успе-
хам сына. Сопереживала… Но при этом
я знаю, все то, о чем пишет Чехов –
правда. И как бы мне ни хотелось в этом
признаваться, роль Аркадиной, в какой-
то мере это и моя исповедь.
– Ваши роли в кино, хотели Вы
этого или нет, но сформировали ми-
ровоззрение целого поколения.
Многие девочки, мои ровесницы,
воспитаны на фильме «Начало» с
Вашим участием. Этой работой Вы
в какой-то мере изменили их внут-
ренний мир. Как это у Вас получи-
лось.
– Не знаю, как и ответить… Могу ска-
зать только, что на меня фильмы, спек-
такли тоже часто производят сильное
впечатление. Воспитывают и меня тоже.
Но я не могу сказать, что это влияние
надолго.
– Ваши герои – очень тонкие, ра-
нимые люди. А Вы сами. Как Вы
ощущаете себя в современной Рос-
сии. Защищены ли Вы своей сла-
вой, своим талантом.
– Нет, абсолютно. Люди у нас в стра-
не не защищены никак. И я тоже.
– Что делать, чтобы изменить си-
туацию.
– Ответом будут довольно баналь-
ные слова – человека должны защищать
законы, а они у нас не работают. Если бы
мы все были защищены законом, то мы
чувствовали бы себя гораздо более
свободными.
– На спектакли с Вашим участи-
ем всегда приходит много людей.
Видите ли Вы, что публика стала
другой. Изменилась ли она за по-
следнее время.
– Мне трудно сказать, что публика
изменилась. Правда, когда у нас в 91-м
начиналась эта замечательная новая
жизнь, когда мы охраняли Белый дом,
верили в демократию, тогда у зрителей
на многое была очень острая реакция.
Правда, и сейчас зрители очень тонко
на многое реагируют, не менее эмоцио-
нально, чем тогда. Публика меняется не
от года к году, она меняется от спектак-
ля к спектаклю. Бывает более яркое
восприятие, бывает – приглушенное.
Но, может быть, дело не в зрителях, а в
нас, актерах. В том, что мы не всегда
точно проживаем свои роли на сцене.
Или вся беда в солнечных протуберан-
цах. Магнитных бурях. Ведь не зря же
говорят, по радио, по телевидению, пи-
шут в газетах, сегодня опасный день. Те,
кто имеет проблемы с сердцем, прини-
майте лекарства. Не перенапрягай-
тесь… Возможно, это же состояние пе-
редается и залу. Хотя обычно то, что
происходит на сцене, будит зрителей.
Они становятся другими. Как-то взбад-
риваются. Оживают.
– И тот же эффект пробуждения,
который Вы наблюдаете в зритель-
ном зале театра Ленком, передает-
ся всем, кто смотрит Вашу игру в
кино.
– Я не думаю об этом. Мне интерес-
но погружаться в образы разных героев.
Ведь каждый человек – это загадка. Раз-
гадать его мир, привычки, темперамент,
судьбу – это для меня самое интерес-
ное. Остальное, и я об этом уже говори-
ла в начале нашего разговора, получа-
ется без моего желания. Помимо воли.
– Во власти ли актера сделать
нас немного лучше, сильнее, сво-
боднее.
– Не знаю. Просто, несмотря на то,
что вокруг так много говорится, до чего
может дойти человек в своей низости,
несмотря на все те ужасы, которые нам
108 ПРИЗНАНИЕ № 32 / 2005
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
Сцена из спектакля
«Sorry»
И. Чурикова
и О. Янковский
в спектакле
«Все оплачено»
pg_0004
постоянно показывают на телеэкране,
моя вера в людей неистребима. Все, с
кем я общаюсь, дают мне такую веру.
– Вашему сыну 26 лет. Наверняка
у него много друзей. Как Вы относи-
тесь к современной молодежи.
Симпатична ли она Вам.
– Там тоже есть разные люди. Я не
совсем понимаю, когда они «балдеют»
от той музыки, которую слушают. Есть
другие сложности. Но молодые для ме-
ня все равно очень интересны.
– Но ведь у них были совершенно
другие, чем у старших поколений,
возможности самореализации. Они
многое знают, многое читали. Для
них нет такого понятия, как «запре-
щенная литература», нет «глуши-
лок» на радио, нет «самиздата».
– Среди молодежи есть много тон-
ких, интеллигентных людей, на которых
можно положиться. Но есть и просто
«растения». Все, как всегда. Хотя, сего-
дня в большинстве своем молодые люди
практичные, эгоцентричные, жесткие,
сконцентрированные на себе, своих ин-
тересах. И очень одинокие. Не допуска-
ющие в свой внутренний мир посторон-
них. Часто они говорят так: «Если это на-
до для дела, то можно наступить».
– Наступить.
– Да. На человека. И так думают
вполне нормальные молодые люди. Се-
рьезные. Приятные. Образованные.
– У нас создано немало общест-
венных организаций, которые помо-
гают незащищенным группам насе-
ления: старикам, бездомным, де-
тям–сиротам. Как Вы думаете, это
движение может изменить ситуацию
в стране. Можем ли мы сами что-то
изменить в своей жизни. Так ли мы
беспомощны, как себя ощущаем.
– Думаю, что сбиваться в группы,
стайки и собирать деньги детям, конеч-
но, благородно, дети нуждаются в под-
держке. Старики тоже. Но ведь куда у
нас ни посмотришь, все не прибрано.
Взять тех же бомжей. Когда мы уезжали
с Курского вокзала, думала, как дойти до
поезда. Потому что нищие там сидят на
батареях. Греются. Им негде жить. Негде
спать. Это такая заброшенность. Кругом
такая грязь. Мы ехали в Днепропет-
ровск. На дворе ХХI век, поезд СВ, но ни
один туалет не работает. Две тетки-про-
водницы, не успели отъехать, залегли
спать. И знать ничего не желают. А билет,
между прочим, в один конец стоит 100
долларов. Я говорю одной из провод-
ниц: «Почему за такие деньги и такие ус-
ловия.». Она мне: «Не понимаю, зачем
вообще нам дали этот вагон». И такое
чувство, что всем на все наплевать. Что
ни только у бомжей, ни у кого нет дома.
Ведь мы все хотим, чтобы у нас в квар-
тире было красиво. Так. То же и в мире.
В стране. В жизни. Если это понять, тог-
да, может быть, что-то и изменится.
– Но ведь можно при этом помо-
гать и бомжам, и детям…
– Да, конечно. Но даже если ты ре-
шишься помогать детским домам, все
равно придет отчаянье. Ведь ты не смо-
жешь ничего сделать. Любой чиновник
станет тебе мешать. Любой! И все силы у
тебя уйдут на борьбу с ним, с этим чинов-
ником. И ни на что другое уже не хватит.
– Но можно делать, хотя бы ма-
лое.
– Да. Например, вынести старую
одежду. Повесить на мусорные баки. Ее
сразу расхватывают неимущие. Можно
отнести в храм. Можно… Например, на
Западе существуют специальные поме-
щения, где складывается ненужная, но
новая, чистая одежда. Добротные вещи.
И любой, кто находится в сложной жиз-
ненной ситуации, беде, у кого нет рабо-
ты, может найти там для себя поддержку.
Взять игрушки для своих детей. Получить
бесплатный обед. Да, вы правы, дейст-
вительно, если душа болит за ближнего,
нельзя опускать руки. Надо работать. И у
нас в России, конечно, тоже. Но просто я
в последнее время не очень верю пуб-
личным политикам. Больше обычным
людям. На них надеюсь.
– Есть ли у Вас какое-то хобби,
увлечения помимо сцены.
– Сейчас так много работы, что о
хобби не может быть и речи. Но есть
мечта: на новогодние праздники побро-
дить по лесу, покататься на лыжах, поз-
волить себе немного насладиться при-
родой. И, если у меня это получится, я
буду молодец. Мне это очень нужно.
Записала Елена ГРИГОРЬЕВА
МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
109
В спектакле «Город
миллионеров»
В кругу семьи