34
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
ФОРМУЛА УСПЕХА
«Управлять – значит предвидеть
и осознавать всю полноту ответственности»
Николай БЕХ:
«Я знаю: саду цвесть!…»
По России пронеслось страшное разрушение. Быть может, такое, какое ей еще не
приходилось переживать. В конце прошлого столетия рухнула основа основ благосостояния
народа – промышленное производство. Почти все, что создано было непосильным трудом на
протяжении многих десятилетий. И за последние годы мы уже как-то привыкли к раздираю-
щим душу картинам: развалины промышленных гигантов, запустение их некогда цветущих
городов и поселков – жуткие следы национальной трагедии. Под их руинами погребены сот-
ни тысяч людских судеб, надежды и чаяния народа на достойную созидательную работу,
дающую обеспеченную жизнь.
Тогда, в начале 90-х годов, всему миру казалось, что на российской промышленности на-
всегда можно поставить крест. Но минуло десятилетие, и она, в который уже раз за ее
многострадальную историю, как тяжелобольной, начинает робко возвращаться к жизни.
Это похожее на чудо исцеление происходит сейчас, на наших глазах. И сотворили это чудо
удивительные люди. Соль земли русской, ее надежда, ее опора. Среди них – собеседник
нашего корреспондента Светланы Коломеец – Николай Иванович Бех. По его биографии
можно изучать новейшую историю отечественной промышленности с ее взлетами и паде-
ниями, блестящими победами и полным обнищанием. Он из тех сильных духом людей, что
не сломался, выстоял под разрушительными ударами эпохи перемен, сохранил лучшие
традиции отечественного промышленного предпринимательства, чтобы передать их моло-
дым своим соратникам, которыми окружен. И пока есть у нас в стране такие люди, она бу-
дет жить. И надежда, что все в ней наладится и возродится вновь былое могущество рос-
сийского промышленного производства, обязательно обретет реальность.
pg_0002
Под счастливой звездой
– Николай Иванович, какое со-
бытие в своей жизни Вы могли бы
назвать главным в своей судьбе.
– Тот день, когда я, молодой специа-
лист, зеленый инженер, после института
получил распределение на строящийся
автогигант в Тольятти. Мы все тогда меч-
тали участвовать в этой стройке века.
И вот он ВАЗ. В чистом поле. Было, где
молодым развернуться, себя реализо-
вать. Это была большая удача. Мне был
двадцать один год. Все молодые специ-
алисты работали на стройке и занима-
лись подготовкой технической докумен-
тации. Потом за шесть лет я прошел
школу «молодого бойца», работая тех-
нологом, мастером, начальником бюро,
начальником отдела на одном из четы-
рех заводов ВАЗа – металлургическом,
литейно-кузнечном.
И вдруг совершенно неожиданно
(мне тогда шел двадцать седьмой год) –
звонок из приемной генерального дире-
ктора ВАЗа Полякова Виктора Николае-
вича. Я его знал только издалека: он по-
стоянно в субботу приезжал на каждый
из своих четырех заводов, встречался
со всеми работниками. Виктор Николае-
вич – своеобразный человек, это вооб-
ще личность уникальная. Для меня он
учитель и беспрекословный авторитет
на всю жизнь. Так вот, мне позвонила его
бессменный помощник, Елена Павловна
и говорит: «Вас Виктор Николаевич к се-
бе приглашает. Чтобы через полчаса бы-
ли у него». Я удивляюсь: «Как же я успею
с завода доехать до дирекции в старый
город.» А она говорит: «Там внизу вас
уже ждет его машина». Я вмиг домчался
к генеральному. В его кабинете меня
ждала ошеломляющая неожиданность:
«Мы приняли решение назначить Вас
главным инженером». Эти слова Поляко-
ва звучали, как приказ. Я начал было что-
то сбивчиво и не совсем впопад гово-
рить, вроде того: «Как же я смогу. Ведь
мои подчиненные чуть ли не вдвое все
старше меня.». А он так твердо меня
прерывает: «Идите и работайте. Мы ри-
скуем гораздо больше, чем Вы». И вот
меня, совершенно ошарашенного, при-
везли обратно в цех, а там все уже знают
о моем назначении. Конечно, прежде
чем принять такое решение, он все изу-
чил, взвесил, сто раз советовался со
всеми моими руководителями.
И начался период длиною в целую
жизнь какой-то сумасшедшей, совер-
шенно невероятной работы. Ведь мне,
по сути, мальчишке, было оказано такое
высокое доверие. Я должен был во что
бы то ни стало его оправдать. Жил, чуть
ли не ночевал на производстве. И вся-
кий раз утром, подъезжая к заводу, еле
сдерживал желание выскочить из маши-
ны и бежать впереди ее, потому что она,
мне казалось, ехала очень медленно.
– А какие, интересно, Вы строи-
ли планы относительно своей карь-
еры в институте.
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
35
ФОРМУЛА УСПЕХА
Генеральный директор ОАО «Звезда Энергетика» Николай Иванович Бех родился
2 января 1946 года в городе Коростель Житомирской области. Окончил Киевский поли-
технический институт, Международную академию бизнеса (Киль, ФРГ), Высшие кур-
сы Академии генерального штаба. Доктор технических наук, профессор, академик
Российской и Международной инженерных академий, Академии транспорта РФ и Ме-
ждународной академии бизнеса.
Награжден орденами за заслуги перед Отечеством III степени, Трудового Красного
Знамени, Дружбы народов, Знак Почета, медалью лауреата Национальной премии Ака-
демии бизнеса и предпринимательства в номинации «Патриарх бизнеса», премией Пра-
вительства РФ в области науки и техники, высшей общественной наградой России –
Золотым почетным знаком «Общественное признание».
Профессиональная деятельность. С июля 1969 по июль 1980 года – Волжский ав-
тозавод, город Тольятти: инженер-технолог, начальник бюро, начальник отдела, глав-
ный инженер металлургического производства. С июля 1980 года по август 1984 – ди-
ректор литейного завода КамАЗ, город Набережные Челны. По май 1987 – генераль-
ный директор Камского тракторного завода, город Елабуга. Десять лет, по сентябрь
1997 года, – генеральный директор КамАЗа, город Набережные Челны. С сентября
1977 года по февраль 2001 – советник мэра и правительства Москвы по промышлен-
ной политике, генеральный директор Московской управляющей финансовой компа-
нии. С февраля 2001 по апрель 2002 года – старший вице-президент АК «Сибур».
Общественная работа. Народный депутат СССР, депутат Верховного Совета ТАССР,
вице-президент РСПП, заместитель председателя Совета по промышленной политике
при Правительстве СССР, член попечительского совета Независимой организации
«Гражданское общество».
Дополнительные сведения. В 1992 году Николаю Ивановичу американскими экс-
пертами было присвоено звание «Человек ХХ века» в области бизнеса. А двумя года-
ми позже в списке 50 наиболее влиятельных предпринимателей российского бизнеса,
опубликованного в «Независимой газете», фамилия Бех значилась под номером 10.
Из высказываний соратников, сослуживцев, коллег. «Когда Николай Иванович
увидел баланс компании «Звезда Энергетика» с кассовым разрывом, составляющим
ее годовой оборот, он мне сказал: «Да, я за это возьмусь». Я всегда уважал людей,
которые рискуют, но делают это осмысленно, понимая, что они справятся».
«Николай Иванович по своей натуре лидер, способен увлечь за собой людей, за-
жечь их идеей созидания. Они безраздельно доверяют ему, потому что он обладает выс-
шей степенью надежности. И, знаете, когда говорят: с человеком можно пойти в раз-
ведку, так это про него. Николай Иванович никогда не подведет, никогда не изменит
своему слову».
«Я позволю себе, на первый взгляд, немножко спорное заявление, но я убежден,
что такие люди, как Николай Иванович, рождаются нечасто и существуют вне време-
ни. Это такие глыбы, такого калибра люди, такой силы натуры, что им подвластно и
людей организовать, и промышленным гигантом управлять, и науку двигать. И при
этом оставаться скромными и простыми в общении.
…Они своей энергией способны повлиять на глобальные процессы. Они, с их ха-
рактером и качествами, востребованы в любое время. Неважно, какой век, какая эпо-
ха и какой год»...
БЕХ Николай Иванович
Н.И Бех всегда
был публичным
человеком
pg_0003
– Когда учился в институте, моей са-
мой смелой мечтой было лет в 50 стать
начальником цеха. После назначения
меня на ВАЗе замучили вопросами, не
родственник ли я Полякову. Долгое
время по заводу ходили и такие слухи,
что моя жена его племянница. Смешно.
Она, знаете ли, у меня сирота, да к тому
же из деревни. В общем, просто цирк
какой-то. Мой карьерный взлет ни в ка-
кую привычную в то время схему не ук-
ладывался.
– И какое продолжение имела
эта чудесная история.
– Она повторилась еще раз и почти
в таком же удивительном варианте.
В 80-м году меня и еще трех главных ин-
женеров заводов ВАЗа должны были
послать в Турин, на стажировку в Италию
на год. Мы уже собрали чемоданы и
должны были ехать в Москву. И вот, как
сейчас помню, в субботу, в шесть утра –
звонок. Тогда уже Поляков был минист-
ром, а та же баба Лена, как мы ее назы-
вали, была у него все тем же помощни-
ком. По телефону мне Елена Павловна
сообщает о вызове в министерство. За-
хожу в кабинет Полякова, а присутству-
ющие улыбаются: «Собрался, значит, за
границу.» Да, говорю, спасибо. А Вик-
тор Николаевич и сообщает: «Вот мы
Вам предлагаем поехать тоже за грани-
цу, но несколько поближе: на КамАЗ ди-
ректором литейного завода». Я от не-
ожиданности опять стал что-то невнят-
ное возражать: «Но я ведь еду в Турин,
все же знают, как же так.» Он опять не
дал мне продолжить: «Вы странный че-
ловек, Бех. Причем тут Италия. Вам
предлагается большое самостоятель-
ное дело, а я что-то радости не вижу».
Ну, короче, в итоге я спросил: «Куда и
когда мне доехать.» «Вот это по-наше-
му! – он обрадовался, – Ну, вот тут сидит
генеральный КамАЗа, у него самолет
свой стоит под парами. Прямо сейчас и
отправляйтесь».
Так я стал директором литейного за-
вода гигантского производства боль-
шегрузных автомобилей. Литейка там
тогда переживала сложный период.
Опять для меня началась круглосуточ-
ная работа. Опять я ночевал в кабине-
те. А в 84-м году наш завод уже стал за-
нимать передовые позиции среди заво-
дов КамАЗа.
– А после этого уже можно было
перевести дух.
– Как бы не так! Однажды меня при-
глашает секретарь обкома и говорит:
«Есть постановление ЦК и Совмина о
строительстве в Татарии тракторного
завода – такого же гиганта, как КамАЗ,
но больше. Страна построила лидера в
легковом автомобилестроении – ВАЗ, в
грузовом – КамАЗ, а теперь будет стро-
ить такое же предприятие для трактор-
ной промышленности. Этот завод будет
делать для всей отрасли тракторного
сельскохозяйственного машинострое-
ния двигатели, топливную аппаратуру,
турбокомпрессоры. И собирать тракто-
ры. Ты едешь туда генеральным».
Я собрал свою команду, и начали
строить новый гигант. Причем опережа-
ли по темпам строительства КамАЗ.
Площади ВАЗа были в миллион квад-
ратных метров, КамАЗа – пять миллио-
нов, а этот «Камский тракторный» уже
семь с половиной миллионов квадрат-
ных метров. Мы успели построить ги-
гантские корпуса, когда в 87-м году ЦК
и Совмин приняли решение заморо-
зить строительство, в силу сложившей-
ся финансовой ситуации. В стране на-
чалась перестройка. Тогда Поляков
пригласил меня к себе, первым замми-
нистра.
Не успел я приступить к своим обя-
занностям, как получил другое назначе-
ние. Секретарь обкома КПСС Усманов
пригласил меня и сказал: «Никаким зам-
министра ты не будешь. Спокойной
жизни не жди. Завтра едешь на КамАЗ
генеральным директором».
Битва в пути
– Насчет спокойной жизни это
он, наверное, попал в точку. В усло-
виях перестройки и тотального со-
циалистического дефицита руково-
дителю такого сложного производ-
ства покой, небось, мог только
сниться…
– Это вы правильно подметили. В то
время невозможно было, скажем, полу-
чить металл, не говоря уж обо всем ос-
тальном. Но на КамАЗе был свой само-
лет, поэтому я каждый месяц начинал с
того, что облетал все металлургические
заводы, уговаривал, договаривался,
уламывал, чтобы металл поставляли
бесперебойно. К счастью, в то время
меня избрали народным депутатом
СССР. Это давало большие возможно-
сти решать сложные вопросы снабже-
ния предприятия. Значок народного де-
путата СССР был, как своеобразный
«ледокол» – проламывал любые препят-
ствия.
– Продукция АО «КамАЗ» соста-
вила славу советского автомобиле-
строения. А легко ли быть руководи-
телем социалистического предпри-
ятия.
– Чтобы ответить на этот вопрос,
приведу один пример, а вывод сделае-
те сами. Прибыль КамАЗа была такая
же, как ВАЗа, «Москвича» и ЗИЛа вме-
сте взятых, а оставляли нам лишь три
процента от нее. Все же остальное изы-
мали. Под такую разрушительную поли-
тику существовала даже своя идея.
Считалось, что вся страна строила
КамАЗ, все вкладывали в это деньги.
Поэтому для вставшего на ноги пред-
приятия наступила пора отдавать долги,
чтобы поддержать ЗИЛ, ГАЗ и другие за-
воды. Я всегда возражал против этого,
утверждая, что за счет этих денег те за-
воды не поддержать, а КамАЗ, разорив
и лишив возможности развиваться,
можно опустить до уровня этих заводов.
Но сломать систему частично удалось
позже, только после того как мы сумели
акционироваться. Хотя тогда ни закона,
ни вообще ничего подобного еще не
было: мы были первыми. Я обратился к
Рыжкову, к Абалкину. Они помогли. Но
борьба была, конечно, очень тяжелая.
И вот в конце 90-го года мы акциониро-
вались. А к 93-му накопили средства,
достаточные для того, чтобы поставить
на конвейер новую машину. Начали ос-
ваивать новый двигатель, коробку пе-
редач; сделали новую кабину. Выпусти-
ли партию очень красивых машин. За
рубежом раздались крики, что такого
быть не может, что мы у них скопирова-
ли что-то. Потом проверили – нет, у нас
36
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
ФОРМУЛА УСПЕХА
С первым
президентом России
Б.Н. Ельциным,
во время вручения
очередной
государственной
награды
pg_0004
свои, совершенно оригинальные конст-
рукции. В это же время мы утвердили
долгосрочную программу стратегиче-
ского развития предприятия.
– И тогда произошло то драма-
тическое событие, узнав о котором,
содрогнулась вся страна.
– Да, это пожар. Я был в Москве в
командировке. Получив сообщение о
нем, ночью прилетел на самолете. Не-
делю горел завод. Официальная версия
случившегося: взорвался трансформа-
тор, выбросило горячее масло, загоре-
лась крыша. Но других самых разных
домыслов было очень много, как это
бывает в подобных случаях. Мне и сей-
час еще трудно говорить на эту тему, из-
вините.
Это, конечно, был ужас: 93-й год, в
экономике страны хаос, все деньги, ко-
торые мы накопили, пошли на ликвида-
цию последствий этого бедствия. Что-
бы начать работу предприятия, нужны
были кредиты. Кредиты тогда давали
под 240 процентов. Сейчас кому-ни-
будь скажи об этом – удивлению не бу-
дет предела, да. Сегодня можно взять
кредиты западные под 9 процентов, в
России – 12–14. А может ли понять се-
годня молодой бизнесмен, что такое
240 процентов кредита и как их потом
отдавать. Но ведь такое было... Так вот,
пошел я просить помощи. Обратился к
Федорову (помните, был такой министр
финансов.), к Гайдару. А они и говорят:
«Слушай, ну зачем нам твой завод. Все
равно у нас в стране машины плохие;
нам их надо покупать за границей – и
грузовые, и легковые. А мы должны де-
лать лишь только то, что мы умеем де-
лать хорошо».
Я просто задохнулся от возмущения:
«Знаете, что такое город в 600 тысяч че-
ловек. Вы подумали, чем он будет жить.
Как будут кормить свои семьи 150 ты-
сяч человек, работающих на КамАЗе.
Ну, как вы не понимаете. КамАЗ – это
вертикально интегрированный завод.
Литейное производство – самое круп-
ное в мире. Оно поставляет для заводов
80 процентов литья. Кузница огромней-
шая. Если остановить сборку двигате-
лей – это надо ликвидировать литейный
и кузнечный заводы, половину прессо-
вого производства. Это же коллапс, это
трагедия!» Но идея полностью не вос-
станавливать завод сидела в руководя-
щих умах крепко. Им, кто тогда руково-
дил экономикой страны, было не до эко-
номики: их всех захлестнула революция,
голову кружила внезапно свалившаяся
на них власть. Они были, как дети.
И все равно мы приняли бой. До
этого КамАЗ выпускал 128 тысяч машин
и 200 тысяч двигателей. А сейчас 25 ты-
сяч автомобилей и 40 тысяч двигателей.
За этими цифрами – огромная работа в
очень сложное время. Надо было зара-
ботать деньги, чтобы эти безумные кре-
диты отдавать. И это в условиях полного
падения спроса на продукцию предпри-
ятия. Армии государство денег не дает,
и она вообще прекратила что-либо у нас
покупать. А в прежние времена она бра-
ла в год 40 тысяч машин. Село центра-
лизованно забирало 38 тысяч автомо-
билей. Но и оно тоже в одночасье ока-
залось неплатежеспособным. Это был,
конечно, тяжелейший период, но тем не
менее завод восстановился. И сегодня
работает. Вчера буквально я разговари-
вал с генеральным об этом. На пред-
приятии выравнивается финансовое
положение. Значит, все это надо было
пережить, значит, мы боролись и спасли
завод для России не зря.
– А что было потом.
– Меня пригласил Юрий Михайлович
Лужков. Я ушел в правительство Москвы
его советником по промышленности и
по развитию, потом создал «Москов-
скую управляющую финансовую компа-
нию», которая занималась реконструк-
цией и реорганизацией производствен-
ных предприятий Москвы. Потом меня
пригласили старшим вице-президентом
в «СибУр». Это тоже была очень инте-
ресная работа.
Второе дыхание
– Расскажите, пожалуйста, о Ва-
шем нынешнем предприятии. Что
такое «Звезда Энергетика». Инте-
ресно было бы узнать о его коллек-
тиве, особенностях производства,
перспективах развития.
– Компанию «Звезда Энергетика», в
которой я сегодня тружусь, создавали
три года назад не без моей помощи.
После того как она проработала пару
лет, меня пригласили в нее генеральным
директором. Это очень интересное на-
правление в российской экономике,
имеющее колоссальную перспективу, –
малая энергетика, производство раз-
личных электростанций: дизельных, га-
зопоршневых, газотурбинных. Спрос на
них огромный.
Предприятие компактное, на нем
работают 450 человек. Они заняты в
производстве, в сервисной части, в
проектировании и конструкторских ра-
ботах. Заказ мы выполняем «под ключ»:
разрабатываем проект, изготавливаем
оборудование, поставляем, налажива-
ем и запускаем его. А сейчас многие
компании нам поручают еще и эксплуа-
тацию. Скажем, для «Сибнефти» мы по-
строили, причем с гарантией, очень ин-
тересную станцию, которая работает на
попутном газе. Раньше его сжигали, а
сейчас этот газ наша станция перера-
батывает, дает нефтяникам электриче-
ство и тепло. Утилизация попутного газа
сохраняет и окружающую среду от за-
грязнения. Для экологии это имеет
ФОРМУЛА УСПЕХА
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
37
С президентом
Татарстана
Минтимером
Шаймиевым
pg_0005
большое значение. Сейчас это очень
перспективное направление. Я считаю,
за ним будущее.
В прошедшем году мы уже вышли на
прибыль, выполнили свой план. Реали-
зовано продукции на один миллиард
200 миллионов рублей. По итогам года
получили уже один миллиард шестьсот.
Средства, достаточные для развития и
для поощрения коллектива. На этот год
рассмотрен план – 2 миллиарда
200 миллионов. Рост в 2004 году против
предыдущего года – 46 процентов, а на
2005 год заложен рост 28 процентов.
Рынок компании огромен. И я считаю,
что благодаря поддержке Российского
союза промышленников и предприни-
мателей перспективы у коллектива хоро-
шие. Мы продвигаем свою продукцию за
пределы России. Ею заинтересовались
в Туркмении и в Казахстане. В Украине
тоже. Недавно я летал на Сахалин сда-
вать станцию 20 мегаватт по электриче-
ству и 8 мегаватт по теплу. Это составная
часть проекта Сахалин-2, мы в нем ра-
ботали по японскому заказу. Есть наши
крупные станции и в Якутии. Мы там уча-
ствуем в очень интересных проектах, то-
же связанных с применением и исполь-
зованием попутного газа. По существу,
ведь он бесплатный, поэтому экономи-
ческий эффект от применения нашего
оборудования огромен. То, что счита-
лось отходами на нефтепромыслах, что
загрязняло атмосферу, теперь работает
«в мирных целях», дает людям тепло и
электричество. И в районах нефтепро-
мыслов улучшается и экология. Свои
перспективы в сфере использования и
утилизации отходящих газов мы связы-
ваем с такой крупной компанией, как
«Газпром», которая является гарантиро-
ванным покупателем электроэнергии и
соответственно выделяет площади для
создания генерирующих мощностей.
– Вопросы сбыта продукции яв-
ляются основными для любого про-
изводства. А что Вам помогает их
решать так успешно.
– Очень большое значение имеет
деловая репутация руководителя. Ведь
еще с социалистических времен моими
партнерами, друзьями, коллегами были
специалисты, которые сейчас занимают
ключевые посты в российском произ-
водстве. Они поддерживают нас, дове-
ряют нашим обязательствам. Очень
много в нашей стране зависит от чело-
века, который возглавляет дело. Ему до-
веряют или не доверяют. И сегодня раз-
ные залоги имущества, даже залоги в
виде целых заводов значат гораздо
меньше, чем доверие к руководителю, к
его твердому слову.
У меня достаточно большой круг
знакомств в промышленных и деловых
кругах. Им я обязан своей многолетней
работой в Российском союзе промыш-
ленников и предпринимателей.
– Хочу спросить Вас о социаль-
ных программах компании, если та-
ковые имеются. Ваше производст-
во наращивает обороты, а как успе-
хи предприятия отразились на бла-
госостоянии его сотрудников. Лю-
ди их почувствовали на себе, на
своем кошельке. Это прибавляет
им желание работать еще лучше.
– Знаете, когда ты руководил коллек-
тивом в 150 тысяч человек и знал боль-
шинство из них, то 450 работников – это
как семья для тебя. Я каждого знаю в ли-
цо, по имени-отчеству, знаком даже с их
семейными проблемами и успехами.
Когда я всякий раз приезжаю на пред-
приятие, то всегда стараюсь встретить-
ся с рабочими.
Я всегда твердо знал и сегодня убе-
жден, что без обеспечения нормальных
социальных условий для рабочих, для
коллектива нет и не может быть высоко-
производительного труда. И руководи-
тель социальные вопросы должен ста-
вить во главу угла наряду с производст-
венными. Он должен доказать свое пра-
во руководить людьми. Для этого надо
не только уметь предвидеть и быть про-
фессионалом, но и быть ответственным
в своих решениях. Первое, с чего я на-
чал, когда пришел в компанию, это со-
брал и подсчитал все ее задолженности
перед каждым конкретным работником.
А поскольку предприятие было на грани
банкротства, их накопилось очень мно-
го. Мы влезли в долги, но с людьми рас-
считались полностью.
Второе, что мы сделали сразу же,
это создали необходимые бытовые ус-
ловия на производстве: наладили сис-
тему отопления, пошили для всех цехов
спецодежду. И только после этого я
имел моральное право ставить перед
людьми задачи, и требовать их безус-
ловного выполнения, мог рассчитывать
на доверие и понимание со стороны
своих сотрудников.
И теперь это свершившийся факт.
Взвешенная социальная политика все-
гда положительно сказывается и на рос-
те производительности труда, и на мо-
ральном климате в коллективе. На на-
шем предприятии высокая мотивация к
труду. Хотя у нас достаточно хорошая
зарплата, тем не менее каждый работ-
ник имеет вполне реальную перспективу
получить к ней солидную прибавку. Для
этого мы провели аттестацию всех сот-
рудников. Скажем, каждому инженеру
установили так называемую вилку и на-
писали обязательства, после выполне-
ния которых он может рассчитывать на
повышение оклада. Так что в обязанно-
38
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
ФОРМУЛА УСПЕХА
1995 г.
Николай Иванович
с Виктором
Николаевичем
Поляковым
Н.И. Бех
с Н.Н. Озеровым
pg_0006
сти каждого работника как бы входит по-
стоянное повышение своей квалифика-
ции, проявление творчества в подходе к
делу. Человек, таким образом, сам «кует
свое счастье»: может поставить для се-
бя цель идти к ней, запланировать свою
карьеру, свою перспективу. Допустим,
сотрудник хочет получать зарплату на
порядок выше, соответствующую более
высокой профессиональной категории.
Чтобы ее получить, он должен пройти
обучение, или должен выполнять какие-
то более сложные работы. Он создает
свой план, и постепенно, шаг за шагом
идет к своей цели. И это очень важно
быть хозяином своей судьбы. Это дает
ощущение внутренней свободы, счастья
творчества.
– Помнится, в советские време-
на корпоративный патриотизм фор-
мировался в коллективе за счет
проведения совместных культурно-
массовых мероприятий, как тогда
говорили. А сейчас как с этим.
– С тех пор в человеке мало что из-
менилось. Ему и сейчас хочется на ра-
боте, где он проводит большую часть
своей жизни, хороших человеческих от-
ношений, взаимопонимания, чувства
локтя. И у нас, как и в других уважающих
себя фирмах, частенько во внеслужеб-
ное время организуются такие меро-
приятия. Ежеквартально мы подводим
производственные итоги, после чего
обязательно проводим какой-нибудь
выезд на отдых или организуем развле-
кательную поездку куда-нибудь, скажем,
на Валаам всем коллективом. Все
праздники мы стараемся отмечать тоже
вместе.
Жила бы страна родная…
– Давайте поговорим об обще-
ственной работе. Вы были всегда
публичным человеком и всегда ею
занимались. А совсем недавно во-
шли в состав руководящих органов
Независимой организации «Граж-
данское общество». Позвольте Вас
с этим поздравить. И это, вероят-
но, дает Вам возможность полнее
использовать тот огромный опыт,
который Вы накопили, являясь с
1992 года вице-президентом Рос-
сийского союза промышленников
и предпринимателей. Да. Скажите,
а какую роль играет РСПП в разви-
тии отечественного бизнеса.
– В Российском союзе промышлен-
ников и предпринимателей я с первого
дня его создания. Он пережил в своем
развитии разные стадии. Вначале это
была организация, куда можно было об-
ратиться директору завода за помощью,
за поддержкой. Сейчас таких частных
вопросов она уже не решает, а сосредо-
точилась на общих, я бы сказал, гло-
бальных. Этот общественный институт
реально решает важные проблемы про-
мышленного производства, для чего ор-
ганизует и ведет диалог с властью.
– СМИ часто в последнее время
задаются вопросом, куда бы с боль-
шей пользой употребить накоплен-
ные в стабилизационном фонде
средства. А вот если бы Вам дали
распорядиться ими, на что бы Вы их
потратили.
– Мне кажется, что тут особенно и
мудрить-то не надо. Надо довести до
ума хотя бы то, что запланировано. Ведь
уже есть очень много программ, приня-
тых правительством, но они не реализо-
вываются. Была принята, например,
программа поддержки автомобильной
отрасли. Она и сама по себе огромная,
да плюс ее заводы-поставщики – это
очень большое число людей, занятых в
этом бизнесе. А сегодня многие ее спе-
циалисты не у дел. Такая же программа
была принята по лесотехническому ком-
плексу. Она тоже осталась на бумаге.
А ведь помимо развития самих отраслей
программы имели и социальную направ-
ленность, потому что предусматривали
создание новых рабочих мест.
Но, на мой взгляд, важнейшим на-
правлением сейчас является развитие
профтехобразования. От этого зависит
будущее нашей промышленности. Нех-
ватка квалифицированных рабочих – это
сегодня одна из животрепещущих проб-
лем. Ее острота будет нарастать с каж-
дым годом, и серьезно затормозит
подъем нашей промышленности. Необ-
ходимо заниматься созданием совре-
менного образованного рабочего клас-
са. Ну и, конечно, созданием среднего
класса: оказывать на деле, а не на сло-
вах поддержку малого и среднего биз-
неса. А пока эти проблемы утонули в
бесконечных разговорах. Все на всех
уровнях только и говорят, что это надо,
что это важно, потому что везде, во
всем мире 80 процентов бюджета фор-
мирует малый бизнес, а у нас всего
10 процентов. Но какой прок от этих
разговоров, если дело не двигается.
– Еще вопрос о проблемах эко-
номики. Как Вы считаете, вхожде-
ние России в ВТО, по поводу кото-
рого мнения специалистов так рез-
ко разделились, было бы для нашей
страны благом или же нанесло бы
ей непоправимый вред.
– Знаете, вначале многим казалось,
что России надо немедленно вступать в
ВТО. А когда начали глубже в это вни-
кать, то пришло осознание того, к чему
это может привести. Вот, в частности, по
автомобильной отрасли. Была такая
идеология, что в стране должно быть
пять высокотехнологичных продуктов,
которые были бы вне конкуренции, а все
ФОРМУЛА УСПЕХА
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
39
1990 г.
Первое Правление
КАМАЗа после
акционирования
pg_0007
остальное покупать за рубежом. Но это
не для нашей страны. Скажем, сегодня
наши автомобили неконкурентоспособ-
ны на мировом рынке. В то же время в
настоящий момент в автомобильной от-
расли занято где-то 15 миллионов чело-
век. Плюс их семьи и работники пред-
приятий, поставляющих комплектую-
щие. И если, допустим, прекратить
развивать автомобильную промышлен-
ность, это сразу приведет к потере ра-
бочих мест и к колоссальной безрабо-
тице. Обезлюдят целые города.
Если просто безоглядно войти в
ВТО, нам будет сложно защищать соб-
ственный рынок. Нам нужен переходный
подготовительный период. И сто раз
взвесить, отмерить, а уж потом решать.
Ведь как только мы войдем в ВТО, надо
сразу выровнять цену на газ – ту, по ко-
торой мы продаем его на Запад, и внут-
реннюю. Конечно, это может привести к
колоссальному социальному взрыву, по-
тому что цена на газ потянет за собой
рост цен на всю продукцию нашей про-
мышленности.
Поэтому в переходный период осо-
бенно нужна взвешенная промышленная
политика, которую у нас считают чуть ли
ни пережитком советского прошлого.
Дескать, не надо никакой промышленной
политики, рынок сам все отрегулирует.
Я неоднократно был в Японии, там ги-
гантский комитет по государственному
регулированию. Так что рынок – он, ко-
нечно, рынок, но по основным жизненно
важным направлениям, безусловно,
должно быть государственное регулиро-
вание. Тем более в такой стране, как на-
ша, с гигантскими пространствами, с
разными условиями и уровнем экономи-
ческого развития ее многочисленных ре-
гионов.
– Вы, как предприниматель, на-
верное, особенно остро ощущаете
потребность в такой взвешенной и
мудрой государственной промыш-
ленной политике.
– Ну, конечно. Приведу простой при-
мер. После такого простоя в 12–15 лет
промышленность, особенно машино-
строение, практически разрушена. Сей-
час наметился подъем. Но на старом
оборудовании, на старых технологиях
невозможно наращивать производство.
Считаю, что куда разумнее было бы не
восстанавливать устаревшие техноло-
гии, не латать старые станки, а на пепе-
лище создавать новые технологии, на
старые производственные площади
ставить новое современное оборудова-
ние. Но для этого нужны большие сред-
ства. Чтобы их предприятиям получить
на приемлемых условиях, и нужна госу-
дарственная промышленная политика.
Погода в доме
– Бех – звучная и редкая фами-
лия, и Вам удалось прославить ее на
весь мир. А Вы знаете, откуда она
пошла.
– Я родился на Украине. Там, на Жи-
томирщине, близ города Коростень,
есть деревня Бехи. Все, кто оттуда ро-
дом, носят фамилию Бех. Говорят, что
когда-то, давным-давно, ее дал всем
своим крепостным людям местный по-
мещик Бек. Со временем «к» стали про-
износить, как «х».
Мой отец был простым железнодо-
рожником. У меня две сестры, одна –
старше, а вторая – моложе меня.
– Часто люди, занимающие вы-
сокие посты, из-за занятости не
имеют возможности уделять доста-
точно внимания семье, детям. Вы
попадаете под это правило. Нас-
колько велико Ваше влияние на «по-
году в доме». И вообще, в личной
жизни Вы так же счастливы, как и в
профессиональной.
– Отвечу на все по порядку. Знаете,
оглядываясь назад, видишь свои отцов-
ские промахи. Я когда-то наивно, на-
верное, полагал, что лучшее воспитание
– это собственный пример. И хотя ре-
зультатом такого воспитания я доволен,
полагаю, что детство двух моих дочерей
было бы счастливее, если бы они чаще
видели своего отца. Наверное, им не
хватало моего участия в их жизни. Но
они никогда не роптали. Они видели, что
отец работает от зари до зари и полага-
ли, что так и надо. Конечно, какого-то
непосредственного участия в воспита-
нии детей я в силу своей занятости не
принимал. Дочерями всецело занима-
лась жена. За что я ей очень благода-
рен. Она с этим справлялась блестяще.
И вообще она у меня молодец. Су-
мела сделать так, что моя занятость на
«погоду в доме», как вы удачно подмети-
ли, не сказывалась. В семье всегда ца-
рил мир и лад. Или как в шутку я говорю:
«Дома все так четко отрегулировано,
что хоть не приходи».
– А как по части увлечений, Нико-
лай Иванович. Вы ведь нумизмат,
не так ли. Что нового в Вашей кол-
лекции. Правда, эти сведения до-
быты из Интернета, и прошу меня
извинить, если они не совсем соот-
ветствуют действительности.
– Ну, знаете ли, даже если я и был бы
на самом деле нумизматом, то не решил-
ся бы, наверное, это афишировать.
Опасно, как я полагаю. Но не стоит сму-
щаться насчет неточных сведений, ну-
мизматика – это не единственное, что я с
удивлением узнаю о себе из СМИ. Тут
как-то прочел, что я Толстого очень люб-
лю. Потом из других источников, изумив-
шись, узнал, чьими стихами зачитыва-
юсь. А я вообще не очень понимаю, как
это у кого-то может быть один любимый
писатель или поэт. У меня их сотни, люби-
мых. Все зависит от настроения. У меня
прекрасная библиотека дома: десять ты-
40
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
ФОРМУЛА УСПЕХА
Свадьба 13 марта
1973 г.
«Будут внуки
потом, все опять
повторится
сначала...»
pg_0008
сяч, может быть, томов. И я не могу из них
выделить одну-единственную любимую
книгу. Их у меня огромное количество…
Порох в пороховницах
– Известно, что Вы – автор мно-
гих научных статей и книг, владеете
немецким, итальянским. Чем Вы
сейчас заняты в творческом плане.
Или творчество – это в прошлом.
– Когда-то неплохо знал итальян-
ский, немецкий. И сейчас я их быстро
восстанавливаю, если выезжаю за ру-
беж. Что же касается научных статей, то
как же без них. Я же доктор наук.
А это не должность, это призвание.
У меня есть книги, три монографии, ог-
ромное количество патентов, изобрете-
ний. Наука – это мое и прошлое, и на-
стоящее, и будущее, надеюсь.
– А чему посвящена докторская.
– Тема докторской диссертации –
специальный высокопрочный чугун
для автомобильных деталей. В конце
2004 года за разработки в этой облас-
ти я получил Государственную премию
Правительства Российской Федера-
ции. В номинации «За развитие науки
и техники». Речь идет о специальных
материалах, которые были внедрены
на ВАЗе и на КамАЗе. Этому у меня по-
священо много книг, научных статей. Я
председатель редакционного совета
журналов «Литейное производство»,
«Металлургия и машиностроение».
Потребности производства когда-то
заставили меня заниматься наукой. Ког-
да с ВАЗа я пришел на КамАз директо-
ром литейного завода, там не было вы-
сокопрочного чугуна. Я создал эту шко-
лу, и мы полностью перешли на высоко-
прочный металл. Это дало огромное
снижение трудоемкости, поскольку ему
не нужна термообработка. А в период,
когда КамАЗ находился в тяжелом со-
стоянии, это, по существу, решило мно-
гие его проблемы.
– Вам, Николай Иванович, 58.
Уже или еще. Как Вам кажется.
– Я бы сказал даже, что не «еще», а
всего лишь… В моем молодом окруже-
нии, а средний возраст руководства на-
шей компании где-то тридцать лет, я со-
всем забыл о возрасте. Чувствую себя
ровесником своих молодых коллег.
– И все же, если смотреть прав-
де в глаза, когда-то ведь надо будет
уступить свое место ученикам и,
сбавив обороты, трансформиро-
вать свою энергию во что-то другое,
заниматься чем-то другим. Как Вы
себе представляете это «золотое и
счастливое» время.
– По поводу этого будущего могу ска-
зать только, что я его не тороплю. Я не
представляю себя без работы. Я всегда,
даже в выходные дни, значительно ком-
фортнее себя чувствую на работе. Хотя
дома, казалось бы, прекрасная семья:
внуки, дети, жена. Мне с ними очень ин-
тересно, уютно, и им, надеюсь, со мной
тоже. Но я всю жизнь на работе. Так уж в
моей жизни сложилось.
Но, конечно же, думал над вопро-
сом: «А что потом». И решил, что буду,
когда наступит время уступить свое ме-
сто молодым, заниматься наукой. Я ведь
и сегодня продолжаю заниматься ею.
Но сейчас времени для науки катастро-
фически не хватает. А задел у меня
очень большой, есть много уже напи-
санных материалов, много творческих
планов. Так что, надеюсь, что «потом»
скучать не придется. Работу никогда
бросать не буду. У меня есть хорошие
примеры. Вот Виктор Николаевич Поля-
ков, бывший генеральный директор
ВАЗа, бывший министр. Целая плеяда
крупных руководителей отечественной
промышленности и экономики, у кого
мы учились работать, и сейчас полные
сил, планов и энергии. Они, как и преж-
де, в гуще событий, в полной степени
ощущают свою необходимость, свою
востребованность. Они для меня колос-
сальный авторитет. И то, что продолжа-
ют работать очень активно, вдохновляет.
Крупные руководители этого поколения,
наши учителя, и в свои годы, а им уже за
80, продолжают оставаться в строю.
Они вне возраста, они прекрасно
себя чувствуют, очень активно и очень
полезно работают, причем не просто
там бумажки перекладывают, а творче-
ски работают.
– Значит, Вас ждут великие дела,
Николай Иванович.
– Великие ли, не знаю, но то, что
ждут действительно любимые и общест-
венно полезные дела, не сомневаюсь.
Так что я не собираюсь уходить на пен-
сию и копаться в огороде. Хотя я и к это-
му виду деятельности отношусь с боль-
шим уважением, но это просто-напро-
сто не мое. Считаю, что только творче-
ство и работа на благо общества позво-
ляют человеку оставаться на плаву
очень долго и сохранять полноценную
трудоспособность.
Светлана КОЛОМЕЕЦ
ФОРМУЛА УСПЕХА
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
41
Город Коростень.
Встреча с земляками
Лучшего лекарства
от стресса не бывает.
Н.И. Бех
на зимней рыбалке