58
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
«В вузы поступают
самые умные»
Николай БУЛАЕВ:
О том, какие проблемы стоят сегодня перед высшей
школой, о возможных путях их решения рассказывает
председатель Комитета Госдумы РФ по образованию
и науке Николай БУЛАЕВ.
«Рязань – мое Отечество». Этот
девиз Николая Ивановича Булае-
ва – не просто слова. Вся его
жизнь связана с рязанской зем-
лей. Он родился на ней в 1949 го-
ду в селе Казачья Слобода Шац-
кого района. Учился на физико-
математическом факультете Ря-
занского государственного педа-
гогического института, после
окончания которого вернулся
преподавателем в родную школу.
А потом, как и положено настоя-
щему мужчине, служил в армии.
Демобилизовавшись, он снова
работал сельским учителем.
В 1978 году молодой учитель
становится директором Спас-
ского педучилища, много делает
для того, чтобы незаметное про-
винциальное учебное заведение
стало одним из лучших в стране.
В 1990 году энергичному руково-
дителю доверяют ответственную
должность заместителя пред-
седателя Рязанского облиспол-
кома, курирующего социальную
сферу: здравоохранение, обра-
зование, культуру. И этот период
многим жителям запомнился
подъемом Рязанской области,
решением сложных социальных
проблем.
С 1994 года Николай Иванович–
ректор Рязанского института
развития образования. И опять
Булаев во всем блеске демонст-
рирует талант блестящего орга-
низатора: институт укрепляет
свою базу, что создает благо-
приятные условия для работы с
кадрами Рязанской области.
С декабря 1999 года Николай
Иванович – депутат Государст-
венной думы Федерального Со-
брания РФ. В последнем созыве
возглавляет Комитет по образо-
ванию и науке.
Женат. В семье Булаевых взрос-
лые сын и дочь, подрастают две
внучки. Все они живут и работа-
ют в Рязани.
Николай Иванович – заслужен-
ный учитель Российской Феде-
рации. Кандидат педагогичес-
ких наук. Награжден орденом
Почета.
Из высказывания Е.М. Примако-
ва: «Убежден, что возрождение
России начинается в провинции.
Поэтому очень важно, чтобы у
власти в регионах находились
люди ответственные, способные
делать реальные дела, мыслить
по-государственному. В Рязан-
ской области есть именно такой
человек. Это Николай Иванович
Булаев. Я знаю его по работе в
Государственной думе. Вижу
профессиональное и заинтере-
сованное отношение к депутат-
ским обязанностям. Он достойно
представляет своих земляков».
pg_0002
– Николай Иванович, в прошлом
году произошло важное событие
для всего российского образова-
ния, это вступление России в Бо-
лонский процесс, что, безусловно,
можно рассматривать как позитив-
ный шаг на пути интеграции россий-
ской школы в общеевропейскую си-
стему. Какого результата можно
ожидать от такого шага, кого он в
первую очередь коснется, и что
Россия может получить от участия в
этом процессе.
– Сегодня можно сказать, что пози-
ция нашего образовательного сообще-
ства в этом вопросе стала значительно
мягче. Во всяком случае, если почитать
публикации в прессе, то резко ради-
кальных высказываний против практиче-
ски нет. На мой взгляд, мы перестали пу-
гаться вещей, которые нам вначале не-
понятны. Вникая в их суть, мы понима-
ем, что в любом предложении, в любом
решении есть несколько направлений.
Но главное – это разобраться в том, что
конкретно придаст дополнительный
стимул развитию, которое позволит нам
интегрироваться в мировое образова-
тельное пространство. А в этом есть по-
требность. Ведь нам нельзя жить ни за
бетонной, ни за железной, ни за какой
другой стеной. Тем более во всем, что
касается образования и науки. Вместе с
тем необходимо максимально сделать
так, чтобы принимаемые нами в соот-
ветствии с Болонским процессом обя-
зательства и решения не носили даже в
малейшей степени разрушительного ха-
рактера для сложившейся системы об-
разования. Именно это больше всего
беспокоит общественность. В первую
очередь, обеспокоенность проявляют
инженерные вузы. Я думаю, что это по-
нятно. Но вузовское сообщество посте-
пенно приходит к выводу, что в данной
ситуации не надо вставать в позу оборо-
няющихся, а надо вырабатывать и при-
нимать правильные решения с учетом
сложившихся реалий в стране.
– Как складывается затянувшая-
ся на долгие десятилетия перма-
нентная реформа среднего образо-
вания.
– Мы подобрали ей более мягкий
термин: модернизация. Есть вещи, ко-
торые в школе происходят не потому,
что кто-то этого захотел, а в силу веяний
времени. Их жизнь выдвигает. Напри-
мер, компьютеризация школ. Ее нельзя
не внедрять. Это так же, как утром про-
звенел будильник, хочешь или не хо-
чешь, ты встаешь. Так и компьютериза-
ция. Она дает возможность занять свое
место в информационном пространст-
ве, использовать беспредельные воз-
можности новых информационных тех-
нологий для становления человека, его
адаптации в современном мире, само-
стоятельного роста.
В наше время этого не было, но бы-
ло другое: мы больше времени уделяли
чтению книг. Сегодня чтение тоже оста-
ется очень важной компонентой, но
вместе с тем новые информационные
технологии позволяют какие-то вещи
получать быстрее, и объем информа-
ции, который человек может усвоить,
неизмеримо вырос.
– Николай Иванович, следую-
щий вопрос – больной для всех нас,
ведь мы, даже если и давно окончи-
ли школу, связаны с ней неразрыв-
но, поскольку теперь в ней учатся
наши дети и внуки: это финансиро-
вание школы и оплата труда препо-
давателей. Какие улучшения в этом
вопросе можно ожидать в ближай-
шее время. Насколько известно,
Дума приняла закон, внесенный
президентом РФ, который изменя-
ет систему финансирования школ,
передает ответственность с уров-
ней муниципалитетов на уровень
субъектов Федерации. Готово ли се-
годня Министерство финансов и
правительство к тому, чтобы сфор-
мулировать на национальном уров-
не порядок финансирования и оп-
ределить его нормативы для каждо-
го субъекта Федерации.
– Я бы не стал пока говорить об
улучшениях, говорить можно лишь о той
ситуации, которая сложилась на сегод-
няшний день в связи с принятием в те-
чение последних трех лет ряда законов,
в результате чего в вопросах финанси-
рования системы образования про-
изошло четкое и ясное разграничение
полномочий федерального центра, ре-
гиона и муниципального образования.
Каждый уровень власти получил с пол-
номочиями и ответственность, а вернее
финансовую возможность для реализа-
ции полученных полномочий. Что каса-
ется финансовых возможностей: здесь,
я думаю, нам еще предстоит пройти не-
малый путь, прежде чем это непаханое
поле даст первый урожай. Есть ли фи-
нансовые ресурсы для их исполнения.
На этот вопрос сегодня однозначного
ответа нет. И не у всех субъектов есть в
настоящее время одинаковая финансо-
вая возможность для реализации одних
и тех же полномочий.
Теперь о заработной плате. Что го-
ворится в законе № 122, принятом ле-
том 2004 года. В нем четко прописано,
что в создаваемую трехстороннюю ко-
миссию входят на паритетных началах
правительство, профсоюзы и работода-
тель, и эта комиссия ежегодно опреде-
ляет основные параметры заработной
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
59
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Н.И. Булаев всегда открыт для обмена мнениями со
своими коллегами по работе в Государственной думе РФ
pg_0003
платы в бюджетной сфере с учетом над-
бавок, доплат и так далее. Эти парамет-
ры становятся как бы ориентиром для
федеральной, региональной и муници-
пальной власти. Что здесь несколько
смущает. Нет обязательности. Но вме-
сте с тем вырабатываемые ориентиры
должны быть учтены региональной вла-
стью при определении трансфертов му-
ниципальным образованиям. Каков бу-
дет механизм и будет ли он настолько
отлажен, чтобы позволить нам эти пара-
метры определять как нечто похожее на
единую тарифную сетку, пока говорить
рано. Вместе с тем у регионов появи-
лась большая самостоятельность в при-
нятии решений по установлению разме-
ров заработной платы. Регионы стали
самостоятельными в этом плане: они
могут устанавливать заработную плату в
зависимости от своих финансовых воз-
можностей. Думаю, что эта свобода по-
вышает и ответственность. И если, до-
пустим, на федеральном уровне зара-
ботную плату собираются повышать в
1,3 раза с 1 января, то я знаю немало
регионов, которые такое решение при-
няли уже с 1 ноября или с 1 декабря.
– А как быть тем регионам, ко-
торые не в состоянии пойти на та-
кой шаг.
– В принципе федеральный центр
всегда играл роль некоего спасательно-
го круга, когда за счет его трансфертов
выравнивались возможности регионов
по выполнению возложенных на них
обязательств. На сегодняшний день для
этих целей в бюджете точно так же пре-
дусмотрены резервы, которые позволя-
ют федеральному центру в экстремаль-
ных ситуациях выделять дополнитель-
ные трансферты регионам.
В том, что заработную плату необхо-
димо увеличить, ни у кого нет сомнений.
В одном из своих выступлений прези-
дент сказал, что наша задача заключа-
ется в том, чтобы найти золотую сере-
дину между желаемым и возможным.
Сегодня государство пытается ее найти.
Удачно оно это делает или неудачно по-
кажет время.
– Николай Иванович, старые
кадры, пусть и прекрасные, со вре-
менем покинут школу, а притока но-
вых сил не наблюдается. Отсюда
реальная угроза образованию, это
будущие опустевшие школы Рос-
сии. Это чрезвычайная трагедия, за
ней стоит отношение к образова-
нию в обществе, социальный статус
учителя, подготовка педагогов.
– Да, я признаю, что у нас возника-
ет проблема разрыва поколений между
теми, кто достиг критического возраста,
и теми, кто должен прийти им на смену.
И я думаю, что мы можем его достаточ-
но болезненно ощутить, если не сегод-
ня, то послезавтра.
– А в науке тоже есть эта проб-
лема.
– В науке эта проблема усугубляет-
ся еще так называемой утечкой мозгов.
Если среди преподавательского со-
става это как бы менее заметное явление,
то в научной среде проявляется наиболее
выпукло. Талантливая молодежь в нынеш-
нем мире достаточно свободно переме-
щается, а спрос на интеллект есть повсе-
местно. В данном случае это проблема не
только наша. Недавно мы были в Герма-
нии – у них тоже проблема утечки умов в
Америку. Но они пытаются это компенси-
ровать за счет Восточной Европы, в том
числе и за счет нас, создавая условия зна-
чительно выгоднее наших. И поэтому тут
каждый пытается решать проблему за
счет соседа. Но то, что эта проблема су-
ществует, тут спорить бесполезно.
– У нас каждый новый учебный
год начинаются какие-то истории с
учебниками: мы обнаруживаем, что
не там, не то и не так написано. Си-
стема лицензирования учебников
как-то будет трансформироваться,
пересматриваться.
– Системы лицензирования учебни-
ков нет. Вообще, решение данной про-
блемы – это прерогатива исполнитель-
ной власти. Я всем говорю, что первый
закон, над которым я работал в Думе, а
это было пять лет назад, – закон о фе-
деральном комплекте учебников. Но, к
сожалению, он до сих пор не рассмот-
рен. Я понимаю, что закон, который я
предложил, несовершенен, потому что
прошло много времени. Но то, что пра-
вила игры на этом рынке должны быть
определены федеральным законода-
тельством, для меня и сегодня остается
аксиомой. Мы должны определить пра-
вила игры в той части, которая в принци-
пе формирует будущее страны. И мы
сегодня, на мой взгляд, необоснованно
уменьшили возможность регулирования
этой сферы деятельности со стороны
государства. Я не говорю о том, что мы
должны все заидеологизировать, вве-
сти жесткую цензуру не об этом речь.
Мы должны написать правила, по кото-
рым каждому будет понятно: каким об-
разом учебник приходит в школу; кто оп-
ределяет, что именно этот учебник дол-
жен туда попасть. Необходимо ввести
более жесткий критерий для учебников,
которые будут иметь статус федераль-
ных. В законе, мной предложенном, был
обозначен один учебник: наверное, это
радикализм. Вместе с тем федераль-
ный учебник – это тот, на котором стоят
подписи ведущих педагогов и ученых в
данной области знаний, а это есть га-
рантия того, что содержание этого
учебника является максимально объек-
тивным, не искажает ни исторической,
ни научной истины, и этот учебник как
бы имеет знак качества. Все остальные
не хуже, они могут быть и лучше в каких-
то направлениях и могут использовать-
ся учителями как рекомендованные.
Я же помню свою работу в школе: у те-
бя есть базовый учебник, и рядом ле-
жит десять книг, из которых ты берешь
то, что тебе надо. И ты идешь на урок,
имея возможность дать ученикам зна-
чительно больше того, что написано в
конкретном учебнике. Это право всегда
60
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Беседа с заместителем министра образования
и науки РФ А.Г. Свинаренко
pg_0004
было у учителя, и он этим правом актив-
но пользовался.
– Как Вы считаете, качество на-
шего высшего образования, вооб-
ще нашей высшей школы соответ-
ствует мировому уровню.
– Во-первых, если наши выпускники
востребованы в других странах, это зна-
чит, что мы что-то имеем. А во-вторых,
невозможно определить общий уро-
вень. Мы сейчас пугаемся, что у нас мо-
жет появиться категория ведущих вузов.
Де-факто они есть сегодня. Если я вас
попрошу: назовите мне пятерку вузов, в
которых качество образования у вас не
вызывает сомнения, вы без запинки от-
ветите, какие это вузы.
Но мы не можем отрицать, что у нас
есть масса вузов, особенно филиальная
сеть, о которых просто стыдно говорить,
что они соответствуют какому-то уров-
ню. Часто там идет торговля диплома-
ми, зарабатывание денег. То есть, ни о
каком качестве подготовки в них порой
и речи-то вести нельзя. Я не знаю, при
каких обстоятельствах они получили ли-
цензирование, прошли аккредитацию, и
в результате выдают дипломы государ-
ственного образца. И главное, что само
ректорское сообщество, знает, что есть
жесткое деление на тех, кто на самом
деле готовит специалистов, и на тех, кто
делает вид, что занимается подготов-
кой. Если вы имеете название «высшее
учебное заведение», вы абсолютно точ-
но должны соответствовать заявленным
в лицензии условиям: у вас должна быть
база, профессорско-преподаватель-
ский состав, библиотека, и т.д. Сегодня
немало тех, кто называет себя вузом, не
имея практически ничего из того, что
они заявили в лицензии. Поэтому здесь
ответственность государства должна
быть максимальной – необходимо четко
и достаточно жестко потребовать вы-
полнения лицензионных условий. За-
крыть сегодня такие учебные заведе-
ния – значит, ударить по тем, кто запла-
тил деньги и вдруг оказался в ситуации,
схожей с финансовой пирамидой: день-
ги заплатил, но ничего не получил. Госу-
дарство, раз уж оно выдало лицензию,
обязано сделать так, чтобы качество
подготовки в этих образовательных уч-
реждениях соответствовало существую-
щим стандартам.
– Мы говорим сейчас о негосу-
дарственных учреждениях.
– И о негосударственных, и о госу-
дарственных. Я их вообще не разделяю.
Есть Закон о высшем и послевузовском
профессиональном образовании, кото-
рый в принципе регулирует всю дея-
тельность вузов. Какое значение, где мы
имеем плохое качество. Мы должны
разбираться и там, и там.
– Николай Иванович, в настоя-
щее время существует немало пре-
тензий к профессиональному обра-
зованию в стране. Например, что
оно не имеет устойчивой связи с
рынком труда. Почему же вузы не в
полной мере ориентированы на по-
требности экономики. Как решать
эту проблему.
– Хорошо известно, что система об-
разования очень консервативна. Поэто-
му одна из сегодняшних проблем состо-
ит в том, что на переходном этапе рос-
сийские вузы сохранили структуру и на-
бор специальностей, которые они име-
ли до начала перестройки. Отчасти сис-
тема адаптировалась к новым условиям,
появились новые специальности, но их
не так уж много. Зато сегодня практиче-
ски во всех вузах готовят экономистов,
менеджеров и юристов.
Экономика, куда должны прийти вы-
пускники вузов, в последние годы испы-
тала серьезнейшие потрясения. Неко-
торые ее сегменты, исправно работав-
шие в советские времена, прекратили
свое существование, другие развива-
лись очень быстрыми темпами. В ре-
зультате возник дисбаланс между воз-
можностями системы образования и
потребностями экономики.
В Советском Союзе ситуация была
иной, поскольку развитие профессио-
нального образования определялось
потребностями плановой экономики.
Сегодня система профессионального
образования по большей части являет-
ся государственной, так как именно го-
сударство формирует заказ, сколько и
каких специалистов необходимо выпус-
кать. Но экономика в основном стала
рыночной, большинство предприятий –
в частном секторе. Так что сегодня одна
из главных проблем – это мониторинг
ситуации, анализ и прогнозирование
потребностей рынка труда. К сожале-
нию, эти функции никем не выполняют-
ся, и это ощущается все сильнее. Госу-
дарство тратит деньги на подготовку
специалистов, но нет уверенности в
том, что эти расходы эффективны.
– В формировании госзаказа
на подготовку специалистов сего-
дня никак не участвуют работода-
тели. Можно ли как-то изменить
ситуацию.
– Работодатели, безусловно, долж-
ны в этом участвовать. В ближайшее
время в Госдуму будет внесен законо-
проект, регулирующий право работода-
телей на участие в формировании кон-
трольных цифр бюджетного приема в
вузы, структуры специальностей и мно-
гого другого. Конечно, мы не можем
взять наугад работодателя, которому
нужны представители конкретной спе-
циальности, и пригласить его в мини-
стерство для консультаций. Создание
возможных механизмов взаимодейст-
вия – дело не одного дня. Главное в
том, что есть понимание этой пробле-
мы и желание решить ее с помощью
федерального закона.
– Работодатели упрекают вузы в
том, что они дают выпускникам не-
кое общее образование, а отнюдь
не профессию. В результате фирмы
вынуждены их доучивать на рабо-
чем месте.
– На самом деле высшее образова-
ние дает основы профессии. А задача
предприятий, куда приходит молодой
специалист, развивать систему допол-
нительного корпоративного образова-
ния, чтобы передать работникам знания
и умения, необходимые на конкретном
рабочем месте. Многие предприятия и
даже отрасли уникальны, так что вузы не
могут выпускать специалистов, которые
сразу же станут эффективными сотруд-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
61
Со своим помощником
Игорем Михайловичем Петрищевым
pg_0005
никами. Пусть представители компаний
приходят в учебные заведения и орга-
низуют спецкурсы для студентов и про-
изводственную практику.
– Но ведь вузы сегодня не заин-
тересованы в том, чтобы их выпуск-
ники были востребованы. На объем
государственного финансирования
это никак не влияет.
– Видите ли, есть вузы, которые це-
ленаправленно сотрудничают с пред-
приятиями и помогают своим студентам
найти работу, а есть учебные заведения,
действительно оторванные от рынка
труда. Вопрос только в том, чтобы рас-
пространять и пропагандировать поло-
жительный опыт.
На мой взгляд, заставлять вузы ог-
лядываться на требования работода-
телей должно не государство, а рынок.
Ведь те вузы, где есть система взаи-
мосвязей с предприятиями, гораздо
более популярны у абитуриентов, там
выше конкурс, выше стоимость обуче-
ния, если речь идет о платном обуче-
нии. Некачественные, непопулярные у
абитуриентов вузы со временем будут
отмирать, поскольку туда никто не пой-
дет. Ректоры, которые это понимают,
создают систему, делающую вуз устой-
чивым в условиях жесткой конкурен-
ции, когда за абитуриента приходится
бороться. Демографическая ситуация
такова, что очень скоро это придется
делать.
– Не слишком ли много специа-
листов с высшим образованием ву-
зы в последние годы готовят за го-
сударственный счет.
– Бюджетных мест действительно
много. Но не следует делать вывод, что
их нужно тотчас же сократить. Необхо-
димо повышать качество образования,
сделать систему образования адекват-
ной нынешнему состоянию экономики.
Даже ректоры вузов обычно не возра-
жают, что качество подготовки специа-
листов вне зависимости от формы соб-
ственности вуза имеет много уязвимых
точек.
– Иногда приходится слышать,
что учебные планы для всех специ-
альностей перегружены социально-
гуманитарными дисциплинами.
– Нужны ли студентам эти дисципли-
ны – вопрос спорный. Я считаю, что есть
объем знаний, необходимый каждому
человеку с высшим образованием, и ву-
зы должны его давать. Недавно я об-
щался с одним старшеклассником на
тему профилирования старшей школы,
против чего я, кстати, не возражаю. И он
сказал мне, что хочет иметь широкий
спектр знаний: если у человека есть ин-
терес ко всему, не нужно за него ре-
шать, какие предметы ему изучать глу-
боко, а какие – поверхностно.
– Тогда, может быть, необходимо
дать студенту право самостоятель-
но конструировать свой учебный
план.
– Я не думаю, что каждый студент
понимает, какие именно предметы ему
нужны. Практика показывает, что незна-
ние многих вещей становится для чело-
века большой проблемой, но осознает
он это уже после окончания учебы.
Высшее образование сегодня очень
престижно. На мой взгляд, абсолютное
большинство абитуриентов выбирают и
вуз, и профессию осознанно. А получа-
ют ли они в результате то, на что рассчи-
тывали, другой вопрос.
– В законе «Об образовании»
сказано, что на 10 тысяч жителей
России должно быть не менее
170 бюджетных студентов. Каков
этот показатель на самом деле.
– Сегодня мы имеем 196 студентов
на 10 тысяч населения, включая феде-
ральные, региональные и муниципаль-
ные учебные заведения. Недавно мы
внесли поправку о том, что показатель
170 необходимо соблюдать только для
вузов федерального подчинения, то
есть законодатели создают для студен-
тов более благоприятный режим.
Думаю, что сегодняшние показатели,
установленные законом, вполне нор-
мальные и достойные для нашего госу-
дарства. Хотя, конечно, демографиче-
ская ситуация такова, что население
стареет, и реально в вузах может бес-
платно учиться гораздо больший про-
цент молодых людей, нежели раньше.
– Сегодня вузы финансируются
на треть от потребностей. Есть ли
возможность улучшить их финанси-
рование за счет сокращения числа
бюджетных мест.
– Возможность есть. Но общество к
этому психологически не готово. Люди
хотят иметь больше возможностей для
обучения, при этом многие не в состоя-
нии платить за это в полном объеме.
Я думаю, в данном случае нужно найти
золотую середину, нечто среднее между
нашими желаниями и возможностями.
Но сверхзадача состоит в том, что
на выходе из учебного заведения мы
должны получить специалиста, который
будет полезен государству, востребо-
ван на рынке труда и который найдет
свое место в жизни, благодаря своей
специальности и полученному объему
знаний. Все понимают, что дешевое об-
разование не бывает хорошим. Поэтому
нужно сделать выбор: или учить хорошо,
но чуть меньше студентов, или плохо, но
практически всех желающих. В основе
такого выбора должно лежать, по всей
видимости, политическое решение.
– Не приведет ли такое решение
к ущемлению прав малообеспечен-
ных категорий граждан.
– Нет. В законах ведь нет нормы, что
в вузы должны поступать самые бедные.
На бюджетные места в вузы поступают
самые умные. Другой вопрос, что в шко-
лах мы должны создать такие условия,
чтобы дети из семей разного достатка
получали качественное образование,
позволяющее им конкурировать со
сверстниками. Государство должно по-
могать студентам из малообеспеченных
семей. Недавно мы существенно увели-
62
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Даже в самом жарком споре есть повод для улыбки.
В центре – помощник председателя правительства РФ,
экс-министр образования В.М. Филиппов
pg_0006
чили стипендиальный фонд для выплаты
социальных стипендий, эти средства
предусмотрены в федеральном бюдже-
те 2005 года.
Вообще, мне представляется целе-
сообразным провести четкую грань ме-
жду платным и бесплатным высшим об-
разованием. Сегодня государственные
вузы в равной степени финансируются
государством и населением: почти по-
ловина их студентов сами платят за уче-
бу, то есть доходы вузов носят в том чис-
ле и чисто коммерческий характер. Это
совершенно не соответствует предста-
влениям людей о бесплатном высшем
образовании, предусмотренном зако-
нодательством.
– Должен ли выпускник вуза, по-
лучивший образование за счет госу-
дарства, иметь обязательства пе-
ред ним. Например, отработать не-
сколько лет по специальности.
– Этот вопрос всегда был актуаль-
ным. В советские времена существова-
ла система жесткого распределения
выпускников учреждений профессио-
нального образования, и ее одобряли
далеко не все. Сейчас налицо другая
крайность: государство оплачивает обу-
чение, а у выпускников перед ним нет
никаких обязательств.
На мой взгляд, если государство
тратит деньги, то, очевидно, оно вправе
рассчитывать на отдачу. В данном слу-
чае речь идет о том, чтобы на какое-то
время воспользоваться знаниями, ин-
теллектом выпускника в общегосудар-
ственных целях. При поступлении на
бюджетные места возможно заключе-
ние договора о том, что по окончании
вуза человек обязан отработать не-
сколько лет по специальности на опре-
деленном предприятии. В ближайшее
время эта норма должна быть закрепле-
на федеральным законом. Но, конечно,
речь не идет о том, чтобы в полной мере
возвращаться к практике государствен-
ного распределения. Все это будет рас-
пространяться далеко не на все специ-
альности и не на все вузы.
– Допустим, абитуриент посту-
пил в самолетостроительный вуз и
заключил такой договор. Но к треть-
ему курсу оказалось, что профессия
ему не по вкусу или не по зубам. Что
делать.
– Когда человек поступает в вуз, он
несет определенную ответственность
за свой выбор. Но решение этой проб-
лемы возможно. Пусть он вернет госу-
дарству деньги, потраченные на его
обучение, и освободится таким обра-
зом от всех обязательств. Кстати, еще
один способ решения проблемы – об-
разовательный кредит. Студент может
взять его на длительный срок, учиться в
свое удовольствие, а потом постепенно
отдавать.
– Что должны сделать законода-
тели для распространения образо-
вательных кредитов. Ведь сегодня
банки, как правило, не видят разни-
цы между образовательным и
обычным потребительским креди-
том и выдают их под очень высокий
процент.
– Это сложный вопрос. В настоя-
щее время ведется работа по подго-
товке законопроекта об образователь-
ном кредите, мы ищем пути решения
проблемы вместе с представителями
вузов, Ассоциацией российских бан-
ков. Никто не может заставить владель-
цев банков давать кредиты в ущерб са-
мим себе. Возможно, некие корпора-
тивные сообщества, имеющие финан-
совые источники, создадут специаль-
ные фонды, которые могли бы компен-
сировать расходы банков. Например,
банк дает кредит под 10% годовых, сту-
дент берет его под 5%, а оставшиеся
5% компенсирует фонд. Все-таки кор-
поративное сообщество заинтересова-
но в том, чтобы люди получали качест-
венное образование. Главные усилия
должны быть направлены на то, чтобы
процент, под который выдается кредит,
был приемлемым.
– У Вас не складывается впечат-
ление, что государство вводит по
отношению к образованию режим
экономии.
– Отнюдь. Ведь такой режим пред-
полагал бы сокращение расходов, а у
нас этого не происходит. Присутствует
лишь желание более разумно распоря-
диться тем финансовым ресурсом, ко-
торый мы имеем на сегодняшний день.
И есть желание оптимизировать схему
финансовых потоков, в том числе вне-
бюджетных, сделать их более прозрач-
ными. Государство намерено контроли-
ровать то, что происходит с его собст-
венностью: каким образом на ней зара-
батываются деньги, и главное, каким
образом они используются.
Елена ГРИГОРЬЕВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
63
С заместителем
председателя Комитета
Госдумы РФ
по образованию и науке
А.Г. Чернышовым