82
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
СОБЫТИЕ
Традиционно отбиваясь от интервьюе-
ров, на этот раз мэтр по известной
только ему одному причине снисходи-
тельно произнес: «Не возражаю!».
И это несмотря на сильную загружен-
ность и массу неотложных дел. Подоз-
реваю, что в другом, более облегчен-
ном режиме жить и творить он просто
не может. Да и как иначе, когда одно-
временно и новая картина находится
в производстве, и надо ехать в изда-
тельство, в котором выходит в свет
сборник его стихов, а чего стоят пере-
стройка и ремонт бывшего кинотеатра
«Казахстан», что на Ленинском про-
спекте, где недавно прошло открытие
киноклуба «Эльдар»! Вот о последнем
событии и пойдет речь.
Здание было предоставлено правитель-
ством Москвы. После полной реконст-
рукции в нем теперь находится фойе в
стиле европейского городка начала ХХ
века и три зала на 527, 156
и 98 мест соответственно. Новый клуб,
по словам режиссера, задуман как
«своеобразный центр отечественной ко-
медии». Посетителям предлагается ос-
мотреть также организованные
в «Эльдаре» три мини-музея, посвя-
щенные творчеству замечательных ко-
медиографов. Им даны шутливые на-
звания: «Заповедь от Данелия: «Не го-
рюй!», «Стена смеха Леонида Гайдая»,
где в качестве главного экспоната на-
стоящий стул – оказывается,
в фильме «12 стульев» уничтожили
не всю мебель. А третий, посвященный
творчеству самого Рязанова, называет-
ся «У природы нет плохой погоды».
Здесь размещены хлопушки всех его
картин, фотографии и прочий бесцен-
ный киноантиквариат. Кстати, о филь-
мах последнего напоминают и назва-
ния клубного ресторана: «Жестокий ро-
манс» и кафе «Берегись автомобиля».
Церемония открытия киноклуба нача-
лась с театрального капустника, в ко-
тором приняли участие Олег Басила-
швили, Лия Ахеджакова, Людмила Гур-
ченко, Алла Сурикова и другие извест-
ные актеры, режиссеры и даже мэр
Москвы Ю.М. Лужков. Поздравляя ле-
гендарного режиссера, Юрий Михайло-
вич сказал: «Мы дарим тебе этот дом
и сделаем на нем надпись – «Берегите
Эльдара, он этого заслуживает».
ВТОРОЙ ДОМ
ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
pg_0002
– Эльдар Александрович, вряд
ли Вы хотели стать просто директо-
ром кинотеатра, а если это так, то
возникает вопрос: как возникла са-
ма идея создания киноклуба, на-
званного Вашим именем.
– Директором кинотеатра я дейст-
вительно не хотел быть никогда и сейчас
не хочу. А вот сделать киноклуб, куда бы
люди с удовольствием приходили, где
бы им нравилось и было уютно, где по-
казывались бы не только фильмы, но и
спектакли, концерты, ретроспективы –
это по мне. И все это без попсы. Мы
здесь будем открывать вернисажи ху-
дожников, проводить презентации книг.
У нас не будет ни рулетки, ни «одноруких
бандитов», ни стриптиза. Мы сделаем
культурно-просветительский центр, в
котором людям было бы не скучно.
Пусть будут какие-то «приколы», «при-
бамбасы», чтобы всяк сюда входящий
чувствовал себя комфортно. Еще не все
готово. В идеале в задней части здания,
которая находится за пределами зала,
мы хотим разместить небольшую теле-
студию, где могли бы делать телевизи-
онные программы, репетировать свои
спектакли, приглашать антрепризы на-
ших друзей. Наш клуб будет как много-
профильный дом.
Но самое главное, что кино сни-
мать с каждым днем становится все
труднее, потому что очень нелегко до-
бывать деньги. Такая ситуация мне на-
доела, я устал. Это несправедливо, ко-
гда мне приходится ходить и клянчить
финансы на производство нового
фильма, и это после того как мои кар-
тины, считаю, неплохо послужили на-
шей стране. Вот я и пришел как-то к
Юрию Михайловичу Лужкову с предло-
жением сделать такой центр кино,
юмора, музыки, смеха. Он очень заго-
релся этой идеей. Нам предложили на
выбор несколько кинотеатров, но в
центре уже все было разобрано. А наш
кинотеатр хоть и не в центре, но в
очень хорошем, чистом районе, на
юго-западе столицы. Здесь нет про-
мышленных предприятий, много зеле-
ни, интеллигентные люди. К тому же
около нашего дома удобная автосто-
янка. И мы решили, что наш клуб раз-
местится именно здесь. Довольно
долгое время мы не могли найти инве-
сторов. Как только предполагаемые
инвесторы узнавали, что это не личная
собственность, их как ветром сдувало.
Они были согласны вложить деньги в
надежде, что если проект не получит-
ся, то в залог им достанется сам дом.
Тогда можно было по дешевке отхва-
тить себе отдельное здание, кусок зе-
мли. А раз это собственность город-
ская, то у них энтузиазм тут же пропа-
дал, потому что с городом воевать
бессмысленно, он ничего просто так
не отдаст. Но и город такое положение
дел не устраивало, и он сам взялся за
строительство. Инвестором выступила
префектура Юго-Западного админист-
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
83
СОБЫТИЕ
С женой Эммой
Валерьяновной
Колонны падали
согласно заранее
написанному
сценарию… даже
мэр вначале опешил
«Всякий человек,
который знает
Э.А.Рязанова,
понимает, что он
станет душой
киноклуба», –
отметил М.Швыдкой
pg_0003
ративного округа во главе с В.Ю.Вино-
градовым, который стал главным за-
стрельщиком. Валерию Юрьевичу про-
сто надоело, что здание является бес-
хозным, а перспектива создания кино-
клуба ему тоже была по душе. Мы с ним
ходили к Юрию Михайловичу. Как они
нашли деньги, я не то что не хочу, а не
могу объяснить, это за гранью моего
понимания. Были заключены какие-то
договора, слава Богу, я это ничего не
строил, потому что иначе давно бы уже
был в «психушке», а не разговаривал
бы с вами вполне разумным образом.
Так как все это делалось на госу-
дарственные деньги, то роскошество-
вать не приходилось, но тем не ме-
нее, поскольку наш префект очень ум-
ный, интеллигентный человек и жела-
ющий, чтобы у него в округе был такой
культурный центр, то сделали все
возможное и невозможное. Конечно,
еще есть какие-то недоделки, проб-
лемы, которые сейчас устраняются.
До последнего времени даже телефо-
нов у нас не было, только сейчас их
оплатили. Мы сейчас сидим в кабине-
те, в котором не висит еще ни одной
картинки, но уже кое-какие свои книж-
ки я перевез из дома: тут собрания
сочинений Эйзенштейна, Козинцева,
Ромма, Пырьева, полная библиотека
юмора, много книг о театре, но это
еще только начало. Во всяком случае,
мы уже открылись, прошла презента-
ция. 22 февраля начинаем показ рос-
сийского, что приятно, фильма режис-
сера Джаника Файзиева «Турецкий
гамбит» по одноименному роману Бо-
риса Акунина, снятого с помощью I ка-
нала. Константин Эрнст один из его
продюсеров, в фильме занято много
84
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
СОБЫТИЕ
Ни шага
без интервью
Последний экспонат,
оставшийся после
съемок фильма
«12 стульев»
pg_0004
хороших актеров. Сюжет разворачи-
вается на фоне русско-турецкой вой-
ны конца ХIХ века. Съемки проходили в
Болгарии и Турции. Он очень сильно
рекламируется. Я видел только рек-
ламный ролик, саму картину еще нет.
А в другом зале будут представлены к
просмотру американские фильмы –
номинанты на Оскара.
– Что больше всего запомнилось
на открытии киноклуба.
– На открытии я был в состоянии
амока, поэтому мне запомнилось, как я
боялся, чтобы что-то не упало по-насто-
ящему, ведь мы имитировали, что у нас
упала колонна. И вторая колонна падает,
а мы старательно делаем вид, что ее
держим, чтобы она, не дай Бог, не упала
на мэра.
– Он, наверное, вам подыгры-
вал, ведь у Юрия Михайловича пре-
красные актерские данные.
– Он подыгрывал, конечно, но по-
том.
– Он заранее знал этот ход.
– Он ничего не знал. Он опешил и
сразу не мог войти в эту ситуацию. По-
том сказал: «Что же получается, строи-
тели тут что-то недоделали, и как мэр я
понимаю, что это критика в мой адрес».
Он шутил на эту тему, и все было очень
симпатично, как мне кажется. Началось
с того, что когда был еще закрыт зана-
вес, что-то упало, раздались крики, и
медсестра увела хромающего человека
за сцену. Короче говоря, валяли дурака,
веселились как могли.
На открытии было немало замеча-
тельных выступлений. К примеру, уни-
кальный номер Нонны Мордюковой. По
моей просьбе она спела крестьянскую
песню, которую узнала от Василия Шук-
шина. Эту песню мало кто знает, и никто,
кроме нее, не исполняет. Прекрасно пе-
ла Людмила Гурченко, тоже по моей
просьбе.
– Неужели после всех Ваших за-
явлений мы больше не увидим ни
одного рязановского фильма.
– Ну, почему! Сейчас моя новая кар-
тина находится в производстве.
– А напугали, что больше не бу-
дете снимать…
– Вот этот фильм сниму и больше
не буду. Он называется «Андерсен:
фантазия на тему», о жизни великого
датского сказочника. Там есть и сказки,
но в основном это его жизнь, его био-
графия.
– Сейчас это уже легенда, как
Вы скрывали свое авторство со сти-
хами. Не пытались как-то продол-
жить, выпустить сборник…
– У меня уже вышел не один сбор-
ничек. Сейчас пишу реже, но вот два
дня назад сочинил очередной стишок.
И продолжаю этим баловаться.
– Так это же замечательно!
– Стихи приходят или не приходят, их
искусственно писать невозможно.
– Как сказал Андрей Андреевич
Вознесенский: «Стихи не пишутся –
случаются».
– Вот именно.
– Эльдар Александрович, не
смею больше отнимать Ваше драго-
ценное время, благодарю за бесе-
ду, от имени редакции журнала
«Признание» желаю Вам дальней-
ших творческих успехов. Мы все
Вас очень любим!
Анатолий МАЛЮГИН
СОБЫТИЕ
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
85
Людмилу Гурченко
слушали, затаив
дыхание
В театральном
капустнике приняли
участие А.Ширвиндт,
С.Соловьев,
О.Басилашвили