В Перми прошел «Социальный форум-
2004». В обсуждении самых актуальных тем
гражданской жизни в России на переговорных
площадок и в общественных дискуссиях при-
няли участие более 1500 представителей влас-
ти и общественных организаций. По своей сути
«Социальный форум-2004» стал логическим
продолжением «Российского форума-2003» и
Гражданского форума, заложивших основы ди-
алога между властью, обществом и бизнесом.
Итогом работы столь представительного со-
брания стало формирование общественной
повестки дня, то есть выделение тех вопросов,
на которые обществу требуется получить ответ
в ближайшее время. В частности, замечания,
высказанные на одной из центральных дискус-
сий форума – обсуждении закона об Общест-
венной палате, были учтены законодателями
при принятии этого документа в первом и вто-
ром чтении.
Активное участие в работе «Социального
форума 2004» приняли представители руко-
водства и члены Национального гражданского
комитета по взаимодействию с правоохрани-
тельными, законодательными и судебными ор-
ганами, Независимой организации «Граждан-
ское общество» и Национального фонда «Об-
щественное признание». Среди них: сопредсе-
датели и члены Президиума Независимой ор-
ганизации «Гражданское общество» и Совета
попечителей Национального фонда «Общест-
венное признание» – художественный руково-
дитель театра Et cetera, председатель Союза
театральных деятелей Александр Александро-
вич Калягин и директор Института политичес-
ких исследований, доцент МГУ, председатель
Национального гражданского совета по меж-
дународным делам Сергей Александрович
МАРКОВ, член Научно-консультационного Со-
вета, президент Института проблем граждан-
ского общества Мария Александровна СЛО-
БОДСКАЯ, помощник председателя прави-
тельства РФ Александр Петрович ПОЧИНОК и
заместитель председателя правления НГК по
взаимодействию с правоохранительными, за-
конодательными и судебными органами, заме-
ститель генерального директора Национально-
го фонда «Общественное признание», замес-
титель главного редактора журнала «Призна-
ние» Аркадий Владимирович СЕДОВ.
94
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
Участникам и гостям Российского
социального форума
Приветствую участников и гостей
форума. Широкое обсуждение ак-
туальных социально-экономичес-
ких проблем, конструктивный диа-
лог государства, бизнеса и граж-
дан – непременные условия дина-
мичного развития России, повыше-
ния уровня жизни и благосостоя-
ния людей. И ваш ежегодный фо-
рум, предлагающий модель кон-
курсного обеспечения перспектив-
ных проектов в социальной сфере,
является наглядным примером эф-
фективной поддержки граждан-
ских инициатив. Рассчитываю, что
форум и проводимый в его рамках
общенациональный конкурс соци-
альных и культурных проектов и
впредь будут содействовать реали-
зации конкретных программ помо-
щи детям, инвалидам, ветеранам,
продвижению инноваций в образо-
вании, науке, здравоохранении.
Желаю вам успешной, плодотвор-
ной работы и всего самого доброго.
В.ПУТИН
ВЕЛИЧИЕ М
АЛЫ
Х ДЕЛ
pg_0002
Участникам форума была предостав-
лена исчерпывающая информация о де-
ятельности вышеназванных обществен-
ных и некоммерческих организаций. На
главной сцене форума уже традиционно
прошла торжественная церемония на-
граждения высокими общественными
наградами России. Золотой почетный
знак «Общественное признание» за
большой личный вклад в развитие куль-
туры и благоустройство города Димит-
ровграда, реализацию творческого по-
тенциала и гражданских инициатив его
жителей, создание эффективных меха-
низмов взаимодействия власти, бизнеса
и общественных организаций, активную
гражданскую позицию был вручен главе
администрации Димитровграда Сергею
Ивановичу Морозову, ставшему не-
давно после очередных выборов губер-
натором Ульяновской области.
Золотым почетным дипломом Наци-
онального фонда «Общественное при-
знание» и Независимой организации
«Гражданское общество» за постоянную
и последовательную поддержку обще-
ственных инициатив, культурных и иных
проектов, направленных на повышение
социальной эффективности экономики
региона, активное содействие разви-
тию принципов социального партнерст-
ва и безупречную деловую репутацию
был вручен Обществу с ограниченной
ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»
(генеральный директор – Николай
Иванович Кобяков). Государствен-
ный камерный хор Республики Мор-
довия, в лице его руководителя – Вя-
чеслава Никифоровича Башкирова
получил эту высокую оценку своей дея-
тельности за большой вклад в развитие
национальной культуры и профессио-
нального хорового искусства Республи-
ки Мордовия, сохранение самобытных
традиций, плодотворную общественную
деятельность и активное участие в кон-
курсе социальных и культурных проек-
тов, а Межрегиональный общест-
венный фонд «Сибирский центр
поддержки общественных инициа-
тив», в лице его президента Елены
Павловны Малицкой – за разработку
и реализацию социальнозначимых про-
ектов в Сибирском регионе, благотво-
рительную и просветительскую деятель-
ность, внедрение оригинальных техно-
логий социального партнерства и актив-
ное содействие развитию некоммерче-
ского сектора в России.
Представители некоммерческих и
общественных организаций вместе с
теми, кто заинтересован в их деятель-
ности обсуждали технологии влияния
ресурсных центров на развитие мест-
ных сообществ. Были представлены ре-
сурсные центры Пензы, Москвы, Санкт-
Петербурга, Архангельска, Перми и
других регионов. Представители горо-
дов обменивались опытом, рассказыва-
ли о своих ноу-хау. В результате обмена
мнениями стало ясно, что сегодня у об-
щественности есть ресурсы для участия
в управленческих процессах, и с каж-
дым годом потенциал его растет, по-
скольку на подобных форумах происхо-
дит взаимное обогащение опытом
В ходе работы форума люди бизне-
са обозначили свои позиции. Правда,
заместитель полномочного представи-
теля президента в ПФО – генеральный
представитель Национального фонда
«Общественное признание» и Незави-
симой организации «Гражданское об-
щество» в Приволжском регионе Лю-
бовь Николаевна Глебова сделала вы-
вод, что декларация бизнеса о намере-
ниях сотрудничать с общественными
организациями пока остается всего
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
95
СОЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ – 2004
Кавалер Золотого
почетного знака
«Общественное
признание»,
губернатор
Ульяновской области
Сергей Иванович
Морозов
Генеральному
директору ООО
«Лукойл-Пермь»
Николаю Кобякову
вручен Золотой
почетный диплом
«Общественное
признание»
pg_0003
лишь декларацией. Однако вкладывать-
ся в интеллектуальные проекты, в созда-
ние образовательных центров, в про-
фессиональный рост по её же словам,
бизнесмены готовы. Просто им легче
говорить с властью, чем с гражданским
обществом. «Требуется сотрудничество
в понятной форме, интересной для ру-
ководителей предприятий», – сказала
она, – несмотря на продвижение пози-
ции бизнеса, социальная ответствен-
ность – это «продолжение его натураль-
ных требований». И дело в том, что
власть научилась излагать свои идеи
понятно, а общество еще нет.
Слова министра Андрея Фурсенко
по поводу открытости системы образо-
вания затронули многих. Реально сего-
дня родители не знают, на что тратят
деньги: на ребенка или на школу. Сис-
тема образования похожа на автомо-
биль с тонированными стеклами. Он за-
крыт. В нем нет государственного регу-
лирования, нет свободы учителей. И
только тогда, когда система образова-
ния станет открытой для общества, ког-
да учителя будут работать не на деньги,
а на результат, можно будет сказать, что
у нас все благополучно в системе обра-
зования.
Социальный форум – 2004 стал
вполне органичным местом для обсуж-
дения законопроекта об Общественной
палате. Именно Пермь стала тем цент-
ром, который привлек представителей
практически всех уровней власти, круп-
ных общественных организаций Рос-
сии, научных кругов и духовенства. На
форуме центральной темой, наиболее
бурно обсуждавшейся его участниками,
стали именно варианты создания Об-
щественной палаты РФ, как высшего ор-
гана гражданского общества.. В проек-
тах документов, подготовленных к фору-
му, предполагается, что первоначально
Общественная палата РФ должна быть
сформирована в результате проведе-
ния специального Учредительного граж-
данского форума, созванного в течение
трех месяцев с момента вступления в
силу федерального закона «Об Обще-
ственной палате Российской Федера-
ции». «Учитывая политические реалии, а
именно, тот факт, что инициатором со-
здания Общественной палаты стал Пре-
зидент Российской Федерации, пред-
ставляется разумным предоставить ему
возможность принять активное участие
в формировании палаты», – сообщили
свое мнение разработчики проекта. На-
96
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
СОЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ – 2004
Как всегда в центре
дискуссии Александр
Починок и Евгений
Гонтмахер
Свое отношение к идее
создания Общественной
палаты выразил извест-
ный актер, председатель
Союза театральных дея-
телей России Александр
Калягин. По мнению
А.Калягина, Обществен-
ная палата России нужна,
поскольку общество
слишком аморфно. При
этом актер призвал наде-
лить Палату какими-то
серьезными полномочия-
ми по торможению при-
нятия некоторых законо-
проектов. Общественная
палата не должна пре-
вратиться в «говориль-
ню». На снимке: А.Каля-
гин и М. Слободская
pg_0004
иболее разумным представляется чис-
ленность членов палаты, составляющая
300 человек. Как заявил представитель
группы разработчиков проекта, депутат
Госдумы Сергей Попов, Общественная
палата РФ будет независимой органи-
зацией, общественными экспертами от-
клонены варианты создания ее при ад-
министрации президента РФ или Госду-
ме. Аппарат палаты предполагается фи-
нансировать из бюджета – расходы на
оргтехнику, связь и т.д. Это, по его мне-
нию, не позволит влиять на палату оли-
гархам и иметь определенную незави-
симость.
Напомним, палата будет заниматься
организацией, процедурным и методи-
ческим обеспечением проведения
гражданской экспертизы законопроек-
тов, программных и проектных разрабо-
ток, направленных на реализацию госу-
дарственной политики в Российской
Федерации. Созданием и обеспечени-
ем функционирования механизмов об-
ратной связи между государственными
органами и организациями и института-
ми гражданского общества. Подготов-
кой и обеспечением реализации Обще-
ственного договора на федеральном
уровне (комплексного и тематических),
а также содействие в обеспечении реа-
лизации аналогичных договоров для па-
лат и советов, действующих на террито-
рии Российской Федерации.
Стержневым вопросом обсуждения
законопроекта стали цели и задачи
формирования общественной палаты.
Большинством присутствующих инсти-
тут общественной палаты воспринима-
ется как возможность наладить полно-
ценный диалог между властью и наро-
дом, как способ построить взаимное
доверие государства и общества. В хо-
де обсуждения было заявлено, что од-
ной из задач новой организации должен
стать общественный контроль работы
госаппарата. «Смысл работы общест-
венной палаты не в том, чтобы обвинять
чиновников в коррупции, а чтобы нахо-
дить ошибки в работе госаппарата», –
говорилось на заседании. Поэтому
главным методом работы этой органи-
зации должна будет стать грамотная об-
щественная экспертиза законопроек-
тов. Обязательными к согласованию с
палатой перед внесением в Госдуму бу-
дут нормативные акты, связанные с бе-
зопасностью, жизнью и здоровьем рос-
сиян. Остальные законопроекты Обще-
ственная палата будет рассматривать в
том случае, если подобное желание
возникнет у правительства РФ, депута-
тов Госдумы или у самих представителей
общественности. Таким образом, пала-
та становится тем элементом политиче-
ской жизни, без которого ни один зако-
нопроект не сможет пройти властную
цепочку.
Другой задачей, которую должен бу-
дет осуществлять создаваемый инсти-
тут, – распределение грантов среди
проектов общественных организаций,
что составит альтернативу зарубежным
фондам. Это значит, что именно россий-
ские общественные организации, а не
иностранные фонды будут принимать
решение, какие социальные направле-
ния в данный момент приоритетны и
нуждаются в незамедлительной под-
держке, а какие могут быть профинанси-
рованы во вторую очередь. Еще одна
задача Всероссийской общественной
палаты, по мнению разработчиков про-
екта, это методическая и информацион-
ная продержка региональных общест-
венных палат. При этом речь идет не о
построении какой-либо вертикали, а о
том, чтобы Общефедеральная палата
была своего рода глобальным инфор-
мационным ресурсом, где любая обще-
ственная организация, в том числе и ре-
гиональные палаты, могли получить всю
исчерпывающую информацию о работе
власти, о ходе обсуждения законопро-
ектов и т.п.
Общественная палата будет форми-
роваться в три этапа. Первую треть чле-
нов палаты будет назначать президент,
они, в свою очередь, будут кооптиро-
вать вторую треть участников из пред-
ставителей общероссийских общест-
венных организаций заранее подавших
заявки. Остальная часть будет изби-
раться на окружных форумах, ассамбле-
ях из представителей региональных и
межрегиональных общественных орга-
низаций. При этом принципиально, что-
бы палата была сформирована компакт-
но, то есть количество ее членов не пре-
вышало ста с небольшим человек, пред-
ставляющих максимально широкий
спектр российских общественных орга-
низаций.
«Это компромиссный вариант, – уве-
рен глава группы по разработке законо-
проекта Валерий Фадеев. – Он учитыва-
ет мнение президента, получающего
право включить в палату тех, кого он
считает важными для взаимодействия
общества и власти. Одновременно при-
нимаются во внимание интересы регио-
нов, которые имеют возможность на ме-
стном уровне провести демократичес-
кую процедуру».
На публичное обсуждение была
вынесена и технология работы Общест-
венной палаты. Принципиальным мо-
ментом здесь является независимость
этой структуры от каких либо институтов
власти. Общественная палата должна
быть вполне самостоятельна, чтобы не
превратиться в очередной совет при
СОЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ – 2004
№ 32 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
97
Своими
впечатлениями
делится директор
Института
политических
исследований,
сопредседатель
президиума
Независимой
организации
«Гражданское
общество»
Сергей Марков
pg_0005
президенте, правительстве или госу-
дарственной Думе. Финансироваться
работа палаты будет из бюджетных
средств. Никаких зарплат и привилегий
членам общественной палаты в проекте
закона не предусматривается.
В предварительном варианте рабо-
та нового института будет происходить
следующим образом. Общественная
палата встраивается в систему подго-
товки важнейших законов страны. Кро-
ме того, она будет осуществлять обще-
ственный контроль за деятельностью
властных структур. Так, например, члены
палаты будут входить в коллегии минис-
терств, имея там право голоса, созда-
вать общественные советы при феде-
ральных органах власти, получая воз-
можность вмешиваться в деятельность
последних и контролировать их работу.
Помимо этого два раза в год предусмо-
трены пленарные заседания Общест-
венной палаты, где члены правительства
будут отчитываться перед обществен-
ностью о своей деятельности, а участ-
ники палаты о том, какая работа была
ими проведена, и каких результатов они
добились.
Пожалуй, ключевое слово по отно-
шению к работе нового социального ин-
ститута – это «экспертность». Предпо-
лагается, что в ходе работы Обществен-
ной палаты представители обществен-
ных организаций должны будут проявить
профессионализм в подходе к решению
проблем, связанных с изменением Кон-
ституции, безопасностью, защитой
гражданских прав и здоровья россиян.
Основываясь на том, что законопроекты
будут оцениваться представителями об-
щественных организаций именно с экс-
пертной точки зрения, механизма голо-
сования для принятия итоговых реше-
ний в Общественной палате не предус-
мотрено. Заключение Общественной
палаты должно быть не мнением про-
стого большинства, но наиболее взве-
шенной экспертной точкой зрения, ко-
торую должны будут принять по внима-
ние депутаты Государственной думы.
Поэтому для палаты не обязательно
предоставлять лишь одно итоговое
мнение по каждой проблеме. Их может
быть и два, и три. Решения новой ветви
власти будут носить рекомендательный
характер, но при этом Госдума будет
обязана рассмотреть эти рекоменда-
ции и принять их во внимание хотя бы
одну из представленных в палате точек
зрения.
Всех представителей обществен-
ных и религиозных организаций инте-
ресовал вопрос: будут ли у нового орга-
на какие-либо реальные рычаги воз-
действия на политические процессы
или нет.
Уже сам факт, полноправного учас-
тия представителей общественных ор-
ганизаций в работе комиссий феде-
ральных министерств и ведомств озна-
чает то, что они смогут влиять на зако-
нотворческие процессы. Главная сила
палаты прежде всего в общественном
мнении. Этот институт общественно-
политической жизни автоматически
встраивается в политическую систему.
И власть, даже если она не желает слы-
шать мнение народных слоев, будет вы-
нуждена сделать это и в дальнейшем
учесть. В этом смысле власть соверша-
ет решительный шаг на пути развития
демократии. Ведь нельзя недооцени-
вать силу общественного мнения.
Тем не менее даже после всех выдви-
нутых авторами проекта аргументов су-
ществует опасность, что на самом деле у
общественной палаты не будет таких ши-
роких полномочий, которые позволят ре-
ально контролировать и влиять на власт-
ные структуры. Остается вероятность то-
го, что какие бы обоснованные и профес-
сиональные мнения палата не заявляет,
чиновники будут лишь отмахиваться.
Полномочный представитель прези-
дента РФ в ПФО Сергей Кириенко
подводя итоги «Социального форума-
2004», в частности, выделил позитивные
моменты конкурса социальных и куль-
турных проектов, сообщив, что в этом
году на конкурс «Социального форума»
поступило 1886 заявок из 83 регионов
страны. Грантовый фонд конкурса со-
ставил 60 млн рублей, а сам конкурс
впервые проводился во всероссийском
масштабе. Он отметил тенденцию тира-
жирования проектов, а главное то, что
сегодня наблюдается процесс пересе-
чения проектов, в результате чего воз-
никает момент взаимообогащения, и
как следствие, повышение качества ре-
ализации инициативы. Сегодня общест-
венные организации, власть и бизнес
стали полноправными партнерами, за-
метил он, и мы наконец перешли от так-
тических действий к стратегическому
планированию, и это главный итог Со-
циального форума.
Аркадий БЕЛЯЕВ
98
ПРИЗНАНИЕ
№ 32 / 2005
СОЦИАЛЬНЫЙ ФОРУМ – 2004
Итоги форума подводит Сергей Кириенко