Открыл конференцию председатель
комитета Совета Федерации по науке,
культуре, образованию, здравоохране-
нию и экологии, член комиссии по ин-
формационной политике Виктор Шуде-
гов, зачитавший приветствие председа-
теля Совета Федерации Сергея Миро-
нова. С приветственным словом и до-
кладом выступил директор Института
ЮНЕСКО по информационным техноло-
гиям в образовании Владимир Кинелев.
Участников конференции приветствова-
ли председатель правления Независи-
мой организации «Гражданское обще-
ство» и Национального фонда «Общест-
венное признание» Сергей Абакумов и
председатель Российского союза сту-
дентов Никита Чаплин.
С докладами на конференции высту-
пили заместитель председателя Совета
Федерации, член комиссии Совета Фе-
дерации по информационной политике
Александр Торшин, директор Института
развития образования Государственно-
го университета – Высшей школы эконо-
мики Владимир Шадриков, ректор Мос-
ковского технического университета
связи и информатики Артем Аджемов,
президент Международной академии
информации, информационных процес-
сов и технологий Владимир Трайнев,
проректор по компьютерному образова-
нию и информационным системам Меж-
дународного университета природы, об-
щества и человека «Дубна» Евгения Че-
ремисина и другие почетные гости.
Основой для развернувшейся на
конференции дискуссии послужил до-
клад «ВУЗ XXI века: возможности и реа-
лизация», с которым выступил ректор
Современной гуманитарной академии
(СГА), профессор Михаил Карпенко. В
своем выступлении он подчеркнул, что
ввиду обширности территории России
только дистанционное обучение может
решить задачи, стоящие перед россий-
ским образованием – охватить все реги-
оны РФ независимо от их удаленности от
центра. В то же время, отметил Михаил
Карпенко, опыт СГА экспериментально
доказывает, что качество усвоения зна-
ний, передаваемых дистанционно (через
видеофильмы, обучающие компьютер-
ные программы, интернет-семинары),
«по меньшей мере, не уступает качеству
обучения традиционными методами».
108
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
СОБЫТИЕ
ИКТО-2005
:
ОБРАЗОВАНИЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
В столичном «Президент-отеле» прошла международная
научно-практическая конференция «Информационные и
коммуникационные технологии в образовании-2005» (ИК-
ТО-2005), посвященная проблеме модернизации высшего
образования России и стран СНГ на основе современных
технологий.
В конференции традиционно приняли участие руководите-
ли федеральных органов государственного управления об-
разованием Российской Федерации, руководители и чле-
ны профильных комитетов Государственной думы и Совета
Федерации, руководство РАЕН, ректоры крупнейших вузов
России и стран СНГ, известные специалисты в области ин-
формационных технологий, представители российских и
зарубежных СМИ, издательств и научно-исследователь-
ских центров.
pg_0002
Как следовало из обсуждения, дис-
танционное образование в России со-
стоялось – лучшим доказательством
этого служит 100-тысячный выпускник
СГА, где сейчас более чем в семистах
филиалах обучаются 175 тысяч студен-
тов. По единодушному мнению участни-
ков конференции, сейчас в России фор-
мируется гомогенное образовательное
пространство в условиях применения
ИКТ, в котором происходит слияние тра-
диционных форм, методов, способов,
приемов и средств обучения (групповое
и индивидуальное, контактное и бескон-
тактное), с новыми (бессессионное обу-
чение, безбумажное обучение и т.д.).
Однако развитие ИКТ в России и
странах СНГ сдерживается неразрабо-
танностью законодательной и норматив-
ной базы, отставанием в подготовке пе-
дагогических кадров, готовых к использо-
ванию ИКТ и недостаточным количеством
современных информационных сетей.
«Главным препятствием дальнейше-
му распространению ИКТ-обучения, –
говорится в решениях конференции, –
являются ограничения на деятельность
сети учебных центров, объединенной
информационно-коммуникационными
технологиями, накладываемое сущест-
вующим законодательством по исполь-
зованию филиалов и представительств».
По мнению участников и гостей
ИКТО-2005, для успешного развития
дистанционного обучения, для успешно-
го внедрения в высшее образование ин-
формационных технологий необходима
помощь государства. «И не только госу-
дарства, – как заметил в своем выступ-
лении председатель Российского союза
студентов Никита Чаплин, – дистанцион-
ному обучению необходима и общест-
венная поддержка. И нужно это прежде
всего для того, чтобы добиться измене-
ния законодательства в образовании».
На вопросы наших корреспондентов
отвечают участники конференции.
М.П. Карпенко, ректор Современ-
ной гуманитарной академии:
– Что новые технологии могут
дать для образования. Какие есть
принципиально новые методы обу-
чения, характерные только для дис-
танционного обучения. Есть ли ка-
кие-то ограничения.
– Принципиально новых технологий
не существует. Конечно, если мы будем
обучать техническим специальностям,
нам понадобятся соответствующие
практики и стажировки, но и тут нет ка-
ких-то серьезных ограничений. Так, на-
пример, в США в нескольких универси-
тетах запретили изучение анатомии по
трупам, студенты работают только на
компьютерных моделях.
– А лечить будут тоже только
компьютерные модели.
– Ваш вопрос чисто репортерский,
но сегодня и реальных больных обследу-
ют с помощью компьютеров. Сейчас без
УЗИ, компьютерной томографии мало ко-
го лечат. Диагноз ставят по результатам
информационной обработки данных ана-
лизов. В той же Америке поняли, что
обобщенная числовая модель более ин-
формативна, чем конкретное мертвое те-
ло. Изображение на дисплее может вра-
щаться, там выделяются отдельные мыш-
цы, части скелета, по-
казывается динамика
их действия. Можно
показать на наглядном
примере самые раз-
ные нарушения и пато-
логии. И именно для
того, чтобы повысить
качество знаний, аме-
риканские преподава-
тели перешли на ис-
пользование компью-
терных аналогов.
– Если нет прин-
ципиальных интел-
лектуальных, мето-
дических ограниче-
ний, то все, оче-
видно, упирается в
техническое осна-
щение.
– Да, конечно. В информационные
технологии надо вкладывать средства.
Не в здания, в мраморные полы, пом-
пезные лестницы, а в методики образо-
вания и в технику.
А.П. Торшин, заместитель предсе-
дателя Совета Федерации, член комис-
сии Совета Федерации по информаци-
онной политике:
– Какие перспективы для интер-
нет-образования в России. Какие
преимущества и какие риски.
– Остановлюсь на рисках. У нас воз-
никают споры по учебникам, напечатан-
ным на бумаге. Есть учебник по истории
России один, а есть другой. Какой луч-
ше. Полнее. Правдивее. А вы пред-
ставляете, сколько всего можно пона-
брать в Интернете. Ведь Интернет – не-
регулируемое и совершенно «безнака-
занное» пространство. Можно выходить
на огромное количество даже порно-
сайтов. Где у нас гарантия, что в сфере
образования не появятся какие-то сур-
рогаты. Псевдознания. Которые научат
не жизни, не правде, не «Родину лю-
бить», а чему-то совсем другому.
– А перспективны ли для России
работы в области дистанционного
образования, когда специальные, ли-
цензированные программы предла-
гаются студентам, школьникам в да-
лекой от научных центров глубинке.
– Конечно, перспективны. У нас идет
большое расслоение общества, есть
сложности с получением платного обра-
зования. И у детей из бедных семей, у
СОБЫТИЕ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
109
Золотым почетным знаком «Общественное признание» награждается
министр образования правительства Московской области Л.Н. Антонова
С докладом «ВУЗ XXI века: возможности и
реализация» выступил ректор Современной
гуманитарной академии М.П. Карпенко
pg_0003
которых нет денег для жизни в столице,
пробиться в вуз шансов достаточно ма-
ло. Коммуникационные же технологии
смягчают эти сложности. Важно, чтобы
во все образовательные учреждения,
поселки, маленькие городки России до-
тянулись средства коммуникации. Пото-
му что снижается цена компьютеров,
доступ в Интернет становится доступ-
ным по цене. И тот, кто захочет получить
образование, его получит.
– Какова роль государства в раз-
витии дистанционных форм обра-
зования.
– Пока, увы, очень слабая. Явно не-
достаточная. Я считаю, что это требует
особого внимания. И для этого нужно,
чтобы министерство образования, фор-
мируя бюджет на каждый следующий год,
закладывало туда такие возможности.
– А будет ли дистанционное обра-
зование полным для человека, если у
него нет основного образования, по-
лученного по традиционной форме.
Если бы Вы отдавали учиться своего
ребенка, куда бы Вы его определили,
в интернет-школу вуз, или бы пред-
почли обычный, проверенный путь.
– Идеальный вариант – иметь тради-
ционное основное образование, а дис-
танционное пойдет как дополнительное.
Нельзя забывать, что тут есть одна про-
блема, а именно: как контролировать
качество знаний, полученных дома за
компьютером.
– Наверное, должны быть служ-
бы, которые проводят экзамены.
– А как это организовать дистанци-
онно. Я четыре года смотрел по Интер-
нету образовательные программы. От-
веты на вопросы контрольных и экзаме-
нов «скачивал», не особо утруждаясь,
тоже из Интернета. Реальны ли мои зна-
ние. Это вопрос. И для того чтобы полу-
чить честно заработанный диплом, мне
надо приехать и сдать экзамены.
– Мне кажется, что дистанцион-
ное обучение лучше всего подходит
для заочников.
– Я сам заочник. Учился в заочном
институте. Но система там совсем дру-
гая. Сессия раз в полгода. Идут устано-
вочные лекции, семинары и экзамены.
Все это происходит раз в семестр, а не
раз в четыре года.
– Но ведь и учащийся дистанцион-
но может приехать в вуз на сессию.
– Тогда все опять упирается в деньги.
Представьте, что базовый вуз находится
в Москве, а студент живет, скажем, за
Уралом. Получается, что учиться дистан-
ционно и ездить два раза в год в столицу
так же дорого, даже дороже, чем учиться
на платном отделении у себя дома.
– Но ведь компьютер недешевая
вещь. Интернет – тоже…
– Проблема решаема. Можно ски-
нуться. Приобрести один компьютер на
несколько семей. Обучать ребят в груп-
пах. Организовать интернет-класс в
школе, сельском клубе. Но для всей
страны я вижу одно решение проблемы
внедрения информационных техноло-
гий в образовании – идти по старой за-
очной системе, с привлечением дистан-
ционных методик. Создавать филиалы
институтов по всей России. Формиро-
вать выездные бригады преподавателей
для проведения экзаменов у студентов,
учащихся в этих филиалах.
С.З. Канаев, заместитель заведую-
щего социально-политическим отделом
администрации президента Республики
Казахстан:
– Мы разговаривали с Вами в
прошлый раз довольно давно. Тогда
в Казахстане планировалось оснас-
тить компьютерами все школы, даже
самые отдаленные, сельские. Уда-
лось ли вам реализовать этот план.
– Конечно. У нас все школы были ос-
нащены компьютерами еще в 2000 году.
Сейчас принята новая программа по-
всеместного обновления парка ком-
пьютеров, подключения школ к Интер-
нету и включение их в общее образова-
тельное пространство.
110
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
СОБЫТИЕ
Юбилейный гражданский орден Серебряная Звезда «Общественное признание» вручается участнику
Великой Отечественной войны, заслуженному ветерану О.Я. Боксеру
Юбилейная награда вручается председателю
комитета Совета Федерации по науке, культ уре,
образованию, здравоохранению и экологии
В.Е. Шудегову
Новым кавалером юбилейного ордена стал
директор Института развития образования,
Высшей школы экономики – Государственного
университета В.Д. Шадриков
pg_0004
– Видите ли Вы конкретные ре-
зультаты своей работы.
– Естественно, видим. У нас у моло-
дежи полностью ликвидирована компью-
терная неграмотность. Внедряя с помо-
щью Интернета новейшие программы,
мы поднимаем на максимально высокий
уровень образование в сельских мало-
комплектных школах. Таких у нас очень
много. У сельских детей есть бесплатный
доступ ко всем образовательным порта-
лам. И сегодняшнее наше участие в меж-
дународной научно-практической кон-
ференции «Информационные и комму-
никационные технологии в образовании-
2005» – движение в сторону улучшения
качества нашего образования.
– За последние пять лет, после
того как компьютеры появились в
каждой вашей школе, больше ли де-
тей из малообеспеченных сельских
семей стали поступать в вузы.
– Само собой разумеется. Это есте-
ственный процесс на всем пространст-
ве СНГ. В том числе и в Казахстане. Мы
все видим реальный позитивный ре-
зультат внедрения в систему образова-
ния новейших информационных техно-
логий. За ними будущее.
В ходе конференции традиционно
состоялась торжественная церемония
вручения высших общественных наград
России – Золотого почетного знака
«Общественное признание» и юбилей-
ных гражданских орденов Серебряная
Звезда «Общественное признание» в
связи с 60-летием Великой Победы, в
котором принял участие советник пре-
зидента РФ генерал-полковник Генна-
дий Трошев. Он заверил собравшихся в
том, что он сообщит главе государства
о вопросах, обсуждавшихся на конфе-
ренции, и расскажет ему о тех пробле-
мах, что стоят перед дистанционным
образованием в России.
Новым кавалером Зо-
лотого почетного знака
«Общественное призна-
ние» стала министр обра-
зования правительства
Московской области Ли-
дия Николаевна Антоно-
ва «За большой личный
вклад в развитие отечест-
венного образования, вос-
питание высококвалифици-
рованных педагогов, спе-
циалистов и организаторов
народного образования
Московской области, мно-
голетнюю плодотворную педагогичес-
кую деятельность и общественно-про-
светительскую работу, патриотическую
гражданскую позицию».
Юбилейный гражданский орден Се-
ребряная Звезда «Общественное при-
знание» был вручен ветеранам Трайне-
ву Владимиру Алексеевичу, прези-
денту Международной академии наук,
информации, информационных процес-
сов и технологий и Боксеру Оскару
Яковлевичу, академику Академии ме-
дико-технических наук, заслуженному
деятелю наук России, доктору медицин-
ских наук, профессору «За мужество,
проявленное при выполнении воинско-
го и гражданского долга во время Вели-
кой Отечественной войны и в связи с
60-летием Великой Победы», а также:
Канаеву Серикжану Зияданови-
чу, заместителю заведующего соци-
ально-политическим отделом админист-
рации президента Республики Казах-
стан; Кезиной Любови Петровне, ру-
ководителю Департамента образования
г. Москвы; Кинелеву Владимиру Геор-
гиевичу, директору Института ЮНЕС-
КО по информационным технологиям в
образовании; Кузину Олегу Сергее-
вичу, главному редактору газеты «Три-
буна RU»; Маркову Сергею Алексан-
дровичу, политологу, директору Инсти-
тута политических исследований; Мех-
тиеву Фархаду Гидаятовичу, гене-
ральному директору Бакинского центра
инновационных технологий; Смолину
Олегу Николаевичу, первому замес-
тителю председателя комитета ГД по
образованию и науке; Шадрикову
Владимиру Дмитриевичу, директору
Института развития образования, Выс-
шей школы экономики – Государствен-
ного университета; Шудегову Виктору
Евграфовичу, председателю комитета
Совета Федерации по науке, культуре,
образованию, здравоохранению и эко-
логии «За активную работу по оказанию
социальной и духовной поддержки вете-
ранам и участникам Великой Отечест-
венной войны, военных и боевых дейст-
вий в «горячих точках».
СОБЫТИЕ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
111
Во время вручения известному политологу С.А. Маркову высшей юбилейной награды
Ответное слово нового кавалера юбилейного
ордена С.З. Канаева из Республики Казахстан
Главный редактор газеты «Трибуна RU» О.С. Кузин – один из
номинантов высшей общественной награды России