120
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
И
р
и
н
а
Х
а
к
а
м
а
д
а
:
«Я против того, чтобы
негосударственные общественные
организации превращались
в политические партии»
Профессиональный экономист, кандидат экономических наук Ирина Хакама-
да выбрала карьеру профессионального политика и немало в ней преуспела.
В 90-е годы она не раз становилась депутатом Государственной думы РФ,
работала в комитете Госдумы по экономической политике и была членом
делегации Государственной думы РФ в Парламентской ассамблее Совета
Европы. С 2000 по 2003 год работала заместителем председателя Госдумы,
являясь одновременно сопредседателем политической партии «Союз пра-
вых сил».
В конце 1996 года журналом «Тайм» она была включена в число 100 самых
известных женщин мира. По результатам социологических опросов
в 1997–2003 годах названа Женщиной года, а в 1999 и 2002 годах Ирина по-
бедила в этой номинации.
На президентских выборах 2004 года выдвигала свою кандидатуру на пост
Президента Российской Федерации.
В настоящее время Ирина Хакамада является сопредседателем Российско-
го общественного совета по развитию образования, членом Совета по
внешней и оборонной политике, членом комитета «2008: свободный выбор»,
возглавляет попечительский совет благотворительного международного
фонда VALE Hospice International. Создает новую российскую демократиче-
скую партию «НАШ ВЫБОР».
Активно занимается спортом. Любит классическую музыку – Моцарта, Ви-
вальди и кинофильмы Андрея Тарковского, а также творчество Маргариты
Тереховой, Инны Чуриковой, Андрея Макаревича. Имеет двоих детей – сына
и дочь. Владеет английским и французским языками.
pg_0002
– До сих пор, к сожалению, сре-
ди ученых-обществоведов, социо-
логов и политиков нет единого мне-
ния о том, как следует трактовать
термин и понятие «гражданское об-
щество». А по Вашему мнению, чем
является гражданское общество и
чьи интересы оно должно представ-
лять.
– Это организация общества в него-
сударственных общественных формах
по интересам. Если есть интересы, ко-
торые могут быть объединены, и они до-
бровольно объединяются, то возникает
не просто аморфная масса, а структу-
рированное общество. Интересы могут
быть разными: иногда это профессио-
нальные интересы, иногда – жизненные,
бывают интересы обиженных («обиде-
ли» всех одинаково). Может быть все
что угодно: может быть и организация
любителей пива, а может быть органи-
зация одиноких матерей или организа-
ция малого и среднего бизнеса.
– Общество и политический ис-
теблишмент в развитой, цивилизо-
ванной стране не могут сосущест-
вовать в «параллельных мирах».
А уж тем более они не могут нахо-
диться в состоянии некого противо-
борства. Поэтому совершенно оче-
видно, что необходим постоянный
диалог между обществом и профес-
сиональными политиками. Как, по-
вашему, должно осуществляться
взаимодействие между политиче-
скими партиями и гражданскими
институтами.
– Я считаю, что инициатива такого
взаимодействия должна идти не от пар-
тий. Гражданское общество само долж-
но налаживать этот диалог, включая ин-
струмент своего влияния. Как делают,
например, в Америке учителя. Они соз-
дали сеть по всей стране и поэтому об-
ладают влиянием. Каким. Голосами.
И потом подписывают договор с одним
из претендентов на пост президента:
вот наша программа, мы хотим, чтобы
вы ее реализовали. Вы согласны. Кан-
дидат подписывает. Вы нам гарантируе-
те, что мы будем участвовать в заседа-
ниях вашей администрации и конгресса
по этим вопросам. Подписываете. Если
да, тут же все члены этого общества по
всей Америке надевают специальные
значки с символикой соответствующего
кандидата. То есть начинают агитацию,
не прося денег. Они ничего не просят ни
у президента, ни у правительства, ни у
партий. Они используют свой ресурс,
потому что они друг друга знают, и у них
идет интенсивный «сарафанный», меж-
личностный обмен информацией, и та-
кая организация реально гарантирует и
обеспечивает кандидату поддержку, и
поддержка эта очень серьезная.
– Что Вы как лидер политиче-
ской партии «НАШ ВЫБОР» можете
предложить гражданскому общест-
ву. Могут ли представители инсти-
тутов гражданского общества, на-
пример через те же партийные спи-
ски, участвовать в выборах и вхо-
дить в законодательные органы
власти.
– Я против того, чтобы негосударст-
венные общественные организации
превращались в политические партии и
ставили себе целью использовать граж-
данские структуры как первый этап для
того, чтобы потом превратиться в какое-
нибудь политическое движение и участ-
вовать в выборах. Потому что это раз-
ные функции: политическая партия идет
во власть, чтобы взять власть. Граждан-
ское общество аккумулирует интересы
общественных групп, чтобы вести диа-
лог с властью.
– Но ведь политические партии –
это особый и единственный инсти-
тут гражданского общества, кото-
рый, согласно российскому законо-
дательству о выборах, имеет право
и возможность выдвигать своих
кандидатов в федеральные и регио-
нальные органы власти и таким об-
разом представлять и защищать ин-
тересы других многочисленных ин-
ститутов гражданского общества.
СПС на прошлых выборах проиг-
рал. Избиратели его не поддержа-
ли. Судя по Вашим недавним заяв-
лениям, сейчас Вы скорректирова-
ли свою предвыборную позицию и
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
121
Беседа С. Абакумова с И. Хакамада в штаб-квартире партии «НАШ ВЫБОР»
pg_0003
программу. Главная цель партии,
лидером которой Вы являетесь,
сформулирована Вами так: «Рос-
сия как государство свободы и со-
циальной справедливости». Наде-
юсь, новые положения в программе
Вашей новой партии будут намного
ближе российскому избирателю.
И все же, как Вы исходя из вашего
опыта считаете, почему правые
партии провалились на прошлых
выборах. И способны ли основные
политические партии, включая оп-
позиционные, в случае победы на
выборах взять на себя ответствен-
ность за страну.
– Во-первых, СПС – это микроб.
И на его примере доказывать, что что-
либо происходит или не происходит в
России, просто ненаучно. Партия СПС
имела возможность пройти в нынешний
парламент, потому что поддержала Пу-
тина. Но именно благодаря этому про-
играла выборы, потому что стремилась
казаться независимой и критиковать
власть и одновременно пыталась оста-
ваться лояльной и поддерживать эту
власть. Оттого народ не понял зачем
ему голосовать за СПС, если есть «Еди-
ная Россия». Зачем ему голосовать за
оппозицию, которая не является оппо-
зицией на самом деле. Этот звездный
час, когда СПС представлял хоть какие-
то отличные от кремлевских интересы,
был очень коротким – до тех пор, пока
он как партия поддерживал власть. Во-
вторых, именно в силу того, что СПС
поддерживал власть, он не мог защи-
щать интересы людей. СПС был партией
бизнеса, но даже и здесь не смог про-
двинуть ни низкие налоги, ни снять ре-
альные барьеры, стоящие перед успеш-
ным развитием этого самого бизнеса.
И в конечном счете раз он решил быть
лояльным к власти, ему приходилось во
многом соглашаться с правительствен-
ной машиной. Чего эта партия, как,
впрочем, и «Яблоко», этим добилась, вы
знаете. В том числе и поэтому я вышла
из СПС.
В целом же не считаю, что в послед-
ние пять лет в России были условия
сформировать реальные политические
партии. Наоборот, некоторые политиче-
ские партии искусственно маргинали-
зуются. Это прежде всего компартия –
она была реальной партией, но сейчас
вокруг нее создается слишком много
специальных технологий для того, что-
бы ее расколоть. Партия власти не яв-
ляется полноценной гражданской ор-
ганизацией – это очередной элемент
«потемкинской деревни», часть бюро-
кратической вертикали власти. Что ка-
сается демократической оппозиции, то
она находится в еще более плачевном
состоянии, чем гражданские организа-
ции. И это связано прежде всего с не-
зрелостью самой демократии в России.
Она не может породить реальных, от-
ветственных, либеральных, мудрых, ши-
рокомасштабных демократических ли-
деров, потому что не было для этого де-
мократической среды, поэтому все мы,
кто представляет демократический ла-
герь, недостаточно профессиональны и
прагматичны для того, чтобы объеди-
няться в союзы и находить компромис-
сы. То есть не все лидеры демократиче-
ского лагеря понимают, что политика не
есть способ утвердить себя на первой
позиции, а есть способ реализовать
определенные ценности, а для этого
надо уметь договариваться. С другой
стороны, политические партии испыты-
вают еще большее политическое дав-
ление со стороны Кремля, в отличие от
гражданских организаций. Это связано
и с законодательством вокруг их реги-
страции, это связано с отсутствием ре-
ального финансирования, потому что
дело Ходорковского привело к тому, что
капитал боится финансировать реаль-
ную оппозицию. К тому же оппозицион-
ные партии отлучены от СМИ, в частно-
сти от телеэфира. Исключения были, но
они крайне редки. Главные составляю-
щие партийного строительства – фи-
нансы, идеология и институт соответст-
вующего лидерства, а также коммуни-
кации нарушены. Поэтому политиче-
ские партии, как, впрочем, и граждан-
ские институты, на сегодняшний день
не готовы брать ответственность за
страну, хотя каждый из них может быть
пассионарен и биться за это.
– Согласно Вашей точке зрения,
инициатива по установлению диа-
лога со всеми ветвями власти, а так-
122
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
Один из бывших лидеров СПС теперь полностью
в нем разочарован
2004 год. Кандидат в президенты РФ на встрече со студентами
pg_0004
же с политическими деятелями и
партиями должна исходить именно
от самих общественных организа-
ций и других представителей инсти-
тутов гражданского общества. Но
Вы же знаете, что слабость многих
общественных организаций и граж-
данских объединений объясняется
их прямой зависимостью от отече-
ственных или зарубежных спонсо-
ров либо от властных структур, осо-
бенно на региональном уровне.
– Конечно. Именно так должен быть
выстроен диалог: снизу, что возможно
только при определенном уровне зре-
лости гражданских организаций. Долж-
на быть инициатива, а не «Помогите
нам, деньги дайте»! Гражданские орга-
низации должны уметь находить незави-
симых, неполитических спонсоров и
быть готовы поддержать на выборах ту
или иную партию, но при условии, что
будут сами проверять реальность под-
писанных соглашений. Если соглашение
не работает, то в следующие выборы мы
эти голоса у вас заберем и передадим
другому. То есть для любой гражданской
организации, если она хочет влиять на
принятие решения, первой задачей яв-
ляется не о себе везде в газетах заяв-
лять, а сеть создавать, реальную сеть.
И здесь вполне уместно напомнить, что
Хакамада была первой, кто провела в
1993 году закон «О некоммерческих ор-
ганизациях», по которому они получили
статус и возможности для работы.
– Для того чтобы появилась
возможность создания сильного
гражданского общества, нужен це-
лый ряд условий, и одно из них –
сильное и развитое местное само-
управление. Хотел бы привести ци-
тату из одного из Ваших выступле-
ний: «Без местного самоуправле-
ния как широкой низовой демокра-
тической сети, реальных полномо-
чий и источников финансирования
местных органов власти в России
при реализации данного закона ни-
чего хорошего не выйдет». Вы по-
прежнему придерживаетесь этой
точки зрения или сейчас можно го-
ворить о том, что наметились ка-
кие-то положительные сдвиги, поя-
вились улучшения в законодатель-
стве об органах местного самоуп-
равления.
– Местное самоуправление должно
быть усилено, а регионы укрупнены. Это
обеспечит управляемость огромной
страны. То есть, с одной стороны, де-
централизация, с другой – усиление ме-
стных органов власти. Это означает так-
же, что и все налоги от малого бизнеса,
все – даже те, которые делятся между
федеральным центром и регионами, на-
до отправлять полностью местному са-
моуправлению. Только тогда, когда у ме-
стных органов появятся деньги, мы по-
лучим стимул к развитию. В этом случае
и местный сектор вырастет, как, скажем,
в Италии, где он занимает 90 процентов
рынка!
Кроме того, по моему мнению, у нас
в стране уровень государственного уп-
равления настолько ужасен, что сначала
надо начинать укрупнение, а только по-
том постепенно переходить к развитию
местного самоуправления. Я всегда
поддерживала идею укрупнения, хотя
понимаю, что это нужно делать очень
аккуратно. Это очень тонкий вопрос, так
как интересы здесь сосредоточены ог-
ромные и борьба будет дикая.
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
123
Благотворительность – одно из важных направлений деятельности И. Хакамада
Правильные налоги – одна из главных задач партии «НАШ ВЫБОР»
pg_0005
Мой главный лозунг – это серьез-
ное сокращение функций правительст-
ва с передачей их гражданскому обще-
ству в виде саморегулируемых органи-
заций, сокращение функций мини-
стерств, упразднение аппарата прави-
тельства.
– Без зрелого дееспособного
развитого гражданского общества
не может быть сильного государст-
ва. В то же время такое граждан-
ское общество немыслимо без
сильного правового государства,
способного защитить своих граж-
дан от внешних и внутренних угроз,
обеспечить исполнение им же, го-
сударством, принятых законов. Как
в свете этого Вы оцениваете приня-
тые по инициативе президента РФ
законы, связанные с укреплением
вертикали власти.
– Я не считаю, что авторитарная
модель власти, которая навязывается
людям, смогла хоть что-то продемонст-
рировать за всю историю России с точ-
ки зрения ее эффективности – ни при
монархическом развитии, ни при ком-
мунистах, когда была установлена жес-
точайшая центральная вертикаль вла-
сти. Все последующие годы показали,
что Россия не может конкурировать с
другими государствами, будучи авто-
ритарной страной. Нынешней властью
было совершено много ошибок. Пер-
вое – не была решена проблема: как
совместить свободу, рынок и при этом
сильную эффективную социальную по-
литику государства. Вторая ошибка за-
ключалась в том, что, когда в 1996 го-
ду, в силу неэффективности политики
люди стали отдавать голоса левым, был
применен метод манипуляции средст-
вами массовой информации, в резуль-
тате которого были созданы опреде-
ленные договорные отношения между
олигархами и властью. Нужно было
обезопасить себя в дальнейшем, и все
это закончилось созданием института
наследования власти. В конечном сче-
те, это может привести к кризису поли-
тической системы в России. Никакие
вертикали власти не помогают в усло-
виях сильной коррумпированности
власти и не испытывают никакой поли-
тической конкуренции. Моя позиция
совершенно другая: свободу, демокра-
тию, плюрализм можно совместить с
сильной социальной политикой, с эф-
фективной, достойной, элитной арми-
ей, которая ответит на реальные угро-
зы, с действительно профессиональ-
ными спецслужбами, которые будут за-
щищать нас от террористических ак-
тов. Надо бороться за свободу. В этом
суть моей программы.
– Неужели за последние десять
лет в отношении власти к общест-
ву и диалога между ними ничего не
изменилось. Почему между укреп-
лением властной вертикали и ав-
торитаризмом обязательно дол-
жен ставиться знак равенства. И
разве понятия «сильное правовое
государство» и «развитое граждан-
ское общество» противоречат друг
другу.
– Между понятиями «укрепление
властной вертикали» и «авторитаризм»
я принципиально ставлю знак равенст-
ва, потому что авторитаризм предпола-
гает концентрацию и централизацию
власти сверху вниз, а не снизу вверх, и
не по горизонтали. Именно поэтому при
президенте Путине мы получили более
жесткую вертикаль. А она как раз и пока-
зала, что она неэффективна. Понятия
«сильное государство» и «гражданское
общество» не противоречат друг другу,
но демократия и либерализм предпола-
гают другую интерпретацию сильного
государства. Сильное государство в
развитой демократии – это государст-
во, которое эффективно исполняет
функции, которые предлагает исполнять
свободное гражданское общество. И за
рамки этих функций оно не имеет права
выходить. Сильное государство сильно
своей эффективностью, но оно ограни-
чено независимыми судами, независи-
мыми и прозрачными выборами, срока-
ми правления как президента, так и пар-
ламента, губернаторов и т.д. И оно огра-
124
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
Молодежь была, есть и будет нашей опорой и надеждой
pg_0006
ничено теми функциями, в том числе и
экономическими, которые может осу-
ществлять в экономике. Сегодня же мы
имеем налицо сильное государство, аб-
солютно неэффективное, но сильное с
точки зрения машины подавления. Оно
претендует на тотальную монополию во
всем: от частной жизни до формирова-
ния правил игры и одновременно осу-
ществления функций арбитра.
– Однако сейчас по инициативе
президента РФ принят Федераль-
ный закон об Общественной пала-
те, которая, по мнению разработ-
чиков данного закона, должна
стать своего рода центром обеспе-
чения действенной двусторонней
связи между обществом и властью,
в том числе в части проведения об-
щественных экспертиз важных за-
конопроектов, постановлений и
распоряжений исполнительной
власти в центре и на местах. Как Вы
оцениваете этот закон и сможет ли
Общественная палата стать дейст-
вительно эффективным механиз-
мом, который даст хоть какую-то
возможность осуществлять обще-
ственный контроль за деятельно-
стью огромной государственной
машины.
– По-моему, она станет еще одной
декорацией. Вы же знаете механизм ее
формирования. Президент назначает 42
человек, они подбирают следующих 42
человек, и еще 42 человек делегируют
туда регионы. В результате получается
вертикаль в целом лояльных людей – тех,
кто изначально работал и работает с
властью, получает от нее определенную
поддержку. То есть это люди, которые
как бы заключили негласный контракт с
властью и сказали ей: «Мы, ребята, в
общем-то ваши». Гражданское общест-
во в той роли, которую вы ему отводите,
не должно иметь никакого отношения к
власти. Оно должно быть абсолютно не-
зависимым от властных структур – ни
копейки денег и никаких назначений
сверху.
– Ирина, Вы же не идеалистка, а
уж тем более не революционерка.
Ни в одной стране мира нет абсо-
лютно независимого от власти гра-
жданского общества, и наоборот.
Кстати, во Франции-то Общест-
венную палату назначает прези-
дент…
– Меня не интересует Франция. Мы
по ее пути уже пошли и вон сколько на-
пороли.
– Но в нашей-то Общественной
палате в отличие от Франции ника-
ких «партайгеноссе» не будет и вы-
соких государственных чиновников
не будет, как, впрочем, депутатских
зарплат и всяких депутатских или
министерских привилегий и льгот.
– Да, в законе написано, что в этой
палате не присутствуют ни политики, ни
депутаты. Это правильно.
– Да, правильно. Мне кажется,
что если в палату войдут лидеры не-
зависимых, насколько это возмож-
но, общественных организаций, из-
вестные и авторитетные в обществе
люди (пусть и по рекомендации пре-
зидента), то эта структура будет во
многом отличаться от себе подоб-
ных тем, что Общественная палата
будет работать не при президенте
РФ, но сможет апеллировать к нему
по результатам общественных экс-
пертиз важнейших законопроектов
и решений исполнительной власти.
– Дай вам Бог счастья. Я считаю, что
президент только должен устанавливать
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
125
От Москвы до самых до окраин… С национальным ансамблем во время визита в Якутск
pg_0007
рамочки и правила игры, причем сфор-
мулированы они должны быть не так, как
хотят представители его администра-
ции, а на основе того, что предложат
люди, которые имеют безупречную ре-
путацию. Такие люди в России есть.
Однако все знают, что сейчас идет
торг, кто и как туда попадет. Поэтому я и
говорю: «Флаг вам в руки, если сумеете
что-нибудь сделать». Я знаю многих ува-
жаемых в обществе людей, в том числе
и лидеров правозащитных организаций,
Людмилу Алексееву, например, да и
многих других, кто готов вести диалог с
властью и отстаивать свое мнение. Но
если говорить о модернистском, а не
традиционалистском развитии, то, ко-
нечно, такую палату надо делать по-дру-
гому. Надо просто дать всем граждан-
ским организациям без исключения
равные экономические возможности.
И общество будет развиваться, саморе-
гулироваться, оно само будет создавать
свои конгрессы, палаты. Его представи-
тели будут писать петиции и разные об-
ращения к власти, присутствовать на за-
седаниях в парламенте, иными слова-
ми, проявлять всестороннюю актив-
ность. Таким образом, оно вырастает в
зрелое общество, которое потом будет
само нанимать власть. Но большая
часть из наших высших госчиновников
не хочет быть наемными, они сами хотят
нанимать все общество. И называется
это традиционализм.
– Говорят, что фамилию Хакама-
да род Вашего отца получил вместе
с земельными владениями за вер-
ную и хорошую службу. Эти качест-
ва, надо полагать, и Вы унаследова-
ли от предков, они, должно быть, у
Вас в крови, семейная традиция.
А кому и чему Вы служили и служите
сейчас.
– Служу России, а Россия для меня –
это люди, обыкновенные маленькие че-
ловеки. Я служу, собственно, тем, кто
никогда во внимание властью в России
не принимался. Не был объектом вни-
мания. Всегда были объектом большие
проекты и идеи, а маленький человек
никого не интересовал.
– Современные социологиче-
ские исследования показывают, что
граждане России стали более пози-
тивно относиться к перспективе из-
брания женщины на пост президен-
та нашей страны. По самым новым
данным одного из центров социоло-
гических исследований 64% рес-
пондентов считают, что женщина
может занимать руководящие по-
сты, в том числе и должность прези-
дента России. Ответы на вопрос
«Если бы на пост Президента Рос-
сии баллотировались только жен-
щины, то какую кандидатуру Вы бы
поддержали.» распределились сле-
дующим образом: 18,1% набрала
Валентина Матвиенко, 15,5% – Лю-
бовь Слиска, 12,5% – Ирина Хакама-
да, 5% – Валентина Терешкова. Од-
нако многие считают, что ситуация,
когда Россией правит женщина-
президент, невозможна. В частно-
сти, когда в качестве аргумента «за»
приводят имена императриц Елиза-
веты или Екатерины II, многие опро-
шенные указывают на то, что эти
женщины на самом деле не правили
Россией, от их имени реально упра-
вляли страной приближенные к ним
мужчины, их ближайшее окруже-
ние, и в том случае, если женщина
будет избрана президентом, ситуа-
ция повторится. Как Вы считаете, с
чем связано подобное мнение. Се-
бя бы Вы могли представить прези-
дентом России.
– Я считаю, что Россия – страна па-
триархальная. И первый признак моно-
полии мужчин в России – их монополи-
зация политической деятельности. Да, у
нас были царицы, и они неплохо прави-
ли, и не всегда за счет того, что были ок-
ружены мужчинами, а вырабатывали
свои собственные решения. Все-таки
они получали престол разными путями,
но в рамках монархических представле-
ний. В демократической России женщи-
на может быть президентом, потому что
женщины находятся в постоянном раз-
витии и самосовершенствовании, они
острее воспринимают многие пробле-
мы граждан, в частности социальные.
Демократическое общество предпола-
гает более современный, менее тради-
ционалистский взгляд на женщин в по-
литике. Мы к этому идем, но это будет
лет через 15. А на сегодняшний мо-
мент… Женщина тоже может стать пре-
126
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
Верно и искренне служить людям – традиция рода Хакамада. В Японии на могиле отца
Презентация книги «Я работаю политиком».
Автографы для читателей обязательны
pg_0008
зидентом России. Даже в 2008 году. На-
пример, это может быть и Валентина
Матвиенко, и Любовь Слиска. Но при
одном условии: если политическая эли-
та, верхушка власти, включая президен-
та, его окружение, назначат женщину
преемником. А дальше по старой схеме:
назначают премьер-министром, напри-
мер, Матвиенко, а потом она двигается
на президентские выборы.
– Вы являетесь лидером новой
политической партии «НАШ ВЫБОР»,
и Ваша партия наверняка собирает-
ся принять участие во всех грядущих
выборах. Как Вы оцениваете пере-
ход к новой, пропорциональной сис-
теме, и, в частности, не ограничива-
ет ли она возможности представите-
лей различных политических тече-
ний и партий, которые, в сущности,
не являются массовыми, общерос-
сийскими, не загоняет ли она демо-
кратию в некие жесткие рамки. И с
какими политическими силами Вы
готовы вступить в коалицию.
– Я готова вступить в широкую коа-
лицию со всеми представителями де-
мократической оппозиции, причем
включая даже представителей с более
социал-демократическими, то есть бо-
лее лево ориентированными взглядами.
Потому что считаю, что надо исправлять
ошибки. Сейчас как партия, которая на-
ходится в оппозиции, мы выводим на
улицы, на митинги людей, защищая ин-
тересы предпринимателей, когда они
грубо нарушаются, в том числе и в сто-
лице России. Мы пытаемся в своей про-
грамме выдвинуть идею, что только за
счет маленькой собственности, которая
займет 70% рабочей силы, можно соз-
дать такое количество рабочих мест в
России, чтобы люди смогли зарабаты-
вать деньги, обеспечивать себя и чувст-
вовать себя самодостаточными в ры-
ночной экономике. И мы поэтому двига-
ем в своей программе идею пропорци-
ональной шкалы налогообложения –
пропорционального подоходного нало-
га и минимальной плоской шкалы нало-
гов для предприятий.
– Вы были членом жюри россий-
ской литературной премии «Нацио-
нальный бестселлер». Как Вы бы
оценили сегодняшнее положение
дел в современной российской ли-
тературе, тенденции ее развития и
что Вы можете сказать о современ-
ных российских авторах, есть ли
среди них заслуживающие особого
внимания талантливые личности.
– В России литература развивается.
Много хороших литераторов, другое де-
ло, что нет исторических и масштабных
личностей. Но это связано с тем, что
Россия сегодня переживает переход-
ный период, когда есть определенная
свобода, а в свободе творить труднее.
В условиях подполья был протест, и на
этом протесте возникали гениальные
произведения. Русский человек привык
творить под давлением. Свобода ему
иногда мешает, а с другой стороны, нет
больших тем, потому что наше полуде-
мократическое, полуавторитарное раз-
витие уничтожает личность, поэтому не
возникает интереса думать о масштаб-
ном. В России все убегает в мистику,
фантастику, в стиль фэнтези, в стиль са-
тиры, но это такое настроение страны.
Я считаю, что талантливых личностей
очень много.
– 2005 год для нашей страны –
год не самый обычный. В этом году
исполнилось 60 лет Великой Побе-
де нашего народа в Великой Отече-
ственной войне. В чем, по Вашему
мнению, заключается особенная
важность этой даты для нашей
страны.
– Это великая дата. Это великая По-
беда над нацизмом, который угрожал
всей стране и миру. Эту Победу совер-
шил народ. Не Сталин, а народ. Благо-
даря великому мужеству. А Сталин от-
ветственен за большое количество
жертв во время войны и за те репрес-
сии, которым он подверг русский народ.
Он мог бы побеждать менее жертвенно,
во-первых, если бы мы были готовы к
войне, а не заигрывали бы с Гитлером, а
во-вторых, если бы во время войны и
после войны не уничтожали бы в ходе
репрессий огромное количество истин-
ных патриотов от обыкновенного солда-
та до генерала.
Подготовил Андрей Тимофеев
ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ВЛАСТЬ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
127
Покой нам только снится…
Все время в движении, все время в пути вперед
Молодые спортсмены г.Чебоксары рады приветствовать Ирину Хакамада