– Как Вы относитесь к принято-
му по инициативе Президента РФ
Федеральному Закону об Общест-
венной палате. Насколько реальны
в наших российских условиях – ус-
ловиях всесилия госаппарата, по-
ложения законопроекта об осуще-
ствлении гражданского контроля
над деятельностью исполнитель-
ной ветви (правда, только на уров-
не министерств и региональных
государственных органов), прове-
дения общественных экспертиз
важнейших законопроектов, при-
нимаемых Госдумой и т.д..
– Во время обсуждения в Государ-
ственной думе закона об Обществен-
ной палате многие говорили о необхо-
димости контроля бюджетных средств,
по сути дела – народных средств. А
этим, как вы знаете, занимается Счет-
ная палата. Я полагаю, что именно эту
часть работы Общественной палаты
мы готовы выполнять профессиональ-
но, четко, прозрачно и с удовольстви-
ем будем, в хорошем смысле, исполь-
зовать трибуну Общественной палаты
как органа общения между властью и
населением – чтобы люди действи-
тельно знали, а что на самом деле у
нас со средствами, куда они идут, эф-
фективно-неэффективно расходуются,
разворовываются-не разворовывают-
ся. Не домыслы и слухи, а прямой
разговор. Поэтому для нас это хоро-
шее подспорье. Я двумя руками при-
4
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Сергей Степашин:
«России еще предстоит строить и строить
гражданское общество. А потом – как у нас
это любят – налаживать и перестраивать»
Проблемы становления гражданского общества в России, роль и пер-
спективы создаваемой Общественной палаты, переход от выборов гу-
бернаторов и глав субъектов Федерации к их назначению, админист-
ративная и ряд других важных реформ – это далеко не весь перечень
тем, которые сегодня занимают умы россиян. Своим мнением по ряду
наиболее острых проблем современной России в беседе с главным
редактором журнала «Признание» С.А. Абакумовым поделился пред-
седатель Cчетной палаты РФ С.В. Степашин.
pg_0002
ветствую создание этого органа в
стране. А теперь – что касается обще-
ственных экспертиз законопроектов.
Общественная палата, по Конститу-
ции, не имеет права законодательной
инициативы, да и не надо. Она может,
должна, и, наверное, станет органом,
который проводил бы экспертизу. На
предмет адаптированности законо-
проекта к условиям жизни, на предмет
его коррупционности и на предмет по-
следствий принятых законов – то, чего
у нас длительное время не было. Кста-
ти, Счетная палата этим тоже послед-
нее время стала заниматься. Вот
здесь роль Общественной палаты, по-
верьте мне, незаменима.
– Если результаты обществен-
ных экспертиз и проверок деятель-
ности исполнительных органов
власти будут попадать только в ГД
или возвращаться в проверяемые
министерства и ведомства, а не на-
правляться в Счетную палату, Конт-
рольное управление Президента
или напрямую в суды или прокура-
туру, то насколько функционально
эффективна будет Общественная
палата, насколько реальны будут
ее возможности. Не станет ли она
просто декоративным органом.
– Я вижу силу, вес Общественной
палаты в ее авторитетном составе,
действительно профессиональном,
представляющем людей известных,
уважаемых. Но одновременно и в неко-
ем наборе полномочий, которые
трансформируются в механизм их реа-
лизации. Безусловно, наличие автори-
тетных, уважаемых, честных, порядоч-
ных, известных людей – фактор, побуж-
дающий граждан верить новому обще-
ственному органу. Что касается полно-
мочий, я не думаю, что Общественная
палата должна подменять государство,
«влезать» в функции исполнительной
власти. Общественная палата – это как
бы голос населения, это обратная
связь власти с гражданами, то, чего се-
годня на самом деле очень не хватает.
Вы обратите внимание: когда Прези-
дент проводит ежегодные телевстречи
с населением, поступает очень много
вопросов, ответы на которые, казалось
бы, очевидны, но люди ожидают услы-
шать их от главы государства. Вот Об-
щественная палата во многом могла бы
взять на себя именно эту функцию. И
еще: мне кажется, она должна быть не
карманной, не ручной, а зубастой и в
чем-то – оппозиционной. И это очень
важно, потому что государство должно
видеть свои ошибки как бы со стороны,
понимая, что слышит о них от одного из
самых авторитетных общественных ор-
ганов страны. А насчет возможной де-
коративности Палаты – я бы так сказал.
Палата должна иметь рычаги. Их, по
крайней мере, два. Первый – это, ко-
нечно, обладание всей информацией,
доступной, открытой. И по бюджету, и
по экономике, и по деятельности сило-
виков, и по деятельности, извините,
олигархов. Второй – это диалог. Диалог
с Президентом, с Правительством, ди-
алог равных партнеров. Вот два важ-
нейших рычага, которые, безусловно,
смогут доказать состоятельность этого
органа. А его действенность будет тем
выше, чем эффективнее будут решать-
ся важнейшие блоки вопросов. Первый
и основной блок – это защищенность
людей. В буквальном смысле. В том
числе иногда и от власти. И, прошу
прощения, от дураков. Сюда же отно-
сится социальная, финансовая защи-
щенность. Вот сейчас важнейшая тема
– это монетизация льгот. Я думаю, Об-
щественной палате нужно посмотреть,
везде ли это сработало. Или бесплат-
ное медицинское обеспечение. Везде
и все ли сработало и тут. 60-летие По-
беды в Великой Отечественной войне.
Все ли всем пришло. И не надо этого
чураться. Второй блок – это, конечно,
бюджет страны. Третий – это взаимоот-
ношения Общественной палаты и си-
ловиков. Чтобы эта тема из спекуляций
перешла во взаимодействие.
– Кто, по вашему мнению, имеет
право быть рекомендованным или
избранным в состав Общественной
палаты. На сегодня ситуация вы-
глядит следующим образом: одна
треть ее членов должна быть прак-
тически назначена Президентом, с
этим все ясно и понятно. А вот ос-
тальные две трети, согласно зако-
нопроекту, избираются из числа
представителей общероссийских
общественных организаций и из
регионов через окружные выбор-
ные конференции. Удастся ли та-
ким образом сформировать одно-
родный по своему профессиональ-
ному уровню, опыту работы с вла-
стными структурами и, наконец,
просто не ангажированный каки-
ми-либо партиями, финансово-
промышленными группами и про-
чими подобным структурами дее-
способный и независимый состав
Общественной палаты.
– Сложный вопрос – кто должен
быть номинирован в Общественную
палату. Я бы хотел видеть там людей,
подобных Андрею Дмитриевичу Саха-
рову, Дмитрию Сергеевичу Лихачеву,
из ныне живущих – конечно, Даниила
Гранина. Это мой земляк, прекрасней-
ший писатель, которого я знаю по его
работе. Это четкий, принципиальный,
честный, по-настоящему нравственный
человек. Такие люди – совесть нации.
Если Общественная палата будет вос-
приниматься именно так, то в массо-
вом сознании она станет отнюдь не де-
коративным органом, а организаци-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
5
Беседа между С.В. Степашиным и С.А. Абакумовым, как всегда, откровенна и конструктивна
pg_0003
ей, способной от имени общества
контролировать то, что еще недавно
рассматривалось у нас как некая за-
претная зона. Я имею в виду контроль
над силовыми структурами. Но я бы не
перегибал палку. Мне кажется, что Об-
щественная палата могла бы занять
здесь несколько иную нишу, которой у
нас пока нет. Это формирование дове-
рия населения к спецслужбам, особен-
но в подходе к такой деликатной и тя-
желейшей для нас проблеме, как борь-
ба с терроризмом. Я могу привести
пример Швеции. Там, не дай бог, заме-
тит гражданин что-то подозрительное
он немедленно доложит в СЕПО. И это
не считается доносительством, это
считается гражданской позицией. Вот,
наверное, такое взаимодействие со
спецслужбами Общественная палата
могла бы осуществлять. Разумеется,
агентурная, оперативно-разыскная де-
ятельность – это должно быть табу. Так
во всех странах мира. Иначе спец-
служб просто не будет.
– Законодательные инициативы
Президента по назначению губер-
наторов и принятие Думой соответ-
ствующих законов вызвали неод-
нозначную реакцию в обществе.
Вам как председателю Счетной па-
латы чью кандидатуру, кстати, те-
перь тоже рекомендует Президент,
с кем легче работать по выявлению
различных злоупотреблений и на-
рушений. С назначенными глава-
ми регионов и местных админист-
раций руководителями различных
государственных ведомств и фи-
нансово-промышленных корпора-
ций («Газпром», РАО «ЕЭС» и т.п.)
или с избранными населением гу-
бернаторами и мэрами и главами
крупнейших частных концернов.
– В 1993 году, помнится, когда я ра-
ботал в Верховном Совете, мы спори-
ли с тогдашним главой администрации
Президента Сергеем Филатовым по
этому вопросу. Он был сторонником
выборности, я – нет. На нынешнем эта-
пе назначение губернаторов с учетом
мнения законодателей – нормальное
явление. Посмотрим, что будет даль-
ше. Мы все с вами убедились, что сего-
дня подчас представляют собой выбо-
ры, сколько они стоят, как это делается
через пиар и СМИ и как потом зачас-
тую мучаются люди, которые, казалось
бы, сумели сделать правильный выбор.
Приходится слышать, что отправная
точка преобразований – Беслан. Пред-
ставляется, однако, что эта трагедия –
оселок, на котором самым драматиче-
ским образом проявилась неэффек-
тивность формировавшегося в постсо-
ветские годы государственного управ-
ленческого механизма. Могут сказать:
если Беслан – это наше «11 сентября»,
то почему же россиянам предложены
гораздо более радикальные админист-
ративные меры, нежели американцам.
Ведь там не стали видоизменять техно-
логию выборности губернаторов. Нач-
нем с того, что в обоих случаях реакция
была экстраординарной. Ее беспреце-
дентность для устоявшейся американ-
ской демократии с точки зрения взла-
6
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Сопредседателя Попечительского Совета Национального гражданского комитета
по взаимодействию с силовыми ведомствами, правоохранительными, законодательными и судебными
органами, председателя Счетной палаты РФ приветствуют воины спецподразделения в Чечне
Очередная встреча С.В. Степашина с руководством Чеченской Республики
и Регионального оперативного штаба на Северном Кавказе
pg_0004
мывания традиционных американских
ценностей велика в той же мере, в ка-
кой она воспринимается некоторыми
отечественными и зарубежными поли-
тиками как контрпродуктивная для су-
деб формирующейся российской де-
мократии. И это при том, что в россий-
ском случае, как, впрочем, и в амери-
канском, все происходит в рамках со-
ответствующей Конституции.
При тождественности масштаба от-
ветов их суть различна ровно в той ме-
ре, в которой различаются цели ответ-
ных действий. Задачи, присутствующие
в российском случае, вообще не стоят
на повестке дня в Америке. Это пре-
дотвращение дезинтеграции страны,
сепаратистских тенденций, борьба с
незаконными вооруженными формиро-
ваниями. При наличии таких вызовов
предлагаемые изменения в порядке
формирования некоторых государст-
венных институтов в России, пожалуй,
не представляются такими уж контр-
продуктивными с точки зрения даль-
нейшего развития демократических
процессов в стране. Скорее назрев-
шими. Сказал бы даже больше: закон
по «губернаторскому вопросу» остав-
ляет для глав регионов свободу манев-
ра, вовсе не обязательную для дости-
жения тех целей, которые ставились
при его внесении в Думу. Действитель-
но: глава государства представляет
кандидатуру руководителя региона, но
утверждается-то она местной думой.
Таким образом, глава региона и фор-
мально, и юридически, опираясь на
свою легитимность как назначенца ме-
стного закс'а, остается автономным,
например, от председателя централь-
ного правительства, представителей
федеральных органов власти на мес-
тах. Думается, это зыбкий элемент вер-
тикали власти, столь необходимой го-
сударству на предстоящие годы.
Можно с абсолютной долей вероят-
ности допустить, что демократии в не-
коем стерильном, лабораторном ис-
полнении, запаянной в вакуумной ре-
торте, попросту не существует. Реаль-
ность придает демократии некие от-
тенки, которые не обязательно диссо-
нируют с Конституцией и, напротив,
способствуют адекватной реализации
демократических принципов. Скажем,
институт выборщиков в США, не такое
уж подтверждение прямой демократии,
способен исправить мнение проголо-
совавших, продиктованное ложно вос-
принятыми общественными интереса-
ми. Это один из примеров конструктив-
ного участия элиты в решении противо-
речий, возникающих в рамках бинома
«Власть – Демократия».
Представляется допустимой из-
вестная аналогия между системой уча-
стия выборщиков в формировании
властных институтов в США и идеей
местных закс'ов как выборщиков главы
региона. В этом случае, как можно
предположить, будут в значительной
мере отсечены клановые и этно-на-
циональные воздействия на формиро-
вание исполнительной власти на мес-
тах, ослаблено влияние корпоративных
групп на избирательный процесс, рас-
сматриваемый ими зачастую только как
средство передела собственности. В
свою очередь, главы регионов, по-
скольку они предложены центром, в хо-
де работы будут учитывать и общена-
циональные интересы.
– Очевидно, что с усилением
вертикали власти – назначением
губернаторов и глав регионов из
федерального центра, выборам по
партийным спискам, где проще бу-
дет победить прокремлевским пар-
тиям, переложением ответствен-
ности за самые тяжелые социаль-
ные проблемы на регионы (приме-
ром тому можно назвать крайне не-
удачное и неуклюжее начало пра-
вительственной реформы по мо-
нетизации льгот) начинает склады-
ваться ситуация, при которой за-
щищать интересы простых граждан
будет просто некому. Ведь депута-
ты, избранные по партспискам, ни-
каких прямых обязательств перед
избирателями по сути дела не не-
сут – ответственность «партийная»,
а значит, общая, значит – ничья
персонально. Главы администра-
ций также не избираются жителя-
ми областей и республик, их фак-
тически назначает Президент РФ,
следовательно, их главная задача
заключается в том, чтобы угодить
Кремлю. Как Вы считаете, не стоит
ли вернуться к системе прямых вы-
боров членов Совета Федерации от
регионов для того, чтобы добиться
определенного баланса между
Центром и субъектами Федерации,
особенно в свете тенденций к их
укрупнению.
– Выстраивание властной вертика-
ли как раз и призвано способствовать
тому, чтобы каждый российский граж-
данин, в какой бы глубинке он ни жил,
знал, кто отвечает за то, чтобы дома
было тепло, и не только летом, чтобы
зарплату платили в срок, а не только
после голодовки протеста. Ведь, да-
вайте будем откровенны, ввиду несо-
вершенства гражданского общества в
России как раз выборность и приво-
дила к безответственности. Избран-
ный гражданами на выборах губерна-
тор был своего рода местным царь-
ком, с которого не могло спросить ни
население, ни Центр. Вертикаль вла-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
7
С.В. Степашин и руководство республики Кабарда на церемонии открытия нового здания
Cчетной палаты в этой республике
pg_0005
сти – это еще и вертикаль подотчет-
ности. И осуществление единой госу-
дарственной политики тоже. Давно по-
ра перестать тянуть одеяло на себя.
Оно и так у нас лоскутное.
Что же касается того, что назначае-
мый из Центра губернатор будет угож-
дать Кремлю, вместо того чтобы отста-
ивать интересы местного населения...
Это прежде в ответ на недовольство
своего электората он мог заявить: «Я –
хороший, это все Центр виноват, денег
не дает». Чиновник из Центра говорил
об обратном, и начинались поиски ви-
новных, которых теперь искать не при-
дется. Потому что население и так бу-
дет знать, кого винить за неудовлетво-
рительную работу местного руководст-
ва – не себя: «кого мы, дураки, избрали
на свою голову», а Москву. В результа-
те и ответственность у чиновников бу-
дет не только административная, но и
политическая. А центральной власти –
поскольку между ней и местным насе-
лением больше не будет буфера, при-
дется обращать внимание на деятель-
ность назначаемых руководителей,
имея возможность в случае, если ра-
бота оных будет неудовлетворительна,
их сместить. И губернаторы, зная все
это, будут работать. Хотелось бы ска-
зать – работать хорошо, но не будем
торопиться, скажем лучше – в меру
своих сил. Честности. И образования.
А вот здесь может возникнуть пробле-
ма. Ведь административная реформа
не завершается на уровне глав регио-
нов. Для выстраивания вертикали вла-
сти она должна будет спуститься на му-
ниципальный уровень. И тогда для ее
осуществления потребуется несколько
тысяч специалистов с соответствую-
щим образованием. Что же касается
контроля... Одновременно с выстраи-
ванием вертикали власти необходимо
выстроить и контрольную вертикаль:
Счетная палата Российской Федера-
ции – контрольно-счетные органы
субъектов Федерации -муниципальные
контрольно-счетные органы. Ведь сей-
час, если во многих субъектах Федера-
ции внешний, независимый от испол-
нительной власти контроль за регио-
нальными бюджетами носит символи-
ческий характер, то на муниципальном
уровне он обычно отсутствует вовсе.
Из 11,5 тысяч сегодняшних муници-
пальных образований контрольно-
счетные органы сформированы лишь в
девяти: у местного самоуправления
нет ни средств, ни квалифицированных
кадров для формирования соответст-
вующих структур. А ведь к 2006 году
число муниципальных образований
возрастет до 24-25 тысяч. С другой
стороны, с начала 2006 г. ликвидируют-
ся любые возможности контроля выше-
стоящего уровня – федерального, ре-
гионального – за финансовой деятель-
ностью органов местного самоуправ-
ления. Согласно закону о внесении из-
менений в Бюджетный кодекс в части
регулирования межбюджетных отноше-
ний с 1 января 2006 г. контрольные ор-
ганы субъектов Российской Федера-
ции лишаются права проверять мест-
ные бюджеты – получателей финансо-
вой помощи из бюджета региона. А
Счетная палата Российской Федера-
ции, соответственно, теряет право
проверять бюджеты субъектов Феде-
рации – получателей финансовой по-
мощи из федерального бюджета. Таким
образом, создается огромная «серая
зона» для бесконтрольного использо-
вания почти двух пятых консолидиро-
ванного бюджета страны.
– В условиях российского зако-
нодательства только политические
партии, в отличие от других инсти-
8
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Монгольская республика. С.В. Степашин во главе российской делегации на церемонии возложения
венков от всех ветвей власти Российской Федерации к памятнику великому советскому и российскому
полководцу Г.К. Жукову
pg_0006
тутов гражданского общества, мо-
гут выдвигать кандидатов в депу-
таты органов законодательной
власти, прежде всего в Госдуму. До
сих пор в своих предвыборных кам-
паниях они опирались не на под-
держку граждан и их союзов, авто-
ритетных общественных организа-
ций и их лидеров, а в основном на
административные и финансовые
ресурсы. Как Вы считаете, осозна-
ют ли себя нынешние политиче-
ские партии России (как прокрем-
левские, так и оппозиционные) в
сложившихся условиях главными и
особыми институтами гражданско-
го общества в России.
– Об этом надо спросить у самих
партий. Я же попытался бы обрисовать
фон, на котором они действуют. В Рос-
сии началось изменение порядка фор-
мирования некоторых политических
институтов. Оно направлено на пре-
дотвращение распада страны, нейтра-
лизацию сепаратистских тенденций,
подавление незаконных вооруженных
формирований. На преодоление, в
конце концов, известной причудливо-
сти отношений между центром и неко-
торыми национально-территориальны-
ми образованиями. Помимо этих объе-
ктивных факторов, диктовавших необ-
ходимость перемен, были и факторы
субъективные, связанные с особенно-
стями менталитета россиян, историче-
скими условиями становления россий-
ской государственности, моделью по-
ведения нашего среднестатистическо-
го, «массового» человека. Другими
словами, факторы, которые, по мнению
некоторых политологов, приводят к
власти на местах эстрадных исполните-
лей, популистов, а то и вовсе граждан
сомнительной репутации. То есть фак-
торы, которые, согласно той же трак-
товке, характеризуют россиян как об-
щество, еще не вполне готовое к ра-
зумному использованию демократиче-
ских институтов.
Это ли, помимо факторов объек-
тивных, подразумевалось в прези-
дентском выступлении вслед за Бес-
ланом: мы живем в условиях полити-
ческой системы, не соответствую-
щей уровню развития общества.
– Едва ли глава государства соли-
даризируется с нашумевшим высказы-
ванием одного из братьев известной
гимнотворческой семьи – мол, в Рос-
сии пьяными на тракторах разъезжают
и ничего не читают. Столь яростная ге-
нерализация свойств части собствен-
ного народа, конечно же, яркий отече-
ственный вклад в сокровищницу русо-
фобии. Но и соринку в собственном
глазу заметить тоже небесполезно. Не-
трезвый тракторист, что и говорить, во
взаимоотношениях с демократически-
ми институтами уподобляется персо-
нажу крыловской басни, пытающемуся
освоить очки. Как известно, попытка
применить неведомое устройство бы-
ла контрпродуктивной. Именно против
контрпродуктивного применения демо-
кратических институтов, дискредитиру-
ющего саму демократию и ведущего к
развалу государства, направлены про-
изошедшие изменения.
На этом фоне критическую пози-
цию заняли либеральные партии, в
разной степени представляющие рос-
сийскую элиту. Вновь они не нашли се-
бе конструктивного места в политиче-
ском процессе. Между тем внесистем-
ная часть элиты вовсе не обязательно
должна «выстраиваться». Она, по оп-
ределению, оппонирует. Приходится
признать, однако, что оппонирование
идет не только по вопросу технологии
укрепления российской государствен-
ности, но и по сути самой идеи. Часть
элиты, возможно, имея в виду истори-
ческий опыт нации, все еще насторо-
женно относится к усилиям власти по
укреплению государственного аппара-
та. В этом традиционном для России
противостоянии между частью элиты и
государством, в расколе элиты видит-
ся национальная беда страны.
В России функции элиты историче-
ски складывались весьма неоднознач-
но. Та ее часть, которая была во вла-
сти, зачастую общалась со своими ин-
теллектуальными собратьями, пребы-
вавшими вне системы, через III Отде-
ление. Чувства были взаимны. О сте-
пени антагонизма свидетельствуют из-
вестные строки поэта, обращенные к
тому, кто в глазах внесистемной элиты
символизировал элиту во власти – им-
ператору: «...твою погибель, смерть
детей с жестокой радостию вижу». Тра-
гическим заблуждением внесистемной
элиты тех лет, как, впрочем, и в совет-
ские годы, было убеждение, что во
властной элите, по определению, не
могли сыскаться прогрессисты, люди
передовых взглядов. Таковых, однако,
было немало. Разве что, опять же по
определению, действовали они непуб-
лично, зато, пожалуй, эффективнее,
чем представители внесистемной эли-
ты, ибо могли использовать рычаги
власти. Эта часть властной элиты дей-
ствовала под аккомпанемент элиты
внесистемной, при случае доводя до
первого лица ее взгляды как отраже-
ние настроений в обществе. Этот дуэт
сыграл, например, не последнюю роль
в инициировании судьбоносных ре-
форм Александра II.
Сейчас элита во власти занята
практическим строительством новой
российской государственности. Мно-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
9
Официальный визит в Ватикан. С.В.Степашина принимает глава римско-католической церкви
папа Иоанн Павел II
pg_0007
гие же представители элиты внесис-
темной заняты яростной борьбой с
собственным государством. Трагизм
ситуации в том, что речь сейчас идет о
концептуально ином государстве. Не о
том, что в течение семи десятилетий
яростно боролось с собственными
гражданами. А о том, которое виде-
лось этим гражданам на кухнях, после
партсобраний. Возможно, что генети-
ческий страх граждан перед прежним
государством трансформировался
среди части сегодняшней вневласт-
ной элиты в презрительное, а то и ан-
тагонистическое отношение к госу-
дарству нынешнему. Приходится со-
жалеть, что эта трансформация не ос-
тановилась на стадии оппонирования
– естественного состояния внесис-
темной элиты в любом демократиче-
ском государстве. Возможно и то, что
поводы для подобных настроений вну-
три вневластной элиты нередко дава-
ло и само государство – своими тяго-
стными ошибками в процессе соци-
ально-экономического реформирова-
ния страны. В любом случае, можно
констатировать, что в своей совокуп-
ности российская внесистемная элита
как нравственная опора власти, види-
мо, еще не состоялась
– На первом Гражданском фору-
ме Президент РФ призвал к созда-
нию механизмов взаимодействия
между всеми институтами граж-
данского общества и всеми ветвя-
ми власти. Что Вы можете сказать о
состоянии гражданского общества
в России и, как Вы считаете, мы
уже можем сказать сегодня, что та-
кие механизмы создаются и начи-
нают работать. И как бы Вы оцени-
ли сегодняшнюю роль обществен-
ного мнения.
– Как бы сильно нам ни хотелось
думать иначе, приходится констатиро-
вать: России еще предстоит строить и
строить гражданское общество. А по-
том -как у нас это любят – налаживать и
перестраивать. Если серьезно, про-
цесс формирования гражданского об-
щества в России проходит негладко,
порой – болезненно. Слишком долго в
нашей стране человека считали «вин-
тиком», от которого ничего не зависит.
Слишком долго приучали не высовы-
ваться, а то получишь молотком по
шляпке.
В ходе недавних опросов до 70
процентов респондентов ответили,
что они скорее ожидают получения
благ от государства, нежели готовы
сами бороться за их достижение. Это
идет от свойственной нам «общинно-
сти». В отличие от протестантской тру-
довой этики, нацеленной на индивиду-
альное достижение результата, нам
ближе чувство локтя, главенство ду-
ховного над материальным, уважение
к державному скипетру. Чрезмерное
ожидание благостей от государства,
видимо, не ускоряет освоения открыв-
шихся в постсоветские годы возмож-
ностей по формированию граждан-
ского общества, члены которого не
фетишизируют государство, а оппони-
руют ему для того, чтобы государство,
в первую очередь, служило обществу,
а не самому себе.
В результате в России еще нет са-
мой главной основы, кирпичика граж-
данского общества – гражданина, ак-
тивного субъекта общественных отно-
шений, который бы не противопостав-
лял себя обществу только потому, что в
нем его что-то не устраивает, а в меру
своих возможностей предпринимал
шаги, направленные на его улучшение.
Для того чтобы подобный базис сфор-
мировался, необходимо активнее при-
влекать население в различные обще-
ственные организации, которые не
только объединяют граждан, но и про-
10
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Высокая международная оценка заслуг С.В. Степашина. Посол Французской республики в РФ от имени руководства страны вручил ему высшую награду
Франции – орден Почетного Легиона
pg_0008
свещают их, объясняя, что
они могут сделать для се-
бя и своей страны, а также
открывают перед каждым
поле деятельности на бла-
го сограждан. И способов
такого участия может быть
множество, причем на са-
мом разном уровне. Это и
та же Общественная пала-
та, и созданный в декабре
2003 года «Российский
союз налогоплательщи-
ков», призванный тща-
тельно отслеживать пра-
вильность использования
властью бюджетных
средств. И контроль будут
осуществлять сами граж-
дане, а не встроенная в
систему государственной
власти Счетная палата.
Какого-то изначаль-
ного ступора на подоб-
ном пути у нас нет. Обыч-
но приводят пример Нов-
городского веча – нацио-
нального прообраза гра-
жданского общества. И
если ощущение примата
государства над индиви-
дуумом у нас в генах, то и
отзвуки новгородских со-
браний граждан тоже.
Недавно в Новгороде –
правда, не в Великом, а в
Нижнем – подведены итоги уникаль-
ного социального эксперимента. Там
было проведено народное голосова-
ние по распределению средств, вы-
деленных федеральным бюджетом и
меценатами на реконструкцию памят-
ников культуры и других городских
объектов. Это была первая в новой
России публичная попытка учесть
мнение граждан в распределении де-
нег на городские нужды. Мне кажется,
это событие дорогого стоит на пути
формирования у нас гражданского
общества и выработки отношений ме-
жду ним и властью.
– В предыдущих беседах с Вами
мы неизменно возвращались к воп-
росу о том, насколько актуальна
применительно к нашей современ-
ности оценка ситуации, которая
емко и лаконично выражена в зна-
менитом ответе Карамзина на воп-
рос о том, как дела в России: «Во-
руют...».
– В совдеповскую эпоху воровать у
государства, легитимность возникно-
вения которого, в общем-то, сомни-
тельна, считалось среди многих граж-
дан «делом чести, доблести и геройст-
ва». Сегодня важно активизировать
свойственную российскому просве-
щенному слою просветительскую
функцию. В нынешних условиях это
нейтрализация извечного недоверия
российского гражданина к государст-
ву. И минимизация не менее извечного
враждебного отношения российского
гражданина к предпринимательскому
успеху. Согласно опросам свыше, две
трети россиян хотели бы наделить го-
сударство правом изымать у бизнеса
средства – сверх предусмотренных
налоговым законодательством – для
решения возникающих экономических
проблем. Представляется, что элита, о
которой мы уже говорили, могла бы
поучаствовать в устранении подобных
охлократических настроений. Тем са-
мым она бы способство-
вала выработке у граждан
правильных взглядов на
функцию власти. И фор-
мированию у власти реа-
листичного восприятия
нравственной обстановки,
в которой ей приходится
действовать.
Нравственное состоя-
ние граждан не всегда
способствует налажива-
нию взаимоотношений ме-
жду властью и элитой, что,
в свою очередь, вредит
решению возникающих в
обществе нестандартных
ситуаций, порою недос-
тупных пониманию людей
в других цивилизованных
странах. После Беслана
власть выдвинула идею
создания общественных
пунктов охраны порядка.
Граждане в качестве доб-
ровольных помощников
милиции информируют
власть о подозрительных
изменениях в обстановке
по месту проживания. В
условиях нарастания тер-
рористических проявле-
ний это была бы продук-
тивная форма взаимоот-
ношений между властью и
обществом. Причем ни-
чуть не посягающих на демократиче-
ские преобразования в стране: в госу-
дарствах с устоявшейся демократией
подобные неформальные специфиче-
ские отношения между гражданами и
властью, как известно, существуют из-
давна и работают в интересах спокой-
ствия общества. Однако часть россий-
ского общества, особенно правоза-
щитные организации, восприняли
идею настороженно, усмотрев в ней
возрождение «стукачества». Конечно, в
стране, пережившей массовые ре-
прессии, где еще живы граждане, в со-
знании которых стук в дверь вызывает
безотчетный страх, инициатива власти
и не могла быть воспринята однознач-
но. Но атавистическая память некото-
рых вступает в противоречие с реаль-
ностью нынешней России -сейчас гра-
ждане имеют дело не с репрессивным
государством, граждан не вербуют для
идеологического доносительства,
власть не рыщет в поисках «врагов на-
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
11
Отчитывается министр здравоохранения и социального развития РФ М. Зурабов
pg_0009
рода». Тем не менее в обществе силь-
ны настроения против выдвинутой
идеи. Вот еще один случай, когда элита
могла бы выполнить свою просвети-
тельскую функцию, сгладить противо-
речие между властью и обществом по
затронутому вопросу и тем самым по-
способствовать укреплению собствен-
ного государства, приверженного де-
мократическим ценностям.
Вот на этом пути нам удастся пере-
писать конституцию. Не беспокойтесь.
Я имею в виду конституцию, о которой
говорил Бердяев: «Воровство и взятка
– самая действенная русская конститу-
ция на все времена».
– А много ли злоупотреблений
удалось обнаружить, пресечь и
сколько средств удается вернуть
государству в течение года.
– Скажем, в истекшем году нами
установлены факты нецелевого ис-
пользования бюджетных средств на
общую сумму 1,6 млрд рублей. По-
путно замечу, что в казну было возвра-
щено 1,5 млрд рублей. Что же касается
злоупотреблений, то в прошлом году
по фактам нецелевого использования
бюджетных средств было возбуждено
156 уголовных дел.
– Как Вам видится роль Счетной
палаты в решении насущных за-
дач, стоящих перед нашей страной
и обществом, в свете положений,
содержавшихся в Послании прези-
дента РФ В.В.Путина Федерально-
му собранию в нынешнем году.
– Ежегодное послание обращено,
в первую очередь, к внутренним проб-
лемам страны. Это и административ-
ная реформа, ее первые успехи и не-
удачи, направления дальнейшего раз-
вития. Это и реализация закона о
льготных выплатах. Ведь руководитель
страны должен говорить и то, что от
него хотят услышать. А у нас сейчас нет
более злободневной, обсуждаемой
темы, чем монетизация льгот. Тем бо-
лее что нам и дальше идти в этом на-
правлении.
– В конце марта Коллегия Счет-
ной палаты рассмотрела результа-
ты проверки исполнения закона
№122 в I квартале 2005 года. И
пришла к выводу, что в марте уда-
лось добиться некоторого улучше-
ния ситуации. Конструктивное вза-
имодействие проверяющих и про-
веряемых позволило снять ряд
конкретных вопросов уже в ходе
проверки.
– Приостанавливать закон нельзя.
Нужно изыскивать дополнительные
средства для выплаты гражданам де-
нежной компенсации вместо льгот. Вот
по результатам исполнения бюджета-
2004 остались неизрасходованные
средства в размере 50 млрд. рублей. Их
и можно было бы направить на эти цели.
Что касается роли контрольного ве-
домства... Я бы назвал Счетную палату
одним из самых эффективных проектов
государства. И я говорю это совсем не
потому, что ее возглавляю. Мы имеем
дело с цифрами, которые лучшие сви-
детели. В 1997–2004 годах на деятель-
ность Счетной палаты было потрачено 2
млрд 757 млн рублей, в то время как за
тот же период в результате ее деятель-
ности в государственную казну было
возвращено более 67 млрд рублей. Эти
цифры говорят сами за себя.
Осуществляемая в стране админи-
стративная реформа не могла не кос-
нуться и Счетной палаты. Ведь эффек-
тивность работы Счетной палаты в про-
шлом не означает, что она сможет без
необходимых перемен работать точно
так же и в будущем. Включение конт-
рольного органа в вертикаль государст-
венной власти, выразившееся во внесе-
нии изменений в закон о Счетной пала-
те в части назначения ее председателя
и заместителя председателя по пред-
ставлению президента, позволит улуч-
шить взаимодействие контрольного ор-
гана с правительством, в частности в
плане выполнения наших представле-
ний и предписаний. Эти документы так
часто остаются без ответа, что нам на
помощь решил прийти даже Совет Фе-
дерации, недавно обратившийся в пра-
вительство с соответствующим запро-
сом. В целом же участие президента в
формировании Счетной палаты послу-
жит дополнительным стимулом в нашей
работе.
Переход к новому принципу бюд-
жетного планирования объективно
требует от Счетной палаты провести
серьезную модернизацию финансово-
го контроля. Вообще переход к бюд-
жету, ориентированному на результат,
является не самоцелью, а инструмен-
том повышения эффективности рабо-
ты государства в целом. И здесь наше
ведомство будет предоставлять граж-
данам, парламенту, президенту самую
объективную информацию о том, на-
сколько эффективно органы власти
тратят деньги налогоплательщиков.
Подготовил Андрей Тимофеев
Фото: пресс-служба
Счетной палаты и О. Булгаков
12
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
АВТОРИТЕТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
«Этот мяч трижды влетел в ворота «Спортинга». Главный тренер ЦСКА Валерий Газзаев вручает
серебристый «Ротейру» Председателю попечительского совета «Динамо» и заядлому футбольному
болельщику Сергею Степашину