78
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА–
ПУТЬ К УСПЕХУ
Республика
Коми. Крайний
Север
российского
материка.
Суровый климат
и тяжелые
условия жизни.
Но несмотря на
это, там живут
и успешно
трудятся люди,
благодаря
которым этот
регион сегодня
убедительно
доказывает, что
сила России –
в настоящих
гражданах своей
страны.
И один из них –
сегодняшний
глава
Республики,
Владимир
Александрович
Торлопов
В
В
ладимир Александрович, в свое время Вы ста-
ли одним из первых кавалеров Золотого по-
четного знака «Общественное признание»,
врученного Вам на Санкт-Петербургском Экономиче-
ском форуме, в то время единственным среди пред-
седателей законодательных органов российских рес-
публик. Одновременно Вы были избраны членом Пре-
зидиума Независимой организации «Гражданское об-
щество», основной задачей которой является содей-
ствие становлению гражданского общества в России.
В необходимости диалога между властью и граждан-
ским обществом уже не сомневается никто. Как Вы
оцениваете уровень и эффективность диалога и взаи-
модействия гражданских и государственных институ-
тов в вашей республике. Каковы механизмы его реа-
лизации.
– Если оценивать кратко, то можно сказать, что в рес-
публике сложилась система взаимодействия власти и
гражданского общества, но ее эффективность пока нельзя
признать достаточно высокой. Политика правительства ре-
спублики по поддержке и развитию институтов гражданско-
го общества, взаимодействия властных структур и общест-
венных объединений основана на принципиальных положе-
ниях Конституций Российской Федерации и Республики
Коми, которые законодательно закрепляют и защищают
экономическое и политическое многообразие, многопар-
тийность. В Республике Коми, как и в других субъектах Фе-
дерации, на протяжении последних 15 лет достаточно ак-
тивно происходит процесс формирования институтов
гражданского общества, основ многопартийности, реаль-
но обеспечивается конституционное право граждан на
объединение.
pg_0002
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
79
Сегодня в политическом простран-
стве республики, численность населе-
ния которой менее 1 млн. человек, за-
регистрировано более 900 обществен-
ных объединений и гражданских сою-
зов, в том числе 35 региональных отде-
лений общероссийских партий. Одним
из современных перспективных, по на-
шему мнению, направлений развития
гражданского общества является объе-
динительная тенденция неправительст-
венных организаций. Так, в мае 2002 г.
по инициативе целого ряда обществен-
ных объединений была организована
Общественная палата Республики Ко-
ми. Это новый институт гражданского
общества в современной политической
истории республики. Следует отметить,
что в отличие от других регионов Обще-
ственная палата была образована не
при высшем должностном лице, а как
самостоятельный институт политичес-
кой системы республики, институт граж-
данского общества. Сегодня Общест-
венная палата объединяет 37 политиче-
ских и общественных организаций (10
региональных отделений политических
партий, 27 общественно-политических
объединений), представляющих весь
партийно-политический спектр.
В рамках Общественной палаты
проводятся систематические консульта-
ции руководства республики с предста-
вителями политических партий. Мы учи-
тываем их мнения и предложения по во-
просам социально-экономического и
политического развития республики,
партийному строительству, оказываем
содействие в решении проблем.
Считаю, что этот институт граждан-
ского общества является наиболее пер-
спективной формой и механизмом реа-
лизации взаимодействия власти и обще-
ства. Почему. Во-первых, в Обществен-
ной палате представлен весь партийно-
политический и социально-демографи-
ческий спектр гражданского общества.
Это позволяет органам власти одновре-
менно взаимодействовать со всеми ин-
ститутами гражданского общества.
Кроме того, принятие федерального
закона «Об Общественной палате»
сформирует правовую основу деятель-
ности этого института гражданского об-
щества. Он будет своеобразным мо-
дельным законом для разработки соот-
ветствующих правовых актов для регио-
нов. В настоящее время правительство
республики и члены Общественной па-
латы обсуждают перспективы дальней-
шего развития этого института граждан-
ского общества на региональном уров-
не в соответствии с принятым Государст-
венной думой Российской Федерации
законом «Об Общественной палате».
Мы также обсуждаем варианты со-
здания новой системы взаимодействия
власти и общества, которая бы обеспе-
чивала «движение» власти к народу и
«возвышение народа до демократии».
Эта система участия граждан в полити-
ко-административном управлении долж-
на, на наш взгляд, состоять из системы
общественных палат, гражданских (на-
родных) форумов как высшей формы ор-
ганизации гражданского общества – ре-
гиональной, муниципальной – до сель-
ских сходов в деревнях и селах. На госу-
дарственном уровне эта система может
быть зафиксирована в «Концепции уп-
равления общественными отношениями
в Российской Федерации».
Я считаю, что принятие федераль-
ного закона об Общественной палате –
конкретный и реальный шаг в направле-
нии развития институтов гражданского
общества. А все, что необходимо сде-
лать по повышению эффективности это-
го органа в настоящее время – это
обеспечить в полном объеме реализа-
цию этого федерального закона. Воз-
можно, в ходе реализации возникнут
проблемы, и закон будет нуждаться в
корректировке. Но в целом, я уверен,
деятельность Общественной палаты бу-
дет способствовать демократической
модернизации нашего государства.
– С моей точки зрения, совер-
шенно правильно, что такая обще-
ственная структура создана и осу-
ществляет свою деятельность не
при главе республики, а самостоя-
тельно. Может быть, Ваш и другие
подобные примеры сподвигнули
разработчиков Федерального зако-
на об Общественной палате РФ при-
дать ей самостоятельный юридиче-
ский статус, т.е. она работает не при
Президенте РФ, не при парламенте,
но может апеллировать к ним по
Подписание соглашения с «Лукойлом». Владимир Торлопов и Вагит Алекперов
pg_0003
80
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
итогам общественных экспертиз
законодательных актов и решений
органов исполнительной власти. А
есть ли какие-то механизмы и осно-
вы взаимодействия вашей Общест-
венной палаты со всеми ветвями
власти в республике.
– Правовой основой взаимодейст-
вия Общественной палаты с высшими
органами государственной власти рес-
публики является Соглашение о взаимо-
действии с Правительством республики
от 5 января 2003 г. и с Государственным
Советом республики от 23 июня 2003 г.,
в соответствии с которыми органы госу-
дарственной власти оказывают содейст-
вие палате по актуальным вопросам со-
циально-экономического развития и об-
щественно-политической обстановки,
предусмотрено участие Общественной
палаты в законодательном процессе.
По решению Совета Общественной
палаты республики создавались рабо-
чие группы и приглашались независи-
мые специалисты для проведения об-
щественных экспертиз законопроектов
и проектов социально-экономических
программ, рассматриваемых Прави-
тельством и Государственным Советом
Республики Коми, в том числе законо-
проекта «Об административной ответ-
ственности в Республике Коми», проек-
ты программ по реформированию жи-
лищно-коммунального комплекса, ре-
форме системы здравоохранения, про-
екты бюджетов Республики Коми.
Кроме того, у нас создана система
взаимодействия с Общественным фо-
румом Республики Коми, с профсоюза-
ми, с бизнесом, с женскими неправи-
тельственными организациями, с наци-
онально-культурными автономиями, с
ветеранскими, молодежными (Моло-
дежный парламент), правозащитными и
другими организациями.
– Как член Президиума Незави-
симой организации «Гражданское
общество» Вы помогаете в проведе-
нии постоянно действующих граж-
данских благотворительных акций
«Мужество и милосердие» в под-
держку военнослужащих, сотрудни-
ков правоохранительных органов и
спецслужб – участников контртер-
рористических операций на Север-
ном Кавказе. Вы передавали шеф-
ские благотворительные грузы,
крайне необходимые для ваших
земляков, на блок-посты, дальние
погранзаставы и места дислокации
ОМОН, которые от Вашего имени
доставляли им делегации Нацио-
нального гражданского комитета по
взаимодействию с правоохрани-
тельными, законодательными и су-
дебными органами, Независимой
организации «Гражданское общест-
во» и Национального фонда «Обще-
ственное признание». За активное
участие в подготовке и проведении
гражданских благотворительных ак-
ций «Мужество и милосердие», в
том числе на территории Чеченской
республики, а также плодотворную
и самоотверженную деятельность
по оказанию личного гражданского
содействия, духовную поддержку и
общественную солидарность с за-
щитниками Отечества Вы награжде-
ны почетным благодарственным
дипломом НГК по взаимодействию
с правоохранительными, законода-
тельными и судебными органами,
МВД РФ и ФСБ РФ. Как Вы оценива-
ете недавно принятую нами Ком-
плексную программу по обеспече-
нию национальной и общественной
безопасности. Ведется ли в вашей
республике работа в данном на-
правлении. Каковы, на Ваш взгляд,
возможности институтов граждан-
ского общества в обеспечении об-
щественной и национальной безо-
пасности. И что надо делать для по-
вышения роли общественности в
борьбе с терроризмом, кримина-
лом и иными антиобщественными
проявлениями.
– Любая программа, если она носит
не популистский характер, а преследует
конкретные цели по обеспечению безо-
пасности личности, общества и государ-
ства во всех сферах жизнедеятельности,
оценивается мною положительно.
В пределах своей компетенции и
полномочий Коми как субъект Россий-
ской Федерации реализует ряд целевых
республиканских программ по обеспе-
чению общественной безопасности, за-
щите прав и свобод человека и гражда-
нина, жизни и здоровья граждан, а так-
же по социальной профилактике право-
нарушений и воспитанию законопо-
слушных граждан, по сохранению и раз-
витию культурного потенциала нашей
многонациональной республики.
В частности, в декабре 2004 года
принята республиканская целевая про-
грамма «Укрепление правопорядка и об-
щественной безопасности в Республике
Коми на 2005–2008 годы («Правопоря-
док-2008»)», которая затрагивает обо-
значенные вами аспекты и направлена
на преодоление негативных и закрепле-
ние позитивных тенденций в борьбе с
преступностью, поддержание общест-
венного порядка. Общий объем финан-
сирования Программы за счет средств
республиканского бюджета в 2005–2008
годах составит 215,0 млн. рублей.
Кроме того, в республике функцио-
нируют Межведомственные комиссии
Глава Республики с Председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным во время его рабочего
визита в Коми
pg_0004
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
81
по реализации задач обеспечения пра-
вопорядка и общественной безопасно-
сти, противодействия проявлениям тер-
роризма, являющиеся по форме колле-
гиальными органами. В их работе участ-
вуют руководители органов исполни-
тельной власти Республики Коми, тер-
риториальных федеральных органов
власти и представители авторитетных
общественных объединений.
Как показывает практика, возможно-
сти институтов гражданского общества
в обеспечении общественной и нацио-
нальной безопасности значительны.
Считаю, что в целях дальнейшего повы-
шения роли общественности необходи-
мо на законодательном уровне опреде-
лить механизм взаимодействия обще-
ственности с правоохранительными ор-
ганами в сфере борьбы с терроризмом,
поддержания общественного порядка,
а также права граждан и ответствен-
ность государства перед ними. Следует,
на мой взгляд, и конкретизировать пол-
номочия субъектов Российской Феде-
рации в сторону повышения их роли и
ответственности в вопросах общест-
венной и национальной безопасности.
– Владимир Александрович, Вы
обладаете ученой степенью доктора
наук. Скажите, пожалуйста, помога-
ют ли Ваши фундаментальные
познания в области политической
социологии руководить столь не-
простым регионом, которым явля-
ется Коми.
– Вопрос во многом риторический.
Известно, что в основе науки лежит ана-
литическое мышление. Это очень важно
на руководящей работе, когда от умения
быстро и правильно оценить ситуацию
зависит очень многое. Опыт научной ра-
боты дисциплинирует ум, прежде всего
методологически, то есть помогает из
множества фактов, событий, показате-
лей вычленять самое существенное и
отбрасывать все второстепенное. Исхо-
дя из поставленных целей и намечаются
различные варианты действий. Это по-
могает снизить риск ошибки при приня-
тии решения. Человеческое общество –
не есть статичный механизм. Обстанов-
ка все время меняется. В таких условиях
очень помогает диктуемая наукой дис-
циплина мышления, ибо она подразуме-
вает навык правильной постановки про-
блемы. Правильно поставленная задача
уже содержит половину требуемого ре-
шения. Осознание ситуации, четкое
формулирование проблемы, определе-
ние стратегической цели, промежуточ-
ных задач – все это делает работу пла-
новой и системной, а значит, и наиболее
эффективной. Именно такую задачу –
работать системно – я ставлю перед
правительством Республики Коми.
– Перед избранием на пост гла-
вы Республики Коми Вы пять лет
возглавляли Комитет Совета Феде-
рации по вопросам социальной по-
литики. Пригодился ли Вам этот
опыт на посту главы республики.
– Безусловно – да! Мы с вами пре-
красно осознаем, что сегодня большин-
ство ключевых проблем, стоящих перед
нашим обществом, носят остросоциаль-
ный характер. Это уровень жизни, обра-
зования, медицины, безработицы, соци-
ального самочувствия граждан, в конце
концов. Это все в основе своей вопросы
безопасности и перспективного разви-
тия нашего государства. Именно эти во-
просы я курировал в Совете Федерации
на посту председателя соответствующе-
го комитета. И это очень помогает в ра-
боте руководителя региона. В нашей ре-
спублике социальных проблем достаточ-
но, и ими приходится заниматься еже-
дневно. Тут очень помогает фундамен-
тальное знание предмета.
– Почти два года назад Вы прак-
тически полностью обновили свою
команду, набрав в нее людей моло-
дых, многие из которых пришли из
бизнеса. Это по Вашим же словам,
тогда был своего рода риск. Он ока-
зался оправданным.
– И сегодня я могу повторить, что
это был риск. Рисковать всегда непро-
сто, гораздо легче и удобнее идти по
Посещение агропромышленного хозяйства «Пригородный»
Беседа С.А. Абакумова и В.А. Торлопова о проблемах становления гражданского общества
pg_0005
82
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
накатанному пути. Но ситуация склады-
валась таким образом, что необходимо
было делать выбор. Старые методы уп-
равления не давали результатов, любая
инициатива аппарата была в рамках
привычного опыта, который приобре-
тался еще во времена советской систе-
мы. Приходило понимание, что измене-
ния, происходящие в стране, и те зада-
чи, которые ставит правительство Рос-
сии перед субъектами и их руководите-
лями, реализовать в республике воз-
можно только при применении новых
подходов в управлении.
Носителями этих новых методов уп-
равления являются молодые люди, по-
лучившие не только хорошее образова-
ние, но и опыт управления бизнесом.
Это новая формация управленцев, ко-
торая сейчас востребована не только в
федеральном центре, но и в регионах.
Они не боятся брать на себя ответст-
венность, просчитывают риски, прогно-
зируют ситуации. Формируя команду, я
учитывал эти их качества. Для меня глав-
ным была не личная преданность, а про-
фессиональная компетентность.
С ними работать очень не просто.
Они всегда имеют свою позицию, кото-
рую очень убежденно и аргументирова-
нно отстаивают, подкрепляя ее расчета-
ми и экономическими обоснованиями.
С ними необходимо вести диалог, ста-
вить конкретные системные задачи и
убеждать их действовать не по принуж-
дению, а осознанно. Это значит – иметь
более весомые аргументы, чем предла-
гают они.
Конечно, не все проходит гладко, но
считаю, что риск оправдался. Мы суме-
ли подобрать и сформировать команду,
которая обеспечит республике стабиль-
ность и развитие. Уже сейчас, за год-
полтора, она решила множество про-
блем, тянувшихся десять и более лет.
– Насколько нам известно, Вы
инициировали в республике два
масштабных экономических проек-
та: строительство глиноземно-алю-
миниевого производства и созда-
ние новой транспортной системы,
которая должна была существенно
сократить путь из Урала и Сибири в
порты Ленинградской и Архангель-
ской областей. Как обстоят дела с
ними, удалось ли добиться взаимо-
понимания у федерального центра.
– Давайте несколько уточним вопрос:
я вместе с моими коллегами, среди кото-
рых назову Ю.А. Спиридонова, А.М. Ока-
това, М.П. Рощевского, И.Б. Грановича
(этот перечень можно продолжить), стоял
у истоков становления масштабных про-
ектов: «Боксит Тимана» и «Белкомур».
Проект строительства глиноземно-алю-
миниевого комплекса выдержал испыта-
ние рыночным временем и успешно реа-
лизуется в настоящее время. Средне-Ти-
манский бокситовый рудник вышел на
промышленную добычу в 1,6 миллиона
тонн в год, по глиноземному заводу за-
вершена подготовка проектной докумен-
тации, и объект проходит стадию промы-
шленного строительства. Часть проекта,
связанная со строительством алюминие-
вого завода, пока оценивается.
Значение проекта строительства
железнодорожной магистрали Архан-
гельск – Сыктывкар – Пермь трудно пе-
реоценить, так как именно с его реали-
зацией можно было бы более или менее
привести в соответствие транспортную
инфраструктуру региона с его мощным
природным и производственным потен-
циалом. Следует отметить, что проект
органично вписывается и в Генеральную
схему развития железных дорог Евро-
пейского Севера России, которая рас-
смотрена правительством Республики
Коми, администрациями Архангельской
и Пермской областей, Коми-Пермяцко-
го автономного округа и председателем
правительства России.
К сожалению, падение грузооборо-
та по железной дороге, вызванное
спадом промышленного производст-
ва, заметно охладило интерес соучаст-
ников строительства. Однако это ни в
коей мере не умаляет нашей заинте-
ресованности в реализации проекта,
так как его значение для экономики
региона (не буду называть конкретные
цифры) огромно! Поскольку доля госу-
дарства в уставном капитале межреги-
ональной компании «Белкомур» около
98%, основной задачей для нас явля-
ется максимальное привлечение фе-
дерального финансирования для реа-
лизации проекта.
– Коми – республика северная, и
в ней наверняка было много разного
рода категорий льготников. Как у
вас решается проблема монетиза-
ции льгот. Как бы Вы оценили прак-
тику правительства РФ по претво-
рению в жизнь этого Закона.
– Действительно, льготников в рес-
публике немало. Так, в федеральном ре-
гистре их около 78 тысяч человек, в ре-
гиональном – около 110 тысяч.
Во исполнение Федерального зако-
на № 122-ФЗ принят Закон Республики
Коми от 12 ноября 2004 г. и Постанов-
ление правительства республики от 31
декабря 2004 г., разработан порядок
обеспечения транспортных услуг и реа-
лизации социальных проездных билетов
на территории Коми. Отмена льгот не
произошла.
Законом Республики Коми «О соци-
альной поддержке населения в Респуб-
лике Коми» установлены жилищно-ком-
мунальные льготы для льготных катего-
рий граждан в натуральной форме. Ос-
тальные льготы заменены ежемесячны-
ми денежными выплатами.
В связи с передачей расходных обя-
зательств по предоставлению льгот на
Подписание соглашения с ИТАР-ТАСС
pg_0006
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
83
субъекты Российской Федерации (вете-
раны труда, труженики тыла, реабилити-
рованные лица) увеличились расходы из
республиканского бюджета республики.
Несмотря на это, правительством рес-
публики изучаются вопросы об индекса-
ции установленных выплат региональным
льготникам и предоставлении иных ви-
дов социальной поддержки. Кроме того,
для решения проблемных вопросов, воз-
никших в ходе реализации Закона №
122-ФЗ, правительством Республики Ко-
ми подготовлены предложения по внесе-
нию изменений и дополнений в указан-
ный закон (перевести тружеников тыла,
реабилитированных лиц из региональ-
ных льготников в федеральные, при этом
тружеников тыла приравнять по предо-
ставлению мер социальной поддержки к
участникам ВОВ, а также установить ме-
ру социальной поддержки по оплате про-
езда к месту лечения и обследования ин-
валидов, детей инвалидов и лиц, сопро-
вождающих инвалида I группы и детей
инвалидов и др. Но проблемы пока есть.
– Важнейший источник развития
региона – бюджет. Каково Ваше
мнение о соотношении бюджета ре-
гиона и федерального бюджета. Вас
устраивает сложившаяся ситуация.
– Республика Коми все последние
годы является субъектом-донором и не
получает трансферта из федерального
бюджета. Негативной тенденцией на
протяжении ряда лет является ежегод-
ное, вследствие решений, принимае-
мых федеральным центром, сокраще-
ние доли доходов бюджета республики
в общей сумме доходов, собираемых на
ее территории. Так, если в 1998 году в
бюджете Республики Коми оставалось
75% собираемых налоговых доходов, в
2000 году – 54%, то в 2004 году этот по-
казатель сократился до 44%. По итогам
января–февраля текущего года в бюд-
жете Республики Коми осталось только
35% всех собранных на ее территории
налогов. Такое распределение налого-
вых доходов по уровням бюджетов не
может устраивать ни один субъект Рос-
сийской Федерации.
Существующая политика, приводя-
щая к уменьшению доходной базы субъ-
ектов Российской Федерации и концен-
трации налоговых платежей в федераль-
ном бюджете, служит причиной сокра-
щения возможностей для формирова-
ния «бюджета развития». Отсутствие
достаточных финансовых ресурсов поз-
воляет в лучшем случае сформировать
«бюджет выживания!», в который попа-
дают далеко не все необходимые рас-
ходы, что неблагоприятно влияет на со-
циально-экономическое развитие реги-
она, приводит к росту кредиторской за-
долженности в бюджетной сфере, необ-
ходимости привлечения заемных источ-
ников для покрытия дефицита бюджета.
– Какие, на Ваш взгляд, наибо-
лее актуальные проблемы сущест-
вуют сегодня в отношениях между
федеральным центром и регионами
и что необходимо сделать для их
разрешения.
– Проводимая административная
реформа состоялась, но до конца еще
не завершена. Как и любая реформа,
она имеет свои плюсы и минусы. На наш
взгляд, в отношениях между федераль-
ным центром и регионами нет неразре-
шимых противоречий. Однако на сего-
дняшний день существует ряд задач,
для успешного решения которых необ-
ходимы совместные действия феде-
рального центра и органов власти субъ-
ектов Российской Федерации.
Сегодня начаты несколько системо-
образующих реформ. А именно: рефор-
ма управления, реформа муниципаль-
ных образований, реформа здравоо-
хранения, реформа социального обес-
печения. Они носят долгосрочный ха-
рактер, и каждому профессионалу-уп-
равленцу ясно, что потребуется
довольно продолжительное время для
отработки механизма их осуществле-
ния. Нужно все предусмотреть и отра-
ботать, чтобы задуманные реформы
привели к результату, ради которого,
собственно, и задумывались: улучше-
Глава республики лично поздравляет каждого жителя Коми отметившего 100-летний юбилей
Владимир Торлопов во время посещения школьного музея в с. Пыелдино вручает в дар китель Героя
Советского Союза Ивана Горчакова
pg_0007
84
ПРИЗНАНИЕ
№ 33 / 2005
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
нию жизни граждан нашей страны. И от
совместных усилий федерального цент-
ра и регионов по подготовке и проведе-
нию этих реформ, нашей общей плано-
мерной и целенаправленной работы во
многом будет зависеть успех преобра-
зований.
– Прямые и всенародные выбо-
ры руководителей регионов позво-
ляли выбирать людей известных,
уважаемых и уже сделавших немало
для своей «малой родины». Тех, кто
болеет душой и сердцем за свой ре-
гион. Нет ли опасности в том, что
при новой системе назначений, в
руководство регионов могут по-
пасть люди, в некотором роде по-
сторонние. Которые будут рассмат-
ривать свой пост лишь как инстру-
мент дальнейшего карьерного и по-
литического роста, со всеми выте-
кающими из этого последствиями.
Этакие «карьерные временщики».
– Сама идея избрания глав исполни-
тельной власти законодательными со-
браниями по представлению президен-
та России совместима с общемировой
практикой и соответствует демократи-
ческим принципам. В целом ряде феде-
раций, являющихся парламентскими
(Германия, Канада и др.), глава исполни-
тельной власти субъекта, как правило,
избирается региональными парламен-
тами или даже одной из его палат.
По сути, президентом России вы-
двигается определенная система тре-
бований. Глава субъекта Федерации
рассматривается как влиятельная кон-
солидирующая фигура, способная выст-
раивать конструктивный диалог и парт-
нерские отношения с общественнос-
тью, бизнесом, законодательным со-
бранием, поддерживать инициативы
федеральной власти, участвовать в про-
цессах выработки решений на феде-
ральном уровне и обеспечить социаль-
но-политическую и социально-экономи-
ческую стабильность в регионе.
В дальнейшем предложенная пре-
зидентом кандидатура проходит проце-
дуру «одобрения» региональным зако-
нодательным собранием. Депутаты, из-
бранные всенародным голосованием,
несут ответственность перед населени-
ем своего региона. Думаю, что подход,
который основан именно на системе
требований, является более принципи-
альным и жестким, чем даже у избирате-
лей, что исключает возможность назна-
чения на эту должность «карьерных вре-
менщиков».
Кроме того, президент России,
предлагая ту или иную кандидатуру на
пост главы субъекта Федерации, прини-
мает на себя всю полноту ответственно-
сти за деятельность губернатора перед
населением региона. И если губернатор
не справляется со своими полномочия-
ми, это самым непосредственным об-
разом негативно отразится на доверии
населения к президенту, который изби-
рается населением на прямых всеоб-
щих выборах тайным голосованием.
И еще один довод за новую схему из-
брания глав субъектов Федерации. Я
уже говорил, что если губернатор будет
представлять президента, то возрастает
и ответственность президента за разви-
тие регионов. Ведь задачи, которые бу-
дет ставить президент перед региональ-
ным руководителем, надо выполнять, а
для этого необходимы в том числе и фи-
нансовые ресурсы. Таким образом, но-
вая система формирования института
высшего должностного лица региона бу-
дет способствовать позитивным сдви-
гам и в межбюджетных отношениях.
– Владимир Александрович! Вы
родились, выросли и состоялись
как руководитель именно в Респуб-
лике Коми. Ваша биография связа-
на исключительно с этим регионом.
Наверняка Вы хорошо знаете жизнь
и проблемы малых народов, насе-
ляющих Коми, ведь каждый из них –
это особая культура, традиции, ис-
тория. Как на практике осуществля-
ется в республике деятельность по
сохранению и поддержанию малых
народов Севера.
– В Коми проживают представители
более 130 национальностей, но корен-
ным народом является коми (коми-зы-
ряне), который входит в уральскую язы-
ковую семью, ведет свою историю с
эпохи неолита. Он имеет свою уникаль-
ную самобытную культуру, а основной
ценностью является язык коми, относя-
щийся к числу старописьменных.
В области реализации прав корен-
ного народа на развитие языка и куль-ту-
ры, сохранение традиций, обычаев, об-
раза жизни приняты и действуют статьи
3, 27, 67 Конституции Республики Коми
и ряд специальных законов Республики
Коми. На уровне правительства респуб-
лики поддерживается национальное
книгоиздание, средства массовой ин-
формации, вещание на родном языке.
Народ Коми не входит в число коренных
малочисленных народов Севера, так как
насчитывает более 256 тыс. человек, а в
соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации к малочисленным
относятся народы с численностью до 50
тыс. человек, и они находятся под осо-
бой заботой государства.
Планом мероприятий по реализа-
ции государственной национальной по-
литики Республики Коми на 2004–2007
годы предусмотрена поддержка факто-
рий, страхование жизни оленеводов-ко-
чевников, перевозка детей оленеводов
в тундру и обратно на время летних ка-
никул, поддержка начальной школы-са-
да № 110 (для детей коренных малочис-
Владимир Торлопов поздравляет с юбилеем четырехкратную олимпийскую чемпионку по лыжным
гонкам Раису Сметанину
pg_0008
РАЗГОВОР С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
№ 33 / 2005
ПРИЗНАНИЕ
85
ленных народов) в п. Советский и поли-
технического лицея № 13 г. Инты (груп-
пы оленеводов).
Коренные малочисленные народы в
основном занимаются оленеводством,
рыболовством, охотой. По поручению
главы Республики Коми в настоящее
время Минсельхоз республики готовит
проект закона «Об оленеводстве», кото-
рый будет направлен на сохранение и
развитие оленеводства как основы тра-
диционного образа жизни, культуры и
хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов, сохранение
традиций и культуры коренных малочис-
ленных народов. Рассмотрение закона
планируется Государственным советом
Республики Коми во втором квартале
2005 года.
Министерство культуры и нацио-
нальной политики РК активно работает с
Министерством регионального разви-
тия России по реализации на террито-
рии республики федеральной целевой
программы «Экономическое и социаль-
ное развитие коренных малочисленных
народов Севера до 2011 года».
– 2005 год – год 60-летия Вели-
кой Победы. Как в вашей республи-
ке отмечается этот славный юби-
лей, какие мероприятия готовятся,
что делается в плане помощи и под-
держки ветеранов.
– Подготовка к празднованию юби-
лея Победы находилась под моим лич-
ным контролем и велась совместно с
общественными ветеранскими органи-
зациями. Сделано немало. Остановлюсь
на самых важных моментах. Это улучше-
ние жилищных условий инвалидов, уча-
стников ВОВ, вдов погибших (умерших)
участников войны. По данным городов и
районов Республики Коми, в очереди на
улучшение жилищных условий этой кате-
гории жителей республики состояло на 1
января 2005 года 390 человек. На 1 мар-
та эта цифра сократилась до 367 оче-
редников благодаря выделению средств
из республиканского бюджета в качест-
ве субвенций местным бюджетам. В
2004 г. по программе переселения было
приобретено несколько квартир для ин-
валидов, участников Великой Отечест-
венной войны, семей погибших воинов
из районов Крайнего Севера и прирав-
ненных к ним местностей для переселе-
ния в южные районы республики.
В связи с недостатками в учете
льготных категорий ветеранов, допуска-
емыми органами местного самоуправ-
ления, Министерством архитектуры,
строительства и коммунального хозяй-
ства Республики Коми совместно с Ми-
нистерством здравоохранения и соци-
ального развития организована работа
межведомственной комиссии по прове-
дению ревизии списков инвалидов, уча-
стников Великой Отечественной войны,
вдов погибших (умерших) участников. В
настоящее время работа комиссии про-
должается. В 2005 году планируется за-
вершение строительства жилого дома в
Сыктывкаре, в котором 144 квартиры
будет отдано ветеранам войны.
В этих же целях открыт муниципаль-
ный дом-интернат на 50 мест в г. Емва
Княжпогостского района, ведется рабо-
та по открытию в 2005 году подобного
учреждения в Инте. Из средств респуб-
ликанского бюджета –1,5 млн. руб. ока-
зана единовременная помощь на ре-
монт домов одиноким ветеранам, про-
живающим в частном секторе. Эта ра-
бота продолжается и в 2005 году, для че-
го будут направлены средства в объеме
2,5 млн. руб. Более 1000 ветеранам
войны, проживающим в частном секто-
ре, жилье будет отремонтировано.
В 2004 году бесплатно протезиро-
вали зубы более 7 тысяч ветеранов, ин-
валидов, граждан пожилого возраста.
Более 30 млн. руб. израсходовано на
приобретение лекарств и медикамен-
тов для льготных категорий граждан.
Около 3 тысяч человек получили бес-
платные санаторно-курортные путевки.
Проведена работа по укреплению мате-
риально-технической базы госпиталя
ветеранов войн в Сыктывкаре, здесь
приобретено эндоскопическое обору-
дование стоимостью 500 тысяч рублей.
В ходе республиканского рейда бы-
ли посещены и обследованы около
15 тысяч ветеранов войны, в том числе
одиноких – 10879 человек, на оказание
адресной помощи в ходе рейда израс-
ходовано 750 тысяч руб. из республи-
канского бюджета.
Делегации ветеранов – участников
Великой Отечественной войны жителей
Республики Коми по приглашению глав
администраций регионов России выез-
жали в Волгоград, Архангельск, Санкт-
Петербург, где принимали участие в
торжествах по случаю 60-летия сраже-
ний Великой Отечественной войны.
В Национальном музее Республики
Коми подготовлена и в настоящее время
работает республиканская выставка «Ты-
сяча писем о войне и мире. Вторая ми-
ровая война в письмах», проведен рес-
публиканский фестиваль «Салют Побе-
ды». У нас издана 11-томная электронная
версия республиканской Книги памяти,
где прослежена судьба 171 тысячи участ-
ников Великой Отечественной войны,
постоянно ведется поисковая работа.
– Владимир Александрович! Ра-
бочий день руководителя республи-
ки, наверняка, расписан по минутам.
А как Вы проводите свободное вре-
мя, есть ли у вас какие-то увлечения.
– Рабочий день у всех руководите-
лей регионов расписан по минутам. Но
и этого времени не хватает для того,
чтобы сделать все запланированное.
А что касается увлечений, то я люблю
русскую баню и выезды на природу. Они
для меня, северянина, единственное
спасение от всех неприятностей и са-
мая большая радость.
Подготовил Анрей Тимофеев
Владимир Торлопов и президент Армении Роберт Кочарян во время неофициального визита в Армению