– Прошло полтора года с момен-
та назначения Вас на должность
уполномоченного по правам челове-
ка в РФ и уже можно подвести неко-
торые итоги. Расскажите, пожалуй-
ста, о том, каким для Вас стал этот
период.
– Я должен сказать, что эти полтора
года были наполнены довольно тяжелой
работой. Тяжелой потому, что суть ее за-
ключается в попытках восстановить права
граждан. Граждане пишут, присылают нам
жалобы, и этих жалоб приходит довольно
много, от 200 до 300 жалоб в день, что в
год составляет примерно около 40 тысяч.
А мы должны отреагировать, принять ме-
ры по каждой из них. Конечно же, сущест-
вует некоторый отсев, поскольку наши
граждане трактуют законы не всегда гра-
мотно и квалифицированно, но тем не
менее жалобы, которые действительно
признаются основательными с точки зре-
ния закона и где действительно просле-
живаются нарушения закона, принимают-
ся в работу. Наша задача заключается в
том, чтобы убедить власти различных
уровней, от регионального до федераль-
ного, принять к сведению нашу точку зре-
ния, обеспечить защиту граждан, удовле-
творить их просьбы и требования . Конеч-
но, не всегда удается добиться этого с
первого раза, это трудная работа. Поэто-
му наш скромный аппарат, хотя кому-то
его численность может показаться и не-
малой, 180 человек, полностью загружен,
и на уполномоченного ложится сущест-
венная часть этих проблем. Но работа эта
хорошая, можно сказать, благодарная,
как я и говорил президенту, когда он
предложил меня парламенту в качестве
кандидата на этот пост, и я продолжаю ос-
таваться при том же мнении. Я выполняю
ее с удовольствием, стараюсь сделать
все что могу.
– 40 тысяч обращений в год – это
огромная цифра и Вы сказали, что
проводится некоторый отсев, а
сколько реально принимается в ра-
боту.
– Отсев – это тоже работа. Я думаю,
что к дальнейшей работе принимается
никак не меньше половины поступивших
жалоб. Мы со своей стороны пишем в
инстанции, стараемся обосновать жало-
бы людей, привести их в соответствие с
положениями законов и убедить власти
обратить на них внимание.
Именно обратить внимание, ведь
рычагов принуждения, с помощью кото-
рых можно было бы заставить те или
иные органы и ведомства принять необ-
ходимые меры, у уполномоченного нет.
Поэтому приходится в полной мере ис-
пользовать метод убеждения, привле-
кать прессу, которая нас поддерживает,
использовать ее авторитет с тем, чтобы
добиться положительной реакции на на-
ши обращения. Я думаю, что примерно
на семь процентов нам это удается. Это,
можно сказать, международный стан-
дарт. Например, у шведского уполномо-
ченного, а это самый старый институт
уполномоченного в Европе, примерно
такой же процент эффективности.
– Семь процентов – это показа-
тель общего количества положи-
тельных решений различных орга-
нов власти по вашим обращениям.
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
«
«
Н
Н
а
а
д
д
о
о
с
с
д
д
е
е
т
т
с
с
к
к
о
о
г
г
о
о
с
с
а
а
д
д
а
а
в
в
о
о
с
с
п
п
и
и
т
т
ы
ы
в
в
а
а
т
т
ь
ь
у
у
ч
ч
е
е
л
л
о
о
в
в
е
е
к
к
а
а
о
о
с
с
о
о
з
з
н
н
а
а
н
н
и
и
е
е
т
т
о
о
г
г
о
о
,
,
ч
ч
т
т
о
о
о
о
н
н
Г
Г
р
р
а
а
ж
ж
д
д
а
а
н
н
и
и
н
н
»
»
Владимир Лукин:
Владимир Лукин:
pg_0002
– Да, именно так. Не считая матери-
алов, которые мы передаем в прокурату-
ру, и по которым прокуратура возбужда-
ет дела. Дальнейшее развитие событий
по ним целиком и полностью переходит
в ее компетенцию. Мы же, со своей сто-
роны, принимаем все необходимые ме-
ры к тому, чтобы обратить внимание ор-
ганов прокуратуры на те или иные нару-
шения, речь о которых идет в жалобах
граждан. Ведь главными органами, от-
ветственными за соблюдение и восста-
новление законности являются суд, про-
куратура и так далее. Ну и, конечно, в тех
случаях, когда возможно, и сами мы дей-
ствуем в направлении соблюдения и
обеспечения законных прав граждан.
– Вам приходится постоянно вза-
имодействовать с различными вет-
вями и органами власти, на самых
разных уровнях. Легко находите об-
щий язык с ними, или все-таки с тру-
дом. Какие проблемы возникают, в
чем их корень, на Ваш взгляд.
– Корень трудности взаимопонима-
ния и взаимоотношений заключается в
том, что власти не привыкли к тому, что-
бы кто-то оспаривал их точку зрения. По-
этому некоторые представители власт-
ных структур с раздражением реагируют
на любое сомнение, в том числе и со
стороны уполномоченного, что они, вла-
сти, поступили мудро и правильно в том
или ином конкретном случае. Поэтому
взаимоотношения с ними – это настоя-
щая дипломатическая работа, не менее
тонкая, чем международная дипломатия.
В принципе у нас сложились непло-
хие отношения с Генеральной прокурату-
рой. Там с вниманием относятся к нашим
предложениям, жалобам, к нашим ука-
заниям на допущенные нарушения, к на-
шим рекомендациям о том, как надо бы-
ло бы действовать в той или иной ситуа-
ции. Мы, например, стали инициаторами
возбуждения дел по целому ряду статей,
в частности, по обращению с заключен-
ными в Ленинградской области, по про-
блемам массового нарушения прав
граждан в Башкортостане, мы активно
сотрудничаем с прокуратурой в Твер-
ской области, мы добились возбуждения
там целого ряда уголовных дел по целым
трем эпизодам нарушений прав граж-
дан, в Бежецке, в селе Рождествено и
так далее.
У нас неплохие отношения с Консти-
туционным судом, мы отправляем туда
запросы по делам граждан и зачастую
решения по ним принимаются в нашу
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Старейший в Европе институт уполномоченного по правам человека находится в Швеции. Обмен опытом
в риксдаге (парламенте)
Родился 13 июля 1937 г. в г. Омске. Родители были репрессированы через не-
сколько дней после его рождения, воспитывался у родственников. В 1959 г. окончил
исторический факультет Московского государственного педагогического института
им. В.И. Ленина. Доктор исторических наук, профессор. Награжден орденом «Знак по-
чета» и орденом «За заслуги перед Отечеством II степени». Владеет английским, фран-
цузским и испанским языками. Женат, имеет двух сыновей и внука.
В 1959–1960 гг. работал научным сотрудником Государственного исторического
музея СССР, в 1966–1961 гг. – Музея революции СССР. 1961–1964 гг. – аспирант Ин-
ститута мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР.
В 1964–1965 гг. научный сотрудник ИМЭМО. 1965–1968 гг. – старший референт чехо-
словацкой редакции журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага). 1968–1987 гг.
заведующий сектором дальневосточной политики Института США и Канады АН СССР.
1987–1989 гг. – заведующий отделом управления стран Тихого океана и Юго-Восточ-
ной Азии МИД СССР. 1989 г. – заместитель начальника, заведующий отделом управ-
ления оценок и планирования МИД СССР. В 1989–1990 гг. руководитель группы анали-
за и прогнозирования при секретариате Верховного Совета СССР.
В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по 9-му Подольскому нацио-
нально-территориальному округу (Московская область), баллотируясь в предвыбор-
ном блоке «Демократическая Россия». В июне 1990 г. был избран председателем Ко-
митета ВС РСФСР по международным делам. С февраля 1992 по сентябрь 1993 года –
посол РФ в США. С мая 1992 г. был постоянным наблюдателем РФ при Организации
американских государств (ОАГ). В 1991 году был председателем Советского нацио-
нального комитета по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству.
Вместе с Г. Явлинским и Ю. Болдыревым возглавил избирательное объединение
«Явлинский – Болдырев – Лукин». 17 декабря 1995 года был избран депутатом Госу-
дарственной думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва по
федеральному округу, список «Яблоко». В Госдуме 1 и 2-го созыва был председате-
лем комитета ГД по международным делам.
19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной думы Федерально-
го Собрания Российской Федерации третьего созыва по федеральному округу, спи-
сок «Яблоко». В Государственной думе 3-го созыва был вице-спикером.
В феврале 2004 года был выдвинут президентом Владимиром Путиным на пост
уполномоченного по правам человека в РФ. 13 февраля 2004 года Государственная ду-
ма избрала В.П. Лукина на эту должность.
ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ ЛУКИН
pg_0003
пользу. Не так давно Государственная ду-
ма отказала мне в праве выступить там с
внеочередным заявлением в связи с тем,
что неподготовленную и неуклюжую реа-
лизацию закона №122 я счел нарушени-
ем прав граждан. Я отправил соответст-
вующий запрос экспертам Конституци-
онного суда, и они ответили, что прав я, и
сам, по своей инициативе, согласно Фе-
деральному конституционному закону об
уполномоченном по правам человека,
могу квалифицировать, нарушены ли в
массовом порядке права граждан, или
нет. В случае констатации факта такого
нарушения я по закону имею право на
выступление в Государственной думе.
Вопрос был решен экспертами Консти-
туционного суда в мою пользу, и это да-
леко не единственный случай.
Что же касается Верховного суда, то я
должен сказать, что там есть следующая
проблема: уполномоченный располагает
некоторыми формами воздействия на су-
дебную практику, которые закреплены в
Конституции, но не перенесены в уголов-
ный, уголовно-процессуальный и адми-
нистративный кодексы. Естественно, что
судьи в своей практике руководствуются
кодексами, а не законом об уполномо-
ченном. В этом как раз и заключается
проблема. Мы беседовали на этот счет с
Лебедевым, председателем Верховного
суда, и он согласился с тем, что нужно
вносить соответствующие изменения в
кодексы. Однако в администрации пре-
зидента и в ряде других органов на этот
счет существует другое мнение. Хотя, ко-
нечно, Федеральный конституционный
закон по рангу выше, чем все остальные
кодексы, это ведь Федеральный закон.
Поэтому я и продолжаю счи-
тать, что правда на моей сторо-
не. Так что, как видите, с разны-
ми органами разные отноше-
ния, но в принципе мы сотруд-
ничаем.
– А как у Вас складыва-
ются отношения с предста-
вителями исполнительной
власти, Вам ведь часто при-
ходится вступать с ними в
контакт, налаживать взаи-
модействие.
-– Да, конечно, мне очень
часто приходится выходить на
самые разные министерства и
ведомства. Например, был сре-
ди них Газпром. Строго говоря,
это не министерство, хотя они
сами себя считают чем-то вро-
де того. С Газпромом у нас был крайне
неприятный случай, странный случай. Я
дважды обращался к руководству этой
организации с предложением оказать
содействие русскоязычной школе в Турк-
мении. Я просто не получил ответа. То
есть обращения уполномоченного в этом
ведомстве просто проигнорировали, во-
преки закону. Впрочем, подобные ситуа-
ции являются скорее всего исключением,
редким исключением. Все ведомства, в
которые мы обращаемся, реагируют,
редко говорят «нет», но и не очень часто
говорят прямое «да». Отношения в этой
сфере складываются разные и по-разно-
му. Конечно, сложнее всего работать с
Министерством финансов, потому наши
просьбы часто имеют отношение к день-
гам. Чисто по-человечески я могу их по-
нять, но вместе с тем Минфин – это до-
вольно принципиальная организация.
Большинство учреждений и ведомств
старается помочь. Там, где это сделать
легко. А там, где это сделать трудно, – от-
вечают вежливо. Отписка – великое дело,
это ведь основная функция аппарата –
создавать отписки вместо принятия ре-
шения. Так что я как уполномоченный, яв-
ляюсь одним из объектов отписок.
– Закон о монетизации льгот, как
Вы уже упомянули, содержал в себе
ряд признаков прямого нарушения
прав граждан. А как Вы с этой точки
зрения оценили бы содержание тех
новых законов, которые готовятся в
рамках реформы ЖКХ, образова-
ния, здравоохранения и так далее.
– Мы были одними из самых первых,
кто предупреждал о негативных сторо-
нах 122-го закона, что не нужно спешить
с его принятием, говорили, что лучше
его пока отложить, посмотреть более
внимательно, оценить, как этот закон
скажется на конкретных людях. Когда я
выступал в Государственной думе с оче-
редным ежегодным докладом, то еще
тогда говорил, что у любой реформы
должно быть человеческое лицо. Это
значит, что при ее проведении необхо-
димо учитывать то, как она отразится не-
посредственно на людях. Принятие по-
литических и экономических решений не
входит в компетенцию уполномоченно-
го, но надо обязательно смотреть, как
эти решения могут сказаться на каждом
человеке. Все это имеет самое прямое
отношение к тем реформам, которые у
нас сейчас находятся в стадии подготов-
ки. Если мы извлечем уроки из 122-го
закона, если мы продумаем все меха-
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Уполномоченный по правам человека принимает активное
участие в работе по борьбе и профилактике подростковой
наркомании, алкоголизма и преступности
Российский уполномоченный по правам человека поддерживает постоянные и плодотворные связи с
европейскими парламентариями. В.П. Лукин и генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис
pg_0004
низмы, поймем, как решается проблема
для конкретной семьи конкретного Ива-
нова, и не окажется ли, что выплата за
квартиру для Иванова и его семьи будет
больше, чем он зарабатывает…
– И в результате получится, что
«злостного неплательщика» Иванова
насильно переселят в какой-нибудь
бидонвиль или фавелу в их россий-
ском исполнении…
– Да, и что же, мы будем создавать
своими руками ситуацию, подобную тем,
что описаны у Диккенса или у Горького.
«На дне» вспомните, ведь будет проис-
ходить примерно то же самое. Нам гово-
рят, что богатые вот здесь будут жить, от-
гороженные решетками, а бедные – вот
тут, в лачугах и хижинах. К чему такое при-
водит, мы все хорошо знаем. А приводит
это к тому, чего власть справедливо опа-
сается, – к разным революциям. Контра-
сты визуальные, территориальные, оче-
видная пропасть между богатыми и бед-
ными, и что тогда. Произойдет разделе-
ние на территории, где на одних скон-
центрированы люди с горящими от нена-
висти глазами, а люди, которые являются
объектом этой ненависти, – на других. В
итоге – подготовка двух фронтов граж-
данской войны. Зачем это делать. Мо-
жет быть, можно найти какие-то более
разумные и гибкие пути для развития тех
сфер, которые предлагается реформи-
ровать. Я прекрасно понимаю, что сти-
мулы должны быть, что богатые люди
должны существовать, люди должны
стремиться зарабатывать больше и жить
лучше, у них должны быть возможности
использовать свое богатство, но ведь не
в такой звериной форме это должно про-
исходить, все должно иметь человечес-
кое лицо. Необходимо создать опреде-
ленную моральную атмосферу в стране,
а создать такую моральную атмосферу
через образование таких видимых, кри-
чащих, локализованных по времени и по
месту контрастов, невозможно.
– Не хлебом единым… В пакете
так называемых реформ мы нахо-
дим и систему образования. Судя по
всему, мы опять столкнемся с нару-
шениями права человека на образо-
вание.
– Вы знаете, это очень не-
простой вопрос. Я в принципе
не считаю абсолютно непра-
вильными идеи, связанные с
единым госэкзаменом. Пото-
му что, будем говорить прямо,
равные возможности для об-
разования сейчас у нас – это
фикция. И коррупционная си-
стема поступления в учебные
заведения людей зажиточных
– она сложилась, существует
и функционирует. И работает
как часовой механизм. Как
известно, платное образова-
ние существует в хорошо из-
вестных формах, лжерепети-
торство, например, и так да-
лее, и тому подобное. В этом
смысле я не являюсь сторон-
ником единого госэкзамена.
Может быть, хотя бы частично,
этот экзамен стал бы одним из
факторов, способствующих поступлению
в высшие учебные заведения способных
людей. Это почти то же самое, о чем мы
говорили несколько минут назад: нельзя
делить общество на группы людей, одна
из которых сможет получать высшее об-
разование благодаря наличию денег у
них или их родителей, и группу, которая
не будет иметь никаких шансов. Нельзя,
потому что действовать таким образом
означает плодить революцию. У нас
очень любят говорить, что кто-то там в
мешках якобы приносит деньги из-за
границы, и вот поэтому происходят рево-
люции. Революции никогда поэтому не
происходят, может быть, в лучшем случае
финансы извне становятся каким-то тре-
тичным или четвертичным стимулирую-
щим фактором. Первопричина револю-
ций, и мы хорошо это знаем, совсем в
другом – во внутренних условиях, кото-
рые складываются в обществе. «Неча на
зеркало пенять, коли рожа крива», – как
гласит народная мудрость. Поэтому вот
не надо создавать обстановку, питатель-
ную среду для всякого рода экстремизма
и революционных настроений.
На реформу надо смотреть очень
конкретно: что способствует освежению
элиты, в том числе и с помощью доступа
к образованию не только из элитарных
кругов, и что этому противодействует. Я
за то, чтобы так называемая элита, хотя я
не очень хорошо знаю, что это такое,
вентилировалась. Кстати говоря, насто-
ящая демократия – это один из спосо-
бов вентилировать элиту, без вентиля-
ции происходит загнивание, деградация
и как результат – ликвидация.
– Существует мнение, что одна
из причин скоропалительного при-
нятия плохо подготовленных зако-
нов заключается в отсутствии долж-
ного контроля со стороны общест-
ва. В начале года был принят закон
об Общественной палате – органе,
который по сути своей и призван
обеспечить тот самый гражданский
контроль над законотворчеством в
нашей стране и не допускать повто-
рения ситуаций, подобных той, о ко-
торой мы сегодня с Вами уже гово-
рили. Как Вы оцениваете целесооб-
разность создания и перспективы
работы Общественной палаты.
– Я бы был счастлив, если бы Обще-
ственная палата смогла внести какой-то
реальный вклад и обеспечить принятие
продуманных, взвешенных и прорабо-
танных с точки зрения их дальнейшей
реализации законов. Мне представляет-
ся, что существуют нормальная, нарабо-
танная всей мировой историей практика
и традиции в этой области. Прежде все-
го я имею в виду парламентский кон-
троль. Я придерживаюсь того мнения,
что гораздо лучше, если у нас будет су-
ществовать один полноценный парла-
мент, чем три или четыре неполноцен-
ных. Почему я так считаю. Я работал в
парламенте, причем довольно долго, и я
хорошо знаю, что там существуют про-
фильные комитеты, довольно грамотный
аппарат, который-то и должен отслежи-
вать все тенденции и анализировать за-
конопроекты, в частности, с точки зре-
ния их социальных, экономических и по-
литических последствий. Что касается
общественной экспертизы, так ведь для
этого в парламенте существует возмож-
ность дискуссий, обсуждений между
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Проверка условий содержания арестованных в СИЗО в рамках
общеинспекционной поездки в Тверскую область
pg_0005
правящей партией и оппозицией, парла-
ментские слушания. А аргументы вроде
тех, что парламент плох, потому что он с
первого дня думает о следующих выбо-
рах – это абсолютно несерьезные аргу-
менты. Как раз наоборот, он хорош тем,
что думает о следующих выборах, ибо
это означает, что он связан с избирате-
лями, чье мнение для него является важ-
ным. А Общественная палата с избира-
телями не связана. Поэтому я не знаю, о
чем будет она думать. Может быть, ее
члены будут думать о том, чтобы с помо-
щью участия в Общественной палате
пробить какое-то помещение, решить
какие-либо бизнес-вопросы, и так да-
лее. Я думаю, что мнение общества от-
ражают только те, кто зависит от людей,
от общества. А вот ликвидация такой за-
висимости и приводит к стагнации сис-
темы. Кроме того, мы видим попытку со-
здать некую имитационную структуру,
которую кто-то хочет назвать демократи-
ческой. Это очень опасно. Для тех, кто
это делает прежде всего.
– Без ложной скромности – сей-
час, по прошествии полутора лет,
Вы уже можете назвать какие-либо
события, которые уполномоченный
мог бы записать себе и своей коман-
де в актив, а что, наоборот, не уда-
лось сделать.
– Я не думаю, что мне следует анали-
зировать, что плохого и что хорошего я
смог сделать. Оценивать мою работу
должна общественность. Есть отзвук по-
ложительный – значит, я работаю хоро-
шо, нет отзвука или он есть, но очень
критический – значит, я работаю плохо.
Знаете, как Пастернак сказал: «Другие
по чужому следу пройдут твой путь за пя-
дью пядь, но пораженья от победы ты
сам не должен отличать… Но должен ни
единой долькой не отступаться от ли-
ца…». Вот я и стараюсь это делать. Ко-
нечно, я мог бы говорить, что к такому-то
числу я привел состояние с правами че-
ловека к такому-то и такому-то
результату, улучшил, углубил и так далее,
но ведь тогда я просто буду выглядеть
довольно глупо. Ситуация с правами че-
ловека в России, проблемы, которые в
ней существуют – это проблемы долго-
временного характера. Ни один фокус-
ник, ни один человек в короткий срок не
улучшит, да, впрочем, и не ухудшит со-
стояние с правами человека в России.
Потому что оно обусловлено множест-
вом долговременных факторов, истори-
ческой традицией, не очень благоприят-
ной. Хотя бы потому, что человеческая
жизнь в нашей стране всегда ценилась,
мягко говоря, невысоко. Достаточно по-
смотреть на всю нашу историю, начиная
с Ивана Грозного… Изменить эту тенден-
цию, эту традицию ни один фокусник бы-
стро не сможет, но работать тем не ме-
нее нужно. Конституция открывает воз-
можности для такой перспективы, и надо
пытаться ее выполнять.
Правовое образование в нашей
стране невысокое. А ведь надо с детско-
го сада воспитывать у чело-
века осознание того, что он
гражданин и обладает оп-
ределенными базовыми
правами, которые ему дает
уже сам факт его рождения.
Вместе с тем у нас есть
проблемы, связанные с
личным примером высших
должностных лиц на всех
уровнях, от местного и ре-
гионального до федераль-
ного. У наших сограждан
весьма силен царистский
инстинкт, поэтому личный
пример, хороший или пло-
хой, имеет огромное значе-
ние. Какое оно у нас, судите
в плане не выборочного, а
четкого выполнения зако-
нов. Вот, к примеру, Фридрих Второй, ко-
роль Пруссии, судился со своим кресть-
янином. У того был земельный участок,
который располагался впритык к замку
Фридриха. И он хотел купить его, чтобы
как-то избавиться от такого соседства. А
крестьянин продавать участок не хотел.
Тянулось это дело очень долго, годами,
Фридрих делал все, что мог, но крестья-
нин продавать не хотел. И в конце-кон-
цов подал на крестьянина в суд. И какое
решение вынес суд. А он решил, что
крестьянин прав. Это его собствен-
ность, и Фридрих не имеет никакого
права принудить его к продаже. А Фрид-
рих Великий, со своей стороны, под-
твердил, что принимает решение суда и
на гербе своем написал, что слава Богу,
что в Пруссии еще существует независи-
мый суд. И этот герб Пруссии существо-
вал до тех пор, пока президентом прус-
ского ландтага не стал печально извест-
ный персонаж по имени Герман Геринг.
– Весьма показательная исто-
рия. Но вот как Вам, Владимир Пет-
рович, такой парадокс: наши со-
граждане в массе своей либо не зна-
ют, что существует и чем занимает-
ся уполномоченный по правам чело-
века, либо знают, что такой есть, но
абсолютно индифферентны, либо
настроены крайне негативно. В чем
же причина, как Вы считаете, недо-
статочное освещение Вашей дея-
тельности в СМИ или что-то еще.
– Мне кажется, что за последний год
деятельность уполномоченного стала
освещаться более активно. Что же каса-
ется равнодушия, то здесь можно на-
звать две причины, на мой взгляд. Пер-
Условия быта и службы военнослужащих российской армии находятся под постоянным контролем.
Проверка состояния дел в Комендантском полку г.Москвы
В.П. Лукин на встрече с подростками – воспитанниками
специального учреждения по лечению и реабилитации юных
наркоманов и алкоголиков
pg_0006
вая заключается в том, что институт
уполномоченного еще не укоренен в
российской политической и обществен-
ной культуре, он новый для России. Ре-
шение проблемы укорененности, я ду-
маю, это прежде всего вопрос времени
и активности самого уполномоченного.
Вторая проблема – проблема негатив-
ного отношения, говорит о том, что лю-
ди в своем сознании воспринимают
должность уполномоченного, как поли-
тическую, а ведь между тем должность
уполномоченного совсем не политичес-
кая. Может быть, одной из причин нега-
тивного отношения является то, что
первый уполномоченный С.А. Ковалев
занимал вполне определенную позицию
по чеченскому вопросу. И кому-то она
очень не нравилась. Ну, не нравится и не
нравится… Говорить об этом в таком
ключе – все равно что говорить, дес-
кать, коли был генеральный прокурор,
который оказался нехорошим челове-
ком, значит, надо ликвидировать долж-
ность генерального прокурора. Это не-
серьезный разговор, недостойный ци-
вилизованного человека. Говорить надо
о том, имеет ли институт уполномочен-
ного серьезный смысл, может ли он со-
действовать восстановлению законнос-
ти и справедливости, если нарушены
права граждан. Опыт же доказывает, и я
приводил вам цифры в начале разгово-
ра, что есть возможности удовлетво-
рять права граждан, восстанавливать их
права. Получается, что если какой-то из
уполномоченных в тех или иных вопро-
сах вел себя так, как кому-то не нравит-
ся, то, значит, надо ликвидировать ин-
ститут уполномоченных. Это неверно, и
подход такой совершенно не серьезен.
Уполномоченный, в конце концов, это
тоже человек… даже Римский папа, го-
ворят, ошибается, не говоря уже об
уполномоченном.
Кроме того, я думаю, что проблема
такого восприятия связана с низкой
правовой культурой. Когда я говорил о
низкой правовой культуре, я совсем не
имел в виду тех, кто считается бедными,
малообразованными слоями общества.
У нас есть весьма образованные и да-
леко не бедные люди с крайне низкой
правовой культурой. К сожалению, это
проблема очень наша, так сказать. Про-
блема раздвоения между этаким цинич-
ным отношением к писаным законам и
этакой горделивой мудростью – я-то,
де, знаю, как на самом деле делаются
дела… Но вся проблема состоит в том,
что, с одной стороны, кланяемся закону,
а с другой – поступаем так, как поступа-
ют питекантропы. То есть, если мне, мо-
ей семье или шайке
кто-то дал дубиной по
голове, то это гнусно,
аморально и незакон-
но, а если я или моя
шайка решили кому-то
врезать дубиной, то в
этом случае все нор-
мально, законно и пра-
вильно… И вполне мо-
рально.
– Суровость и же-
сткость российских
законов компенсиру-
ется необязательнос-
тью их соблюдения…
– Что ж, можно уте-
шать себя тем, что коль
скоро дурацкие у нас
законы, то по крайней мере не выполня-
ются… Но есть и другая сторона дела:
Солона однажды соотечественники
спросили, насколько совершенны зако-
ны. И он ответил, что они настолько со-
вершенны, насколько граждане способ-
ны их соблюдать.
Если граждане будут исполнять зако-
ны, то постепенно и законы будут совер-
шенствоваться. А если наши граждане, в
том числе влиятельные граждане, априо-
ри не хотят выполнять законы, то и законы
никогда не изменятся, зачем тогда они.
Общество – отдельно, законы – отдель-
но, зачем тогда их совершенствовать.
– Владимир Петрович, при таком
огромном объеме жалоб, который
Вы называли, Вам наверняка прихо-
дится опираться и на различную по-
мощь и поддержку извне. Скажите,
пожалуйста, а участвуют ли в работе
уполномоченного общественные
организации и объединения, на-
сколько активно Вы с ними сотруд-
ничаете и есть ли реальный эффект
от такого взаимодействия.
– Прежде всего мы сотрудничаем с
международными неправительственны-
ми правозащитными организациями.
При уполномоченном существует экс-
пертный совет, куда входят очень мно-
гие правозащитные организации. Он
сформирован по секциям, мы регулярно
собираем эти секции и обсуждаем акту-
альные проблемы, нарушения, жалобы
во всех областях. Совместно с членами
экспертного совета вырабатываем ре-
комендации, что нужно сделать и как. Та-
ким образом мы ведем постоянную ра-
боту с нашими общественными право-
защитными организациями. Кроме того,
существуют региональные уполномо-
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Дружеская и открытая беседа с журналистами на пресс-конференции по итогам визита в один из
российских регионов
В ходе своих поездок в регионы В.П. Лукин всегда уделяет большое
внимание условиям труда и быта работников различных предприятий
pg_0007
ченные, которые выбираются местными
органами власти в соответствии с зако-
ном. Таковых у нас 31 сейчас из 89 реги-
онов. Этот институт развивается, но
медленнее, чем хотелось бы. У меня нет
правового рычага, чтобы воздейство-
вать в этом направлении на региональ-
ные власти, поэтому опять же приходит-
ся убеждать, уговаривать. Появление
уполномоченных зависит и от местной
власти, и от общественности. Пока по-
езд идет, но весьма медленно, а это
плохо. Потому что этот институт, при
всей своей ограниченности в правах,
является институтом, который усилива-
ет правовое поле и способствует фор-
мированию гражданского общества в
стране, в регионе.
– А другие общероссийские об-
щественные организации, не только
правозащитные, могли бы быть по-
лезными в Вашей деятельности.
– Конечно. Мы сотрудничаем с Со-
юзом журналистов, сотрудничаем с
другими организациями – «Солдатские
матери», Детский фонд, например, и
другими, которые занимаются профес-
сиональными вопросами, с организа-
циями, которые отстаивают особые ин-
тересы каких-то групп и категорий
граждан. Мы непосредственно не со-
трудничаем с политическими партиями,
так как по закону уполномоченный не
занимается активной политикой. Есте-
ственно, мы с удовольствием прислу-
шиваемся к их мнению, выслушиваем
рекомендации, принимаем советы, по-
скольку они все являются гражданами,
но наши отношения строятся на граж-
данской основе, а не на политической,
поскольку активной политикой мы, как я
уже сказал, не занимаемся.
Мы открыты к сотрудничеству c об-
щественными организациями и объеди-
нениями граждан, более того, просим их
помогать нам. Кстати, на нашей недав-
ней встрече с С.А. Абакумовым, предсе-
дателем правления Национального фон-
да «Общественное признание», Незави-
симой организации «Гражданское обще-
ство» и Национального гражданского ко-
митета по взаимодействию с правоохра-
нительными, законодательными и судеб-
ными органами, я предложил ему войти
в состав нашего экспертного совета. На-
деюсь, что участие возглавляемых им об-
щероссийских организаций существен-
но поможет уполномоченному в осуще-
ствлении и развитии взаимодействия и
диалога, как с обществом, так и с власт-
ными структурами. С удовольствием бу-
дем сотрудничать, тем более что нам
приходится много работать с МВД.
– Владимир Петрович, Вам по
большей части приходится сталки-
ваться с темными сторонами нашей
российской действительности. От-
куда черпаете свои душевные и фи-
зические силы, ведь их Вам нужно
много и очень много.
– Никогда не менял своего образа
жизни. Он такой, знаете ли, простой: не-
большая зарядочка утром, встречи с дру-
зьями и очень скромная и умеренная вы-
пивка вечером – вот такие простые мето-
ды «лечения»… Иногда удается в воскре-
сенье отдохнуть. Я всегда и во всех сво-
их ипостасях вел один и тот же образ
жизни, продолжаю его и сейчас. Годы
идут, конечно, но ничего, силы еще есть.
Конечно, свободного времени мало, в
последнее время гораздо меньше ви-
жусь с друзьями, чем хотелось бы, значи-
тельно меньше читаю книг, в основном
жалобы. Тоже по-своему интересно…
Приходится урезать расходы времени на
всем том, что я люблю. Пожалуй, непри-
косновенным остается только время, ко-
торое я посвящаю футболу. Это, конечно,
страсть давняя и всепоглощающая. Меж-
ду прочим, футбол очень сильно помога-
ет мне восстанавливать душевное рав-
новесие. До последнего времени я и сам
играл в футбол и хоккей, сейчас, конечно,
удается это делать реже. Но болею по-
стоянно, за ЦСКА. С детских лет это моя
любимая команда, кстати, сейчас ЦСКА
стала доставлять больше радости.
Андрей ТИМОФЕЕВ
Фото из личного архива В.П. Лукина
В.П.Лукин, Н.Б.Мирза и С.А.Абакумов. Уполномоченный по правам человека в России всегда открыт для
конструктивного и плодотворного сотрудничества с общественными организациями
Беседа с заместителем главного редактора журнала «Признание» А.В. Тимофеевым получилась очень
откровенной, интересной и содержательной
ПОРТРЕТ КРУПНЫМ ПЛАНОМ