взяться. А такое положение чревато раз-
ного рода серьезными эксцессами, к
примеру, недавно мы с вами стали сви-
детелями ряда «цветных» революций.
Без взаимопонимания, взаимоуваже-
ния и взаимодействия между властью и
обществом мы никогда не решим ни про-
блему доверия народа к власти, ни нацио-
нальной идеи никакой не создадим.
– Какова роль в этих процессах,
по Вашему мнению, принадлежит
Русской Православной Церкви.
– Я считаю, сегодня Русская Право-
славная Церковь должна занимать более
активную позицию. Представители духо-
венства должны сами идти к людям, соби-
рать сходы, вести проповеди. Стереотип
советского времени – «кто пришел в цер-
ковь, тому и рады» – нужно преодолевать.
Наверно, сейчас требуется некое но-
вое миссионерство. Ведь церковь отде-
лена от государства, но не отделена от
общества. Она в принципе болеет теми
же болезнями, что и общество. Что, разве
церковь у нас сильно близка к народу по-
всеместно. Есть подвижники, есть, но их
немного. Депопуляция населения может
привести к тому, что православных не бу-
дет. У нас все конфессии сейчас по рож-
даемости превосходят православных.
Нигде такой беды с рождаемостью нет.
У буддистов с рождаемостью все хорошо,
у евреев неплохо, у мусульман просто
прекрасно. У нас у одних только. Мы теря-
ем паству, хотя ресурс у Русской Право-
славной Церкви есть, и очень мощный.
– Могут ли сами граждане со сво-
ей стороны предпринять что-либо,
дабы изменить ситуацию к лучшему.
– Гражданское общество – это об-
щество самоорганизованное, которое
живет по общечеловеческим и божес-
ким законам и в самой минимальной
степени зависит от государства. Это
первое. Второе – у институтов граждан-
ского общества должны быть рычаги
влияния на государственную власть. Го-
сударственную власть любого уровня
нельзя абсолютизировать. Власть не
должна быть отделена, она должна быть
сама частью общества. Она слушать
должна. Учитывать, анализировать и как-
то с этой информацией работать. Хотя
бы разговаривать. Вот опыт Беслана и
других трагедий показывает, что с людь-
ми надо говорить. Не всегда что-то сде-
лать для них получается, но диалог дол-
жен быть постоянно. Иначе между влас-
тью и обществом возникает глухая сте-
на неприязни и непонимания, которая и
порождает всякого рода «цветные» ре-
волюции, которые на самом деле кроме
деструктива ничего не несут.
Гражданское общество – это прежде
всего самоуправление. Здесь государст-
венные органы должны быть открыты для
диалога. Властям не только надо управ-
лять обществом, а и принимать какие-то
меры, на законодательном или каком-то
ином уровне к тому, чтобы и общество вну-
три себя организовывалось, чтобы нации
объединялись, сплачивались, а не разва-
ливались по национальным или террито-
риальным кускам. Таким образом, гражда-
не должны самоорганизовываться, а влас-
ти – предоставить им для этого соответст-
вующие возможности и механизмы.
– Не за горами уже Новый, 2006
год. Что бы Вы, Александр Порфи-
рьевич, хотели пожелать народу
России и всем ветвям власти в на-
шей стране, а также членам наших
общероссийских общественных ор-
ганизаций и редакции журнала
«Признание».
– Редакции журнала я бы пожелал
больше общаться с руководителями ре-
гионов и политическими лидерами субъ-
ектов Федерации, а так же с простыми
людьми из российской глубинки. Сло-
вом, журналистам пожелал бы чаще вы-
езжать в командировки за пределы Са-
дового кольца Москвы! Всем читателям
журнала и всем российским гражданам -
увидеть реальные позитивные результа-
ты от реализации национальных про-
грамм в развитии страны. А всем ветвям
власти, соответственно, сил и сплочен-
ности в осуществлении этих планов.
Андрей Тимофеев
Фото автора, Александра Жихарева
и личный архив А.П. Торшина
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Выступления А.П. Трошина всегда отличаются точностью, аргументированностью
и конструктивностью критики
«Рецептов у меня нет. Но пока мы не займемся конкретными делами
ничего хорошего ждать не следует»