взяться. А такое положение чревато раз-
ного рода серьезными эксцессами, к
примеру, недавно мы с вами стали сви-
детелями ряда «цветных» революций.
Без взаимопонимания, взаимоуваже-
ния и взаимодействия между властью и
обществом мы никогда не решим ни про-
блему доверия народа к власти, ни нацио-
нальной идеи никакой не создадим.
– Какова роль в этих процессах,
по Вашему мнению, принадлежит
Русской Православной Церкви.
– Я считаю, сегодня Русская Право-
славная Церковь должна занимать более
активную позицию. Представители духо-
венства должны сами идти к людям, соби-
рать сходы, вести проповеди. Стереотип
советского времени – «кто пришел в цер-
ковь, тому и рады» – нужно преодолевать.
Наверно, сейчас требуется некое но-
вое миссионерство. Ведь церковь отде-
лена от государства, но не отделена от
общества. Она в принципе болеет теми
же болезнями, что и общество. Что, разве
церковь у нас сильно близка к народу по-
всеместно. Есть подвижники, есть, но их
немного. Депопуляция населения может
привести к тому, что православных не бу-
дет. У нас все конфессии сейчас по рож-
даемости превосходят православных.
Нигде такой беды с рождаемостью нет.
У буддистов с рождаемостью все хорошо,
у евреев неплохо, у мусульман просто
прекрасно. У нас у одних только. Мы теря-
ем паству, хотя ресурс у Русской Право-
славной Церкви есть, и очень мощный.
– Могут ли сами граждане со сво-
ей стороны предпринять что-либо,
дабы изменить ситуацию к лучшему.
– Гражданское общество – это об-
щество самоорганизованное, которое
живет по общечеловеческим и божес-
ким законам и в самой минимальной
степени зависит от государства. Это
первое. Второе – у институтов граждан-
ского общества должны быть рычаги
влияния на государственную власть. Го-
сударственную власть любого уровня
нельзя абсолютизировать. Власть не
должна быть отделена, она должна быть
сама частью общества. Она слушать
должна. Учитывать, анализировать и как-
то с этой информацией работать. Хотя
бы разговаривать. Вот опыт Беслана и
других трагедий показывает, что с людь-
ми надо говорить. Не всегда что-то сде-
лать для них получается, но диалог дол-
жен быть постоянно. Иначе между влас-
тью и обществом возникает глухая сте-
на неприязни и непонимания, которая и
порождает всякого рода «цветные» ре-
волюции, которые на самом деле кроме
деструктива ничего не несут.
Гражданское общество – это прежде
всего самоуправление. Здесь государст-
венные органы должны быть открыты для
диалога. Властям не только надо управ-
лять обществом, а и принимать какие-то
меры, на законодательном или каком-то
ином уровне к тому, чтобы и общество вну-
три себя организовывалось, чтобы нации
объединялись, сплачивались, а не разва-
ливались по национальным или террито-
риальным кускам. Таким образом, гражда-
не должны самоорганизовываться, а влас-
ти – предоставить им для этого соответст-
вующие возможности и механизмы.
– Не за горами уже Новый, 2006
год. Что бы Вы, Александр Порфи-
рьевич, хотели пожелать народу
России и всем ветвям власти в на-
шей стране, а также членам наших
общероссийских общественных ор-
ганизаций и редакции журнала
«Признание».
– Редакции журнала я бы пожелал
больше общаться с руководителями ре-
гионов и политическими лидерами субъ-
ектов Федерации, а так же с простыми
людьми из российской глубинки. Сло-
вом, журналистам пожелал бы чаще вы-
езжать в командировки за пределы Са-
дового кольца Москвы! Всем читателям
журнала и всем российским гражданам -
увидеть реальные позитивные результа-
ты от реализации национальных про-
грамм в развитии страны. А всем ветвям
власти, соответственно, сил и сплочен-
ности в осуществлении этих планов.
Андрей Тимофеев
Фото автора, Александра Жихарева
и личный архив А.П. Торшина
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Выступления А.П. Трошина всегда отличаются точностью, аргументированностью
и конструктивностью критики
«Рецептов у меня нет. Но пока мы не займемся конкретными делами
ничего хорошего ждать не следует»
pg_0002
Давайте забудем былые обиды и деся-
тилетний демократический угар и нач-
нем все-таки переходить к нормально-
му государственному планированию.
Если кто-то понимает демократию – а
так, наверное, большинство населения
ее поняло – как возможность делать все
что хочу, то так не бывает, понимаете.
Это не демократия, а просто бардак.
Поэтому необходимо переходить к пла-
нированию по основным показателям,
по основным отраслям.
Иначе мы никакого удвоения ВВП не
получим. Потому что удвоение ВВП –
это достаточно опасная вещь. Удвоить
ВВП можно легко на бумаге за счет
спекулятивного рынка финансовых ус-
луг. Показатели все вырастут. Только
жить лучше не станет. Понимаете, удво-
ение ВВП – оно должно иметь конкрет-
ное приложение, то есть конкретное
выражение в улучшении жизни каждого
конкретного гражданина.
– Не хлебом единым жив чело-
век… Нужна ведь какая-то нацио-
нальная идея, как духовная и мо-
ральная объединяющая основа. Как
Вы понимаете национальную идею
современной России.
– Приведу вам такой пример. Я яв-
ляюсь членом попечительского совета
Фонда патриотического кино. Есть це-
лый ряд проектов этого Фонда, лент, на
которых должны воспитываться патрио-
тические чувства молодежи. Что ни лен-
та – то на 80% состоит из пальбы. Мо-
жет быть, эти ленты патриотичны. Пат-
риоты всегда шли на баррикады, на ам-
бразуры, отдавали жизнь за родину.
Скажите, а вырастить троих детей –
это разве не патриотично.
Государственный заказ должен быть,
должна быть новая общенациональная,
общенародная идеология. Она не долж-
на подавлять другие идеологии, но долж-
на быть стержнем. И над этим надо рабо-
тать. Надо понимать, а с какими людьми
мы хотим жить рядом, кого мы хотим
иметь по соседству, или на соседней ули-
це, или в соседнем доме, на лестничной
площадке. Об этом уже надо думать.
Национальная идея… Вот вам еще
один пример: китаянка впервые заняла в
биатлоне на чемпионате мира в этом году
третье место. Ее спрашивают: в чем сек-
рет успеха. Да никакого, отвечает, секре-
та нет. Мы китайцы, поэтому у нас все по-
лучится. Вот она национальная идея. Все
как данное: мы китайцы, у нас все полу-
чится. Национальная идея – это в принци-
пе совокупность целей, к которым мы
идем. И надо четко определить эти цели и
поставить их перед собой. А чем больше
мы сами с собой, с нашей духовностью
будем носиться с этой идеей, не ставя
при этом перед собой никаких практиче-
ских целей, тем меньше шансов у нас бу-
дет на нормальную жизнь.
– Одно из проявлений морально-
го кризиса, о котором мы говорили
– недоверие людей к власти. Можно
ли говорить в таких условиях о ка-
кой-то общей национальной идее.
– Это другая сторона вопроса. А за
что верить-то. У нас что-то изменяется
к хорошему, к лучшему, чтобы верить.
Понимаете, вот это сейчас самая боль-
шая проблема. В идеале было бы сде-
лать так, чтобы нашей национальной
идеей стало доверие к нашей власти.
Один банковский кризис, другой
банковский кризис. Одна реформа за
другой. Реформы нужны, несомненно.
Но у нас как-то так получается, что каж-
дый раз все это боком выходит просто-
му гражданину. Ну, и за что он их, власти,
будет уважать и доверять им.
С другой стороны, всеобщее благо-
стное настроение, отсутствие планов и
перспектив в принципе. Потому что у нас
основные параметры нашего развития,
которые сейчас утвердило правительст-
во, ничего общего с жизнью конкретного
человека не имеют. Человек смотрит те-
левизор, где говорят, что у нас ВВП рас-
тет, а потом человек приходит домой и
ничего там не растет вообще, наоборот,
все уменьшается. Откуда же доверию
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Повседневная работа. Обсуждение материалов, подготовленных комиссией по расследованию
трагедии в Беслане, с председателем Совета Федерации C.М. Мироновым
А.П. Торшин всегда готов к открытому общению со СМИ
pg_0003
персональный состав, причем очень
представительный. В него входят прези-
дент, премьер, прокурора только нет. Два
спикера, три председателя наших высших
судебных инстанций. Все есть. Только ра-
боты нет. Ни одного дела не рассмотрели,
ничего. Худо-бедно работает вроде бы
лишь общественный совет по борьбе с
коррупцией в Госдуме, и то в какой-то по-
луофициальной форме. А ведь борьба с
коррупцией в общенациональном мас-
штабе – это важнейшее звено в борьбе с
терроризмом.
Противодействие терроризму – это
работа комплексная. Собрали мы недав-
но совещание, спрашиваем представи-
теля МВД о том, что нужно, чтобы норма-
лизовать положение в Дагестане. А он
говорит, что надо еще пару горных бригад
сформировать. И это все.! Ну, говорит,
еще надо решить вопрос занятости. Там
безработных много. А разве решение
проблемы занятости входит в задачи
МВД. Вот сейчас и получается, что у нас
борьба с преступностью, борьба с тер-
роризмом полностью отдана в руки чело-
века с ружьем. Но на Кавказе уже сейчас
у нас каждый пятый с автоматом. А терак-
ты не прекращаются. Это тупиковый путь.
Нам необходимо взаимодействие всех
институтов гражданского общества и
всех ветвей власти. Конечно же, с воору-
женными преступными группировками
должны бороться спецслужбы и МВД, но
решать социально-экономические и иде-
ологические проблемы, создающие пи-
тательную среду и почву, на которой на-
чинают развиваться всевозможные экс-
тремистские и террористические течения
– разве это задача только спецслужб.
А что, разве партия «Единая Россия» не
рассматривает вопросы борьбы с враж-
дебной идеологией. Идейно не борются,
борются только через оружейный прицел.
А такая борьба неэффективна.
– Развитие терроризма и всевоз-
можных экстремистских течений,
особенно на фоне растущего недо-
верия граждан к властным структу-
рам можно считать одним из свиде-
тельств того, что в нашем обществе
назревает серьезный моральный
кризис. Как Вы считаете, каким пу-
тем следует идти, чтобы его предот-
вратить, какими путями следует вы-
бираться из этого кризиса и какие
силы должны и могут быть вовлече-
ны в этот процесс.
– Трудный вопрос. Я не принадлежу к
тем людям, которые имеют рецепты на
все случаи жизни. Прежде всего надо
полностью проанализировать и понять
ситуацию, в которой мы все сейчас нахо-
димся. Представьте себе большой го-
род, на который обрушился ураган. Ведь
то, что у нас происходит, сродни урагану,
но в социальной сфере, тоже стихийное
бедствие. А что обычно делается, когда
происходит какое бы то ни было стихий-
ное бедствие. Создается штаб по борь-
бе с ним и по ликвидации его последст-
вий, штаб, который определяет, что всем
нам следует делать в тот или иной мо-
мент, который мобилизует все. Скажем,
детей и женщин следует отвести в некое
безопасное место, кому-то следует тас-
кать мешки с песком, например, чтобы
дамбу построить, кто не может – пусть
сидит на телефоне, осуществляет связь
между теми, кто таскает. Иными словами,
сейчас нужен серьезный мобилизацион-
ный план выхода из кризиса, рассчитан-
ный лет на пять, не менее, с ежегодной
корректировкой. Главное сейчас не впа-
дать в благодушие, дескать, нефтедолла-
ры нас вывезут. Не хочется выглядеть па-
никером, но главное сейчас осознать,
что у нас в стране далеко не все так глад-
ко, как кажется на первый взгляд. Поэто-
му надо быстро что-то делать.
Для этого необходимо прежде всего
посчитать, какими ресурсами мы облада-
ем и на какие категории людей конкретно
мы можем сейчас рассчитывать.
Еще раз хочу повторить, что мы обя-
зательно нарвемся на проблемы, если
будем браться за частное, не решив об-
щих вопросов. А общий вопрос какой.
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
А.П. Торшин в составе делегации Национального гражданского комитета, Национального фонда
«Общественное признание» и Независимой организации «Гражданское общество»
на празднике преп. Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
А.П. Торшие уделяет большое внимание помощи детям.
В нижнем храме Св. Алексия в детском доме Топорково
pg_0004
ей проекта бандитов. Мало того что они
ваших детей поубивали, вы сейчас про-
должаете реализовывать их проект. Они
хотели вас перессорить с властью, с со-
седями – они этого добились.
Только разве им это скажешь. Сразу
обвинят в том, что Торшин издевается
над безутешными родителями.
– Кое-кто в прессе договорился
уже до того, что, дескать, взрыв
произошел потому, что снайпер за-
стрелил боевика, стоявшего у ос-
новной бомбы…
– Боевик не дурак, он стоял в том ме-
сте, где вообще не простреливалось. А
сейчас спрашивают: как был застеклен
спортзал. Решетки были. Не было их в
спортзале, а был пластик. Потому что
стеклить стеклом обыкновенным, без
решеток, спортзал нельзя. Первый же
сильный удар мяча – и вдрызг. И пред-
ставители спецслужб говорят: был плас-
тик. А через пластик в оптический прицел
ничего не видно. Схема, составленная с
помощью заложников, также подтверж-
дает – не мог его снайпер увидеть.
У нас есть подтверждения тому, что в
те страшные дни стрельбу вели не толь-
ко российские военные, но и граждан-
ские люди, окружившие школу... А пуля –
она дура, понимаете. И она там плохо
разбирает, из какого ствола она вылете-
ла и куда попадет.
– За время работы в этой парла-
ментской комиссии Вы наверняка
получили очень много информации о
реальной ситуации в северокавказ-
ском регионе. Почему именно здесь
так велика активность террористов,
и какие средства и методы могут
быть реально эффективны для про-
тиводействия ему.
– Мне хотелось бы вспомнить слова
В.И. Ленина в его работе «О государст-
ве». Он там, в частности, писал, что если
мы будем браться за решение частных
вопросов, не решив общие, то мы посто-
янно будем натыкаться на эти самые ча-
стные вопросы. В данном случае речь
следует вести о системе противодейст-
вия терроризму, как явлению. Искать глу-
бинные причины, его порождающие,
корни, устранять их – только в этом слу-
чае мы сможем добиться реальных ре-
зультатов. В противном случае мы будем
бесконечно бороться с последствиями.
И реакция людей, подвергшихся терро-
ристической атаке – это тоже вторично,
это последствие.
На самом деле надо смотреть в ко-
рень: что у нас порождает терроризм и
где находится его питательная база.
В свете этого совершенно очевидно, что
необходима борьба с коррупцией как
элемент противодействия терроризму. Го-
ворим мы про эту борьбу с коррупцией,
говорим, а толку ноль. Более того, поти-
хонечку эта борьба начинает приносить
какие-то странные плоды. За весь про-
шлый год в Республике Ингушетия ни од-
ного уголовного дела по факту коррупции
не возбуждено. Это что означает. Что ли-
бо там проблему эту решили раз и на всю
жизнь, и никакой коррупции там нет, что не
может не вызвать по меньшей мере иро-
ническую улыбку у людей, которые даже
нечасто бывают на Северном Кавказе, ли-
бо это там стало уже нормой жизни, про-
сто которую надо принимать как данность.
По этому вопросу я должен высказать ряд
претензий к нашему государству. Начнем
с того, что Россия до сих пор не является
участником Международной конвенции
по борьбе с коррупцией. Что нам мешает
присоединиться к этой конвенции. Кроме
того, у нас не работает Президентский со-
вет по борьбе с коррупцией. В ноябре ме-
сяце исполнилось два года, как он учреж-
ден, но за это время ни разу не собирал-
ся. Указ есть, положение о нем есть. Есть
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
А.П. Торшин вручает Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
свидетельство к юбилейному гражданскому ордену Серебрянная Звезда «Общественное признание»
У Русской Православной Церкви есть очень мощный ресурс . Его надо реализовывать на благо России
pg_0005
– Как глава парламентской комис-
сии, созданной для выяснения при-
чин и обстоятельств бесланской тра-
гедии, можете ли Вы рассказать об
особенностях и результатах ее рабо-
ты на сегодняшний день. Прошло уже
больше года с тех событий, не слиш-
ком ли затягивается расследование.
– Любое парламентское расследо-
вание само по себе является процес-
сом весьма сложным. Сразу хотел бы
сказать, что такие расследования ни-
когда быстро не проводятся. Это под-
тверждает вся мировая практика вооб-
ще, и работа нашей комиссии в частно-
сти. В принципе эту работу можно было
бы завершить и за два месяца, но что
получилось бы в результате. Да ничего
хорошего. Как на Кавказе говорят,
сколько из одной шкуры шапок можно
сшить. Одну. А две можно. Можно две.
А семь. Да, пожалуйста. Только их но-
сить нельзя будет. Вот в чем дело.
Надо сказать, что в ходе расследо-
вания любого подобного события тем,
кто этим расследованием занимается,
приходится сталкиваться с несколькими
фазами его оценки и восприятия со сто-
роны непосредственных участников и
свидетелей. По горячим следам мы
именем дело с одними фактами, через
какое-то время – всплывают другие,
сейчас, когда уже минула годовщина
трагедии, появляются совсем новые
факты. Причем зачастую мы сталкива-
емся с такими аспектами психологичес-
кого восприятия людей, которые иногда
бывает трудно объяснить. Хотя на са-
мом деле они объяснимы.
Вот посмотрите, что сейчас делается.
Идет процесс над Нурпашой Кулаевым –
единственным уцелевшим террористом,
который сдался. Его счастье, что он вы-
скочил с поднятыми руками и без оружия.
Был бы он с оружием – уже лежал бы вме-
сте с остальными среди трупов. Но обра-
тите внимание: на этом суде совершенно
исчезла тематика вины террористов. Од-
новременно меняется общий настрой
потерпевших. Они не говорят о террори-
стах, что те бандиты, что убивали людей.
Появляются показания такого рода, что
террористы им помогали выскакивать из
горящей школы, что они говорили захва-
ченным ими людям, что никого не хотят
убивать, дескать, они борцы за свободу
Чеченской республики, что детей они не
тронут и никого не расстреляют.
Мы же, со своей стороны, обязаны
собрать и проанализировать максималь-
но возможный объем информации, с тем
чтобы получить и представить государст-
ву и обществу наиболее полную и прав-
дивую картину происшедшего, причин и
следствий. Мы должны оперировать фак-
тами и только фактами. Возможно ли ре-
шить такую задачу в короткие сроки. Нет,
и еще раз нет. Не говоря уже о том, что
работа комиссии происходит в условиях
крайнего эмоционального напряжения.
Вот уже больше года мы фактически жи-
вем в этой беде, больше года испытыва-
ем сильнейший стресс, вы только пред-
ставьте себе фотографии этих изуродо-
ванных и убитых детей, представьте се-
бе, какие у нас происходят разговоры с
матерями, потерявшими свое самое до-
рогое… Представьте себе, каких душев-
ных сил требует такая работа от членов
комиссии, чтобы подняться над эмоция-
ми и трезво и объективно разобраться в
этой наисложнейшей ситуации.
– Совершенно очевидно, и это
уже признали у нас практически все,
что целью того страшного сентябрь-
ского теракта была совершенно яв-
ная попытка взорвать Кавказ на меж-
национальной основе, с одной сто-
роны, а с другой – вбить клин между
российской властью и населением
всего этого региона. Удается ли что-
нибудь реально сделать, чтобы этот
котел не взорвался, чтобы и без того
высокое давление не поднялось до
критической отметки.
– Проблема напряженности на Се-
верном Кавказе коренится гораздо
глубже. Она заключается, на мой
взгляд, в отсутствии грамотной, проду-
манной эффективной национальной
политики в этом многонациональном
регионе. И на федеральном, и на мест-
ном уровне для осуществления такой
политики делается крайне мало. Поэто-
му опасность межнационального взры-
ва очень сильна.
Более того, бесланская трагедия
обострила и сделала очень реальной
опасность новой вспышки на Кавказе.
Там сейчас идут очень разновекторные
процессы. Тяжело это признавать, но
факт. Матерям Беслана, которые сейчас
обвиняют российские власти и спец-
службы, разве скажешь: уважаемые
гражданки, то, что вы сейчас делаете, яв-
ляется по сути своей прямой реализаци-
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Родился 27 ноября 1953 г. в п. Митога Усть-Большерецкого района Камчатской
области; окончил Всесоюзный юридический заочный институт в 1978 г., факультет
психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 1989 г., кандидат юридических наук, до-
цент; работал преподавателем и доцентом Академии общественных наук при ЦК
КПСС; 1990–1991 – сотрудник отдела по связям с общественно-политическими
организациями аппарата ЦК КПСС, работал в аппарате президента СССР;
1992–1993 – заместитель заведующего отделом по взаимодействию с Верховным
советом и общественными организациями аппарата правительства РФ;
1993–1995 – в аппарате Совета министров – правительстве Российской Федера-
ции, последовательно занимал должности заместителя заведующего отделом и
заведующего отделом по взаимодействию с палатами Федерального собрания
РФ, депутатскими фракциями и депутатами Департамента по взаимодействию с
Федеральным собранием и общественными организациями; 1995–1998 – статс-
секретарь Центрального банка России (в ранге заместителя председателя банка),
отвечал за взаимодействие с органами госуправления, общественными организа-
циями и прессой; 1998–1999 – полномочный представитель правительства РФ в
Государственной думе Федерального Собрания РФ в ранге заместителя руково-
дителя аппарата правительства; с марта 1999 г. работал заместителем генераль-
ного директора – статс-секретарем государственной корпорации «Агентство по
реструктуризации кредитных организаций» (ГК «АРКО»); в Совете Федерации до
избрания заместителем председателя являлся членом комитета по бюджету, на-
логовой политике, финансовому и таможенному регулированию, банковской де-
ятельности; действительный государственный советник РФ 1-го класса.
В настоящее время является заместителем председателя Совета Федерации Фе-
дерального собрания РФ, представителем в Совете Федерации от правительства
Республики Марий Эл. С 2005 года сопредседатель президиума Национального
гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законода-
тельными и судебными органами.
Торшин Александр Порфирьевич
pg_0006
БЕСЕДА С КОМПЕТЕНТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Своим мнением
по ряду наболевших
проблем России
и российского
общества с нашим
журналом поделился
первый заместитель
председателя Совета
Федерации
Федерального
собрания России,
сопредседатель
президиума
Национального
гражданского
комитета
по взаимодействию с
правоохранительными,
законодательными
и судебными
органами
А.П.Торшин
А.П. Торшин:
«Мы никогда не решим проблем
нашей страны без взаимопонимания,
взаимоуважения и взаимодействия
между властью и обществом»